Методы изучения потребительского спроса
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Проблема прогнозирования спроса, вследствие быстрых, порой плохо предсказуемых изменений внешней среды, за последние десятилетия стала особенной сложной. С учетом этих трудностей и критичности ошибок в прогнозах спроса некоторые специалисты были вынуждены заговорить о тщательности прогнозирования спроса. На самом деле, прогнозирование спроса- это обязанность, которую в явной или неявной форме должны неизбежно выполнять все фирмы.

Помимо получения возможных будущих оценок тех или иных исследуемых параметров, целью прогнозирования спроса также является побуждение к размышлению о том, что может произойти во внешней среде и к каким последствиям для фирмы это приведет. Прогнозирование спроса повышает бдительность менеджеров и, следовательно, их способность реагировать на изменения. Этот эффект достигается даже тогда, когда план не выполнен в связи с тем, некоторые гипотезы, положенные в основу прогнозного сценария, не материализовались.

Методы прогнозирования спроса, как и все методы, используемые при проведении маркетинговых исследований, можно классифицировать на эвристические, при применении которых преобладают субъективные начала, и на экономико-математические, при применении которых преобладают объективные начала, и к числу которых относятся статистические методы.

Эвристические методы предполагают, что подходы, используемые для формирования прогноза спроса, не изложены в явной форме и неотделимы от лица, делающего прогноз, при разработке которого доминируют интуиция, прежний опыт, творчество и воображение. К данной категории методов относятся методы социологических исследований и экспертные методы, рассматриваемые ранее. Причем опрашиваемые, давая свои оценки, могут основывать свои суждения как на голой интуиции, так и используя определенные причинно-следственные связи, данные статистики и расчетов.

Так, при прогнозировании спроса изучаются предпочтения потребителей; в качестве экспертов может рассматриваться торговый персонал, обслуживающий определенные территории, дилеры, дистребьютеры, консультанты по маркетингу и т.д.

 При использовании математических методов подходы к прогнозированию спроса четко сформулированы и могут быть воспроизведены

другими лицами, которые неизбежно приведут к получению такого же прогноза.

Если при применении экспертных методов структура причинно-следственных связей, используемая разными экспертами, может быть различной, то при использовании экономико-математических методов структура моделей устанавливается и проверяется экспериментально, в условиях, поддающихся объективному наблюдению и измерению.

Определение системы факторов и причинно-следственной (казуальной) структуры исследуемого явления - исходная точка экономико-математического моделирования.

Каждый из рассмотренных возможных методов прогнозирования спроса обладает определенными достоинствами и недостатками. Их применение более эффективно в краткосрочном прогнозировании спроса. Они сильно упрощают реальные процессы, чтобы можно было рассчитывать на получение с их помощью результатов, выходящих за рамки представлений сегодняшнего дня. Практически невозможно отразить в моделях долгосрочного прогнозирования спроса структурные сдвиги, постоянно происходящие в изменяющемся мире.

На самом деле все эти методы являются взаимодополняющими. Эффективная прогнозная система должна обеспечивать возможность использования любого из этих методов.

Примером сложной задачи прогнозирования спроса, которая не решается с помощью какого-то одного метода, является прогнозирование объема продаж нового товара. При проведении маркетинговых исследований оцениваются объемы продаж нового товара в течение первых лет (скажем, трех) после выпуска. Для этой цели могут быть применены экспертные методы, методы опросов, проведение продаж на контрольном рынке.

Экспертные оценки, сформулированные специалистами по маркетингу, базируются на сведениях, собранных на стадии предварительного анализа и учитывающие данные о продажах конкурентов, размере потенциального рынка, общем спросе, долях продуктов различных марок на рынке, доступности сбытовых сетей и др.

Недостающая информация собирается путем прямых опросов потенциальных пользователей, торговцев, поставщиков, если это возможно - конкурентов.

Проверка рынка, или подконтрольная продажа, к ходе которой наблюдается реальное рыночное поведение покупателей, позволяет оценить уровень пробных и повторных закупок и объем потенциальных продаж нового товара. Можно также провести пробные продажи по месту жительства или эксперименты в специальных лабораториях - магазинах.

Данные примеры обычно применяются совместно. Используя любой из перечисленных или какой-либо иной подход, служба маркетинга должна учитывать перспективный объем продаж нового товара, на основе которого разрабатываются стратегии запуска товара.

