Элементы хирургической деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩАЯ ХИРУРГИЯ»

по специальности «Педиатрия»

 

2.1. Введение в дисциплину (2 часа).

2.1.1. Понятие о хирургии и хирургических болезнях (дается понятие о хирургии и хирургических заболеваниях, последовательность изучения хирургии в медакадемии, понятие о хирургической деонтологии, связь хирургии с другими медицинскими дисциплинами.

2.1.2. Краткая история хирургии (мировой, отечественной, в Астраханской области). Крупнейшие Российские хирургические школы.

2.1.3. Современное состояние хирургии (современные медицинские специальности хирургического профиля, место хирургии в современной медицине, использование элементов хирургии в других медицинских специальностях).

2.1.4. Организация хирургической службы (ос­нов­ные хирургические учреждения, хирургические отделения поликлиник, общехирургический стационар, специализированные хирургические стационары, научно- исследовательские институты, научные общества хирургов).

 

Патологические процессы, лежащие в основе

Хирургических заболеваний

2.3.1. Общие нарушения жизнедеятельности у хирургического больного (2 часа).

Клиническая оценка общего состояния больных. Виды общих нарушений жизнедеятельности организма у хирургических больных: терминальные состояния, шок, острая кровопотеря, острая дыхательная недостаточность, острая сердечная недостаточность, нарушения функции пищеварительного тракта, острая почечная недостаточность, нарушения гемореологии, эндогенная интоксикация.

Виды, симптоматика и диагностика терминальных состояний: преагония, агония, клиническая смерть. Признаки биологической смерти. Первая помощь при прекращении дыхания и кровообращения. Критерии эффективности оживления. Показания к прекращению сердечно-легочной реанимации.

Шок – причины, патогенез, клиническая картина, диагностика, фазы и стадии хирургического шока. Первая медицинская помощь при шоке. Комплексная терапия шока. Профилактика операционного шока. Понятие о шоках другой этиологии: геморрагический, кардиогенный, анафилактический, септический. Интенсивная терапия последствий острой и хронической кровопотери. Понятие о гиповентиляции. Диагностика недостаточности функции внешнего дыхания. Аппаратура для ИВЛ. Показания к проведению ИВЛ. Трахеостомия, уход за трахеостомой. Диагностика и интенсивная терапия нарушений моторно - эвакуаторной функции пищеварительного тракта. Диагностика основных синдромов нарушения водно-электролитного и кислотно - щелочного состояния. Интенсивная терапия нарушений системы коагуляции. Диагностика и интенсивная терапия экзогенных интоксикаций. Парентеральное питание, как компонент интенсивной терапии.

2.3.2. Основы хирургии повреждений (2 часа).

Понятие о травме. Виды травматизма и классификация травм. Понятие об изолированных, множественных, сочетанных и комбинированных повреждениях. Общие принципы организации догоспитальной и стационарной травматологической помощи. Осложнения и опасности травм: непосредственные, ближайшие и поздние. Общие принципы диагностики травматических повреждений, оказание первой медицинской по­мощи и лечение. Профилактика инфекционных осложнений травм.

2.3.3. Раны и раневой процесс (2 часа).

Понятие о ране и ее определение. Виды ран. Классификация. Понятие об одиночных, множественных, сочетанных и комбинированных ранах. Фазы течения раневого процесса. Виды заживления ран. Принцип оказания первой помощи при ранениях. Первичная хирургическая обработка ран, ее виды, техника. Шов первичный, первично - отсроченный, вторичный. Вторичная хирургическая обработка.

Общие и местные признаки нагноения раны. Лечение гнойных ран в зависимости от фазы течения раневого процесса. Методы местного и общего лечения.

2.3.4. Повреждения мягких тканей, суставов и костей (2 часа).

Виды механических травм: закрытые (подкожные) и открытые (раны). Закрытые механические травмы мягких тканей: ушибы, растяжения и разрывы (подкожные), сотрясения и сдавления, травматический токсикоз (синдром длительного сдавливания). Первая медицинская помощь и лечение закрытых травм мягких тканей.

Виды механических повреждений сухожилий, костей и суставов. Разрывы связок и сухожилий. Травматические вывихи. Ушибы суставов. Гемартроз. Первая помощь и лечение.

