ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы менеджмента»

Тема: Анализ внешней среды организации (предприятия) на примере ЗАО «Погрузчик»

 

 

Работу выполнил студент                       И. А. Федосеенко

Группа                                                      31-М

Шифр                                                        080507

Специальность                                         Менеджмент организации 

 

 

Курсовую работу защитил с оценкой ____________

 

Руководитель________________          В. А. Князева

                             подпись                                            

 

г. Орел

2008 г.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

 

Кафедра «Экономика и менеджмент»

 


Задание на курсовую работу

 

Студент ____________________ шифр ___________ группа ______

 

1.Тема______________________________________________________________________________________________________________

 

2. Срок сдачи студентом работы «____» _____________ 2008 г.

 

3. Объект исследования _________________________________________________________

 

Руководитель работы______________________________________

                                              подпись                                        Ф.И.О.

 

Задание принял к исполнению «____» ________________ 2008 г.

 

Подпись студента ________________________

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ

СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………… ….. . 6

1.1 Понятие и характеристика внешней среды предприятия, макроокружение и непосредственное окружение организации………... 6

1.2    Факторы внешней среды….………………………………………….11

1.3    Влияние внешней среды на деятельность организации….………...17

1.4 Анализ внешней среды, его значение и связь со стратегическим управлением…………………………………………………………………23

2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ЗАО «ПОГРУЗЧИК»..…33

2.1 Общая характеристика предприятия……………………………..……33

2.2 Анализ технико-экономических и финансовых показателей

деятельности предприятия…………………………………………...…….37

2.3 Анализ внешней среды предприятия и используемых

методов ее исследования…………………………………………...………40

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ СИСТЕМЫ

АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ НА ЗАО «ПОГРУЗЧИК»………….46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..………..52

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….54

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………55


ВВЕДЕНИЕ

C переходом к рыночной экономике в деятельности организаций и предприятий многое изменилось, появилось множество дополнительных факторов и воздействий, которые стало необходимо учитывать. К одному из таких воздействий относится влияние внешней среды.

Внешнюю среду организации можно определить как совокупность всех людей, организаций и институтов, с которыми она взаимодействует в процессе своей деятельности. Она не может действовать в вакууме, не имея никаких сношений со своим окружением. Поэтому организация должна не только учитывать случайные факторы, с которыми она сталкивается в повседневной деятельности, но и осуществлять всесторонний анализ внешней среды. Этим и объясняется актуальность данной темы для любого предприятия. Поясним необходимость учитывать факторы внешней среды на нескольких примерах.

Очевидно, что организации действуют не только и не столько для получения прибыли, а для удовлетворения потребностей населения либо других организаций или же для удовлетворения государственных нужд. То есть свою деятельность они осуществляют не для себя, а для потребителей, следовательно, необходимо постоянно изучать рынок, чтобы знать их потребности, склонности, предпочтения и т.п. Далее, деятельность любой организации невозможна без ресурсов – финансовых, человеческих, материальных – которые необходимо приобретать. Это также требует изучения рынка поставщиков сырья, материалов, рабочей силы, капитала с целью отыскания наиболее выгодных предложений и обеспечения стабильности собственного существования. Кроме этих основных факторов существует и множество других, которые организация должна учитывать в своей деятельности, если она хочет добиться успеха, обезопасить свое существование и нормально развиваться.

Целью данной работы является характеристика процесса анализа внешней среды, как в теории, так и на примере конкретного предприятия. Соответственно, поставим задачи работы:

1) определение внешней среды, описание ее характеристик, составляющих, факторов, а также раскрытия влияния внешней среды на деятельность организации;

2) общая характеристика предприятия ЗАО «Погрузчик» и анализ основных технико-экономических показателей его деятельности;

3) характеристика процесса анализа внешней среды на указанном предприятии;

4) разработка предложений по совершенствованию системы анализа внешней среды на ЗАО «Погрузчик».

