Хозяйство и быт славян IX - XI вв.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Несколько слов здесь следует упомянуть о поселениях славян. В книге М. Семеновой «Мы – славяне!»[42] описывается применение термина «городище» и «селище» по отношению к населенным пунктам. Автор советует применять термин «городище» именно к месту, где раньше стоял город, а не к существующему поселению. Точно также мы с вами говорим о месте, где раньше горел костер – «кострище». Следуя этому наставлению, я буду употреблять непосредственно термины «поселения» и «города». 

Вспомним скандинавов и их упоминание о Руси. Есть, мол, в землях на юге Русь Гардарик. «… скандинавы называли Русь Гардарик – Страна Городов. Пишут об этом и нынче, но редко кто преминет заметить, что-де слово «гард» в скандинавских наречиях обозначало вовсе не город, а просто огороженное поселение, хутор.

Так что же – «Страна Хуторов»? Чем же тогда Русь отличалась в глазах скандинавов от их родины? Хуторов там было побольше, чем на Руси. И еще –Новгород по-скандинавски Хольмгард. Киев – Кенугард. Пожалуй, найдутся охотники утверждать, что в IX-X вв. эти русские города были не более чем «огороженными местами». И мнение Титмара Мезербургского, называвшего Киев «соперником Константинополя», «знатокам» не указ. Что им какие-то современники и очевидцы! Они, спустя тысячу лет, лучше знают – не мог быть Киев соперником столице Византии, и точка! Вот только сама эта столица в сагах называется … Микльгард»[43].

Сложно обстояло дело с переносом городов и сел с места на место. При возникновении очагов заболевания людей, горожане отправляли больных на карантин. Больной скот сжигался. Если заболевание получало широкое распространение и переходило в рамки эпидемии, люди предавали огню все поселение и переходили на другое место, оставляя за собой лишь городище.

При этом Византийскую империю очень долго преследовали кошмары, связанные с морами. Города из камня не имели возможности к перемещению в другие места.

Колодцевая система водоснабжения городов, кремлей, слобод, деревень и сел была известна по всей территории Киевской Руси. Колодцы до сих пор сохранились в деревнях и не собираются выходить из обихода. Никогда колодец не уступит место водопроводному крану, если даже появится такая возможность. По чистоте воды колодцы Киевской Руси были явно впереди водохранилищ Константинополя. Стоит отметить, что в колодце вода не стоит. Грунтовые воды постоянно находятся в движении, что нельзя сказать о воде, находящейся в подземных хранилищах пресной воды в Царьграде.

Дренажная система на Руси использовалась повсеместно. «Первоначально с этой целью устраивались канавы, иногда укрепленные жердями и плетнем и обязательно укрытые сверху, чтобы избежать засорения. Они отводили излишние грунтовые воды в большие отстойные бочки, специальные колодцы или просто в реку. С XI века в Новгороде стали применять самые настоящие трубы, сделанные из бревен, расколотых вдоль, тщательно выдолбленных и вновь скрепленных с помощью бересты».[44] В Византии и восточных государствах в то время использовались глиняные дренажные системы. Деревянные канализации менее долговечны, зато более экологичны.

К VIII-IX веку ученые отмечают распад родовых общин на территории Киевской Руси. Однако, есть предположения, что процесс разложения родово – общинного строя произошел намного раньше VIII века. Эти предположения основываются на конкретизации полученных данных о государственном устройстве Руси. Родово-общинный строй характеризуется своей дискретной структурой. Чужеземцы не могут входить в монолит родовой общины. Также для существования родовой общины не требуется большая площадь поселения, не требуются торговые связи и преобладает натуральное хозяйство. Одним словом – что посеял, то пожал. Однако, на рубеже VIII-IX века мы наблюдаем организованное государство с крупными городами и ремесленными центрами. «…торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям. Получают они назначенную цену деньгами и завязывают их в свои пояса»[45] - так описывал Ибн Русте в Х веке основные занятия северных славян. В своих заметках Ибн Русте делает акцент на том, что «…у них много городов, и живут они привольно. […] гостям (русы) оказывают почет, и с чужеземцами, которые ищут их покровительства, обращаются хорошо, так же как и с теми, кто часто у них бывает, не позволяя никому из своих обижать или притеснять таких людей»[46]. Из археологических материалов и свидетельств IX века следует, что к тому времени в Киеве проживали не только славяне, но и хазары, греки, и другие народы, поддерживая при этом мирные взаимоотношения. При этом к найденным артефактам относятся восточные и византийские монеты. Они получили широкое распространение от южных границ Руси до Ладожского озера, что доказывает непосредственные торговые связи Руси со странами Запада и Востока.

