Правоохранительные и судебные органы
для специальности
Право и организация социального обеспечения
базовой подготовки
Введено в действие с | ― | 01.09.2017 |
Номер экземпляра: | 1 | |
Место хранения: | СГДиП | |
Ярославль, 2017 г.
Лист согласования
.
Учебно-методическое пособие
по организации самостоятельной
внеаудиторной работы студентов
по дисциплине
Правоохранительные и судебные органы
СОГЛАСОВАНО: | ||||
Кафедра СГДиП
Руководитель кафедры
Разработчик:
Султанов С.И., преподаватель высшей квалификационной категории кафедры СГДиП ГПОУ ЯО Ярославский градостроительный колледж.
Аннотация
Данная работа представляет собой учебно-методическое пособие по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов по дисциплине «Правоохранительные и судебные органы» для студентов специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения». Работа включает в себя рекомендации по работе с данным учебным пособием, задания для самостоятельной внеаудиторной работы, методические рекомендации по их выполнению, а также критерии оценки выполнения самостоятельной работы.
Данная работа предназначена для студентов и преподавателей. Материалы, изложенные в пособии, помогут студентам систематизировать и закрепить полученные на аудиторных занятиях теоретические знания, сформировать умения и навыки, активизировать учебно-познавательную деятельность.
Реестр рассылки
№ учтенного экземпляра | Подразделение | Количество копий |
1. | Кафедра __________ | 1 |
2. | Преподаватель (ФИО) Султанов Салман Исмаилович | 1 |
Размещено | ВОС Moodle / 40.02.01 Право и организация социального обеспечения/ОП.18 Правоохранительные и судебные органы / УМП |
Содержание
стр | |
1. Пояснительная записка | 4 |
2. Перечень отчетных работ по самостоятельной внеаудиторной работе студентов | 5 |
3. Рекомендации по работе с учебно-методическим пособием. | 8 |
4. Рекомендации по выполнению разных видов самостоятельной внеаудиторной работы | 8 |
5. Задания для самостоятельной работы | 16 |
6. Критерии оценки выполнения студентами отчетных работ | 54 |
7. Перечень вопросов по материалам разделов и тем | 55 |
8. Список рекомендуемой литературы | 57 |
Пояснительная записка
Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы составлены в соответствии с учебным планом и рабочей программой дисциплины «Правоохранительные и судебные органы». Цель методических указаний состоит в обеспечении эффективности самостоятельной работы, определении ее содержания, установления требований к оформлению и результатам самостоятельной работы.
Целями самостоятельной работы студентов по дисциплине «Правоохранительные и судебные органы» являются:
· систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических навыков;
· развитие навыков применения полученных знаний при решении профессиональных задач;
· углубление и расширение теоретических знаний;
· формирование умений использовать справочную и дополнительную литературу;
· развитие познавательных способностей и активности студентов, творческой инициативы, самостоятельности и самоорганизации.
Рабочей программой дисциплины «Правоохранительные и судебные органы» предусмотрены следующие виды внеаудиторной самостоятельной работы:
1. Изучение конспекта
2. Заполнение таблиц с использованием текста учебника
3. Решение ситуационных задач
4. Подготовка докладов и сообщений
5. Изучение нормативных правовых актов
6. Подготовка рефератов
2. Перечень отчетных работ по самостоятельной внеаудиторной работе студентов
Содержание самостоятельной работы по каждой теме, количество часов, предусмотренных на ее выполнение, формы контроля выполнения работы представлены в следующей таблице
№ темы или раздела | Содержание внеаудиторной самостоятельной работы | Объём в часах | Форма контроля |
Раздел 1. Общие положения.
Рекомендации по работе с учебно-методическим пособием
прочтите рекомендации по работе с данным учебно-методическим пособием
4. Рекомендации по выполнению разных видов самостоятельной работы
Самостоятельное изучение теоретического материала
Прежде чем приступать к выполнению задач, необходимо внимательно изучить теоретический материал учебника или конспект лекции.
Советуем Вам соблюдать следующие правила:
Правило 1. Внимательно прочтите материал несколько раз. Это не займет много времени, но совершенно необходимо, так как, какими бы большими математическими способностями ни обладал человек, после одного – двух прочтений нового материала обычно невозможно полноценно усвоить его содержание.
При первом прочтении нужно ставить цель – понять, а не запомнить. Обычно для достижения хорошего понимания материала одного прочтения мало. К тому же часто приходится, полистав книгу или конспект лекций, припомнить кое-что из ранее изученного.
А для того, чтобы хорошо запомнить главное (основные понятия, правила, определения) необходимо второе, а иногда и третье прочтение.
Правило 2. Повторите по памяти формулировку основных правил, понятий, определений из изученного параграфа. Только тогда вы приобретете знания, ради которых изучается курс.
Правило 3. Ответьте на контрольные вопросы, не заглядывая в книгу или в тетрадь. Обычно контрольные вопросы приведены в конце каждого параграфа учебника. Попробуйте оценить свои знания, сравнив свой ответ с текстом книги или конспекта лекции.
Только при выполнении всех этих правил Вы можете быть уверены, что теоретический материал по данной теме Вами усвоен.
Подготовка доклада (сообщения)
Помните, что доклад – публичное сообщение на определенную тему.
Доклад имеет следующую структуру:
· план;
· основную часть;
· выводы и обобщения.
При подготовке доклада удобно соблюдать следующий порядок работы:
1. Подберите литературу по изучаемой теме, познакомьтесь с ее содержанием.
