ОТДЕЛ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

ЗАДАНИЯ МЕЖЛИЦЕЙСКОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Учебный год

 

ЛИТЕРАТУРА

Класс

Год русского языка в Донецкой Народной Республике

  Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск… К. Г. Паустовский

I-й уровень (6 заданий = 30 баллов)

 

1. Ответьте на вопрос. Вслед за литератором В. Ф. Одоевским его называют «солнцем русской поэзии»; он писал сказки, стихи, поэмы, повести, романы. Какой его юбилей мы отмечаем в 2019 году? Назовите два произведения разных жанров этого писателя. Процитируйте строфу из любимого произведения этого автора. (6 баллов).

 

2. Рассмотрите это «облако слов». Определите произведение, его жанр и автора. Назовите ещё одно произведение этого писателя. Какой его юбилей мы отмечаем в этом году? (5 баллов).

 

 

3. Прочитайте «облако слов». Узнайте название стихотворения, его автора. Какой юбилей этого писателя отмечается в 2019 году? Процитируйте любимое стихотворение этого автора (1 строфа) (5 баллов).

 

4. Определите в четверостишии вид рифмовки (6 баллов).

а) ...Мчатся тучи, вьются тучи,

Невидимкою луна

Освещает снег летучий,

Мутно небо, ночь мутна...

б) ... Слыхали ли вы за рощей глас ночной

Певца любви, певца своей печали,

Когда поля в час утренний молчали,

Свирели звук унылый и простой...

в) Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день как будто поневоле

И скроется за край окружных гор...

 

5. Соотнесите средства художественной выразительности, используемые писателем для создания образа бабушки, с примерами из текста (повесть «Детство» М. Горького) (3 балла).

 

а) «Говорила она» 1. Сравнение
б) «слова, похожие на цветы» 2. Инверсия
в) «ласковые, яркие, сочные слова» 3. Эпитет
г) «до неё как будто спал я»    
д) «тёмные, как вишни, зрачки»    
е) «молодое и светлое лицо»    

 

6. Укажите автора и жанр произведения. Как называются эти финальные строки в произведении данного жанра? Назовите одно произведение этого писателя. Какой юбилей автора отмечается в 2019 году? (5 баллов).

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

***

У сильного всегда бессильный виноват,

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем…

II -й уровень (2 задания: 10 б. + 20 б. = 30 баллов)

 

7. Решите литературную задачу. (10 баллов)

Узнайте по описанию фамилии трёх писателей-юбиляров 2019 года (в сумме им исполнилось 635 лет!). И фамилию четвёртого, произведение которого имеет отношение к русскому языку. Все их фамилии начинаются с согласных, которые есть в слове «полиглот».

Первый из них изо всех времён года более всего любил осень, и чем хуже она была, тем для него было лучше; ему принадлежат известные слова: «Чтение – вот лучшее учение».

Второго природа одарила разнообразными талантами. Он обладал редкой музыкальностью – виртуозно играл пьесы на скрипке, на рояле. Пел арии, сочинял музыку (например, к своей «Казачьей колыбельной»), рисовал и писал маслом картины. Лихо решал сложные математические задачи. Слыл сильным шахматистом. Владел несколькими иностранными языками. Был образован, начитан. Имел гениальный поэтический талант.

Третий в «Авторской исповеди» писал: «Автор, творя творение своё, должен почувствовать и убедиться, что он исполняет тот долг, для которого он призван на Земле, для которого именно даны ему способности и силы, и что, исполняя его, он служит в то же самое время также государству своему».

Четвёртый был юбиляром в прошлом году. Кто он и к кому или чему обращается: «…во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка»?

 

8. Прочитайте начало баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Используя выделенные слова и их значения, составьте связный культурно-исторический комментарий к данному фрагменту, ответив на вопросы. (20 баллов).

 

Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам , Их сёлы и нивы за буйный набег Обрек он мечам и пожарам; С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. Из темного леса навстречу ему Идет вдохновенный кудесник, Покорный Перуну старик одному Заветов грядущего вестник, В мольбах и гаданьях проведший весь век. И к мудрому старцу подъехал Олег. Вопросы и задания 1. Что вы знаете о князе Олеге? 2. Кто такие хозары? 3. Что значит «в цареградской броне»? 4. Кто такой кудесник? 5. Почему эпитетом к слову «кудесник» служит «вдохновенный»? 6. Кто такой Перун? Почему кудесник покорен только ему? 7. Почему жанр произведение определён как песнь?  

 

III -й уровень . Творческое задание (30 баллов: 15 баллов – содержание, 15 баллов – языковое оформление)

 

     9. Напишите сочинение-миниатюру (0,5 страницы) на одну из предложенных тем.

 

Моё любимое стихотворение А.С. Пушкина

Мой Лермонтов

Моя любимая басня И.А. Крылова

IV-й уровень . Выразительное чтение наизусть. Поясните выбор художественного произведения. (10 баллов)

Художественное чтение – публичное исполнение произведений литературы (стихов, прозы, а также публицистики), драматических отрывков.

     P.S. Всего 100 баллов



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИКИ ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ

Дата: 2019-12-22, просмотров: 953.