МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ИСКУССТВ

Кафедра теории, истории музыки и методики музыкального воспитания

 

 

 

Квалификационная работа

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

 

Студентка 5 курса очного обучения

ПЕРЕВОРОЧАЕВА Л.А.

Научный руководитель:

Митус И.В.

 

Майкоп 2009

 



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Музыкальное воспитание школьников в системе организации детских оздоровительных лагерей

1.1 Виды детских оздоровительных лагерей и опыт их организации

1.2 Возможности организации музыкального воспитания школьников в детском оздоровительном лагере

ГЛАВА II. Практика музыкального воспитания школьников в детском оздоровительном лагере

2.1 Творческая работа будущих учителей музыки в детском оздоровительном лагере

2.2 Анализ музыкального воспитания в детских оздоровительных лагерях Адыгеи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. На сегодняшний день уроков музыки в школе, как таковых, очень мало. Не все ходят в кружки, музыкальные школы, но потребность в творческом самовыражении, желание получить признание есть у каждого школьника. Музыкальная деятельность является такой формой психологического самоутверждения. Пребывание в детских оздоровительных лагерях (ДОЛ) частично позволяет восполнить пробелы и реализовать творческий потенциал детей.

В детских оздоровительных лагерях существует множество форм и видов досуговой деятельности, направленных на развитие тех или иных способностей и навыков школьников. Музыкальная часть становится одной из важнейших составляющих форм досуга. При всем обилии форм игровой деятельности, применяемой в лагере, немалый процент отводится и музыкальной деятельности, музыкальным играм. Однако не существует четкого плана по музыкальному развитию школьников в данный период. Рассмотрение возможностей и проблем музыкального воспитания школьников в оздоровительном лагере определяет актуальность нашего исследования.

Объект исследования – музыкальное воспитание школьников в детском оздоровительном лагере.

Предмет исследования – процесс организации музыкального воспитания школьников в детском оздоровительном лагере.

Объект и предмет определили цель квалификационной работы: – определить приемы и формы музыкального воспитания школьников в детском оздоровительном лагере.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить систему воспитательных мероприятий школьников в детском оздоровительном лагере.

2. Выявить возможности организации музыкального воспитания школьников в детском оздоровительном лагере.

3. Проанализировать осуществление музыкального воспитания в детских оздоровительных лагерях Адыгеи.

Материалом исследования служит опыт работы коллег и собственная практическая деятельность в туристических лагерях "Лань", "Горный" и санаторно-оздоровительном лагере "Горный – здоровье", а также пособия, рекомендуемые для организации досуга в детском оздоровительном лагере.

Методы исследования:

теоретические – анализ материалов научных работ, программ ДОЛ, психолого-теоретической литературы.

практические – педагогическое наблюдение, интервьюирование.

Теоретической основой исследования являются труды Г.К. Бедарева, В.Д. Петрушева, И.А. Масаева, которые раскрывают понятие «досуг» и все его виды. При рассмотрении вопросов музыкальной психологии в детском воспитании мы опирались на труды М.А. Ветлугиной, А.С. Макаренко, А.И. Новикова, О.П. Радыновой. При формулировании целей и задач для организации детских игр мы опирались на методические рекомендации в пособиях О.С. Газмана, Ю.М. Григоренко, А.И. Зиминой, С.А. Шмаковой и др. Организации музыкальных игр посвящены следующие работы Ю.М. Григоренко, С.В. Фатеева, Р.И. Руденко, Т.В. Балыкиной, С.П. Афанасьева и другие.

Практическая новизна работы заключается в выявлении дидактической направленности музыкальных игр и мероприятий, организующихся в детских оздоровительных лагерях; расширения деятельности по развитию музыкальности школьников новыми игровыми формами. В целом, мы предлагаем целенаправленную систему освоения музыкальных игр с позиции развития интереса школьников к музыкальному искусству за период лагерной смены.

Апробация исследования. Результаты исследований в структуре квалификационной работы докладывались на заседаниях кафедры теории, истории музыки и методики музыкального воспитания в декабре 2008 г. и мае 2009 г., на заседании СНО 49 научной студенческой конференции (14 апреля 2009 г.). Формы творческой работы будущих учителей музыки в детском оздоровительном лагере рассматривались в публикации в сборнике «Материалы 48-й студенческой научной конференции» (с. 261-265).