Ясно, что в условиях турбулентной внешней среды интуиция и воображение способны стать важными инструментами восприятия реальности, дополняя количественные подходы, которые, по определению, опираются только на наблюдаемые факторы. С другой стороны, понятно, что чисто качественному методу также присущи значительные погрешности и что интуиция должна в возможно большей степени проверяться с помощью доступных фактов и знаний. Таким образом, следует обеспечить совместное использование этих двух подходов.

Метод сценариев - это хорошее средство для организации взаимодействия количественного и качественного подходов, для интегрирования рассмотренных прогнозных методов. Сценарий - это динамическая модель будущего, в которой шаг за шагом описывается возможный ход событий с указанием вероятностей их реализации. В сценарии представляются ключевые причинные факторы, которые должны быть приняты во внимание, и указываются способы, которыми эти факторы могут повлиять, скажем, на первичный спрос.

Обычно составляется несколько альтернативных вариантов сценария, реализация которых возможна при различных допущениях (о политической, правовой и экономической обстановке, о положении в данной отрасли, о новых возможностях и проблемах данной фирмы и т.п.). Следовательно, сценарий - это характеристика будущего в духе изыскательного прогнозирования, а не определение одного желательного состояния или "точечная оценка" того, что произойдет в будущем.

Один, наиболее вероятный вариант сценария обычно рассматривается в качестве базового, на основе которого принимаются текущие решения. Другие, рассматриваемые в качестве альтернативных, "запускаются" в реализацию в том случае, если реальность в большей мере начинает соответствовать их содержанию, а не базовому варианту сценария.

Написание сценариев обычно совершается в явно выраженных временных координатах. В начале метод написания сценариев использовался для выявления возможных военных и дипломатических кризисов. Затем он стал применяться в стратегическом кооперативном планировании, а потом и как интегральный механизм прогнозирования отдельных социально-экономических процессов, в том числе рыночных.

Сценарии являются одним из наиболее эффективных средств ослабления традиционного мышления: сценарий заставляет "погрузиться" в незнакомый и быстро меняющийся мир настоящего и будущего, раскрывая возможности, в которых фокусируется его развитие.

Сценарий заставляет исследователя заниматься деталями и процессами, которые он мог бы легко упустить, изолировано используя отдельные методы прогнозирования.

Сценарий, следовательно, отличается от прогноза. Прогноз - это суждение, которое стремиться "предсказать" специфическую ситуацию и должно быть принято или отвергнуто на базе его достоинств и недостатков. Сценарий же является инструментом, который используется для определения, какие виды прогнозов должны быть разработаны, чтобы будущая ситуация была описана полно, с учетом всех главных факторов.

Сценарий заставляет размышлять и обеспечивает:

- лучшее понимание рыночной ситуации и ее эволюции в прошлом, настоящем и будущем;

- оценку потенциальных угроз для фирмы;

- выявление благоприятных возможностей для фирмы;

- выявление возможных, наиболее целесообразных направлений деятельности фирмы;

- повышение уровня адаптированности фирмы к изменениям внешней среды.

Таким образом, метод сценариев позволяет повысить способность к предвидению и развить гибкость и адаптивность фирмы к переменам. Этот метод, который исходит из убеждения о том, что будущее некогда не может быть полностью измерено и управляемо, обладает, с точки зрения управления, рядом важных достоинств:

1. прежде всего он заостряет внимание фирмы на неопределенности, которая характеризует любую рыночную ситуацию: управление в турбулентной среде подразумевает способность предвидеть эволюцию этой среды;

2. метод сценариев облегчает интеграцию данных, полученных разными методами, качественными или количественными;

3. реализация этого метода вносит в управление дополнительную гибкость и способствует разработке альтернативных планов и системы быстрого реагирования на изменение внешней среды.

Наиболее широко в прогнозировании спроса, как и в целом при проведении маркетинговых исследований, из математических методов используются статистические методы.

 

Можно выделить два метода разработки прогнозов спроса, основанных на методах математической статистики: экстраполяцию и моделирование.

