Выполните культурологический анализ.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Внимательно рассмотрите иллюстрации С.Г. Бродского к повести Н.В. Гоголя «Шинель» и ответьте на вопрос. Каким образом в иллюстрациях реализуется тема «маленького человека» и изображается одиночество главного героя? (100 слов) (20 баллов).

III -й уровень . Творческое задание (1 задание: С15 б. + ЯО15 б. = 30 баллов)

 

9. Напишите сочинение-рассуждение на одну из предложенных тем (250 слов).

 

«Искусство никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскании этого идеала» (Ф.М. Достоевский)

Добрая правда Сони Мармеладовой: в чем она состоит?

«Доброта лучше красоты» (Г. Гейне)

«От пустых надежд человек сохнет» (Иммануил Кант)

«У зла есть дно, добро же – бездонно» (И.А. Гончаров)

«Старайтесь быть хорошим человеком, живущим сообразно с тем светом, который есть в вас…» (Л.Н. Толстой)

 

*Не забывайте о привлечении литературного материала

IV-й уровень . Выразительное чтение наизусть.

Художественное чтение.

 

Кратко поясните выбор художественного произведения. (10 баллов)

 

*Художественное чтение – публичное исполнение произведений литературы (стихов, прозы, а также публицистики), драматических отрывков.

Р.S. Всего 100 баллов



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИКИ ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ

ОТДЕЛ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

ЗАДАНИЯ МЕЖЛИЦЕЙСКОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Учебный год

ЛИТЕРАТУРА

Чтение – это прежде всего сотворчество.
М. Цветаева


Класс

I-й уровень (5 заданий = 30 баллов)

1. Назовите поэтов Серебряного века, с творчеством которых связаны данные предметы (0,5б.*6=3 балла).

а) муаровое платье

б) брабантские кружева

в) смычок и струны

г) ананасы в шампанском

д) чёртовы качели

е) шлейф, забрызганный звездами

2 . Перед вами фрагменты литературных произведений. О каких литературных героях в них говорится? (0,5 б.*3=1,5 б.) Назовите героя, произведение (0,25 б.*3=0,75 б.) и его автора (0,25 б.*3=0,75 б.) (3 балла).

А) Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. <…> Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?».
Б) <…> как сейчас помню, ещё молоденькая, такая худенькая, подвела меня к рукомойнику, вот в этой самой комнате, детской. «Не плачь, говорит, мужичок, до свадьбы заживёт…»
В) Ужин кончался, и (он), сначала отказывавшийся от рассказа о своем плене, понемногу вовлекся в этот рассказ. <…> Сначала он рассказывал с тем насмешливым, кротким взглядом, который он имел теперь на людей и в особенности на самого себя; но потом, когда он дошел до рассказа об ужасах и страданиях, которые он видел, он, сам того не замечая, увлекся и стал говорить с сдержанным волнением человека, в воспоминании переживающего сильные впечатления.

3. Определите писателя по фактам биографии (1б.*3=3 б.). Дополните предложенную последовательность двумя фактами из его жизни (0,25 б.*2*3=1,5 б.) и назовите два его произведения (0,25 б.*2*3=1,5 б.) (6 баллов).

А) Родился в Москве. Отец, Михаил Андреевич, – врач (штаб-лекарь) московской Мариинской больницы для бедных, в 1828 г. получил звание потомственного дворянина. В 1831 г. приобрел сельцо Даровое Каширского уезда Тульской губернии, в 1833 соседнюю деревню Чермошню. Мать, Мария Федоровна (урожденная Нечаева), из купеческо-интеллигентной семьи, состояла в родстве с московским купцами Куманиными. В январе 1854 г. был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон (Семипалатинск). 6 февраля 1857 г. в Семипалатинске женился на М.Д. Исаевой, вдове губернского секретаря А.И. Исаева…
  Два факта из жизни: а) б)
  Два произведения: а) б)
Б) Родился в Воронеже в обедневшей дворянской семье. Детство провел на хуторе Бутырки Орловской губернии. Увлекся идеями Л.Н. Толстого. Совершил «хождение» к толстовцам в Полтаву. В 1920 году эмигрировал сначала в Константинополь, потом – София, Белград, Париж.
  Два факта из жизни: а) б)
  Два произведения:
В) Родился в Москве, в доме Скворцова на Молчановке, в семье отставного майора, чиновника Московского комиссариата, Сергея Львовича и жены его Надежды Осиповны, внучки сына эфиопского князя. 18 февраля 1831 г. обвенчался с красавицей Натальей Николаевной…
  Два факта из жизни: а) б)
  Два произведения: а) б)