Переломы костей. Классификация. Клинические симптомы переломов. Основы рентгенодиагностики вывихов и переломов. Понятие о заживлении переломов. Процесс образования костной мозоли. Первая медицинская помощь при закрытых и открытых переломах. Осложнения травматических переломов: шок, жировая эмболия, острая кровопотеря, развитие инфекции и их профилактика. Первая медицинская помощь при переломах позвоночника с повреждением и без повреждения спинного мозга. Первая медицинская помощь при переломах костей таза с повреждением и без повреждения тазовых органов. Принципы лечения переломов. Репозиция, иммобилизация, оперативное лечение. Осложнения при лечении переломов. Понятие об ортопедии и протезировании.

Понятие о черепно-мозговой травме, классификация. Основные опасности травм головы, представляющие угрозу жизни больных. Задачи первой медицинской помощи при травме головы. Меры их осуществления. Особенности транспортировки больных.

2.3.5. Термические повреждения, химические и лу­чевые ожоги, электротравма (2 часа ).

Комбустиология - раздел хирургии, изучающий термические повреждения и их последствия.

Ожоги. Классификация. Распознавание глубины ожогов. Определение площади ожога. Прогностические приемы определения тяжести ожога. Первая помощь при ожогах. Первичная хирургическая обработка ожоговой поверхности: анестезия, асептика, хирургическая техника. Методы местного лечения ожогов: открытые, закрытые, смешанные. Пересадка кожи. Антимикробная терапия (сульфаниламиды, антибиотики, сыворотки). Амбулаторное лечение ожогов: показания, противопоказания, методы. Восстановительная и пластическая хирургия послеожоговых рубцовых деформаций.

Ожоговая болезнь: 4 периода ее развития и течения. Общие принципы инфузионной терапии различных периодов ожоговой болезни, энтерального питания и ухода за больными.

Виды лучевых ожогов. Особенности первой помощи при лучевых ожогах. Фазы местных проявлений лучевых ожогов. Лечение лучевых ожогов (первая помощь и дальнейшее лечение).

Травмы от охлаждения. Виды холодовой травмы: общие - замерзание и ознобление; местные - отморожения. Профилактика холодовой травмы в мирное и военное время. Симптомы замерзания и ознобления, первая помощь при них и дальнейшее лечение.

Классификация отморожений по степеням. Клиническое течение отморожений: дореактивный и реактивный периоды болезни. Первая помощь при отморожениях в дореактивный период. Общее и местное лечение отморожений в реактивный период в зависимости от степени поражения. Общая комплексная терапия пострадавших от холодовой травмы. Профилактика столбняка и гнойной инфекции, питание и особенности ухода.

Электротравма. Действие электротока на организм человека. Понятие об электропатологии. Местное и общее действие электротока. Первая помощь при электротравме. Особенности дальнейшего обследования и лечения местной и общей патологии. Поражение молнией. Местные и общие проявления. Первая помощь.

Химические ожоги. Воздействие едких химических веществ на ткани. Особенности местного проявления. Первая помощь при химических ожогах кожи, полости рта, пищевода, желудка. Осложнения и последствия ожогов пищевода.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Курс общей хирургии является первым при изучении хирургии в медицинских вузах. В нем сочетаются важнейшие теоретические и клинические основы хирургии, знания которых необходимы для врачей всех специальностей. При прохождении курса общей хирургии студенты впервые получают ряд практических навыков, поэтому на практических занятиях особое внимание уделяется демонстративности преподавания (демонстрация больных, работа в перевязочных и операционной, демонстрация слайдов, кинофильмов, таблиц, разбор больных с детализацией вопросов, изложенных в лекциях). Знакомство с техникой производства инъекций, мелких операций, диагностических исследований (УЗИ, ФГДС, колоноскопия, ректороманоскопия, бронхоскопия, реовазографии, велоэргометрии и др.). Не менее 30% времени отводится самостоятельной работе студентов (ночные дежурства, курация больных, написание истории болезни, предоперационная подготовка больных, подготовка рук хирурга к операции, одевание стерильного халата, шапочки, маски и бахил, работа в перевязочной в качестве помощника перевязочной сестры). На занятиях в палатах, перевязочной и операционной необходимо показать студентам какое большое практическое значение имеет строгое соблюдение больничного режима, дисциплина медперсонала и студентов, предоперационная подготовка и послеоперационное ведение больных, проведение патогенетически обоснованной терапии. В поликлинике студенты знакомятся с организацией амбулаторной медицинской помощи.

