Структура досуга представляет собой совокупность различных видов деятельности для удовлетворения духовных потребностей в творческой деятельности, образовании, повышении квалификации, любительских занятиях, различных формах нерегламентированной деятельности и общения.
Формы досуга бывают разных видов:
1. Различные спортивные игры с мячом: "Удержание мяча", "Прогулки и бег с мячом", волейбол, футбол.
2. Прогулки в лес за грибами, ягодами, цветами при этом разучивание ряда песен: " Землю обмотали ", "Милая моя", Ю. Визбора, "Кораблик детства", "Ты, да, я, да мы с тобой", иАлые паруса", " Лагерная", " Два гуся", " Лето".
3. Танцевально-дискотечные программы, которые каждый раз должны готовить разные группы или отряды. Таким образом, создается атмосфера соревнования музыкального вкуса, эрудиции.
4. Познавательные игры – викторины, включающие и музыкальные викторины, которые отряды устраивают друг другу с различным материалом
5. Купание и загорание на пляже.
6. Оказание трудовой помощи.
7. Поход в филармонию или кинотеатр
8. Беседы на "жизненные" темы.
9. Творческие конкурсы, например, такие, как "Комический парад", "Митинг сказочных героев", "Гинесс-шоу", "Аукцион талантов", "Звуки-музыки".
10. Фестивали, КВНы.
11. Чтение книг, рисование и т.д.
Для выявления места и роли музыкальной составляющей в ДОЛ мы провели анкетирование, студентов Института искусств, имеющих опыт работы в ДОЛ. Всего было опрошено 15 человек (см. Приложение V).
Возраст детей в их отрядах составлял от 7 до 17 лет.
Музыкальные сигналы как средство обозначения режима дня присутствовали у большинства опрошенных: 10 из 15 респондентов.
Все считают звучание музыки как средство обозначения режима – положительным, поскольку это является организующим фактором для вожатых и их воспитанников.
Наряду с неопределенными музыкальными композициями использовались также свисток, труба. Нам представляется очень интересным опыт лагеря, в котором звучали ситуационные музыкальные сигналы и песни:
Подъем – Горн.
Завтрак, обед, ужин – «Антошка».
Тихий час и отбой – «Спят усталые игрушки».
В распорядке некоторых лагерных смен присутствовал такой пункт, как обязательное разучивание песен к определенным мероприятиям. Все учили Гимн лагеря, а так же разные туристические, современные эстрадные песни, детские песни.
Наиболее изучаемые песни: «Вместе весело шагать», «Изгиб гитары желтой», «Совершили чудо», «Ты да я, да мы с тобой», «Алые паруса», «Люди идут по свету», «Дым костра».
В некоторых сменах руководство озвучивало установку: выучить за смену 10 определенных песен. Например, в туристическом лагере «Лань» среди наиболее желательных для изучения песен следующие: «Милая моя», «Ты – мое дыхание», «Кораблик детства» и др…
На вопрос «Нравилось ли детям петь?» 100% респондентов ответили, положительно. Точность ответов на это вопрос подтверждают и ответы на 15 вопрос «Как воспринималась музыка детьми?»
Наиболее любимые песни детей – детские песни (Песенка львенка и черепахи), юмористические (Монолог сына), а также известные песни с новыми словами на лагерные темы (Что такое лагерь?).
В расписании большинства ДОЛ не обозначены занятия кружков. 20 % респондентов указали что в их лагере работали различные кружки – рисования мелом, кружок юного лидера, декоративно-прикладное искусство, лепка, рисование, изо, волейбол, футбол, баскетбол. Следует отметить, что вокал и танцы присутствовали всегда.
Присутствие в отряде детей, играющих на каких-либо музыкальных инструментах, всегда помогает вожатым в работе по наполнению музыкальной составляющей досуга. Эти дети более охотно включаются в работу при подготовке общелагерных мероприятий, с удовольствием поют на сцене, участвуют в театрализованных представлениях.
На гитаре играют всего четверо из опрошенных вожатых-студентов. Музицирование помогло в работе при подготовке к конкурсам, музыкальным мероприятиям, музыкальному воспитанию и прививанию любви детей к музыке (дети любили петь песни под гитару), при разучивании песен, и других форм проведения вечернего досуга.
Разнообразие репертуара определятся тематикой смены и самого лагеря. В туристических лагерях преобладают туристические, походные песни и кричалки. В патриотических – больше песен про Родину (С чего начинается Родина?), страну (Батяня-комбат группы «Любе»), военные («Катюша» М. Блантера). В оздоровительных – больше шуточных и развлекательных песен.
Все респонденты уверенно считают, что необходимо тщательно подбирать репертуар в соответствии с возрастом воспитанников. Это безусловно, отвечает общеметодическим требованиям к выбору репертуара.
