Правовое регулирование избирательной кампании
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Избирательная кампания регламентируется в минимальных размерах либо вообще не регламентируется правом. В нормативных актах закрепляются чисто формальные моменты. Например, определяются места для расклейки предвыборных плакатов, перечисляются места, где запрещается расклейка. Могут определяться размеры предвыборных плакатов. Печатание избирательных материалов во время избирательной кампании может ограничиваться каким–то процентом от общей печатной площади газет. Может регламентироваться время выступлений по радио и телевидению. В некоторых странах время на радио и телевидении распределяется пропорционально числу мест в парламенте, полученных на предыдущих выборах (такой порядок существует в Австрии и Германии).

Судя по личным наблюдениям автора настоящей книги, в столичном округе Колумбия США вообще запрещается расклеивать предвыборные плакаты. Там допустимо использование только таких агитационных средств, которые не портят городское имущество и стены. Так используются не плакаты, а специальные картонные кольца, которые надеваются на осветительные фонари, и они крепятся скрепками, а не клеем. А избирательные плакаты сторонниками того или иного кандидата выставляются в окнах собственных домов и квартир. Количество и качество наглядной агитации регламентируется чаще всего.

Финансирование выборов

Избирательные кампании везде становятся все дороже и дороже. Причины такого удорожания различны: объективные и субъективные. К объективным причинам удорожания можно отнести то, что в большинстве стран в той или иной мере существует инфляция и удорожание носит естественный характер. Средствам массовой информации, без которых нет выборов, требуется все больше денег. Для того чтобы получить минуту времени на телевидении или на радио требуются гигантские суммы. Это объясняется сложной техникой, лимитами эфирного времени, удорожанием накладных расходов и другими причинами.

Но кроме объективных причин есть и социально–политические факторы. К их числу можно отнести все большее участие в политической жизни предпринимателей, бизнесменов, банкиров, других людей, представляющих сферу бизнеса. Поскольку все время усиливается деятельность лоббистов, совершенствуются неформальные контакты между исполнительной властью и бизнесом, то эти процессы приводят к тому, что сфера общественных отношений, сфера политики сама превращается в своеобразный бизнес. Политические должности часто обеспечивают бизнесу финансовую поддержку, поэтому сами, в свою очередь, требуют себе финансовой поддержки. Политические должности могут непосредственно давать экономические выгоды: распределение государственных заказов, налоговые льготы, тарифные и таможенные послабления и т.д. Такое влияние политических действий на сферу производства и торговли неизбежно стимулирует привлечение в политику крупного бизнеса из сфер торгового и банковского капитала. Между отдельными экономическими группами возникает конкурентная борьба за преобладающее влияние на ключевые звенья государственного и политического механизма. Эта борьба неизбежно приводит к возрастанию такого универсального средства политического давления, каковым являются деньги.

Увеличение предвыборных расходов связано еще и с тем, что программные идеи и установки большинства партий девальвируются, и все труднее заставить избирателя поверить в их лозунги и призывы. Уменьшение влияния партий приводит к неучастию граждан в выборах (к абсентеизму), следовательно, требуется выделять все большие суммы на пропаганду, агитацию, на анализ и обработку общественного мнения. Поэтому, приходится прибегать к средствам коммерческой рекламы, изучать рынок политических услуг, проводить маркетинговую работу и т.д. Все это стоит миллионы, потому что реклама требует больших денег, и социологические исследования, и другие научные методы участия в «продаже» кандидатов и «продаже» популярности той или иной партии влекут огромные расходы.

Откуда берутся средства для избирательных кампаний? Называют три, иногда и четыре основных источника.

1. Кандидат может расходовать свои деньги.

2. Финансирование избирательной кампании из бюджета государства.

3. Пожертвования – деньги, получаемые от частных лиц, фирм, банков и т.д.

4. Деньги, получаемые от политических партий. Действительно, такой источник есть, но почему его часто называют с оговорками? Потому что в большинстве случаев партии не имеют своих самостоятельных доходов, а партийные деньги – это часть все того же третьего источника, т.е. пожертвований. Деньги могут передаваться либо непосредственно кандидатам, либо в партийные фонды для распределения среди кандидатов. Поэтому, поскольку большинство зарубежных партий не имеет членских взносов, своих предприятий и т.д. – это просто способ перераспределения денег, добытых первыми тремя способами.

