Краткая характеристика Киевской Руси IX в.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Медицина Киевской Руси

IX - XI веков

 

девиз «Русь»

 

 

Г .

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….......3

 

1. Краткая характеристика Киевской Руси IX в…………………..….…….8

1.1. Географическая характеристика Киевской Руси IX в………….8

1.2. Территориальное устройство Киевской Руси IX в……………..9

1.3. Народы, граничащие с Киевской Русью в VIII-XI вв…….…...13

1.4. Хозяйство и быт славян IX-XI вв………………………..……..30

 

2. Медицина Киевской Руси……………………………………………….41

2.1. Проблематика понятия………………………..………………...41

2.2. Письменность и медицина………………………..…………….43

2.3. Средства традиционной народной медицины

  Киевской Руси IX-X вв……….………………………………....45

2.4. Гигиена Киевской Руси IX-XI вв………………..…..………….56

 

Заключение………………………………………………………………….61

 

Библиография……………………………………………………………….62

Введение

Актуальность темы исследования. Множество устремлений историков, как прошлого, так и настоящего направлено на разработку и исследование моделей возникновения и развития государства Киевская Русь. Со времен идей Герарда-Фридриха Миллера прошло почти триста лет. Его теория «Происхождение народа и имени российского» все чаще оказывается в центре внимания современных деятелей науки. Все чаще о ней высказываются: «неправдоподобная», «ложная».

Течение научной мысли двадцатого века дало развитие новым взглядам на ход истории Киевской Руси. Актуальными представились вопросы о происхождении славян, их религии, государственного устройства, культуры народов. Увы, большинство источников не дошло до нас в своем подлинном виде. С приходом христианства на Русь огромное количество памятников язычества было уничтожено. Большие трудности в изучении данного периода создают немногочисленные летописи авторов того периода, с расхождениями в текстах, описывающих одну и ту же картину происходящего.

Таким образом ученые, сопоставляя данные письменных источников, археологических раскопок, дошедших до наших дней памятников культуры строят новые модели устройства Киевской Руси.

    Среди исследуемых областей особо часто выделяются религия, культура и государственный строй, однако редко где упоминается медицина. Собственно, чаще она упоминается, как отсутствующая область. Мол, не было ее и все тут. Иногда можно услышать, что на Руси всю жизнь водкой лечились. Вот и вся медицина. Часть ученых (к счастью небольшая) доходит до абсурда, говоря о восточных славянах Х века, как о необразованном, некультурном народе, обитающем в лесах и носящим набедренные повязки. Что говорить о временах одиннадцативековой давности, если в 2008 году недалекие соседи думали, что по улицам Москвы свободно разгуливают медведи.

    С ходом истории государства российского почти все сферы жизни русского народа подвергались неизменным метаморфозам. Происходил видимый прогресс в областях сельского хозяйства, политической жизни государства, религиозных воззрений народа, общественной жизни. В связи с научным прогрессом и переходом общества на новый вышестоящий уровень, якобы, и появилась медицина на территории российского государства. Есть мнения, что медицина на Руси возникла лишь после того, как Русь была крещена и установилась прочная связь последней с Византией. Кирилл и Мефодий, якобы, изобрели письменность и тогда стали появляться книги медицинского содержания, «травники», «зелейники» и т.п. В монастырях византийскими «лечцами» практиковались методы эмпирической медицины, фитотерапии, ухода за больными. В широких кругах общества, вдруг, откуда ни возьмись, появилась народная медицина. Забавно, не правда ли? Сначала утверждая, что медицины вовсе не было, ученые умы наткнулись на новую сферу жизни общества, реактивно распространившуюся по территории славянских земель за какие – то 3 века. Как это назвать я пока не знаю. Массовый гипноз? Известно, что народная медицина распространена и по сей день. А откуда она возникла? Чем могли быть обоснованы сходства и различия между медициной соседствующих с Русью государств и медициной последней? И на конец, в каком из государств медицина являлась на тот момент преуспевающей сферой общественной жизни? Вот именно эти вопросы подтолкнули меня к написанию данной работы.    

    Недостаточная изученность такой важной области, как медицина Киевской Руси, заключает актуальность этой работы. Интерес для меня также представляет проведение параллели между медициной соседствующих с Киевской Русью развитых государств и непосредственно медициной Киевской Руси, а также анализ полученных данных и построение соответствующих выводов.                          

Объектом исследования является медицина Киевской Руси.

Предметом исследования является:

-   народная, традиционная и научная медицина Киевской Руси;

-   медицина государств – соседей Киевской Руси;

-   социо-культурное влияние медицины на сферы жизни народа;

-   миграция элементов врачевания среди соседствующих народов.

