Светотехнические изделия и ИК – излучатели.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

С целью увеличения объемов сбыта светотехники на рынках Беларуси, России и других стран СНГ необходимо проведение следующих мероприятий:

1. Разработать эффективную политику продвижения, которая должна включать в себя следующие мероприятия:

· участие в тендерах и конкурсных закупках на светотехническую продукцию;

· создание и размещение на сайте предприятия пропагандистских листовок, показывающих выгоды установки энергосберегающих светильников;

·    для стимулирования продаж открыть в сети Интернет специальный форум, на котором будут проводиться онлайн консультации по установке и использованию ИК – излучателей и светотехнической продукции;

· выпуск цикла статей о преимуществах установки энергосберегающих светильников в соответствующих СМИ;

· подготовка персонала занимающегося сбытом данных изделий на курсах и тренингах эффективных продаж.

 Аппараты пневматического тормозного привода

 В 2009 году за счет расширения рынков сбыта, в связи с увеличением производства автомобилей, а так же за счет разработки и освоения новых изделий планируется увеличить объемы продаж аппаратов пневматического привода, в т.ч.:

1. Увеличение поставок на ОАО «КамАЗ» г. Н. Челны серийно изготавливаемых изделий не менее чем на 15%.

2. Увеличение объёмов поставок на ОАО «ГАЗ» г. Н. Новгород и ООО «ПАЗ» г. Павлово не менее чем на 25%.

3. Внедрение новых изделий на ООО «УралАЗ» г. Миасс на сумму не менее 20 млн. руб. РФ.

4. Заключение договора на серийные поставки с ОАО «Волжанин» г. Волжский на сумму 2,3 млн. руб. РФ

5. Увеличение объёмов поставок на рынок РФ для ремонтных и эксплуатирующих автотехнику организаций не менее чем в 2 раза.

6. Увеличение поставок на РУП «МАЗ» серийно изготавливаемых изделий не менее чем на 10 %.

В связи с усилением конкуренции на внешних рынках, особенно на рынках стран СНГ и Российской Федерации, где отечественная продукция представлена больше всего, необходимо создавать более эффективную товаропроводящую сеть, улучшить качество выпускаемой продукции и снизить ее себестоимость за счет переоснащения производства.

 


3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

3.1 Стратегия развития товаропроводящей сети

 

Товар или услуга должны пройти определенный путь от произво­дителя к потребителю. Данный путь движения может обслуживать сам производитель или прибегнуть к посреднику, передав ему права соб­ственности на свои товары или без их передачи. В любом случае про­дукция производителя должна пройти определенный путь, который должен быть опосредован системой маркетинговых решений.

Главная цель потребителей — максимально удовлетворить потребности на основе высокого уровня обслуживания, а производителей - ми­нимизировать расходы по товародвижению.

Система товародвижения может быть построена на основе трех способов: прямого, косвенного и смешанного [7, с. 115].

Прямой способ систе­мы товародвижения предполагает, что производитель сам продает товар, не прибегая с услугам посредников. В данном случае система состоит из производителя, продающего товар, и потребителя, поку­пающего его. Этот способ целесообразен при небольшой рыночной доле, а также используется в основном при продаже товаров производ­ственного назначения.

Косвенный способ системы товародвижения предполагает участие в продаже товаров посредников. Различают следующие формы косвен­ного сбыта: розничная, оптовая, ярмарочная, выставочная, биржевая, аукционная, комиссионная торговля, а также лизинг и франчайзинг.

Смешанный способ товародвижения предполагает использова­ние как прямого, так и косвенного сбыта товаров.

Следует отметить, что система товародвижения на предприятии скла­дывается в зависимости от конкретных условий его деятельности. Так, если фирма вновь организованная, то ей целесообразно воспользовать­ся услугами уже существующих посредников. При внедрении на мел­кий рынок систему товародвижения рационально организовать непо­средственно самому производителю, а на крупный - действовать через посредников.

Система товародвижения предполагает решение как стратегических, так и тактических задач.

Стратегические задачи распределения товаров должны предусматривать на перспективу решение комплекса проблем, связанных с созданием или развитием собственной распределительной сети, возможным сотрудничеством с уже существующими посредниками для обеспечения эффективного сбыта продукции как уже завоевавшей потребителя, так и еще не известной ему, но намеченной к производству в будущем.

Тактические задачи распределения связаны с повседневной деятельностью, направленной на успешный сбыт произведенной продукции силами своей сбытовой сети и обеспечение рационального сотрудничества со всеми возможными посредниками [26, с. 10].

Тактические задачи должны определяться стратегическими, но в то же время отражать все требования, которые потребитель сиюминутно предъявляет к каналам распределения.

Эффективная политика распределения может быть обеспе­чена, если одновременно с производителем в доставке товаров потребителям и в смене собственности на них непосредственное участие принимают и другие предпринимательские структуры. При этом совокупность фирм, а также отдельных людей, при­нимающих на себя право собственности или способствующих его передаче другим по пути движения товара от производителя к потребителю, образует канал распределения.

Для менеджмента компании решение о выборе маркетинговых каналов, посредством которых происходит доведение товаров и услуг до целевых потребителей, является одним из самых сложных, так как оно непосредственно влияет на всю маркетинговую деятельность.

Участники канала распределения выполняют несколько важных функций.

1. Сбор и распространение информации об имеющихся и потенциальных покупателях, конкурентах и других субъектах и факторах маркетинговой среды.

2. Разработка и распространение обращений к покупателям, направленных на стимулирование покупок.

3. Достижение согласия по ценам и другим условиям, влияющим на передачу прав владения и распоряжения товаром.

4. Размещение заказов на производство товаров.

