Оглавление
1. Авторы и рецензенты.. 3
2. Уровень измеряемой подготовки. 3
3. Профессиональный стандарт (трудовые функции) 3
4. Проверяемые компетенции. 3
5. Задачи станции. 3
6. Продолжительность работы станции. 4
7. Информация для организации работы станции. 4
7.1. Рабочее место члена аккредитационной комиссии (АК) 4
7.2. Рабочее место аккредитуемого. 4
7.3. Расходные материалы.. 5
7.4. Симуляционное оборудование. 7
8. Перечень ситуаций (сценариев) станции. 8
9. Информация (брифинг) для аккредитуемого. 8
10. Информация для членов АК.. 9
10.1. Действия вспомогательного персонала перед началом работы станции. 9
10.2. Действия вспомогательного персонала в ходе работы станции. 9
10.3. Действия членов АК перед началом работы станции. 10
10.4. Действия членов АК в ходе работы станции. 10
11. Нормативные и методические документы, используемые для создания чек-листа. 11
11.1. Нормативные акты.. 11
11.2. Справочная информация. 12
12. Алгоритм управления роботом (описание сценария……………………………………………………………………………………12
13. Информация для симулированного пациента. 14
14. Информация для симулированного коллеги. 14
15. Критерии оценивания действий аккредитуемого. 14
16. Дефектная ведомость. 15
17. Оценочный лист (чек-лист) 16
17.1. Краткая версия оценочного листа (чек-листа) 16
17.2. Развернутая версия оценочного листа (чек-листа) 17
18. Медицинская документация. 17
19. Приложение 1…………………………………………………………………………18
Авторы и рецензенты
Бородина М.А. – д.м.н., профессор, заведующая кафедрой неотложных состояний ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации Федерального медико-биологического агентства»
Попов О.Ю. – к.м.н., доцент кафедры неотложных состояний ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации Федерального медико-биологического агентства»
Паспорт «Расширенные реанимационные мероприятия при остановке кровообращения у детей»
(Вариант "Фибрилляция желудочков и желудочковая тахикардия без пульса", "Асистолия и электромеханическая диссоциация") одобрен…
2. Уровень измеряемой подготовки
Лица, завершившие обучение по программе ординатуры в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 31.08.02 «Анестезиология-реаниматология» (уровень подготовки кадров высшей квалификации), а также лица, завершившее обучение по программе профессиональной переподготовки по специальности 31.08.02 «Анестезиология-реаниматология» (уровень подготовки кадров высшей квалификации), успешно сдавшие государственную итоговую аттестацию и претендующие на должность врача- анестезиолога-реаниматолога.
Целесообразно заранее объявить аккредитуемым о необходимости приходить на второй этап в спецодежде (медицинский халат, хирургический костюм, сменная обувь, шапочка), иметь личный стетофонендоскоп.
Профессиональный стандарт (трудовые функции)
Проект профессионального стандарта «Врач-анестезиолог-реаниматолог» (редакция от 05.09.2017).
Трудовая функция: А/01.8 Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и (или) состояний, требующих оказания скорой специализированной медицинской помощи по профилю «анестезиология-реаниматология» вне медицинской организации
Трудовая функция: А/02.8 Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями, требующими оказания скорой специализированной медицинской помощи по профилю «анестезиология-реаниматология» вне медицинской организации, контроль его эффективности и безопасности
Трудовая функция: В/02.8 Искусственное замещение, поддержание и восстановление временно и обратимо нарушенных функций организма, при состояниях, угрожающих жизни пациента.
Проверяемые компетенции
Трудовая функция: А/01.8 | Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и (или) состояний, требующих оказания скорой специализированной медицинской помощи по профилю «анестезиология-реаниматология» вне медицинской организации |
Трудовые действия | Оценка тяжести заболевания и (или) состояния пациентов, требующих оказания скорой специализированной медицинской помощи по профилю «анестезиология-реаниматология» вне медицинской организации |
Применение медицинских изделий в соответствии с действующим порядком оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Установление диагноза заболевания и (или) состояния, требующего оказания скорой специализированной медицинской помощи по профилю «анестезиология-реаниматология» вне медицинской организации, с учетом действующей Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (далее - МКБ) | |
Необходимые умения | Проводить осмотр пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, требующими оказания скорой специализированной медицинской помощи по профилю «анестезиология-реаниматология» вне медицинской организации |
Использовать методы осмотра и обследования пациента с заболеваниями и (или) состояниями, требующими оказания скорой специализированной медицинской помощи по профилю «анестезиология-реаниматология» вне медицинской организации, с учетом возрастных анатомо-функциональных особенностей в соответствии с действующим порядком оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи: - физикальное обследование пациента; - оценка глубины расстройств сознания по шкале Глазго; - регистрация электрокардиограммы; - расшифровка, описание и интерпретация электрокардиографических данных; - измерение артериального давления на периферических артериях; - пульсоксиметрия; - проведение мониторинга состояния пациента по показателям электрокардиограммы, артериального давления, частоты сердечных сокращений, пульсоксиметрии, температуры с помощью транспортных аппаратов мониторинга жизненно-важных функций организма; - исследование уровня глюкозы в крови | |
Применять при обследовании пациентов медицинские изделия в соответствии с действующим порядком оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Участвовать в обеспечении безопасности диагностических манипуляций | |
Необходимые знания | Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания скорой специализированной медицинской помощи по профилю «анестезиология-реаниматология» вне медицинской организации |
Методика осмотра и обследования пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, требующими оказания скорой специализированной медицинской помощи по профилю «анестезиология-реаниматология» вне медицинской организации | |
Медицинские изделия, применяемые при обследовании пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, требующими оказания скорой специализированной медицинской помощи по профилю «анестезиология-реаниматология» вне медицинской организации, принципы обеспечения безопасности диагностических манипуляций |
Трудовая функция: А/02.8 | Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями, требующими оказания скорой специализированной медицинской помощи по профилю «анестезиология-реаниматология» вне медицинской организации, контроль его эффективности и безопасности |
Трудовые действия | Оказание скорой специализированной медицинской помощи по профилю «анестезиология-реаниматология» вне медицинской организации (в составе врачебной специализированной выездной бригады скорой медицинской помощи или авиамедицинской выездной бригады скорой медицинской помощи при оказании скорой специализированной медицинской помощи), включая осуществление мероприятий, способствующих стабилизации или улучшению клинического состояния пациента, с учетом диагноза, возраста и клинической картины в соответствии с действующим порядком оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи |
Мониторинг жизненно-важных функций, их поддержание или замещение при проведении медицинской эвакуации пациента вне медицинской организации | |
Поддержание или замещение жизненно важных функций при перемещении, в том числе в автомобиле скорой медицинской помощи, и транспортировки пациента при выполнении медицинской эвакуации | |