Хронологические рамки исследования. Мною выбран наиболее показательный период в развитии медицины Киевской Руси. Это IX – XI века. Именно этот период характеризуется наиболее важными и выраженными реформами, затрагивающими все слои населения. Также он характеризуется великими войнами, обусловившими в итоге расширение территории государства, взаимопроникновение культур и развитие медицины.

Территориальные рамки исследования: Киевская Русь IХ века охватывала значительную территорию Восточной Европы. Северными границами считались Ладожское и Чудское озера. Южной – Черное море. Территория государства ограничивалась Вислой с запада и Волгой с востока.

Историография исследования: Степень изученности данной темы не велика. Современные ученые при написании научных трудов пытаются охватить достаточно объемную область, не выделяя при этом каких-либо характерных черт и периодов. В итоге историкам удается донести лишь малую часть той информации, которая является основополагающей для изучения предмета.

    Среди ученых, занимавшихся проблематикой медицины Киевской Руси можно выделить Ю.П. Лисицина, С.М. Марчукову, Т.С. Сорокину.

Цель работы: Исследование медицины, как основополагающей социо-культурной сферы жизнедеятельности человека и общества в целом в период образования и развития Киевской Руси в IX – XI века.

    Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи: 

- исследовать общественно – политический строй Киевской Руси того периода;

- проанализировать бытовую сферу жизни общества того периода;

- исследовать медицину, как область регулирующую взаимоотношения родовых общин и народов;

- сравнить достижения медицины, соседствующих с Киевской Русью государств(Византия, Хазарский Каганат) и достижения медицины последней;

- исследовать миграцию традиций врачевания между государствами-соседями.

Научная новизна работы. При написании данной работы была сделана попытка комплексного и более глубокого исследования медицины Киевской Руси IX–XI вв. Детально исследовалась народная традиционная медицина. Давалось научное обоснование некоторым народным практикам лечения.

Проводилось сравнение и взаимовлияние медицины Киевской Руси с медициной преуспевающих государств(Византия, Хазария).

Основные методологические принципы исследования. Методология исследования базируется на применении:

1. общенаучных методов;

2. принципов исторического анализа;

3. подходов социокультурного анализа:

- историзм позволяет рассматривать явление в развитии, как имеющее историю возникновения, становления и исчезновения. На его применении базируется исследование эволюции социальных институтов;

- системный подход как рассмотрение совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих объектов, предполагает учет широкого исторического контекста, многообразия социально-политических структур и экономических институтов;

- объективность включает комплексное рассмотрение различных источников, их анализ и сопоставление;

- восхождение от конкретного к абстрактному предполагает раскрытие сущности объекта как целого на основе совокупности с характеризующих объект признаков;

- восхождение от абстрактного к конкретному позволяет получить глубокое содержательно-конкретное знание;

- историко-генетический метод основан на последовательном раскрытии свойств объекта в процессе его исторического движения. Он способствует изучению эволюции социально-политических институтов;

- историко-сравнительный метод подразумевает сопоставление различных явлений. Он открывает возможности выявления общего и особенного однотипных и разнотипных объектов на различных уровнях взаимодействия;

- историко-системный метод характеризуется целостным охватом познавательной исторической реальности, раскрытием внутренних механизмов функционирования систем;

- социокультурный анализ основан на признании психологического фактора как равноценного в исторической системе.

    Использование совокупности подходов позволяет осуществить комплексное рассмотрение проблемы исследования.

Практическая значимость исследования. Данная исследовательская работа обобщает известные к настоящему моменту данные о народной медицине Киевской Руси. Расширяет горизонты научной работы по этой проблематике.

                                            

 

 

Глава I

Медицина Киевской Руси

Проблематика понятия.

    Для того, чтобы понять, о чем пойдет речь в данной главе, следует разобраться, что означает термин «медицина». Итак, заглядываем в словарь Ожегова. Читаем: «Медицина - совокупность наук о здоровье и болезнях, о лечении и предупреждении болезней»[58].

Ниже следует другое определение термина: «Медицина - совокупность наук о здоровье и болезнях, о лечении и предупреждении болезней, а также
практическая деятельность, направленная на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней»[59].

Медицина подразделяется на научную и народную. Вот с научной более или менее понятно. Физики, математики, фармакологи, биохимики и другие специалисты различных областей науки приводят логические, метрические и цифральные объяснения процессам, происходящим в организме человека под действием определенных факторов воздействия. Если эти факторы воздействия являются благоприятными и оказывают лечебный эффект на организм человека, то их помещают в раздел научной медицины. Сюда с некоторых пор относится ультрафиолетовое излучение, лазер, радиация и т.д.

