Жизнь и деятельность Макса Вебера (1864-1920) шли хронологически параллельно таковым Файоля и Фредерика Тейлора. Рожденный в Германии, в богатом семействе со значительными социальными и политическими связями, Вебер был интеллектуалом высшей степени с многочисленными интересами в социологии, религии, экономике, и политической науке. Будучи профессором, редактором, консультантом правительства и автором ряда трудов он был признан как один из ведущих ученых своего времени. Протестантская этика и дух капитализма был одной из его главных работ, но его интересы включали в себя и рассмотрение отношений между экономическими организациями и обществом.
Вебер полагал, что жесткий порядок, подкреплённый соответствующими (разработанными Тейлором) правилами, наиболее эффективным методом работы.
Вебер исходит из того, что функционирующую организацию можно «разложить» на составные части и «пронормировать» работу каждой из них. Такое разделение труда специализирует персонал и соответственно строит организацию по линейному признаку, (то есть каждый отвечает за свои действия лишь перед вышестоящим начальником)
Кроме того, Вебером были предложены и обоснованы другие методы по построению бюрократической системы. В частности, он полагал, что можно регламентировать к функции, и количество управленцев.
Исследования Вебера привели к тому, что учение об организационных структурах управления родилось и долгое время развивалось как теории бюрократии.
Хотя структура организаций многогранна по содержанию и многообразна в своих разновидностях, исторически сложилось, что интерес к ней обозначился в связи с проблемами устройства власти в организациях. Вебера называют родоначальником теории бюрократии как учения о властных структурах организации общества.
Вебер предвидел неизбежность распространения организаций крупного масштаба. Рост больших предприятий требовал модернизации в администрации. В представлении Вебера, капитализм играл главную роль в развитии бюрократии. Капитализм создавал чрезвычайную потребность в устойчивой, строгой, интенсивной, и измеримой администрации. Именно эта потребность отводила крайне важную роль бюрократии как центрального элемента в любой крупномасштабной организации.
Для Вебера бюрократия реализовывала идеальную административную систему и не была подвержена неэффективности: Она превосходит любую другую форму по своей точности, стабильности, строгости дисциплины и надежности. Что создает, таким образом, возможность точного вычисления результатов деятельности организации ее руководителями или другими лицами, занимающимися этим. Она, наконец, непревзойденна как в своей эффективности, так и в масштабах операций и действий и формально способна к использованию для решения всех видов административных задач.
Вебер признавал три чистых типа законной (то есть, социально приемлемый) власти:
(1) рационально - легальная власть, которая опиралась на законность;
(2) традиционный тип, который опирался на веру в святость древних традиций и законности статуса тех, кто осуществлял власть;
(3) харизматическая власть, которая основывается на преданности определенной личности и на исключительных чертах характера этой личности.
В случае рационально - легальной власти повиновение подчиненных основывается на легально установленной иерархии типа бизнеса, государственного офиса, воинского соединения или любой другой организации. Это есть повиновение власти установленного должности или ранга. В традиционной власти существует повиновение человеку, который занял традиционно санкционированную властную должность. В харизматической власти, лидеру повиновались на основании личного доверия последователей и веры в полномочия или откровения лидера.
Властные структуры в истории (по крайней мере, европейской цивилизации) прошли путь от традиционных структур, основанных на наследуемых правах, к харизматическим структурам, основанным на власти личности, и от них - к структурам бюрократическим.
Из трех чистых типов власти, отмечал Вебер, рационально - юридическая может обеспечить основу бюрократии, поскольку она:
(1) обеспечивает основание для непрерывности администрации и управления;
(2) рациональна, так как лицо, занимающее соответствующую власти должность выбирается на основе компетентности для исполнения обязанностей;
(3) лидер обеспечивается законными средствами для осуществления власти; и
(4) власть четко определена и тщательно подогнана к функциям, необходимым для выполнения задач организации.
