Одним из главнейших методов, используемых для принятия управленческого решения, является осуществление внутрифирменного планирования или прогнозирования экономических показателей торгово-хозяйственной деятельности предприятия. Планирование представляет собой процесс определения ключевых целей и задач конкретной экономической ситуации, ее обязательное подкрепление необходимыми расчетами, а также подбор нудного информационного банка данных для всестороннего обоснования, например, плана объема продаж хлебобулочных изделий ДП "Хлебъ" на 2000 год. Прогнозирование является процессом предвидения предстоящей экономической ситуации, но отличается от планирования отсутствием конкретных подкрепляющих расчетов. Важнейшей чертой планирования является не столько точность количественных показателей сколько содержательное, качественное обоснование поставленных целей, например, того же плана объема продаж хлебобулочных изделий ДП "Хлебъ" на 2000 год. Поэтому рассмотрим существующие методы планирования и на практике используем один из них для планирования объема продажи хлебобулочных изделий ДП "Хлебъ" на 2000 год.
Методы планирования, как составная часть методологии планирования, представляют собой совокупность способов и приемов, с помощью которых обеспечиваются разработка и обоснование плановых документов. К основным методам планирования относятся балансовый, нормативный, программно-целевой. В процессе обоснования, разработки и контроля за ходом реализации плановых документов широко используются математические методы.
Балансовый метод предназначен для увязки общественных потребностей и ресурсов, обеспечения необходимой пропорциональности и координации в развитии различных продуктов, производств, отраслей, территорий и народного хозяйства в целом.
Нормативный метод основан на определении и использовании прогрессивной системы норм и нормативов, отражающей достижения НТП и важнейшие цели развития экономики.
Программно-целевой метод предполагает разработку целевых комплексных программ и предназначен для обоснования плановых решений макроэкономических проблем, важнейших народно-экономических задач.
Математические методы дают возможность использовать в планировании экономико-математические модели и вычислительную технику с целью повышения научной обоснованности и оптимизации планов.
При перспективном планировании большую роль играют программно-целевой подход и применяемые математические методы, при разработке текущих планов преобладающее значение имеют балансовый и нормативный методы планирования.
Методы контроля за ходом реализации плановых документов основаны на сочетании принципов и форм экономического стимулирования и административно-правовой ответственности. Система экономического стимулирования разрабатывается одновременно с различными заданиями и показателями планов и находит отражение в системе экономических регуляторов (налогов, пошлин, процентных ставок и т.д.).
Кроме вышеуказанных методов планирования существует классическая модель планирования объема продаж товаров на будущий период. Итак, для планирования объема продажи товаров на 2000 год ДП "Хлебъ" воспользуемся классической моделью и составим таблицу 4.2.
Таблица 4.2.
Классическая модель планирования объема продаж товаров ДП "Хлебъ" на планируемый 2000 год.
Сумма - руб.
Уровень - в % к товарообороту
Показатель | 1999 | 2000 | Отклонения (+, -) | Темп роста, % |
Товарооборот | 3466000 | 3535320 | 69320 | 102 |
Валовый доход-нетто сумма уровень | 654305 18,878 | 660848,1 18,693 | 6543,1 -0,185 | 101 - |
Издержки обращения: сумма уровень | 486000 14,022 | 488430 13,816 | 2430 -0,206 | 100,5 - |
Продолжение таблицы 4.2. | ||||
Показатели | 1999 | 2000 | Отклонение (+, -) | Темп роста, % |
Прибыль от продажи товаров: сумма уровень | 168000 4,847 | 172418,1 4,877 | 4418,1 0,03 | 102,6 - |
Исходя из того, что в отчетном периоде было увеличение товарооборота, модно предположить, что эта тенденция повториться в планируемом периоде. Предположим, что товарооборот увеличится на 2%, тогда по классической модели темпы роста между:
а). Объемом товарооборота и величиной валового дохода должны составлять 1%;
б). Товарооборотом и издержками обращения 1,0 - 1,5%;
в). объемом товарооборота и величиной полученной прибыли от реализации товаров 2 - 2,5%.