2. Отметьте или выпишите ключевые моменты, раскрывающие данную тему. Продумайте, как можно изложить основной текст кратко, но с минимальными информационными потерями: что исключить? Что обобщить?
3. Составьте план доклада.
4. Используя составленный план, напишите текст доклада:
· в начале доклада необходимо обосновать выбор темы, показать ее актуальность; чтобы доклад был интересен слушателям, сформулируйте проблемный или оригинальный вопрос по теме выступления;
· в основной части доклада раскройте каждый пункт плана; старайтесь использовать только понятную Вам информацию, иллюстрируя ее яркими, образными, запоминающимися примерами;
· в заключении доклада кратко изложите основные мысли, затронутые в докладе; выразите свое отношение к излагаемой теме и ее содержанию; для резюмирования можно использовать фразы: «таким образом…», «итак…», «можно утверждать…», «основная идея, следовательно, сводится к следующему…», «подытожим сказанное…».
5. Прочитайте текст доклада и отредактируйте его.
6. Оформите текст доклада в соответствии со структурой. Если Вы будете набирать текст доклада на компьютере, то используйте шрифт Times New Roman № 12 или 14, междустрочный интервал одинарный, поля по 2 см, снизу по центру – нумерация страниц. По-возможности текст доклада могут иллюстрировать картинки и фотографии.
7. Оформите титульный лист следующим образом:
ГПОУ ЯО Ярославский градостроительный колледж
Доклад на тему
«_______________________»
по дисциплине: ________________
Выполнил: студент группы ___
__________________________
Проверил: преподаватель _________
г.Ярославль, 2017 г.
Выполнение реферата
Вам предлагается выполнить реферат по предложенной теме. Для правильного выполнения реферата Вам необходимо составить план работы по данной теме.
План
Введение
1.
2.
3.
4.
5.
Заключение.
Литература.
Алгоритм выполнения:
4.4. Подготовка к самостоятельной/контрольной работе
Самостоятельная работа – письменная работа, предназначенная для проверки знаний студентов по отдельным вопросам предыдущих занятий: краткое систематизированное изложение содержания вопроса, определенного заданием.
Содержание самостоятельной работы должно раскрыть в краткой форме вопрос: его теоретическое содержание и практическое значение.
Самостоятельная работа имеет своей целью закрепление студентом изученного материала и проверку полученных знаний.
Советы при подготовке к самостоятельной работе:
1. Прежде всего, вспомните, что вы изучали на протяжении нескольких занятий: основные понятия.
2. Вспомните примеры, которые были приведены к изучаемым понятиям.
3. Систематизируйте понятия, выучите их.
4. Повторите решение нескольких типовых задач.
Решение ситуационных задач
Пример решения профессиональной задачи
1. Определить статью (статьи) Особенной части УК РФ (указать ее название), которая предусматривает преступление совершенное виновным лицом (лицами) -следует указать его фамилию (следует расписать какое преступление совершил каждый виновный, указанный в задаче).
2. Если в статье есть пункты и части статьи Особенной части УК РФ, то обязательно определяем их с указанием их названия применительно к условию задачи (т.е. перечислить лишь нужные признаки совершенного преступления, указанные в статье).
3. Использовать нормы Общей части УК РФ, если они требуются для решения задачи, т.е. для правильной квалификации совершенного деяния (ст. 17-18, 20-21, 25, 26, 27, 30-31, 32-36, 37-42, 61-63, 75-78 УК РФ).
4. Предложить иные варианты решения задачи, если они вытекают из условия задачи. При этом следует указать наиболее правильный вариант решения.
5. Объяснить предлагаемое решение (решения) задачи, т.е. привести аргументы в пользу предлагаемой квалификации по частям и пунктам статьи УК РФ. При этом упор сделать на условие задачи, законы логики и здравого смысла, а также признаки преступления, перечисленные в пунктах и частях статьи Особенной части УК РФ. Аргументы следует искать как в самом Кодексе (примечания к некоторым статьям Особенной части УК - например, примечания к ст. 158, 169, 285), так и в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ (СССР и РСФСР).
6. Провести уголовно-правовой анализ одного состава преступления, вмененного виновному (виновным), т.е. указать все необходимые признаки элементов состава преступления, а именно: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. При этом, акцент сделать на признаках объективной стороны преступления, а также обязательно указать на момент, с которого данное преступление считается оконченным, и обязательно назвать вид состава преступления (формальный, материальный, усеченный, формально-материальный).
7. Для полного и правильного решения задач Особенной части уголовного права необходимо использовать:
- разъяснения Пленума Верховного Суда по уголовным делам, закрепленные в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ (СССР и РСФСР) - например, постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 9 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» и др.;
- Законы РФ (например, Закон РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 10 декабря 1997 г. и др.);
- Постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 6 мая 2004 г. № 231 «Об утверждении размеров средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ для целей статей 228, 228.1 и 229.2 Уголовного кодекса Российской Федерации») и т.д.
Задача № 1
Бубнов попал в автомобильную аварию и был отправлен в ближайшую больницу. Однако, узнав, что пострадавший является военнослужащим, дежурный врач Портнов не оказал Бубнову помощь, заявив, чтобы его везли в военный госпиталь. В связи с тем, что время для оказания помощи было потеряно, Бубнову пришлось ампутировать ногу. Бубнов обратился в прокуратуру с заявлением о привлечении врача Портнова к ответственности по ч. 2 ст. 124 УК. Однако прокурор отказал в возбуждении уголовного дела, сославшись на то, что Бубнов должен был лечиться в госпитале, а не в больнице.
