Тема 1. Профилактика воздушной и капельной инфекции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(5 часов)

 

Знакомство с организацией работы хирургического отделения, планировкой, палатами и их оборудованием, операционным блоком, его устройством и оборудованием, поведением студентов и персонала хирургического отделения в операционно-перевязочном блоке, содержанием палат и операционных, режиме уборки в них. Знакомство с устройством и работой приемного отделения.

Контрольные вопросы:

1. Что такое воздушная и капельная инфекция, и какие виды инфекции Вы еще знаете? Почему этим видам инфекции, придается особое внимание?

2. Организация, планировка и оснащение хирургического отделения?

3. Палаты, их оборудование? Требование к мебели больничных помещений?

4. Какова планировка операционного блока, его устройство и оборудование?

5. Постройка, отделка и оборудование операционного блока?

6. Содержание операционных и уход за ними?

7. Требования, предъявляемые к студентам и всему медперсоналу хирургической службы для профилактики осложнений - гнойной инфекции?

 

Тема 2. Антисептика и асептика (5 часов)

История вопроса. Современная антисептика, виды ее. Характеристика и способы применения основных антисептических средств и антибиотиков (демонстрация антисептических средств, антибиотиков, написание рецептов). Профилактика экзогенной и эндогенной инфекции.

Устройство и знакомство с работой автоклава, укладка биксов.

Контрольные вопросы:

1. Что такое антисептика в историческом и современном понятии? Ее идейные предшественники и ее значение в развитии хирургии?

2. Антисептический метод Листера. Его положительные и отрицательные стороны?

3. Какие виды антисептики Вы знаете, их сущность? Первичная хирургическая обработка ран по Фридриху? Ее значение?

4. Какие основные антисептические средства и антибиотики Вы знаете? Дайте им характеристику. Какие требования к ним предъявляются?

5. Что такое асептика, ее значение в медицине. Каково Ваше понятие об экзогенной и эндогенной инфекции?

6. Какими свойствами должен обладать перевязочный материал? Какой материал применяется в настоящее время, почему?

7. Принцип работы автоклава, его устройство? Ук­ладка биксов.

Тема 3. Асептика и антисептика (3 часа). Самостоятельная работа (2 часа)

Стерилизация шовного материала. Контроль за стерильностью. Подготовка перевязочного материала (салфеток, марлевых и ватных шариков, тампонов). Подготовка операционного поля. Стерилизация инструментов. Подготовка рук к операции (проводится в предоперационной непосредственно сту­дентами под руководством ассистента). Стерилизация перчаток.

Контрольные вопросы:

1. Способы стерилизации шелка, капрона?

2. Способы стерилизации кетгута?

3. Как осуществляется контроль за стерильностью рук, перевязочного материала, белья, шовного материала, растворов

4. Как подготовить руки хирурга к операции (последовательность при обработке отдельных частей рук)? Обоснуйте значение способа Спасокукоцкого - Кочергина и расскажите методику?

5. На каких аспектах основан способ мытья рук по Фюрбрингеру, расскажите методику? Напомните способы обработки рук, основанном только на дублении (Заблудовский, Брун)? Современные способы обработки рук?

6. Каковы методы стерилизации перчаток?

Тема 4. Кровотечение и гемостаз (3 часа).

Самостоятельная работа (2 час)

 Понятие. Классификация. Разбираются местные и общие симптомы кровотечения, опасности и исходы кровотечений. Особое внимание уделяется методам остановки кровотечений (временная и окончательная). Химические и биологические методы остановки кровотечений. Лабораторная диагностика кровопотери. Значение специальных методов диагностики кровопотери. Оценка тяжести кровопотери и определение ее величины. Студенты самостоятельно производят наложение жгута, закрутки, давящей повязки, осваивают технику пальцевого прижатия сосудов, наложения кровоостанавливающего зажима, перевязку сосуда в ране и на протяжении, наложения лигатуры. 

Контрольные вопросы:

1. Как Вы понимаете кровотечение, кровоизлияние, гематому?

2. Какова клиническая картина кровотечений? Симптомы: местные и общие. Понятие о вторичном кровотечении?

3. Каковы опасности и исходы кровотечений?

4. Расскажите и покажите методы временной остановки кровотечений?

5. Какие методы окончательной остановки кровотечений Вы знаете? Расскажите о механических и термических методах остановки кровотечений .

6. Расскажите о химических и биологических методах остановки кровотечений. Дайте характеристику используемым для этого препаратам, медикаментам. Напишите рецепты.

7. Определение ОЦК.

8. Определение гематокрита.

9. Какие специальные методы используются для определения тяжести кровопотери и определения ее величины?

