Рассматривая территориальное устройство славянского протогосударства того периода, следует отметить иерархию образования «земель», которые большинство историков XX века очень любили называть племенами. Итак, семья принадлежала к родовой общине и являлась ее ячейкой. Род или родовая община принадлежала племени – объединению родов по экономической и территориальной общности. Совокупность племен называется племенным союзом, или «землей». Этот вопрос затронул Озар Ворон в своей книге «Святослав». Озар говорит: «Древляне, вятичи и прочие – не племена. Летопись упоминает их в одном ряду с западнославянскими лютичами и поморянами. И земли они занимают такие же. Но лютичи – не племя. И поморяне не племя. Это, выражаясь суконным языком этнографической науки, союзы племен. Лютичи, к примеру, это ратари, хижане, чрезпняне, долечане, и еще с полдюжины племен помельче. Не меньше, наверно, племен входило в союзы древлян и кривичей. В союз вятичей, по археологическим данным входило шесть племен. Вот только союзы племен сложились у восточных славян так давно и прочно, что про отдельные племена памяти не осталось. Совсем. Видно к началу летописания никто про них не помнил.
А союз племен – это явление принципиально новое. Не родовое, а политическое, территориальное. Отсюда уже шаг – два до государства. И действительно, в союзах, упоминаемых летописью, есть и «княжение свое», и «законы отцов своих». Не обычаи, тут же отдельно упомянутые, именно законы! Еще до Рюрика «жили мирно поляне, древляне, северяне, северяне радимичи, вятичи и хорваты».
Как назвать всех этих древлян, вятичей и тиверцев не на научном жаргоне, а живым русским языком? Опять обратимся к летописцу. В один ряд с ними он ставит литву, немцев, свеев-шведов… Народы! А по-древнерусски – «земли». «Послала нас к тебе Древлянская земля» - не «племя»!»[2] Таким образом, можно предположить, что действительно, к VIII-IX векам на территории Восточной Европы, заселенной славянами действовали союзно-племенные отношения и соблюдалось территориальное княжественное деление.
Одним из первых, кто описал славян, был летописец Нестор. К XII в. было известно 13 племенных союзов. Поляне занимали центральное место среди других племён в образовании Русского государства. Их поселения приходятся на территорию среднего Поднепровья. «Летопись гласит: ”Тако же и ти словене пришедше и седоша по Днепру и нарекошася поляне…” Название “поляне” произошло от слова “поле” – открытое место. “Книга Велеса также говорит о том, что: ”На полях мы стали называться полянами”, но одновременно приводит легенду о происхождении полян от прародительницы Полевы, дочери Богумира. Это можно понимать и так, что во главе полян в древние времена стояла женщина с именем Полева, избравшаяся из рода Богумира.»[3] Среди древнейших городов полян авторы указывают Киев,
Вышгород, Василев, Белгород.
Западными соседями полян являлись древляне. Предполагается, что имя своего союзы древляне получили за то, что основная их масса проживала в лесах. Отсюда, якобы, и корень «древ» - дерево. На данный момент очень трудно рассуждать о происхождении этнонима не имея точной и объективной информации. Однако, взглянув на карты, можно увидеть большие площади лесных массивов, расположенные к западу и северо-западу от Киева. Возможно версия о происхождении слова «древляне» от территории, где они проживали верна. В летописи упоминаются также города древлян – Искоростень и Овруч.
Территории, что западнее древлян занимали бужане (волыняне, дулебы). Здесь уместен вопрос. Почему летописец упоминает один и тот же народ три раза, при чем каждый раз по-разному? Вероятно, до VII века на Волыни проживало несколько союзов. Этими союзами были и бужане и волыняне и, непосредственно, дулебы. В летописи упоминается также об обрах, как об агрессивном соседе славян. «Эти обры воевали и против славян и притесняли дулебов — также славян, и творили насилие женам дулебским: бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, четырех или пять жен и везти его — обрина, — и так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина.»[4] Возможно, что дулебы объединились в союз с волынянами для защиты своих земель от агрессора и в итоге ассимилировали.
Однако существует другая точка зрения. Г.А. Хабургаев считает, что «новое славянское население, оформившееся в том же регионе после падения «Дулебского» («Волынского») объединения, получает и новое наименование – по историческому названию области: велыняне».[5]
Дреговичи занимали территории между Припятью и Западной Двиной. «На днепровском левобережье, По Десне, Сейму и Суле, расположилась севера (северяне). Здесь же, на левом притоке Днепра – Соже, локализуются радимичи. Верховья Оки занимали вятичи. Одним из крупнейших русских племен были кривичи, заселявшие верхние течения Днепра, Волги и Западной Двины, а также, судя по поздним летописным сводам, будущую Псковскую землю. Летописец называет еще полочан, поселившихся на речке Полоте, притоке Западной Двины. Судя по данным других летописей, полочане представляли ответвление кривичей. Самым северным русским племенем были словене, жившие в обширном бассейне оз. Ильмень. Южную окраину восточнославянской территории по Днепру, Южному Бугу и Днестру занимали уличи и тиверцы, а где-то на юго-западе, по видимому в Прикарпатье, обитали хорваты». [6]
Не стоит забывать, что Нестор пишет о событиях VII века. Что же представляло из себя государство Киевская Русь к IX веку?
К IX веку союзы славян представляют собой отдельные друг от друга автономные единицы. Автономны, как по экономическим, военным, социальным, так и культурным показателям. В повести временных лет говорится о междоусобицах, нередко происходивших между землями славян. Тем более, что земли эти являлись сами по себе данниками варягов с одной стороны и хазар с другой. Эти факторы непосредственно повлияли на ход событий. Динамика наблюдалась следующая:
- призвание на княжение Рюрика;
- произошло объединение чуди, словен, кривичей и веси;
- союз вышеперечисленных субъектов получил название Русь.
«В год 6360 (852), индикта 15, когда начал царствовать Михаил, стала прозываться Русская земля»[7], - так говорит летопись о появлении Киевской Руси, как о сложившемся государстве.
В 879 году умирает князь Рюрик и передает княжение своему родственнику Олегу.
В 882 году князь Олег предпринимает попытку к объединению союзов племен в одно крепкое с территориальной, и мощное с военной и экономической точек зрения государство. В повести временных лет говорится о том, что Олег «…взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе, и посадил в нем своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч, и также посадил мужа своего.»[8]
Итак, к концу IX века имело место объединение племенных союзов славян. Было создано милитаристское государство агрессивно настроенное на Византию и Хазарский каганат. Тип государственного строя – военная демократия. Ведущую роль занимали: народное собрание (вече), вожди и старейшины. Племенные союзы, входящие в Киевскую Русь того периода: варяги; чудь; словены; меря; весь; кривичи; древляне; северяне; поляне; радимичи и прочие, прозвавшиеся русью.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 270.