Учащимся была предложена аналогичная анкета. Проанализировав протокол, были выявлены следующие результаты. [См. приложение 3]
При ответе на первый вопрос не всем учащимся нравятся уроки математики. 59% учащихся больше всего нравится математика, 10% - ИЗО, еще 12% нравится технология, 9% нравится история и 10% нравится русский язык. Таким образом, не всем учащимся легко заниматься математикой.
Результаты второго вопроса были следующими: 70% учащихся быстрее решают устно, чем письменно; 30% учащихся быстрее решают письменно, чем устно.
Ответы на третий вопрос были такими: 92% учащихся нравится, когда с ними проводят игры, 8% - не нравится, когда с ними проводят игры.
Результаты четвертого вопроса были такими: 48% учащихся больше всего нравится выполнять задания по математике, 31% – нравится выполнять задания по русскому языку, 21% - нравится выполнять задания по литературе. Можно сказать, что половина учащихся этого класса не заинтересована в математике.
Ответы пятого вопроса: 35% учащихся – прогуляли бы математику, 45% - русский язык, 20% - прогуляли бы литературу.
Таким образом, у 34% учащихся контрольного класса высокая заинтересованность к математике. Учащимся нравятся уроки математики, они активны на уроке, им нравится выполнять различные задания по математике, они никогда бы не пропустили урок математики.
28% учащихся контрольного класса имеет средний уровень заинтересованности в математике. На уроках учащиеся активны, но требуют систематических побуждений учителя. При разборе трудных вопросов прибегают к помощи учителя. Самостоятельное выполнение зависит от ситуации, наличия побуждения учителем или товарищем. Трудности преодолевают с помощью других.
У 38% учащихся контрольного класса низкий уровень заинтересованности к математике. Учащимся не нравятся уроки математики, наблюдается познавательн6я инертность. Не стремятся разобраться в трудных вопросах. Мнимая самостоятельность действий (списывание с доски, у соседа по парте), частые отвлечения. Полная бездеятельность при затруднениях, отсутствие интереса к математике.
Таким образом, на развитие познавательного интереса оказывает влияние возрастной аспект, поскольку приобретенные знания содействуют переводу интереса на более высокий уровень. Следует особенно подчеркнуть и то обстоятельство, что индивидуальное своеобразие познавательного интереса чрезвычайно велико. Учащиеся одного и того же класса могут находиться на самых различных, даже противоположных уровнях заинтересованности уроками математики, что видно из диаграммы.
1.3. Анкетирование Глушковой Татьяны Анатольевны и Муртазиной Эльзиры Генриховны – учителей математики 5а и 5б классов.
Цель: выявить, как ведётся учителями работа по применению дидактических игр на уроках математики.
Учителям была предложена следующая анкета:
1) Проводите ли вы игры на уроках?
2) Если да, то, как часто (ответ подчеркнуть)
а – на каждом уроке
б – 3-4 раза в месяц
в – если остается лишнее время
3) На каком этапе урока проводятся вами дидактические игры? (ответ подчеркнуть)
а – при устном счете
б – при подготовке к изучению нового материала
в – при ознакомлении с новым материалом и при закреплении
г – при контроле знаний, умений и навыков
4) Что такое, по вашему мнению, познавательный интерес к предмету?
5) В чем состоит задача учителя в повышении интереса у учащихся к урокам математики?
Глушкова Татьяна Анатольевна | Муртазина Эльзира Генриховна | |
1 вопрос | Да | Да |
2 вопрос | Если остается время на уроке | Если остается время |
3 вопрос | При устном счете, при проверке знаний, умений и навыков | При устном счете |
4 вопрос | Познавательный интерес побуждает к овладению знаниями, заставляет учеников работать, преодолевая трудности и препятствия | Познавательный интерес – это понятие, суть которого заключается в стремлении учащихся к овладению знаниями |
5 вопрос | Задача учителя состоит в эффективном использовании на уроках различных интересных моментов, в побуждении детей к изучению математики. | Использовать на уроках, игровые моменты, интересные задания с целью повышения интереса. |
Анализ анкет показал, что учителя используют на уроках математики игры, однако игры проводятся не систематически из-за нехватки времени. В основном учителя используют игры при устном счете и при проверке и оценке знаний, умений и навыков. По мнению учителей, познавательный интерес – это понятие, суть которого заключается в побуждении к овладению знаниями, в стремлении учащихся работать, преодолевая трудности и препятствия. Задача учителя состоит в эффективном использовании на уроках математики игр, игровых моментов, в подборе к уроку интересных заданий с целью повышения интереса к уроку.
1.4 Наблюдение за работой учащихся на уроке математики
Цель: провести наблюдение и выяснить, на сколько дети экспериментального и контрольного классов активны на уроках математики.
