Ведущим принципом образования является гуманистическая направленность педагогического процесса. Что понимают под гуманизацией школьного образования?
При всем различии подходов и трактовок большинство исследователей сходятся на мысли, что гуманизация школьного образования предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей школьника, его позитивную самореализацию. Эта направленность основывается на уважении и вере в ребенка и выражается в целях школьной жизнедеятельности, в ее содержании, организации и средствах, а также в характере взаимодействии членов школьного коллектива.
Свою гуманистическую миссию образование реализует через две социальных функции: оно готовит человека к выполнению различных социальных ролей и одновременно формирует способность менять самого себя и свое бытие.
Факторы внешнего мира либо способствуют, либо подавляют, разрушают гуманистический потенциал образования. Так, тоталитарное общество с его абсолютизацией контроля над любыми видами человеческой активности и навязыванием человеку должного образа мысли и поведения, превращает образование в ведущий фактор пассивной адаптации личности к существующим общественным нормам. Так образование в советской школе на словах связывалось с формированием всесторонне и гармонически развитой личности. На самом же деле оно имело четко выраженный идеологизированный и технократический характер [13].
Демократическое общество не только позволяет образованию реализовать свой гуманистический потенциал, но и создает условия для его обогащения, выдвигая на первый план его развивающую, «человекообразующую» функцию, не «отменяя», а качественно преобразовывая функцию адаптивную. Подобная направленность образования выражается в открытости самой образовательной структуры в отношении других общественных институтов, во взаимодействии между участниками учебно-воспитательного процесса, свободы выражения и реализации различных точек зрения, признания в качестве прогрессивных и ведущих целей личностного развития ребенка, создании ситуации успеха для обучающихся.
Таким образом, в зависимости от общественной реальности развивается одна из двух наиболее общих тенденций в сфере образования: либо авторитарно-демократическая, либо гуманистическая. Первая ориентированна на формирование «адаптивной» личности. Для этой направленности характерна ставка на преподаваемые «истины», на оценивание и контроль. Источником знаний становиться преимущественно учитель, а показателем успешности – исполнительность и дисциплина школьников. Главный ориентир для учителя – объем знаний, который должен усвоить каждый ученик. Вторая делает акцент на целостном развитии личности, ее духовных и познавательных способностей, самоорганизации и саморегуляции, приобщении к универсальным ценностям культуры. Главным инструментом становится партнерство, тесная связь с жизнью, социальной средой.
Организация учебного процесса, основанного на гуманистический позициях, будет результативной при условии сотрудничества между учителями и учащимися. И только в том случае, если обучающие будут испытывать успех в познании окружающей действительности.
Рассмотрим эти условия.
В процессе учебной деятельности положение учителя и ученика далеко не равнозначно. Учитель связан с учащимися целой системой формальных и неформальных связей, за характер которых он несет ответственность перед обществом, перед семьей учащегося, перед учеником и перед своей совестью. Нужно чаще разговаривать с учеником, выбирая для этого темы интересные для него, пожелания, потребности, чтобы помочь ему успешно пройти сложный путь личностного самоопределения. Учитель должен стремиться быть откровенным и открытым, постараться вселить силы в учащегося, то есть учитель и ученик должны находиться в равноправных позициях: откровенность учителя должна быть направлена к ученику, как к человеку. Педагог должен видеть личность, признавать ее неповторимость, незаменимость, уважать мысли, чувства учащихся, право на свободу выбора. Этим он признает их равенство, их право на сотрудничество, в каких бы официальных отношениях они не состояли [3].
Иными словами, равенство – всегда сотрудничество, но не всякое сотрудничество – равенство. Сотрудничество – это взаимное уважение личностей, готовность помогать самореализации их возможностей, оптимальная вера в будущее [4]. Сотрудничество нельзя рассматривать только как совместную деятельность или хорошо отлаженное взаимодействие. Весь смысл сотрудничества в той радости, которую оно дает. Радость и ее ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка. Ожидание радости – источник его движения вперед. Нет ожидания – нет и творческой личности. Радость сама по себе не возникает, ее горючее – успех. Обязательный и непременный успех, который окрыляет человека.
Таким образом, сотрудничество является необходимым условием для личностного самоопределения учащихся. Оно способствует открытию перед учащимися перспективы их роста, помогает добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач учебно-воспитательного процесса - помочь осознать свои возможности и поверить в себя.
Сотрудничество учителя и учащихся, основанное на любви к детям, принятие их как личностей, предполагает создание в учебном процессе ситуаций переживания успеха.
Многие говорили и говорят о Школе радости В.А. Сухомлинского. Интересно, все ли учащиеся начальных классов с радостью спешат в школу сегодня. Было проведено экспериментальное исследование по выявлению уровня сформированности положительной мотивации к учению у учащихся начальных классов. По результатам этого исследования всего 38 учащихся из ста идут радостно в школу. Что является причиной нежелания посещать школу? Одной из причин является то, что дети не испытывают успеха в учебной деятельности [8].
В переживании ситуации успеха особенно нуждаются учащиеся, испытывающие определенные затруднения в учении. В связи с этим необходимо подбирать такие задания, с которыми учащиеся этой категории могли бы справиться без особых затруднений и лишь потом переходить к более сложным упражнениям. В опыте передовых учителей с этой целью используются, так называемые, сдвоенные задания, где первое подготавливает к выполнению более сложного задания. Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи учащимся при ее осуществлении. Естественными в этом случае должны быть и словесные, поощрения, подбадривающие ученика, вызывающие у него уверенность в своих силах, стремление соответствовать оценке учителя. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.
Таким образом, организация сотрудничества между учителем и учащимися, создание отношений доверия и взаимопонимания, переживание радости и успеха гуманизируют процесс обучения, формируя у его участников уверенность в себе и уважение. Только сотрудничество позволит учителю, и ориентироваться на успех ученика, и создавать специальные ситуации, способствующие переживанию эмоционального подъема школьниками.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 320.