Понятие и сущность организационных структур управления
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Организационная структура менеджмента – это совокупность управленческих органов, между которыми существует система взаимосвязей, обеспечивающих выполнение необходимых функций управления для достижения целей организации.

Необходимость обеспечения и сохранения конкурентоспособности в условиях непрерывной изменчивости внешней среды определяет цели, средства и направления организационного совершенствования, которыми являются следующие:

¨ защита прав акционеров (для акционерных обществ);

¨ развитие механизмов корпоративного управления через четкое разграничение полномочий и ответственности собственников и менеджеров;

¨ обеспечение инвестиционной привлекательности предприятий;

¨ выработка стратегии развития предприятия;

¨ создание эффективного механизма управления предприятием, и, прежде всего, эффективного механизма учета и управления финансами предприятия;

¨ повышение квалификации персонала.

Под реформированием подразумевается изменение принципов действия предприятий, направленное на их реструктуризацию. Основные направления реформирования предприятий могут быть следующие:

¨ создание культуры организации, что обеспечивает мощный потенциал саморазвития;

¨ создание эффективного, комплексного механизма управления, который, в первую очередь, должен включать механизм мотивации и стимулирования труда, технологию управления по конечным результатам, повышение профессионального уровня руководителей в области управления и т. п.;

¨ поиск адекватной имеющимся ресурсам рыночной ниши и разработка стратегии функционирования в ней;

¨ структурные изменения за счет снижения доли неэффективных технологий и низкорентабельных видов продукции;

¨ устранение нерентабельных производственных структур, повышающих нагрузку на основное производство;

¨ создание новых видов продукции, услуг и технологий, что требует особого внимания к инновационному потенциалу организации;

¨ внедрение управленческого учета и создание системы всеобъемлющего контроля за рациональным приобретением, размещением и использованием ресурсов.

Вышеперечисленные пути реформирования организаций определяют основные направления совершенствования организационной структуры управления (ее организационную рационализацию или организационное новшество). Под организационным новшеством понимается комплекс мероприятий по упорядочению системы, имеющий глобальную или локальную новизну для данного предприятия. Тогда организационное нововведение – сознательно организованный процесс реализации новшества. Глобальное организационное совершенствование охватывает всю организационную структуру в целом, локальное – ее подсистемы и элементы. При локальных изменениях очень важно установить, в каком месте организационной иерархии необходимы изменения.

Вновь созданная организационная структура должна отвечать требованиям надежности, т. е. адекватно реагировать на изменения внешней среды без перестройки структуры, и жизнеспособности, т. е. сохранять свои основные характеристики в допустимых пределах. Только надежная структура может обеспечить жизнеспособность организации.

Совершенствование структуры управления может идти по следующим трем направлениям:

1. Совершенствование механических структур за счет внутренних упрощений или изменений, которые осуществляются путем объединения, разделения, переподчинения, ликвидации звеньев, сокращения числа уровней управления.

2. Создание комплексной структуры через включение органических структур (венчуров, инновационных отделов, блока развития и т. д.) в существующую механическую. Это так называемые выделенные структуры, функция которых заключается в решении задач, плохо вписывающихся в традиционную линейно-функциональную структуру. Данное направление является основным условием обеспечения эффективности структур управления в переходный период.

3. Замена структур механического типа на адаптивные. Этот радикальный путь реорганизации структур требует не только наличия сильного лидера с командой единомышленников, но и сильной организационной культуры.

Организационное совершенствование входит в комплекс реакций, которые вынуждена вырабатывать организация в целях адаптации к внешней среде. Запаздывание в приспособлении структуры заканчивается тяжелой организационной патологией [4, c. 53].

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 269.