Моё любимое стихотворение А.С. Пушкина
Мой Лермонтов
Моя любимая басня И.А. Крылова
IV-й уровень . Выразительное чтение наизусть.
10. Художественное чтение. Поясните выбор художественного произведения. (10 баллов)
Художественное чтение – публичное исполнение произведений литературы (стихов, прозы, а также публицистики), драматических отрывков.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИКИ ИХ ПРЕПОДАВАНИЯ
ОТДЕЛ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
ЗАДАНИЯ МЕЖЛИЦЕЙСКОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ЭТАПА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Учебный год
ЛИТЕРАТУРА
Класс
Год русского языка в Донецкой Народной Республике
Мощь, мудрость и красота литературы
открываются во всей широте только перед человеком
просвещённым и знающим.
К.Г. Паустовский
I-й уровень (6 заданий = 30 баллов)
1. Мотивы лирики А.С. Пушкина разнообразны. Соотнесите указанные стихотворения поэта и мотивы (темы) его лирики (5 баллов).
1) | «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Эхо», «Памятник». | а) | Тема поэта и поэзии; |
2) | «Три ключа», «Дар прекрасный, дар случайный», «Цели нет передо мною», «Кавказ», «Бесы». | б) | вольнолюбивая лирика; |
3) | «Я вас любил», «Не пой, красавица, при мне», «К***», «В последний раз твой образ милый». | в) | любовная лирика; |
4) | «Зимняя дорога», «Воспоминания», «Предчувствия», «Дорожные жалобы». | г) | тема одиночества; |
5) | «Андрей Шенье», «Арион», «В Сибирь», «Анчар», «Деревня», «Дурацкий колпак». | д) | философская лирика. |
2. Определите, что такое кульминация и что является кульминацией романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» (4 балла).
1. Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития и требует обязательного немедленного разрешения. 2. Элемент композиции, в котором возникает художественный конфликт. 3. Элемент композиции, в котором происходит разрешение или снятие основного конфликта. | 1. Дуэль Онегина и Ленского. 2. Объяснение Татьяны в любви Онегину. 3. Бал в доме Лариных. 4. Объяснение Евгения и Татьяны на балу в доме князя. |
3. Определите стихотворный размер отрывков из произведений М. Ю. Лермонтова (5 баллов).
1) | Ямб | а) | Листья в поле пожелтели, И кружатся, и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят. |
2) | Хорей | б) | Над морем красавица-дева сидит; И к другу, ласкаяся, так говорит... |
3) | Анапест | в) | Приди ко мне, любезный друг, Под сень черемух и акаций, Чтоб разделить святой досуг В объятьях мира, муз и граций. |
4) | Амфибрахий | г) | Чисто вечернее небо, Ясны далёкие звёзды, Ясны, как счастье ребёнка... |
5) | Дактиль | д) | Будь со мною, как прежде бывала; О, скажи мне хоть слово одно; Чтоб душа в этом слове сыскала, Что хотелось ей слышать давно... |
4. Определите тип рифмовки (3 балла).
1) | Перекрёстная | а) | В море царевич купает коня; Слышит: «Царевич, взгляни на меня!» Фыркает конь и усами прядет, Брызжет и плещет и дале плывёт. |
2) | Параллельная | б) | Но скоро сей порыв чудесный Слабел в груди его младой, И утомленный и немой Он забывал огонь небесный. |
3) | Кольцевая | в) | Замолкли звуки чудных песен, Не раздаваться им опять: Приют певца угрюм и тесен, И на устах его печать. |
5. Охарактеризуйте рифмы (4 балла).
1. Вдохновенный — священный.
2. Молвой — головой.
3. Бросить — покосит.
4. Темнотой — больной.
6. Определите писателя по фактам биографии. Дополните предложенную последовательность двумя фактами из его жизни и назовите два его произведения (9 баллов).
А) | Родился в 1766 году в Симбирске, в семье провинциальных дворян. Получил хорошее образование в частной школе немца – профессора Московского университета. После окончания школы познакомился с И.П. Тургеневым, который ввел его в среду масонов. Стал писать для московских журналов. |
Два факта из жизни: а) б) | |
Два произведения: а) б) | |
Б) | Родился в Москве. Отец, Сергей Иванович, – офицер, вышедший в отставку в 1785 г. в чине секунд-майора; мать Настасья Федоровна (из более старинного рода однофамильцев). В августе 1828 г. женился на дочери грузинского поэта и военно-административного деятеля А.Г. Чавчавадзе, Нине Александровне… |
Два факта из жизни: а) б) | |
Два произведения: а) б) | |
В) | Был солдатом, а потом и офицером Преображенского полка, участвовал в подавлении восстания Е. Пугачева, был губернатором г. Тамбова, позже сенатором, был министром юстиции и членом Государственного совета. Стал известен в литературе, когда ему уже было 40 лет. |
Два факта из жизни: а) б) | |
Два произведения: а) б) |
II-й уровень (2 задания: 10 б. + 20 б. = 30 баллов)
7. Решите литературную задачу. (10 баллов)
Дата: 2019-12-22, просмотров: 583.