Алгоритм принятия решений при первом контакте с больным ребёнком представлен на рисунке 1:
Первые несколько секунд после встречи с пациентом, находящимся в сознании, должны быть использованы для того, чтобы визуально определить, насколько стабильным является его состояние.
Рис.1.
При стабильном состоянии ребенка возможно начало обычного (анамнез, тщательный осмотр ребенка по традиционному принципу (кожный покров, органы дыхания, сердечно -сосудистая, пищеварительная система и т.д.) или "от макушки до пяток" осмотра с принятием дальнейших диагностических, лечебных и тактических решений.
К общим признакам нестабильности у пациента относятся:
- явное нарушение сознания (от выраженного возбуждения до комы), судороги;
- выраженная бледность, цианоз, мраморность кожного покрова, очевидные признаки нарушений дыхания и (или) кровообращения (одышка, слышимые на расстоянии дыхательные шумы, вынужденное положение ребенка);
- некоторые случаи экзогенных отравлений, которые в первое время могут не проявляться очевидными внешними признаками.
Перечисленное выше, а также ситуации, при которых состояние ребенка не ясно для медицинского персонала, является основанием для немедленного проведения первичного осмотра, цель которого - выявление признаков нарушений, представляющих реальную угрозу жизни ребенка. При этом необходимо понимать, что в любой момент состояние ребенка может потребовать немедленного начала сердечно-легочной реанимации.
Нестабильное состояние пациента - ребенка, находящегося в медицинском стационарном учреждении, является абсолютным показанием к немедленному вызову на консультацию врача анестезиолога-реаниматолога.
При нахождении ребенка в нестабильном состоянии в амбулаторном медицинском учреждении или вне медицинской организации, а также при отсутствии возможности консультации анестезиолога-реаниматолога, необходимо немедленно вызвать скорую медицинскую помощь, четко объяснив диспетчеру СМП суть происходящего.
Отсутствие сознания и очевидное отсутствие нормального дыхания у ребенка являются абсолютным показанием к началу действий по алгоритму базовой сердечно-легочной реанимации.
Первичный осмотр
В основе первичного осмотра лежит принцип ABCDE:
А - оценка проходимости дыхательных путей;
В - оценка дыхания;
С - оценка кровообращения;
D - оценка неврологического состояния;
Е - оценка некоторых других признаков, имеющих, возможно первостепенное значение для стабилизации состояния.
При этом важно, что на каждом из шагов необходимо знать, что необходимо Увидеть, затем Оценить увиденное и попытаться устранить проблему (Выполнить), лишь затем перейти к следующему шагу (Рис.2). Иными словами, у ребенка, находящегося без сознания, в первую очередь необходимо обеспечить проходимость дыхательных путей, а не пытаться измерить ему в этот момент артериальное давление.
Рис.2.
Этап А
Увидеть: | Оценить: | Выполнить: |
Тип дыхания | Агональное дыхание | Начать СЛР, вызвать помощь* |
Цвет кожного покрова | Цианоз | Использовать кислород через маску с нереверсивным мешком. Пульсоксиметрия* |
Очевидные признаки высокой работы дыхания, патологические дыхательные шумы | Обструкция верхних дыхательных путей: инородное тело, отек тканей? | Обеспечить проходимость верхних дыхательных путей: запрокинуть голову, выдвинуть нижнюю челюсть и подбородок. Использовать кислород через маску с нереверсивным мешком. Подготовить воздуховод нужного размера. Подготовить небулайзер. При подозрении на инородное тело следовать алгоритму инородного тела ВДП. Пульсоксиметрия*. |
Обструкция нижних дыхательных путей? | Кислород через маску с нереверсивным мешком. Подготовить небулайзер. Обеспечить ВВ/ВК доступ. Пульсоксиметрия*. |
Этап В
Увидеть: | Оценить: | Выполнить: |
Частота дыхания | Менее 20 в минуту у детей дошкольного возраста, менее 12 в минуту у детей школьного возраста | Кислород через маску с нереверсивным мешком. Вспомогательная искусственная вентиляция легких до прояснения ситуации. ВВ/ВК доступ. Пульсоксиметрия*. |
Частота дыхания | Более 60 в минуту у детей дошкольного возраста, более 40 в минуту у детей школьного возраста | Кислород через маску с нереверсивным мешком. ВВ/ВК доступ. Пульсоксиметрия*. |
Этап С
Увидеть: | Оценить: | Выполнить: |
Цвет кожного покрова | Цианоз, выраженная бледность, мраморность | Использовать кислород через маску с нереверсивным мешком. ВВ/ВК доступ. Пульсоксиметрия*. |
У младенца: пульс на плечевой или бедренной артерии У ребенка: пульс на сонной или бедренной артерии | Ниже 60 в минуту или выше 180 в минуту. | Использовать кислород через маску с нереверсивным мешком. ВВ/ВК доступ. Пульсоксиметрия*. ЭКГ (кардиомонитор), определение ритма сердца. Уменьшение пульса ниже 60 в минуту в сочетании с отсутствием сознания и дыхания (агональным дыханием) является прямым показанием к немедленному началу СЛР. |
Пульс на периферической артерии | Отсутствие или резко ослабленный пульс | Использовать кислород через маску с нереверсивным мешком. ВВ/ВК доступ. При возможности - инфузия. Пульсоксиметрия*. |
Систолическое артериальное давление | При критическом уровне АД (табл.A) | Использовать кислород через маску с нереверсивным мешком. ВВ/ВК доступ. При возможности - инфузия. Пульсоксиметрия*. |
Время заполнения капилляров (симптом белого пятна) | Более 2 сек | Использовать кислород через маску с нереверсивным мешком. ВВ/ВК доступ. При возможности - инфузия. Пульсоксиметрия*. |
Дата: 2019-12-22, просмотров: 202.