5. Изыскание и распределение финансовых средств, необходимых для покрытия издержек, возникающих на различных уровнях маркетингового канала.

6. Принятие на себя рисков, связанных с функционированием канала.

7. Принятие ответственности за последовательное хранение и перемещение физических продуктов.

8. Осуществление переводов платежей покупателей на счета продавца через банки и другие финансовые учреждения.

9. Проведение контроля фактической передачи прав владения и распоряжения товаром от одного физического или юридического лица к другому [15, с. 349].

Таким образом, товародвижение как функция маркетинга – это постоянная реализация взаимосвязанной системы целей, функций и задач, в результате которой обеспечивается продажа выпущенного производителем товара и его перемещение до конечного потребителя.

Разработка стратегии развития товаропроводящей сети означает создание или выбор соответствующих маркетинговой стратегии предприя­тия типов каналов распределения, определение степени интен­сивности распределения и конкретной структуры канала. Стра­тегические решения в политике распределения касаются:

- определения приемлемых для предприятия методов и сис­тем распределения;

- обоснования для каждого товара структуры канала реали­зации и функций его звеньев;

- выбора системы каналов товародвижения, наиболее при­емлемых правовых, организационных, экономических форм сотрудничества;

- определения стандартов качества, которыми следует поль­зоваться при реализации продукции;

- установления группы (линейки) цен на каждый товар;

- принятия решений об исключении из ассортимента уста­ревших, нерентабельных товаров;

- оказания спектра услуг;

- определения элементов приспособления к конкретному рынку, сегменту;

- содействия формированию концепции позиционирования;

- предугадывания возможных рисков, условий их снижения;

- организации работы с покупателями;

- обеспечения должного уровня работы сбытового персонала;

- обоснования условий материального стимулирования пос­редников и продавцов;

- обеспечения проведения переговоров и заключения кон­трактов с партнерами.

Стратегия распределения включает:

- определение целей, которые должны быть достигнуты;

- выбор типа распределения;

- определение степени интенсивности распределения;

- выбор конкретных участников канала;

- реализацию стратегии распределения;

- определение эффективности стратегии распределения [23, с. 292].

Цели политики распределения определяются маркетинговой стратегией и также зависят от выбора предприятием целевых сегментов и разработанных для них концепций позиционирования. Важное значение в постановке целей распределения имеют: конкурентное положение предприятия; стадия жизненного цикла товара; конструктивные особенности товара; необ­ходимость согласования политики распределения с другими элементами комплекса маркетинга.

Среди целей политики товародвижения можно назвать: максимальное обеспечение регионального охвата рынка; обеспечение необхо­димого уровня сервиса конечным потребителям; формирование наиболее подходящих партий товара и условий его приобрете­ния; доработку товара в соответствии с запросами рынка и др.

Основными факторами, влияющими на формирование маркетинговой стратегии развития товаропроводящей сети, являются: характер товара; транспортабельность товара; географическое положение производителя; объемы продаж; широта ассортимента; условия хранения товара; сроки хранения товара; наличие конкурентов и цены.

Итак, стратегия развития товаропроводящей сети фирмы-товаро-производителя неразрывно связана, с одной стороны, со спросом (его размерами, динамикой, структурой) на целевом рынке, а с другой, — с собственными производственно-сбытовыми, финансовыми, организационно-управленческими и иными возможностями. Политика распределения должна в максимальной мере удовлетворять потребности покупателей, причем с наибольшим удобством для них, и одновременно учитывать фактор давления со стороны конкурентов, проявляющийся в их сбытовой политике и практике. Если политика распределения конкурентов заведомо более эффективна, то изготовителю следует либо уйти с целевого рынка, либо коренным образом модернизировать всю систему сбыта с целью значительного повышения ее конкурентоспособности, либо изменить свою производственную и сбытовую специализации.

Одним из наиболее важных стратегических решений для предприятия является выбор посредников.

При отборе посредников производители должны определить, какие характеристики свойственны лучшим из них. Следует учитывать продолжительность операций претендента на рынке, ассортимент продукции, с которым он работал, темпы роста его организации, ее прибыли и убытки, платежеспособность, умение взаимодействовать с другими фирмами, репутацию. При отборе посредника из торговых агентств производителю необходимо получить информацию об объеме и ассортименте других распределяемых ими товаров, численности и квалификации торгового персонала.

Взаимоотношения между производителями товаров и посредниками строятся на основе посреднических соглашений. По структуре и содержанию посреднические соглашения близки к контрактам купли-продажи. Как правило, они включают следующие разделы:

1. Определение сторон.

2. Предмет соглашения.

3. Договорная территория и товарная номенклатура.

4. Положение посредника на рынке.

5. Права и обязанности посредника.

6. Права и обязанности продавца.

7. Вознаграждение посредника.

8. Порядок предъявления и урегулирования претензий.

9. Санкции за ненадлежащее исполнение обязательств.

10. Форс-мажорные обстоятельства.

11. Порядок арбитражного разбирательства споров.

12. Срок действия, порядок продления и расторжения соглашения.

13. Юридические адреса сторон.

14. Подписи сторон.

Содержание соглашения зависит от конкретных условий практической работы. Посреднические соглашения могут заключаться на осуществление единичной операции по сбыту либо на длительный срок.

Выбор канала реализации зависит от ряда факторов: качества продукта, отношения к нему потребителей, сбытовой сети, типов оптовых или розничных предприятий торговли, функций и принципов работы конкретных магазинов. Традиционно применяются три основных метода реализации продукта на рынке: экстенсивный, исключительный и выборочный.

Экстенсивный заключается в размещении и реализации продукта в любом предприятии розничной торговли, которое готово его продавать. Этот метод применяется в основном для простых в изготовлении, мелких и недорогих изделий массового спроса, таких, как сигареты, зубная паста, стеклянная посуда, различные виды хозяйственных товаров повседневного спроса. В данном случае компания выигрывает за счет масштаба производства.