К основным видам деятельности славян относятся сельское хозяйство, скотоводство и охота. Причем, южные славяне уделяли большее значение возделыванию земель и выращиванию зерновых культур. Более благоприятные для земледелия климатические условия позволяли славянам осваивать новые земли и получать большие урожаи. «О составе культурных растений, возделывавшихся восточными славянами в V-IX вв., вполне можно судить по находкам зерна на поселениях. Находки зерен злаков и отпечатков зерна на глиняной посуде или обмазке при археологических исследованиях памятников Днестровско-Прутского междуречья позволяют утверждать, что славяне возделывали почти все культуры – просо, мягкую пшеницу, овес, ячмень и др. При раскопках Новотроицкого городища выявлены обгорелые зерна пшеницы двух сортов – твердой и мягкой, озимой ржи и, вероятно, проса […]. Исследованиями зерновых остатков, полученных при раскопках нижнего слоя Старой Ладоги, показано, что основную массу их составляют зерна пшеницы двузернянки – полбы, меньшая часть принадлежит зернам мягкой пшеницы, овса, ячменя, ржи и проса. В слоях Х века Новгорода среди зерновых находок преобладают зерна проса, меньше зерен ржи, ячменя и пшеницы»[47]. Из вышеизложенного следует сделать вывод, что земледелие играло огромную роль в жизни славян. Площади распространения земледелия на территории Киевской Руси огромны. Пахотное хозяйство распространялось по всей территории государства. Орудия труда найдены не только в крупных городах, но и при раскопке небольших поселений славян.

Еще одной очень важной отраслью народного хозяйства славян являлось животноводство. В.В. Седов пишет, что: «…костные остатки выявлены при раскопках многих поселений и дают исчерпывающее представление о составе стада. Первое место всюду должно быть отведено крупному рогатому скоту. Кости крупного рогатого скота составляют до 50% (а на некоторых поселениях – и более) остеологического материала, связанного с домашними животными. Очевидно, стада крупного рогатого скота были важнейшим богатством славянской общины. Мясо его употреблялось в пищу, кроме того, крупный рогатый скот использовался для получения молока и молочных продуктов, а в южных землях восточнославянской территории, может быть, и как тягловая сила в пашенном земледелии. О значении крупного рогатого скота в жизни восточных славян ярко говорят письменные источники. Прокопий сообщает, что славяне «считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всем, и ему приносят в жертву быков и совершают другие обряды». О почитании почитании быка славянами пишет Гардизи. Бык является обязательным элементом всякой скотоводческой братчины – культового общинного пира.

Второе место в остеологической коллекции из восточнославянских поселений второй половины I тысячелетия н.э., принадлежит костям свиньи, третье – мелкого рогатого скота, четвертое – лошади. Овцы и козы использовались для получения молочных продуктов и шерсти. На поселениях Прутско-Днестровского междуречья найдены глиняные сосуды с отверстиями в придонной части тулова и днища, предназначенные для приготовления из молока творога»[48].

