Возможности организации музыкального воспитания школьников в летнем лагере
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Музыкальное воспитание – целенаправленное и систематическое развитие музыкальной культуры, музыкальных способностей человека, воспитание в нём эмоциональной отзывчивости к музыке, понимания и глубокого переживания её содержания. Музыкальное воспитание есть процесс передачи общественно-исторического опыта музыкальной деятельности новому поколению, оно включает элементы музыкального обучения и музыкального образования. Современную теорию музыкально-эстетического воспитания отличает убеждённость в возможность формирования музыкальных способностей у широкого круга людей.

Музыкальное воспитание оказывает влияние на общее развитие ребенка. Музыкальному воспитанию присуща особая формирующая сила, с одной стороны, благодаря разностороннему эмоциональному воздействию песни и инструментальной музыки, а с другой – потому, что в музыкальном произведении важны не детали и не смысл отдельных слов, а его целостное значение.

Переживание музыки – специфическое средство познания ребенком окружающего мира. Восприятие шумовых и музыкальных звуков приучает ребенка к точным и вместе с тем дифференцированным наблюдениям и расширяет его познания. В процессе пения и слушания музыки вне заформализованных школьных структур отношение ребенка к самой музыке, а также к товарищам и к окружающим его людям приобретает новые качества.

Музыкальное воспитание детей как педагогический процесс охватывает внутренне процессы и внешних влияний в их единстве, так как музыкальное развитие той или иной личности протекает по ее внутренним законам, но всегда подчиняется факторам, воздействующим извне. Внешнее воздействие, связанное с музыкой вызывает реакцию всего организма, а не только слухового анализатора. П.Н. Анохин пишет по этому поводу: "Звуковые колебания, воспринимаемые органами слуха, воздействуют на определенную область головного мозга. Причем минорные музыкальные сочетания требуют от организма большей затраты, чем мажорные. Этот вывод подтверждает и тот установленный опытным путем факт, что условный рефлекс на минорные комбинации вырабатывается быстрее, чем на мажорные. Раздражения подкорки вызывается звучанием музыки, передается в кору головного мозга, пробуждая воспоминания всем прошлом опыте – печальные или радостные, в зависимости от характера музыки" (23, 127). Это объясняет преобладание детских песен в мажорном ладу.

Музыкальная деятельность – различные способы, средства познания детьми музыкального искусства, (а через него окружающей жизни и самого себя), с помощью которых осуществляется общее развитие. В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Кроме того, каждый вид деятельности служит средством развития какой-либо музыкальной способности. Соотношение различных видов музыкальной деятельности зафиксировано в таблице К. Орфа:

 

Восприятие музыки

Восприятие специально созданное для слушания Восприятие в связи с ее исполнением Музыкально-дидактические игры

Исполнительство

Пение Музыкально ритмические движения Игра на музыкальных инструментах

Творчество

Песенное творчество Музыкально-игровое и танцевальное творчество Импровизация на детскую музыкальность

 

Музыкально образовательная деятельность

         

Знание общего характера

 

Специальные знания, связанные с различными видами музыкальной деятельности

 

Под влиянием музыки дети в лагере обретают эмоциональную уравновешенность. Проводимые в течение достаточно продолжительного времени пение и игры оказывают положительное эмоциональное воздействие, освобождая ребенка от внутренней напряженности. Участие детей в различных играх укрепляет чувство уверенности, способность к адаптации в различных обстоятельствах, формирует навык выражения чувств в мимике и жестах. Играя какую-либо роль, он использует нужные движения, самостоятельно находит их, научается ощущать в них юмористические, гротескные и другие характерные черты. Фактор свободного времени не ограничивает детей – в отличии от урока – в поиске, и, следовательно, в творческом самовыражении в таких видах деятельности.