Необходимые умения | Выполнять следующие медицинские вмешательства при оказании скорой специализированной медицинской помощи по профилю «анестезиология-реаниматология» вне медицинской организации: - проведение комплексной сердечно-легочной реанимации с определением условий отказа от ее проведения и показаний к ее прекращению; - обеспечение проходимости верхних дыхательных путей, в том числе с помощью воздуховодов, ларингеальной трубки, комбитьюба, ларингеальной маски, интубации трахеи методом прямой ларингоскопии; - проведение компрессий грудной клетки при реанимации (ручных и с помощью специальных медицинских изделий); - электроимпульсная терапия (дефибрилляция, кардиоверсия); - оксигенотерапия; - искусственная вентиляция легких с использованием аппаратов искусственной вентиляции лёгких различных типов, комплектов дыхательных для ручной искусственной вентиляции лёгких; - применение искусственной вентиляции легких в режимах: с контролем по объему, контролем по давлению; - применение вспомогательной вентиляции легких; - обезболивание; - внутрикожное, подкожное, внутримышечное, внутривенное, внутрикостное, эндотрахеальное введение лекарственных препаратов; - проведение инфузионной терапии, в том числе с использованием инфузоматов; - пункция и дренирование плевральной полости; - коникотомия, коникостомия, коникопункция и микротрахеостомия |
Организовывать и обеспечивать мониторинг жизненно-важных функций их поддержание или замещение при перемещении, в том числе в автомобиль скорой медицинской помощи, и транспортировки пациента при выполнении медицинской эвакуации | |
Необходимые знания | Механизм действия лекарственных препаратов, медицинских изделий, применяемых при оказании скорой специализированной медицинской помощи по профилю «анестезиология-реаниматология» вне медицинской организации; медицинские показания и медицинские противопоказания к назначению; возможные осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные |
Медицинские вмешательства при заболеваниях и (или) состояниях, требующих оказания скорой специализированной медицинской помощи по профилю «анестезиология-реаниматология» вне медицинской организации; показания и противопоказания; возможные осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьёзные и непредвиденные | |
Содержание укладок и наборов для оказания скорой специализированной медицинской помощи по профилю «анестезиология-реаниматология» вне медицинской организации |
Трудовая функция: В/02.8 | …Искусственное замещение, поддержание и восстановление временно и обратимо нарушенных функций организма, при состояниях, угрожающих жизни пациента. |
Трудовые действия | Оказание медицинской помощи пациентам при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов, в том числе при клинической смерти в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учётом стандартов медицинской помощи |
Участие в проведении реанимации и интенсивной терапии при критических состояниях у пациентов в других структурных подразделениях медицинской организации | |
Применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и оборудования, использующихся в анестезиологии-реаниматологии | |
Необходимые умения | Оценивать состояние и выделять ведущие синдромы у пациентов находящихся в критическом состоянии |
Проводить сердечно-лёгочную реанимацию | |
Проводить незамедлительную диагностику остановки сердечной деятельности и выполнить алгоритм сердечно-лёгочной реанимации в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учётом стандартов медицинской помощи | |
Необходимые знания | Правила проведения сердечно-лёгочной реанимации |
Принципы действия приборов для дефибрилляции и электроимпульсной терапии |
Задачи станции
Демонстрация аккредитуемым алгоритма диагностики и интенсивной терапии анафилактического шока, развившегося во время общей анестезии с интубацией трахеи и искусственной вентиляцией легких.
Симуляционное оборудование
Таблица 2
Брифинг (сценарий) № 1.
Вы врач-реаниматолог в многопрофильной больнице, раннее утро. Ребенок 5 лет был неожиданно доставлен бригадой скорой помощи по поводу тяжелого приступа эпилепсии. У ребенка в пути бригадой скорой медицинской помощи была установлена ларингеальная трубка. В момент Вашего прихода в приемное отделение вентиляции никем не проводятся. Внешне пациент цианотичный, мраморные кожные покровы.
Врач приемного покоя находится неподалеку.
Все необходимые действия, которые Вы будете производить, необходимо озвучивать. Все команды для конфедерата (помощника) необходимо озвучивать. Помощник будет выполнять только те действия, на которые Вами было дано указание.
Брифинг (сценарий) № 2.
Вы врач-реаниматолог в многопрофильной больнице. Родственники доставили с места ДТП девочку 9 лет. У пациентки сочетанная травма - подозрение на ушиб легких, разрыв селезенки и перелом таза. Живот напряжен, артериальное давление низкое, нарастает сердцебиение. Пока Вы организовывали ее немедленный перевод в операционную, Вы заметили, что она стала очень бледной и не двигается.
Дежурный врач приемного покоя отделения находится неподалеку.
Все необходимые действия, которые Вы будете производить, необходимо озвучивать. Все команды для конфедерата (помощника) необходимо озвучивать. Помощник будет выполнять только те действия, на которые Вами было дано указание.
Брифинг (сценарий) №3.
Вы врач-реаниматолог в многопрофильной больнице. В приемный покой с криками "Помогите. Мой мальчик только что перестал дышать!" вбегает мать с ребенком пяти лет на руках. Известно, что мать обнаружила ребенка в ванной с судорогами. На полу лежал открытый флакон из-под таблеток. Мать схватила ребенка и привезла в приемное отделение на своей машине.
Дежурный врач приемного покоя отделения находится неподалеку.
Все необходимые действия, которые Вы будете производить, необходимо озвучивать. Все команды для конфедерата (помощника) необходимо озвучивать. Помощник будет выполнять только те действия, на которые Вами было дано указание.
Брифинг (сценарий) №4.
Вы врач-реаниматолог в многопрофильной больнице. Только что доставили мальчика 9 лет. Он болен в течение трех дней: невысокая лихорадка, затруднение дыхания, кашель, бледность. Его мама рассказала, что у ребенка с утра была очень холодная и влажная кожа, и он жаловался на боли в животе и в груди.
Вы подходите к ребенку и обнаруживаете, что у него отсутствует сознание.
Дежурный врач приемного покоя отделения находится неподалеку.
Все необходимые действия, которые Вы будете производить, необходимо озвучивать. Все команды для конфедерата (помощника) необходимо озвучивать. Помощник будет выполнять только те действия, на которые Вами было дано указание.
Информация для членов АК
Примерные тексты вводной информации в рамках диалога члена АК и аккредитуемого
№ п/п | Действие аккредитуемого | Текст вводной |
1. | При уточнении аккредитуемым ФИО и возраста, самочувствия пациента | Дать вводную в соответствии со сценарием |
2. | При попытке спросить у конфедерата данные анамнеза жизни и\или заболевания пациента | Ответить в соответствии со сценарием |
3. | По окончании времени | Поблагодарить за усилия и попросить перейти дальше |
Важно! Нельзя говорить ничего от себя, вступать в переговоры, даже если Вы не согласны с мнением аккредитуемого. Не задавать уточняющих вопросов. Всё, что Вы бы хотели отметить, а этого нет в оценочном листе (чек-листе) оформляйте в дефектной ведомости (раздел 15).
Нормативные акты
1. Приказ Минздрава России от 02.06.2016 N 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов»
2. Проект приказа Минтруда России от 21 марта 2017 г. №293н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-анестезиолог-реаниматолог)».
3. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. № 919н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "анестезиология и реаниматология".
4. Профессиональный стандарт «Врач-анестезиолог-реаниматолог», проект от 15.09.2017‒ сайт Ассоциации анестезиологов-реаниматологов РФ.
5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 16 апреля 2012 года №366н «об утверждении порядка оказания педиатрической помощи».
6. Российский национальный совет по реанимации, Объединение детских анестезиологов и реаниматологов России. Клинические рекомендации по сердечно-легочной реанимации у детей, Москва, 2014. http://www.niiorramn.ru/docs/dokumenty/uchebno-metodicheskie-materialy/%d0%a1%d0%9b%d0%a0_%d0%bf%d0%b5%d0%b4%d0%b8%d0%b0%d1%82%d1%80%d0%b8%d1%8f_28-10-2014.pdf [Электронный ресурс]
7. Pediatric Emergency Assessment, Recognition, and Stabilization. American Academy of Pediatrics. American Heart Association. Provider and Instructor Manual, 2015.