Потребность петь возникала при различных ситуациях: в автобусе, возле костра, в походах, на море, на общелагерных мероприятиях, в свободное время.
Разучивать песни легче со школьниками 7-13 лет. С подростками подобная работа осложнялась тем, что они считали разучивание новых песен необязательным. Но если песня нравилась – то подростки разучивали ее с большим интересом. Например, юмористическая песня «Два гуся».
К сожалению, картина не получилось достаточно полной на вопрос о том, что любят петь дети разных возрастных групп: из 15 ответили, развернуто, конкретно лишь 10 респондентов. Они утверждали, что в возрасте от 7 до 10 лет дети любят петь про животных, про природу, в возрасте от 11 до 13 лет – про любовь, про дружбу, а в возрасте от 14 до 16 лет – эстрадные песни, рок, хип-хоп.
При подготовке к работе в лагере в качестве вожатых респонденты собирали сценарии, разучивали новые песни, кричалки, речевки, записывали диски с различной музыкой, готовили методический материал (психологические тесты, тренинги на сплочение членов отряда); девизы, игры на знакомство.
На вопрос, в каких формах присутствовала музыкальная составляющая: 6 респондентов ответили игры, 8 респондентов ответили конкурсы и только 3 ответили кружковая работа. Такой показатель говорит о необходимости расширения штатного расписания в ДОЛ за счет включения специалистов – руководителей кружков различных направлений. В таких случаях исключается возможность безделья воспитанников и их деструктивного, асоциального поведения.
На последний вопрос: как вы думаете, достаточно ли музыкальной составляющей в расписании лагерной смены – 80% респондентов ответили, что ее надо увеличить и только 20 % что – да, достаточно.
На основе анализа ответов анкетируемых мы сделали следующие выводы:
1. Форм досуга много, но не все присутствуют в каждом лагере. Это характеризуется направлением лагеря и тематикой смены.
2. Необходимо расширять музыкальную составляющую досуга – с помощью специально направленных кружков (эстрадный вокал, спортивно-эстрадные танцы, театральная студия)
3. Необходимо активизировать работу по подготовке студентов к летней педагогической практике. Методическая неподготовленность зачастую приводит к отсутствию целенаправленной работы и психологического взаимопонимания между вожатыми и детьми.
4. Требуется создание центра по накоплению методического материала для летней педагогической практики, которым может воспользоваться любой желающий.
5. Желательно организовать краткие курсы обучения игре на гитаре всех студентов института искусств, выезжающих на летнюю педагогическую практику. Так как это умение очень помогает в работе вожатым.
6. Мы предлагаем репертуарный список музыкальных произведений, которыми можно обогатить проведение досуговых мероприятий, таких, как поход в лес, спортивные игры с мячом, творческие конкурсы, викторины.
7. Также важным представляется учет возрастного фактора в организации досуга. Так, например, младшие школьники предпочитают подвижные игры, тогда как старшим необходима иная полезная информация: сведения о композиторе, эпохе, исполнителе.
На основе проведенного анкетирования и анализа собственной деятельности мы определили следующие функции музыкального воспитания в ДОЛ.
Организаторская: 1. Использование музыкальных произведений (фрагменты) в качестве сигналов по распорядку дня.
2. Работа по составленному плану с использованием заранее подготовленных сценариев конкурсов, игр, фестивалей др. Проведение психологических тестов, тренингов на сплочение членов отряда.
Воспитательная: 1. Использование музыкальных произведений в играх на знакомства.
2. Привлечение детей, играющих на каких-либо музыкальных инструментах, в работу по наполнению музыкальной составляющей досуга.
3. Выбор репертуара в соответствии с возрастом школьников и воспитательной направленностью лагеря.
Развивающая: 1. Разучивание песен к определенным мероприятиям (Гимн лагеря, туристические, детские) Наиболее изучаемые песни: «Вместе весело шагать», «Изгиб гитары желтой», «Совершили чудо», «Ты да я, да мы с тобой», «Алые паруса», «Люди идут по свету», «Дым костра».
2. Развитие музыкальных способностей и навыков на занятиях вокальных и танцевальных кружков.