Изменяются во время игр и отношения ребенка с другими детьми: появляется потребность общаться с ними, он смело подходит к ним, выслушивает их, реализует свое желание участия в коллективных играх. Репетиционная работа по разучиванию песен и сценок небольшими группами приводит к возникновению дружеских связей. В отряде устанавливается уважение к ребенку, который поет чисто, уверенно, играет на музыкальном инструменте. Отношения между вожатым и ребенком становятся непринужденными: игра вызывает у них общую радость, общее волнение или общее изумление. Во время пения, сопровождающего игру, новый смысл приобретают также взаимоотношения индивидуума и группы. Радостная деятельность помогает ребенку легко войти в группу и установить контакт с остальными детьми.

Если говорить о творческом самовыражении, то большое значение имеют чуть слышные «напевания» ребенка – самостоятельное создание мелодий. Такая работа невозможна в работе на уроке в школе.

В процессе пения – хотя мы и подчеркиваем его высокое эмоциональное значение – всегда имеет место интеллектуальная деятельность ребенка. Эта «двойственность», точнее, естественное единство двух начал – эмоционального и интеллектуального – развивает также и умственные способности ребенка.

Продолжительность и устойчивость внимания зависят от возраста детей, от музыкального материала, от характера игры и от разнообразия используемых методов. Новые песни, возможности исполнить их со сценическими движениями активизирует интерес к музыке школьников в детском лагере.

Запоминание мелодий песен, их текстов и различных игровых движений развивают память ребенка. Количество и характер запоминаемого – индивидуальны. Если говорить о запасе музыкальных образов, то между множеством пассивно воспринятой музыки и активно спетыми мелодиями имеется, вероятно, большое расхождение. Активизация мыслительных процессов формируют целостное художественное восприятие музыки.

Воображение ребенка развивается благодаря игровым ситуациям и исполнению ролей, дающим возможность представить себе то, «чего нет». Когда ребенок играет в «придумывание мелодий», в «завершение мелодий», в «певческие разговоры», он создает новые формы из ранее усвоенных музыкальных образов, осевших в его памяти.

Музыкальное воспитание дает возможность тренировать – мыслительные процессы. Дети связывают простые музыкальные термины с конкретными действиями.

Внутренние закономерности народных детских игр побуждают ребенка в новых игровых ситуациях к логическим умозаключениям и к соответствующим действиям.

Эмоции, вызываемые пением и музыкой, также обуславливают действия ребенка. Он вновь хочет пережить радость, и это переживание побуждает его к действию. Он напевает про себя, сам принимается организовывать игру, зовет своего товарища, чтобы спеть вместе с ним, предлагает вожатому провести ту или иную игру. У него возникает потребность вторично прослушать исполненную для него песню, и он просит об этом вожатого. Если создана хорошая атмосфера воспитательной работы и установлена непринужденная связь между вожатым и ребенком, это позволяет развить интерес к музыке, и влечет за собой активное участие детей в музицировании.

Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже впервые годы его жизни, занимает ведущее место в его общем культурном развитии. Музыка – постоянный спутник человека в жизни. Уровень музыкальной культуры подрастающего поколения в настоящее время зависит от решения проблем эстетического воспитания и образования.

Музыка играет огромную роль на праздниках в детском лагере. Она начинает и заканчивает каждый праздник. Под музыку школьники входят на танцевальную площадку, играют, поют, танцуют. Музыка пронизывает весь ход праздника, углубляет художественные образы поэтического текста. Поэтому весь музыкальный материал, который используется на празднике, должен быть высокохудожественным.

Не следует считать, что непомерно громкое звучание музыки на празднике создает особую торжественность. Громкое звучание создает излишний шум, заглушает голоса, заставляет школьников форсировать звук при пении, что приводит к невыразительному исполнению. Музыкальные произведения, подобранные для праздника, должны отвечать его общему характеру и отдельным композиционным моментам праздника, создавать у детей бодрое, радостное настроение. Не следует стремиться к использованию сложных произведений: многосоставных и сложных по композиции плясок, упражнений, игр. Ведь ребенок только тогда сможет выразить в движениях свое настроение, когда владеет способом их реализации в последовательности и пространстве.