8. Advance Life Support. Resuscitation Guidelines'. European Resuscitation Council, 2015 edition. [Электронный ресурс].
11.2. Дополнительная и справочная информация, необходимая для работы на станции (информация для члена АК)
(Приложение 1)
Сценарий «Асистолия»
Стадия | Состояние пациента | Заметки оператору | Ожидаемые действия обучаемых | Переход |
Исходное состояние-1. Осмотр пациента. | Иванов Иван Иванович, 5 лет. Ребенок лежит на спине в медицинской кровати, изголовье в горизонтальном положении, на высокой подушке. Без сознания. Спонтанное дыхание отсутствует. Пульс на сонной артерии не определяется. Зрачки расширенные, не реагируют на свет. | Включена стадия – исходное состояние. У симулятора включена функция западения языка. Надгортанное устройство установлено НЕПРАВИЛЬНО. | Провести оценку витальных признаков (сознание, дыхание, пульс). Немедленно провести до 5 инициальных вдохов через установленную трубку, выявить ее неправильное положение, предложить удалить ее конфедерату, самому приступить к компрессиям грудной клетки и активировать реанимационную бригаду. | После начала компрессий переход к следующему этапу - расширенной СЛР. |
Начало сердечно-легочной реанимации | 1-й, 2-й, 3-й анализ ритма: на мониторе - асистолия. | При оценке аккредитуемым состояния кожных покровов - сообщить : "цианоз, мраморность". SaO 2 * Не определяется На вопросы о ребенке - вес 20 кг, рост 120 см. Оператор при первой аускультации во время ИВЛ, сообщает, что дыхательные звуки при искусственном дыхании не проводятся по передней поверхности грудной клетки, звуки проводятся при ИВЛ в области желудка** | Приступить к комплексу сердечно-легочной реанимации. Активировать дефибриллятор/монитор пациента, провести оценку ритма, назначить медикаментозную терапию, проводить компрессии и вентиляции. Должен заподозрить и устранить дислокацию надгортанного устройства при начале ИВЛ**. Проводить анализ корригируемых причин остановки кровообращения. | После четырех имитированных двухминутных циклов реанимации с введением адреналина при очередной проверке ритма конфедерат сообщает, что уже СЛР проводится уже 30 минут, на мониторе - асистолия |
Завершение СЛР по причине неэффективности мероприятий | 4-й анализ ритма: на мониторе - асистолия Ребенок без сознания, мраморные и цианотичные кожные покровы, дыхание не определяется, пульса нет, при аускультации не прослушиваются тоны сердца. | Оператор сообщает о ригидности мышц. SaO 2 * Не определяется | Проведена запись ЭКГ в 12 отведениях. Принятие решения о прекращении реанимационных мероприятий | Завершение сценария. Диагноз - остановка кровообращения по типу асистолии. Судорожный синдром. |
Таблица 6
Станция «Анестезия» (Вариант «Ведение пациента с анафилактическим шоком)
Образовательная организация _________________________________________________
Дополнительные замечания к организации станции в следующий эпизод аккредитации ________________________________________________________________________________
ФИО члена АК _______________ Подпись ___________________
Оценочный лист (чек-лист)
17.1 Краткая версия оценочного листа (чек-листа)
II этап аккредитационного экзамена | Специальность | анестезиология-реаниматология | |||||
Дата | Номер кандидата | ||||||
Номер ситуации
Действие аккредитуемого | Форма выполнения | Балл | Отметка о выполнении Да/Нет |
Выполняет | 5 | да нет | |
Выполняет | 5 | да нет | |
Озвучивает | 5 | да нет | |
Выполняет | 5 | да нет | |
Озвучивает | 5 | да нет | |
Выполняет | 5 | да нет | |
Выполняет | 5 | да нет | |
Выполняет | 5 | да нет | |
Выполняет | 10 | да нет | |
Выполняет | 2,5 | да нет | |
Озвучивает | 10 | да нет | |
Озвучивает | 10 | да нет | |
Озвучивает | 10 | да нет | |
Озвучивает | 10 | да нет | |
Озвучивает | 2,5 | да нет | |
Озвучивает | 5 | да нет | |
ИТОГО |
|
| |||||
ФИО члена АК | подпись | Отметка о внесении в базу (ФИО) | ||||
17.2. Развернутая версия оценочного листа (чек-листа)
Не предусмотрена.
Медицинская документация
Не предусмотрена.
Приложение 1
Введение
Единая методология оказания экстренной медицинской помощи детям, имеющим критические, жизненно опасные нарушения витальных функций, позволила в значительной мере снизить уровень детской смертности.
Основными этапами разработанной системы являются первичный осмотр и коррекция выявленных нарушений, а при необходимости - безотлагательное развёртывание базовых (с минимальным набором медицинского оборудования), а затем расширенных (с применением медицинского оборудования в необходимом объёме и набора лекарственных препаратов) мероприятий по поддержанию жизнедеятельности –PediatricAdvancedLifeSupport (PALS). Реанимационные мероприятия проводятся на основе рекомендаций Европейского реанимационного совета и Национального совета по реанимации, Американской академии педиатрии.
Основные положения современных рекомендаций сводятся к следующим:
- максимально возможное раннее выявление состояний, связанных с критическими расстройствами кровообращения и немедленное начало действий, направленных на восстановление повреждённых функций в объёме имеющихся в доступности сил и средств;
- тщательное следование предложенным алгоритмам с соблюдением временных интервалов, предлагаемых для выполнения соответствующих процедур и лечебно- диагностических комплексов;
- проведение на начальном этапе оказания помощи базовой сердечно-лёгочной реанимации (СЛР).
Одним из важнейших действий, которые безотлагательно необходимо выполнить, является вызов помощи (реанимационной бригады в стационаре, бригады скорой медицинской помощи в амбулаторных условиях).
Определения
Младенец – ребёнок в возрасте до 1 года.
Ребёнок – в возрасте от 1 года до начала полового созревания (8-10 лет).
Первичный осмотр
В основе первичного осмотра лежит принцип ABCDE:
А - оценка проходимости дыхательных путей;
В - оценка дыхания;
С - оценка кровообращения;
D - оценка неврологического состояния;
Е - оценка некоторых других признаков, имеющих, возможно первостепенное значение для стабилизации состояния.
При этом важно, что на каждом из шагов необходимо знать, что необходимо Увидеть, затем Оценить увиденное и попытаться устранить проблему (Выполнить), лишь затем перейти к следующему шагу (Рис.2). Иными словами, у ребенка, находящегося без сознания, в первую очередь необходимо обеспечить проходимость дыхательных путей, а не пытаться измерить ему в этот момент артериальное давление.
Рис.2.