Структура работы. Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 46 наименований, и приложений.

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Пребывание в ДОЛ привлекает школьников возможностью приобретения новых навыков, впечатлений в процессе новых знакомств, восприятия новых мест, природы, и т.д. Воспитателям, вожатым необходимо готовить проводить множество мероприятий по заполнению досуга воспитанников. Обеспечение технической стороны такой работы (пособия, фонограммы, издания со сценариями, играми, конкурсами и.т.д.), во многом помогает при подготовке кадров. Воспитателям приходится решать вопросы выбора репертуара, методов работы по музыкальной составляющей досуга в ДОЛ. Именно студентам с профессиональной музыкальной подготовкой приходится решать эти вопросы при отсутствии штатного музыкального руководителя.

Рассмотрев систему воспитательных мероприятий школьников в детском оздоровительном лагере, мы выявили следующее: воспитатели-педагоги уделяют больше внимания трудовой, спортивной, художественной, организаторской деятельности детей, дополняя и расширяя влияние школы на ребенка.

Возможности организации музыкального воспитания школьников в детском оздоровительном лагере показал что музыкальное воспитание вне заформализованных школьных структур приобретает новые качества. Дети больше раскрепощаются, охотнее разучивают новый музыкальный материал, осваивают новые виды музыкальной деятельности.

Анализ процесса осуществления музыкального воспитания в детских оздоровительных лагерях Адыгеи показал, что:

1. Программа определяется тематикой и направленностью лагеря.

2. Объем музыкальной составляющей в лагерях зависит от направления смены.

3. Работа музыкальных кружков по расписанию является организующим и дисциплинирующим фактором для школьников.

4. Музыкальное воспитание в детских оздоровительных лагерях направлено на создание психологического комфорта школьников.

5. Использование музыкальной составляющей помогает в работе по объединению детей в организационный период.

Анализ работы по музыкальному воспитанию в ДОЛ позволил выявить определенные психолого-педагогические проблемы:

1. Разновозрастной состав воспитанников отряда затрудняет работу по музыкальному воспитанию.

2. Подростки с большим трудом включаются в работу по изучению песен (интересный репертуар, владение гитарой вожатого).

3. Ограниченность ранее изученного воспитанниками репертуара (в школе, в семье).

Организационные проблемы: 1. Недостаточная готовность воспитателей из числа студентов педагогических вузов к работе со школьниками.

2. Недостаток руководителей музыкальных кружков.

Также анализ работы по музыкальному воспитанию позволил выявить определенные перспективы:

1. Организация круглогодичной работы в ДОЛ.

2. Расширение числа кружков для закрепления знаний, полученных в школе, получение новых умений и навыков.

3. Реализация педагогических инноваций в музыкальном воспитании.

4. Расширение тематики отрядных и общелагерных мероприятий для развития творческого потенциала и совершенствование личностных возможностей.

Вне занятий в школе в учебный период нельзя прерывать музыкальное воспитание детей. Поэтому музыкальная составляющая в ДОЛ требует обновления методических идей, приемов и форм работы.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Афанасьев С.П. Что делать с детьми в загородном лагере /С.П. Афанасьев, С.В. Комарин, А.В. Тимоник. – Острома: МЦ "Вариант", 2001. – 320 с.

2. Барканов С.И. Лето в вопросах и ответах //Народное образование /С.И. Барканов.– М: ВЛАДОС, 1999.-№5.– 420 с.

3. Бедарев Г.К. Организация веселого досуга /Г.К. Бедарев. – М.: Просвещение, 1979. – 428 с.

4. Бедержанова В.П. Летний дом. Каникулярный проект детской сферы и его методологическое обеспечение /В.П. Бедержанова. – Краснодар: изд. Куб.гос. университета, 1993. – 343 с.

5. Болковинов В.И. Твое свободное время: знания, задания, опыты, игры: 2 изд. /В.И. Болковинов. – М: Просвещение, 1991. – 250 с.