 



Факторы внешней среды

При анализе внешней среды, в границах которой функционирует компания, можно выделить целый ряд факторов, влияющих на возможности ее развития. С этой целью используют методику под названием T.E.M.P.L.E.S. (Technology, Economics, Market, Politics, Laws, Ecology, Society). Она позволяет рассмотреть группу вопросов, связанных с внешней средой, разделив их на несколько подгрупп для соответствующего определения и классификации. Каждый из этих факторов подвергают соответствующему анализу, чтобы выяснить, какие трудности могут возникать при работе в данной сфере и какие здесь открываются позитивные возможности. Названные причины удобно анализировать с учетом различных (в основном долгосрочных и среднесрочных) перспектив, когда необходимо предугадать, какие изменения ожидают компанию в будущем, и подобрать стратегии, максимально адекватные складывающейся ситуации.

Мы будем рассматривать следующие факторы

· технологии;

· экономика;

· политика;

· законодательство;

· окружающая среда;

· общество.

Технологии

Попробуем ответить на некоторые вопросы, касающиеся основных факторов, которые влияют на жизнь и деятельность. Рассмотрим технологические факторы:

· новые информационные технологии;

· новые стандарты оборудования;

· новые виды изделий.

Научно-технические достижения серьезно изменяют среду функционирования фирмы. Появляются новые технологии, новые изделия, что, безусловно, усиливает конкуренцию. Многие компании систематически отслеживают тенденции научно-технического прогресса, что положительно сказывается на их деятельности. Научно-технические разработки изменяют образ жизни потребителя, повышают качество удовлетворения потребителей. Научно-технические новинки появляются в дизайне, конструировании моделей, распределении и сбыте, маркетинге, тем самым оказывая влияние на общую стратегию организации.

Экономика

Для того чтобы выработать правильную стратегию, руководству фирмы необходимо знать, какие экономические условия деятельности имеются в регионе:

· темпы роста отраслей;

· динамика развития рынка и его насыщенность;

· уровень инфляции и безработицы;

· процентные ставки за кредит;

· инвестиционная и налоговая политика;

· политика в области заработной платы и цен;

· налоговая база;

· экономическая ситуация в регионе;

· уровень доходов населения;

· темпы роста экономики страны и отрасли;

· внешнеторговые барьеры;

· таможенная политика.

Поскольку мировая экономика существенным образом влияет на жизнь и деятельность компании, следует тщательно анализировать общеэкономические процессы (например, рост безработицы и инфляции, увеличение количества компаний, работающих на импорт или экспорт). В этой связи будет полезно ответить на некоторые вопросы:

Политика

Политические факторы серьезно влияют на разные виды бизнеса. Особенно заметно это в такой стране, как Россия, где политическая система находится в фазе становления. Обычно к политическим факторам относят:

· политическую ситуацию в стране;

· стабильность;

· лояльность властей;

· протекционизм в отрасли;

· наличие административных барьеров;

· систему охраны собственности.

При этом следует учитывать такие важные движущие силы, как изменение общественно-политического строя, вспышки религиозной нетерпимости и оживление национализма. Нельзя сбрасывать со счетов угрозу вооруженных конфликтов, резкое сокращение импорта или экспорта, введение эмбарго и различных торговых санкций, рассчитанных на экономическое подавление.

Законодательство

Изменения в законодательстве прямо воздействует на многие виды деловой активности. Эти изменения происходят и на достаточно высоком уровне (так, введение налогового учета в России оказало сильное влияние на деятельность предприятий, которым пришлось организовывать введение дополнительного учета), и в области конкретной отраслевой проблематики (например, круг вопросов, связанных с введением тех или иных санкций и правил, изменениями в законодательстве о труде и в работе).

При анализе изменений в законодательстве необходимо ответить на следующие вопросы:

· Какие возможные изменения в существующем законодательстве могут повлиять на вашу компанию? (Например, изменения в законе о трудоустройстве, в законах, регулирующих безопасность окружающей среды и т.п.)

· Какие законодательные изменения могут осуществлять местные органы власти (например, предоставление грантов)?

· Помогает ли вам действующее в настоящее время законодательство защищаться от конкурентов?

· Понимаете ли вы, какие шаги необходимо предпринять, чтобы и позиция, и положение на рынке вашей компании было максимально неуязвимым или, но крайней мере, не было связано с риском?