Лошади являлись основной тягловой силой у северных и восточных славян. Помимо этого, являлись непосредственными обрядовыми животными. Считается, что при строительстве дома, в знак достатка, под одним из углов зарывали череп лошади. Не следует упускать из вида непосредственный элемент украшения русской избы – конек. Любые обереги в виде коня имели определенный сакральный смысл. Согласно верованиям древних славян, конь – символ добра и счастья, мудрость Богов порою являлась людям через это животное. Культ коня связан с почитанием солнца.[49] Также, помимо бытовых нужд, лошади использовались для ведения военных действий. При повествовании об обрах был сделан акцент на том, что русь обучалась ведению войны на лошадях именно у авар. Позднее, Византийские историки не раз упомянут всадников в славянском войске.

Помимо скотоводства, широкое распространение получили охота и рыболовство. Охота была хорошо развита в северных районах. Огромные площади лесов давали просторные охотничьи угодья. Рыболовство было развито повсеместно по всей территории Восточно-Европейской территории. При раскопках поселений, в остеологическом материале «…были найдены кости кабана, лося, оленя, медведя, бобра, лисицы, куницы, зайца и некоторых других. Кабан и олень были, по-видимому, основным объектом охоты. Охота на них давала наиболее ощутимые результаты. Судя по костным остаткам, преобладала охота в лесу. Постоянно охотились и на птиц. Главной целью охоты на кабана, лося, оленя, медведя и некоторых других зверей было получение мяса. Охота на куниц, лисиц и бобров велась прежде всего ради пушнины

Основными орудиями охоты на зверя служили лук и копье. Железные наконечники стрел найдены на многих славянских поселениях. Большинство из них не приспособлено специально для охоты, но могло быть использовано при этом. Специально охотничьими были костяные наконечники для стрел, нередко встречаемые на памятниках лесной зоны восточнославянской территории, и некоторые железные наконечники. Для охоты на птицу и мелких зверей широко применялись, как известно из более поздних письменных источников, силки и ловчие сети.

О рыбной ловле свидетельствуют находки костей и чешуи рыб, а также орудия рыболовства. Остатки рыб отмечены исследователями на многих поселениях, где велись более или менее крупные раскопки. Судя по этим материалам, ловили щуку, сазана, судака, леща, сома, осетра и др. Нередко находят железные рыболовные крючки. Среди них, обычно, крупные – 6-10 см в длину. Такие крючки предназначались для ловли крупных рыб – щук, сомов и т.п. Применялись и гарпуны, но более широко, использовались сети, неводы и всевозможные плетеные приспособления. Среди археологических находок сравнительно часты рыболовные грузила – глиняные или каменные, различных форм. В качестве грузил использовались и просверленные фаланги коров. Об употреблении сетей для рыбной ловли говорят и находки роговых кочедыков.

Охоте и рыболовству принадлежала подсобная роль в хозяйстве славянского населения при господствующем значении земледелия и скотоводства»[50].

Судя по данным археологических источников бортничество получило широкое распространение по большей части территории восточнославянских земель. Меды применялись в медицине, а также продавались Византии и странам Востока. И.А. Реуцкий пишет: «На Руси культурное бортничество было важной отраслью ведения хозяйства. Это подтверждает тот факт, что в летописях Нестора было изложено законоположение по охране бортных деревьев и о наложении большого штрафа за их порчу. Мед, воск, меха на Руси были основным товаром при плате дани князьям и во внешней торговле»[51].

В.В. Седов также убежден, что «…о роли бортничества у восточных славян мы можем судить по жертвоприношению, открытому при раскопках в Новгороде в слое первой половины Х века. На месте, где оно было совершено первыми поселенцами одного из районов города, найдены расположенные по кругу семь деревянных ковшей и два куска воска, имевших форму правильных полукругов. Это – следы братчинного пира славян-язычников, в хозяйственной деятельности которых большое место принадлежало бортничеству»[52].

Кузнечному делу предавалось особое значение. Кузнецов приравнивали к знахарям, а позднее, при распространении христианства, жутко боялись кузнецов-язычников. Кузнец, подобие Сварога (языческий бог созидающий явь и перековывающий души мертвых во сварге) в мире людей, пользовался уважением славянского народа.

