ЗАНЯТИЕ 1. "НАШИ ИМЕНА" Предложенные игровые упражнения помогут адаптировать детей в условиях нового коллектива и создать атмосферу взаимопонимания, стимулировать развитие коллектива в отряде.
Ведущий предлагает обсудить правила работы группы. Например, правила могут быть следующие:
1. Добровольное участие на занятии;
2. "Закрытая зона" – все что происходит, и все о чем говорится на нашем занятии, касается только нашей группы и вне группы не распространяется;
3. "Индивидуальность" – никого не судить, не приклеивать ярлыков, не давать кличек, постараться увидеть в себе и в другом индивидуальность, не бояться удивляться новому в себе и в других;
4. "Летучее облако" – очень важно сохранять в группе атмосферу доверия и внимания друг к другу.
Вожатый может разделить участников на микрогруппы по 5-6 человек и предложить им обсудить, что могло бы значить то или иное правило. Затем каждая группа делится мыслями с другими, правила определяются, при необходимости - дополняются и принимаются каждым участником.
"Снежный ком" Первый участник произносит имя. Следующий произносит имя первого участника и свое, далее рядом сидящий со вторым участником называет два предыдущих имени и свое. Четвертый продолжает дальше, таким образом, нить имен пополняется новыми именами, последним называет все имена ведущий.
«Арам-шим-шим» Водящий стоит в центре круга с закрытыми глазами и вытянутой вперед рукой. Все играющие бегут по кругу со словами:
Арам-шим-шим,
Арам-шим-шим,
Арамия-гульсия,
Покажи-ка на меня.
На последних словах круг останавливается, и играющие смотрят, на кого указывает рука водящего. Тот, на кого показал водящий, входит в круг и встает спина к спине с водящим. Все хором произносят: "Раз, два, три". На счет "три" стоящие в центре одновременно поворачивают голову. Если они повернули голову в одну сторону, то выполняют какое-то задание ребят – поют, танцуют, читают и т. д. После этого первый водящий уходит, а второй занимает его место. Если они повернули головы в разные стороны, то никакого задания им не дается, первый водящий уходит, а второй начинает игру сначала.
Когда в эту игру играют старшие ребята, они иногда вводят такое правило. Если в центре мальчик и девочка, и они повернули головы в одну сторону, то они должны поцеловаться. Если же в центре – два мальчика или две девочки, то они в такой ситуации просто пожимают друг другу руки.
ЗАНЯТИЕ 2. "КАКИЕ МЫ" На начальном этапе ведущий проводит рефлексию, (анализ) предыдущей встречи, восстанавливает теплую, доверительную атмосферу, вместе с ребятами повторяет правила работы группы. Анализ можно провести, предлагая каждому продолжить фразы типа: "Я помню...", "Я понял...", "Мне понравилось...", "Я почувствовал..." и т.д.
"Болгарская спичка" Участники рассаживаются в круг. Ведущий зажигает спичку и осторожно передает ее по кругу. В чьих руках спичка гаснет, тот участник (на выбор) или ответит на несколько вопросов окружающих, или выполнит одно их задание. Спичка зажигается вновь, и упражнение продолжается в той же форме.
"Интервью по кругу" Ведущий бросает мяч одному из участников и задает ему вопрос, участник отвечает и бросает мяч другому со своим вопросом. Вопросы должны быть корректными и задаваться доброжелательно. Если кто-то не хочет отвечать на вопрос, он говорит: "Нет ответа" и группа задает ему другой вопрос. Важно, чтобы в роли интервьюируемого оказались все участники.
ЗАНЯТИЕ 3. "УМЕНИЕ ВЫРАЗИТЬ СЕБЯ". Мы часто не осознаем и не контролируем свои чувства. А если попробовать и потренироваться? Стремление управлять своими эмоциями делает нас опытными и мудрыми партнерами в общении.
Упражнение 1. Вы мысленно передаете партнерам какой-либо текст глазами, молча. Он должен понять общий смысл вашей внутренней речи. Упражнение проводится в парах, участники, по очереди, меняются ролями.
Упражнение 2. С помощью мимики, молча передать участникам смысл фразы (поговорки, словосочетания, строчек из песни...). Упражнение проводится в парах или в микрогруппах из 4-5 участников.