Решение задачи:
В действиях дежурного врача Портнова имеется состав преступления, предусмотренный ч. 2 с.т. 124 УК РФ.
Родовым объектом данного преступления является личность, ее права и свободы.
Видовым объектом является жизнь и здоровье личности.
Непосредственным объектом является здоровье Бубнова, в данном случае жизнь и здоровье больного человека.
Потерпевшим является Бубнов, находящийся в состоянии нуждающимся в срочной медицинской помощи.
Объективная сторона характеризуется бездействием в виде неоказании помощи больному. То есть невыполнение действий, которые возложены на виновного законом или специальным правилом, повлекшим причинение здоровью больного вреда средней тяжести. Обязательное наличие причинной связи между бездействием и причинением вреда. Исходя из смысла статьи, диспозиция является бланкетной, требующей изучения иных нормативных документов и инструкций. Чаще всего это касается скорой медицинской помощи, врачи и фельдшеры которой обязаны оказывать населению первую медицинскую медикаментов и т.п.).
Дежурный врач Портнов обязан был оказать первую медицинскую помощь, так как это регламентируется с.т. 39 основного законодательства РФ об охране здоровья граждан, говориться, что при состояниях требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и т.д.), скорая медицинская помощь осуществляется безотлагательно лечебно–профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и форму собственности, а так же лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи.
Общественно опасное последствие данного преступления – тяжкий вред здоровью Бубнова.
Причинно следственная связь между общественно опасным деянием и общественно опасным последствием установлена. Имеется все 3 критерия причинно следственной связи (временной, необходимости, неизбежности).
Субъективная сторона характеризуется двумя формами вины: по отношению к невыполнению своих профессиональных обязанностей по оказанию помощи больному должен быть установлен умысел. А последствия в виде причинения тяжкого вреда здоровью больного психическое отношение, которого проявляется в форме неосторожности.
Лицо предвидит, что в следствии того, что он не оказал помощь больному, может быть причинение вреда здоровью больному, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий.
Субъект – специальный, дежурный врач Портнов – физическое, вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста, обязанное оказывать помощь больному в соответствии с законом или специальными правилами.
По конструкции состав материальный.
По структуре сложный, преступление с двумя формами вины.
По степени общественной опасности: состав производный квалифицированный.
Вывод по ситуации:
Что касается отказа прокурора в отказе возбуждении уголовного дела, то соответственно отказ не правомерен.
4.6.Использование и оценивание тестов
На занятиях предполагается использовать тестовые материалы для проверки домашнего задания и как инструмент формирования навыка самостоятельной работы с учебником и другими источниками для получения нужной информации.
Тест используется с целью проверки домашнего задания, а также ранее изученного материала. Тестирование проводится в начале урока и занимает не более ¼ части урока. Иногда работа с тестом даётся на весь урок.
В данном случае тест используется не как инструмент оценивания, а как инструмент формирования навыка самостоятельной работы с информацией (различными источниками).
Тесты даются каждому учащемуся в письменном виде. Задача учащихся – найти правильный ответ.
Тесты оцениваются по пятибалльной системе («5», «4», «3», «2»). Обучающиеся должны усвоить, что задание должно быть выполненным не менее чем на 50 %.
Отметка «5» выставляется за 100% – 85% выполнения работы,
Отметка «4» выставляется за 84% – 68% выполнения работы,
Отметка «3» выставляется за 67% – 51% выполнения работы,
Отметка «2» выставляется за 50% и менее.
Раздел 1. Общие положения.
Тема1.1 Основные понятия, признаки и система правоохранительных органов РФ.
Задание 1.
Изучить конспект лекции, ответить на вопросы:
- Понятие и система правоохранительных органов РФ;
- Признаки правоохранительных органов.
Подготовить сообщение с презентацией на данную тему.
Для выполнения этого задания воспользуйтесь указаниями из разделов 4.5 данного пособия
Используйте учебник: Правоохранительные и судебные органы учебник для ВУЗов
под ред. Л.К. Савюк, 2-е, изд. перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2016-464с
Тема 1.2. Функции правоохранительных органов. Источники курса «Правоохранительные органы»
Задание 2.
Ответить на вопросы и подготовить сообщение с презентацией на данную тему:
1. Функции правоохранительных органов;
2. Источники курса «Правоохранительные органы»
Решить кроссворд :
Вопросы
По горизонтали
3. Вид государственной деятельности, осуществляемый судом по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел
4. Лицо, признанное в судебном порядке виновным в совершении преступления (как правило, с назначением соответствующего наказания)
5. Представляет адвокатскую палату в отношениях с органами государственной власти, местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями, а также с физическими лицами
7. Должностныое лицо, уполномоченное в пределах компетенции, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия
10. Должностное лицо, осуществляющее принудительное исполнение судебных решений и постановлений. 2 слова писать безпробелов
12. Обвиняемый с момента, когда назначено судебное разбирательство по его делу и до вступления приговора в законную силу либо оправдания
13. Лицо, получившее в установленном законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность
14. Лицо, осуществляющее в порядке, установленном упк, защиту прав и интересов подозреваемых и обвиняемых и оказывающее им юридическую помощь при производстве по уголовному делу
15. Деятельность специальных служб по пресечению разведывательной (шпионской) деятельности соответствующих органов других государств
16. Министерство, проводящее государственную политику и осуществляющее управление в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти
17. Адвокатская … - квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию
19. Структура и (или) деятельность, структурированная (организованная) в соответствии с специальными требованиями. Термин часто используется в узком смысле «специальной службы для организации и ведения разведывательных действий»
20. Адвокатская … - негосударственная некоммерческая организация, основанная на обязательном членстве адвокатов одного субъекта РФ
21. … адвокатской палаты является коллегиальным исполнительным органом адвокатской палаты
22. Подготовленные по особой программе подразделения сухопутных войск, авиации и флота, а также полиции, жандармерии, внутренних войск, предназначенные для проведения специальных операций с применением специальной тактики и средств
По вертикали
1. Какие органы образуют порядок и условия перемещения через границу товаров и транспортных средств, взимание платежей и налогов, оформление, контроль и другие средства осуществления таможенной политики.