6. Ветлугина М.А. Музыкальное развитие ребенка /М.А. Ветлугина. – М: Музыка, 1968. – 267 с.

7. Газман О. С. Педагогика в пионерском лагере /О. С. Газман, В. Ф. Матвеева. – М.: Наука, 1982. – 202 с.

8. Дмитриева Л.Г. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведения. – 2-е изд., стереотипы /Л.Г. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко. – М: Издательский центр "Академия", 1998. – 240 с.

9. Каникулы и воспитание: о пед. руководстве игровой деятельности школьников. – М.: Просвещение, 1998. – 267 с.

10. Метлов И.А. Музыка – детям /И.А. Метлов. – М.: Просвещение, 1985. – 207 с.

11. Музыка детям. Вып. 4 /сост. Л. Михеева //В. Маслов. Музыка в жизни пионерского лагеря. – Л.: Музыка, 1981. – 136 с.

12. Новикова А.И. Педагогика детского коллектива /А.И. Новикова. – М.: Музыка, 1978. – 345 с.

13. О летнем отдыхе школьников и пионеров: документы ЦК ВЛКСМ, 1978. – 112 с.

14. Организация летнего общественно-полезного труда школьников. – М.: Наука, 1977. – 125 с.

15. Руденко В.М. Сценарий праздников, конкурсов, игр /В.И. Руденко. – Р-н/Д: Спорк, 2002. – 420 с.

16. Фатеев С.В. Детские музыкальные праздники /С.В. Фатеев. – М: Терра, 2000. – 428 с.

17. Фетняева О. Досуговая деятельность в детских оздоровительных лагерях /О. Фетняева. диплом – Майкоп: 2003. – 70 с.

18. Фризман М.Г. Спортивно-оздоровительная работа в детских лагерях отдыха /М.Г. Фризман. – М.: Просвещение, 1991. – 207 с.

19. Чепурных Е.Н. Летнему отдыху государственную поддержку /Е.М. Чепурных. – М.: ВЛАДОС, 1998. – 567 с.

20. Шмаков С.А. Лето /С.А. Шмаков. – М.: Педагогика, 1993. – 345 с.

21. Разновидности детских оздоровительных лагерей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http/www.nyny.ru.

 



ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение I

 

ПЕСНИ

ЗЕМЛЮ ОБМОТАЛИ

1.Землю обмотали, тоненькие нити,

Нити-параллели, из озер и рек.

Совершите чудо, руку протяните.

Надо, чтобы в дружбу верил Каждый человек.

2.Обогрейте словом, обласкайте взглядом,

От хорошей шутки, тает даже снег.

Это так чудесно, если с вами рядом

Станет добрым и веселым хмурый человек.

3.Мы не зря мечтали, о волшебном чуде.

Пусть планету кружит, всемогущий век.

Совершите чудо, пусть выходит в люди,

Пусть выходит, пусть выходит в люди человек.

МИЛАЯ МОЯ

1. Всем нашим встречам разлуки, увы, суждены.

Тих и печален ручей у янтарной сосны,

Пеплом несмелым подернулись угли костра –

Вот и окончилось все, расставаться пора.

Припев: Милая моя, солнышко лесное,

Где, в каких краях встретишься со мною?

2.Крылья сложили палатки - их кончен полет

Крылья расправил искатель разлук - самолет,

И потихонечку пятится трап от крыла -

Вот уж, действительно, пропасть меж нами легла.

Припев:

3.Не утешайте меня, мне слова не нужны -

Мне б отыскать тот ручей у янтарной сосны,

Вдруг там, в тумане краснеет кусочек огня,

А у огня ожидают, представьте, меня.

КОРАБЛИК ДЕТСТВА

1. Кораблик "Детство" уплывает в детство,

Белые большие трубы скошены назад.

Дайте наглядеться, на прощанье наглядеться,

Дайте мне наслушаться, как они гудят.

2.Ветерок на палубе тронул чьи-то волосы,

И в туман уносится чей-то нежный взгляд.

Уплывает детство, до чего ж не вовремя,

Даже все ребята об этом говорят.

3.Все ли распрощались? Все ли попрощались?

Время нам с последней шлюпкой уходить.