В первом случае в качестве базы прогнозирования спроса используется прошлый опыт, который проецируется на будущее. Делается предположение, что система развивается эволюционно в достаточно стабильных условиях. Чем крупнее система, тем более вероятно сохранение ее параметров без изменения - конечно, на срок, не слишком большой. Обычно рекомендуется, чтобы срок прогноза спроса не превышал одной трети длительности расчетной временной базы.

Во втором случае строится прогнозная модель спроса, характеризуется зависимость изучаемого параметра от ряда факторов, на него влияющих. Она связывает условия, которые, как ожидается, будут иметь место, и характер их влияния на изучаемый параметр.

Данные модели не используют функциональные зависимости; они основаны только на статистических взаимосвязях.

Возникает вопрос: как еще до наступления будущего оценить точность прогнозных оценок? Для этого обычно расчеты по выбранной прогнозной модели сравнивают с данными, полученными в прошлом, и для каждого момента времени определяют различие оценок. Затем определяется средняя разность оценок, скажем, среднее квадратическое отклонение. По его величине определяется прогнозная точность модели.

При построении прогнозных моделей спроса чаще всего используется парный и множественный регрессионный анализ.

В основе экстраполяционных методов лежит анализ временных рядов.

Парный регрессионный анализ основан на использовании уравнений прямой линии:

              

                            у = а + вх,                                                          (1.1.)

где у - оцениваемая или прогнозируемая зависимая переменная (результативный признак);

       а - свободный член уравнения;

       х - независимая переменная (факторный признак), используемая для определения зависимой переменной;

       в - коэффициент регрессии, изменяющий среднее отношение отклонения результативного признака от его средней величины к отклонению факторного признака от его средней величины на одну единицу его измерения - вариация у, приходящаяся на единицу вариации х.

 

Коэффициент парной линейной регрессии "в" имеет смысл тесноты связи между вариацией факторного признака "х" и вариацией результативного признака "у".

При проведении регрессионного анализа следует не только рассчитывать коэффициенты а и в, но и провести их испытание на статистическую значимость, т. е. определить, насколько выборочные значения а и в отличаются от их значений для генеральной совокупности. Для этого используется t - критерий Стъюдента.

При использовании уравнения регрессии в целях прогнозирования спроса надо иметь в виду, что перенос закономерности связи, измеренной в варьирующей совокупности, в статике на динамику не является, строго говоря, корректным и требует проверки условной допустимости такого переноса (экстраполяции), что выходит за рамки статистики и может быть сделано только специалистом, хорошо знающим объект исследования и возможности его развития в будущем.

Анализ на основе множественной регрессии основан на использовании более чем одной независимой переменной в уравнении регрессии. Это усложняет анализ, делая его многомерным. Однако, регрессионная модель более полно отражает действительность, так как в реальности исследуемый параметр, как правило, зависит от множества факторов.

При прогнозировании спроса идентифицируются факторы, определяющие спрос, определяются взаимосвязи, существующие между ними, и прогнозируются их вероятные будущие значения; из них при условии реализации условий, для которых уравнение множественной регрессии остается справедливым, выводится прогнозное значение спроса.

Все, что касается множественной регрессии, концептуально является идентичным парной регрессии, за исключением того, что используется более чем одна переменная. Под этим углом зрения слегка изменяется терминология и статистические расчеты.

Многофакторное уравнение множественной регрессии имеет следующий вид:

 

у = а + в1х1 + в2х2 + в3х3 + … + вмхм,                                                (1.2.)

                 

где      у - зависимая или прогнозируемая переменная;

           хi - независимая переменная;

           а - свободный член уравнения;

           вi - коэффициент условно-чистой регрессии;

           i = 1, m;

           m - число независимых переменных (факторных признаков).

 

Термин "коэффициент условно-чистой регрессии" означает, что каждая из величин в измеряет среднее по совокупности отклонение зависимой переменной (результативного признака) от ее средней величины при отклонении зависимой переменной (фактора) х от своей средней величины на единицу ее измерения и при условии, что все прочие факторы, входящие в уравнение регрессии, закреплены на средних значениях, не изменяются, не варьируются.

Таким образом, в отличие от коэффициента парной регрессии коэффициент условно-чистой регрессии измеряет влияние фактора, абстрагируясь от связи вариации этого фактора с вариацией остальных факторов. Если было бы возможным включать в уравнение регрессии все факторы, влияющие на вариацию результативного признака, то величины в можно было бы считать мерами чистого влияния факторов. Но так как реально невозможно включить все факторы в уравнение, то коэффициенты в не свободны от примеси влияния факторов, не входящих в уравнение.