2. Некоммерческая организация, основанная на членстве и действующей на основании устава, утверждаемого ее учредителями (далее также - устав), и заключаемого ими учредительного договора
6. Человек, который совершает нотариальные действия
8. Практика и теория сбора информации о противнике или конкуренте для обеспечения своей безопасности и получения преимуществ в области вооружённых сил, военных действий, политики или экономики
9. Войска, воинское формирование, предназначенное для охраны внешних границ государства на суше или воде а также для поддержания соответствующего режима
10. Это применяемые в сфере уголовного, гражданского и иных установленных законом формах судопроизводства властные полномочия суда, направленные на рассмотрение и разрешение всех дел и споров о нарушенном праве.
11. Система государственных служб и органов по охранеобщественного порядка
12. Единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации
18. Государственный орган, обеспечивающий порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, вещей и иных предметов
22. Высшим органом Федеральной палаты адвокатов……
Для выполнения этого задания воспользуйтесь указаниями из разделов 4.5 данного пособия
Используйте учебник: Правоохранительные и судебные органы учебник для ВУЗов
под ред. Л.К. Савюк, 2-е, изд. перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2016-464с
Вопросы
По горизонтали
6. Принцип точного и повсеместного исполнения всеми органами государства, должностными лицами и гражданами требований закона называется
9. В юриспруденции — обжалование не вступивших в законную силу решений суда, в уголовном и гражданском процессе…
10. Какая инстанция имеет особенность: отменив решение суда первой инстанции, этот же суд может заново рассмотреть дело с вынесением нового решения или приговора
16. Судебная власть – это вид, какой власти
19. Судебная Власть в РФ является самостоятельной и … ветвью власти
22. Федеральные суды разделяются на три подсистемы: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и.. ..? суд.
24. Все суды подразделяются на федеральные, и суды... Российской Федерации
По вертикали
1. Если звено показывает место суда в судебной системе в связи с деятельностью на конкретной территории, то функциональные связи определяются каким понятием
2. Вид правоохранительной и правоприменительной государственной деятельности, в результате которой реализуется (проявляется) судебная власть
3. Как именуется обвиняемый, в отношении которого дело принято к производству судом?
4. Согласно п.1 постановления осуществление и охрана имущественных авторских и смежных прав на коллективной основе отнесены к исключительной компетенции Государственного комитета по науке и технологиям
5. Основной закон государства?
7. Это обращение иного лица, права и законные интересы могут быть затронуты решением патентного органа о выдаче патента, о регистрации товарного знака или наименования происхождения товара
8. Судебная инстанция, уполномоченная рассматривать споры, связанные с объектами интеллектуальной собственности
9. Этот совет является специализированным подразделением Национального центра интеллектуальной собственности, которое осуществляет досудебное урегулирование споров по вопросам охраноспособности объектов промышленной собственности в Республике Беларусь, а также реализует иные полномочия, отнесенные к его компетенции
11. Какой принцип правосудия базируется на положении Конституции о том, что человек, его права и свободы – высшая ценность, а признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2)?
12. Как называют лицо, в отношении которого в установленном порядке вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого
13. Это процесс осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер
14. Важная сторона обеспечения права на защиту – оказание какой юридической помощи в уголовном судопроизводстве?
15. Как признается лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, а также лицо, к которому применена мера пресечения до предъявления обвинения
17. Под звеном судебной системы понимаются суды, наделенные какой компетенцией?
18. Основными задачами этого органа являются разработка предложений по совершенствованию законодательства об интеллектуальной собственности, по развитию международного сотрудничества в сфере интеллектуальной собственности, а также разработка мер по противодействию незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности
20. Наименование третейского суда
21. Приговор и решение суда во всех случаях провозглашается как
23. Судебная инстанция, проверяющая законность и обоснованность решений нижестоящих судов, вступивших в законную силу.
Для выполнения этого задания воспользуйтесь указаниями из разделов 4.5 данного пособия
Используйте учебник: Правоохранительные и судебные органы учебник для ВУЗов
под ред. Л.К. Савюк, 2-е, изд. перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2016-464с.;
Изучить: Федеральный закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
Задача№ 1.
Между ООО «Олимпик-Сервис» и ПАО «Рассвет», находящимися в г. Мытищи Московской области, был заключен договор поставки торгового оборудования. В ходе выполнения условий договора между сторонами возникли разногласия, которые не удалось устранить в результате переговоров. ООО «Олимпик- Сервис» потребовало расторжения договора, ПАО «Рассвет» согласилось на расторжение договора только при условии выплаты ООО «Олимпик-Сервис» неустойки. «Олимпик-Сервис» выплачивать неустойку отказался.