Исключительный – это выбор какого-то одного торгового посредника в определенном географическом регионе, которому, как правило, предоставляется исключительное право на реализацию продукта. Посредник становится уполномоченным дилером компании-изготовителя.

Выборочный – это когда изготовитель вступает в соглашение с двумя или более организациями розничной торговли, которым предоставляется исключительное право реализовывать продукцию компании в регионе. И эти предприятия также получают статус уполномоченных дилеров [23, с. 297].

Многие товары (такие как модная одежда, электротовары, некоторые товары производственного назначения) реализуются лишь через ограниченное число торговых точек, хотя их прода­жей готовы заняться значительно большее число предприятий торговли. В этом случае говорят, что используется выборочное (селективное) распределение.

Наконец, при эксклюзивном (исключительном) распределе­нии данный товар продается на региональном рынке лишь од­ним торговым предприятием. Так могут продаваться такие то­вары, как новые автомобили, отдельные модные модели одеж­ды, дорогие товары технического назначения [5, с. 211].

 В Республике Беларусь разработано и утверждено постановление Совета Министров «Об утверждении Положения о товаропроводящей сети отечественных производителей за рубежом» от 21.12.2006 № 1699. Этот документ позволил упорядочить процесс создания ТПС и способствует повышению эффективности работы белорусских предприятий на внешнем рынке.

В положении вводится ряд новых терминов и определений. Сейчас мы имеем юридически закрепленное понятие ТПС.

Она представляет собой совокупность юридических лиц или обособленных подразделений производителя, филиалов, представительств, которые осуществляют реализацию (сервисное обслуживание) их товаров.

Положение также содержит нормы, регулирующие условия создания ТПС (на основании исследования товарного рынка и наиболее эффективных схем реализации продукции в соответствующем регионе).

В дополнении к вышеназванному постановлению были разработаны и установлены задания по удельному весу прямых поставок товаров в общем объеме экспорта, которые утверждены постановлениями Правительства от 27.06.2007 № 840 и от 04.03.2008 № 325. Данные постановления направлены на увеличение доли прямых поставок и приравненных к ним в общем объеме экспорта отечественных предприятий.

Увеличение доли экспорта по прямым поставкам приведет к снижению числа необоснованных посредников, что должно стать дополнительным фактором роста эффективности белорусского экспорта.

В связи с принятием новых правовых актов, а также в связи с разработкой методологии по развитию товаропроводящей сети Правительством в марте-апреле 2007 г. были организованы семинары в Академии управления при Президенте Республике Беларусь и областных центрах по данному вопросу с целью ознакомления руководителей предприятий, а также представителей органов государственного управления с учетом специфики функционирования субъектов ТПС, особенностей реализации продукции на внешних рынках и использования перспективных инструментов продвижения товаров.

По итогам первого полугодия 2009 года республику за рубежом представляют 255 субъектов товаропроводящей сети с белорусскими инвестициями в 32 государствах мира. Из них в Российской Федерации находится 68,6%, в других странах СНГ - 14,5%, в странах дальнего зарубежья - 16,9%.

Доля экспорта белорусских товаров во все страны мира через субъекты товаропроводящей сети с белорусскими инвестициями по результатам работы за 6 месяцев 2009 года составила 9% (808,72 млн. долл. США). За 6 месяцев 2008 года - 12,8% (2203,5 млн. долл. США).

Оценивая деятельность отраслевых органов государственного управления, следует отметить, что наиболее высокие результаты в работе по созданию ТПС достигнуты Министерством промышленности, концернами «Белнефтехим», «Белгоспищепром», «Беллегпром», Министерством архитектуры и строительства.

Справочно:
    По общему количеству субъектов ТПС с белорусскими инвестициями первое место занимает Минпром (90), далее идут концернами «Беллегпром» (43), концерны «Белнефтехим» (31), «Беллесбумпром» (12), «Белгоспищепром» (12), ГО «Белресурсы» (10) и др.

По объему реализации товаров через ТПС 1-е место занимает Министерство промышленности (362,2 млн. долл. США), 2-е - концерн «Белнефтехим» (207,4 млн. долл. США), 3-е - концерн «Белгоспищепром» (75,9 млн. долл. США), 4-е - концерн «Беллегпром» (37,2 млн. долл. США). 5-е - Минстройархитектуры (32,5 млн. долл. США) [30].

На предприятии ОАО «БелОМО-ММЗ имени С. И. Вавилова» необходимость товаропроводящей сети обусловлена тем, что изготовитель неспособен принять на себя все обязанности и функции, вытекающие из требований свободного обмена в соответствии с ожиданиями потенциальных потребителей. Но обращение к посредникам означает для фирмы потерю контроля над определенными элементами процесса коммерциализации. Поэтому для предприятия выбор сбытовой сети – это стратегическое решение, которое должно быть совместимо не только с ожиданиями в целевом сегменте, но и с его собственными целями.

    Счетчики газа.

В Российской Федерации планируется расширение дилерской сети за счет привлечения новых дилеров в регионах, где происходит газификация. Это Новосибирская, Томская, Омская области, Алтайский край.

Кроме того, после разработки и внедрения в производство счетчика газа с термокомпенсатором и счетчика газа с импульсным выходом произойдет увеличение объемов продаж счетчиков газа через существующую дилерскую сеть.

Оптическая и оптико-электронная продукция.

    На период до 2010 года по продукции специального назначения в первую очередь планируется нарастить объемы поставок продукции через существующую ТПС:

        - дистрибьюторов (3 спецэкспортеров);

        - по прямым поставкам непосредственно потребителям.