Упражнение 3. С помощью мимики и пластики изобразить типы разных людей: слабый, хилый, решительный, злой, герой, мудрый, трус, эгоист, надменный и т.д. Упражнение можно проводить в парах или микрогруппах.
Упражнение 4. Придумайте себе новый образ, возможно фантастический и передайте его содержание через мимику и пластику партнеру.
Все эти упражнения, после работы в парах или микрогруппах, обсуждаются в общем кругу. Кто наиболее удачно передал фразу, образ, внутреннюю речь, свой образ, какими жестами пользовался. Можно предложить каждому участнику показать свой образ на группу.
Упражнение "Стилисты". Дается задание гармонично и красиво одеть даму на праздник. По одному предмету от каждого участника. Эта игра вызывает эмоции и смех. Проследите, кто называет несоответствующие предметы (Почему?). Похвалите за нестандартность тех, кто выбирает редкие предметы.
Упражнение "Судьба человека". Задача участников по кругу называть события жизни вымышленного героя, т.е. нарисовать групповой сценарий его жизни.
Обратите внимание, кто какие события называет, проанализируйте для себя.
Приложение III
МЕРОПРИЯТИЯ
Комический цирк. Подготовить и показать шуточный цирковой номер. Каждая группа должна выбрать шар, проколоть его и вытащить записку с названием циркового номера. Какие могут быть номера?
1. Дрессированные хищники.
2. Клоуны.
3. Фокусники.
4. Канатоходцы.
5. Жонглеры.
6. Собачки-математики.
7. Акробаты.
8. Верховые наездники.
Проводит цирковую программу клоун-конферансье, который свяжет эти номера воедино. Не забудьте про цирковой оркестр.
Космический парад. Представьте, что на Землю слетелись представители обитаемых планет нашей Галактики. И по этому случаю объявлен парад. Каждый детский микро-коллектив представляет свою планету. Ребята придумывают ее название, а заодно – как будут звать ее жителей. Можно сделать элементы костюмов – для каждой планеты свои. А теперь главное: придумать движения в строю, характерные для инопланетян; придумать команды, которые отдает инопланетный командир; придумать песню (если ее можно так назвать), с которой обитатели чужих планет любят двигаться строем. Все делегации выстраиваются перед трибуной Большого Галактического совета. Командующие делегациями сдают им одним понятный рапорт Верховному Главнокомандующему. Затем делегации попланетно "маршируют" с песней мимо трибуны. Можно от имени Галактического совета вручить награды некоторым планетам за значительный вклад в развитие строевого искусства.
Митинг сказочных героев. Чтобы провести митинг, нужно, во-первых, установить трибуну. Во-вторых, собраться вокруг трибуны и громко о чем-нибудь поговорить две-три минуты. При этом принято употреблять такие слова, как "мы требуем...", "мы протестуем...". А еще можно написать на бумаге большими буквами всякие слова – это называется "плакаты" или "транспаранты". Теперь представьте, что митинг решили провести герои любимых детских сказок (например, "Приключения Буратино", "Незнайка и его друзья", "Малыш и Карлсон", "Трое из Простоквашино"). Пусть каждая группа выберет себе одну сказку, пусть ребята распределят между собой роли, сделают элементы костюмов. Речь должна быть веселой, сочинить ее выступающему должна вся группа. И еще, пусть вся группа придумает и напишет лозунги. Ведущим митинга будет сказочник.
Гиннесс-шоу. Самое главное в этом конкурсе – придумать много-много необычных и совершенно несерьезных состязаний для определения самого-самого... Когда задания придуманы, нужно объяснить, что такое Книга рекордов Гиннесса, представить секретариат, который будет вести регистрацию рекордов, рассказать о славе, которая ждет победителей; заранее к конкурсам ребята могут не готовиться. Конкурсы могут быть такие:
1. кто дольше просидит на табурете, приподняв ноги над полом и не держась ни за что руками;
2. кто быстрее съест кусок хлеба и после этого свистнет;
3. кто сможет сделать больше приседаний, удерживая на носу в равновесии карандаш;
4. кто быстрее на одном длинном волосе завяжет пять узелков;
5. кто поднимет и удержит в течение 10 секунд большее количество волейбольных мячей или воздушных шаров;
6. кто быстрее засунет в пустую бутылку газету, не разрывая ее;
7. кто сможет за одну минуту раскатать самую длинную колбаску из куска пластилина;
8. кто быстрее выпьет через пластиковую трубочку стакан воды;
9. кто сможет за одну минуту больше воткнуть канцелярских кнопок в деревянный карандаш;
10. кто дольше без добора воздуха сможет прокричать звук "и".