При раскопках, значительную часть изделий из металла составляли бытовые изделия – ножи, шилья, гвозди, ножницы, пряжки, а также оружие – мечи, наконечники для стрел и копий.    

На территории Киевской Руси первые мечи были найдены в славянских погребениях IX века. Ко времени этих находок, археологи успели изучить найденные ранее мечи скандинавского типа. Первоначально считалось, что славяне пользовались импортными мечами, привезенными из Европы, однако эту версию опровергла очередная находка. Меч был найден в местечке Форщеватая, что находится на Украине. Принадлежал, первоначально он, к скандинавскому типу. Однако, после обработки клинка специальным составом, на нем проступили кириллические буквы «ЛЮДОТА КОВАЛЬ». Так подписывал свои произведения славянский кузнец, в VIII-IX вв. Стоп! А как же письменность? Согласно научным теориям письменность необразованным славянам принесли Кирилл и Мефодий. Да и читать и писать кузнецы в большей своей части научились, вероятно, после реформ Луначарского. Однако, находка подтвердила совсем противоположное.

Озар Ворон пишет: «…русские мастера создали свой, легко узнаваемый тип каролинга. Клинок и рукоять («черен») были длиннее. Перекрестье («крыж») было не прямым, как на каролингах франкской работы, а дугой, с выгнутыми к клинку концами. Так же, дугой, обращенной к рукояти, был изогнут внутренний край набалдашника-противовеса, венчавшего рукоять («яблока»). Все отличия сводились к одному – из первоначально пехотного меча сделать оружие всадника! Таким мечом можно было не только рубить, но и сечь с седла». В Болгарии после боев с войском Святослава Игоревича, византийские мародеры собирали мечи «россов»,а «за четверть века до того в Закавказье местные мусульмане в поисках мечей разрывали могилы руссов, умерших от заразы. Нужно помнить, какой оправданный ужас внушали тогда людям моровые поветрия, чтоб оценить этот факт!»[53]. Озар делает вывод, что мечи ковали не только для нужд Руси, но и на экспорт. Продавали на Восток. А там, в стране дамасских клинков, находили их отличными. Следует отметить, что к тому времени славянские мастера научились сплавлять железо со сталью и получать слоистые изделия. В число таких изделий и входили мечи[54].

К VIII-IX вв. наладились прочные экономические отношения Руси со странами Востока. Первоначально ввозимые из Азии ювелирные изделия, чернь, отличались своей оригинальностью, но через короткий промежуток времени славянские мастера освоили технику изготовления ювелирных изделий востока. Теперь помимо точного копирования восточных украшений, ювелиры Руси вводили в новые стили и мотивы в изделиях[55].

О производстве тканей, по мнению В.В. Седова, можно сделать следующие выводы: «Прядение, как свидетельствуют повсеместные находки пряслиц, было широко распространенной отраслью хозяйственной деятельности. Прядением, очевидно, занимались почти в каждом доме, в каждой семье. Прядение волокна производилось при помощи деревянного веретена с пряслицами. Пряслица, сделанные преимущественно из глины, имели различную форму: известны биусеченноконические, дисковидные, цилиндрические и др. Начиная с VII в. как на южных, так и на северных поселениях появляются пряслица, вырезанные из мягких пород камня.

Для изготовления тканей в лесной зоне Восточной Европы употреблялся вертикальный ткацкий станок. В Старой Ладоге в слоях IX-X вв. найдены глиняные диски, служившие грузилами таких станков. Горизонтальный ткацкий станок здесь появился, по-видимому, в X-XI вв., но материалов для определения точного времени его распространения нет. Ткани, происходящие из нижних горизонтов культурных отложений Старой Ладоги, определенно изготовлены на вертикальном ткацком станке […]. Староладожские ткани в основном были шерстяными. Они выполнены в традиционной технике ткачества, распространенной в Северной Европе во второй половине I и начале II тысячелетия н.э.

