Упрощенная система налогообложения как один из специальных режимов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В процессе продвижения широкомасштабной налоговой реформы, осуществляемой в последние годы, законодательством о налогах и сборах в РФ было установлено несколько разных режимов налогообложения, а также внесены изменения в традиционные налоги и сборы и введены новые виды налогов и сборов как федеральных, так и региональных, местных.

Так, в соответствии со статьей 18 НК РФ в Российской Федерации могут быть установлены следующие специальные налоговые режимы:

§ система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

§ упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства;

§ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

§ -система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

В основе всех этих указанных режимов налогообложения лежит замена уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности юридических лиц и ИП за отчетный период [31].

В основе создания УСН лежит Закон РФ № 2118-1 от 27.12.1991г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Этим законом предусмотрена возможность установления федеральными законами особого

порядка исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени - специального налогового режима, не являющегося отдельным видом налога.

Законом РФ от 29.12. 1995 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» в нашей стране была введена УСН. За все время действия данного закона на УСН перешло по данным МНС РФ до 3% от общего числа ИП и до 7% организаций [30].

Закон определял в качестве объектов налогообложения единым налогом организаций в УСН для предприятий розничной и оптовой торговли - валовая выручка, получаемая за отчетный период (квартал), для производственных предприятий и организаций и организаций, оказывающих услуги населению - совокупный доход, полученный за отчетный период. Объекты налогообложения для отдельных видов деятельности устанавливались субъектами федерации.

ИП должен был уплачивать в бюджет фиксированную стоимость, заменяющую уплату единого налога, которая определялась исполнительным органом местного самоуправления по месту регистрации ИП и утверждалась представительным органом местного самоуправления.

Ставки единого налога для организаций - субъектов малого предпринимательства, применяющих УСН, были установлены в размере:

-на валовую выручку - 6,67%;

-на совокупный доход - 20%.

Официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства УСН, признавался патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций и ИП на налоговый учет.

В случае осуществления одновременно нескольких видов предпринимательской деятельности, патент оплачивался отдельно по каждому виду такой деятельности с соответствующими размерами стоимости каждого из патентов.

Для организаций стоимость патента устанавливалась в зависимости от вида деятельности, в размерах, кратных минимальной месячной оплате труда, устанавливаемой федеральным законодательством на момент подачи заявления на выдачу патента, и составляла: на торговую, торгово-закупочную, посредническую деятельность – 200, транспортную деятельность – 130, строительную деятельность – 100, остальные виды деятельности, исключая фермерские (крестьянские) хозяйства – 67, фермерские (крестьянские) хозяйства - 33 [25].

Выплата годовой стоимости патента должна была производиться организациями и ИП равными долями в срок не позднее 15 числа второго месяца каждого квартала.

Кроме того, плательщики единого налога не освобождались от обязанности вносить в бюджет арендную плату за землю и за имущество, находящиеся в государственной собственности. Данные обязательные платежи не включались в перечень расходов при определении совокупного дохода субъекта упрощенной системы [31].

С начала 2002 года Федеральным законом № 187-ФЗ от 29.12.2001г. «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства РФ о налогах и сборах» введены раздел VIII.I. «Специальные налоговые режимы» и глава 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)».

По данным ФНС РФ на декабрь 2002 года, на новые условия УСН изъявили желание перейти до 13% от общего числа организаций. Среди малых предприятий страны наибольшую долю составляли предприятия торговли [22].

Для предприятий, не перешедших на УСН, само существование УСН с объявленной ставкой единого налога на рубль выручки предприятия вносит в бизнес хороший ориентир для текущего сопоставления сумм бюджетных платежей предприятия с возможными платежами в виде единого налога

В 2003 году введена в действие новая глава НК РФ - глава 26.2 «Упрощенная система налогообложения». Предполагалось, что реализация положений данной главы помимо легализации доходов субъектов малого предпринимательства будет способствовать также сокращению объема и облегчению ведения отчетной документации для представителей малого бизнеса [33].

Следующими изменениями в УСН, введенные в действие главой 26.2 НК РФ произошли с 01.01.2003 года, добровольность выбора для любого налогоплательщика объекта налогообложения (доход или разница сумм доходов и расходов). По предшествующему закону объекты налогообложения для отдельных видов деятельности устанавливались субъектами федерации. Для предприятий торговли и общественного питания выбор в качестве базы налогообложения разницы доходов и расходов, обычно, был исключен.

Снижение ставок единого налога; на доход - с 10 до 6%, на разницу доходов и расходов - с 30 до 15%. Отменены шкала ставки единого налога на разницу доходов и расходов и право субъектов федерации по изменению ставки единого налога в пределах шкалы.

Введение обязательного минимального налога на доход по ставке 1% для налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения разницу доходов и расходов.

Расширение перечня налогов общей системы налогообложения, заменяемых единым налогом. С 2003 года по организациям, применяющим УСН, отменена оплата ЕСН. Предприниматели, кроме налога на доходы физических лиц, освобождаются от оплаты ЕСН, НДС, налога на имущество предприятий.

Для всех плательщиков единого налога утверждена типовая форма упрощенного учета - книга учета доходов и расходов, а также форма декларации единого налога.

Важным нововведением УСН стало существенное расширение порогов ее применения общих для организаций и ИП: по численности работающих с 15 до 100 человек, по сумме выручки (доход от реализации) с 10 до 15 млн. рублей, по стоимости амортизируемого имущества до 100 млн. рублей.

Перечисленное означает, что с 2003 года субъекты малого бизнеса, в сравнении с 2002 годом, имели дополнительные возможности для снижения совокупной налоговой нагрузки. При изменениях порогов перехода на УСН указанными возможностями смогли воспользоваться большее число предприятий [24].