Аукцион талантов. На аукционах обычно продают полезные или ценные вещи. Приобрести вещь сможет тот, кто предложит за нее наибольшую цену. В нашем аукционе и вещи для продажи, и "деньги" необычные. В качестве продаваемой вещи может быть или настоящий ценный приз (большая кукла, торт, билеты в театр), или приз шуточный, но чем-то памятный для всех присутствующих (пуговица от костюма директора лагеря...)
Ребята могут петь, читать, танцевать и даже стоять на голове или шевелить ушами – кто что умеет. Причем "платить" можно как индивидуально, так и коллективно, объединившись в небольшие группы.
КОНКУРС ИНСЦЕНИРОВАННОЙ КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ. Задание: проинсценировать одну из колыбельных песен. О том, что колыбельные песни поют маленьким детям, чтобы они скорее засыпали, об этом знают все. Каждый, если постарается, вспомнит 2-3 колыбельные ("Спят усталые игрушки...", "Спи, моя радость, усни...", "Баю баюшки-баю..."). Но о том, что колыбельные песни можно инсценировать, и при этом очень весело, знают очень немногие. А теперь знаете и вы. Осталось только выбрать несколько "песен перед сном" и их показать в образах и в действии.
Лучше всего такой конкурс проводить, когда ребята буквально "спят на ходу". Он позволяет взбодриться и разогнать скуку. В этом конкурсе можно даже обойтись без наград, наградой всем будет приподнятое настроение, улыбки и смех.
Конкурс видеокляпов. А что такое "видеокляп"? Это то же самое, что и видеоклип, только очень несерьезный, дурашливый. Попробуйте "снять" несколько "видеокляпов" с ребятами. Выберите для каждой группы одну очень популярную в последнем месяце песню. Несколько раз послушайте ее или, если ребята напоют слова песни почти наизусть, просто вспомните их.
А теперь начинайте придумывать смешные движения и действия к каждой строчке. Солист или группа будут пародировать настоящего исполнителя, а все остальные – весело инсценировать сюжет песни.
И, поскольку вы проводите конкурс, должна быть просмотровая комиссия. В нее можно пригласить "звезд эстрадной музыки" (как вы понимаете, не настоящих, а вымышленных). Ваши "звезды" в перерывах могут поделиться со всеми своими "творческими планами".
Конкурс начните 9 шуточного представления комиссии, а закончите вручением веселых призов создателям лучших "видеокляпов".
Приложение IV
Сюжетно-ролевая игра "ФРАГМЕНТЫ ПРИКЛЮЧЕНИЙ"
Отряд делится на две команды. Согласно жеребьевке всем командам достается сюжет известных фильмов, снятых в жанре приключений: "Маугли", "Робин Гуд", "Странствия Геракла", "Тарзан", "Три мушкетера" и т.д.
Задачи игры: используя основную канву фильма, смоделировать сцену, в которой главный герой или герои сталкиваются с экстремальной ситуацией (как имеющей место в самом фильме, так и придуманной самими ребятами: герои должны продемонстрировать оригинальный способ выхода из этой ситуации). На представление сюжета каждой команде дается не более семи минут. Команда не объявляет, сюжет какого фильма использован. Это должно быть ясно из действия. Количество участников от команд не ограничено.
Игры:
"Чайничек с крышечкой". Играющие повторяют слова ведущего и заменяют их движениями Замена слов происходит поочередно.
Чайничек с крышечкой,
Крышечка с шишечкой,
В шишечке дырочка,
Из дырочки пар идет,
Пар идет из дырочки,
Дырочка в шишечке,
Шишечка в крышечке,
Крышка на чайнике.
Играющие произносят слова несколько раз, каждый раз заменяя последующее слово на "ля-ля" и определенное движение (начиная с первого слова).
Чайничек – показывает контур чайника Крышечка – ладонь, обращенная вниз, Шишечка - сжатый кулак,
Дырочка – соединенными указательным и большим пальцами делают кольцо,
Пар идет – спиралеобразное движение рукой вверх.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 236.