Можно предполагать, что в южнорусских землях славяне второй половины I тысячелетия н.э. уже знали горизонтальный ткацкий стан […] На некоторых славянских поселениях в Прутско-Днестровском междуречье выявлены фрагменты глиняной посуды с отпечатками ткани. Они дают некоторое представление о характере ткани, из которой шилась повседневная одежда славян. Это довольно тонкое полотно с прямым переплетением»[56].

Что касается одежды славян, этому можно посвятить не одну научно-исследовательскую работу. Каждый племенной союз славян обладал своими знаками различия в одежде. Многие историки занимались изучением народного костюма и работ написано немало на данную тему. Однако пару слов о народном костюме все-таки нужно сказать, потому что эта тема будет интересовать нас, но уже с точки зрения медицины.

Арабский историк Ибн Русте в Х веке описывая русов замечает, что «…они соблюдают чистоту своих одежд, их мужчины носят золотые браслеты». Однако, в этом же документе, автор говорит, что русы живут на острове с необычайно нездоровым климатом. Остров, как говорит автор «…покрыт лесами и болотами»[57]. Сразу вспоминаем белые льняные рубахи славян, расшитые обережным узорочьем. Вопрос: «Долго ли протянут рубахи в таком суровом климате?» Наверняка, нет. Лен, как и любое другое растительное волокно при влажном климате долго сохнет, легко разрушается и поддается гниению. Судя по всему, рубаха у руса была не одна, а менялась довольно часто. «Вы когда-нибудь пробовали отстирать льняную рубаху в холодной воде и без помощи моющих средств?» - этот вопрос задал Озар Ворон в ходе рассуждений о повседневном ношении рубахи. Вероятней всего, славяне, находясь в пределах дома, не носили выходных одежд. А рубаха с обережным узорочьем являлась не чем иным, как частью выходного костюма руса.

Народы Киевской Руси еще до ее образования, как государства тесно взаимодействовали друг с другом. Племенные союзы были тесно связаны между собой. Межплеменные отношения поддерживались благодаря постоянному потоку генов при образовании новых семей и родов. Широкая площадь территории и небольшая плотность населения Восточно-Европейской равнины вели к взаимодействиям родов посредством родственных уз. Отсутствие изоляции в данной области обеспечивало увеличение панмиксии генов и сокращение инбридинга в популяциях. Эту тему я затрону немного позже. Но к образованию единого государства, народы были крепко связаны друг с другом, обеспечивая единство популяции. Арабские авторы свидетельствуют, что русы «высокого роста, статные и смелые при нападениях». Говоря о народе, у которого поощряются кровнородственные браки, вряд ли арабский историк не напишет. Все дело в том, что при инбридинге (кровнородственных браках) возникает большая вероятность развития врожденных аномалий. Чем ближе родственник, тем больше процент вероятности. Арабские современники Х века упоминают лишь красоту русов, но никак не уродства. Следует полагать, что кровнородственные связи были запрещены.

Исходя из данных, приведенных в этой главе модно сделать вывод, что Киевская Русь IX-X века являлась развитым государством по следующим параметрам:

- высокий статус культуры, литературы, письменности, мифологии, обрядности славян-язычников;

- политическая структура государства;

- правовая и судебная деятельность;

- военная мысль и практическая военная подготовка;

- экономические связи, посольства и дипломатия;

- сельское хозяйство, ремесла;

- судоходство, география;

- градостроительство;

- медицина и др.

По всем вышеперечисленным параметрам «молодое» государство никаким образом не уступало своим соседям. Оно пережило авар, хазар, мадьяр, печенегов, при постоянных их набегах на приграничные территории. Под предводительством Святослава Игоревича разгромило Хазарский Каганат и расширило свои территории. Выдержало и нападки Восточного Рима со знаменитым «греческим огнем». Выдержало. Под постоянным прессом агрессивных соседей государство обязано было развиваться прогрессивно для отражения атак агрессоров. Если бы этого не произошло, «добродушные» соседи с огромным удовольствием подчинили бы себе славян, а Киевская Русь канула в лету.      

