Алгоритм решения профессиональных задач
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Разрешение задачи предполагается строить по определенному алгоритму:

1. Определить отраслевую принадлежность правовой ситуации. Данный шаг осуществляется на основании вычленения тех общественных отношений, которые составляют предмет правового регулирования определенной отрасли права.

2.  Определить подотрасль, институт права, который затрагивается в данной правовой ситуации. На данном этапе происходит сужения зоны решения ситуации, посредством определения подотрасли (на основании регулирования специфических общественных отношений) или правового института.

3. Охарактеризовать возникшие правоотношения: Данный шаг предусматривает анализ сложившихся правоотношений по схеме:

А) общая характеристика с точки зрения классификаций правоотношений;

Б) субъектный состав;

В) объект правоотношения;

Г) предмет правоотношения;

4. Правовая регламентация данной правовой ситуации. Данный шаг сориентирован на осуществление подбора необходимых для разрешения ситуации нормативно – правовых актов.

5. Собственно решение задачи: Осуществление данного этапа должно строится в соответствии с определенными правилами:

 А) логика и последовательность разрешения задачи;

 Б) полнота и правильность решения ситуации;

 В) ссылки на соответствующие нормативно – правовые акты;

 Г) изложение возможного альтернативного решения;

 Д) ответы на поставленные в задаче вопросы в ходе ее решения.

6. Обозначение процессуальных моментов разрешения ситуации и возможных юридических форм, которые для этого должны быть использованы. На данном этапе отмечаются особенности судебного рассмотрения данной ситуации и составляются основные необходимые для этого юридические формы.

7. Общий вывод по задаче:

Практическая часть по разрешению ситуаций семинарско – практического занятия может носить обучающий и контролирующий характер. Соответственно, если преподаватель обучает, то в условии задачи он указывает перечень вопросов, на которые студент должен последовательно ответить при разрешении ситуации. Если преподаватель контролирует и оценивает уровень сформированности соответствующих умений и уровень определенных теоретических знаний, то он может не ставить наводящие вопросы в условии ситуации, а указывает на необходимость разрешения ситуации по существу.

Таким образом, одна и та же правовая ситуация может использоваться как в числе заданий частично – поискового уровня, так и среди заданий творческого уровня.

 Следует заметить, что некоторые отрасли права имеют свои отличительные особенности, что сказывается на процессе разрешения ситуаций, но, в целом, алгоритм решения не меняется радикально.

Пример решения профессиональной задачи

1. Определить статью (статьи) Особенной части УК РФ (указать ее название), которая предусматривает преступление совершенное виновным лицом (лицами) -следует указать его фамилию (следует расписать какое преступление совершил каждый виновный, указанный в задаче).

2. Если в статье есть пункты и части статьи Особенной части УК РФ, то обязательно определяем их с указанием их названия применительно к условию задачи (т.е. перечислить лишь нужные признаки совершенного преступления, указанные в статье).

3. Использовать нормы Общей части УК РФ, если они требуются для решения задачи, т.е. для правильной квалификации совершенного деяния (ст. 17-18, 20-21, 25, 26, 27, 30-31, 32-36, 37-42, 61-63, 75-78 УК РФ).

4. Предложить иные варианты решения задачи, если они вытекают из условия задачи. При этом следует указать наиболее правильный вариант решения.

5. Объяснить предлагаемое решение (решения) задачи, т.е. привести аргументы в пользу предлагаемой квалификации по частям и пунктам статьи УК РФ. При этом упор сделать на условие задачи, законы логики и здравого смысла, а также признаки преступления, перечисленные в пунктах и частях статьи Особенной части УК РФ. Аргументы следует искать как в самом Кодексе (примечания к некоторым статьям Особенной части УК - например, примечания к ст. 158, 169, 285), так и в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ (СССР и РСФСР).

6. Провести уголовно-правовой анализ одного состава преступления, вмененного виновному (виновным), т.е. указать все необходимые признаки элементов состава преступления, а именно: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. При этом, акцент сделать на признаках объективной стороны преступления, а также обязательно указать на момент, с которого данное преступление считается оконченным, и обязательно назвать вид состава преступления (формальный, материальный, усеченный, формально-материальный).

7. Для полного и правильного решения задач Особенной части уголовного права необходимо использовать:

- разъяснения Пленума Верховного Суда по уголовным делам, закрепленные в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ (СССР и РСФСР) - например, постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 9 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» и др.;

- Законы РФ (например, Закон РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 10 декабря 1997 г. и др.);

- Постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 6 мая 2004 г. № 231 «Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229.2 Уголовного кодекса Российской Федерации») и т.д.                        