Термин народная медицина также нуждается в определении. Согласно приказу Минздрава РФ №222 от 20.09.1993 г.[60], «Народная медицина – это методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». Особое внимание хочу уделить последней строке: «…не зарегистрированные (методы) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации». То есть, если терапевтическому средству есть научное объяснение, но оно не зарегистрировано законодательством Российской Федерации, по каким либо причинам, то оно сразу относится к народной медицине. И совсем ничего, что до образования законодательства Российской Федерации остается всего-навсего 10 – 11 веков. А с другой стороны, какая больному человеку разница, согласно какой медицине его будут лечить, главное чтоб помогло. К народной медицине относят заговоры, лечение продуктами жизнедеятельности пчел (апитерапия), бани, продукты животного происхождения (желчь, кровь, мясо и т.д.). Кстати, апитерапию до сих пор никак не переведут в разряд научной медицины, хотя имеются к этому предпосылки. До сих пор из обихода не выходят различные обереги, получившие свое развитие еще в дохристианские времена. У меня возникает вопрос: «Куда отнести действие воды и звука? К научной, или к народной медицине?». По сути дела, заговоры на воду используются по сей день. И всегда они относились к разделу народной медицины, однако, с развитием науки были доказаны некоторые лечебные свойства воды и звуковых волн. Так что теперь мы можем их относить и к научной медицине? Неспроста же древние так ценили воду и слово. Знали, значит. Знали свойства веществ так, как не знаем мы. Можно с этим не соглашаться. Ведь нет у историков на руках документов, письменных источников этих знаний. Нет. Пока нет. Но, как говорится, незнание законов не освобождает от ответственности.

Что касается вопросов гигиены, в частности, является ли она областью медицины, то отвечу следующим образом: гигиена является наиболее древней отраслью медицины. «Гигиена - это область науки, в частности медицины, изучающая влияние условий жизни, труда на человека и разрабатывающая профилактики различных заболеваний; обеспечивающая оптимальные условия для существования; сохраняющая здоровье и продлевающая жизнь»[61]. Первые упоминания о гигиене приходятся на времена правления фараонов Древнего Египта, однако, зачатки гигиены появились вместе с первобытным человеком. Гигиена подразделяется на современную научную, занимающуюся разработкой профилактических мер и проведению мероприятий по предотвращению распространения инфекционных заболеваний, и народную гигиену – ту, которую на протяжении длительного периода времени народ применяет в обыденной жизни, иногда, даже не задумываясь о происхождении гигиенических начал совершаемых действий. Ю.П. Лисицын ставит рядом такие понятия, как «народная медицина» и «народная гигиена». Он замечает, что «с понятием народная медицина связано и представление о народной гигиене, отделение которой от медицины – условное, так как традиции, правила, наблюдения о вреде нечистого воздуха, воды, загрязнения почвы и, что особенно важно, недоброкачественного питания вошли в арсенал народной медицины и использовались в лечении и для профилактики болезней».

Итак, все, о чем пойдет речь будет относиться к медицине, но к народной, не научной. Это стоит взять в толк. Ведь тогда-то, 11 веков назад, законодательства Российской Федерации не было, как не было и самой Российской Федерации, а приказ – есть документ, действующий на всей территории государства. И еще, говорят, с приказом не спорят. Спорить не буду. Все отрасли медицины, любое направление, даже хирургию основанную на научных знаниях, я обязан отнести к народной медицине. Да простят меня хирурги!

 

2.2. Письменность и медицина.

Альфа, бета, гамма… а можете перечислить весь греческий алфавит? А составить на нем несколько предложений? Думаю, будет немного трудновато. А вот двум грекам Кириллу (827-869) и Мефодию (815-885), принесшим «кириллицу» в земли славян, придумать азбуку показалось легко. Мало того, что придумать, так еще и распространить с невероятной скоростью. Я уже упоминал меч с кириллической надписью «Людота коваль», относящийся к IX веку. «…в Новгороде найдена, в слоях Х века, очень любопытная вещь. Это деревянная бирка - своеобразная пломба для мешка с княжьей данью. Можно сказать, юридический документ! Бирка-пломба помечена личным знаком старшего сына и наследника нашего героя (Святослава), Ярополка […]. Надпись гласит: «Мечничь мех в тех метах», то есть «этим помечены мешки мечника (княжеский сборщик податей) […]. В слоях IX-X веков русских городов найдены роговые и костяные «писала» - стержни для письма. Они украшены изображениями медвежьих голов и многоликих славянских Божеств. И писали им явно не христиане […]. Ибн Фадлан пишет, что на могиле сородича русы установили столб с его именем и именем «царя русов». Другой араб, Аль Недим, видел некий «пропуск», начертанный русским воеводой для посла иноземцев на куске белого дерева»[62]. Это еще не все доводы, которые приводит Озар Ворон для того, чтобы доказать, что письменность на Руси существовала и без участия Кирилла и Мефодия. Еще одним источником древнеславянской письменности является так называемая «Велесова Книга». Ее авторы неизвестны, однако, можно с уверенностью сказать, что писалась она древними славянами-язычниками.