Этап А
Увидеть: | Оценить: | Выполнить: |
Тип дыхания | Агональное дыхание | Начать СЛР, вызвать помощь* |
Цвет кожного покрова | Цианоз | Использовать кислород через маску с нереверсивным мешком. Пульсоксиметрия* |
Очевидные признаки высокой работы дыхания, патологические дыхательные шумы | Обструкция верхних дыхательных путей: инородное тело, отек тканей? | Обеспечить проходимость верхних дыхательных путей: запрокинуть голову, выдвинуть нижнюю челюсть и подбородок. Использовать кислород через маску с нереверсивным мешком. Подготовить воздуховод нужного размера. Подготовить небулайзер. При подозрении на инородное тело следовать алгоритму инородного тела ВДП. Пульсоксиметрия*. |
Обструкция нижних дыхательных путей? | Кислород через маску с нереверсивным мешком. Подготовить небулайзер. Обеспечить ВВ/ВК доступ. Пульсоксиметрия*. |
Этап В
Увидеть: | Оценить: | Выполнить: |
Частота дыхания | Менее 20 в минуту у детей дошкольного возраста, менее 12 в минуту у детей школьного возраста | Кислород через маску с нереверсивным мешком. Вспомогательная искусственная вентиляция легких до прояснения ситуации. ВВ/ВК доступ. Пульсоксиметрия*. |
Частота дыхания | Более 60 в минуту у детей дошкольного возраста, более 40 в минуту у детей школьного возраста | Кислород через маску с нереверсивным мешком. ВВ/ВК доступ. Пульсоксиметрия*. |
Этап С
Увидеть: | Оценить: | Выполнить: |
Цвет кожного покрова | Цианоз, выраженная бледность, мраморность | Использовать кислород через маску с нереверсивным мешком. ВВ/ВК доступ. Пульсоксиметрия*. |
У младенца: пульс на плечевой или бедренной артерии У ребенка: пульс на сонной или бедренной артерии | Ниже 60 в минуту или выше 180 в минуту. | Использовать кислород через маску с нереверсивным мешком. ВВ/ВК доступ. Пульсоксиметрия*. ЭКГ (кардиомонитор), определение ритма сердца. Уменьшение пульса ниже 60 в минуту в сочетании с отсутствием сознания и дыхания (агональным дыханием) является прямым показанием к немедленному началу СЛР. |
Пульс на периферической артерии | Отсутствие или резко ослабленный пульс | Использовать кислород через маску с нереверсивным мешком. ВВ/ВК доступ. При возможности - инфузия. Пульсоксиметрия*. |
Систолическое артериальное давление | При критическом уровне АД (табл.A) | Использовать кислород через маску с нереверсивным мешком. ВВ/ВК доступ. При возможности - инфузия. Пульсоксиметрия*. |
Время заполнения капилляров (симптом белого пятна) | Более 2 сек | Использовать кислород через маску с нереверсивным мешком. ВВ/ВК доступ. При возможности - инфузия. Пульсоксиметрия*. |
Этап Е
Оценка других симптомов, возможно указывающих на причину критического состояния ребёнка.
Увидеть: | Оценить: | Выполнить: |
Глюкометрия | Гипогликемия Гипергликемия | ВВ/ВК доступ. Введение раствора глюкозы. Пульсоксиметрия*. При необходимости использовать кислород через маску с нереверсивным мешком. Повторнаяглюкометрия через 10 минут Пульсоксиметрия*. При необходимости использовать кислород через маску с нереверсивным мешком. ВВ/ВК доступ. При возможности - инфузия |
Термометрия | Гипотермия Гипертермия | Согревание. Пульсоксиметрия*. При необходимости использовать кислород через маску с нереверсивным мешком. ЭКГ (кардиомонитор). ВВ / ВК доступ. При возможности - инфузия теплого раствора Физическое охлаждение. Пульсоксиметрия*. При необходимости использовать кислород через маску с нереверсивным мешком. ЭКГ (кардиомонитор) |
Кожный покров | Очевидные признаки активного кровотечения, сыпь | Остановка кровотечения. Инфекционная безопасность персонала и окружающих. Специальные мероприятия при менингококкцемии, анафилаксии |
Другие очевидные события, связанные с пациентом | Угарный газ, отравление, укус | Зависят от выявленных событий |
* - целевой показатель сатурации кислорода SatO2 = 96-98%, достигается подбором соответствующего потока кислорода, подаваемого в мешок для спонтанного дыхания через маску или в мешок для искусственной вентиляции легких.
Общие признаки остановки кровообращения:
Под остановкой кровообращения понимают прекращение механической насосной функции сердца. Остановка кровообращения сопровождается:
- утратой сознания;
- отсутствием самостоятельного дыхания (в отдельных редких случаях в первые десятки секунд после внезапной остановки кровообращения может наблюдаться агональное дыхание, которое не является эффективным дыханием с точки зрения вентиляции легких);
- отсутствием пульса на центральных артериях.
Основой оказания экстренной помощи при остановке кровообращения у детей является высококачественная базовая и расширенная сердечно-легочная реанимация, включая:
- максимально быстрое распознание остановки кровообращения и раннее начало полноценной базовой реанимации и применение АНД;
- достаточная глубина компрессий (не менее одной трети передне-заднего расстояния грудной клетки лежащего ребенка: у младенца - примерно 4 см, у детей дошкольного возраста - 4-5 см, у детей школьного возраста и у взрослых - 5-6 см);
- адекватная частота компрессий (100-120 в 1 минуту);
- полное расправление грудной клетки при декомпрессии;
- соотношение фазы компрессии : декомпрессии грудной клетки составляет 1 : 1
- избегание избыточного объема искусственных вдохов;
- максимально ранняя активация расширенных реанимационных мероприятий.
Инициальные мероприятия у ребенка без очевидных признаков жизни
и базовая сердечно-легочная реанимация
В момент первого контакта с ребенком в случае, когда очевидные признаки жизни отсутствуют (например, ребенок лежит с закрытыми глазами в положении, при котором его самостоятельное дыхание увидеть невозможно), необходимо:
1. Убедиться в личной безопасности и в том, что ребенку не угрожает внешняя опасность.
2. Проверить наличие у ребенка сознания: Осторожно встряхнуть грудную клетку ребенка, громко и отчетливо задать простой вопрос (например:“Как тебя зовут?”).
Детей, у которых возможно повреждение шейного отдела позвоночника, встряхивать нельзя, необходимо ограничиться лишь звуковой стимуляцией, немедленно предприняв меры для фиксации шейного отдела позвоночника, не допуская раздельных изменений положения головы и туловища.
2.1. Если у ребенка имеется голосовая или двигательная реакция на ваши действия, то необходимо:
- оставить ребенка в положении, в котором вы его обнаружили, исключив внешнюю опасность;
- проверив повторно его состояние, позвать на помощь, если это необходимо;
- до прибытия помощи регулярно перепроверять наличие голосовой или двигательной активности и дыхания (см. правило "слышу, вижу, ощущаю" ниже) у ребенка в ответ на стимуляцию (см. выше п.2).
2.2. Если у ребенка отсутствует ответная реакция на ваши действия, то необходимо:
- не отходя от ребенка, позвать на помощь;
- быстро, но аккуратно уложить ребенка на спину на твердую ровную поверхность;
- открыть дыхательные пути ребенка, запрокинув его голову назад и приподняв нижнюю челюсть за подбородок, одновременно приоткрыв рот. У младенца установите голову в "нейтральное" положение.
Избегайте давления на мягкие ткани шеи под нижней челюстью, так как это может вызывать нарушение проходимости дыхательных путей.
3. Удерживая дыхательные пути ребенка в открытом состоянии, оцените дыхание используя прием: “вижу, слышу, ощущаю”, для этого расположите свое лицо как можно ближе к лицу ребенка и направьте взгляд вдоль передней поверхности его туловища:
- “вижу” – движения грудной клетки, передней стенки живота ребенка;
- “слышу” – дыхательные шумы изо рта или носа ребенка;
- “ощущаю” - движение воздуха, ощущаемое кожей вашей щеки.
Выполняйте прием “вижу, слышу, ощущаю” в течение 10 секунд, прежде чем констатировать наличие или отсутствие дыхания. Специально обученный персонал может совместить оценку дыхания по правилу “вижу, слышу, ощущаю” с определением пульса - у младенца на плечевой артерии на внутренней поверхности верхней трети плеча; у ребенка - на сонной артерии.
3.1. Если пострадавший дышит:
- при отсутствии оснований предполагать травму шейного отдела позвоночника поверните ребенка в безопасное положение (устойчивое боковое);
- повторно проверьте после этого дыхание.