Что же вы остались, чудаки остались,

Или вам не хочется с нами в юность плыть?

ТЫ - МОЕ ДЫХАНИЕ.

1.Ты - мое дыхание, утро мое ты раннее,

Ты - и солнце жгучее, и дожди.

Всю себя измучаю - стану я самой лучшею,

По такому случаю ты подожди. - 2 раза.

2.Подожди, себя тая, - самой красивой стану я,

Стану самой умною и большой.

Столько лет все думаю, как бы найти звезду мою?

А звезда - рюкзак на плечи и пошел. - 2 раза.

3.Ты - моя мелодия, ты - вроде ты и вроде - я,

Мой маяк у вечности на краю.

Спросят люди вновь еще: "Как ты к нему относишься?"

Я тогда им эту песню пропою - 2 раза.

ТЫ, ДА Я, ДА МЫ С ТОБОЙ

1.Ты, да я, да мы с тобой. Ты, да я, да мы с тобой...

Здорово, когда на свете есть друзья!

Если б жили все в одиночку, то уже давно на кусочки

Развалилась бы, наверное, Земля.

2.Ты, да я, да мы с тобой. Ты, да я, да мы с тобой...

Землю обойдем, потом махнем на Марс.

Может, у оранжевой речки - там уже грустят человечки

От того, что слишком долго нету нас.

3.Ты, да я, да мы с тобой, Ты, да я, да мы с тобой...

Нас не разлучит ничто и никогда.

Даже если мы расстаемся, дружба все равно остается,

Дружба остается с нами навсегда.



Приложение II

 

Приложение III

 

МЕРОПРИЯТИЯ

Комический цирк. Подготовить и показать шуточный цирковой номер. Каждая группа должна выбрать шар, проколоть его и вытащить записку с названием циркового номера. Какие могут быть номера?

1. Дрессированные хищники.

2. Клоуны.

3. Фокусники.

4. Канатоходцы.

5. Жонглеры.

6. Собачки-математики.

7. Акробаты.

8. Верховые наездники.

Проводит цирковую программу клоун-конферансье, который свяжет эти номера воедино. Не забудьте про цирковой оркестр.

Космический парад. Представьте, что на Землю слетелись представители обитаемых планет нашей Галактики. И по этому случаю объявлен парад. Каждый детский микро-коллектив представляет свою планету. Ребята придумывают ее название, а заодно – как будут звать ее жителей. Можно сделать элементы костюмов – для каждой планеты свои. А теперь главное: придумать движения в строю, характерные для инопланетян; придумать команды, которые отдает инопланетный командир; придумать песню (если ее можно так назвать), с которой обитатели чужих планет любят двигаться строем. Все делегации выстраиваются перед трибуной Большого Галактического совета. Командующие делегациями сдают им одним понятный рапорт Верховному Главнокомандующему. Затем делегации попланетно "маршируют" с песней мимо трибуны. Можно от имени Галактического совета вручить награды некоторым планетам за значительный вклад в развитие строевого искусства.

Митинг сказочных героев. Чтобы провести митинг, нужно, во-первых, установить трибуну. Во-вторых, собраться вокруг трибуны и громко о чем-нибудь поговорить две-три минуты. При этом принято употреблять такие слова, как "мы требуем...", "мы протестуем...". А еще можно написать на бумаге большими буквами всякие слова – это называется "плакаты" или "транспаранты". Теперь представьте, что митинг решили провести герои любимых детских сказок (например, "Приключения Буратино", "Незнайка и его друзья", "Малыш и Карлсон", "Трое из Простоквашино"). Пусть каждая группа выберет себе одну сказку, пусть ребята распределят между собой роли, сделают элементы костюмов. Речь должна быть веселой, сочинить ее выступающему должна вся группа. И еще, пусть вся группа придумает и напишет лозунги. Ведущим митинга будет сказочник.