Вот почему у двух алфавитов, греческого и русского так мало общего.

Однако, все таки, Солунские братья внесли свой вклад в русскую письменность. Было изъято несколько букв и звуков, не представляющих для греков особой важности. Так «велесовица», настоящая русская письменность, была переделана в «глаголицу». Но с этой реформой русская речь потеряла намного больше, чем просто несколько звуков. Она потеряла энергию, говоря о сакральном, а если перевести на язык физики, волновые колебания определенной частоты, определенным образом воздействующие на наш организм. «При христианизации в азбуке были уничтожены девять важнейших русских образов, за что монахи (Кирилл и Мефодий) получили карьерное продвижение, их причислили к лику святых.

Мы также привыкли считать, что реформа русского языка 1917-1918 г. от Ульянова-Луначарского ликвидировала неграмотность в стране. Миллионы простых крестьян и рабочих взялись за учебники. На самом же деле они не учились, они переучивались […]. Луначарский не только сократил азбуку еще раз. Он заменил все буквенные образы на фонемы. Азбука исчезла. Ее подменили алфавитом.»[63].

Что мы можем почерпнуть из источников исследуемого периода? Летописец Нестор упоминал о клятве, данной Святославом в Доростоле, датируемой 971 годом. Нестор пишет: «…будем прокляты от бога, в которого веруем, — в Перуна и в Волоса, бога скота, и да будем желты, как золото, и своим оружием посечены будем…»[64]. А вам ничего не говорят слова «…желты, как золото…»? При заболеваниях печени, изменяется пигментация кожи. Кожа становится золотым цветом. Судя по всему, летопись утверждает наличие эпидемии гепатита.

Таким образом прослеживается взаимосвязь письменных источников того времени с развитием и распространением медицины.

          


Заключение

В ходе мировой истории ярко прослеживаются две параллельно идущие линии. Это линия прогрессивного развития человечества и сопутствующая ей линия медицины.

Разумного человека на протяжении всего его существования заботила проблематика благополучного и комфортного устройства своей жизни, и жизни своей семьи. Во все времена имела место прямая зависимость: здоровый индивид – здоровая семья – здоровое государство. В исследуемый период Киевской Руси наблюдалась тенденция к пониманию и сохранению данной зависимости. Огромное значение придавалось объяснению этиологии различных заболеваний, лечению, и меры их предупреждения.

В данной работе была сделана попытка сравнения уровня общего развития государства восточных славян IX-XI века с государствами – лидерами (Византия, Хазарский Каганат, страны Востока) рассматриваемого периода. Были выявлены некоторые закономерности развития и организации жизни населения выше перечисленных стран. Главной задачей являлось изучение и сравнение медицины Киевской Руси с таковой в странах-соседях. Нахождение генеральных отличий и сходств, а также попытка объяснения их появления у разных народов.

Итак, не смотря на то, что история медицины восточных славян эпох раннего и среднего средневековья является под постоянным надзором опытных глаз ученых, до сих пор остается огромный пласт, скрытой от наших глаз информации о такой незаменимой отрасли жизни человека, как медицина.         

Область исследования широка настолько, насколько можно ее представить. Я думаю, что многие открытия в этой сфере будут сделаны в будущем и, насколько далеким представится будущее, зависит только от активности ученых историков.

 

Библиография

1. Асов А.И., Коновалов М.Ю. Древние арийцы, славяне, Русь. – Москва: ”Вече”,2004.

2. Багрянородный Константин. Об управлении империей // PDF-формат

3. Греков Б.Д. Киевская Русь. – М., 1953. – 567 с.

4. Лисицин Ю.П. История медицины: учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.

5. Литаврин Г.Г. Византийская империя во второй половине VII-XII в // КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ. – М., 1989.

6. Лихачев Д.С. Повесть временных лет. – Москва-Augsburg, 2003 // PDF-формат.

7. Марчукова С.М. Медицина в зеркале истории. – М., 2003.

8. Озар. Святослав Хоробрее: ИДУ НА ВЫ! – М.: Белые альвы, 2006. – 304 с.

9. Петрухин, В.Я. Древняя Русь IX в. – 1263 г. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – 190 с.

10. Приказ МЗ РФ от 20.09.1993 г. №222 «О мерах по реализации основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» // PDF-формат.

11. Реуцкий И.А. Лечение медом и другими продуктами пчеловодства. Рекомендации для врачей и пациентов. – М.: Эксмо, 2007. – 448 с.

12. Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. - М.: Изд-во АН СССР, 1948. 792с. // PDF-формат.

13. Рыбаков Б.А. Русь и Хазария / Сб. статей. - М., 1952.

14. Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIIIвв. // Под ред. Б.А.Рыбакова. –М., 1982.

15.   Семенова М. Мы – славяне! Популярная энциклопедия . – СПб.:  Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. – 560 с.

16. Сорокина Т.С. История медицины: учебник. – М.: Академия, 2009.

17. Толочко П.П. Кочевые народы степей и Киевская Русь. – СПб.: Алетейя,  2003. -160 с.

18. Феофилакт Симокатта. История / Пер. С.П. Кондратьева. - М., 1957 // PDF-формат.

19. Фроянов И.Я. Рабство и данничество у восточных славян. – СПб.: Издательство С.- Петербургского университета, 1996. – 512 с.

20. Хабургаев Г.А. Этнонимия «Повести временных лет». -  М., Изд-во Моск. ун-та, 1979. - 232 с.

21. Фильм: «Вода». Режиссер-постановщик: А. Попова, Авторы сценария: М. Вайгер; М. Дайновец

22. Фильм Игры Богов». Режиссер-постановщик: Сергей Стрижак. 2007.

23. http://www.ozhegov.ru

24. http://ru.wikipedia.org

25. http://www.tiensmed.ru/news/apiterapia-wiki/

26. http://www.menyanthes.pp.ru/

27. http://auramoscow.ru/lithotherapy.html


[1] Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. // Под ред. Б.А. Рыбакова.– М., 1982. - С.5.

[2] Озар. Святослав Хоробрее: ИДУ НА ВЫ! – М.: Белые альвы, 2006. – С. 10-11.

[3] Асов А.И., Коновалов М.Ю. Древние арийцы, славяне, Русь. – Москва: ”Вече”. - 2004. - С.82.

[4] Лихачев Д.С. Повесть временных лет. Перевод.– Im Werden Verlag. – Москва, 2003.//PDF-формат. –С. 5.

[5] Хабургаев Г.А. Этнонимия «Повести временных лет». - М., Изд-во Моск. ун-та, 1979.  – С. 202.

[6] Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. // Под ред. Б.А. Рыбакова. – М., 1982. - С.6.

[7] Лихачев Д.С. Повесть временных лет. Перевод.–Im Werden Verlag. – Москва-Augsburg. - 2003. // PDF-формат.  – С. 6.

[8] Там же. – С. 8.

[9] Толочко П.П. Кочевые народы степей и Киевская Русь.  – СПб.: Алетейя, 2003. – С. 14-15.

[10] Там же. – С.15.

[11] Феофилакт Симокатта. История // Перевод С.П. Кондратьева. - М., 1957. // PDF-формат. – С. 178.

[12] Асов А.И., Коновалов М.Ю. Древние арийцы, славяне, Русь. – Москва: ”Вече”, 2004. - С.79.

[13] Лихачев Д.С.Повесть временных лет. Перевод.– Im Werden Verlag.–Москва-Augsburg. – 2003 // PDF-формат. – С. 5.

 

[14] Толочко П.П. Кочевые народы степей и Киевская Русь.  – СПб.: Алетейя, 2003. - С.19.

[15] Толочко П.П. Кочевые народы степей и Киевская Русь. – СПб.: Алетейя, 2003. – С.19-20.

[16] Греков Б.Д. Киевская Русь. – М., 1953. – С. 489.

[17] Рыбаков Б.А., Русь и Хазария. - М., 1952. – С.76-88.

[18] Лихачев Д.С.Повесть временных лет. Перевод.– Im Werden Verlag.– Москва-Augsburg. 2003 // PDF-формат. – С. 5.

[19] Греков Б.Д. Киевская Русь. – М., 1953. – С. 489.

[20] Петрухин, В.Я. Древняя Русь IX в. – 1263 г.– М., 2005. – С. 49.

[21] Там же.

[22] Толочко П.П. Кочевые народы степей и Киевская Русь. – СПб.: Алетейя, 2003. – С. 24.

[23] Толочко П.П. Кочевые народы степей и Киевская Русь. СПб.: Алетейя, 2003. – С. 24-25.

[24] Там же. – С.25.

[25] Там же. - С.25.

[26] Лихачев Д.С. Повесть временных лет. Перевод.– Москва-Augsburg, 2003. – С. 9..

[27] Толочко П.П. Кочевые народы степей и Киевская Русь. – СПб.: Алетейя, 2003. – С. 26.

[28] Толочко П.П. Кочевые народы степей и Киевская Русь. – СПб.: Алетейя, 2003. – С. 26.

[29] Озар. Святослав Хоробрее: ИДУ НА ВЫ! – М.: Белые альвы, 2006. С. 206.