Куда могут обратиться стороны, в целях разрешения, возникшего спора?
Задача №2.
Студенты юридического факультета Белкин и Ефимов обсуждали вопросы реального значения Конституционного Суда РФ в судебной системе России. Белкин считал, что роль Конституционного Суда РФ весьма высока, ибо его решения имеют силу закона. Ефимов утверждал, что реальных полномочий у Конституционного Суда РФ нет: признание неконституционной той или иной нормы закона не влечет ее автоматической отмены, закон об изменении нормативно-правовых актов все равно принимают депутаты Государственной Думы.
Кто прав в данном споре? Выскажите свою позицию.
Задача №3.
Гражданин Антифризов, работавший механиком в частном автосервисе был уволен с работы, по его мнению, незаконно без объяснения причин. Он считает, что нарушено предусмотренное ст. 37 Конституции РФ право на труд.
Может ли он обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобой на незаконность действий администрации? Какой суд может защитить его права?
Дайте ответ в соответствии с действующим законодательством.
Для выполнения этого задания воспользуйтесь указаниями из разделов 4.5 данного пособия
Используйте учебник: Правоохранительные и судебные органы учебник для ВУЗов
под ред. Л.К. Савюк, 2-е, изд. перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2016-464с.;
Тема 2.7. Подведомственность и подсудность дел арбитражным судам. Родовая подсудность, территориальная, исклюсительная подсудность.
Задание 9.
Изучить вопросы на темы:
1. Подведомственность дел арбитражным судам.
2. Подсудность дел арбитражным судам.
3. Родовая подсудность, территориальная, исклюсительная подсудность.
Подготовить рефераты на темы: «Подсудность дел арбитражным судам и их виды», «Подведомственность дел арбитражным судам».
Решите предложенные задачи:
Задача № 1
Гражданин Петров, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, обратился в местные органы исполнительной власти за выдачей лицензии на торговлю табачными изделиями. В выдаче лицензии ему было отказано.
В какой орган Петров может обжаловать данное решение?
Определите подсудность дел арбитражным, судам.
Задача № 2.
Спор между ПАО «Горизонт» и ООО «Корфакс» был рассмотрен Арбитражным судом Воронежской области. ПАО «Горизонт» осталось недовольно принятым решением, посчитав его необоснованным.
В какую судебную инстанцию может быть обжаловано решение Арбитражного суда Воронежской области?
Для выполнения этого задания воспользуйтесь указаниями из разделов 4.5 данного пособия
Используйте учебник: Правоохранительные и судебные органы учебник для ВУЗов
под ред. Л.К. Савюк, 2-е, изд. перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2016-464с.;
Тема 2.8. Лица, участвующие в деле, их права и обязанности. Представительство в арбитражном процессе.
Задание 10.
Изучить вопросы на темы:
- Лица, участвующие в деле, их права, обязанности
- Место и роль арбитражных судов в системе правоохранительных органов РФ.
- Система и полномочия арбитражных судов.
- Задачи арбитражных судов.
- Принципы организации и деятельности арбитражных судов.
- Арбитражные суды основного звена, их состав и полномочия.
- Федеральные арбитражные суды округов, порядок образования, состав, структура и полномочия.
Написать реферат и подготовить презентацию на тему: Лица, участвующие в деле, их права и обязанности.
Раскройте в таблице отличия упраздненного ВАС и созданной Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда (использовать http://www.vsrf.ru/struct.php)
ВАС | Судебная коллегия по экономическим спорам ВС |
Конституция РФ принята:
1. 11 июля 1992 года.
2. 7 ноября 1993 года.
3. 12 декабря 1993 года.
4. 1 января 1994 года.
5. 12 июня 1990 года.
5. Структура института местного самоуправления включает:
1. Организацию государственной власти в муниципальных образованиях.
2. Организацию местного самоуправления и основные положения о местном самоуправлении.
3. Формы народовластия, права, свободы и обязанности личности и механизмы их реализации.
4. Федеративные отношения лежащие в основе построения Российского государства.
5. Конституционно-правовые основы организации органов гос.власти субъектов Российской Федерации.
Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Ответ |
Написать реферат на тему: «Место и роль Конституционного Суда в судебной системе РФ».
Для выполнения этого задания воспользуйтесь указаниями из разделов 4.5 данного пособия
Используйте учебник: Правоохранительные и судебные органы учебник для ВУЗов
под ред. Л.К. Савюк, 2-е, изд. перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2016-464с.;
Задача 1.
В ходе осуществления надзорной деятельности прокурору стали известны сведения о готовящемся несанкционированном митинге одной из оппозиционных партий, руководитель которой в интервью СМИ пообещал устроить беспорядки в связи с несогласием с итогами региональных выборов.
Можно ли в соответствии с действующим законодательством среагировать на данные факты?
Какими методами прокурорского реагирования можно это сделать?
Какую правоохранительную функцию выполняет здесь прокурор?
Дайте ответ в соответствии с действующим законодательством?
Задача № 2.
Старший помощник прокурора N - ской области советник юстиции Орлов был уволен с занимаемой должности по мотивам служебного несоответствия в связи с отказом от работы в должности заместителя районного прокурора. Данная районная прокуратура располагалась в 110 километрах от областного центра, где раньше работал советник юстиции Орлов.
Имели ли право уволить из органов прокуратуры советника юстиции Орлова по данному основанию? Кто из должностных лиц органов прокуратуры должен принять решение об увольнении советника юстиции Орлова?
Задача № 3.
