ПЕРЕСТРОЙКА: РАСЧЕТЫ И ПРОСЧЕТЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

За точку отсчета перестройки совершенно правомерно принят апрельский (1985 г.) Пленум ЦК КПСС, давший старт общественным переменам. Последний рубеж перестройки определяют августовскими событиями 1991 г. После августа 1991 г. реформы утратили перестроечное содержание. Начался процесс радикального слома старых общественных структур и замены их новыми отношениями собственности, государственными и политическими институтами.

В исторических рамках перестройки различимы 4 этапа. Первый продолжался до января 1987 г. и проходил под лозунгом «больше социализма!» Второй хронологически охватывает 1987–1988 гг. Он имел новый лейтмотив – «больше демократии». Третий этап (1989–1990 гг.) характеризовался резким обострением борьбы в лагере перестройки. Четвертый этап, совпавший с 1991 г., был отмечен изменением в соотношении сил в пользу реформаторских группировок, приходом их к власти и началом преобразований.

Первый этап характеризовался разработкой концепции реформ. Стратегический замысел их был изложен М. С. Горбачевым на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС.

Ключевыми лозунгами первого этапа модернизации стали «ускорение», «перестройка» и «гласность».

Особенность первого этапа модернизации заключается в том, что достичь провозглашенных целей предполагалось на социалистической основе. Суть подхода советских лидеров к реформам ясно сформулировал секретарь ЦК КПСС Е. К. Лигачев: «Больше социализма!» Этот лозунг означал незыблемость основ советского социализма, который можно было только совершенствовать.

Трудности, которые переживала советская экономика, Горбачев и его окружение объясняли не недостатками и тем более не кризисом социализма, а тем, что его потенциальные возможности использовались недостаточно.

Основой экономической модернизации была провозглашена новая инвестиционная и структурная политика, предполагавшая перенести центр тяжести с нового строительства на техническое перевооружение предприятий. Главным рычагом структурных преобразований в экономике было признано ускоренное развитие машиностроения, которое намечалось вывести на мировой уровень уже в начале 90-х годов.

Нововведение первых перестроечных лет – школьная реформа. Главной ее задачей провозглашалось всеобщее компьютерное обучение школьников. Разработчики реформы не учли главного: отечественная промышленность не способна была произвести и малой доли компьютеров, необходимых для оснащения школ.

Последствия стратегии «ускорения», как и другие проявления курса Горбачева и его окружения, не замедлили сказаться. Страна вступила в полосу финансового кризиса, который не мог не повлечь за собой цепь экономических неурядиц.

На втором этапе перестройки (1987–1988 гг.) в идеологию и стратегию реформ были внесены соответствующие коррективы. Девизом второго этапа перестройки стал лозунг «больше демократии». Особое значение придавалось демократизации политической системы: необходимо было разрушить административно-командную систему, которая, по утверждениям Горбачева, служила главным тормозом экономических преобразований.

Курс на демократизацию общества получил реальное воплощение в решениях XIX партконференции (июнь 1988 г.).

Конференция одобрила реформу политической системы. Основу ее составляли Советы. Права их предполагалось существенно расширить, передав им государственные функции. Предусматривалось также учреждение поста Президента СССР, наделенного широкими полномочиями. Ни Горбачев, ни его окружение, искренне верившие в реальность коммунистического единства советских людей и «дружбы народов», не могли вообразить, что даже в условиях относительной политической свободы массы отрекутся от коммунизма, а республики побегут прочь из Союза.

Что же касается экономической реформы, то наиболее крупной мерой второго этапа перестройки стал Закон о государственном предприятии (объединении), вступивший в силу с 1 января 1988 г. Закон ограничивал прерогативы центральных планирующих органов, сводя их по существу к определению объема госзаказа, долю которого предполагалось постоянно снижать. Экономическая самостоятельность предприятий, напротив, существенно расширилась.

В условиях отсутствия в стране рыночной инфраструктуры предприятия не спешили пользоваться самостоятельностью, а ориентировались на госзаказ, который гарантировал централизованное снабжение сырьем и сбыт готовой продукции. Предоставленными же правами предприятия воспользовались для повышения зарплаты, сокращения дешевого и увеличения дорогого ассортимента товаров.

Провалы экономических реформ, усиление недовольства проводившимся Горбачевым курсом вызвали раскол в лагере сторонников перестройки. В нем оформилось и стало быстро набирать силу радикальное крыло.

Борьба между радикалами и Горбачевым составила главное содержание следующего этапа перестройки, который продолжался с 1989 по 1990 гг.

Ядро радикального течения составила либерально настроенная интеллигенция во главе с академиком А. Сахаровым и представители реформаторского крыла КПСС Б. Ельцин, Н. Травкин, Ю. Афанасьев и др.

На первых порах радикалы следовали модели демократического социализма, которая наполнялась все более либеральным содержанием.

В начале 1990 г. радикальная оппозиция добилась отмены 6-й статьи Конституции, законодательно закреплявшей руководящую роль КПСС в советском обществе. Уже спустя два–три месяца после этого возникли социал-демократическая, демократическая, конституционно-демократическая и другие партии. Сама КПСС раскололась: в ней, наряду с консервативным, оформилось реформаторское направление, создавшее радикальную политическую организацию «Демократическая платформа в КПСС».