[30] Толочко П.П. Кочевые народы степей и Киевская Русь. - СПб.: Алетейя, 2003. – С. 46.

[31] Толочко П.П. Кочевые народы степей и Киевская Русь. – СПб.: Алетейя, 2003. – С. 47.

 

[32] Багрянородный Константин. Об управлении империей // PDF-формат. - С. 38-39.

[33] Лихачев Д.С. Повесть временных лет. – Москва-Augsburg, 2003. – С. 21.

[34] Лихачев Д.С. Повесть временных лет. – Москва-Augsburg, 2003. – С. 21.

[35] Озар. Святослав Хоробрее: ИДУ НА ВЫ! – М.: Белые альвы, 2006. – С. 210.

[36] Литаврин Г.Г. Византийская империя во второй половине VII—XII в. // КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ. – Москва, 1989. - С. 4.

[37] Литаврин Г.Г. Византийская империя во второй половине VII—XII в. // КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ. – Москва, 1989. - С  9.

[38] Фроянов И.Я. Рабство и данничество у восточных славян. – СПб, 1996. – С. 76. 

[39] Там же.

[40] Лихачев Д.С. Повесть временных лет. – Москва-Augsburg, 2003. – С. 22-23.

[41] Литаврин Г.Г. Византийская империя во второй половине VII—XII в. // КУЛЬТУРА ВИЗАНТИИ. – Москва, 1989. – С. 9.

[42] Семенова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. – С. 560.

[43] Озар. Святослав Хоробрее: ИДУ НА ВЫ! – М.: Белые альвы, 2006. – С. 12.

[44] Семенова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. - С. 231-232.

[45] Петрухин В.Я. Древняя Русь IX в. – 1263 г. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – С. 60.

[46] Там же.

[47] Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIIIвв. // Под ред. Б.А. Рыбакова. – М., 1982.- С. 238.

[48] Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIIIвв. // Под ред. Б.А. Рыбакова. – М., 1982. - С.238.

[49] Семенова М. Мы – славяне! Популярная энциклопедия. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. – С. 429.

[50] Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. // Под ред. Б.А. Рыбакова. – М., 1982. - С.238.

[51] Реуцкий И.А. Лечение медом и другими продуктами пчеловодства. Рекомендации для врачей и пациентов.– М.: Эксмо, 2007.С. 448.

[52] Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. // Под ред. Б.А. Рыбакова. – М., 1982. - С. 239.

[53] Озар. Святослав Хоробрее: ИДУ НА ВЫ! – М.: Белые альвы, 2006. – С. 15.

[54] Озар. Святослав Хоробрее: ИДУ НА ВЫ! – М.: Белые альвы, 2006. –С. 14-15.

[55] Рыбаков Б.А. Ремесло Древней Руси. - М.: Изд-во АН СССР, 1948. // PDF-формат. - С. 330.

[56] Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. // Под ред. Б.А. Рыбакова. – М., 1982. - С. 240.

 

[57] Петрухин, В.Я. Древняя Русь IX в. – 1263 г. – М.: АСТ: Астрель, 2005. – С. 59.

[58] http://www.ozhegov.ru

[59] Там же.

[60] Приказ МЗ РФ от 20.09.1993 г. №222 «О мерах по реализации основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» // PDF-формат. - С.51.

[61] http://ru.wikipedia.org

[62] Озар. Святослав Хоробрее: ИДУ НА ВЫ! – М.: Белые альвы, 2006. – С. 16.

[63] Фильм Сергея Стрижака «Игры Богов». Акт шестой. - 2007.

[64] Лихачев Д.С. Повесть временных лет. – Москва-Augsburg, 2003 .// PDF-формат – С. 22-23.

[65] Феофилакт Симокатта. История: Арктос. -  Москва, 1996. – С. 25.

[66] http://ru.wikipedia.org

[67] Там же.

[68] Там же.

[69] http://ru.wikipedia.org

[70] Сорокина Т.С. История медицины: учебник. – М, 2009. – С. 213.

[71] Марчукова С.М.Медицина в зеркале истории.- М., 2003. – С. 11.

[72] Феофилакт Симокатта. История: Арктос. – М.; 1996. – С. 25.

[73] http://ru.wikipedia.org

[74] http://www.tiensmed.ru/news/apiterapia-wiki/

[75] http://ru.wikipedia.org

[76] Озар. Святослав Хоробрее: ИДУ НА ВЫ! – М.: Белые альвы, 2006. –С. 20.

[77] Реуцкий И.А. Лечение медом и другими продуктами пчеловодства. Рекомендации для врачей и пациентов.– М.: Эксмо, 2007. – С. 448.