Гиннесс-шоу. Самое главное в этом конкурсе – придумать много-много необычных и совершенно несерьезных состязаний для определения самого-самого... Когда задания придуманы, нужно объяснить, что такое Книга рекордов Гиннесса, представить секретариат, который будет вести регистрацию рекордов, рассказать о славе, которая ждет победителей; заранее к конкурсам ребята могут не готовиться. Конкурсы могут быть такие:

1. кто дольше просидит на табурете, приподняв ноги над полом и не держась ни за что руками;

2. кто быстрее съест кусок хлеба и после этого свистнет;

3. кто сможет сделать больше приседаний, удерживая на носу в равновесии карандаш;

4. кто быстрее на одном длинном волосе завяжет пять узелков;

5. кто поднимет и удержит в течение 10 секунд большее количество волейбольных мячей или воздушных шаров;

6. кто быстрее засунет в пустую бутылку газету, не разрывая ее;

7. кто сможет за одну минуту раскатать самую длинную колбаску из куска пластилина;

8. кто быстрее выпьет через пластиковую трубочку стакан воды;

9. кто сможет за одну минуту больше воткнуть канцелярских кнопок в деревянный карандаш;

10. кто дольше без добора воздуха сможет прокричать звук "и".

Аукцион талантов. На аукционах обычно продают полезные или ценные вещи. Приобрести вещь сможет тот, кто предложит за нее наибольшую цену. В нашем аукционе и вещи для продажи, и "деньги" необычные. В качестве продаваемой вещи может быть или настоящий ценный приз (большая кукла, торт, билеты в театр), или приз шуточный, но чем-то памятный для всех присутствующих (пуговица от костюма директора лагеря...)

Ребята могут петь, читать, танцевать и даже стоять на голове или шевелить ушами – кто что умеет. Причем "платить" можно как индивидуально, так и коллективно, объединившись в небольшие группы.

КОНКУРС ИНСЦЕНИРОВАННОЙ КОЛЫБЕЛЬНОЙ ПЕСНИ. Задание: проинсценировать одну из колыбельных песен. О том, что колыбельные песни поют маленьким детям, чтобы они скорее засыпали, об этом знают все. Каждый, если постарается, вспомнит 2-3 колыбельные ("Спят усталые игрушки...", "Спи, моя радость, усни...", "Баю баюшки-баю..."). Но о том, что колыбельные песни можно инсценировать, и при этом очень весело, знают очень немногие. А теперь знаете и вы. Осталось только выбрать несколько "песен перед сном" и их показать в образах и в действии.

Лучше всего такой конкурс проводить, когда ребята буквально "спят на ходу". Он позволяет взбодриться и разогнать скуку. В этом конкурсе можно даже обойтись без наград, наградой всем будет приподнятое настроение, улыбки и смех.

Конкурс видеокляпов. А что такое "видеокляп"? Это то же самое, что и видеоклип, только очень несерьезный, дурашливый. Попробуйте "снять" несколько "видеокляпов" с ребятами. Выберите для каждой группы одну очень популярную в последнем месяце песню. Несколько раз послушайте ее или, если ребята напоют слова песни почти наизусть, просто вспомните их.

А теперь начинайте придумывать смешные движения и действия к каждой строчке. Солист или группа будут пародировать настоящего исполнителя, а все остальные – весело инсценировать сюжет песни.

И, поскольку вы проводите конкурс, должна быть просмотровая комиссия. В нее можно пригласить "звезд эстрадной музыки" (как вы понимаете, не настоящих, а вымышленных). Ваши "звезды" в перерывах могут поделиться со всеми своими "творческими планами".

Конкурс начните 9 шуточного представления комиссии, а закончите вручением веселых призов создателям лучших "видеокляпов".



Приложение IV

 

Сюжетно-ролевая игра "ФРАГМЕНТЫ ПРИКЛЮЧЕНИЙ"

Отряд делится на две команды. Согласно жеребьевке всем командам достается сюжет известных фильмов, снятых в жанре приключений: "Маугли", "Робин Гуд", "Странствия Геракла", "Тарзан", "Три мушкетера" и т.д.

Задачи игры: используя основную канву фильма, смоделировать сцену, в которой главный герой или герои сталкиваются с экстремальной ситуацией (как имеющей место в самом фильме, так и придуманной самими ребятами: герои должны продемонстрировать оригинальный способ выхода из этой ситуации). На представление сюжета каждой команде дается не более семи минут. Команда не объявляет, сюжет какого фильма использован. Это должно быть ясно из действия. Количество участников от команд не ограничено.