Самостоятельная работа (2 час)

 Понятие. Классификация. Разбираются местные и общие симптомы кровотечения, опасности и исходы кровотечений. Особое внимание уделяется методам остановки кровотечений (временная и окончательная). Химические и биологические методы остановки кровотечений. Лабораторная диагностика кровопотери. Значение специальных методов диагностики кровопотери. Оценка тяжести кровопотери и определение ее величины. Студенты самостоятельно производят наложение жгута, закрутки, давящей повязки, осваивают технику пальцевого прижатия сосудов, наложения кровоостанавливающего зажима, перевязку сосуда в ране и на протяжении, наложения лигатуры. 

Контрольные вопросы:

1. Как Вы понимаете кровотечение, кровоизлияние, гематому?

2. Какова клиническая картина кровотечений? Симптомы: местные и общие. Понятие о вторичном кровотечении?

3. Каковы опасности и исходы кровотечений?

4. Расскажите и покажите методы временной остановки кровотечений?

5. Какие методы окончательной остановки кровотечений Вы знаете? Расскажите о механических и термических методах остановки кровотечений .

6. Расскажите о химических и биологических методах остановки кровотечений. Дайте характеристику используемым для этого препаратам, медикаментам. Напишите рецепты.

7. Определение ОЦК.

8. Определение гематокрита.

9. Какие специальные методы используются для определения тяжести кровопотери и определения ее величины?

 

Тема 5. Переливание крови и кровезамениталей (7 часов). Самостоятельная работа (3 часа)

В начале занятия разбираются основы трансфузиологии. История этого вопроса. Понятие об изогемагглютинации. Определение группы крови. Разбираются теоретические аспекты этого вопроса. Совместимость групп крови, резус-фактора, механизм перелитой крови. Правило Оттенберга. Подробно разбираются показания и противопоказания к переливанию крови. Ее консервирование, хранение, годность к переливанию. Студенты самостоятельно определяют группу крови (наличие реакции агглютинации или ее отсутствие, резус-фактор, проводят органолептическую оценку качества донорской крови во флаконе, пробы на групповую и резус-совместимость. Отрабатывается методика и техника переливания крови в учебной комнате и перевязочной с показом аппаратуры для переливания крови. Подробно разбираются осложнения при переливании крови, их профилактика и лечение. Документация переливания крови. Донорство. Правила обследования доноров крови и ее препаратов. Организация диагностических исследований на ВИЧ и другие инфекции, передаваемые трансмиссивным путем. Подробно рассматривается вопрос переливания фракций крови и кровозамещающих жидкостей. Классификация растворов для инфузионной терапии.

Контрольные вопросы:

1.Дайте определение переливанию крови?

2.Показания и противопоказания к переливанию крови?

3.Расскажите историю вопроса переливания крови?

4.Какие Вы знаете группы крови? Кто их открыл? Методы определения групп крови?

5.Определение резус-фактора. Кто открыл резус-фактор? Значение резус-фактора.

6.Каков механизм действия перелитой крови?

7.Какие пробы ставятся перед переливанием крови?

8.Как, в каких условиях производится забор и консервирование крови? Ее хранение. Способы консервации крови?

9.Как определить годность консервированной крови?

10.Каковы методы и техника переливания крови? Аппаратура. Опасности и осложнения?

11.Профилактика осложнений и лечение. Ответная реакция организма на переливание крови.

12.Расскажите о донорстве? Правила обследования доноров крови и ее препаратов?

13.Какие Вы знаете фракции крови и как их используют для лечения больного?

14.Что такое кровозамещающие жидкости? Дайте их классификацию.

15.Показания и противопоказания к применению кровозамещающих жидкостей.

16.Оказание первой помощи при осложнениях переливания крови и кровезаменителей?

 

Тема 6. Обезболивание. Общие вопросы нарушения жизнедеятельности организма

Вопросы реанимации (7 часов).