 

Тема 5. Переливание крови и кровезамениталей (7 часов). Самостоятельная работа (3 часа)

В начале занятия разбираются основы трансфузиологии. История этого вопроса. Понятие об изогемагглютинации. Определение группы крови. Разбираются теоретические аспекты этого вопроса. Совместимость групп крови, резус-фактора, механизм перелитой крови. Правило Оттенберга. Подробно разбираются показания и противопоказания к переливанию крови. Ее консервирование, хранение, годность к переливанию. Студенты самостоятельно определяют группу крови (наличие реакции агглютинации или ее отсутствие, резус-фактор, проводят органолептическую оценку качества донорской крови во флаконе, пробы на групповую и резус-совместимость. Отрабатывается методика и техника переливания крови в учебной комнате и перевязочной с показом аппаратуры для переливания крови. Подробно разбираются осложнения при переливании крови, их профилактика и лечение. Документация переливания крови. Донорство. Правила обследования доноров крови и ее препаратов. Организация диагностических исследований на ВИЧ и другие инфекции, передаваемые трансмиссивным путем. Подробно рассматривается вопрос переливания фракций крови и кровозамещающих жидкостей. Классификация растворов для инфузионной терапии.

Контрольные вопросы:

1.Дайте определение переливанию крови?

2.Показания и противопоказания к переливанию крови?

3.Расскажите историю вопроса переливания крови?

4.Какие Вы знаете группы крови? Кто их открыл? Методы определения групп крови?

5.Определение резус-фактора. Кто открыл резус-фактор? Значение резус-фактора.

6.Каков механизм действия перелитой крови?

7.Какие пробы ставятся перед переливанием крови?

8.Как, в каких условиях производится забор и консервирование крови? Ее хранение. Способы консервации крови?

9.Как определить годность консервированной крови?

10.Каковы методы и техника переливания крови? Аппаратура. Опасности и осложнения?

11.Профилактика осложнений и лечение. Ответная реакция организма на переливание крови.

12.Расскажите о донорстве? Правила обследования доноров крови и ее препаратов?

13.Какие Вы знаете фракции крови и как их используют для лечения больного?

14.Что такое кровозамещающие жидкости? Дайте их классификацию.

15.Показания и противопоказания к применению кровозамещающих жидкостей.

16.Оказание первой помощи при осложнениях переливания крови и кровезаменителей?

 

Тема 6. Обезболивание. Общие вопросы нарушения жизнедеятельности организма

Вопросы реанимации (7 часов).

Самостоятельная работа (3 часа)

Разбираются различные виды наркоза и местной анестезии. История вопроса. Наркотические вещества. Аппаратура (самостоятельно изучают устройство и работу наркозного аппарата). Миорелаксанты. Техника проведения наркоза и местной анестезии (работа в операционной). Основные компоненты современной комбинированной общей анестезии. Клиническая картина наркоза. Оценка глубины наркоза. Премедикация, и ее выполнение. Осложнения наркоза и местной анестезии, профилактика и лечение. Особое внимание уделяется подготовке больного к обезболиванию.

Клиническая оценка общего состояния больных. Виды общих нарушений жизнедеятельности организма у хирургических больных: терминальные состояния, шок, острая кровопотеря, острая дыхательная недостаточность, острая сердечная недостаточность, нарушения функции пищеварительного тракта, острая почечная недостаточность, нарушения гемореологии, эндогенная интоксикация.

Виды, симптоматика и диагностика терминальных состояний: преагония, агония, клиническая смерть. Признаки биологической смерти. Первая помощь при прекращении дыхания и кровообращения (самостоятельно отрабатывают способы ИВЛ и непрямого массажа сердца). Критерии эффективности оживления. Показания к прекращению сердечно-легочной реанимации.

Шок – причины, патогенез, клиническая картина, диагностика, фазы и стадии хирургического шока. Первая медицинская помощь при шоке. Комплексная терапия шока. Профилактика операционного шока. Понятие о шоках другой этиологии: геморрагический, кардиогенный, анафилактический, септический. Интенсивная терапия последствий острой и хронической кровопотери. Понятие о гиповентиляции. Диагностика недостаточности функции внешнего дыхания. Аппаратура для ИВЛ. Показания к проведению ИВЛ. Трахеостомия, уход за трахеостомой (самостоятельно изучают устройство трахеостомической трубки и набора для трахеостомии, наложение трахеостомы на фантоме). Диагностика и интенсивная терапия нарушений моторно-эвакуаторной функции пищеварительного тракта. Диагностика основных синдромов нарушения водно-электролитного и кислотно-щелочного состояния. Интенсивная терапия нарушений системы коагуляции. Диагностика и интенсивная терапия экзогенных интоксикаций. Парентеральное питание, как компонент интенсивной терапии.

Контрольные вопросы:

1.Что такое наркоз и какие виды наркоза Вы знаете?

2.Расскажите о теориях наркоза, Теория наркоза в свете современной физиологии?

3.Какие методы и способы ингаляционного наркоза Вы знаете? Маски и аппаратура.

4.Какие наркотические вещества используются для ингаляционного наркоза? Дайте им характеристику?

5.Какие стадии течения эфирного наркоза Вы знаете? Дайте им клиническую характеристику.

6.Какие системы циркуляции дыхательной смеси во время наркоза Вы знаете?

7. Дайте общую схему проведения типичного комбинированного эндотрахеального наркоза.

8.Оцените глубину наркоза по стадиям.