При рассмотрении районным судом трудового спора по заявлению работника Тёркина к ООО «Лепесток» о восстановлении его на работе присутствовал помощник прокурора района юрист 1-го класса Евсеев.
Представитель по доверенности ООО «Ласточка» гражданин Рогов во время судебного разбирательства стал громко разговаривать, выражаться нецензурно, проявляя тем самым своё недовольство ходом судебного разбирательства. Помощник прокурора района юрист 1-го класса Евсеев наложил на Рогова штраф в размере 1000 рублей за нарушение порядка в судебном заседании.
Имел ли право помощник прокурора района юрист 1-го класса Евсеев налагать штраф на Рогова за нарушение порядка в судебном заседании?
Для выполнения этого задания воспользуйтесь указаниями из разделов 4.5 данного пособия
Используйте учебник: Правоохранительные и судебные органы учебник для ВУЗов
под ред. Л.К. Савюк, 2-е, изд. перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2016-464с.
Тема 3.4. Система органов и учреждений прокуратуры.
Задание 15.
Составить план – конспект по вопросам:
1. Прокурорский надзор РФ: понятие, основные направления и функции.
2. Военная, транспортная, правоохранительная и иные специальные прокуратуры.
3. Кадры органов и учреждений прокуратуры.
4. Гарантии неприкосновенности, материальные и социальные гарантии для прокуроров и следователей.
Решение ситуационных задач:
Задача №1
Закончивший 2 курса юридического факультета Звягин был назначен исполняющим обязанности следователя СО при СК прокуратуры РФ и принял к своему производству дело о преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 131. К прокурору обратился отец потерпевшей Колычев, который заявил Звягину отвод. Он заявил, что в соответствии с Законом о прокуратуре следователем может быть лицо, имеющее неполное высшее или высшее юридическое образование, Звягин же его не имеет.
Как поступит прокурор? Какие требования предъявляются к кандидатам на должность следователя прокуратуры?
Задача № 2.
Прокурор Н-ского района советник юстиции Молов, находясь в служебной командировке, выехал с коллегой на охоту в соседний субъект Российской Федерации, в результате которой подстрелил лося и кабана. При возвращении с охоты автомобиль был остановлен и досмотрен сотрудниками милиции и егерями охотхозяйства, составлен протокол по факту незаконной охоты, убитые животные изъяты. Молов и его коллега после установления их личностей были отпущены. Впоследствии копия протокола была направлена прокурору области, остальные материалы - в районный суд по месту совершения правонарушения.
Как и в каком порядке должен быть решен вопрос о привлечении прокурора к уголовной ответственности?
Подготовьте доклад на одну из предложенных тем (10-13 страниц):
· Генеральная прокуратура РФ, её функции.
· Военная, транспортная, правоохранительная и иные специальные прокуратуры.
· Кадры органов и учреждений прокуратуры.
· Гарантии неприкосновенности, материальные и социальные гарантии для прокуроров и следователей.
Для выполнения этого задания воспользуйтесь указаниями из разделов 4.5 данного пособия
Используйте учебник: Правоохранительные и судебные органы учебник для ВУЗов
под ред. Л.К. Савюк, 2-е, изд. перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2016-464с
Тема 3.8. Министерство юстиции РФ, понятие, полномочия и основные задачи.
Задание 19.
Составление опорного конспекта по вопросам:
1.Правовое положение и организация Министерства юстиции РФ:
2.Задачи и полномочия Министерства юстиции РФ
2. Система и структура органов юстиции Российской Федерации.
Решить ситуационные задачи :
Задача № 1. Гражданин Шевченко заключил с гражданином Тишиным договор займа, согласно которому Шевченко передал Тишину 300 тысяч рублей с условием возврата до марта 2016 года. Деньги требовались Тишину для завершения строительства коттеджа для своей семьи. В марте 2016 года Тишин заявил, что деньги возвратить не может, так как не стал обладателем наследства, на которое он рассчитывал. Гражданин Шевченко обратился с целью разрешения данного спора в арбитражный апелляционный суд.
Коротко решение: На основании ст.33.1 Федерального конституционного закона Российской Федерации №1-ФКЗ от 28.04.1995г. «Об Арбитражных судах в Российской Федерации» Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Истцу необходимо обратиться в суд общей юрисдикции в соответствии со ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 года № 138-ФЗ для решения данного спора.
Задача № 2. Ярославским областным судом с участием присяжных заседателей рассматривалось уголовное дело по обвинению Машкова в особо тяжком преступлении.
Кассационная жалоба по данному делу, поданная Машковым, поступила в Верховный суд РФ. Председатель суда поручил рассмотрение данного дела Военной коллегии Верховного Суда РФ, поскольку жертвой преступления был офицер Российской армии.
Коротко решение:
В ст. 354 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ) определено право осужденного на кассационное обжалование судебного решения, в установленные сроки (ст. 356 УПК РФ).
В соответствии со ст. 10 Федерального Конституционного Закона РФ от 23 июня 1999г. №1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (далее – ФКЗ РФ) Военная коллегия рассматривает дела подсудные военным судам (ст.7 ФКЗ РФ), а данное дело таковым не является.
Соответственно данное дело должно быть рассмотрено судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Решить ситуационные задачи и выполните задания:
1. Кто осуществляет руководство деятельностью Минюста России?
__________________________________________________________________________
2. Координацию и контроль деятельности каких подведомственных служб
России осуществляет Минюст?
