Электронная коммерция и электронный бизнес. Модели интеграции информационных технологий в хозяйственную деятельность предприятия
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Современные сервисы Интернета позволяют решать практически любые задачи взаимодействия продавца и покупателя. Все большее количество товаров сегодня выгоднее покупать в Интернет-магазинах, которые обеспечивают определенные преимущества, как продавцам, так и покупателям. Это:

- экономия времени при поиске товара на основе круглосуточного доступа к информации;

- более широкий выбор;

- многие софт-товары нельзя приобрести нигде, кроме как в Интернет-магазине;

- выбор необходимой комплектации (сборка под заказ). Пользователь может собрать нужную кон­фигурацию (из представленных комплектующих) и узнать, сколько она будет стоить;

- возможность разместить заказы на товары, которые еще только готовятся к выпуску;

- возможность сравнить цены нескольких производителей.

Для продавца это:

- возможность более гибко планировать ресурсы (заказы от покупателей поступают заранее) и лучше отслеживать бизнес-цикл;

- снижение затрат на аренду помещений, рекламу, размещение заказов;

- возможность расширить территорию торговли за счет пользователей Интернета;

- собственное представительство в Интернете;

- снижение количества посредников.

Электронная коммерция может вестись на различных уровнях, на­чиная с простого представительства компании в сети, до электронной поддержки совместной деятельности, осуществляемой несколькими компаниями (например, аутсорсинг или виртуальное предприятие). Электронная коммерция, по сути, имеет глобальный характер. На ин­тернациональном уровне по сравнению с внутринациональным элек­тронная коммерция усложняется такими факторами, как различия в налогообложении, таможенных сборах и правилах банковской деятель­ности.

В зависимости от участников электронная коммерция подразделя­йся на основные секторы коммерческого взаимодействия между:

юридическими лицами, организациями (Business-to-Business — В2В);

юридическими и физическими лицами (Business-to-Customer — В2С);

юридическими лицами и государственными организациями (Business-to-Government — B2G);

физическими лицами (Customer-to-Customer — С2С);

государственными организациями и физическими лицами (Government-to- Customer — G2C).

Рассмотрим разновидности отношений между участниками, их модели и информационные технологии, используемые в электронной коммерции.

В2В: торгово-закупочные площадки (e-procurement, SCM, e-dis-tribution, CRM, e-market); аутсорсинг; электронные платежные систе­мы; виртуальные предприятия; электронные биржи; электронные аук­ционы; Интернет-трейдинг; Интернет-инкубаторы; Интернет-реклама; системы мобильной коммерции (m-commerce); системы страхования и перестрахования; доски объявлений (Bulletin Board Systems — BBS); информационные бизнес-системы.

В2С: торговые ряды; электронные витрины и каталоги; электрон­ные магазины; электронные аукционы; Интернет-трейдинг; электрон­ные платежные системы; Интернет-страхование; системы телеработы; системы вирусного маркетинга; Интернет-реклама; спонсорские про­граммы; туристические и прочие услуги.

B2G: участие в электронных торгах по закупке продукции для госу­дарственных нужд; выполнение государственных заказов; предоставле­ние налоговой, статистической, таможенной и другой отчетности.

С2В: частные услуги; участие в опросах и других рекламных акци­ях; участие в партнерских и спонсорских программах.

С2С: доски объявлений; Интернет-аукционы; системы Р2Р; систе­мы вирусного и многоуровневого маркетинга.

C2G: выборы; участие в опросах общественного мнения; уплата нало­гов, сборов, штрафов; представление заявок, жалоб, обращений граждан.

G2B (электронное правительство): системы распределения государ­ственных заказов; электронные тендеры; обеспечение контакта с на­логовыми, таможенными органами, органами государственной серти­фикации и лицензирования, администрациями и т.д.; юридические и Информационно-справочные службы; геоинформационные системы.

G2C (электронное правительство): системы социального обслу^й вания (пенсии, пособия, льготы и т.п.); системы коммунального об служивания; юридические и информационно-справочные службы; гео. информационные системы.

G2G (электронное правительство): выборы; автоматизированные системы сотрудничества в таможенной, налоговой, правоохранитель­ной сферах; геоинформационные системы.

В простейшем случае интернет-магазин — это совокупность интернет-витрины (информация о про­дукции и услугах) и торговой системы (интегрирует систему продаж компании в систему электрон­ной торговли).

Заказать диск или книгу в зарубежном магазине также легко, как и в российском, однако не стоит забывать, что в стоимость заказа будет включена стоимость доставки, а в некоторых случаях и таможенный сбор. Следует отметить, что стоимость товара зависит не только от дальности и способа доставки, но и от вида платежа.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Вариантов оплаты услуг интернет-магазина великое множество, однако все их можно условно разделить на две группы: онлайновые и оффлайновые.