Игры:

"Чайничек с крышечкой". Играющие повторяют слова ведущего и заменяют их движениями Замена слов происходит поочередно.

 

Чайничек с крышечкой,

Крышечка с шишечкой,

В шишечке дырочка,

Из дырочки пар идет,

Пар идет из дырочки,

Дырочка в шишечке,

Шишечка в крышечке,

Крышка на чайнике.

 

Играющие произносят слова несколько раз, каждый раз заменяя последующее слово на "ля-ля" и определенное движение (начиная с первого слова).

Чайничек – показывает контур чайника Крышечка – ладонь, обращенная вниз, Шишечка - сжатый кулак,

Дырочка – соединенными указательным и большим пальцами делают кольцо,

Пар идет – спиралеобразное движение рукой вверх.

Игры на внимание

"Нос пол потолок". Ведущий произносит слова "нос", "пол" и "потолок" и показывает на пол, нос или потолок соответственно. Иногда, чтобы запутать играющих он показывает на одно, а произносит другое. Например, показывает на пол, а говорит "потолок". Основная задача играющих – проверить свое внимание. Участники игры должны показывать на то, что говорит ведущий и стараться не ошибиться.

"Репка - капуста". Игра очень похожа на игру "Нос – пол – потолок". Ее отличие состоит в предметах (репка и капуста) и в том, что в данной игре ведущий не показывает на какой-либо предмет, а изображает его жестом (репка изображается открытой ладонью вниз, т.к. репа растет вниз, а капуста – открытой ладонью вверх, т.к. капуста растет вверх).

"Запрещенное движение". Все игроки должны повторять движения, которые показывает ведущий, кроме одного, например, обхвата головы руками. Ведущий совершает различные движения. Кто повторяет "запрещенное движение", выбывает из игры.

"Платочек смеха". Ведущий подкидывает платочек, и пока он летит, все должны замолчать. Кто не выдержит тишины и засмеется, выходит из игры.

Музыкальные игры (песни с повтором слов)

"Оркестр Московского зоопарка". Участники разбиваются на группы, каждая из которых выбирает себе животного с характерными звуками. Дирижер предлагает спеть песню (например, "Подмосковные вечера") на языке выбранного животного, т.е. пролаять, промяукать, прохрюкать и т.п. Дирижер показывает поочередно на каждую группу, и они продолжают песню, начатую предыдущей группой.

"Три музыкальных слога". Ведущий выбирает одного человека. Этот игрок выходит из зала. Все выбирают какое-то слово из трех слогов. Потом делятся на три команды. Например, это слово – "машина". Когда водящий возвращается, одна команда поет слог "ма" на мотив, скажем, "Пусть бегут неуклюже...", вторая – одновременно поет слог "ши" на мотив, допустим, "Подмосковных вечеров", а третья – слог "на" на мотив песни "Голубой вагон". Водящий прислушивается и пытается отгадать, какое слово загадано.

Игра "Снеговики и снежинки"

Программное содержание. Учить детей различать спокойную и бодрую танцевальные мелодии.

Музыкально-дидактический материал. Вальс, музыка Ф. Гершовой, "Чешская полька", пианино, металлофон или аккордеон.

I вид. Дети, разделенные на две группы, сидят полукругом около пианино. Под музыку Польши "снеговики" хлопают в ладони, под музыку Вальса "снежинки" должны плавно вращать руками. Пьесы исполняются 6-8 раз в разной последовательности.

II вид. "Снеговики и снежинки" сидят на стульях у противоположных стен помещения. Под музыку Польки двигаются шагом польки "снеговики", под музыку Вальса – кружатся снежинки. Пьесы исполняются 6-8 раз в разной последовательности. С окончанием звучания "снеговики" ловят "снежинок".

Игра "Медведь и дети". Эта игра развивает музыкально-ритмические способности, расширяет музыкальный кругозор с введением в игру различных песен.