3.2. Если ребенок не дышит или у него имеется агональное дыхание (нет пульса):
- сделайте пять искусственных вдохов в дыхательные пути пострадавшего, каждый из которых должен сопровождаться подъемом и опусканием грудной клетки по следующим правилам:
3.2.1. Убедитесь в том, что голова младенца находится в нейтральном положении, а подбородок приподнят; - сделайте вдох, плотно прижмите свои губы ко рту и наружным носовым ходам младенца. Если одновременно охватить рот и нос невозможно, прижмите свои губы к губам или носовым ходам младенца, при этом соответственно закрыв его рот или нос для предотвращения утечки воздуха во время вдоха; - произведите плавный, в течение 1-1,5сек выдох в дыхательные пути младенца, одновременно визуально контролируя поднятие грудной клетки; - удерживайте голову и подбородок младенца в прежнем положении, оторвитесь от пострадавшего и убедитесь в том, что одновременно с выходящим воздухом грудная клетка младенца опускается; - повторите такие вдохи пять раз. | 3.2.2. Закройте носовые ходы ребенка указательным и большим пальцем вашей руки, помещенной на лоб ребенка и удерживающей его голову максимально запрокинутой; - удерживая подбородок приподнятым двумя пальцами второй руки, сделайте вдох и плотно охватите рот, затем плавно, в течение 1–1,5 сек. сделайте выдох в дыхательные пути ребенка, одновременно визуально контролируя подъем грудной клетки; - удерживая голову ребенка запрокинутой, а подбородок приподнятым, оторвитесь ото рта пострадавшего и убедитесь в том, что одновременно с выходящим воздухом грудная клетка ребенка опускается; - повторите такие вдохи пять раз. |
3.3. Если вам не удалось, при условии соблюдения вышеописанных правил, добиться эффективных вдохов, вероятно, у пострадавшего имеется обструкция дыхательных путей. Однако необходимо незамедлительно продолжить сердечно-легочную реанимацию: выполнить 30 компрессий грудной клетки и попытаться провести 2 вдоха, предварительно применив ручные приемы открытия дыхательных путей. Для этого нужно расположить два пальца рук позади углов нижней челюсти ребенка с каждой стороны и выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вверх, одновременно удерживая голову ребенка запрокинутой.
Если попытки оказались неудачными, следуйте рекомендациям по извлечению инородного тела дыхательных путей у детей.
3.4. Во время выполнения искусственных вдохов обратите внимание на спонтанные движения ребенка, возможные звуки или кашель в ответ на ваши действия. Это является “признаками кровообращения ”, значение которых описано ниже.
4. Проверьте “признаки кровообращения” - оцените любые спонтанные движения за исключением судорог; кашель, голосовая или рвотная реакция пострадавшего расцениваются как симптомы, свидетельствующие о наличии самостоятельного кровообращения;
- при отсутствии “признаков кровообращения” проверьте наличие пульса, если это не было сделано ранее.
4.2. Если вы уверены в том, что действительно определили наличие признаков кровообращения, то:
- продолжайте искусственные вдохи, если у ребенка отсутствует самостоятельное дыхание с частотой 12-20 в минуту (вдох каждые 3-5 секунд) до восстановления самостоятельного дыхания, после чего, если ребенок не пришел в сознание, поверните его в безопасное положение;
- регулярно контролируйте состояние ребенка (проверяйте дыхание и пульс не реже, чем один раз в 2 минуты);
4.3. Если признаки кровообращения отсутствуют или частота пульса не превышает 60 в 1 минуту или Вы не уверены в том, что четко определяете пульсацию артерии, то немедленно выполните 15 (для работы двоих спасателей) или 30 (если спасатель работает один) компрессий грудной клетки в соотношении с 2 вдохами:
младенцам: - если помощь оказывает один спасатель, компрессии проводятся двумя пальцами одной кисти: - расположите указательный и средний пальцы своей руки вдоль средней линии грудины в месте, расположенном ниже межсосковой линии приблизительно на толщину вашего пальца; - кончиками пальцев проводите компрессии грудной клетки на глубину, приблизительно составляющую одну треть передне-заднего размера грудной клетки лежащего младенца с частотой 100-120 в минуту; - после 30 компрессий слегка запрокиньте голову, приподнимите подбородок, выполните 2 искусственных вдоха. Желательно во время выполнения компрессий расположить свободную руку таким образом, чтобы пальцы охватывали голову ребенка с обеих сторон за теменные области, поддерживая ее нейтральное положение, что обеспечивает свободную проходимость воздухоносных путей во время компрессий. Продолжайте чередовать вдохи и компрессии в соотношении 2:30. Если помощь оказывают двое, то компрессии грудной клетки проводит один спасатель двумя большими пальцами с одновременным циркулярным охватом грудной клетки младенца остальными пальцами обеих рук. Расположите большие пальцы в точке вдоль средней линии грудины в месте, расположенном ниже межсосковой линии приблизительно на толщину вашего пальца в направлении к голове младенца и проведите 15 компрессий; - второй спасатель, находясь у головы младенца, должен удерживать ее слегка запрокинутой, подбородок приподнятым и выполнить 2 искусственных вдоха. | детям: - разместите основание ладони одной руки на нижней половине грудины ребенка по средней линии выше мечевидного отростка; - приподнимите пальцы кисти таким образом, чтобы они не касались ребер ребенка и не передавали на них силу компрессий; - расположитесь над ребенком вертикально, при этом направление вашей руки, производящей компрессии, должно быть строго перпендикулярным основанию, на котором лежит ребенок, а сама рука распрямлена в локтевом суставе; проводите компрессии на глубину приблизительно на одну треть передне-заднего расстояния грудной клетки лежащего ребенка с частотой приблизительно 100-120 в 1 мин; - после 30 компрессий запрокиньте голову ребенка, приподнимите подбородок, совершите 2 искусственных вдоха, продолжайте чередовать вдохи и компрессии в соотношении 2:30 (2:15 при работе двоих спасателей). У детей старшего возраста для достижения необходимой глубины компрессий грудной клетки, возможно, понадобится применить технику компрессий двумя руками, используемую у взрослых: - разместите основание одной своей руки на нижней половине грудины по средней линии так, чтобы кисть не выходила за нее, поместите ладонь второй руки сверху; - сомкните пальцы обеих рук в замок, пальцы приподнимите таким образом, чтобы они не касались ребер ребенка и не передавали на них силу компрессий; - расположитесь над ребенком вертикально, при этом направление компрессий должно быть строго перпендикулярным основанию, на котором лежит ребенок, а сами руки разогнуты в локтевом суставе; проводите компрессии на глубину, приблизительно составляющую одну треть передне-заднего расстояния грудной клетки. | |
Практически единственное опасное для жизни ребенка нарушение техники СЛР - это проведение компрессии на переднюю брюшную стенку или мечевидный отросток грудины ребенка. Руки спасателя должны располагаться на нижней половине грудины, но всегда выше мечевидного отростка примерно на ширину пальца реаниматора. |
Целесообразно через каждые 2 минуты (пять циклов в соотношении 2:30 при работе по одному или 7-8 циклов 2:15 при реанимации вдвоем) спасателям нужно меняться ролями.
Расширенные мероприятия по поддержанию жизнедеятельности
При выполнении элементов расширенной СЛР необходимо стремиться к минимизации перерывов в компрессиях грудной клетки.
Мероприятия расширенной СЛР включают в себя:
- определение ритма сердца при помощи кардиомонитора, совмещенного с дефибриллятором, электрическуюдефибрилляцию при необходимости;
- обеспечение сосудистого доступа (внутривенный или внутрикостный);
- использование медикаментов;
- применение устройств для поддержания свободной проходимости верхних дыхательных путей и проведение ИВЛ.
Описание различных ЭКГ-видов остановки кровообращения у детей:
· асистолия
· электро-механическая диссоциация
· фибрилляция желудочков
· желудочковая тахикардия без пульса
Для детей, особенно в возрасте до 12 лет, более характерны варианты остановки кровообращения, связанные с развитием асистолии и ЭМД. ФЖ и ЖТ без пульса чаще встречаются у детей более старшего возраста с внезапной ОК или у имеющих пороки / заболевания сердца.