 

Глава II

Медицина Киевской Руси

Проблематика понятия.

    Для того, чтобы понять, о чем пойдет речь в данной главе, следует разобраться, что означает термин «медицина». Итак, заглядываем в словарь Ожегова. Читаем: «Медицина - совокупность наук о здоровье и болезнях, о лечении и предупреждении болезней»[58].

Ниже следует другое определение термина: «Медицина - совокупность наук о здоровье и болезнях, о лечении и предупреждении болезней, а также
практическая деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней»[59].

Медицина подразделяется на научную и народную. Вот с научной более или менее понятно. Физики, математики, фармакологи, биохимики и другие специалисты различных областей науки приводят логические, метрические и цифральные объяснения процессам, происходящим в организме человека под действием определенных факторов воздействия. Если эти факторы воздействия являются благоприятными и оказывают лечебный эффект на организм человека, то их помещают в раздел научной медицины. Сюда с некоторых пор относится ультрафиолетовое излучение, лазер, радиация и т.д.

Термин народная медицина также нуждается в определении. Согласно приказу Минздрава РФ №222 от 20.09.1993 г.[60], «Народная медицина – это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». Особое внимание хочу уделить последней строке: «…не зарегистрированные (методы) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». То есть, если терапевтическому средству есть научное объяснение, но оно не зарегистрировано законодательством Российской Федерации, по каким либо причинам, то оно сразу относится к народной медицине. И совсем ничего, что до образования законодательства Российской Федерации остается всего-навсего 10 – 11 веков. А с другой стороны, какая больному человеку разница, согласно какой медицине его будут лечить, главное чтоб помогло. К народной медицине относят заговоры, лечение продуктами жизнедеятельности пчел (апитерапия), бани, продукты животного происхождения (желчь, кровь, мясо и т.д.). Кстати, апитерапию до сих пор никак не переведут в разряд научной медицины, хотя имеются к этому предпосылки. До сих пор из обихода не выходят различные обереги, получившие свое развитие еще в дохристианские времена. У меня возникает вопрос: «Куда отнести действие воды и звука? К научной, или к народной медицине?». По сути дела, заговоры на воду используются по сей день. И всегда они относились к разделу народной медицины, однако, с развитием науки были доказаны некоторые лечебные свойства воды и звуковых волн. Так что теперь мы можем их относить и к научной медицине? Неспроста же древние так ценили воду и слово. Знали, значит. Знали свойства веществ так, как не знаем мы. Можно с этим не соглашаться. Ведь нет у историков на руках документов, письменных источников этих знаний. Нет. Пока нет. Но, как говорится, незнание законов не освобождает от ответственности.

Что касается вопросов гигиены, в частности, является ли она областью медицины, то отвечу следующим образом: гигиена является наиболее древней отраслью медицины. «Гигиена - это область науки, в частности медицины, изучающая влияние условий жизни, труда на человека и разрабатывающая профилактики различных заболеваний; обеспечивающая оптимальные условия для существования; сохраняющая здоровье и продлевающая жизнь»[61]. Первые упоминания о гигиене приходятся на времена правления фараонов Древнего Египта, однако, зачатки гигиены появились вместе с первобытным человеком. Гигиена подразделяется на современную научную, занимающуюся разработкой профилактических мер и проведению мероприятий по предотвращению распространения инфекционных заболеваний, и народную гигиену – ту, которую на протяжении длительного периода времени народ применяет в обыденной жизни, иногда, даже не задумываясь о происхождении гигиенических начал совершаемых действий. Ю.П. Лисицын ставит рядом такие понятия, как «народная медицина» и «народная гигиена». Он замечает, что «с понятием народная медицина связано и представление о народной гигиене, отделение которой от медицины – условное, так как традиции, правила, наблюдения о вреде нечистого воздуха, воды, загрязнения почвы и, что особенно важно, недоброкачественного питания вошли в арсенал народной медицины и использовались в лечении и для профилактики болезней».