Метод экспоненциального сглаживания используется для краткосрочного прогноза спроса и основан на средневзвешенном значении продаж по определенному числу прошедших периодов. При этом наибольшие весовые коэффициенты придаются позднейшим продажам. Прогнозное значение рассчитывается по формуле:

     
 


Qt = a * Qt + (1 - a) * Qt - 1,                                                       (1.3.)

 

где  Qt - сглаженный объем продаж в текущем периоде;

        a - константа сглаживания;

        Q - объем продаж в период t;

       Qt - 1 - сглаженный объем продаж для периода t - 1.

 

Константа сглаживания выбирается аналитиком итеративным способом в интервале от 0 до 1. Ее значение мало при малых изменениях продаж и приближается к 1 в случае сильных флуктуаций.

Существуют компьютерные программы для определения этой константы.

Для большей наглядности методы изучения потребительского спроса представлены в таблице 1.2.

Таблица 1.2.

Методы изучения потребительского спроса в современных условиях.

Методы Достоинства Недостатки
Метод сценариев Позволяет повысить способность к предвидению и развить гибкость и адаптивность фирмы к переменам     Наиболее трудоемкий метод
Парный регрессионный анализ Высокоточный метод Более сложный метод, который может быть сделан только специалистом, хорошо знающим объект исследования и возможности его развития в будущем
Анализ на основе множественной регрессии Высокоточный метод Необходимость серьезных затрат на организацию исследовательской работы и оплату труда специалистов
Метод экспоненциального сглаживания Прост в использовании, позволяет проводить расчеты с наименьшими затратами денежных средств и трудовых ресурсов. Используется для краткосрочного прогноза Менее точен в расчетах, имеются значительные погрешности

 

Нужно отметить, что даже в условиях развитой рыночной экономики большинство компаний предпочитают относительно простые и традиционные методы прогнозирования спроса - субъективные оценки и экстраполяцию трендов.

Полезными эти методы будут и для российских предприятий по двум причинам:

- они не требуют от ослабленных или только становящихся на ноги фирм значительных затрат и привлечения дорогостоящих специалистов;

- в силу чрезвычайно высокой неопределенности внешней среды большинство предприятий российской экономики ориентированы, скорее, на краткосрочные цели. А методы экстраполяции оказываются наиболее эффективными именно в условиях краткосрочного планирования.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, что изучение и прогнозирование потребительского спроса необходимо, ибо для успешной работы каждого торгового предприятия важно приобретать и реализовывать только ту продукцию, которая пользуется наибольшим спросом у населения, то есть конкурентоспособную продукцию, которая позволит, в конечном счете, улучшить финансовое состояние предприятия и найти свою нишу на рынке.

 

Краткая организационно-экономическая характеристика дочернего предприятия "Хлебъ" ТОО ХКХП за 1998 - 1999 годы

Дочернее предприятие "Хлебъ" товарищества с ограниченной ответственностью "Хабаровский комбинат хлебопродуктов" создано и является правопреемником филиала "Хлебъ" Хабаровского комбината хлебопродуктов, зарегистрированного 26.10.1992г. № 382 Постановлением главы администрации Индустриального района города Хабаровска в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учредителем предприятия является ТОО "Хабаровский комбинат хлебопродуктов". Предприятие является самостоятельным юридическим лицом, форма собственности - частная, пользуется правами и выполняет обязанности, связанные с его деятельностью, имеет самостоятельный баланс, расчетный и валютный счета в учреждениях банков, печати и штампы со своим наименованием.

Юридический адрес предприятия: 680000, г. Хабаровск, ул. Муравьева-Амурского, 26.

Основной целью предприятия является получение максимальной прибыли путем удовлетворения общественной потребности народного потребления, оказание различных видов услуг, соблюдение социально-экономических интересов коллектива.

Деятельность предприятия строится на основании:

- самостоятельно заключаемых по своему выбору договоров с использованием договорных цен;

- проведение работ по закупу и реализации продукции, как самостоятельно, так и с привлечением сторонних организаций и лиц по договорным ценам.