Таким образом, валовый доход увеличится на 1%, то есть прогнозная величина составила 660848,1 руб. и по сравнению с отчетным периодом 1999 года увеличилась на 6543,1 руб. Издержки обращения увеличатся на 0,5% и составят 488430 руб., то есть увеличение составило 2430 руб. Прибыль от реализации товаров увеличится на 2,6% и составит 172418,1 руб., то есть в 2000 году планируемая прибыль от реализации товаров увеличится на 4418,1 руб. Поэтому планировать объем продажи товаров необходимо дабы получить картину будущего и, следовательно, предвидеть финансово-хозяйственную сторону предприятия на предстоящий период времени.
Таким образом, необходимо заниматься совершенствованием работы по формированию и регулированию спроса на потребительском рынке, то есть торговому предприятию необходимо совершенствовать товарную политику с целью поддержания устойчивости структуры ассортимента и конкурентоспособности и коммерческой эффективностью товаров. В связи с этим необходимо продуманное на длительную перспективу решение таких проблем, как: оптимизация ассортимента (номенклатуры) реализуемых товаров с учетом их потребительских характеристик и особенностей технологии продажи; темпы обновления продукции в целом и по отдельным ее видам с учетом жизненного цикла; новых и освоенных рынков при сбыте; уровень обновления товаров и др. Поэтому совершенствование товарной политики магазина просто необходимо, чтобы держать марку предприятия и быть конкурентоспособным в тяжелых рыночных условиях.
Заключение
Выбранная тема дипломной работы является актуальной, поскольку исследовать потребительский спрос необходим в связи с тем, что каждый товар должен производится лишь тогда, когда он нужен потребителю. По нашему мнению, спрос - это форма рыночного проявления платежеспособной потребности как совокупность отношений, связанных с потреблением, обеспеченная денежными средствами. Хлебобулочная продукция на рынке продуктов занимает особое положение. Сокращение потребления многих важных видов продовольствия компенсируется за счет потребления именно этого вида товаров. Поскольку именно этот товар должен находится в рационе питания необходимом для жизнедеятельности каждого человека. Формирование и развитие рынка хлебобулочных изделий неразрывно связано с развитием отрасли хлебопечения. Проводя исследования потребительского спроса на рынке хлебобулочных изделий, можно сделать следующие выводы.
Изучение и прогнозирование потребительского спроса необходимо, ибо для успешной работы каждого торгового предприятия важно приобретать и реализовывать только ту продукцию, которая пользуется наибольшим спросом у населения, то есть конкурентоспособную продукцию, которая позволит, в конечном счете, улучшить финансовое состояние предприятия и найти свою нишу на рынке.
Оценив основные экономические показатели Дочернего предприятия "Хлебъ" ТОО ХКХП, мы видим, что несмотря на тяжелое положение в 1998 году, предприятие все же в 1999 году пытается в лучшую сторону стабилизировать торгово-коммерческую деятельность путем использования всех возможных внутренних резервов, имеющихся на предприятии.
Анализ текущего состояния рынка хлебобулочных изделий города Хабаровска позволяет нам судить о том, что спрос населения на хлеб и хлебобулочные изделия в целом по городу удовлетворяется. Потребительскому спросу на хлеб и хлебобулочные изделия на рынке города Хабаровска присущи сезонные колебания следующего характера:
1. в осенне-зимний период наблюдается существенное увеличение объема реализации с небольшими сезонными пиками продаж в начале осени и конце зимы;
2. в летний период объем реализации заметно сокращается; одновременно в летний период наблюдаются локальные всплески спроса в предвыходные дни.
Потребительские предпочтения населения города Хабаровска выглядят следующим образом:
1). В среднем по городу среднестатистический покупатель приобретает 1,75 сорта хлеба и хлебобулочных изделий из имеющихся в наличие 9 сортов. В целом потребительские предпочтения по количеству сортов формируются под влиянием проводимой магазинами ассортиментной политики.