Аппараты пневматического тормозного привода.

На период до 2010 года планируется:

  - увеличение объемов поставок по существующей сети;

        - увеличение реализации за счет увеличения номенклатуры поставляемых изделий на заводы-изготовители автомобильной техники;

        - развитие дилерской сети.

Электросоковыжималка, светотехнические изделия, ИК-излучатели.

На перспективу по данной продукции планируется:

      - увеличение объёмов поставок через существующую ТПС,

- расширение ТПС, в т.ч. заключение новых дилерских договоров на поставку соковыжималок и светотехники в РФ, на Украине и Казахстане, в странах ЕС – Литва, Латвия, Эстония, Польша;

- увеличение объёмов поставляемой продукции по линии производственной кооперации ФГУП ПО «Завод им. Серго» г. Зеленодольск (РФ, Республика Татарстан) – поставка светильников для бытовых холодильников.

Согласовываются объёмы поставок на 2010 г. и цена на изготовление и поставку новых светильников (для холодильных витрин).

Ведутся работы латвийскими и польскими дилерами по сертификации соковыжималок и ИК-излучатели в странах ЕС, что позволит при наличии этих сертификатов значительно расширить географию поставок (ТПС) в дальнее зарубежье.

 

3.2Пути повышения конкурентоспособности экспорта продукции

 

Конкурентоспособность объекта зависит от эффективной реализации конкурентного потенциала. Существует определенная иерархическая структура объектов, которая отражает уровни конкурентных преимуществ, конкурентного потенциала и конкурентоспособности, поддерживающие друг друга (таблица 6).

Таблица 6 –  Иерархическая структура уровней конкурентного преимущества и конкурентоспособности

Уровни конкурентного преимущества Уровень вызываемой конкурентоспособности
5. Конкурентное преимущество общественно-экономического уклада Лидерство экономики
4. Конкурентное преимущество в управлении обществом Конкурентоспособность экономики
3. Конкурентное преимущество фирм и систем управления ими Конкурентоспособность отрасли
2. Конкурентное преимущество в управлении фирмой Конкурентоспособность фирмы
1. Конкурентное преимущество в управлении разработкой и реализацией товара Конкурентоспособность товара

Примечание – Источник: [9, с. 27]

Конкурентоспособность экспортного товара определяется как совокупность потребительских и стоимостных характеристик товара, а также сложившийся уровень эксплуатации поставщиков и характер межличностных отношений партнеров, обусловливающих преимущество данного товара над другими аналогичными товарами в условиях широкого предложения последних конкурирующими фирмами.

Конкурентоспособность - понятие, которое можно определить, только сравнивая товары конкурентов между собой.

Число сравниваемых параметров, характеризуют конкурентоспособность экспортного товара, зависим вида и сложности изделия в техническом и эксплуатационном отношениях, а также от требуемой точности оценки, цели исследования и других факторов. Вместе с тем, наиболее часто рассматривая конкурентоспособность товара на внешних рынках, учитывают такие его характеристики, как:

- величина затрат потребителя на приобретение и потребление товара;

- способность товара удовлетворять потребности конкретных потребителей в соответствии с его функциональным назначением;

- степень соответствия товара требованиям международных стандартов, а также требованиям нормативных актов, принятых в стране-импортере;

- уровень сервисного обслуживания [5, с. 237].

Указанные характеристики по-разному могут быть восприняты в отдельных странах. Да и не всегда они учитываются при выборе критериев оценки уровня конкурентоспособности экспортного товара. Экономисты отдельных стран по-разному подходят к формированию критериев оценки уровня конкурентоспособности товара. Для каждого покупателя товара по существу имеются свои критерии оценки конкурентоспособности товара.

Нет и не может быть «абсолютной» конкурентоспособности или неконкурентоспособности товара: оба эти понятия связаны с целевым рынком и временем, а также разнообразными факторами, влияющими на рынок. При этом нет сомнения в том, что повышение уровня конкурентоспособности товара может быть обеспечено благодаря улучшению его качества, что находит свое выражение и достижении максимального соответствия потребительских и стоимостных характеристик товара запросам покупателей и потребителей.

При разработке конкурентной стратегии на мировом рынке наряду с конкурентоспособностью товара важное значение придается и конкурентоспособности фирмы, а также конкурентоспособности страны происхождения товара.

Под конкурентоспособностью фирмы понимается фактическая и потенциальная ее способность производить товары, а также оказывать услуги, которые по этим характеристикам наиболее полно удовлетворяют запросам потребителей, чем аналогичные товары и услуги конкурентов.

Для оценки конкурентоспособности фирмы обычно используют такие характеристики, как:

- способность осуществлять эффективную производственную, коммерческую и маркетинговую деятельность;

- высокий уровень репутации в деловом мире;

- стабильное финансовое положение;

- наличие действенной научно-исследовательской базы;

- способность осуществлять на высоком уровне инновационную деятельность;

- наличие квалифицированных менеджеров, способных принимать и обеспечивать реализацию обоснованных управленческих решений;

- способность оперативно реагировать на происходящие изменения маркетинговой среды на внешних рынках [5, с. 238].

При оценке конкурентоспособности страны происхождения товара обычно учитывают такие факторы, как:

- состояние социально-экономической и политической обстановки в стране;

- состояние экономики и темпы ее роста;

- степень вовлечения государства в мировые интеграционные процессы;

- использование достижений научно-технического прогресса в процессе производства товаров и оказания услуг;

- степень внедрения различных стандартов, в том числе и международных;

- себестоимость производства отдельных товаров и оказываемых услуг;

- наличие квалифицированных кадров, их производительность и качество труда.