Для выполнения своих основных задач предприятие имеет право:

- осуществлять торгово-закупочную, комиссионную, коммерческо-посредническую, снабженческо-сбытовую деятельность;

- осуществлять производственную деятельность по выпечке хлеба и булочных изделий;

- предоставлять услуги общественного питания;

- осуществлять транспортно-экспедиционные услуги;

- осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- проводить и принимать участие в организации выставок, оптовых ярмарок, маркетинговых исследований конъюнктуры отечественного и зарубежного рынка;

- выполнять другие торгово-экономические функции, не противоречащие действующему законодательству, отвечающие целям и задачам, предусмотренные настоящим уставом, включая хозяйственную и коммерческую деятельность.

Предприятие самостоятельно определяет перспективы и направления своего развития, исходя из спроса потребителей на его продукцию, а также определяет объем и структуру производственной и коммерческой деятельности, самостоятельно осуществляет планирование и организацию торговой деятельности.

Предприятие реализует свою продукцию, товары, работы и услуги по ценам и тарифам, установленным самостоятельно, а в случаях, предусмотренных законодательством, по регулируемым ценам.

Источником формирования финансовых ресурсов предприятия является прибыль, средства, получаемые за счет паевых и иных взносов учредителей, а также иные финансовые поступления на законных основаниях.

Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей (чистая прибыль), поступает в полное распоряжение. По итогам года чистая прибыль направляется: в фонд производственного и социального страхования, фонд потребления, резервный фонд (15% от Уставного фонда).

Управление предприятием осуществляется законодательством Российской Федерации и уставом предприятия. Трудовой коллектив предприятия составляют все работники, участвующие своим трудом в его деятельности на основе трудового договора (контракта), а также других форм, регулирующих трудовые отношения работников с предприятием, зачисленные в штат приказом директора. Трудовое соглашение заключается с работниками, не состоящими в штате предприятия.

Высшим органом управления предприятия является учредитель Дочернего предприятия ТОО "Хабаровский комбинат хлебопродуктов". По вопросам об изменении устава, учредительного договора, о реорганизации или ликвидации общества, принимается решение учредителя, либо решение суда.

Трудовые отношения работников предприятия регулируются трудовым законодательством, настоящим уставом, трудовыми контрактами, соглашениями, правилами внутреннего распорядка, утвержденными генеральным директором.

В целях выполнения основных задач предприятие располагает наличием основных средств по восстановительной стоимости 30 тыс. руб., торговой площадью 228 кв. м., складской площадью 39 кв. м. Дочернее предприятие "Хлебъ" ТОО ХКХП имеет три отдела: хлебных и кондитерских изделий, бакалейных товаров и кафетерий. С 1 декабря 1998 года часть свободной площади предприятие сдает арендаторам: ОО "Григ" - 6 кв. м., частным предпринимателям - 12 кв. м.

Основной специализацией предприятия является реализация хлебобулочных, зерномучных изделий, удельный вес этой группы составляет в общем ассортименте 50%. Основными поставщиками продукции выступают хабаровские хлебозаводы № 5, 6, 7 и частные пекарни ООО ТКК "Тора", ООО "Добрынь". Кроме того, договоры заключаются с заводами - изготовителями, находящимися в крае. Так же с частными предпринимателями, у которых имеется свидетельство на право торговли. Все договоры заключаются на год.

Район деятельности данного предприятия: часть Центрального района от улицы Комсомольской до улицы Запарина, конечный потребитель - это служащие и пенсионеры, которые живут и работают недалеко от магазина.

На предприятии планирование ассортимента осуществляется согласно ассортиментного перечня, форма розничной продажи товара - продажа с открытой выкладкой.

Средний стаж работников - 6 лет. Средний возраст работников - 32 года. Среднесписочная численность работников на 1 января 1999 года составила 20 человек.

Для наглядности покажем организационную структуру ДП "Хлебъ" (рис. 2.1). Рис. 2.1. Организационная структура Дочернего предприятия "Хлебъ" ТОО ХКХП

Для более полной характеристики исследуемого предприятия составим таблицу основных экономических показателей в динамике за два года (таблица 2.1.).

Таблица 2.1.

Экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности Дочернего предприятия "Хлебъ" ТОО ХКХП в динамике.