И, наоборот, традиция как законная власть будет менее эффективна, так как лидеры не были выбраны на основе компетентности и потому, что такая организация будет действовать в интересах сохранения традиции, то есть будет ориентирована на прошлое. Аналогично обстоит дело и с харизматической властью, которая слишком эмоциональна и иррациональна в том смысле, что она не основана на правилах и обычаях и зависит от мистики и божественных открытий.
Главной положительной чертой бюрократии М. Вебер считал рациональность. Следуя своему методу построения «идеальных типов» - рациональных моделей-образов различных фрагментов общественного устройства, Вебер сформулировал идеальный тип бюрократической структуры власти в организациях.
Очень близко к веберовскому пониманию властных структур организации лежат постулаты классиков менеджмента - А. Файоля, Ф. Тейлора и другие. В самом деле, такие требования, заложенные в бюрократическую структуру, как стандарт рабочего времени, постоянство рабочего места и нахождения на нём работника, тщательный присмотр за работой и контроль в соответствии со стандартом зачастую просто необходимы для продуктивной работы организации.
Вместе с тем в своём полном виде идеальные принципы оказались не только неосуществимыми, но и в какой-то степени порочными. Критики Вебера обвиняют его в том, что он игнорировал неформальные структуры, закрывал глаза на множество фактов, когда власть используется в личных интересах; в том, что его модель игнорирует факторы среды организаций.
Другая причина касается трёх последовательных (по Веберу) фаз организационных структур в обществе. Можно найти множество примеров, когда организации имеют структуры одновременно традиционалистской, харизматической и бюрократической ориентации.
Многочисленны также исторические факты переходов от бюрократической формы структур организаций к харизматической и обратно. Например, армия в мирное время высоко бюрократична, во время войны она перестраивается в харизматическую структуру.
Те же метаморфозы происходят с научными учреждениями, университетами, профсоюзами, партиями и даже с бизнес-организациями.
По мнению Вебера, организация - строго определённый безликий механизм, основной принцип которого - чёткое и безошибочное функционирование, направленное, например, на максимизацию прибыли.
Чтобы достичь этого, по Веберу, необходимо знать, что:
• Организация свободна в выборе любого средства для обеспечения своей устойчивости, например, жёсткой централизации власти.
• Индивиды работают таким образом, что могут быть взаимозаменяемы, поэтому каждый обязан выполнять только одну задачу.
• Труд представляет собой наиболее подходящую меру успеха индивида и является для него основой существования.
• Поведение исполнителей полностью детермировано рациональной схемой, которая обеспечивает точность и однозначность действий, позволяет избежать предубеждённости и личных симпатий во взаимоотношениях.
Идеал бюрократической организации предполагает исторически складывавшиеся принятия важных решений на самом верху иерархии и быстрое, точное их исполнение нижестоящими звеньями. Действия официального лица управляются общими и ясно определёнными правилами. Его задача - разделение каждого случая на составляющие. Работник, действующий в рамках бюрократической организации, не задумывается, как можно было бы решить эту проблему лучшим образом.
Исполнитель в этих условиях ищет в ситуации черты, соответствующие имеющимся правилам, и действует в соответствии с правилами.
Можно выделить определяющие функциональные аспекты бюрократической модели управления:
- Действия всех официальных лиц предсказуемы. Каждый индивид принимает решение независимо от своих личных качеств.
- Поскольку нижестоящие официальные лица не определяют политику, то они на принимают независимых решений.
- Каждый исполнитель получает свой участок, не задумываясь о целом.
- Решения принимаются быстро, поскольку они - всего лишь следствия применения правил. Относительно просто и управление, осуществляемое высшими официальными лицами, им необходимо сделать лишь оценку, в какой степени решение соответствует предписанию.
- Обязанности и власть устанавливается в бюрократической организации на постоянной основе. Назначения и продвижения происходят на основе регулярной «экспертизы».
Таким образом, необходимыми элементами идеальной бюрократии Вебера были следующие:
Дата: 2019-12-22, просмотров: 331.