Оценка конкурентоспособности объекта – это сложная работа, в которой должны быть предусмотрены все показатели объекта на каждой стадии жизненного цикла. Не во всех государствах экономика ориентированна на конкурентоспособность и не существует стандартной документации оценки конкурентоспособности объектов. Существуют ряд своеобразных методик оценки конкурентоспособности товара, персонала, фирмы. Конкурентоспособность простейших товаров оценивают на основе экспертных оценок или пробных продаж. Конкурентоспособность сложных или дорогих товаров оценивают по показателям эффективности, по сравнению с аналогом конкурента.

Конкурентоспособность организации оценивается по систематизированным данным, характеризующим существующий и прогнозный конкурентный потенциал компании и ее конкурентов. Конкурентоспособность отрасли и экономики, как правило, оценивается по силе позитивного взаимодействия пяти сил конкуренции и проявления поддержки всех частей «национального ромба».

Отправной точкой повышения конкурентоспособности экспорта является увеличение долей на международных рынках. Экспортная конкурентоспособность также подразумевает диверсификацию «экспортной корзины», обеспечение более высоких темпов роста экспорта с течением времени, модернизацию таких составляющих экспортной деятельности, как технология и квалификация кадров, и расширение базы отечественных фирм, способных вести конкурентную борьбу на международном уровне, с тем чтобы конкурентоспособность стала устойчивой и сопровождалась ростом доходов [27, с. 29].

В обеспечении международной конкурентоспособ­ности развитых стран общепризнанна роль технологии и инноваций в торговле. Что касается взаимо­связи технологий и конкурентоспособности экспорта стран с переходной экономикой и разви­вающихся стран, по этому вопросу в научной ли­тературе до сих пор ведутся дебаты. Успехи индустриальных стран Юго-Восточ­ной Азии, а также таких государств, как Чили и Израиль, в области стремительного инновацион­ного развития дали толчок новым теоретическим разработкам. Широкую поддержку получило раз­деление понятий «технологические возможности» и «технологические способности», где под первы­ми подразумевается наличие заводов, оборудова­ния и чертежей, а под вторыми - способности их эффективно использовать. Актуальным стал воп­рос и о возможностях и целях экономической по­литики в области технологий для повышения конкурентоспособности экспорта.

Среди тех, кто считает технологическую политику важным инст­рументом национального технологического разви­тия, выделяется обоснованная позиция С. Лалл, содержащая два существенных аргумента в пользу целенаправленного воздействия правительства с целью повышения технологического уровня экс­порта. Во-первых, различные структуры экспорта по-разному влияют на экономический рост и про­мышленное развитие страны. Во-вторых, структу­ра экспорта складывается постепенно, и ее невозможно изменить в одно мгновение. Политика правительства может включать различ­ные инструменты воздействия и быть более или менее успешной, в зависимости от множества ус­ловий - учета местных особенностей, определе­ния приоритетов, целенаправленной реализации, профессионализма разработчиков, способности к адаптации в процессе реализации и т. д. Однако положительный опыт вышеперечисленных стран свидетельствует о возможности успешной реали­зации инновационной политики в развивающихся и транзитивных странах [10, с. 122].

Конкурентоспособный экспорт позволяет странам получать больше иностранной валюты и, тем самым, импортировать товары, услуги и технологии, в которых они нуждаются для повышения производительности труда и уровня жизни. Более высокая конкурентоспособность позволяет также странам осуществлять диверсификацию, преодолевая зависимость от небольшой группы экспортных сырьевых товаров, и продвигаться вверх по лестнице науко- и техноемкости, что имеет исключительно важное значение для наращивания местной добавленной стоимости и безболезненного увеличения заработной платы. Она обеспечивает возможности для более полной реализации "эффекта масштаба и охвата" благодаря доступу на более крупные и более разнообразные рынки. В свою очередь экспорт подпитывает потенциал, лежащий в основе конкурентоспособности: он заставляет предприятия ориентироваться на более высокие стандарты, обеспечивает им возможности для более простого доступа к информации и подвергает их более сильному конкурентному давлению, побуждая отечественные предприятия прилагать более энергичные усилия для освоения новых навыков и возможностей. В идеале для обеспечения максимальной отдачи с точки зрения процесса развития увеличение рыночных долей должно сопровождаться реализацией всех этих дополнительных выгод.

Однако это воздействие повышения конкурентоспособности экспорта на процесс развития нельзя воспринимать как нечто само собой разумеющееся. Например, если все страны одновременно бросят силы на организацию экспорта одних и тех же товаров, большинство из них вполне могут оказаться в проигрыше.

Аналогичным образом в отсутствие адекватной национальной политики, направленной на укрепление национального потенциала и наращивание местной добавленной стоимости, расширение рыночных долей может и не принести ожидаемых выгод.

Конкурентоспособность экспорта имеет важное значение и требует огромных усилий. Ее необходимо рассматривать как средство достижения конкретной цели, а именно цели развития.

Маркетинговый отдел преприятия ОАО «БелОМО-ММЗ имени С. И. Вавилова» предлагает следующие методы  по наращиванию экспорта, расширению рынков сбыта товаров, развитию собственных товаропроводящих сетей, дилерских структур, исключению необоснованного и недобросовестного посредничества, включающие в себя:

1. Снижение себестоимости и улучшение качества выпускаемой продукции за счет технического переоснащения производства, совершенствования технологических процессов и как следствие снижение отпускных цен для повышения конкурентоспособности продукции на внешнем и внутреннем рынках.

2. Улучшение качества выпускаемой продукции за счет использования комплектующих изделий и материалов более высокого качества.

3. Постоянное совершенствование системы оплаты потребителями за продукцию.

4. Выпуск новых видов продукции, а также совершенствование уже выпускаемой продукции.