Сумма - в рублях.

Уровень - в % к обороту.

Показатели

Символы

Годы

Отклонение (+,-)

Темп роста, в%

1998 1999
Товарооборот Sq0p0; Sq1p1 3163421 3466000 302579 109,6
Валовый доход-нетто, сумма Sm0; Sm1   652016   654305   2289   100,4
Уровень m0; m1 20,611 18,878 -1,733 -
Издержки обращения, сумма SU0; SU1   585963   486000   -99963   82,9
Уровень U0; U1 18,523 14,022 -4,501 -
Прибыль от реализации товаров, сумма Sr0; Sr1   -31834     168000   199834   -527,7
Уровень рентабельности (убыточности) r0; r1   -1,006   4,847   5,853   -
Внереализационные доходы Sу0; Sу1   386   1000   614   259,1
Внереализационные расходы SQ0; SQ1   14237   -   -14237   -
Балансовая (валовая) прибыль SМ0; SМ1   -36947   169000   205947   -

 

За 1999 год товарооборот увеличился на 9,6% или на 302579 руб. по сравнению с 1998 годом. Увеличение товарооборота произошло  в результате увеличения покупательского спроса населения, хотя и был рост цен на потребительские товары, нужно отметить, что 50% всего товарооборота в магазине составляют хлебобулочные изделия и зерномучные товары, а на них сейчас очень большой спрос.

Темп роста товарооборота за 1999 год составил 109,6%, в то время как темп роста валового дохода 100,4%. Такая разница обусловлена тем, что уровень валового дохода снизился на 1,8%, что свидетельствует о снижении торговой надбавки.

Издержки обращения за 1999 год снизились на 99963 руб. или на 17,1%. Нужно отметить, что большая часть приходится на арендную плату и содержание зданий.

Превышение темпа роста товарооборота над темпом снижения издержек обращения привело к сокращению в 1999 году уровня издержек на 4,5%, что в значительной степени положительно повлияло на финансовые результаты. На столь резкое снижение издержек повлияло сокращение числа торговых работников на 4 человека, оплата коммунальных услуг организациям непосредственно их предоставляющих, без посредников.

За 1998 год получен убыток в размере 31834 руб., уровень убыточности составил 1,006, но за 1999 год предприятие значительно улучшило финансовый результат хозяйственной деятельности и получило прибыль в размере 168000 руб., уровень рентабельности составил 4,847, что положительно повлияло на торгово-хозяйственную деятельность Дочернего предприятия "Хлебъ" ТОО ХКХП. За 1998 год предприятие получило дополнительный доход в размере 386 руб. от сдачи свободных площадей в аренду. Такой дополнительный доход незначительно, но повлиял на балансовую (валовую) прибыль. Также за 1999 год предприятие имело значительную сумму внереализационных расходов - 14237 руб., по причине расходов, которые несли субъарендаторы, а также предъявления штрафных санкций налоговой инспекции за несвоевременную уплату налогов.

За 1999 год предприятие получило дополнительный доход в размере 1000 руб. от сдачи свободных площадей в аренду. Такой дополнительный доход значительно улучшил результат балансовой (валовой) прибыли.

Балансовая (валовая) прибыль за два года имеет разный результат, так отрицательный, так и положительный. Если в 1998 году был получен убыток в размере 36947 руб., то в 1999 году он был покрыт и предприятие получило положительный результат, прибыль составила 169000 руб. Учитывая, что в 1998 году конечным финансовым результатом являлся убыток, то нет необходимости проводить финансовый анализ важнейших прибылеобразующих показателей, так как из выше описанных показателей можно и так сделать вывод, что на снижение убытка от реализации товаров повлияли увеличение валового дохода и снижение уровня издержек обращения. На снижение балансовой (валовой) прибыли в 1998 году повлияли внереализационные расходы, которые составили 14237 руб. из-за причин, описанных выше.

Таким образом, оценивая основные экономические показатели Дочернего предприятия "Хлебъ" ТОО ХКХП, можно сделать вывод, что несмотря на тяжелое положение в 1998 году, предприятие в 1999 году пытается в лучшую сторону стабилизировать торгово-коммерческую деятельность путем использования всех возможных внутренних резервов, имеющихся на предприятии.

 


Дата: 2019-12-22, просмотров: 283.