4. Перед вами ряд вопросов. Какие из них являются названиями литературных произведений (отечественных и зарубежных). Укажите их авторов (не менее пяти) (5 баллов).

Что такое счастье? Что делать? Кто виноват? Как нам обустроить Россию? Любите ли Вы Брамса? Есть ли жизнь на Марсе? Почему самолеты летают, а крыльями не машут? Как украсть миллион? Кто хочет стать миллионером? А вы могли бы? Когда же придет настоящий день? Кто он? Вы слышите их? Что такое хорошо и что такое плохо?

 

5. Перед вами фамилии литературных персонажей – героев произведений русских писателей. Укажите их имена и отчества (если о них можно узнать из текста произведения) (0,5 б.*6=3 б.). Как называются произведения (0,25 б.*6=1,5 б.), кто их автор (0,25 б.*6=1,5 б.)? (6 баллов).

Башмачкин, Беликов, Вронский, Калитина, Ларина, Мещерская

6. Выполнит задание (7 баллов). Перед вами список, состоящий из фамилий и псевдонимов русских писателей. Сколько лиц упомянуто? (4 б.) Расставьте, где нужно, ударения (косая черта после ударной гласной) (2 б.), поставьте точки над ё (0,5 б.*2=1 б.).

Акунин, Ахматова, Белый, Бугаев, Гликберг, Горький, Казак Луганский, К. Р., Лотарев, Надоумка, Надеждин, Пешков, Северянин, Черный, Чехонте, Чхартишвили

II й уровень (2 задания: 10 б. + 20 б. = 30 баллов)

7. Решите литературную задачу (10 баллов).

Дайте ответы на вопросы (0,5*7=3,5 б.). Из полученных ответов сложите ключевое слово (по принципу создания акростиха) (2 б.), перечислив имена русских писателей (0,5*5=2,5), получивших мировое признание в связи с присуждением этой награды (2 б.).

1) Имя литературного героя «ницшеанского» типа, ставшего символом воинствующего эгоизма.

2) Иносказательное изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ; персонификация человеческих свойств или качеств.

3) Синоним к слову «заключенный», ставший названием одного из вольнолюбивых стихотворений А.С. Пушкина

4) Повторение какого-либо стиха или ряда стихов в конце строфы (в песнях – припев).

5) Фамилия одного из самых известных представителей «новокрестьянской поэзии» Серебряного века.

6) Единоначатие; повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф.

7) Строфа из трех стихов, рифмующихся таким образом, что ряд образует непрерывную цепь тройных рифм: аба бвб вгв и т.д. и замыкается отдельной строкой.

 

8. Выполните культурологический анализ (100 слов).

Внимательно рассмотрите иллюстрации Д.А. Шмаринова «Родион Раскольников в каморке» (к первой части романа) и «Соня Мармеладова со свечой» (к четвёртой части романа). Как с помощью языка живописи Д.А. Шмаринову удалось передать характеры героев, их состояние, выражаемые ими идеи? (Обратите внимание на изображение внешности, художественные детали, тональную гамму, символику) (20 баллов).

 

III -й уровень . Творческое задание (1 задание: 15 б. + 15 б. = 30 баллов)

Дата: 2019-12-22, просмотров: 798.