Особенности налогообложения малых предприятий
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Малый бизнес без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы [24].

С точки зрения предпринимателя государство должно создать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей, прежде всего экономических (максимизация прибыли, эффективность инвестиций, собственное благополучие, победа над конкурентами, минимизация риска).

С точки зрения государства предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка [21]. Именно в области пересечения целей и интересов государства и бизнеса может осуществляться эффективная государственная политика.

Таким образом, важнейшими задачами государственной поддержки малого бизнеса становится обеспечение малым предприятиям равных прав, минимизация разрыва в условиях хозяйственных возможностей между малыми и крупными предприятиями, создание равных возможностей ведения предпринимательской деятельности в условиях свободы выбора ее форм и методов проявления самостоятельности и предприимчивости.

В России же прослеживается опасная тенденция. К определению целей и задач государственной политики в отношении предпринимательства преобладает чисто прикладной фискальный подход, который обусловлен таким же утилитарным пониманием места и значения предпринимательского сектора в экономике [21].

Экономическая политика продолжает ориентироваться на поддержку крупных государственных и пост государственных хозяйственных структур и их объединений, в первую очередь финансово-промышленных групп. В формирующейся государственно - монополистической хозяйственной системе малые предприятия представляются как некое инородное тело, т.е. как инструмент решения тех или иных социально-экономических задач, использование, которого зависит от множества объективных факторов и не является обязательным [21].

Имея доступ к значительным материальным и финансовым активам, крупные предприятия имеют более благоприятные условия доступа к кредитным ресурсам и возможности получения более льготных кредитов банков, учредителями которых они являются. Новой малой фирме зачастую невозможно вырваться на давно уже поделенный монополизированный рынок, получить доступ к государственным заказам, а также к средствам, идущим на так называемую «поддержку отраслей народного хозяйства». Руководителю крупного предприятия, несомненно, легче «пробить» выгодное для него административное решение, особенно на местном уровне.

Малый бизнес в силу своей специфики имеет ярко выраженную региональную ориентацию. Малые предприятия обычно строят свою деятельность, исходя из потребностей и возможностей насыщения местного рынка, объема и структуры локального спроса. Они предоставляют новые рабочие места местному населению. В условиях развития хозяйственной самостоятельности регионов малый бизнес может рассматриваться как важное средство оптимизации структуры региональной экономики.

В настоящее время государственная политика по отношению к малому бизнесу в РФ находится под постоянным контролем Президента, определяются ее цели, направления, механизмы реализации. Но, несмотря на это , сделаны лишь первые, не всегда верные и последовательные шаги на пути формирования целостной политики поддержки и развития малого предпринимательства и создания механизмов её реализации. Многие меры государственного регулирования деятельности малых предприятий носят противоречивый характер.

Например, в области налогообложения продление льгот по налогу на прибыль сочеталось с общим повышением как федеральных, так и местных налогов, а введение упрощенной системы налогообложения для микро предприятий - с тенденцией к общей отмене налоговых льгот для малого предпринимательства.

Наиболее реальной и массовой по применению из существовавших ранее льгот можно отнести право субъектов малого предпринимательства применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов с отнесением затрат на издержки производства.

Эта льгота была достаточно проста в применении и позволяла практически всем малым предприятиям списывать большие суммы амортизации на издержки производства, что значительно уменьшало сумму прибыли по данным учета и позволяло уплачивать меньшие суммы налога на прибыль [31].

Однако с 1 января 2002 года предприятия малого бизнеса не могут применять данную льготу. Глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, устанавливающая правила начисления амортизации, не предоставляет субъектам малого бизнеса права применять ускоренную амортизацию по основным производственным фондам.

Рассмотрим на примере расчет амортизационных отчислений.

До вступления в действие главы 25 НК РФ малые предприятия рассчитывали амортизационные отчисления так:

Предприятие приобрело основное средство, далее ОС, первоначальная стоимость которого 12 000 рублей. ОС по сроку полезного использования относится к третьей группе [16].

12000 3 = 36000 руб.;

Норма амортизационных отчислений 10%, тогда месячная сумма амортизационных отчислений составит 3 600 рублей, но так как малые предприятия имели льготу по начислению амортизации, то сумма амортизационных отчислений составила 7 200 рублей.

36000  10% = 3600  2 = 7200 руб.;

При этом предприятие могло единовременно, как амортизационные отчисления дополнительно списать 50% первоначальной стоимости.

36000  50% = 18000 руб.;

Сумма дополнительного списания составила 18 000 рублей.

Общая сумма амортизационных отчислений согласно расчету составила 25 200 рублей.

7200 + 18000 = 25200 руб.;

Таким образом, предприятие могло отнести на издержки производства затраты в размере 25 200 рублей.

При расчете амортизационных отчислений по новым правилам общая сумма согласно расчету составит 12 000 рублей.

36000 : 3 = 12000 руб.

Таким образом, изменения законодательства создали для предприятий малого бизнеса менее благоприятные условия по сравнению с действовавшими [31].

Во многом именно благодаря столь эффективному набору льгот в первой половине 90-х годов малый бизнес России развивался весьма динамично.

Но предусмотренные законодательством льготы, в рамках сложной для малых предприятий традиционной системы налогообложения, не могли дать достаточный импульс для ускоренного развития малого предпринимательства, поэтому был принят Федеральный закон № 222-ФЗ от 29.12.1995 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

Данный закон явился подлинной вехой в развитии системы налогообложения малого бизнеса, поскольку стал первым законом, полностью посвященным налогообложению малого бизнеса.

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 278.