Асистолия. Вариант остановки кровообращения, при котором электрическая активность сердца не регистрируется на мониторе или при регистрации ЭКГ (так называемая "изолиния" или "прямая линия"). Необходимо помнить, что такая линия на ЭКГ может быть также вызвана плохим контактом с электродами или повреждением кабеля, поломкой регистрирующего прибора, поэтому остановка кровообращения всегда устанавливается на основании триады симптомов (утрата сознания, апноэ или агональные вдохи, отсутствие пульса на центральной артерии), а ЭКГ служит лишь для определения вида ОК.
Электро-механическая диссоциация. Под ЭМД понимается любой вид организованной (не ФЖ) электрической активности сердца за исключением ЖТ, при котором у пациента отсутствует пальпируемый пульс на центральной артерии. Частота регистрируемого ритма может быть редкой (встречается чаще), нормальной или высокой, в редких случаях в течение непродолжительного времени возможна регистрация ритма, похожего на синусовый. Нередко при ЭМД регистрируются нормальные или широкие комплексы QRS, возможно в сочетании с сохраненными обычными или высокими зубцами Т, удлиненными PR и QT интервалами, атриовентрикулярной диссоциацией вплоть до полного сердечного блока или наличием только желудочковых комплексов.
Фибрилляция желудочков. Характеризуется отсутствием организованного электрического ритма сердца и, соответственно, отсутствием согласованных сокращений мышечных волокон. Для детей ФЖ менее характерна и встречается с частотой 5-15% в случаях внегоспитальных и внутригоспитальных ОК. ФЖ без предшествующих симптомов может встречаться у здоровых детей, подростков во время занятий спортом, внезапных ударов в области грудной клетки. Причиной ФЖ могут быть не выявленные ранее врожденные или приобретенные пороки или заболевания сердца. Одним из потенциально выявляемых маркеров повышенного риска развития ФЖ может быть удлинение интервала QT.
Желудочковая тахикардия без пульса. ЖТ - состояние, при котором на ЭКГ регистрируются широкие комплексы QRS - может развиться в варианте, когда пульс сохранен или сопровождаться отсутствием пульса, что является вариантом остановки кровообращения. ЖТ может быть с мономорфными широкими комплексами или с полиморфными. Одним из вариантов полиморфной ЖТ является тахикардия по типу Torsades de Pointes - пируэтная тахикардия.
Лечение ЖТ без пульса проводится по алгоритму лечения ФЖ.
Алгоритм проведения расширенных мероприятий по поддержанию жизнедеятельности у детей.
Инициировав начало базовой СЛР (компрессий), необходимо немедленно вызвать реанимационную бригаду или дополнительный медицинский персонал для обеспечения следующих действий:
- доставка автоматического наружного или мануального дефибриллятора;
- установка надежного сосудистого доступа;
-установка устройств для поддержания свободной проходимости ВДП и проведения ИВЛ.
Как только в распоряжении реанимационной бригады становится доступен дефибриллятор, необходимо, не прерывая в этот момент проведение компрессий грудной клетки и ИВЛ, его включить, перевести в режим дефибрилляции и разместить электроды на грудной клетке ребенка. Предпочтительно, при наличии, использовать одноразовые самоклеющиеся электроды, при размещении на грудной клетке соблюдайте их маркировку. При применении многоразовых электродов у детей в возрасте до 1 года (с весом менее 10 кг) предпочтительно использовать детские электроды диаметром 4,5 см. Один из электродов необходимо разместить в верхней части правой половины грудной клетки (верхний край электрода - в правой подключичной области), второй - в области левой половины грудной клетки по передне-аксиллярной линии (непосредственно над сердцем). Убедитесь в том, что расстояние между электродами составляет не менее 3 см.
При использовании автоматического наружного дефибриллятора следуйте его командам. При использовании мануального дефибриллятора и многоразовых электродов нанесите на них контактный гель и плотно, с усилием примерно 3 кг для младенцев и 5 кг для старших детей прижмите к грудной клетке ребенка, оцените ритм сердца:
Фибрилляция желудочков
или
Желудочковая тахикардия
следуйте алгоритму ФЖ, ЖТ без пульса
| ||||
Асистолия
или
Электро-механическая диссоциация
следуйте алгоритму Асистолия, ЭМД |
У младенцев или в случае, когда расположение обоих электродов на передней поверхности грудной клетки при условии соблюдения между ними определенного расстояния невозможно, необходимо разместить один электрод на передней поверхности над сердцем, а второй - на спине ребенка.
Если при анализе ритма выявляется фибрилляции желудочков или желудочковая тахикардия
Шаг 1. Нанесите специальный гель для дефибрилляции на контактные поверхности электродов. При работе с одноразовыми электродами гель не требуется. Выбор энергии: выберите необходимую мощность разряда (из расчета 4 Дж/кг) на панели прибора или на ручке электродов дефибриллятора.
Шаг 2. Набор заряда: включите в приборе режим "Заряд" ("Charge"), продолжайте компрессии грудной клетки и ИВЛ до момента готовности дефибриллятора к нанесению разряда. Убедитесь в безопасности (никто из окружающих не касается ребенка или металлических предметов, кровати, на которой находится пациент, кислородная маска удалена на расстояние не менее 0,5 м от ребенка, а кислородный шланг не находится рядом с электродами). Громко предупредите о том, что сейчас будет произведен разряд на счет "Три". Поместите электроды на выбранные места на грудной клетке.
Шаг 3. Нанесение разряда. На счет "Один-Два-Три-Разряд!" нажмите на дефибрилляторе или одновременно на обеих ручках электродов кнопку "Разряд".
Немедленно возобновите компрессии и ИВЛ в течение примерно 2 минут, что составляет 5 циклов компрессии:вентиляция в соотношении 30:2 или 10 циклов компрессии:вентиляция в соотношении 15:2. После установки надгортанного устройства для поддержания проходимости ВДП компрессии проводятся в непрерывном режиме, а вентиляции с частотой 8 - 10 вдохов в минуту у детей. В это время необходимо установить венозный катетер и начать инфузию физиологического раствора (0,9% NaCl). В случае 3-х неудачных попыток катетеризации периферической вены или превышения 90 секунд, затраченных на это, необходимо незамедлительно установить внутрикостный доступ.
Через 2 минуты прервите СЛР для повторного анализа ритма сердца, при сохраняющейся ФЖ или ЖТ повторите разряд (2-й) и продолжите СЛР.
Через 2 минуты вновь проведите анализ ритма и при сохраняющейся ФЖ или ЖТ вновь нанесите разряд (3-й), введите внутривенно лидокаин или амиодарон и адреналин, продолжите СЛР. В последующем вводите адреналин через каждые 4-5 минут (через один двухминутный цикл СЛР).
Если при очередном анализе ритма выявлена асистолия, необходимо следовать соответствующему алгоритму.
При выявлении организованного (за исключением ЖТ) ритма необходимо немедленно проверить пульс, при его отсутствии продолжить СЛР.
При появлении пульса на сонной артерии проведите осмотр пациента по алгоритму ABCDE (см. Алгоритм Лечение в раннем постреанимационном периоде).
Если при анализе ритма на мониторе определяется асистолия или организованный ритм сердца у больного без пульса - электро-механическая диссоциация (ЭМД) необходимо немедленно возобновить СЛР - компрессии грудной клетки и искусственные вдохи. Необходимо установить сосудистый доступ и начать инфузию физиологического раствора. В случае трех неудачных попыток катетеризации периферической вены или превышения 90 секунд, затраченных на это, необходимо незамедлительно установить внутрикостный доступ. При асистолии или ЭМД, в отличие от ФЖ/ЖТбез пульса, необходимо ввести адреналин как можно раньше. В последующем адреналин необходимо вводить через каждые 4-5 минут (через один двухминутный цикл СЛР).