Критериями являлось: активная работа, частота правильных ответов, быстрота реакции, стремление достичь положительных результатов.
В графу «активен» заносились те ученики, которые активно работали на протяжении всего урока, давали быстрые и правильные ответы,
В графу «средне активны» заносились те ученики, которые работали только над теми заданиями, которые для них были легче и интереснее, поднимали реже руку, чтобы ответить, давали неверные ответы.
В графу «пассивен» заносились те ученики, которые постоянно отвлекались, не поднимали руку, чтобы ответить, неверно отвечали на вопросы.
Данные наблюдения занесены в протокол, в результате которого получено следующее. [См. приложение 4]
Таким образом, в исследовании принимало участие 24 человека, в результате которого выяснилось, что большая часть класса, а именно 49% не проявляют интереса к урокам математики, 30% проявляют частичный интерес в различных видах деятельности и лишь 21% активно участвуют в работе на уроках математики
Подобное наблюдение проводилось и в контрольном классе. Данные наблюдения занесены в протокол, в результате которого получено следующее. [См. приложение 4]
В исследовании принимали участие 18 человек. Результаты наблюдения по данным контрольного класса: 44% не проявляют активность на уроке математики, 33% частично активны на уроке и только 23% активно работают на уроке математики.
Проанализировав данные результаты обоих классов, занесли их в сравнительную таблицу.
Активны | Средне активны | Пассивны | |
Экспериментальный | 21% | 30% | 49% |
Количество человек | 5 | 7 | 12 |
Контрольный | 23% | 33% | 44% |
Количество человек | 4 | 6 | 8 |
Сравнительная таблица 5а и 5б классов по данным наблюдения
На основании анкетирования и наблюдения учеников, можно сделать вывод, что интерес у детей экспериментального и контрольного классов на уроках математики не высок.
1.5. Проверочная работа по теме «Обыкновенные дроби».
Цель: определить уровень вычислительных умений и навыков после изучения темы «Обыкновенные дроби».
Учащимся 5а и 5б была предложена следующая контрольная работа, разработанная экспериментатором:
1.Найдите значение выражения
а) + - ;б) 8 - (3 + 2 );в) (8 - 7 ) + 3
2. В гараже 45 автомобилей. Из них - легковые. Сколько легковых автомобилей в гараже?
3. Выполните действия:
а) 5 - 1 ; б) 3 + 1 ; в) 5 + 5 .
4. Решите уравнение: а) 3 - х = 1 ; б) ( у - 8 ) + 1 .
5. Какое число надо разделить на 8, чтобы частное равнялось 5 ?
Критерии оценки проверки работ: За каждое правильное решенное задание дается 1 балл:
5 баллов – «5»отлично
4 балла - «4»хорошо
3 балла - «3»удовлетворительно
2 балла – «2»неудовлетворительно.
Проанализировав протоколы проверочной работы экспериментального и контрольного классов, получены следующие результаты. [См. приложение 6,7]
Сравнительная таблица анализа проверочной работы в экспериментальном и контрольном классах.
Оценки | ||||
5 | 4 | 3 | 2 | |
Экспериментальный | 3человека | 10человек | 9 человек | 3 человека |
13% | 41% | 38% | 8% | |
Контрольный | 5 человек | 8 человек | 4 человека | 1 человек |
28% | 44% | 22% | 6 % |
Таким образом, в результате сравнения полученных данных проверочной работы, выявлено, что контрольный класс находится на более высоком уровне сформированности вычислительных умений и навыков, чем экспериментальный класс.
Вывод: Констатирующий эксперимент показал, что:
-5а и 5б работают по одинаковой традиционной программе;
-классы примерно равны по возрастным показателям;
-интерес у классов на уроках математики не высок;
-уровни сформированности вычислительных умений и навыков разные (экспериментальный класс отстает от контрольного класса).
На этой основе сделан следующий вывод: что необходима коррекционная работа, направленная на развитие уровня познавательного интереса к математике, а также уровня усвоения знаний, умений и навыков вычислений при помощи проведения работы с дидактическими играми в различных их видах и на разных этапах урока.
5а – экспериментальный класс, где будем проводить формирующий эксперимент, 5б – контрольный класс.
2. формирующий эксперимент.
Цель: повышение уровня познавательного интереса к урокам математики.
Задачи: - подобрать различные виды дидактических игр;
- способствовать повышению познавательного интереса к уроку математики;
- провести данные виды дидактических игр в экспериментальном классе.
На основе ранее перечисленных особенностей данного класса, с учетом содержания курса математики и возрастных особенностей учащихся, были взяты различные виды дидактических игр на разных этапах урока.