2). Наибольшей популярностью у потребителей пользуется хлеб белых (52,6%) и ржаных (43,4%) сортов. Структура потребительских предпочтений по хлебу определяется комплексом причин субъективно-психологического характера при минимальном воздействии со стороны ценовых факторов. Отсутствие детерминирующего влияния цен на структуру потребительских предпочтений, а также как объем потребления хлеба объясняется традиционно низкой ценовой эластичностью данной товарной группы наряду с другими товарами первой необходимости.
3). Было выявлено, что 2% опрошенных покупателей не приобретают кроме хлеба никаких хлебобулочных изделий. Среди приобретающей части населения города наибольшей популярностью пользуются батоны различных видов (46,0%), булочки и рожки (29,8%), печенье (11,0%), пряники (9,8%), пирожки (2,2%).
4). Потребительские предпочтения по поставщикам характеризуются значительной степенью консерватизма. Большинство потребителей (66,7%) предпочитают покупать в традиционных торговых точках хлеб, выпеченный на хлебокомбинатах. При этом подавляющее большинство покупателей (93,0%) обычно приобретают хлеб и хлебобулочные изделия полюбившегося им производителя. И лишь 7% покупателей не отдает своих предпочтений в адрес каких-либо конкретных хлебокомбинатов. Еще приблизительно каждый пятый потребитель не высказывает особых предпочтений при выборе места совершения покупки (приобретают где придется). С высокой долей вероятности можно утверждать, что данная тенденция сохранит свое действие в краткосрочном периоде и окажет сдерживающее влияние на развитие частных хлебопекарен в долгосрочном периоде (но не хлебных ларьков). Преломление данной тенденции в долгосрочном периоде окажется невозможным без принятия органами власти соответствующих программ по поддержке малого бизнеса на рынке хлебобулочных изделий города Хабаровска. Очевидно, что исходя из анализа выявленных на рынке хлебобулочных изделий тенденций и состоянии экономики края, в настоящее время в основе изучения важнейших факторов, определяющих ситуацию в потребительской сфере, необходимо наметить меры, позволяющие создать условия для увеличения товарного предложения и улучшения его реализации. Таким образом, при анализе потребительского спроса на рынке хлебобулочных изделий мы убедились, что на формирование спроса хлебобулочных изделий, а, следовательно, и на объем продажи хлебобулочных изделий оказывают влияние многие факторы внешней и внутренней среды; одни из них называются количественно-измеримыми факторами, другие - стохастическими факторами, так как их влияние на объем продаж невозможно количественно измерить.
На основании вышеизложенных выводов ДП "Хлебъ" следует предложить ряд рекомендаций.
1). Определение текущих и перспективных потребностей покупателей, анализ способов использования данной продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках. Исходя из проведенного анализ рынка хлебобулочных изделий и особенностей потребностей потребителей в данном товаре, нужно увеличить закупку хлеба и хлебобулочных изделий, а именно пшеничного хлеба разных сортов (высшего, первого, второго), ржаного хлеба Дарницкого, Кишиневского, Никитсткого, Жито, Бородинского; Русского хлеба - для лечебно-профилактического лечения, йодированного хлеба, отрубного хлеба. Затем снизить закупку ржаного хлеба Московского, серого хлеба, уменьшить объем закупок сушек, бубликов, сухарей по причине снижения спроса на них; также магазину предлагается расширить ассортимент хлеба и булочных изделий, а также печенья и пряников в заводской упаковке для удобства реализации и сокращения времени простоя покупателей, снижения издержек обращения магазина.
2). Критическая оценка реализуемых предприятием товаров в том же ассортименте, что в в п.п. 1 и 2, но уже с позиций покупателя.