Если в момент очередной идентификации ритма на мониторе регистрируется организованный ритм, необходимо немедленно проверить пульс на центральной (сонной или бедренной) артерии. При наличии пульса необходимо следовать алгоритму поддержания жизнедеятельности в ранний период после восстановления спонтанного кровообращения.
Медикаменты, используемые при проведении расширенной СЛР
Рекомендуемый момент для введения медикаментов при СЛР - во время набора заряда дефибриллятора при условии продолжающихся компрессий грудной клетки или после нанесения разряда, во время компрессий.
После введения медикамента необходимо ввести струйно 5 мл физиологического раствора для того, чтобы введенный в периферическую вену или внутрикостное пространство препарат достиг центрального кровотока.
Адреналин. Форма выпуска 0, 1% раствор 1 мл в ампуле.
1 мл раствора необходимо развести до 10 мл физиологическим раствором (получив 0,01% раствор адреналина). Необходимый объем разведенного адреналина - 0,1 мл/кг веса ребенка ввести при СЛР внутривенно (внутрикостно) струйно.
В случае абсолютной невозможности использования сосудистого доступа возможно введение 0,1% (неразведенного) адреналина эндотрахеально в объеме 0,1 мл/кг, после чего необходимо ввести в просвет трахеи 3-5 мл физиологического раствора и сделать несколько форсированных искусственных вдохов.
В случае ФЖ, ЖТ без пульса адреналин вводится после 3-го разряда, во время выполнения компрессий. При асистолии, ЭМД рекомендуется введение адреналина как можно раньше, непосредственно после того, как будет обеспечен сосудистый доступ.
В последующем необходимо повторять введение адреналина через каждые 3-5 минут или через 2 - минутный цикл реанимации до восстановления спонтанного кровообращения.
Лидокаин. Форма выпуска 2% раствор 2 мл в ампуле.
Доза лидокаина составляет 1 мг/кг. Препарат вводится внутривенно (внутрикостно) струйно. Показания к введению: персистирующая ФЖ или ЖТ без пульса. Время введения - после 3-го анализа ритма, перед разрядом или непосредственно после него, во время выполнения компрессий грудной клетки.
Амиодарон. Форма выпуска5% раствор 3 мл в ампуле.
Доза амиодарона при проведении СЛР составляет 5 мг/кг внутривенно (внутрикостно) струйно (максимальная разовая доза составляет 300 мг). Показания к введению: персистирующая ФЖ или ЖТ без пульса. Время введения - после 3-го анализа ритма, перед разрядом или непосредственно после него, во время выполнения компрессий.
При проведении СЛР возможно использование либо лидокаина, либо амиодарона.
Сульфат магния. Форма выпуска 25% раствор 1- мл в ампуле.
Доза сульфата магния при проведении СЛР составляет 25-50 мг/кг внутривенно/ внутрикостноструйно. Показания к применению: тахикардия по типу Torsades de Pointes - пируэтная тахикардия.
Поддержание проходимости верхних дыхательных путей
Использование различных устройств для поддержания свободной проходимости ВДП является решением лидера бригады, проводящей реанимацию. Наиболее безопасным способом является оротрахеальная интубация, однако она требует соответствующей квалификации персонала и занимает определенное время, вынуждая прервать компрессии. Альтернативой может быть установка орофарингеального воздуховода, ларингеальной маски или ларингеальной трубки, что является более простой манипуляцией, однако необходимо помнить о том, что эти устройства практически не защищают верхние дыхательные пути от возможной аспирации в них содержимого ротовой полости. Наиболее подходящим моментом для установки соответствующего устройства, как правило, является время после 3-го анализа ритма. Компрессии при этом не прерываются.
После установки надгортанного устройства искусственные вдохи проводятся с частотой 8-10 раз в минуту независимо от компрессий грудной клетки, которые выполняются непрерывно с обычной частотой 100-120 в минуту, но без пауз для вдохов.
Использование кислорода при СЛР
При проведении СЛР необходимо стремиться к использованию кислорода во время искусственных вдохов. Шланг от источника кислорода должен быть присоединен к соответствующему штуцеру дыхательного мешка, поток кислорода должен быть не менее 5л в минуту. Опасения повреждения легочной ткани дыхательной смесью с высоким содержанием кислорода во время проведения СЛР не должны приниматься во внимание. Во время дефибрилляции лицевая маска для искусственных вдохов должна быть удалена от лица пациента на расстояние приблизительно 50 см. При применении устройств для поддержания проходимости верхних дыхательных путей (эндотрахеальная трубка, ларингеальная маска, ларингеальная трубка) в отсоединении дыхательного мешка с поступающим в него кислородом на время проведения дефибрилляции необходимости нет.
В случае восстановления спонтанного кровообращения величина потока кислорода, подающегося к пациенту, регулируется с учетом необходимости поддержания оптимальной величины сатурации крови кислородом (95 - 98%).
Оглавление
1. Авторы и рецензенты.. 3
2. Уровень измеряемой подготовки. 3
3. Профессиональный стандарт (трудовые функции) 3
4. Проверяемые компетенции. 3
5. Задачи станции. 3
6. Продолжительность работы станции. 4
7. Информация для организации работы станции. 4
7.1. Рабочее место члена аккредитационной комиссии (АК) 4
7.2. Рабочее место аккредитуемого. 4
7.3. Расходные материалы.. 5
7.4. Симуляционное оборудование. 7
8. Перечень ситуаций (сценариев) станции. 8
9. Информация (брифинг) для аккредитуемого. 8
10. Информация для членов АК.. 9
10.1. Действия вспомогательного персонала перед началом работы станции. 9
10.2. Действия вспомогательного персонала в ходе работы станции. 9
10.3. Действия членов АК перед началом работы станции. 10
10.4. Действия членов АК в ходе работы станции. 10
11. Нормативные и методические документы, используемые для создания чек-листа. 11
11.1. Нормативные акты.. 11
11.2. Справочная информация. 12
12. Алгоритм управления роботом (описание сценария……………………………………………………………………………………12
13. Информация для симулированного пациента. 14
14. Информация для симулированного коллеги. 14
15. Критерии оценивания действий аккредитуемого. 14
16. Дефектная ведомость. 15
17. Оценочный лист (чек-лист) 16
17.1. Краткая версия оценочного листа (чек-листа) 16
17.2. Развернутая версия оценочного листа (чек-листа) 17
18. Медицинская документация. 17
19. Приложение 1…………………………………………………………………………18
Авторы и рецензенты
Бородина М.А. – д.м.н., профессор, заведующая кафедрой неотложных состояний ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации Федерального медико-биологического агентства»
Попов О.Ю. – к.м.н., доцент кафедры неотложных состояний ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации Федерального медико-биологического агентства»
Паспорт «Расширенные реанимационные мероприятия при остановке кровообращения у детей»
(Вариант "Фибрилляция желудочков и желудочковая тахикардия без пульса", "Асистолия и электромеханическая диссоциация") одобрен…
2. Уровень измеряемой подготовки
Лица, завершившие обучение по программе ординатуры в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по специальности 31.08.02 «Анестезиология-реаниматология» (уровень подготовки кадров высшей квалификации), а также лица, завершившее обучение по программе профессиональной переподготовки по специальности 31.08.02 «Анестезиология-реаниматология» (уровень подготовки кадров высшей квалификации), успешно сдавшие государственную итоговую аттестацию и претендующие на должность врача- анестезиолога-реаниматолога.
Целесообразно заранее объявить аккредитуемым о необходимости приходить на второй этап в спецодежде (медицинский халат, хирургический костюм, сменная обувь, шапочка), иметь личный стетофонендоскоп.
Профессиональный стандарт (трудовые функции)
Проект профессионального стандарта «Врач-анестезиолог-реаниматолог» (редакция от 05.09.2017).