Музыке отводится большое место в структуре праздничных мероприятий. Обычно музыка чередуется с художественным словом, сценками, танцевальными номерами, выступлениями участников команд КВН.

Исполнение песен является самой доступной и массовой формой музыкального воспитания в детских лагерях. Песни исполняются хором, небольшими группами и солистами. В праздничную программу можно включить не только песни с праздничной тематикой, но и народные, шуточные, связанные с игрой. Различные праздники и мероприятия являются составной частью вечеров развлечений. Вечера развлечений способствуют всестороннему развитию ребенка, в них он знакомится с различными видами искусства – музыкальным, изобразительным, литературой. Активизируются и развиваются навыки подготовки стенгазет, изготовление сценических костюмов.

Вечера развлечений возбуждают радостные чувства, повышают жизненный тонус детей. Они способствуют сплочению детей и взрослых, вызывают чувства доброжелательности, доверия друг к другу. Вечера позволяют каждому ребенку проявить свою индивидуальность, поверить в свои возможности.

На основе анализа современной практики в ДОЛ Фетняева выделила три вида вечеров развлечений: (43, 10)

1. Организованные для детей взрослыми;

2. Проводимые силами самих детей, но с помощью взрослых;

3. Организованные взрослыми при участии детей в составлении программы и исполнении номеров (43, 10).

Вечера развлечений проводятся в самых различных формах:

1. Концерт;

2. Кукольный театр;

3. Теневой театр;

4. Настольный театр игрушки;

5. Празднование дней рождения детей;

6. Вечера спортивных игр и развлечений;

7. Слушание радиопередач, просмотр телепередач и фильмов в формате DVD,

8. Вечера игр, забав и аттракционов,

9. Организация клуба веселых и находчивых.

Вечера игр, забав, аттракционов, загадки, веселье, юмористические стихи, частушки, потешки и скороговорки, несложные аттракционы ("Накрой на стол", "Костер") приносят детям огромную радость и несказанное удовольствие. Эти вечера можно проводить в виде увлекательной игры. Например, "Путешествие в страну смеха", "Королевство кривых зеркал", "Наш цирк", "Сказки-загадки" (23; 228).

Рассматривая различные праздники и вечера развлечений, необходимо рассмотреть понятие "развлечение". Развлечение – одна из форм организации детей, которая преследует несколько целей: доставить ребятам удовольствие, повеселить, позабавить, а также обогатить музыкальными впечатлениями, пробудить творческую активность.

Роль и место музыки в развлечении неодинаковы. Если в концертах она является ведущей, то в театральных представлениях и спектаклях музыка вводится для углубления их эмоционального воздействия на детей, в определенной мере выполняя роль оформления.

Развлечения, подготовленные и исполняемые взрослыми, должны обогащать детей яркими, красочными впечатлениями. Эпизодически дети могут включаться в действие, это активизирует их восприятие, внимание, воображение.

Подготовка развлечений осуществляется в следующей последовательности: выбор темы, поиск и структурирование соответствующих материалов, определение точного числа участников. Развлечение следует продумать и оформить декорации, костюмы и другие атрибуты. Особенно важно в подобных представлениях музыкальное сопровождение.

Итак, развлечения – особая форма организации досуга школьников в детском лагере. Они обогащают детей положительными эмоциями, расширяют представления об окружающем мире, приобщают к музыкальному искусству, развивают художественный вкус, расширяют формы творческой самореализации, формируют его текущую активность (23; 229).

Свободное время школьников в лагере – это удовлетворение их интересов, запросов, а также решение возникших сложностей. Свободное время, как правило, занято самой разнообразной деятельностью. В одних случаях это деятельность организуется взрослыми – вожатыми, учителями. В других – дети организуют ее сами как общую совместимую деятельность.

Значительную часть досуга многие проводят и в одиночку, занимаясь любимым делом: одни читают, другие что-нибудь мастерят из бумаги, природных материалов (шишки, ветки, мох, цветы). Но все же досуг в детском лагере в большей степени определяется организацией их коллективной деятельности.