_____________________________________________________________________________
3. Перечислите основные задачи и функции Минюста России, продолжите список:
1. разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности (сфере юстиции);
2. нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности (сфере юстиции);
3. обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
4. ____________________________________________________________________;
5. ____________________________________________________________________;
6. ____________________________________________________________________;
4. Одной из самой емкой является первая из задач - реализация государственной политики в сфере юстиции. Для ее осуществления на Министерство юстиции РФ возложены, в частности (продолжите список):
• координация нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти;
• юридическая экспертиза проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам;
• обеспечение деятельности полномочных представителей Правительства РФ в Государственной Думе и Конституционном Суде РФ;
• государственная регистрация в случаях, предусмотренных законодательством, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, контроль за правильностью и своевременностью опубликования таких актов, а также представление Президенту РФ и Правительству РФ информации о качестве представляемых на регистрацию актов; ведение государственного реестра нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
• представление Правительству РФ предложений об отмене или приостановлении действия нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в случае их несоответствия Конституции РФ, международным договорам, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ, постановлениям и распоряжениям Правительства РФ;
• ________________________________________________________________________
• ________________________________________________________________________
• ________________________________________________________________________
• ________________________________________________________________________
• обмен правовой информацией с иностранными государствами, координация деятельности по созданию национальных банков данных законодательства государств - участников Содружества Независимых Государств.
5. Близко к группе функций, связанных с оказанием содействия правотворчеству и правоприменению, примыкают те, которые возложены на Министерство юстиции РФ в сфере международных отношений. В связи с этим, Минюст обязан(см. ст. 10 Федерального закона «О международных договорах РФ» от 15 июля 1995 г):
1. ____________________________________________________________________;
2. ____________________________________________________________________.
6. Значительно шире функции этого министерства во взаимоотношениях с нотариатом (государственным и частным). Оно вправе, в частности (см. п. 7 Положения о Министерстве юстиции), продолжите список:
• наделять нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий;
• _________________________________________________________________________;
• _________________________________________________________________________;
• _________________________________________________________________________;
• _________________________________________________________________________.
7. Состав органов Министерства юстиции
В соответствии с положением гл. 3 Положения о Министерстве юстиции РФ Минюст России возглавляет ____________________________________________________________
8. Структурными подразделениями Минюста России являются департаменты по основным направлениям деятельности, в состав которых могут входить отделы.
Организационная структура Минюста РФ состоит (продолжите список):
1. Руководство;
2. Структурные подразделения (департаменты);
3. Аппарат Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека - заместителя Министра юстиции Российской Федерации;
4. ____________________________________________________________________
5. ____________________________________________________________________
6. ____________________________________________________________________
Выполнить тестовое задание:
1. В состав Министерства Юстиции может входить: ______ - заместителей Министерства Юстиции.
a) 25;
b) 20;
c) 15;
d) 10:
e) 7.
2. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является...
a) федеральным органом исполнительной власти;
b) федеральным органом судебной власти;
c) федеральным органом законодательной (представительной) власти;
d) организацией по регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения,
3. Руководство деятельностью Минюста России осуществляет...
a) Председатель Совета Федерации Федерального Собрания;
b) Президент Российской Федерации
c) Председатель Конституционного Суда РФ;
d) Председатель Верховного Суда РФ.
4. В задачи Минюста России не входит...
a) разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности;
b) нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;
c) надзор за законностью в РФ;
d) обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина;
e) обеспечение деятельности Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека;
f) осуществление контроля и надзора в сфере адвокатуры и нотариата, а также в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.
5. Деятельность Министерства Юстиции регламентируется...
a) Федеральным законом о Министерстве Юстиции;
b) Положением о Министерстве юстиции;
c) УПК РФ;
d) УК РФ.
6. На судебных приставов возлагаются задачи по...
a) обеспечению установленного порядка деятельности судов;
b) решение вопросов, связанных с условно-досрочным освобождением;
c) обеспечение организации деятельности судов.
d) все ответы правильные.
7. Судебным приставом может быть гражданин
a) достигший 25 летнего возраста, имеющий высшее образование, стаж работы 3года в государственных органах исполнительной власти,
b) не имеющий судимости, и по состоянию своего здоровья способный осуществлять функции судебного пристава;
c) достигший 25 летнего возраста, имеющий высшее образование, не имеющий судимости, и по состоянию своего здоровья способный осуществлять функции судебного пристава;
d) достигший 21-летнего возраста, имеющий полное среднее общее (специальное) образование, не имеющий судимости, и по состоянию своего здоровья способный осуществлять функции судебного пристава;
e) достигший 18 летнего возраста, имеющий полное среднее общее (специальное) образование, не имеющий судимости, и по состоянию своего здоровья способный осуществлять функции судебного пристава.
Для выполнения этого задания воспользуйтесь указаниями из разделов 4.5 данного пособия
Используйте учебник: Правоохранительные и судебные органы учебник для ВУЗов
под ред. Л.К. Савюк, 2-е, изд. перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2016-464с
Задача 1.
Адвокат Михайлов, осуществляющий защиту Железнякова, узнав о допросе следователем соседа Железнякова – Павлова, руководствуясь ч. 2 ст. 86 УПК РФ, провел собственный опрос этого лица с целью выяснения всего, что известно Павлову по данному делу. Кроме того, руководствуясь этой же нормой закона, с целью установления законности проведения в ходе предварительного расследования осмотра места происшествия, адвокат Михайлов встретился с двумя лицами, участвовавшими в данном следственном действии в качестве понятых и с их согласия опросил обоих о том, как именно производился осмотр.