Трудовая функция: А/01.8 Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и (или) состояний, требующих оказания скорой специализированной медицинской помощи по профилю «анестезиология-реаниматология» вне медицинской организации
Трудовая функция: А/02.8 Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями, требующими оказания скорой специализированной медицинской помощи по профилю «анестезиология-реаниматология» вне медицинской организации, контроль его эффективности и безопасности
Трудовая функция: В/02.8 Искусственное замещение, поддержание и восстановление временно и обратимо нарушенных функций организма, при состояниях, угрожающих жизни пациента.
Проверяемые компетенции
Трудовая функция: А/01.8 | Проведение обследования пациентов в целях выявления заболеваний и (или) состояний, требующих оказания скорой специализированной медицинской помощи по профилю «анестезиология-реаниматология» вне медицинской организации |
Трудовые действия | Оценка тяжести заболевания и (или) состояния пациентов, требующих оказания скорой специализированной медицинской помощи по профилю «анестезиология-реаниматология» вне медицинской организации |
Применение медицинских изделий в соответствии с действующим порядком оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Установление диагноза заболевания и (или) состояния, требующего оказания скорой специализированной медицинской помощи по профилю «анестезиология-реаниматология» вне медицинской организации, с учетом действующей Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (далее - МКБ) | |
Необходимые умения | Проводить осмотр пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, требующими оказания скорой специализированной медицинской помощи по профилю «анестезиология-реаниматология» вне медицинской организации |
Использовать методы осмотра и обследования пациента с заболеваниями и (или) состояниями, требующими оказания скорой специализированной медицинской помощи по профилю «анестезиология-реаниматология» вне медицинской организации, с учетом возрастных анатомо-функциональных особенностей в соответствии с действующим порядком оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи: - физикальное обследование пациента; - оценка глубины расстройств сознания по шкале Глазго; - регистрация электрокардиограммы; - расшифровка, описание и интерпретация электрокардиографических данных; - измерение артериального давления на периферических артериях; - пульсоксиметрия; - проведение мониторинга состояния пациента по показателям электрокардиограммы, артериального давления, частоты сердечных сокращений, пульсоксиметрии, температуры с помощью транспортных аппаратов мониторинга жизненно-важных функций организма; - исследование уровня глюкозы в крови | |
Применять при обследовании пациентов медицинские изделия в соответствии с действующим порядком оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи | |
Участвовать в обеспечении безопасности диагностических манипуляций | |
Необходимые знания | Клинические рекомендации (протоколы лечения) по вопросам оказания скорой специализированной медицинской помощи по профилю «анестезиология-реаниматология» вне медицинской организации |
Методика осмотра и обследования пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, требующими оказания скорой специализированной медицинской помощи по профилю «анестезиология-реаниматология» вне медицинской организации | |
Медицинские изделия, применяемые при обследовании пациентов с заболеваниями и (или) состояниями, требующими оказания скорой специализированной медицинской помощи по профилю «анестезиология-реаниматология» вне медицинской организации, принципы обеспечения безопасности диагностических манипуляций |
Трудовая функция: А/02.8 | Назначение лечения пациентам с заболеваниями и (или) состояниями, требующими оказания скорой специализированной медицинской помощи по профилю «анестезиология-реаниматология» вне медицинской организации, контроль его эффективности и безопасности |
Трудовые действия | Оказание скорой специализированной медицинской помощи по профилю «анестезиология-реаниматология» вне медицинской организации (в составе врачебной специализированной выездной бригады скорой медицинской помощи или авиамедицинской выездной бригады скорой медицинской помощи при оказании скорой специализированной медицинской помощи), включая осуществление мероприятий, способствующих стабилизации или улучшению клинического состояния пациента, с учетом диагноза, возраста и клинической картины в соответствии с действующим порядком оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи |
Мониторинг жизненно-важных функций, их поддержание или замещение при проведении медицинской эвакуации пациента вне медицинской организации | |
Поддержание или замещение жизненно важных функций при перемещении, в том числе в автомобиле скорой медицинской помощи, и транспортировки пациента при выполнении медицинской эвакуации | |
Необходимые умения | Выполнять следующие медицинские вмешательства при оказании скорой специализированной медицинской помощи по профилю «анестезиология-реаниматология» вне медицинской организации: - проведение комплексной сердечно-легочной реанимации с определением условий отказа от ее проведения и показаний к ее прекращению; - обеспечение проходимости верхних дыхательных путей, в том числе с помощью воздуховодов, ларингеальной трубки, комбитьюба, ларингеальной маски, интубации трахеи методом прямой ларингоскопии; - проведение компрессий грудной клетки при реанимации (ручных и с помощью специальных медицинских изделий); - электроимпульсная терапия (дефибрилляция, кардиоверсия); - оксигенотерапия; - искусственная вентиляция легких с использованием аппаратов искусственной вентиляции лёгких различных типов, комплектов дыхательных для ручной искусственной вентиляции лёгких; - применение искусственной вентиляции легких в режимах: с контролем по объему, контролем по давлению; - применение вспомогательной вентиляции легких; - обезболивание; - внутрикожное, подкожное, внутримышечное, внутривенное, внутрикостное, эндотрахеальное введение лекарственных препаратов; - проведение инфузионной терапии, в том числе с использованием инфузоматов; - пункция и дренирование плевральной полости; - коникотомия, коникостомия, коникопункция и микротрахеостомия |
Организовывать и обеспечивать мониторинг жизненно-важных функций их поддержание или замещение при перемещении, в том числе в автомобиль скорой медицинской помощи, и транспортировки пациента при выполнении медицинской эвакуации | |
Необходимые знания | Механизм действия лекарственных препаратов, медицинских изделий, применяемых при оказании скорой специализированной медицинской помощи по профилю «анестезиология-реаниматология» вне медицинской организации; медицинские показания и медицинские противопоказания к назначению; возможные осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьезные и непредвиденные |
Медицинские вмешательства при заболеваниях и (или) состояниях, требующих оказания скорой специализированной медицинской помощи по профилю «анестезиология-реаниматология» вне медицинской организации; показания и противопоказания; возможные осложнения, побочные действия, нежелательные реакции, в том числе серьёзные и непредвиденные | |
Содержание укладок и наборов для оказания скорой специализированной медицинской помощи по профилю «анестезиология-реаниматология» вне медицинской организации |
Трудовая функция: В/02.8 | …Искусственное замещение, поддержание и восстановление временно и обратимо нарушенных функций организма, при состояниях, угрожающих жизни пациента. |
Трудовые действия | Оказание медицинской помощи пациентам при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов, в том числе при клинической смерти в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, с учётом стандартов медицинской помощи |
Участие в проведении реанимации и интенсивной терапии при критических состояниях у пациентов в других структурных подразделениях медицинской организации | |
Применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и оборудования, использующихся в анестезиологии-реаниматологии | |
Необходимые умения | Оценивать состояние и выделять ведущие синдромы у пациентов находящихся в критическом состоянии |
Проводить сердечно-лёгочную реанимацию | |
Проводить незамедлительную диагностику остановки сердечной деятельности и выполнить алгоритм сердечно-лёгочной реанимации в соответствии с действующими порядками оказания медицинской помощи, клиническими рекомендациями (протоколами лечения) по вопросам оказания медицинской помощи с учётом стандартов медицинской помощи | |
Необходимые знания | Правила проведения сердечно-лёгочной реанимации |
Принципы действия приборов для дефибрилляции и электроимпульсной терапии |
Задачи станции
Демонстрация аккредитуемым алгоритма диагностики и интенсивной терапии анафилактического шока, развившегося во время общей анестезии с интубацией трахеи и искусственной вентиляцией легких.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 216.