На основе изучения методической литературы и анализа ответов на вопросы анкеты мы выявили наиболее эффективные приемы и формы музыкального воспитания школьников в детском оздоровительном лагере:
- Участие в отрядных и общелагерных мероприятиях с музыкальной составляющей;
- Игры: "Путешествие в страну Вообразилию", "Комический цирк",
- Конкурсы: "Конкурс колыбельной песни", "Вечер конкурсов", "Коса – русская краса", "Гиннесс-шоу";
- Фестивали: "Аукцион талантов", "День смеха", "Комический хит-парад",
- Олимпиады: "Шуточная олимпиада",
- Тематические вечера: "Огоньки знакомств", "День наоборот", "День веснушек", "Праздник Иван Купалы",
- Кружковая работа: эстрадное пение, спортивно-эстрадные танцы, обучение игре на гитаре.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Пребывание в ДОЛ привлекает школьников возможностью приобретения новых навыков, впечатлений в процессе новых знакомств, восприятия новых мест, природы, и т.д. Воспитателям, вожатым необходимо готовить проводить множество мероприятий по заполнению досуга воспитанников. Обеспечение технической стороны такой работы (пособия, фонограммы, издания со сценариями, играми, конкурсами и.т.д.), во многом помогает при подготовке кадров. Воспитателям приходится решать вопросы выбора репертуара, методов работы по музыкальной составляющей досуга в ДОЛ. Именно студентам с профессиональной музыкальной подготовкой приходится решать эти вопросы при отсутствии штатного музыкального руководителя.
Рассмотрев систему воспитательных мероприятий школьников в детском оздоровительном лагере, мы выявили следующее: воспитатели-педагоги уделяют больше внимания трудовой, спортивной, художественной, организаторской деятельности детей, дополняя и расширяя влияние школы на ребенка.
Возможности организации музыкального воспитания школьников в детском оздоровительном лагере показал что музыкальное воспитание вне заформализованных школьных структур приобретает новые качества. Дети больше раскрепощаются, охотнее разучивают новый музыкальный материал, осваивают новые виды музыкальной деятельности.
Анализ процесса осуществления музыкального воспитания в детских оздоровительных лагерях Адыгеи показал, что:
1. Программа определяется тематикой и направленностью лагеря.
2. Объем музыкальной составляющей в лагерях зависит от направления смены.
3. Работа музыкальных кружков по расписанию является организующим и дисциплинирующим фактором для школьников.
4. Музыкальное воспитание в детских оздоровительных лагерях направлено на создание психологического комфорта школьников.
5. Использование музыкальной составляющей помогает в работе по объединению детей в организационный период.
Анализ работы по музыкальному воспитанию в ДОЛ позволил выявить определенные психолого-педагогические проблемы:
1. Разновозрастной состав воспитанников отряда затрудняет работу по музыкальному воспитанию.
2. Подростки с большим трудом включаются в работу по изучению песен (интересный репертуар, владение гитарой вожатого).
3. Ограниченность ранее изученного воспитанниками репертуара (в школе, в семье).
Организационные проблемы: 1. Недостаточная готовность воспитателей из числа студентов педагогических вузов к работе со школьниками.
2. Недостаток руководителей музыкальных кружков.
Также анализ работы по музыкальному воспитанию позволил выявить определенные перспективы:
1. Организация круглогодичной работы в ДОЛ.
2. Расширение числа кружков для закрепления знаний, полученных в школе, получение новых умений и навыков.
3. Реализация педагогических инноваций в музыкальном воспитании.
4. Расширение тематики отрядных и общелагерных мероприятий для развития творческого потенциала и совершенствование личностных возможностей.
Вне занятий в школе в учебный период нельзя прерывать музыкальное воспитание детей. Поэтому музыкальная составляющая в ДОЛ требует обновления методических идей, приемов и форм работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афанасьев С.П. Что делать с детьми в загородном лагере /С.П. Афанасьев, С.В. Комарин, А.В. Тимоник. – Острома: МЦ "Вариант", 2001. – 320 с.
2. Барканов С.И. Лето в вопросах и ответах //Народное образование /С.И. Барканов.– М: ВЛАДОС, 1999.-№5.– 420 с.
3. Бедарев Г.К. Организация веселого досуга /Г.К. Бедарев. – М.: Просвещение, 1979. – 428 с.
4. Бедержанова В.П. Летний дом. Каникулярный проект детской сферы и его методологическое обеспечение /В.П. Бедержанова. – Краснодар: изд. Куб.гос. университета, 1993. – 343 с.
5. Болковинов В.И. Твое свободное время: знания, задания, опыты, игры: 2 изд. /В.И. Болковинов. – М: Просвещение, 1991. – 250 с.
6. Ветлугина М.А. Музыкальное развитие ребенка /М.А. Ветлугина. – М: Музыка, 1968. – 267 с.
7. Газман О. С. Педагогика в пионерском лагере /О. С. Газман, В. Ф. Матвеева. – М.: Наука, 1982. – 202 с.
8. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведения. – 2-е изд., стереотипы /Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М: Издательский центр "Академия", 1998. – 240 с.
9. Каникулы и воспитание: о пед. руководстве игровой деятельности школьников. – М.: Просвещение, 1998. – 267 с.
10. Метлов И.А. Музыка – детям /И.А. Метлов. – М.: Просвещение, 1985. – 207 с.