Оффлайновые виды оплаты

Очевидно, что заказ в интернет-магазине осуществляется онлайновым способом, и эта задача давно и успешно решена. А вот с оплатой в онлайне все далеко не так просто. Как только дело доходит до перевода денег, сразу возникают проблемы, связанные с обеспечением безопасности, для разреше­ния которых требуется применение достаточно сложных технологий. Поэтому первое и самое простое решение задачи — заказ в онлайне, оплата в оффлайне.

Заказ в виртуальном магазине — оплата в обычном

Покупатель выбирает товар в интернет-магазине, заполняет форму (размещает заказ), а торговая фирма контролирует наличие заказанных товаров в реальном магазине. Сделав заказ, покупатель идет затем в обычный магазин, где оплачивает покупку. В этой схеме интернет-магазин, по сути дела, играет роль витрины, а сама сделка происходит в обычном магазине. Используя дан­ный способ оплаты, покупатель уверен, что нужный товар ждет его в магазине, может оценить надежность фирмы-продавца, судя по ее магазину, и знает, кому предъявить претензии. Такая фор­ма оплаты хороша только для тех покупателей, которые живут рядом с магазином, и для фирмы-продавца, которая организует онлайновый магазин вдобавок к оффлайновому.

Оплата наличными при доставке товара курьером

В России схема покупки, при которой заказ происходит в интернет-магазине, а оплата осуществля­ется курьеру наличными, является наиболее распространенной. Выбрав товар в интернет-магазине, покупатель размещает заказ, в котором указывает адрес доставки. Курьер привозит товары по указанному адресу и получает деньги. Все необходимые финансовые документы (гарантийный талон, товарный чек и т. п.) курьер передает вместе с заказом.

Пользователь, прежде чем оплатить заказ, может проверить товар, задать вопросы и отказаться от покупки в случае брака — таким образом, вероятность обмана покупателя в этом случае не выше, чем в обычном магазине.

Недостатки данного способа оплаты проявляются при доставке дешевых товаров, соизмеримых по стоимости со стоимостью оплаты курьера. Следует также отметить,что некоторые покупатели опаса­ются впускать в квартиру незнакомого человека — курьера.

Часто интернет-магазины предлагают вместо доставки самовывоз. В этом случае покупателю предла­гается самому забрать товар, сэкономив на доставке.

Стоимость доставки зависит от ее дальности и срочности. Доставка в пределах города, как правило, осуществляется курьерской службой соответствующего интернет-магазина, доставка в другие регио­ны — различными специализированными курьерскими службами. Например, международная курь­ерская служба TNT может доставить заказ лично в руки в любую точку земного шара всего за 2—4 дня.

Наложенный платеж

Данный способ предполагает доставку почтой и оплату в почтовом отделении перед получением това­ра. За почтовые услуги придется доплатить примерно 10% от стоимости заказа. Помимо дополни­тельной стоимости этот способ имеет еще один недостаток: проверить товар можно только после оплаты. Однако для ряда удаленных районов доставка почтой — единственно возможный способ получить заказ.

Предоплата на счет банковским переводом

После размещения заказа покупателю выставляется счет, который физические лица могут оплатить банковским переводом на счет интернет-магазина. Например, при оформлении через Сбербанк РФ комиссия обычно составляет 3% от стоимости заказа. Частные лица могут также оформить платеж почтовым переводом денег на счет интернет-магазина, что обойдется дополнительно в 10% от сто­имости заказа.

Юридические лица оплачивают заказ согласно выписанному счету с расчетного счета организации. Данный вид оплаты больше подходит для организаций.

Онлайновые методы оплаты

При покупке многих неэлектронных товаров без доставки или похода в магазин не обойтись, поэтому офлайновая форма оплаты является вполне приемлемой. Однако если вы хотите приобрести элект­ронные товары, которые можно скачать непосредственно из Сети, то желательно использовать и электронные формы платежа. Здесь речь идет о покупке программного обеспечения, информации, платных электронных вариантов газет и журналов и т. д.

Оплата при помощи кредитной карты

Покупатель выбирает товар, размещает заказ и на сайте интернет-магазина вводит в специальное поле номер кредитной карты. Для того чтобы информация о реквизитах кредитной карты не стала доступна третьей стороне, обмен данными ведется в защищенном режиме. После этого интернет-магазин обращается в банк покупателя для подтверждения его кредито­способности. Получив подтверждение, магазин блокирует определенную сумму и отправляет товар потребителю электронным способом .

Следует отметить, что для оплаты в Интернете подходят далеко не все кредитные карты. Большин­ство интернет-магазинов принимает к оплате карточки трех типов: American Express, Visa и MasterCard. В России банковские счета имеет гораздо меньше пользователей, чем на Западе, поэтому все боль­шую роль приобретают разного рода небанковские платежные системы. Они отличаются от банков тем, что выпускают под денежные средства, депонированные в банке, собственные электронные платежные средства. Банковские деньги обмениваются на платежные средства системы и обратно.