5. Разработка и внедрение новых упаковок на изделия с более привлекательным дизайном.

6. Сертификация продукции.

7. Постоянное участие в выставках, ярмарках, проходящих на территории РФ, стран СНГ и дальнего зарубежья.

8. Размещение рекламы в газетах, журналах и каталогах стран СНГ, а также на телевидении и в интернете.

9. Изготовление и распространение рекламной продукции конкретным потребителям (почтовая рассылка рекламы, реклама через интернет).

10. Проведение встреч и консультаций с крупными потребителями и дилерами нашей продукции.

11. Выезды в командировки с целью поиска новых потребителей продукции и заключение договоров, освоение новых регионов.

12. Сотрудничество с силовыми структурами заинтересованных стран.

13. Сотрудничество с спецэкспортерами работающих со странами дальнего зарубежья (Белтехэкспорт, Белвнешпромсервис и Белспецвнештехника).

14. Подготовка персонала занимающегося сбытом изделий на курсах и тренингах эффективных продаж.

15. Постоянная работа по продвижению продукции на внешний рынок с представительствами МИД РБ в зарубежных странах.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проделанного исследования можно сделать ряд выводов:

1.Методам таможенно-тарифного регулирования не всегда удается дос­тичь желаемого результата по защите экономических интересов государ­ства. Кроме того, данные методы не позволяют осуществлять регулирова­ние перемещения товаров через таможенную границу, направленное на обеспечение государственной безопасности, охраны здоровья и жизни лю­дей, животных и растений. Для этих целей существует сложный комплекс мер, получивший обобщенное название «нетарифные меры регулирова­ния», или «нетарифные ограничения».

Нетарифные ограничения распространены во всех странах мира. Отношение к ним правительств, экспортеров и импортеров неодинаково. Однако ни одна страна не отказалась от их применения и не ставит этой задачи на ближайшее будущее. Напротив, как свидетельствуют данные МВФ, ЮНКТАД, они сохраняют свою роль в международной торговле, и на смену одним видам нетарифных ограничений приходят другие.

2. В условиях жесткой международной конкуренции выход предпри­ятия на внешний рынок должен проводиться по заранее разработанной стратегии, основанной на маркетинговом изучении возможных рынков.  Значительных различий в маркетинговом подходе к изучению внутрен­него и внешнего рынков нет. Однако необходимо учитывать некоторые особенности.

В том и в другом случаях концепция маркетинга основывается на современном состоянии потребительского спроса и прогнозировании его изменений в перспективе. Вместе с тем внешний рынок ввиду зна­чительно большей конкуренции предъявляет более высокие требова­ния к качеству предлагаемых товаров, их упаковке, рекламе, сервису и т. д. Необходимо учесть и особенности действующего законодатель­ства стран, в которых рынок является наиболее перспективным, меж­дународные правила и обычаи, социально-культурную среду, систему маркетинговых коммуникаций и товародвижения, валютно-финансовые условия международных сделок и др.

3.Основа рыночной политики ОАО «БелОМО-ММЗ им. С.И. Вавилова» - экономическое развитие на основе выпуска конкурентоспособной продукции, отвечающей требованиям мировых стандартов, выход на мировой рынок с высококачественной и недорогой продукцией.

Первоочередной задачей, стоящей перед заводом, является переориентация производства на социально значимую продукцию с одновременной модернизацией оборудования, производств и технологий, что позволит расширить ассортимент, улучшить качество и дизайн выпускаемой продукции.

Основными целями деятельности ОАО «БелОМО-ММЗ им. С.И. Вавилова» являются:

- обновление производственных мощностей;

- создание современной конкурентоспособной продукции, обладающей высоким экспортным потенциалом;

- увеличение ассортимента и выпуск новой импортозамещающей продукции;

- расширение рынков сбыта, как в ближнем, так и в дальнем зарубежье.

Выполнение основных технико-экономических показателей развития ОАО «БелОМО-ММЗ им. С.И. Вавилова» в 2009 г. на основании роста объемов производства и реализации конкурентоспособной продукции, сокращения складских запасов позволит получить дополнительную прибыль. Она будет направлена на техническое перевооружение, замену основных производственных фондов, внедрение новых технологий, направленных на повышение качества продукции в соответствии с мировыми стандартами. Это позволит расширить рынки сбыта и увеличить объем продаж в страны дальнего зарубежья, Российскую Федерацию, Казахстан, Украину, Закавказье, Среднюю Азию и Прибалтийские страны. Увеличить выпуск в Республике Беларусь импортозамещающей продукции, обеспечить экономию финансовых, энергетических и топливных ресурсов.

Достижение заданных целей планируется за счёт: 

-приобретения и установки нового технологического оборудования, что

позволит освоить производство новых изделий, а также расширить ассортимент выпускаемой продукции;

     -внедрения новых технологий, направленного на выпуск импортозамещающей продукции, ускорение подготовки производства новых изделий, повышение качества выпускаемой продукции, экономию сырьевых, энергетических и финансовых ресурсов;

     -проведения работ по системе качества ИСО-9000, нацеленного на выпуск конкурентоспособной продукции и расширение рынков сбыта.  

4.Стратегия развития товаропроводящей сети фирмы-товаро-производителя неразрывно связана, с одной стороны, со спросом (его размерами, динамикой, структурой) на целевом рынке, а с другой, — с собственными производственно-сбытовыми, финансовыми, организационно-управленческими и иными возможностями. Политика распределения должна в максимальной мере удовлетворять потребности покупателей, причем с наибольшим удобством для них, и одновременно учитывать фактор давления со стороны конкурентов, проявляющийся в их сбытовой политике и практике. Если политика распределения конкурентов заведомо более эффективна, то изготовителю следует либо уйти с целевого рынка, либо коренным образом модернизировать всю систему сбыта с целью значительного повышения ее конкурентоспособности, либо изменить свою производственную и сбытовую специализации.