Цель дидактических игр: активизировать внимание детей на уроках математики, сделать процесс учения более интересным, развивать с помощью них познавательный интерес к уроку математики. Задания в занимательной форме более доступны и привлекательны для детей. Учащиеся незаметно для себя выполняют большее число арифметических действий, упражняются в устных вычислениях.
Дидактические игры проводились чаще всего в начале урока, чтобы привлечь внимание детей и подготовить их к усвоению последующего материала, или в конце урока, подводя итог нового материала, а также игре был посвящен целый урок. Использовалась безоценочная система знаний, поощрялись быстрота и правильность.Проведенные игры представлены в 2.1. Разработка конспектов уроков с использованием дидактических игр, их проведение и анализ.
Вывод: Проводимые виды дидактических игр вызывали интерес у детей – они более активно работали на уроках, с готовностью выполняли задания учителя, стремились прийти к правильному результату. В процессе игры у детей вырабатывалась привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивалось внимание детей, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечали, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают фантазию. Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делало процесс обучения интересным и занимательным, создавало у детей бодрое рабочее настроение, облегчало преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Проводя дидактические игры, особенный интерес вызывали у детей упражнения в занимательной форме.
3. Контрольный эксперимент.
В качестве контрольного эксперимента автор использовала наблюдение и контрольную работу по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей ».
Цель контрольного эксперимента состояла в выявлении наличия или отсутствия развития познавательного интереса к урокам математики, а так же выявление того, как это отразилось на уровне усвоения знаний, умений и навыков.
3.1. Наблюдение за работой учащихся на уроке математики
Цель: провести наблюдение и выяснить, на сколько дети экспериментального класса активны на уроках математики, чем дети контрольного класса.
Критериями являлось: активная работа, частота правильных ответов, быстрота реакции, стремление достичь положительных результатов.
В графу «активен» заносились те ученики, которые активно работали на протяжении всего урока, давали быстрые и правильные ответы,
В графу «средне активны» заносились те ученики, которые работали только над теми заданиями, которые для них были легче и интереснее, поднимали реже руку, чтобы ответить, давали неверные ответы.
В графу «пассивен» заносились те ученики, которые постоянно отвлекались, не поднимали руку, чтобы ответить, неверно отвечали на вопросы.
Данные о результатах наблюдения занесены в таблицу. [См. приложение 8]
Таким образом, в исследовании принимало участие 24 человека, в результате которого выяснилось, что 30% учащихся активны на уроках математики, 47% средне активны и лишь 23% пассивны на уроках математики.
Подобное наблюдение проводилось и в контрольном классе. Данные о результатах наблюдения занесены в таблицу. [См. приложение 9]
В исследовании принимали участие 18 человек. Результаты наблюдения по данным контрольного класса: 40% не проявляют активность на уроке математики, 38% частично активны на уроке и только 22% активно работают на уроке математики.
Проанализировав данные результаты обоих классов, занесли их в сравнительную таблицу.
Активны | Средне активны | Пассивны | |
Экспериментальный | 30% | 47% | 23% |
Количество человек | 8 | 11 | 5 |
Контрольный | 22% | 38% | 40% |
Количество человек | 4 | 6 | 8 |
Как видно на диаграмме, учащиеся 5а класса после проведенного эксперимента стали более интересоваться уроками математики, это обусловлено тем, что проводилась работа на развитие познавательного интереса с помощью дидактических игр.
3.2. Контрольная работа по теме «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей »
Цель: определить уровень сформированности вычислительных умений и навыков после изучения темы «Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей» с использованием на уроках дидактических игр.
Учащимся 5а и 5б была предложена следующая контрольная работа, разработанная экспериментатором:
1. Сравните числа: а) 7,189 и 7,2; б) 0,34 и 0,3377; в) 4,2 и 4,196.
2. Выполните действия: а) 61,35 - 49,561 – (2,69 + 4,01)
б) 1000 – (0,72 + 81 – 3,968).
3. Скорость теплохода по течению реки 42,8 км/ч. Скорость течения 2,8км/ч. Найдите собственную скорость теплохода и его скорость против течения.
4. Округлите числа: а) до сотых: 3,062; 4,137; 6,455;
б) до десятых: 5,86; 14,25; 30,22
в) до единиц: 247,57 и 376, 37.
Критерии оценки проверки работ: За каждое правильное решенное задание дается 1 балл:
4 балла – «5»отлично
3 балла - «4»хорошо
2 балла - «3»удовлетворительно
1 балл – «2»неудовлетворительно.
Данные по итогам контрольной работы зафиксированы в таблицу. [См. приложение 10,11]
Сравнительная таблица анализа контрольной работы в экспериментальном и контрольном классах.