3). Решение вопросов; какие товары следует добавить в ассортимент, а какие исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности; следует ли диверсифицировать товар за счет других направлений реализации товаров предприятием, выходящих за рамки его сложившегося профиля. Руководство ДП "Хлебъ" ТОО ХКХП должно постоянно расширять ассортимент хлебобулочных изделий, анализировать продукцию конкурентов и добавлять в свой ассортимент недостающие хлебобулочные изделия, пользующиеся наибольшим спросом у потребителей.
4). Рассмотрение предложений о реализации новых товаров, усовершенствовании существующих, а также о новых способах и отраслях применения товаров. Руководству ДП "Хлебъ" необходимо заниматься изучением потребительского спроса хлебобулочных изделий, проводить анкетирования населения с целью увеличения объема продажи хлебобулочных изделий и максимального удовлетворения потребностей населения на реализуемую продукцию. Заниматься поиском поставщиков, выпускающих новую хлебобулочную продукцию по доступным ценам.
5). Разработка спецификаций новых или улучшенных товаров в соответствии с требованиями покупателей.
6). Изучение возможностей реализации новых или усовершенствованных товаров, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности. На исследуемом рынке хлебобулочных изделий руководство предприятия слабо влияет на формирование ценовой политики по данному виду товара. Рынок хлебобулочных изделий является жестко регулируемым со стороны государства. Администрацией края установлены предельные уровни рентабельности и предельные торговые надбавки в размере 15% на хлебобулочные изделия. Поэтому нам не представляется возможным выработать предложения по снижению цены и увеличению финансовых результатов на данный товар.
7). Разработка специальных рекомендаций для торговых подразделений предприятия относительно качества, цены, наименования, упаковки, сервиса и т.д. в соответствии с результатами проведенных испытаний, подтверждающих приемлемость характеристик изделия или предопределивших необходимость их изменения. Исходя из этого руководству ДП "Хлебъ" необходимо проводить дегустацию хлебобулочных изделий в магазине с целью привлечения большего числа потребителей. Реализовывать свою продукцию в фирменной упаковке, использовать рекламные и информационные стенды по реализуемым хлебобулочным изделиям. Хотелось бы предложить, чтобы товаровед-эксперт выполнял функции маркетолога с целью исследования потребительского спроса на хлебобулочные изделия.
8). Оценка и пересмотр всего ассортимента. Планирование и управление ассортиментом - неотъемлемая часть маркетинга. Даже хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не смогут нейтрализовать последствия ошибок, допущенных ранее при планировании ассортимента.
Все вышеотмеченное позволит совершенствовать товарную политику магазина и максимально удовлетворить потребительский спрос на рынке хлебобулочных изделий.
Библиографический список
1. Абчук В.А. Азбука маркетинга. - СПб.: Союз, 1998.
2. Академия рынка: маркетинг, перевод с французского; А. Дайан, Ф.Бурекель, Л. Ланкар и др.; научная редакция А.Г. Худокормова. - М: Экономика, 1993.
3. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 1997.
4. Алешина И. Паблик рилейшинз для менеджеров и маркетологов. - М.: издательство "Гном - пресс", 1997.
5. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Под редакцией Г.В. Савицкой. - Мн.: ИП "Экоперспектива", 1997.
6. Антикризисное управление: Учебное пособие / В.Г. Крыжаковский, В.И. Лапенков, В.И. Лютер. - М.: ПРИОР, 1998.
7. Астратова Г. Современный потербитель продовольственных товаров: Кто он? // Маркетинг.1998. №3. Стр. 13.
8. Балабанова Л.В. Оптовая торговля: маркетинг и коммерция. - М.: Экономика, 1995.
9. Березин И.С. маркетинг и исследования рынков. - М.: Русская деловая литература, 1999.
10. Бланк И.А. Словарь - справочник финансового менеджера. - Киев: "Ника - Центр", "Эльга", 1998
11. Большой энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.
12. Большой экономический словарь / Под редакцией А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 1997.
13. Бондаренко А.Г. пищевая промышленность: итоги, проблемы, перспективы // Пищевая промышленность. 1999. №5, стр. 4 - 9.