Главное отличие действующей в настоящее время УСН, регламентируемой главой 26.2 НК РФ, от остальных специальных режимов состоит в предоставлении налогоплательщику возможности вести упрощенный учет и отчетность по всем видам осуществляемой им деятельности, за исключением специально оговоренных законодателем случаев [33].

Организациям и предпринимателям, применяющим УСН, учета и отчетности, предоставляется право оформления первичных документов бухгалтерской отчетности и ведения книги учета доходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения способа двойной записи, плана счетов и соблюдения иных требований, предусмотренных действующим положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности.

Для организаций и ИП, применяющих УСН, сохраняется действующий порядок ведения кассовых операций и представления необходимой статистической отчетности.

По данным Минфина РФ, в 2004 г. доходы от применения УСН для малого бизнеса увеличились на 66%. Согласно данным ИФНС России, по состоянию на 1 июля 2003 г., т.е. за полгода применения новой главы 26.2 НК РФ, на УСН перешло 563,4 тыс. налогоплательщиков, в том числе 208,4 тыс. организаций и 355,0 тыс. ИП, что свидетельствует о популярности упрощенного режима [34].

Подобные меры по облегчению налогового бремени принимаются ИФНС России с целью стимулирования развития малого бизнеса, а также вывода доходов субъектов малого предпринимательства из теневой экономики. В конечном итоге это выгодно всем: и государству, которое в результате этих мер увеличивает совокупный объем налоговых поступлений в бюджет, и самим организациям и предпринимателям, которые, избавившись от риска быть подверженными санкциям налоговых органов, легализуют свои доходы.

Это объясняется существенным снижением налоговой нагрузки по сравнению с общеустановленной системой налогообложения и старой «упрощенки», применявшейся до 2003 г. ИФНС России отмечает, что благодаря введению гл. 26.2 НК РФ в 1,6 раза снизилась налоговая нагрузка на одного налогоплательщика - организацию и почти в 2 раза на налогоплательщика - ИП, применявших ранее старую УСН.

С 2006 года внесены новые существенные поправки в УСН. «Виновник» перемен - Закон № 101 - ФЗ, подписанный Президентом 21 июля 2005 г. Чтобы впервые воспользоваться УСН в этом году, доходы, полученные фирмой за 9 месяцев 2005 года, не должны превысить 15 миллионов рублей (до 2006 года этот «порог» составляет 11 миллионов рублей). В дальнейшем правительство будет ежегодно индексировать эту сумму с помощью специального коэффициента-дефлятора.

С этого года придется проститься с УСН, если фирма получит лишние доходы (больше 20 миллионов рублей), наберет более 100 сотрудников или перешагнет через 100-миллионный порог остаточной стоимости внеоборотных активов.

Перечень закрытых расходов, установленный пунктом 1 статьи 346.16 НК РФ, с 2006 года пополнили 11 новых пунктов [33]. Уточнена и действующая структура расходов. Эти издержки теперь прямо поименованы в подпункте 23 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ.

Однако существуют и неприятные новшества. В основном это касается предприятий - занимающихся торговлей. Произошли довольно крупные изменения в порядке списания стоимости товаров. Снижать базу «упрощенного» налога на стоимость покупных товаров можно будет только после их реализации.

Для отнесения к расходам сумм входного НДС по этим товарам также недостаточно одной оплаты - вторым необходимым условием стала их реализация покупателю.

С 2006 года для предпринимателей был введен новый налоговый режим – «упрощенка» на основе патента. Перейти на него смогут лишь те, кто занимается определенными видами деятельности, перечисленными в НК РФ. И только в том случае, если коммерсант не использует труд наемных работников (в том числе по гражданско-правовым договорам). Но прежде власти региона, на территории которого зарегистрирован предприниматель, должны будут принять закон о применении этого режима. Для того чтобы узнать годовую стоимость патента, нужно будет потенциально возможный доход умножить на 6 процентов. Перейти на новый режим коммерсант сможет с начала любого квартала, а использовать его – в течение квартала, полугодия, девяти месяцев или года. Если патент приобретен меньше, чем на год, его стоимость будет пропорционально снижена. О желании получить патент предприниматель должен будет уведомить налоговую инспекцию, в которой состоит на учете. Причем сделать это нужно за месяц до перехода. Выдать патент или отказать в нем инспекторы обязаны через 10-дней. Оплачивать патент придется в два приема: треть – в течение 25 дней после начала применения нового налогового режима, а оставшуюся часть – не позднее 25 дней после того, как срок патента истечет. Если предприниматель затянет с первым платежом либо внесет его не полностью, право на «патентную» УСН будет потеряно, и коммерсанту придется платить налоги по общей системе. Подчеркнем - переход на «упрощенку» по патенту является делом сугубо добровольным. И предприниматель вправе применять «обычную» УСН, даже если его деятельность окажется в «патентном» перечне.

Совмещать «упрощенку» и «вмененку» станет проще. Поступления, облагаемые «вмененным» налогом, можно не учитывать при определении предельного размера доходов, который позволяет применять «упрощенку». По совокупности надо будет контролировать только численность работников и стоимость внеоборотных активов (п. 4 ст. 346.12 НК РФ). А всем, кто в течение года будет вынужден распрощаться с «вмененкой», позволят «без очереди» переходить на УСН. Подав в инспекцию соответствующее заявление, фирма или предприниматель смогут пользоваться упрощенной системой с начала того месяца, в котором они перестали платить ЕНВД.

Новым организациям и ИП дали время подумать, по какой схеме платить налоги после государственной регистрации. Совмещение специальных налоговых режимов стало проще [22].

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 208.