Вправе ли был адвокат-защитник опрашивать указанных лиц?
Задача 2.
Определением районного суда отменено постановление мирового судьи о назначении судебного заседания по делу по обвинению Федорова в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 116 и 130 УК РФ (побои и оскорбление), с указанием на то, что в материалах дела в отношении Федорова отсутствует постановление о возбуждении уголовного дела.
Соответствует ли принятое районным судом определение уголовно-процессуальному закону? Если нет, то в чем выразились нарушения закона? Укажите особенности возбуждения дел частного обвинения. Какие процессуальные акты могут приниматься мировым судьей при решении вопроса о возбуждении уголовного дела частного обвинения?
Для выполнения этого задания воспользуйтесь указаниями из разделов 4.5 данного пособия
Используйте учебник: Правоохранительные и судебные органы учебник для ВУЗов
под ред. Л.К. Савюк, 2-е, изд. перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2015-464с
Вопросы
По горизонтали
3. Это оружие, конструктивно предназначенное для поражения живой цели с помощью мускульной силы человека.
9. Это оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получившим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда.
10.Несмертельное оружие (спецсредство), которое используется сотрудниками правоохранительных органов (полицейскими), охранных и силовых структур, уголовно-исправительной системы, относятся к холодному оружию ударного действия, в ряде стран они относятся к специальным средствам.
11. Средство поражения противника в вооружённой борьбе, как при нападении, так и при защите (обороне).
12. Предназначено, согласно российскому законодательству, для использования в целях самообороны, для занятий спортом и охоты.
13. Это устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов.
15. Это исследование, разработка, испытание, изготовление, а также художественная отделка и ремонт оружия, изготовление боеприпасов, патронов и их составных частей.
По вертикали
1. Предназначено, согласно российскому законодательству, для использования сотрудниками государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательно разрешено ношение, хранение и применение этого оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.
2. Оружие, конструктивно предназначенное для подачи световых, дымовых или звуковых сигналов.
4. Это оружие, предназначенное для временного поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ.
5. Устройство в виде двух колец с замками, соединённых между собой цепью, используемое органами охраны порядка или военными для ограничения свободы действий задержанного.
6. Оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа.
7. Это технические средства, предназначенные для контактного (к) или контактно-дистанционного (кд) нелетального воздействия на правонарушителя сериями электрических разрядов, как правило, тока высокого напряжения.
8. Работники ведомственной охраны имеют право на применение (какой) силы для пресечения преступлений или административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, пресечения сопротивления законным требованиям работников ведомственной охраны, если иные способы не обеспечивают исполнения возложенных на них должностных обязанностей.
14. Предметы вооружения и метаемое снаряжение, предназначенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды, либо их сочетание.
Для выполнения этого задания воспользуйтесь указаниями из разделов 4.5 данного пособия
Используйте учебник: Правоохранительные и судебные органы учебник для ВУЗов
под ред. Л.К. Савюк, 2-е, изд. перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2016-464с
Изучить:
-Федеральный закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 03.07.2016) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (с изм. и доп. по сост., на февраль 2017 г.);
-Постановление Правительства РФ от 14.08.2002 N 600 (с изм. и доп. по сост., на март 2017 г.) "Об утверждении Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и Положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности".
6. Критерии оценки выполнения студентами отчетных работ
Вид и наименование работы
Вид контроля
Критерии оценки
Список рекомендуемой литературы
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации.- М.: Проспект,( с изм. и доп. 2015 г.)
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ (с изм.).
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 138-ФЗ (с изм.).
4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 95-ФЗ (с изм.).
5. Кодекс об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (с изм.).
6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 года № 1-ФЗ (с изм.).
7. Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (с изменениями и дополнениями по состоянию на март 2017 г.)
8. Федеральный закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 03.07.2016) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями по состоянию на март 2017 г.)
9. Постановление Правительства РФ от 14.08.2002 N 600 (с изменениями и дополнениями по состоянию на март 2017 г.) "Об утверждении Положения о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности и Положения о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности" (с изменениями и дополнениями по состоянию на март 2017 г.)
10. Федеральный закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
11. "Кодекс судейской этики" (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2012, по состоянию на март 2017 г.)
12.«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов предварительного следствия». Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. № 404-ФЗ
13.«О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 433-ФЗ
14. «О судебной системе Российской Федерации». Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ (с изм.).
Основная литература:
1.Правоохранительные и судебные органы учебник для ВУЗов под ред. Л.К. Савюк, 2-е, изд. перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2016-464с.;
2. В.В. Черников. Правоохранительные органы. Учебник для вузов 2016. 241-314, 488-460с.;
3. Лонь С.Л. Правоохранительные органы: Учебник для вузов, 2016 г. 299-314 с.
4. Правоохранительные органы: учебное пособие, под ред. В.И. Качалова и О.В. Качаловой, - 3 изд., Москва: Омега-Л, 2016 г.- 362 с. – (Библиотека высшей школы).
Дополнительная литература:
Отечественные журналы:
Бюллетень Верховного суда РФ
Гражданский и арбитражный процесс
Трудовое право
Вопросы ювенальной юстиции
Журнал российского права
Общество и право
Право и власть
Право и жизнь
Профессиональные информационные системы:
СПС «КонсультантПлюс», «Гарант», ЭБС www.znanium.com
Правоохранительные и судебные органы
для специальности
Дата: 2019-12-09, просмотров: 384.