Окружающая среда

В настоящее время все большее число компаний уделяет внимание состоянию окружающей среды. Поэтому круг вопросов, связанных с ее защитой, играет важную роль при стратегическом планировании многих развивающихся производств и компаний. При анализе окружающей среды возникают следующие вопросы:

· С какими проблемами экологического характера приходится сталкиваться вашему предприятию?

· Есть ли у вас конкуренты, которые в своей маркетинговой политике используют вопросы экологии и защиты окружающей среды? Добиваются ли они в этом успеха?

· Использует ли ваша компания вторичное сырье?

· Установлено ли на вашем предприятии оборудование, которое защищает окружающую среду от вредных выбросов?

· Внедряете ли вы новые способы использования вторичного и переработанного сырья при организации производства на своем предприятии?

· Есть ли какие-то группы влияния, которые связаны с тем, чтобы воздействовать на вашу компанию через факторы, связанные с угрозой окружающей среде?

Демографические факторы

При разработке стратегии развития (особенно в случае долгосрочной стратегии) многие компании нередко учитывают также демографические факторы. Если компания обеспечивает население такими услугами и товарами, которые дифференцированы либо по возрастным категориям покупателей, входящих в различные группы, либо по половому признаку, то проведение такого анализа может оказаться чрезвычайно ценным вкладом в разработку стратегии. Так, в настоящее время в России наблюдается рост рождаемости, в результате чего увеличивается спрос на соответствующие товары и услуги. Значит, этот фактор стимулирует развитие именно тех отраслей, которые связаны с производством товаров и услуг для удовлетворения многообразных запросов и потребностей молодых семей.

На демографическую ситуацию немалое влияние оказывают специфические особенности регионов, где размещаются данные компании или предприятия. Например, может иметь место постоянный приток или, наоборот, отток населения из региона; национальный состав зачастую играет определяющую роль в структуре спроса.

При анализе демографических факторов обычно задают следующие вопросы:

· Как вы считаете, изменяется ли население вашей страны по тем или иным демографическим показателям?

· Увеличивается ли рождаемость?

· Каково процентное соотношение между мужчинами и женщинами в вашей стране (городе, регионе)?

· Какой процент от общего числа дееспособного населения составляют молодые и пожилые люди?

Социальные факторы

Деятельность предприятия нередко в существенной степени зависит от различных социальных факторов. Они могут включать в себя социальные потребности и запросы, определяющие жизнедеятельность сотрудников данного предприятия; вопросы, связанные с общественной жизнью региона, где расположено предприятие.

Вот ряд социальных факторов, влияющих на деятельность предприятия:

· демографическая ситуация в регионе;

· половозрастная структура населения;

· средний уровень дохода и прожиточный минимум;

· культурная среда и моральные ценности, религия;

· уровень образования.

К социальным факторам, играющим существенную роль в функционировании предприятия, относят также способ привлечения сотрудников к профессиональной деятельности и в составе вашего предприятия, а именно: насколько значима и/или престижна для них работа в штате предприятия или же они вполне удовлетворяются работой по контракту.

Кроме того, к социальным факторам можно отнести стиль жизни ваших работников; степень их вовлеченности в решение внутренних управленческих задач; качественные изменения во взаимоотношениях сотрудников, стоящих на разных ступенях иерархии; внутренние ожидания людей от работы вашей организации; различные риски, опасения и пр. [8].

Таким образом, при анализе внешней среды выделяется множество факторов, которые можно разделить на следующие категории: технология, экономика, политика, законодательство, окружающая среда, демографические факторы, социальные факторы. Каждая из этих групп факторов по-своему влияет на деятельность организаций.

 



Экономические факторы

На способность организации оставаться прибыльной непосредственное влияние оказывает общее здоровье и благополучие экономики. Макроэкономический климат в целом будет определять уровень возможностей для организаций.

Плохие экономические условия окажут влияние на спрос на товары и услуги вашей организации, а более благоприятные могут обеспечить простор для роста.

При анализе внешней обстановки для вашей организации требуется оценить ряд экономических показателей. Сюда включаются ставки процента, курсы обмена валют, темпы экономического роста и уровень инфляции.