 

6.2 Системы дистанционного образования

Одна из тенденций в современном мире заключается в том, что по мере внедрения компьютерной техники взаимодействие между людьми все меньше требует живого общения. Его заменяют элект­ронная почта, телеконференции, электронные форумы и т. д. Отношения между работодателем и служащим приобретают форму телеработы, а между студентами и преподавателями форму дистанци­онного обучения (ДО). Уже сегодня десятки миллионов людей в мире работают и учатся, не выходя из дома, и, видимо, эта тенденция будет развиваться.

Интернет-технологии дистанционного обучения особенно эффективны, когда количество обучаемых по фиксированной специальности превышает 100—200 человек. Поэтому не удивительно, что дан­ный подход широко используется во всем мире в крупных корпорациях, концернах и банках.

Систему ДО можно определить как тип образования, при котором студенты самостоятельно работают дома и контактируют с преподавателем и другими студентами при помощи e-mail, электронных фо­румов, видеоконференций и других форм сетевого общения. Система ДО должна обеспечить студен­та не только учебной программой, но и возможностью сетевого контакта с преподавателем, дать возможность задавать преподавателю вопросы, оперативно получать комментарии, а также общаться со студентами, изучающими тот же курс. Задача организации ДО имеет две подзадачи. Первая со­стоит в обеспечении содержания курсов и подборе преподавателей. Вторая — в приобретении про­граммного комплекса, который бы обеспечивал инструментальные средства создания обучающих программ, автоматизированные рабочие места, а также средства поддержки базы данных для ведения статистики и принятия административных решений.

Следует различать автоматизированные программные системы для создания ДО (сокращенно АСДО) и, собственно, решения, реализованные на их базе, — так называемые центры ДО (ЦДО).

Центры дистанционного образования (ЦДО)

В последнее время все больше московских вузов предлагают проекты в области ДО. Одним из наибо­лее мощных проектов в этой области является Центр дистанционного обучения Московского Инсти­тута Электроники и Математики (http://dlc.miem.edu.ru), где существует заочная форма обучения с использованием дистанционных технологий.

Факультет ДО существует в МИЭТ. По рекламе сервера ДО МИЭТ можно составить впечатление, что же предлагается абитуриентам данного факультета. В частности, на сайте института сообщается, что для поступления необходимо сдать компьютерное тестирование по математике и физике, опла­тить первый семестр и обучаться по дистанционной технологии, даже находясь за пределами Россий­ской Федерации.

После окончания обучения вы получите государственный диплом МИЭТ. В приложении к диплому указываются все дисциплины, которые вы изучили в соответствии с учебным планом, количество часов по ним и оценки, а также оценки за курсовые работы и тема диплома.

Особо следует отметить центр дистанционного обучения www.elearn.ru, разработанный специалиста­ми Компании ГиперМетод на основе АСДО компании eLearning Server 3000. eLearn.ru создан специ­ально для практического ознакомления с возможностями дистанционного обучения и самостоятель­ным построением учебных процессов. Каждый желающий, пройдя предварительную регистрацию, может бесплатно разместить на www.elearn.ru свои учебные материалы и проводить обучение при помощи современных сервисов ДО. Учебный центр предлагает проведение лекций, семинаров, прак­тических занятий в режиме online, применение в обучении видеотрансляций, графических досок, чатов и конференций, а также использование системы тестирования. В учебном центре проводятся семинары для ознакомления пользователей с построением полного цикла дистанционного учебного процесса с помощью АСДО eLearning Server 3000 v 2.0.

Следует отметить, что системы ДО разрабатываются не только для высшей школы. Очень интерес­ный проект выполняется силами компании «Кирилл и Мефодий» по организации так называемой виртуальной школы. Полное название проекта «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия — бесплатная школа для всех!» Ознакомиться с проектом можно по адресу www.vschool.ru.

Это новый интерактивный образовательный портал, который создается в рамках социальной про­граммы и является аналогом общеобразовательной школы в сети Интернет.

Вся программа vSCHOOL.ru соответствует общеобразовательной школьной программе.

В системе использованы интерактивные вопросы и задания, аудиолекции и красочные иллюстра­ции; в справочниках собраны основные законы, формулы и понятия. Общение возможно на базе чатов, конференций, досок объявлений.

Давать обзор западных ЦДО практически бессмысленно в силу того, что большинство крупных уни­верситетов имеют свои системы ДО, и если вы хотите попытать счастья на поприще обучения за рубежом, дистанционное образование сэкономит вам как минимум деньги на перелеты.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 203.