Что касается расходов из личных средств, то в ряде стран предпринимались попытки ограничить расходование своих собственных денег. Например, в 1974 году Конгресс США принял закон, который разрешал тратить кандидатам в конгрессмены из собственного кармана не более 25 тысяч долларов, а кандидатам в сенаторы – 35 тыс. долларов. Это было воспринято большинством американцев, как нарушение прав человека. Были возбуждены судебные дела и, в конце концов, Верховный суд США отменил эти ограничения, как неконституционные.

На каждую американскую избирательную кампанию, которые проводятся раз в два года, расходуется невероятное количество денег. Для того, чтобы быть избранным в Сенат, по разным подсчетам, требуется, как минимум, 5 млн. долларов. Для избрания в Палату Представителей – несколько меньше, но эти суммы тоже достаточно велики. Поэтому лимиты в 25–35 тыс. долларов были просто несерьезными ограничениями.

В ряде стран имеется государственное субсидирование выборов (ФРГ, Скандинавские страны, частичное возмещение предвыборных расходов есть и в США). Государственное субсидирование выборов – дело, с одной стороны, привлекательное, поскольку государство берет на себя возмещение расходов. Но, с другой стороны, эта система несправедлива, потому что субсидирование не возмещает и половины расходов, а чаще всего составляет 20–30%. Кроме того, эта система отдает предпочтение крупным партиям. В ФРГ деньги распределяются по итогам предыдущих выборов, поэтому крупные партии, имеющие большинство мест в парламенте, и при распределении денег получают основной кусок пирога.

Вообще, в ФРГ очень простая система субсидирования партий. Там установлен такой порядок, что за каждый полученный голос государство после выборов выплачивает каждой партии 5 марок. Крупные и богатые партии получают больше, а меньшие – меньше. Некоторые считают, что это несправедливо, но, как говорят политики, становись крупным и богатым, и тоже будешь получать много.

Выделяемых государством средств всегда недостаточно для покрытия расходов. Как бы много не выделяли те же немцы своим партиям, расходы покрываются на 20–30 процентов. В США кандидат на должность президента, утвержденный своей партией, получает из бюджета 20 млн. долларов, а реально расходы при таких выборах, как минимум, в 5–6 раз больше. Основная масса денежных средств, которые получают кандидаты партии, поступают в качестве пожертвований от частных лиц и от крупного бизнеса.

Во всех странах все суммы, получаемые кандидатами, должны регистрироваться и декларироваться. Анонимные вклады в США ограничиваются суммой 100 долларов. Отдельный гражданин может пожертвовать на поддержку конкретной партии не более 25 тыс. долларов, а одному кандидату не более 2 тыс. дол. Но если денег много, то их можно разделить между множеством других жертвователей, и все будет соблюдено, и все будет соответствовать букве закона.

По окончании избирательных кампаний лица, ответственные за использование денег, обязаны публиковать отчеты об их тратах. Все цифры (дебет–кредит) должны совпадать. Такие отчеты публикуются.

В некоторых странах указываются субъекты, которые никогда не могут оказывать помощь кандидатам в депутаты. Например, кандидат не может принимать никакой помощи от иностранных государств, от иностранных граждан или иностранных предприятий и организаций. В некоторых странах запрещается принимать деньги от муниципалитетов, городских советов, т.е. юридических лиц публичного права. В ряде случаев запрещается принимать деньги от предприятий развлечений – казино, клубов, игорных домов – поскольку эти деньги имеют не совсем честное происхождение.

Процедуры голосования

Голосование – самая заметная, эффектная, и, естественно, главная стадия избирательного процесса, потому что именно в результате голосования воля граждан реализуется. После этой стадии формируются представительные органы либо тот или иной кандидат становится должностным лицом.

Процедура голосования зачастую очень подробно описывается в избирательных законах. Это справедливо, потому что на этой стадии возможны отклонения от норм права, возможны различные злоупотребления. В данном случае максимально точная регламентация позволяет избежать двойных или тройных толкований и дает возможность на основе закона рассматривать возникающие споры максимально справедливо.