9.Показания и противопоказания к проведению общего обезболивания?

10.Что такое мышечные релаксанты? Механизм их действия? С какой целью применяют их в хирургии? Возможные осложнения. Профилактика и лечение.

11.Осложнения наркоза и ближайшего посленаркозного периода, их профилактика и лечение.

12.Способы ИВЛ, массаж сердца, техника внутрисердечных инъекций.

13.Техника трахеостомии (набор инструментов для трахеостомии).

14.Что такое местное обезболивание? Виды мест­ного обезболивания?

15.Медикаменты для местной анестезии. Показания и противопоказания к местному обезболиванию.

16.Техника местной анестезии. Течение местного обезболивания.

17.Возможные осложнения , профилактика и лечение их.

18.Анестезия по А.В.Вишневскому.

19.Спинномозговая анестезия, ее техника, показания и противопоказания, осложнения.

20.Перидуральная анестезия. Анатомическое обосно­вание. Техника. Опасности. Противопоказания.

21.Анестезия проводниковая, внутрикостная, внут­ривенная, смазыванием, охлаждением.

22.Новокаиновые блокады. Показания. Техника. Осложнения.

 

Тема 7. Десмургия (3 часа). Самостоятельная работа (2 часа)

Определение десмургии. Понятие о повязке и перевязке. Преподаватель показывает с применением демонстрационных таблиц основные виды повязок по назначению, по способам закрепления перевязочного материала, по локализации. После чего студенты в течение 2 часов под контролем преподавателя тренируются и осваивают их наложение. Затем студентам показывается техника приготовления гипсовых бинтов и демонстрируется техника их применения на больном. Затем на каждом практическом занятии в течение учебного года выделяется по 15 минут для повторения наиболее сложных бинтовых повязок.

Контрольные вопросы:

1.Дайте определение десмургии и расскажите ее историю?

2.Какие требования предъявляются к перевязочному материалу и какой материал может быть применен для перевязок?

3.Дайте классификацию мягких бинтовых повязок?

4.Какие виды укрепляющих повязок Вы знаете?

5.Какова методика наложения мягких бинтовых повязок?

6.Транспортная иммобилизация. Виды. Стандартные шины.

7.Понятие о гипсовых повязках? Гипс. Определение качества гипсового порошка?

8.Какие основные правила наложения гипсовых повязок?

9.Техника и какие инструменты используются для снятия гипсовых повязок?

Тема 8. Работа в перевязочной (5 часов)

Студенты под руководством ассистента и перевязочной сестры делают перевязки больным, которых они доставляют в перевязочную на каталке, тренируясь в перекладывании больных. Моются и работают в качестве помощника перевязочной сестры. Снимают швы. Накладывают мягкие бинтовые и гипсовые повязки. Собирают системы для инфузионной терапии. В перевязочной гнойного отделения студенты учатся правильному обращению с гнойной раной, особо тщательному соблюдению асептики, применению антисептических жидкостей, инструментальным методам обследования больных. Особо обращается их внимание на течение раневого процесса, умение распознать фазность течения раневого процесса и в зависимости от этого применение антисептиков.

Контрольные вопросы:

1.Какие манипуляции проводятся в чистой и гнойной перевязочных, и в какой последовательности?

2.Почему и необходимо ли строгое соблюдение асептики в гнойной перевязочной и как этого достичь?

3.Какое оборудование должно быть в перевязочной и какие гигиенические требования предъявляются к помещению и медицинскому персоналу, работающему в перевязочной и больным?.

Тема 9. Работа в операционной (5 часов)

Демонстрируются все больные, идущие на операцию с короткой информацией о патологическом процессе: диагноз, показания и противопоказания к оперативному лечению, методике операции. В операционную студенты доставляют больных, укладывают их на операционный стол. Помогают анестезиологам, операционной сестре и санитарке. Отдельные студенты моют руки под руководством ассистента и участвуют в операции. Особое внимание уделяется вопросам подготовки больных к операции и вопросам деонтологии. Студенты на практике осваивают правила асептики, технику обезболивания, методы остановки кровотечения, технику переливания крови и кровезаменителей. 

 

Контрольные вопросы:

1.Какие требования предъявляются к подготовке больного к операции?

2.Устройство и оборудование операционного блока. Требования,  предъявляемые к студентам и медперсоналу в операционном блоке?

3.Раскажите об уходе и содержании операционного блока?

4. Какие виды обезболивания были применены во время Вашего пребывания в операционной? Как производилась обработка операционного поля и рук хирурга?

5.Какой вид остановки кровотечения применялся во время операции?

6. Какие трансфузионные среды переливались во время операции (с какой целью, количество, каким способом)?

7.Какая повязка была наложена больному после операции?

8. Какие осложнения могут возникнуть у больного после операции и как их обнаружить и предупредить? Какую необходимо оказать помощь?

9. Нужно ли проводить беседу перед операцией и после нее с больным и его родственниками, и кто это должен делать?

10. Как Вы понимаете, что такое реанимация?

Дата: 2019-12-22, просмотров: 244.