Одним из наиболее важных стратегических решений для предприятия является выбор посредников.

При отборе посредников производители должны определить, какие характеристики свойственны лучшим из них. Следует учитывать продолжительность операций претендента на рынке, ассортимент продукции, с которым он работал, темпы роста его организации, ее прибыли и убытки, платежеспособность, умение взаимодействовать с другими фирмами, репутацию. При отборе посредника из торговых агентств производителю необходимо получить информацию об объеме и ассортименте других распределяемых ими товаров, численности и квалификации торгового персонала.

Взаимоотношения между производителями товаров и посредниками строятся на основе посреднических соглашений.

  Предприятие ОАО «БелОМО-ММЗ имени С. И. Вавилова» планирует:

Ø увеличение объёмов поставок через существующую ТПС;

Ø расширение ТПС, в т.ч. заключение новых дилерских договоров на поставку продукции, посредством повышения качества производимой продукции.

5.Конкурентоспособность экспорта имеет важное значение и требует огромных усилий. Ее необходимо рассматривать как средство достижения конкретной цели, а именно цели развития.

Маркетинговый отдел преприятия ОАО «БелОМО-ММЗ имени С. И. Вавилова» предлагает следующие методы  по наращиванию экспорта, расширению рынков сбыта товаров, развитию собственных товаропроводящих сетей, дилерских структур, исключению необоснованного и недобросовестного посредничества, включающие в себя:

1. Снижение себестоимости и улучшение качества выпускаемой продукции за счет технического переоснащения производства, совершенствования технологических процессов и как следствие снижение отпускных цен для повышения конкурентоспособности продукции на внешнем и внутреннем рынках.

2. Улучшение качества выпускаемой продукции за счет использования комплектующих изделий и материалов более высокого качества.

3. Постоянное совершенствование системы оплаты потребителями за продукцию.

4. Выпуск новых видов продукции, а также совершенствование уже выпускаемой продукции.

5. Разработка и внедрение новых упаковок на изделия с более привлекательным дизайном.

6. Сертификация продукции.

7. Постоянное участие в выставках, ярмарках, проходящих на территории РФ, стран СНГ и дальнего зарубежья.

8. Размещение рекламы в газетах, журналах и каталогах стран СНГ, а также на телевидении и в интернете.

9. Изготовление и распространение рекламной продукции конкретным потребителям (почтовая рассылка рекламы, реклама через интернет).

10. Проведение встреч и консультаций с крупными потребителями и дилерами нашей продукции.

11. Выезды в командировки с целью поиска новых потребителей продукции и заключение договоров, освоение новых регионов.

12. Сотрудничество с силовыми структурами заинтересованных стран.

13. Сотрудничество с спецэкспортерами работающих со странами дальнего зарубежья (Белтехэкспорт, Белвнешпромсервис и Белспецвнештехника).

14. Подготовка персонала занимающегося сбытом изделий на курсах и тренингах эффективных продаж.

15. Постоянная работа по продвижению продукции на внешний рынок с представительствами МИД РБ в зарубежных странах.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Указ Президента Республики Беларусь от 4 мая 2006 г. № 283 «Об установлении ставки таможенной пошлины на ввозимую на таможенную территорию Республики Беларусь минеральную вату» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2008.

2. Закон Республики Беларусь от 3 февраля 1993 г. № 2151-XІІ «О таможенном тарифе» в ред. от 16 июля 2008 г. № 402-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008.

3. Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г . N 347-З «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2008.

4. Постановление Совета Министров №1267 от 27.09.2006 г. «О лицензировании внешней торговли отдельными видами товаров» в редакции.                                                                                                                                                           Постановления от 23.02.2007 № 228 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2008.

5. Акулич И.Л. Международный маркетинг : учеб. пособие / И.Л. Акулич. – Мн.: Выш. шк., 2006. – 544 с.

6. Алехнович А.В. Управление внешнеэкономической деятельностью Республики Беларусь. Справочное пособие. – Мн.: Изд-во Амалфея. 2005.–416с.

7. Анохина Н.Н., Щербич Г.А. Прикладной маркетинг. Мн.: Изд-во Гревцова, 2008.

8. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики. Мн.: Асвета. 2002. 134 с.

9. Венгер С.О. Конкурентная стратегия на мировых рынках: Учебно-методическое пособие / С.О. Венгер. – Мн.: Учреждение образования «Частный институт управления и предпринимательства», 2005. – 86 с.

10.Власенко Т.И. Конкурентоспособность и технологии: настоящее и будущее белорусского экспорта // Проблемы управления. – №2. – 2007. – С. 120-123.

11. Внешнеэкономическая деятельность предприятий: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В. П. Пашуто, О. В. Пашуто. – Минск: ИВЦ Минфина, 2009. – 360 с.

12. Государственное регулирование рыночной экономики / Под общ.  ред. Кушлина. М. 2002. 468 с.

13. Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирования. М.: Деловая литература, 1999. 293 с.

14. Киреев А.П. Международная экономика: В 2-х частях. М.: Международная экономика, 2003. 415 с.

15. Киреев А.П. Международная экономика: В 2-х частях. М.: Международная экономика, 2003. 415 с.

16. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Международная экономика. М.: Высшая школа, 2002. 336 с.

17. Нечаева Е. Государственное регулирование и экономическая безопасность Внешней торговли // Финансы и кредит. 2002. №15. С. 73 – 79.

18.Олехнович Г.И. Конкурентные стратегии на мировых рынках. – М.: Издательство деловой и учебной литературы, 2005. – 256 с.