[78] http://apteka.uz/publish/doc/text40829_11_1_medicinskie_predstavleniya_v_drevnerusskih_sochineniyah

[79] http://www.menyanthes.pp.ru/

[80] http://auramoscow.ru/lithotherapy.html

[81] Фильм: «Вода». Режиссер-постановщик: А. Попова, Авторы сценария: М. Вайгер; М. Дайновец

 

[82] Фильм: «Вода». Режиссер-постановщик: А. Попова, Авторы сценария: М. Вайгер; М. Дайновец

[83] Фильм Сергея Стрижака «Игры Богов». Акт шестой, 2007.

[84] Семенова М. Мы – славяне! Популярная энциклопедия. – СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2007. – С. 227.

[85] Лисицин Ю.П. История медицины: учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – С  69.

[86] Лихачев Д.С.Повесть временных лет. – Москва-Augsburg, 2003 // PDF-формат. – С. 4.

[87] Там же. – С. 10.

[88] Феофилакт Симокатта. История. – М., 1996. – С. 8.

[89] Петрухин, В.Я. Древняя Русь IX в. – 1263 г.– М.: АСТ: Астрель, 2005. – С. 59.

[90] Там же. – С. 59.


Медицина Киевской Руси

IX - XI веков

 

девиз «Русь»

 

 

Г .

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….......3

 

1. Краткая характеристика Киевской Руси IX в…………………..….…….8

1.1. Географическая характеристика Киевской Руси IX в………….8

1.2. Территориальное устройство Киевской Руси IX в……………..9

1.3. Народы, граничащие с Киевской Русью в VIII-XI вв…….…...13

1.4. Хозяйство и быт славян IX-XI вв………………………..……..30

 

2. Медицина Киевской Руси……………………………………………….41

2.1. Проблематика понятия………………………..………………...41

2.2. Письменность и медицина………………………..…………….43

2.3. Средства традиционной народной медицины

  Киевской Руси IX-X вв……….………………………………....45

2.4. Гигиена Киевской Руси IX-XI вв………………..…..………….56

 

Заключение………………………………………………………………….61

 

Библиография……………………………………………………………….62

Введение

Актуальность темы исследования. Множество устремлений историков, как прошлого, так и настоящего направлено на разработку и исследование моделей возникновения и развития государства Киевская Русь. Со времен идей Герарда-Фридриха Миллера прошло почти триста лет. Его теория «Происхождение народа и имени российского» все чаще оказывается в центре внимания современных деятелей науки. Все чаще о ней высказываются: «неправдоподобная», «ложная».

Течение научной мысли двадцатого века дало развитие новым взглядам на ход истории Киевской Руси. Актуальными представились вопросы о происхождении славян, их религии, государственного устройства, культуры народов. Увы, большинство источников не дошло до нас в своем подлинном виде. С приходом христианства на Русь огромное количество памятников язычества было уничтожено. Большие трудности в изучении данного периода создают немногочисленные летописи авторов того периода, с расхождениями в текстах, описывающих одну и ту же картину происходящего.

Таким образом ученые, сопоставляя данные письменных источников, археологических раскопок, дошедших до наших дней памятников культуры строят новые модели устройства Киевской Руси.

    Среди исследуемых областей особо часто выделяются религия, культура и государственный строй, однако редко где упоминается медицина. Собственно, чаще она упоминается, как отсутствующая область. Мол, не было ее и все тут. Иногда можно услышать, что на Руси всю жизнь водкой лечились. Вот и вся медицина. Часть ученых (к счастью небольшая) доходит до абсурда, говоря о восточных славянах Х века, как о необразованном, некультурном народе, обитающем в лесах и носящим набедренные повязки. Что говорить о временах одиннадцативековой давности, если в 2008 году недалекие соседи думали, что по улицам Москвы свободно разгуливают медведи.

    С ходом истории государства российского почти все сферы жизни русского народа подвергались неизменным метаморфозам. Происходил видимый прогресс в областях сельского хозяйства, политической жизни государства, религиозных воззрений народа, общественной жизни. В связи с научным прогрессом и переходом общества на новый вышестоящий уровень, якобы, и появилась медицина на территории российского государства. Есть мнения, что медицина на Руси возникла лишь после того, как Русь была крещена и установилась прочная связь последней с Византией. Кирилл и Мефодий, якобы, изобрели письменность и тогда стали появляться книги медицинского содержания, «травники», «зелейники» и т.п. В монастырях византийскими «лечцами» практиковались методы эмпирической медицины, фитотерапии, ухода за больными. В широких кругах общества, вдруг, откуда ни возьмись, появилась народная медицина. Забавно, не правда ли? Сначала утверждая, что медицины вовсе не было, ученые умы наткнулись на новую сферу жизни общества, реактивно распространившуюся по территории славянских земель за какие – то 3 века. Как это назвать я пока не знаю. Массовый гипноз? Известно, что народная медицина распространена и по сей день. А откуда она возникла? Чем могли быть обоснованы сходства и различия между медициной соседствующих с Русью государств и медициной последней? И на конец, в каком из государств медицина являлась на тот момент преуспевающей сферой общественной жизни? Вот именно эти вопросы подтолкнули меня к написанию данной работы.    