В лагере одна из самых популярных форм проведения досуга детей – танцевальные вечера (дискотеки). Музыка, под которую можно танцевать и веселиться – с яркими, огневыми, усиливающими энергию ритмами – способствует созданию позитивного настроения. В настоящее время накоплен опыт использования дискотек для развития познавательных интересов в музыке. Наиболее благоприятные условия для реализации этих целей создают дискотеки в лагерях, где существует несколько музыкальных кружков.

Многое зависит от умелой организации дискотек. Их подготовки привлекаются школьники, имеющие разнообразные художественные и технические интересы.

Планирование, составление сценариев, подбор музыкального материала, а также технического оснащения требует проявления инициативы и самостоятельности учащихся. В организации дискотек большое значение придается ведущему. Ему необходимо обладать способностью непринужденного общения, определенным объемом знаний о музыке различных направлений, умением увлекательно рассказывать о музыке. Вкусы ведущего вследствие популярности его личности нередко формируют отношение всех участников к прослушиваемым музыкальным произведениям.

Важно, чтобы дискотеки не были похожи одна на другую. Формы дискотек также различны: диско-танцзал, диско-театр. Хорошо, если дискотеки постоянно стимулируют познавательную активность школьников, развиваются диспуты, дискуссии, проводятся конкурсы и викторины, направленные на воспитание интересов и взглядов ее участников.

Организуя досуг подростков, необходимо иметь в виду популярные жанры, которые свидетельствуют о стремлении каждого поколения иметь свою легкую музыку. Воспитатель, ведущий дискотек могут помочь детям ориентироваться в пестром и многочисленном калейдоскопе музыки.

Таким образом, распорядок дня, наличие кружков, подготовленный педагогический состав в детском оздоровительном лагере помогает организовать широкую планомерную работу по музыкальному воспитанию для реализации потребности детей в музыкальном развитии.

Итак, в первой главе мы рассмотрели структуру воспитательных действий, возможности музыкального воспитания школьников и творческую работу будущих учителей музыки в детских оздоровительных лагерях.

Во всех видах детских лагерей (лагерь отдыха, лагерь санаторного типа, трудовой лагерь, обучающий лагерь, профильный лагерь, спортивный лагерь, религиозный лагерь, хоровой лагерь) в организации лагерной смены педагог-организатор является главным лицом. В практике сформулированы следующие требования к его деятельности:

1. Владение навыками организации досуга;

2. Владение знаниями и умениями по предотвращению и разрешению психологических конфликтов.

3. Владение знаниями, умениями спортсмена, туриста, танцора, певца.

Педагоги-практики выделяют три периода: организационный, основной, заключительный. Мы предлагаем ряд музыкальных произведений, которыми можно обогатить проведение досуговых мероприятий, таких, как поход в лес, спортивные игры с мячом, творческие конкурсы, викторины. Необходимым условием музыкального воспитания в летнем лагере является учет индивидуальных особенностей приезжающих детей, так как не все из них получают музыкальное образование. Это требует от вожатого-педагога корректности в организации различных музыкальных мероприятий. Самая важная задача педагога – пробудить интерес к музыке, научить ее понимать. Для этого вожатому необходимо вносить разнообразие в жизнь детей с помощью музыкального искусства, знакомить их с музыкой разных стилей и жанров, вводить ее как составляющую в игры, забавы, шутки. Особенно ценным представляется организация музыкальных игр. Также важным представляется учет возрастного фактора в организации досуга. Так, например, младшие школьники предпочитают подвижные игры, тогда как старшим необходима иная полезная информация: сведения о композиторе, эпохе, исполнителе.

Музыкальное воспитание оказывает важное влияние на эмоционально-психологическое состояние и развитие ребенка в ДОЛ. Поэтому необходимо расширять музыкальную составляющую, приемы и формы летнего отдыха детей закрепляющих их знания о музыке и навыки различной музыкальной деятельности.

 



Дата: 2019-12-22, просмотров: 217.