Самостоятельная работа (3 часа)

Разбираются различные виды наркоза и местной анестезии. История вопроса. Наркотические вещества. Аппаратура (самостоятельно изучают устройство и работу наркозного аппарата). Миорелаксанты. Техника проведения наркоза и местной анестезии (работа в операционной). Основные компоненты современной комбинированной общей анестезии. Клиническая картина наркоза. Оценка глубины наркоза. Премедикация, и ее выполнение. Осложнения наркоза и местной анестезии, профилактика и лечение. Особое внимание уделяется подготовке больного к обезболиванию.

Клиническая оценка общего состояния больных. Виды общих нарушений жизнедеятельности организма у хирургических больных: терминальные состояния, шок, острая кровопотеря, острая дыхательная недостаточность, острая сердечная недостаточность, нарушения функции пищеварительного тракта, острая почечная недостаточность, нарушения гемореологии, эндогенная интоксикация.

Виды, симптоматика и диагностика терминальных состояний: преагония, агония, клиническая смерть. Признаки биологической смерти. Первая помощь при прекращении дыхания и кровообращения (самостоятельно отрабатывают способы ИВЛ и непрямого массажа сердца). Критерии эффективности оживления. Показания к прекращению сердечно-легочной реанимации.

Шок – причины, патогенез, клиническая картина, диагностика, фазы и стадии хирургического шока. Первая медицинская помощь при шоке. Комплексная терапия шока. Профилактика операционного шока. Понятие о шоках другой этиологии: геморрагический, кардиогенный, анафилактический, септический. Интенсивная терапия последствий острой и хронической кровопотери. Понятие о гиповентиляции. Диагностика недостаточности функции внешнего дыхания. Аппаратура для ИВЛ. Показания к проведению ИВЛ. Трахеостомия, уход за трахеостомой (самостоятельно изучают устройство трахеостомической трубки и набора для трахеостомии, наложение трахеостомы на фантоме). Диагностика и интенсивная терапия нарушений моторно-эвакуаторной функции пищеварительного тракта. Диагностика основных синдромов нарушения водно-электролитного и кислотно-щелочного состояния. Интенсивная терапия нарушений системы коагуляции. Диагностика и интенсивная терапия экзогенных интоксикаций. Парентеральное питание, как компонент интенсивной терапии.

Контрольные вопросы:

1.Что такое наркоз и какие виды наркоза Вы знаете?

2.Расскажите о теориях наркоза, Теория наркоза в свете современной физиологии?

3.Какие методы и способы ингаляционного наркоза Вы знаете? Маски и аппаратура.

4.Какие наркотические вещества используются для ингаляционного наркоза? Дайте им характеристику?

5.Какие стадии течения эфирного наркоза Вы знаете? Дайте им клиническую характеристику.

6.Какие системы циркуляции дыхательной смеси во время наркоза Вы знаете?

7. Дайте общую схему проведения типичного комбинированного эндотрахеального наркоза.

8.Оцените глубину наркоза по стадиям.

9.Показания и противопоказания к проведению общего обезболивания?

10.Что такое мышечные релаксанты? Механизм их действия? С какой целью применяют их в хирургии? Возможные осложнения. Профилактика и лечение.

11.Осложнения наркоза и ближайшего посленаркозного периода, их профилактика и лечение.

12.Способы ИВЛ, массаж сердца, техника внутрисердечных инъекций.

13.Техника трахеостомии (набор инструментов для трахеостомии).

14.Что такое местное обезболивание? Виды мест­ного обезболивания?

15.Медикаменты для местной анестезии. Показания и противопоказания к местному обезболиванию.

16.Техника местной анестезии. Течение местного обезболивания.

17.Возможные осложнения , профилактика и лечение их.

18.Анестезия по А.В.Вишневскому.

19.Спинномозговая анестезия, ее техника, показания и противопоказания, осложнения.

20.Перидуральная анестезия. Анатомическое обосно­вание. Техника. Опасности. Противопоказания.

21.Анестезия проводниковая, внутрикостная, внут­ривенная, смазыванием, охлаждением.

22.Новокаиновые блокады. Показания. Техника. Осложнения.