К лету 1990 г. группой экономистов радикальной ориентации была разработана программа, ставшая известной как программа «500 дней». В основу ее легла концепция экономической «шокотерапии», апробированная в Польше. Программа предусматривала быстрый переход к рынку и обещала наступление экономической стабилизации к концу срока, на который была рассчитана. Горбачев из популистских побуждений поддержал данную программу, несмотря на явную ее нереалистичность, а затем отмежевался от нее.

Конфликт между радикалами и консерваторами, к которым все более склонялся Горбачев, нарастал.

Поощряемые Горбачевым консерваторы все чаще стали прибегать к силовым методам достижения своих целей. В ночь на 13 января 1991 г. в Вильнюсе была предпринята инспирированная Москвой попытка отстранения от власти правительства народного фронта Литвы. Она была сорвана поднявшимся на защиту своего правительства народом.

Нарастало противоборство и между лидерами двух основных политических лагерей – Горбачевым и Ельциным. Весной 1991 г. оно имело два своих пика – всесоюзный референдум по вопросу о сохранении СССР как обновленной Федерации, проведенный 17 марта, и чрезвычайный съезд народных депутатов РСФСР, состоявшийся в конце марта – начале апреля.

Подготовка к референдуму сопровождалась беспрецедентной активностью Горбачева, который свои многочисленные выступления использовал для дискредитации радикалов. Ельцин и его сторонники, со своей стороны, развернули кампанию, имевшую цель склонить участников референдума сказать «нет» сохранению СССР. В отрицательном исходе голосования они видели надежный способ отстранения Горбачева от власти. А 12 июня 1991 г. Борис Ельцин одержал уверенную победу на первых президентских выборах в России.

20 июля 1991 г. Б.Ельцин издал указ о департизации. Этот указ положил начало фактической ликвидации КПСС.

В первый же день путча 19 августа 1991 г. были опубликованы документы, из которых явствовало, что сценарий государственного переворота тщательно продумывался. В первом указе, изданном вице-президентом СССР Г. Янаевым, объявлялось о вступлении последнего в исполнение обязанностей Президента СССР. Другой документ – «Заявление советского руководства» – извещал об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению ГКЧП, к которому переходила вся полнота власти в стране.

В «Обращении к советскому народу» и других документах излагалась идеология и программа путчистов. Объявлялось о введении в отдельных районах страны чрезвычайного положения, о расформировании неконституционных структур власти и управления, приостанавливалась деятельность оппозиционных партий и движений, устанавливался жесткий контроль над средствами массовой информации, в Москву вводились войска.

Подавляющее большинство населения страны отказало ГКЧП в поддержке. По стране прокатилась волна митингов и протестов против заговорщиков. 20 августа вокруг «Белого дома» выросли баррикады. Часть воинских подразделений перешла на сторону обороняющихся, другая часть заняла выжидательную позицию. Большинство союзных республик отказалось подчиниться указам ГКЧП. К числу причин провала путча следует отнести его плохую организацию, нерешительность и растерянность членов ГКЧП. Практическое бездействие ГКЧП привело к аресту его членов 22 августа 1991 г. Им было предъявлено обвинение в попытке государственного переворота.

Решающую роль в развитии августовских событий сыграли активные действия руководства Российской Федерации во главе с Ельциным, которое воспользовалось этими событиями для дискредитации и ликвидации КПСС.

В результате политических перипетий августа 1991 г. государственная власть из союзного центра переместилась в республики.

 

РАСПАД СССР: ПРИЧИНЫ, ИТОГИ

 

Политика реформирования экономики в период «перестройки» имела значительные социально-экономические издержки. Резко сократилось производство не только промышленной, но и сельскохозяйственной продукции. Уменьшились реальные доходы большинства населения. Оставались нерешенными социальные проблемы, в том числе жилищная, продовольственная, экологическая. Обострение проблем труда и быта вызывало различные формы социального протеста.

Недовольством политикой горбачевской администрации умело воспользовались правящие элиты большинства республик, которые стремились сосредоточить полноту власти в своих руках. Весной и летом 1990 г. Латвия, Литва, Эстония, а за ними Российская Федерация и другие союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете. Это означало установление приоритета республиканских законов над законами Союза. Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избрания президентов союзных республик. Первым президентом Российской Федерации стал Б. Н. Ельцин (12 июня 1990 г.).

В марте 1991 г. был проведен первый в истории страны всесоюзный референдум по вопросу о сохранении обновленного Союза. За сохранение СССР высказались 76,4 % участников голосования. Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

Однако в ночь на 19 августа президент СССР М. С. Горбачев был отстранен от власти. В стране вводилось чрезвычайное положение и был учрежден Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Однако практическое бездействие ГКЧП привело к аресту его членов 22 августа 1991 г.

21 декабря была принята Алма-Атинская декларация, в которой объявлялось о прекращении существования СССР и образовании СНГ. Последнее объединяло 11 бывших союзных республик (без Грузии, Литвы, Латвии и Эстонии). 25 декабря М. С. Горбачев подал в отставку с поста президента СССР.

Главным итогом «перестройки» стали распад некогда могучего многонационального государства и завершение «советского периода» в истории страны.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 386.