Оценки | ||||
5 | 4 | 3 | 2 | |
Экспериментальный | 7 человек | 10 человек | 5 человек | 2 человека |
30% | 42% | 21% | 7% | |
Контрольный | 5 человек | 9 человек | 3 человека | 1 человек |
28% | 45% | 21% | 6 % |
Таким образом, было выявлено, что вычислительные навыки сформированы лучше у детей экспериментального класса. Заметно развитие познавательного интереса к уроку математики, по сравнению с другим классом. В этом помогли дидактические игры.
Следовательно, дидактические игры помогли в развитии познавательного интереса, доказали свою эффективность – дети стали активнее и заинтересованнее заниматься на уроках математики. Дети, которые были пассивны на уроках, теперь с удовольствием вовлеклись в работу, активнее шли на контакт с учителем. Ученики соревновались друг с другом в сообразительности и быстроте ума. Используя дидактические игры, учителю легче работать с отстающими детьми (осуществляется индивидуальный подход) – в игровой обстановке ребенок не боится отвечать, даже если не знает правильного ответа.
Игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету. Игра – один из приемов преодоления пассивности учеников. Игра воспитывает у школьников дисциплинированность, ответственность и коллективизм.
Заключение
В данной работе рассмотрен особый вид игр — дидактические игры, особая форма занятий - игровая форма. Из изложенного выше можно сделать вывод, что дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Ее правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к математике, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении познавательного интереса. Основным в дидактической игре на уроках математики является обучение математике. Игровые ситуации лишь активизируют деятельность учащихся, делают восприятие более активным, эмоциональным, творческим. Поэтому использование дидактических игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой. Создание игровых ситуаций на уроках математики повышает интерес к математике, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Автором изучено 25 источников учебно-методической литературы, подобрано 12 игр по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей» в 5 классе и проанализировано 12 конспектов по данной теме. Изучив более подробно и глубоко вопросы, связанные с использованием дидактических игр на уроках, поставленные цели и задачи решены. Гипотеза дала положительный результат.
Использование дидактических игр на разных этапах изучения математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Данная работа может стать методическим пособием для студентов КПУ, как при подготовке докладов, сообщений на эту тему, так и при проведении пробных уроков математик
Литература
1.Автайникова, А.К. Некоторые формы организации устного счета // Математика в школе. – 2001.- №3.- 123с.
2.Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы. – Л.,2002.-243с.
3.Бабкина, Н.В. Использование игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. – 1988.-№4.-56с.
4.Бондаренко, А.К., Матусин А.И. Воспитание в игре. – М.: Просвещение, 1983.- 192с.
5.Бряшина, Н. Математический брейн-ринг // Математика.-2003.-№27.-31с.
6.Газман, О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. – М.: Просвещение, 1991.- 96с.
7.Данилов, И.К. Об игровых моментах на уроках математики // Математика в школе. – 2005.- №1.- 98с.
8. Демченкова, Н., Моисеева Е. Формирование познавательного интереса у учащихся // Математика. -2004.- №19. – 30с.
9. Зимний, О.В. Элементы игры на уроках // Математика в школе. – 2004.- №6.- 87с.
10. Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики. – М.: Просвещение, 1990. – 95с.
11. Коконов, А.Я. Устные занятия по математике 5-9 классы: Пособие для учителей. – М.: Издательский дом «Генжер», 1998.- 80с.
12. Кордемский, Б.А. Математическая смекалка. - М.: Просвещение, 1981.- 575с.
13. Кордемский, Б.А. Увлечь школьников математикой.– М., 1981.- 371с.
14. Крутецкий, В.А. Психология: Учебник для учащихся педагогических училищ.- М.: Просвещение, 2000.- 345с.
15. Минаева, С.С. Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1983.- 128с.
16. Минскин, Е.М. От игры к занятиям. – М.: Просвещение, 1982.- 192с.
17. Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - 4-е изд., дополненное. М., 1997. – 876с.
18. Ситников, Т.В. Приемы активизации учащихся в 5-6 классах // Математика в школе. – 2003. -№2.- 32с.
19. Спивановская, А.С. Игра – это серьезно. – М.: Педагогика, 1981.- 123с.
20. Стеблина, Б. Игровые формы занятий 5-6 классы // Математика. – 2001.- №23.- 32с.
21. Финько, З. Игровые уроки 5-6 классы // Математика. – 2001. - №23. – 34с.
22. Шмаков, С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994. – 240с.
23. Шмаков, С.А. Культура – досуг – ребенок. – М.: Просвещение, 1994. – 381с.
24. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1980. – 156с.
25. Шукина, Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1980. – 245с.
Приложение 1
Дата: 2019-12-22, просмотров: 341.