Ставки процента

Уровень ставок процента в экономике оказывает значительное влияние на потребительский спрос. Для приобретения товаров потребители часто берут в долг (кредит). Менее вероятно, что они будут поступать подобным образом при наличии высоких ставок процента. В качестве примера можно привести рынок жилья, где процент по закладной прямо влияет на спрос на дома, что, в свою очередь, повлияет на количество начатых новых жилищных проектов. Если организация работает в области жилищной индустрии (предоставляет ссуды, выступает в качестве строительного подрядчика), то рост процентных ставок будет представлять собой угрозу, а их снижение - возможность.

Организации, рассматривающие планы расширения, которые должны финансироваться за счет получения ссуд, очевидно, будут следить за уровнем ставок процента и их влиянием на цену капитала. Поэтому ставки процента будут оказывать прямое воздействие на потенциальную привлекательность различных стратегий.

Курсы обмена валют

Курсы обмена валют определяют стоимость валюты страны по отношению к стоимости валют других стран. Изменения в курсах обмена валют непосредственно влияют на конкурентоспособность продукции организации, если она экспортирует товары на мировой рынок. Когда стоимость фунта стерлингов по отношению к другим валютам низка, товары, произведенные в Великобритании, относительно недороги, что снижает угрозу со стороны иностранных конкурентов и сокращает импорт. Но если стоимость фунта стерлингов высока, то импорт становится относительно недорогим, что повышает уровень угрозы, создаваемой иностранными конкурентами.

Темп экономического роста

Темп экономического роста влияет на возможности и угрозы для организации. Когда происходит рост в экономике, увеличиваются расходы потребителей, что вызывает конкурентное давление на организацию. Снижение темпов экономического роста и сокращение потребительских расходов приведут к росту конкурентного давления, угрожая прибыльности организации.

Инфляция

Как вам станет известно, основное внимание в экономической политике правительств западных стран в течение 1980-х и начала 1990-х гг. уделялось снижению темпов инфляции. Следствием этого является снижение ставок процента и, тем самым, проявление экономического роста. Организации, в частности, озабочены инфляцией потому, что будущая экономическая обстановка оказывается менее предсказуемой, затрудняя планирование [6].

Технологические факторы

Влияние технологических факторов зачастую наиболее явное и впечатляющее. Революционные технологические перемены и открытия последнего времени (например, производство с помощью роботов, лазерная техника, космическая связь, вычислительная техника и т.п.) предоставляют серьезные возможности и угрозы, которые управление должно осознавать и оценивать их воздействие. Некоторые новшества могут как создавать новые отрасли промышленности, так и закрывать старые. Это явление можно рассматривать как созидание и как разрушение. Ускоряющиеся технологические перемены укорачивают среднюю продолжительность жизненного цикла продукта, поэтому организации должны предугадывать, какие перемены несут с собой новые технологии. Эти перемены могут воздействовать не только на производство, но и на другие функциональные области, например на кадры (подбор и подготовка персонала для работы с новыми технологиями, как избавиться от избыточной рабочей силы) и финансы (каким образом финансировать расходы на новое оборудование). Скорость изменения технологий в последние десятилетия заметно увеличилась. Из крупных технологических нововведений, которые глубоко затронули все общество и оказали сильное влияние на конкретные организации, можно отметить компьютерную, лазерную, микроволновую, полупроводниковую технологии, интегрированные линии связи, робототехнику, спутниковую связь, атомную энергетику, получение синтетического топлива и продуктов питания, генную инженерию и т.д. Знаменитый социолог Дэниел Белл считает, что в будущем наиболее ценным нововведением будет считаться технология миниатюризации.

Очевидно, что организации, имеющие дело непосредственно с технологией высокого уровня, наукоемкие предприятия, должны быть в состоянии быстро реагировать на новые разработки и сами предлагать нововведения. В то же время уже сегодня все организации, чтобы сохранить конкурентоспособность, должны идти в ногу с теми разработками, от которых зависит эффективность их деятельности [4].

Таким образом, влияние факторов внешней среды на организацию очень разнообразно и многогранно: от простого подорожания сырья до изменения качества трудовых ресурсов из-за снижения уровня образования или изменения политики государства в отношении конкретной отрасли. При этом следует учитывать что многие факторы внешней среды взаимосвязаны, а также что влияние разных групп факторов на организацию различно и зависит от специфики ее деятельности.