На музыку песни "Ходила младешенька по борочку" дети изображают прогулку в лесу, передавая в движениях сбор грибов, ягод, цветов, постройку шалаша или катание на лыжах, игру в снежки и так далее – в зависимости от эго, в какое время года проводится игра. С появлением медведя музыка изменяется. Дети останавливаются, не меняя положения тела и стараются не шевелиться. Медведь проходит между ними. Можно ввести текст:

Кто в лесу шумит? Кто мне спать мешает? Кто шумит в моем лесу? Шевельнется – заберу!

Если медведь заметил ребенка, который шевельнулся, он берет его за руку и уводит в "берлогу". Если же он не заметил шевелившихся детей, то может сказать:

Нету никого возле дома моего. Пойду опять в берлогу спать.

Звучит русская народная мелодия "Как у наших у ворот". Дети веселятся, пляшут и опять появляется медведь.

Игра проводится 3-4 раза. Перед игрой преподаватель рассказывает, как дети пошли гулять в лес и что там с ними произошло; описывает красоту леса и то время года, когда проводится игра; говорит о повадках медведя. Дети принимают активное участие в беседе, вспоминая свои прогулки в лесу.

Роль медведя сначала исполняет преподаватель, а затем назначается ребенок, который сумеет хорошо изобразить медведя. Для этой игры можно подобрать и другую соответствующую музыку.

Игра "К своим флажкам". Эта игра развивает музыкальное мышление.

Играющие делятся на 3-4 команды и становятся в кругу лицом к центру круга. В центре каждого круга находится игрок с цветным флажком. Как только заиграет музыка, все, кроме игроков с флажками передвигаются по залу, площадке. Музыка прекращается, все приседают и закрывают глаза. Игроки с флажками по указанию учителя переходят на другие места. После слов: "К своим флажкам" играющие открывают глаза, встают и бегут к флажкам своего цвета. Выигрывает команда, которая быстрее построится в свой круг (колонну, шеренгу, и так далее по указанию учителя).

Мы предлагаем модернизировать игру. На флажках можно написать "мажор" и "минор" и объяснить детям их различие и особенности строения гаммы. После слов "К своим флажкам" дети должны построиться по ступеням гаммы (в восходящем, нисходящем порядке и так далее). Также можно изучать интервалы, строение аккордов.

Игра "Запомни мелодию". Эта игра направлена на развитие музыкальной памяти, чувства ритма, музыкального мышления.

Группа делится на команды по 5-6 человек и выстраивается в колонны. Перед каждой командой на расстоянии 8-10 м лежит предмет (мел, булавка, кегль).

Каждая команда рассчитывается по порядку:

1. полька

2. вальс

3. галоп

4. марш

5. русский

Каждому номеру дается мелодия, как показано выше. Звучит музыка, например, вальс, все вторые номера бегут вперед, обегают стоящий впереди их колонны предмет и возвращаются на свое место. Если мелодия не прекращается, то они еще раз выполняют задание. Участник, выполнивший задание первым и без ошибок, приносит команде очко. Затем звучит какая-нибудь другая мелодия.

"Игра в домики" ("Маленькая пьеса" И. Ладухина)

Музыка носит забавный, игровой характер (мы предлагаем песни "Кораблик детства", "землю облетим"). Шутливой перекличке коротких фраз вступления как бы отвечает остальная часть музыки – постепенно усиливающееся и все более стремительное движение к ее окончанию.

Описание. Группа делится на 5-7 подгрупп, которые образуют кружки, расположенные на равных расстояниях по кругу вдоль стен. В центре каждого кружка стоит один играющий. Дети в кружках-домиках держатся за руки. В центре зала сидит на корточках лишний – ему не хватило домика.

С применением этой игры можно изучать звуки гамм. Каждый ребенок запоминает название своей ноты и стремиться в домик с тем же названием. Тот, кто не успевает – выбывает, но если он исполняет песню, стих, пословицу, то вновь может вступать в игру.

 



Приложение V

лагерь музыкальное воспитание школьник

АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ИСКУССТВ

Кафедра теории, истории музыки и методики музыкального воспитания

 

 

 

Квалификационная работа

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

 

Студентка 5 курса очного обучения

ПЕРЕВОРОЧАЕВА Л.А.

Научный руководитель:

Митус И.В.