 

Тема 7. Десмургия (3 часа). Самостоятельная работа (2 часа)

Определение десмургии. Понятие о повязке и перевязке. Преподаватель показывает с применением демонстрационных таблиц основные виды повязок по назначению, по способам закрепления перевязочного материала, по локализации. После чего студенты в течение 2 часов под контролем преподавателя тренируются и осваивают их наложение. Затем студентам показывается техника приготовления гипсовых бинтов и демонстрируется техника их применения на больном. Затем на каждом практическом занятии в течение учебного года выделяется по 15 минут для повторения наиболее сложных бинтовых повязок.

Контрольные вопросы:

1.Дайте определение десмургии и расскажите ее историю?

2.Какие требования предъявляются к перевязочному материалу и какой материал может быть применен для перевязок?

3.Дайте классификацию мягких бинтовых повязок?

4.Какие виды укрепляющих повязок Вы знаете?

5.Какова методика наложения мягких бинтовых повязок?

6.Транспортная иммобилизация. Виды. Стандартные шины.

7.Понятие о гипсовых повязках? Гипс. Определение качества гипсового порошка?

8.Какие основные правила наложения гипсовых повязок?

9.Техника и какие инструменты используются для снятия гипсовых повязок?

Тема 8. Работа в перевязочной (5 часов)

Студенты под руководством ассистента и перевязочной сестры делают перевязки больным, которых они доставляют в перевязочную на каталке, тренируясь в перекладывании больных. Моются и работают в качестве помощника перевязочной сестры. Снимают швы. Накладывают мягкие бинтовые и гипсовые повязки. Собирают системы для инфузионной терапии. В перевязочной гнойного отделения студенты учатся правильному обращению с гнойной раной, особо тщательному соблюдению асептики, применению антисептических жидкостей, инструментальным методам обследования больных. Особо обращается их внимание на течение раневого процесса, умение распознать фазность течения раневого процесса и в зависимости от этого применение антисептиков.

Контрольные вопросы:

1.Какие манипуляции проводятся в чистой и гнойной перевязочных, и в какой последовательности?

2.Почему и необходимо ли строгое соблюдение асептики в гнойной перевязочной и как этого достичь?

3.Какое оборудование должно быть в перевязочной и какие гигиенические требования предъявляются к помещению и медицинскому персоналу, работающему в перевязочной и больным?.

Тема 9. Работа в операционной (5 часов)

Демонстрируются все больные, идущие на операцию с короткой информацией о патологическом процессе: диагноз, показания и противопоказания к оперативному лечению, методике операции. В операционную студенты доставляют больных, укладывают их на операционный стол. Помогают анестезиологам, операционной сестре и санитарке. Отдельные студенты моют руки под руководством ассистента и участвуют в операции. Особое внимание уделяется вопросам подготовки больных к операции и вопросам деонтологии. Студенты на практике осваивают правила асептики, технику обезболивания, методы остановки кровотечения, технику переливания крови и кровезаменителей. 

 

Контрольные вопросы:

1.Какие требования предъявляются к подготовке больного к операции?

2.Устройство и оборудование операционного блока. Требования,  предъявляемые к студентам и медперсоналу в операционном блоке?

3.Раскажите об уходе и содержании операционного блока?

4. Какие виды обезболивания были применены во время Вашего пребывания в операционной? Как производилась обработка операционного поля и рук хирурга?

5.Какой вид остановки кровотечения применялся во время операции?

6. Какие трансфузионные среды переливались во время операции (с какой целью, количество, каким способом)?

7.Какая повязка была наложена больному после операции?

8. Какие осложнения могут возникнуть у больного после операции и как их обнаружить и предупредить? Какую необходимо оказать помощь?

9. Нужно ли проводить беседу перед операцией и после нее с больным и его родственниками, и кто это должен делать?

10. Как Вы понимаете, что такое реанимация?

Самостоятельная работа – 64 часа

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОБЩАЯ ХИРУРГИЯ»

по специальности «Педиатрия»

 

2.1. Введение в дисциплину (2 часа).

2.1.1. Понятие о хирургии и хирургических болезнях (дается понятие о хирургии и хирургических заболеваниях, последовательность изучения хирургии в медакадемии, понятие о хирургической деонтологии, связь хирургии с другими медицинскими дисциплинами.