Задача № 1

     Бубнов попал в автомобильную аварию и был отправлен в ближайшую больницу. Однако, узнав, что пострадавший является военнослужащим, дежурный врач Портнов не оказал Бубнову помощь, заявив, чтобы его везли в военный госпиталь. В связи с тем, что время для оказания помощи было потеряно, Бубнову пришлось ампутировать ногу. Бубнов обратился в прокуратуру с заявлением о привлечении врача Портнова к ответственности по ч. 2 ст. 124 УК. Однако прокурор отказал в возбуждении уголовного дела, сославшись на то, что Бубнов должен был лечиться в госпитале, а не в больнице.

 Решение задачи:

В действиях дежурного врача Портнова имеется состав преступления, предусмотренный ч. 2 с.т. 124 УК РФ.

Родовым объектом данного преступления является личность, ее права и свободы.

Видовым объектом является жизнь и здоровье личности.

Непосредственным объектом является здоровье Бубнова, в данном случае жизнь и здоровье больного человека.

Потерпевшим является Бубнов, находящийся в состоянии нуждающимся в срочной медицинской помощи.

Объективная сторона характеризуется бездействием в виде неоказании помощи больному. То есть невыполнение действий, которые возложены на виновного законом или специальным правилом, повлекшим причинение здоровью больного вреда средней тяжести. Обязательное наличие причинной связи между бездействием и причинением вреда. Исходя из смысла статьи, диспозиция является бланкетной, требующей изучения иных нормативных документов и инструкций. Чаще всего это касается скорой медицинской помощи, врачи и фельдшеры которой обязаны оказывать населению первую медицинскую медикаментов и т.п.).

Дежурный врач  Портнов обязан был оказать первую медицинскую помощь, так как это регламентируется с.т. 39 основного законодательства  РФ об охране здоровья граждан, говориться, что при состояниях требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и т.д.), скорая медицинская помощь осуществляется безотлагательно лечебно–профилактическими  учреждениями независимо  от территориальной, ведомственной подчиненности и форму собственности, а так же лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи.

Общественно опасное последствие данного преступления – тяжкий вред здоровью Бубнова.

Причинно следственная связь между общественно опасным деянием и общественно опасным последствием установлена. Имеется все 3 критерия причинно следственной связи (временной, необходимости, неизбежности).

Субъективная сторона характеризуется двумя формами вины: по отношению к невыполнению своих профессиональных обязанностей по оказанию помощи больному должен быть установлен умысел. А последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью больного психическое отношение, которого проявляется в форме неосторожности.

Лицо предвидит, что в следствии того, что он не оказал помощь больному, может быть причинение вреда здоровью больному, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.

Субъект – специальный, дежурный врач Портнов – физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, обязанное оказывать помощь больному в соответствии с законом или специальными правилами.

По конструкции состав материальный.

По структуре сложный, преступление с двумя формами вины.

По степени общественной опасности: состав производный квалифицированный.

Вывод по ситуации:

Что касается отказа прокурора в отказе возбуждении уголовного дела, то соответственно отказ не правомерен.

4.6.Использование и оценивание тестов

     На занятиях предполагается использовать тестовые материалы для проверки домашнего задания и как инструмент формирования навыка самостоятельной работы с учебником и другими источниками для получения нужной информации.

Тест используется с целью проверки домашнего задания, а также ранее изученного материала. Тестирование проводится в начале урока и занимает не более ¼ части урока. Иногда работа с тестом даётся на весь урок.

 В данном случае тест используется не как инструмент оценивания, а как инструмент формирования навыка самостоятельной работы с информацией (различными источниками).

Тесты даются каждому учащемуся в письменном виде. Задача учащихся – найти правильный ответ.

Тесты оцениваются по пятибалльной системе («5», «4», «3», «2»). Обучающиеся должны усвоить, что задание должно быть выполненным не менее чем на 50 %.

Отметка «5» выставляется за 100% – 85% выполнения работы,

Отметка «4» выставляется за 84% – 68% выполнения работы,

Отметка «3» выставляется за 67% – 51% выполнения работы,

Отметка «2» выставляется за 50% и менее.

 

 

Дата: 2019-12-09, просмотров: 370.