14. Браверман А.А. маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. - М.: ОАО "Экономика", ТОО "Ко Маркетинг ЛТД", 1997.
15. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. - М.: ИНФРА -М, 1999.
16. Гвоздева Т. Не гляди, что неказисты // спрос. 1998. №5. стр. 9.
17. Герасименко В.В. Основы маркетинга. - М.:ТЕИС, 1999.
18. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - М.: издетельство "Финпресс", 1998.
19. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. - СПб.: издательство "Финпресс", 1999.
20. Гражданский кодекс РФ. - М.: Контакт, 1996
21. Егоров А.Ю. Комплексный анализ в системе маркетинговой деятельности. - М.: СП "Вся Москва", 1994.
22. Закон Хабаровского края "О порядке формирования цен на социально значимые товары (продукцию)" от 11.09.1998. № 57 // ТОЗ от 15.09.1998.
23. Ильин А.И. Планирование на предприяти: Учебное пособие в 2 частях, часть 1 Стратегическое планирование. - Мн.: ООО "Мисанта", 1998.
24. Ильенкова Н.Д. Спрос: анализ и управление: Учебное пособие / Под редакцией И.К. Белеевского. - М.: Финансы и статистика, 1997.
25. Камаев В.Д. и др. Экономическая теория: Учебник. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998.
26. Ковалев А.И. Войленко В.В. Маркетинговый анализ. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
27. Котлер Ф. Основы маркетинга Учебник. - СПб.: Издательство АО Корзина, АОЗТ "Литера плюс", 1994.
28. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. - Мн.: Высшая школа, 1995.
29. Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие / Под редакцией проф. А.В. Сидорович. - М.: МГУ им. Ломоносова, издательство "ДИС", 1997.
30. Лебедев О.Т. Филипова Т.Ю. Основы маркетинга: Учебное пособие. - СПб.: Издательский дом "М и М", 1997.
31. Макогон Н.В. Способы моделирования потребительского спроса // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1999. №1 (19). Стр. 10 - 11.
32. Маркетинг: Учебник / А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлючов, С.А. Красильников и др. Под редакцией А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.
33. Моисеева Н.К. Международный маркетинг: Учебное пособие. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1998.
34. Мумрикова Г.М. Праздник хлеба // Пища, вкус, аромат. 1999. №2. Стр. 32.
35. Нуреев Н.М. Основы экономической теории: макроэкономика: Учебник. - М.: Высшая школа, 1996.
36. Паронян А. Поведение потребителя и управление спросом и предложением товаров // Маркетинг. 1999. №5. Стр. 25 - 29.
37. Петрова Л.П., Золотова Я.В. Экономика торгового предприятия: анализ и планирование розничного товарооборота на предприятиях торговли. - Хабаровск: ХГАЭиП, 1998.
38. Питрунина С. О хлебе насущном замолвите слово // Спрос. 1998. №7.стр. 4 - 5.
39. Положение о порядке исчисления и уплаты единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в Хабаровском крае // ТОЗ от 13.02.1999.
40. Постановление Правительства РФ "О разработке прогноза социально-экономического развития РФ на 2000 год и проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" от 15.03.1999. №292 // Российская газета от 07.04.1999.
41. Практический материал по ДП "Хлебъ" ТОО ХКХП за 1998 и 1999 г.г
42. Российский статистический ежегодник: Стат. сб. / Госкомстат России. - М.: 1998.
43. Рычков В.А. Анализ потребительского рынка хлеба и хлебобулочных изделий // маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1998. №3 (15). Стр. 65 - 66.
44. Рябинина А.А., Быкова Т.в. Основы микроэкономики. Что такое спрос и предложение: Учебное пособие. - СПб.: Лань, 1997.
45. Сергунов В.С. Состояние пищевой и перерабатывающей промышленности РФ и перспективы развития предприятия // Пищевая промышленность. 1999. №5. стр. 10 - 15.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 239.