Во всех зарубежных странах существует тайное голосование. Чаще всего, в Европе избиратели голосуют при помощи избирательных бюллетеней – специальных листов бумаги, есть соответствующие тексты, фамилии кандидатов. Гражданин, получая такой бюллетень, ставит установленные законодательством значки (цифры либо иные знаки), из которых ясно, кого он выбирает или против кого голосует.

В большинстве зарубежных стран применяются официальные бюллетени, которые печатаются государственными органами. Во всех избирательных округах и участках одинаковые формы, поэтому гражданин читает только текст и не отвлекается на вид бюллетеня. Как правило, кандидаты от всех партий включаются в один бюллетень – иногда в порядке алфавита, иногда по другим принципам. В некоторых избирательных бюллетенях указывается только фамилия кандидата, в некоторых есть более подробные сведения: профессия, партия, которая поддерживает или выдвигает кандидата.

В некоторых странах существует система, так называемых, неофициальных бюллетеней. Согласно этой системе, государство не печатает бюллетени, и кандидат обязан сам побеспокоиться об их издании. Во Франции каждый из кандидатов печатает сам свои бюллетени. Избиратели из кучки бюллетеней выбирают бюллетень того кандидата, которого они предпочитают. То есть они не ставят знаков, а просто выбирают и опускают бюллетень конкретного кандидата.

В США более половины избирательных участков оборудованы специальными избирательными машинами. В разных штатах они могут отличаться друг от друга. В любом случае, это достаточно простой механизм: или нажатие кнопок, или нажатие рычажков. Придумано это было, чтобы исключить подделку бюллетеней, т.к. нажать на кнопку можно только один раз. Специальные машины находятся в кабинах для голосования, и голосование, конечно, тоже тайное.

К голосованию допускаются избиратели, которые находятся в списке для избирателей. При явке на избирательный участок избиратель предъявляет какой–либо документ, напротив его фамилии в списке делается отметка, что данный избиратель получил бюллетень для голосования. В тех странах, где имеется специальная избирательная карточка или удостоверение, отметка о том, что избиратель проголосовал, ставится в эти удостоверения. В некоторых странах (развивающихся, прежде всего) после голосования на руке избирателя иногда делается отметка специальной несмывающейся краской (она не смывается два–три дня). Это делается для того, чтобы избиратель не мог проголосовать несколько раз.

В некоторых странах голосование проводится путем выбора бюллетеня, который принадлежит той партии или тому кандидату, за которого он голосует. Для сохранения тайны голосования избиратель, заходя в кабину, выбирает бюллетень того кандидата или той партии, за которую он голосует, и прячет его в специальный конверт, который заклеивает и вручает чиновнику, который присутствует на избирательном участке, а чиновник опускает конверт в урну. Тайна выбора сохраняется. Такая система существует в Испании.

В тех странах, где велик процент неграмотных избирателей, избирательные бюллетени, как указывалось выше, кроме фамилии, содержат символы той партии, к которой принадлежит кандидат.

Во многих странах допускается и закрепляется законом голосование по почте. Таким способом голосуют граждане, находящиеся по служебным или по личным делам не по месту своего постоянного проживания. Такой способ голосования по почте предусмотрен законодательством Федеративной Республики Германии. Такие почтовые отправления производятся бесплатно, без наклеенной марки. Кроме того, есть специальное правило – в конверт, кроме бюллетеня, помещается и удостоверение на голосование. Эти бумаги направляются по месту жительства, т.е. в тот избирательный округ и участок, где проживает избиратель. Голосование будет признано, если это почтовое послание поступит в день выборов (до определенного часа), тогда оно будет учтено со всеми остальными голосами.

В ряде стран предусмотрено голосование по доверенности. Эта доверенность должна быть заверена специальными должностными лицами: нотариусом, а в ряде случаев другим государственными служащими (консульскими работниками, государственными служащими местных органов самоуправления и т.д.). Обычно по доверенности голосуют родственники, близкие люди. Один человек не может получить больше двух доверенностей, чтобы это не превратилось в некую насмешку над голосованием.

Избирательное право всех стран предусматривает возможность помощи во время голосования лицам, которые страдают физическими недостатками и не могут заполнить бюллетень. Обычно в таких случаях им помогают либо родственники, либо служащие, которые находятся на избирательных участках. Эти правила касаются, прежде всего, инвалидов, т.е. лиц, которые не могут сами заполнить и опустить бюллетень в избирательный ящик.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 218.