11. Музыка детям. Вып. 4 /сост. Л. Михеева //В. Маслов. Музыка в жизни пионерского лагеря. – Л.: Музыка, 1981. – 136 с.
12. Новикова А.И. Педагогика детского коллектива /А.И. Новикова. – М.: Музыка, 1978. – 345 с.
13. О летнем отдыхе школьников и пионеров: документы ЦК ВЛКСМ, 1978. – 112 с.
14. Организация летнего общественно-полезного труда школьников. – М.: Наука, 1977. – 125 с.
15. Руденко В.М. Сценарий праздников, конкурсов, игр /В.И. Руденко. – Р-н/Д: Спорк, 2002. – 420 с.
16. Фатеев С.В. Детские музыкальные праздники /С.В. Фатеев. – М: Терра, 2000. – 428 с.
17. Фетняева О. Досуговая деятельность в детских оздоровительных лагерях /О. Фетняева. диплом – Майкоп: 2003. – 70 с.
18. Фризман М.Г. Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха /М.Г. Фризман. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.
19. Чепурных Е.Н. Летнему отдыху государственную поддержку /Е.М. Чепурных. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 567 с.
20. Шмаков С.А. Лето /С.А. Шмаков. – М.: Педагогика, 1993. – 345 с.
21. Разновидности детских оздоровительных лагерей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http/www.nyny.ru.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение I
ПЕСНИ
ЗЕМЛЮ ОБМОТАЛИ
1.Землю обмотали, тоненькие нити,
Нити-параллели, из озер и рек.
Совершите чудо, руку протяните.
Надо, чтобы в дружбу верил Каждый человек.
2.Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки, тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек.
3.Мы не зря мечтали, о волшебном чуде.
Пусть планету кружит, всемогущий век.
Совершите чудо, пусть выходит в люди,
Пусть выходит, пусть выходит в люди человек.
МИЛАЯ МОЯ
1. Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены.
Тих и печален ручей у янтарной сосны,
Пеплом несмелым подернулись угли костра –
Вот и окончилось все, расставаться пора.
Припев: Милая моя, солнышко лесное,
Где, в каких краях встретишься со мною?
2.Крылья сложили палатки - их кончен полет
Крылья расправил искатель разлук - самолет,
И потихонечку пятится трап от крыла -
Вот уж, действительно, пропасть меж нами легла.
Припев:
3.Не утешайте меня, мне слова не нужны -
Мне б отыскать тот ручей у янтарной сосны,
Вдруг там, в тумане краснеет кусочек огня,
А у огня ожидают, представьте, меня.
КОРАБЛИК ДЕТСТВА
1. Кораблик "Детство" уплывает в детство,
Белые большие трубы скошены назад.
Дайте наглядеться, на прощанье наглядеться,
Дайте мне наслушаться, как они гудят.
2.Ветерок на палубе тронул чьи-то волосы,
И в туман уносится чей-то нежный взгляд.
Уплывает детство, до чего ж не вовремя,
Даже все ребята об этом говорят.
3.Все ли распрощались? Все ли попрощались?
Время нам с последней шлюпкой уходить.
Что же вы остались, чудаки остались,
Или вам не хочется с нами в юность плыть?
ТЫ - МОЕ ДЫХАНИЕ.
1.Ты - мое дыхание, утро мое ты раннее,
Ты - и солнце жгучее, и дожди.
Всю себя измучаю - стану я самой лучшею,
По такому случаю ты подожди. - 2 раза.
2.Подожди, себя тая, - самой красивой стану я,
Стану самой умною и большой.
Столько лет все думаю, как бы найти звезду мою?
А звезда - рюкзак на плечи и пошел. - 2 раза.
3.Ты - моя мелодия, ты - вроде ты и вроде - я,
Мой маяк у вечности на краю.
Спросят люди вновь еще: "Как ты к нему относишься?"
Я тогда им эту песню пропою - 2 раза.
ТЫ, ДА Я, ДА МЫ С ТОБОЙ
1.Ты, да я, да мы с тобой. Ты, да я, да мы с тобой...
Здорово, когда на свете есть друзья!
Если б жили все в одиночку, то уже давно на кусочки
Развалилась бы, наверное, Земля.
2.Ты, да я, да мы с тобой. Ты, да я, да мы с тобой...
Землю обойдем, потом махнем на Марс.
Может, у оранжевой речки - там уже грустят человечки
От того, что слишком долго нету нас.
3.Ты, да я, да мы с тобой, Ты, да я, да мы с тобой...
Нас не разлучит ничто и никогда.
Даже если мы расстаемся, дружба все равно остается,
Дружба остается с нами навсегда.
Приложение II
Дата: 2019-12-22, просмотров: 216.