 

Майкоп 2009

 



СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Музыкальное воспитание школьников в системе организации детских оздоровительных лагерей

1.1 Виды детских оздоровительных лагерей и опыт их организации

1.2 Возможности организации музыкального воспитания школьников в детском оздоровительном лагере

ГЛАВА II. Практика музыкального воспитания школьников в детском оздоровительном лагере

2.1 Творческая работа будущих учителей музыки в детском оздоровительном лагере

2.2 Анализ музыкального воспитания в детских оздоровительных лагерях Адыгеи

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

 



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. На сегодняшний день уроков музыки в школе, как таковых, очень мало. Не все ходят в кружки, музыкальные школы, но потребность в творческом самовыражении, желание получить признание есть у каждого школьника. Музыкальная деятельность является такой формой психологического самоутверждения. Пребывание в детских оздоровительных лагерях (ДОЛ) частично позволяет восполнить пробелы и реализовать творческий потенциал детей.

В детских оздоровительных лагерях существует множество форм и видов досуговой деятельности, направленных на развитие тех или иных способностей и навыков школьников. Музыкальная часть становится одной из важнейших составляющих форм досуга. При всем обилии форм игровой деятельности, применяемой в лагере, немалый процент отводится и музыкальной деятельности, музыкальным играм. Однако не существует четкого плана по музыкальному развитию школьников в данный период. Рассмотрение возможностей и проблем музыкального воспитания школьников в оздоровительном лагере определяет актуальность нашего исследования.

Объект исследования – музыкальное воспитание школьников в детском оздоровительном лагере.

Предмет исследования – процесс организации музыкального воспитания школьников в детском оздоровительном лагере.

Объект и предмет определили цель квалификационной работы: – определить приемы и формы музыкального воспитания школьников в детском оздоровительном лагере.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить систему воспитательных мероприятий школьников в детском оздоровительном лагере.

2. Выявить возможности организации музыкального воспитания школьников в детском оздоровительном лагере.

3. Проанализировать осуществление музыкального воспитания в детских оздоровительных лагерях Адыгеи.

Материалом исследования служит опыт работы коллег и собственная практическая деятельность в туристических лагерях "Лань", "Горный" и санаторно-оздоровительном лагере "Горный – здоровье", а также пособия, рекомендуемые для организации досуга в детском оздоровительном лагере.

Методы исследования:

теоретические – анализ материалов научных работ, программ ДОЛ, психолого-теоретической литературы.

практические – педагогическое наблюдение, интервьюирование.

Теоретической основой исследования являются труды Г.К. Бедарева, В.Д. Петрушева, И.А. Масаева, которые раскрывают понятие «досуг» и все его виды. При рассмотрении вопросов музыкальной психологии в детском воспитании мы опирались на труды М.А. Ветлугиной, А.С. Макаренко, А.И. Новикова, О.П. Радыновой. При формулировании целей и задач для организации детских игр мы опирались на методические рекомендации в пособиях О.С. Газмана, Ю.М. Григоренко, А.И. Зиминой, С.А. Шмаковой и др. Организации музыкальных игр посвящены следующие работы Ю.М. Григоренко, С.В. Фатеева, Р.И. Руденко, Т.В. Балыкиной, С.П. Афанасьева и другие.

Практическая новизна работы заключается в выявлении дидактической направленности музыкальных игр и мероприятий, организующихся в детских оздоровительных лагерях; расширения деятельности по развитию музыкальности школьников новыми игровыми формами. В целом, мы предлагаем целенаправленную систему освоения музыкальных игр с позиции развития интереса школьников к музыкальному искусству за период лагерной смены.

Апробация исследования. Результаты исследований в структуре квалификационной работы докладывались на заседаниях кафедры теории, истории музыки и методики музыкального воспитания в декабре 2008 г. и мае 2009 г., на заседании СНО 49 научной студенческой конференции (14 апреля 2009 г.). Формы творческой работы будущих учителей музыки в детском оздоровительном лагере рассматривались в публикации в сборнике «Материалы 48-й студенческой научной конференции» (с. 261-265).

Структура работы. Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 46 наименований, и приложений.

 



Дата: 2019-12-22, просмотров: 206.