    Недостаточная изученность такой важной области, как медицина Киевской Руси, заключает актуальность этой работы. Интерес для меня также представляет проведение параллели между медициной соседствующих с Киевской Русью развитых государств и непосредственно медициной Киевской Руси, а также анализ полученных данных и построение соответствующих выводов.                          

Объектом исследования является медицина Киевской Руси.

Предметом исследования является:

-   народная, традиционная и научная медицина Киевской Руси;

-   медицина государств – соседей Киевской Руси;

-   социо-культурное влияние медицины на сферы жизни народа;

-   миграция элементов врачевания среди соседствующих народов.

Хронологические рамки исследования. Мною выбран наиболее показательный период в развитии медицины Киевской Руси. Это IX – XI века. Именно этот период характеризуется наиболее важными и выраженными реформами, затрагивающими все слои населения. Также он характеризуется великими войнами, обусловившими в итоге расширение территории государства, взаимопроникновение культур и развитие медицины.

Территориальные рамки исследования: Киевская Русь IХ века охватывала значительную территорию Восточной Европы. Северными границами считались Ладожское и Чудское озера. Южной – Черное море. Территория государства ограничивалась Вислой с запада и Волгой с востока.

Историография исследования: Степень изученности данной темы не велика. Современные ученые при написании научных трудов пытаются охватить достаточно объемную область, не выделяя при этом каких-либо характерных черт и периодов. В итоге историкам удается донести лишь малую часть той информации, которая является основополагающей для изучения предмета.

    Среди ученых, занимавшихся проблематикой медицины Киевской Руси можно выделить Ю.П. Лисицина, С.М. Марчукову, Т.С. Сорокину.

Цель работы: Исследование медицины, как основополагающей социо-культурной сферы жизнедеятельности человека и общества в целом в период образования и развития Киевской Руси в IX – XI века.

    Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи: 

- исследовать общественно – политический строй Киевской Руси того периода;

- проанализировать бытовую сферу жизни общества того периода;

- исследовать медицину, как область регулирующую взаимоотношения родовых общин и народов;

- сравнить достижения медицины, соседствующих с Киевской Русью государств(Византия, Хазарский Каганат) и достижения медицины последней;

- исследовать миграцию традиций врачевания между государствами-соседями.

Научная новизна работы. При написании данной работы была сделана попытка комплексного и более глубокого исследования медицины Киевской Руси IX–XI вв. Детально исследовалась народная традиционная медицина. Давалось научное обоснование некоторым народным практикам лечения.

Проводилось сравнение и взаимовлияние медицины Киевской Руси с медициной преуспевающих государств(Византия, Хазария).

Основные методологические принципы исследования. Методология исследования базируется на применении:

1. общенаучных методов;

2. принципов исторического анализа;

3. подходов социокультурного анализа:

- историзм позволяет рассматривать явление в развитии, как имеющее историю возникновения, становления и исчезновения. На его применении базируется исследование эволюции социальных институтов;

- системный подход как рассмотрение совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих объектов, предполагает учет широкого исторического контекста, многообразия социально-политических структур и экономических институтов;

- объективность включает комплексное рассмотрение различных источников, их анализ и сопоставление;

- восхождение от конкретного к абстрактному предполагает раскрытие сущности объекта как целого на основе совокупности с характеризующих объект признаков;

- восхождение от абстрактного к конкретному позволяет получить глубокое содержательно-конкретное знание;

- историко-генетический метод основан на последовательном раскрытии свойств объекта в процессе его исторического движения. Он способствует изучению эволюции социально-политических институтов;

- историко-сравнительный метод подразумевает сопоставление различных явлений. Он открывает возможности выявления общего и особенного однотипных и разнотипных объектов на различных уровнях взаимодействия;

- историко-системный метод характеризуется целостным охватом познавательной исторической реальности, раскрытием внутренних механизмов функционирования систем;

- социокультурный анализ основан на признании психологического фактора как равноценного в исторической системе.

    Использование совокупности подходов позволяет осуществить комплексное рассмотрение проблемы исследования.

Практическая значимость исследования. Данная исследовательская работа обобщает известные к настоящему моменту данные о народной медицине Киевской Руси. Расширяет горизонты научной работы по этой проблематике.

                                            

 

 

Глава I

Краткая характеристика Киевской Руси IX в.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 228.