Итак, все, о чем пойдет речь будет относиться к медицине, но к народной, не научной. Это стоит взять в толк. Ведь тогда-то, 11 веков назад, законодательства Российской Федерации не было, как не было и самой Российской Федерации, а приказ – есть документ, действующий на всей территории государства. И еще, говорят, с приказом не спорят. Спорить не буду. Все отрасли медицины, любое направление, даже хирургию основанную на научных знаниях, я обязан отнести к народной медицине. Да простят меня хирурги!

 

2.2. Письменность и медицина.

Альфа, бета, гамма… а можете перечислить весь греческий алфавит? А составить на нем несколько предложений? Думаю, будет немного трудновато. А вот двум грекам Кириллу (827-869) и Мефодию (815-885), принесшим «кириллицу» в земли славян, придумать азбуку показалось легко. Мало того, что придумать, так еще и распространить с невероятной скоростью. Я уже упоминал меч с кириллической надписью «Людота коваль», относящийся к IX веку. «…в Новгороде найдена, в слоях Х века, очень любопытная вещь. Это деревянная бирка - своеобразная пломба для мешка с княжьей данью. Можно сказать, юридический документ! Бирка-пломба помечена личным знаком старшего сына и наследника нашего героя (Святослава), Ярополка […]. Надпись гласит: «Мечничь мех в тех метах», то есть «этим помечены мешки мечника (княжеский сборщик податей) […]. В слоях IX-X веков русских городов найдены роговые и костяные «писала» - стержни для письма. Они украшены изображениями медвежьих голов и многоликих славянских Божеств. И писали им явно не христиане […]. Ибн Фадлан пишет, что на могиле сородича русы установили столб с его именем и именем «царя русов». Другой араб, Аль Недим, видел некий «пропуск», начертанный русским воеводой для посла иноземцев на куске белого дерева»[62]. Это еще не все доводы, которые приводит Озар Ворон для того, чтобы доказать, что письменность на Руси существовала и без участия Кирилла и Мефодия. Еще одним источником древнеславянской письменности является так называемая «Велесова Книга». Ее авторы неизвестны, однако, можно с уверенностью сказать, что писалась она древними славянами-язычниками.

Вот почему у двух алфавитов, греческого и русского так мало общего.

Однако, все таки, Солунские братья внесли свой вклад в русскую письменность. Было изъято несколько букв и звуков, не представляющих для греков особой важности. Так «велесовица», настоящая русская письменность, была переделана в «глаголицу». Но с этой реформой русская речь потеряла намного больше, чем просто несколько звуков. Она потеряла энергию, говоря о сакральном, а если перевести на язык физики, волновые колебания определенной частоты, определенным образом воздействующие на наш организм. «При христианизации в азбуке были уничтожены девять важнейших русских образов, за что монахи (Кирилл и Мефодий) получили карьерное продвижение, их причислили к лику святых.

Мы также привыкли считать, что реформа русского языка 1917-1918 г. от Ульянова-Луначарского ликвидировала неграмотность в стране. Миллионы простых крестьян и рабочих взялись за учебники. На самом же деле они не учились, они переучивались […]. Луначарский не только сократил азбуку еще раз. Он заменил все буквенные образы на фонемы. Азбука исчезла. Ее подменили алфавитом.»[63].

Что мы можем почерпнуть из источников исследуемого периода? Летописец Нестор упоминал о клятве, данной Святославом в Доростоле, датируемой 971 годом. Нестор пишет: «…будем прокляты от бога, в которого веруем, — в Перуна и в Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и своим оружием посечены будем…»[64]. А вам ничего не говорят слова «…желты, как золото…»? При заболеваниях печени, изменяется пигментация кожи. Кожа становится золотым цветом. Судя по всему, летопись утверждает наличие эпидемии гепатита.

Таким образом прослеживается взаимосвязь письменных источников того времени с развитием и распространением медицины.

          


Дата: 2019-12-22, просмотров: 219.