Подведение итогов референдума
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В разных странах вопрос о подведении итогов решается по–разному. Самые строгие критерии установлены в Италии. Для того, чтобы вопрос, вынесенный на референдум, считался решенным, необходимо, чтобы в референдуме приняло участие большинство избирателей (т.е. 50%+1 голос) и было собрано большинство действительных голосов. В некоторых странах более либеральные требования. Например, для того, чтобы вопрос был решен, закрепляется положение, чтобы число высказавшихся за конкретное решение было больше, чем число избирателей, высказавшихся против, но не менее 40 процентов, внесенных в списки. Это датская модель, там такой уровень. В некоторых странах не предусматриваются какие–то проценты участия, а число проголосовавших должно значительно превышать число, придерживающихся другого мнения (т.е. число «за» должно быть явно больше, чем против и наоборот). Речь идет, конечно, об оценочном подходе. Такая система применяется во Франции и США. (Повторим ранее сказанное, что в США референдумы проводятся только в масштабах штата или еще на более низком (городском) уровне).

Часто вопрос, поставленный на референдум, считается одобренным, если за него было подано большинство действительных голосов избирателей, которые приняли участие в голосовании. То есть, сколько приняло участие избирателей, не так уж важно, а важно, чтобы большинство из принявших участие одобрили поставленный вопрос. Такой порядок, например, установлен федеральным конституционным законом Австрии.

При одобрении конституционных поправок, как правило, требуется большее число голосов, чем при решении каких–то более простых вопросов. Например, в Швейцарии, если обсуждается поправка к федеральной конституции, чтобы она была принята, нужно абсолютное большинство голосов избирателей, принявших участие в референдуме, причем такое абсолютное большинство должно быть получено в большинстве кантонов. Если же решается вопрос об утверждении обычного закона, то достаточно обычного большинства голосов граждан–участников референдума.

Интересен вопрос о признании результатов референдума и вообще о явке или неявке граждан на референдум. Иногда некоторые авторы полагают, что для одобрения или неодобрения вопросов, поставленных на референдум, требуется действительно больше половины избирателей, иначе решение будет не легитимным. Но есть точка зрения, суть которой сводится к тому, что мнение активной части народа, если она даже не составляет половины или сорока процентов, можно считать мнением большинства граждан, потому что те граждане, которые не приходят на выборы или на референдумы, готовы принять решение любого большинства, а те, кто относится небезразлично к политическому выбору, видимо, точнее и адекватнее прочих оценивают поставленные вопросы, и их решение может быть обязательным для всех, включая тех, кто не является на референдумы.

В заключение отметим, что референдум – это как правовой, так и политический институт. Зачастую он назначается главой государства для того, чтобы или «обойти» парламент либо «поставить точку» в споре с представительной властью. Например, во Франции президент Де Голль несколько раз проводил референдумы и каждый раз связывал решения референдумов со своей личностью, т.е. с поддержкой или неподдержкой его политики. 28 октября 1958 года во Франции проводился референдум о принятии конституции, 8 января 1961 года – о прекращении военных действий в Алжире, а 8 апреля 1962 года об одобрении мирных соглашений между Алжиром и Францией, 28 октября 1962 года – об изменении положений конституции, касающихся избрания президента. Последний референдум был проведен Де Голлем в апреле 1969 года об изменениях конституции. Генерал Де Голль заранее объявил, что если граждане его поддержат, значит, он будет выполнять свою миссию дальше, а если вопросы, поставленные им на референдум, не будут одобрены, он уйдет в отставку. Поскольку граждане не поддержали идеи Де Голля на референдуме, он, не пробыв свой конституционный срок в качестве президента, добровольно ушел в отставку. То есть, любимая форма общения с народом в данном случае его подвела.

Ряд законодательных систем ограничивают круг вопросов, которые могут быть поставлены на референдум. Например, ограничивается постановка вопросов какого–то чрезвычайного характера, или вопросов, которые требуют специальной подготовки, или таких, ответы на которые заранее известны. В некоторых странах справедливо исключается проведение референдумов в отношении законов о бюджете, о налогах, в отношении вопросов о назначении или отзыве должностных лиц. Ряд конституций закрепляют положения о том, что референдумы не проводятся во время действия чрезвычайного или военного положения или спустя некоторый срок после их отмены. В некоторых странах повторные референдумы могут проводиться лишь спустя определенный срок, чтобы не надоедать избирателям. Например, в Словакии повторный референдум по одному и тому же вопросу может быть проведен не ранее чем через три года.

Как ни странно, в мире сложилась такая ситуация, что референдумы проводятся либо в странах с очень устойчивой и развитой многовековой демократией, как, например, в Швейцарии, либо в странах, где, наоборот, демократии очень мало, и правящий режим (как правило, авторитарный или тоталитарный) применяет референдум для прикрытия своего тоталитаризма, чтобы мировое общественное мнение отнеслось к нему более благосклонно. Такие референдумы проводились в Чили во времена отсутствия демократии, в Пакистане, в Бирме и некоторых африканских странах (Кот Д’Ивуар). В странах с нормальным режимом референдумы, особенно по поводу принятия или утверждения законов или поправок конституции проводятся редко. Условия для их проведения довольно трудно выполнимы. Например, в Швейцарии для проведения общенационального референдума необходимо требование 50 тысяч избирателей или заявление, исходящее от восьми кантонов. По конституции Италии для проведения законодательного референдума необходима петиция, подписанная 500 тысячами избирателей или требование, исходящее от пяти областных советов, т.е. законодательных органов этих административных единиц. Поэтому референдум, несмотря на всю свою привлекательность, – явление редкое еще и потому, что мероприятие это довольно дорогостоящее.

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 228.