 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе было рассмотрено понятие внешней среды, определены ее характеристики, факторы, влияние на деятельность организации. Кроме того бала дана характеристика процессу анализа внешней среды.

Сделаем основные выводы по разделам работы:

1) любая организация действует в среде и не может не учитывать ее влияния на свою деятельность. Внешняя среда подразделяется на среду непосредственного окружения и макроокружение. Она обладает следующими характеристиками: сложность, подвижность, взаимосвязь ее факторов, турбулентность и неуправляемость;

2) при анализе внешней среды выделяется множество факторов, которые можно разделить на следующие категории: технология, экономика, политика, законодательство, окружающая среда, демографические факторы, социальные факторы. Каждая из этих групп факторов по-своему влияет на деятельность организаций;

3) влияние факторов внешней среды на организацию очень разнообразно и многогранно: от простого подорожания сырья до изменения качества трудовых ресурсов из-за снижения уровня образования или изменения политики государства в отношении конкретной отрасли. При этом следует учитывать что многие факторы внешней среды взаимосвязаны, а также что влияние разных групп факторов на организацию различно и зависит от специфики ее деятельности;

4) анализ факторов внешней среды преследует определенные цели и не носит абстрактного характера. Каждая группа факторов анализируется для выявления угроз, возможностей и перспектив в той или иной сфере деятельности организации. При этом анализ внешней среды очень тесно связан со стратегическим планированием, фактически, он является составной частью планирования.

В проектной части работы была выполнена характеристика ЗАО «Погрузчик», анализ основных технико-экономических показателей его деятельности и системы анализа внешней среды, используемой на этом предприятии. Среди выявленных недостатков следует отметить ярко выраженную ориентированность проводимых исследований на текущие оперативные задачи, а также отсутствие системности, обобщенности анализа, вследствие чего невозможно осуществлять стратегическое управление предприятием и планировать его деятельность в долгосрочной перспективе с учетом влияния внешней среды. В связи с этим предлагается:

1) установить цели анализа внешней среды;

2) разработать методику, программу исследования среды;

3) наладить эффективную систему сбора, обработки и анализа внешней информации;

4) использовать полученные данные как для задач текущей деятельности, так и при построении стратегии развития.

Успешное выполнение данных рекомендаций существенно расширит знания руководства ЗАО «Погрузчик» о среде, в которой действует предприятие, облегчит дальнейшее совершенствование и развитие предприятия.   

 

 


 


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Основы менеджмента»

Тема: Анализ внешней среды организации (предприятия) на примере ЗАО «Погрузчик»

 

 

Работу выполнил студент                       И. А. Федосеенко

Группа                                                      31-М

Шифр                                                        080507

Специальность                                         Менеджмент организации 

 

 

Курсовую работу защитил с оценкой ____________

 

Руководитель________________          В. А. Князева

                             подпись                                            

 

г. Орел

2008 г.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА

 

Кафедра «Экономика и менеджмент»

 


Задание на курсовую работу

 

Студент ____________________ шифр ___________ группа ______

 

1.Тема______________________________________________________________________________________________________________

 

2. Срок сдачи студентом работы «____» _____________ 2008 г.

 

3. Объект исследования _________________________________________________________

 

Руководитель работы______________________________________

                                              подпись                                        Ф.И.О.

 

Задание принял к исполнению «____» ________________ 2008 г.

 

Подпись студента ________________________

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………4

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ

СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………… ….. . 6

1.1 Понятие и характеристика внешней среды предприятия, макроокружение и непосредственное окружение организации………... 6

1.2    Факторы внешней среды….………………………………………….11

1.3    Влияние внешней среды на деятельность организации….………...17

1.4 Анализ внешней среды, его значение и связь со стратегическим управлением…………………………………………………………………23

2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ЗАО «ПОГРУЗЧИК»..…33

2.1 Общая характеристика предприятия……………………………..……33

2.2 Анализ технико-экономических и финансовых показателей

деятельности предприятия…………………………………………...…….37

2.3 Анализ внешней среды предприятия и используемых

методов ее исследования…………………………………………...………40

Дата: 2019-12-22, просмотров: 278.