19. Основы маркетинга: Учеб. пособие / А. П. Дурович. – М.: Новое знание, 2004. – 512 с. – (Экономическое образование).

20. Основы маркетинга: Учеб. пособие / Похабов В. И., Тарелко В. В. –Мн.: Выш. шк., 2001. – 271 с.

21.Панкрухин А.П. Маркетинг: Учеб. М.: Омега-Л, 2005.

22. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб. пособие. Под ред. В. И. Борисевича, Г.А. Кандауровой. - Мн.: ИП «Экоперспектива», 2000. – 432 с.

23.Разумова С.В. Стратегический маркетинг: Уч. пособие. Мн.: БГЭУ, 2008.

24. Современные мировые экономические отношения / Под ред. Матюшевской. М.: Центр, 2003. 250 с.

25. Щебарова Н. Государственное регулирование: соотношение свободы торговли и протекционизма // Мировая экономика и международные отношения. 2003. №3. С. 42 – 48.

26.Ярцев А.И. Распределение товаров: Учеб. пособие. Мн.: БГЭУ, 2002.

27.Транснациональные корпорации и конкурентоспособность экспорта. Конференция Организации Объединенных Наций по торговле и развитию. – Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк, Женева, 2002. – 85 с.

28. Экономический бюллетень НИЭИ Министерства Республики Беларусь №6. 2008г.

29. Тарифное регулирование. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mfa.gov.by/rus/index.php?id=1&d=economic/tariff

30.Товаропроводяшая сеть. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.mintorg.gov.by/index.php?option=com_content&task

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Общая характеристика рынков сбыта электросоковыжималок и светильников

 

Регион Краткая характеристика Оценка размера рынка,его динамика за последние 5 лет Прогноз динамики на 2010 год Доля предприятия на рынке
Республика Беларусь Малая емкость рынка, большая конкуренция. Объем рынка составляет порядка 2529,4тыс. долл. Рост рынка за последние 3 года составлял в среднем 11-15% в год. Прогнозируемый рост объема рынка на 10%. - около 40%
Россия     Большая емкость рынка, сильная конкуренция. Объем рынка составляет порядка 4743,4 тыс. долл. Рост рынка за последние 3 года составлял в среднем 10% в год. Прогнозируемый рост объема рынка на 15%. - менее 24 %
Украина Средняя емкость рынка, высокий уровень конкуренции Объем рынка составляет порядка 640 тыс. долл. Рост рынка за последние 3 года составлял в среднем 100% в год. Прогнозируемый рост объема рынка на 20%. - менее 5%
Страны Балтии Рынок однозначно ориентирован на продукцию, произведенную в ЕЭС и США. Объем рынка составляет порядка 28 тыс. долл. Рост рынка за последние 3 года составлял в среднем 70% в год. Прогнозируемый рост объема рынка на 42%. - менее 1%

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Динамика развития рынка за последние 3 года и прогноз тенденций изменения его в будущем (соковыжималки и светотехника)

 

Рынок

2006 год

2007 год

2008 год

шт.

тыс. дол. США

шт.

тыс. дол. США

шт.

тыс. дол. США

Республики Беларусь

57158

2260,8

46159

2306,3

48520

2615,7

Российской Федерации

112040

4212,9

114101

5510,1

157510

4890,6

Украины

3210

157,6

6600

322,8

11725

639,9

стран Балтии

220

8,7

290

14,8

365

29,1

Казахстана

225

22,6

1014

66,3

900

62,1

Польша

40

2,4

36

2,7

30

3,2

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Рост реализации продукции на рынке,%

 

 

 

Рынок

2007/2006

2008/2007

2009/2008

шт.

тыс. дол. США

шт.

тыс. дол. США

шт.

тыс. дол. США

Респ. Беларусь

-19,2

2,0

5,1

13,4

16,8

17,7

Российской Федерации

1,8

30,8

38,0

-11,2

39,6

12,0

Украины

105,6

104,9

77,7

98,2

32,2

19,9

стран Балтии

31,8

68,9

25,9

97,0

50,7

36,6

Казахстана

350,7

193,1

-11,2

-6,4

11,1

10,0

Польша

-10,0

12,9

-16,7

17,3

0,0

0,0

               

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Сравнительные цены производителей счетчиков газа на ноябрь 2008

Производитель G-1,6 G-2,5 G-4 G-6 G-4-Т G-6-Т
ОАО Электроприбор» г. Воронеж 860,00   860,00   860,00   - 1900,00 -
ЗАО «Газдевайс» г. Москва 795,00   795,00   795,00   -   1800,00 -
ФГУП «Точмаш» г. Владимир 849,60 849,60 849,60 - - -
ГК «Сигнал» г. Энгельс - 792,00 792,00 - - -
Премагаз Словакия 900,00 900,00 900,00 2000,00 1800,00 3000,00
ОАО «Новогрудский    з-д газовой апаратуры» - 905,00 - 1055,00    
СП «Бэмкромгаз» Г. Брест - 905,00 925,00 1060,00 - -
Actaris, Франция 650,00 650,00 650,00 2035,00 - -
Metrix G6, Польша 762,00 762,00 762,00 1398,00   2710,00
Tergen, Китай - 790,00 790,00 - - -
ООО «Алинтер», Китай - 935,00 935,00 - 1815,00 -
Бетар, г.Чистополь 1140,00 - - - - -
СП ООО «Газ Сузан Армения» - 840,00 850,00 1250,00 - -
ООО«ПЗИП» г.Санкт-Петербург 890,00 890,00 890,00 - - -
ОАО«БелОМО-ММЗим. С. И. Ва- вилова»       1006,00 915,00 1240,00 1240,00 - 1800,00

 

 




Дата: 2019-12-22, просмотров: 231.