2.1.2. Краткая история хирургии (мировой, отечественной, в Астраханской области). Крупнейшие Российские хирургические школы.

2.1.3. Современное состояние хирургии (современные медицинские специальности хирургического профиля, место хирургии в современной медицине, использование элементов хирургии в других медицинских специальностях).

2.1.4. Организация хирургической службы (ос­нов­ные хирургические учреждения, хирургические отделения поликлиник, общехирургический стационар, специализированные хирургические стационары, научно- исследовательские институты, научные общества хирургов).

 

Элементы хирургической деятельности

2.2.1. Антисептика (2 часа).

Понятие. Идейные представители антисептики. Развитие антисептики в России. Виды современной антисептики и механизм действия антисептических средств. Характеристика основных антисептических средств и антибиотиков. Осложнения при применении антибиотиков и их профилактика. Основные методы применения антисептиков. Гнотобиологическая изоляция в хирургии.

2.2.2. Асептика (2 часа).

Асептика - как современный метод профилактики хирургической инфекции. Источники инфекции. Профилактика. Перевязочный материал, белье, их стерилизация. Автоклав. Подготовка рук персонала к операции. Стерилизация инструментария, перчаток, шовного материала, протезов. Контроль эффективности стерилизации. Стерилизация аппаратов для ингаляционного наркоза. Стерилизация эндоскопической аппаратуры. Правила работы в условиях строгой асептики.

2.2.3. Общие вопросы анестезиологии и реанимации (2 часа).

Понятие о боли и обезболивании. Общая и местная анестезия. История обезболивания. Основные этапы развития общего обезболивания и местной анестезии. Механизм действия наркотического вещества на организм. Основные вещества, применяемые для наркоза. Мышечные релаксанты. Клиническое течение наркоза. Виды наркоза. Показания и противопоказания, осложнения, профилактика. Аппаратура. Способы искусственной вентиляции легких. Неотложная помощь при критических состояниях организма. Основы реаниматологии. Местное обезболивание - способы, показания, противопоказания, осложнения. Спинномозговая и перидуральная анестезия. Показания и противопоказания, опасности и осложнения.

2.2.4. Кровотечение и гемостаз (2 часа).

Понятие. Классификация. Клиническая картина внутреннего и наружного кровотечения. Отдельные виды кровотечений. Лабораторная диагностика кровопотери. Значение специальных методов диагностики кровотечения. Оценка тяжести кровопотери и определение ее величины. Понятие о системе коагуляции - антикоагуляции крови. Методы временной и окончательной остановки кровотечения. Осложнения кровотечения. Принципы лечения осложнений и последствий кровотечений. Транспортировка больных с кровотечением и кровопотерей.

2.2.5. Основы трансфузиологии (2 часа).

Место трансфузионной терапии в современной хирургии и медицине. Переливание крови. Иммунологические аспекты трансфузиологии. Система групп крови АВО и система резус, их определение. Современные правила переливания крови по группам системы АВО и системы резус. Пробы на совместимость. Механизм действия перелитой крови. Техника переливания крови. Опасности и осложнения при переливании крови, их профилактика и лечение. Реинфузия и аутотрансфузия крови и ее компонентов.

Кровозамещающие жидкости. Классификация растворов для инфузионной терапии. Растворы с волемическим эффектом: солевые растворы, растворы декстрана, растворы желатины. Растворы с дезинтоксикационным эффектом. Корректоры водноэлектролитных нарушений. Инфузионные растворы для парентерального питания. Осложнения при переливании кровезаменителей. Первая помощь и лечение этих осложнений.

2.2.6. Обследование хирургических больных и хирургическая документация (2 часа).

Общеклинические методы обследования хирургического больного. Местный статус. Роль лабораторных и специальных методов исследования в обследовании хирургического больного (рентгенологический, эндоскопический, радиоизотопный, УЗИ, КТ, МР-томография, функциональные исследования). Последовательность применения методов исследования. Хирургическая документация. Их лечебное, научное и юридическое значение. Хирургическая деонтология - как необходимый и обязательный элемент хирургической деятельности.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 239.