Факторы формирования самооценки в младшем школьном возрасте
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Прежде, чем рассмотреть действие факторов, влияющих на самооценку в младшем школьном возрасте, обратимся к моменту первичного становления структур самооценки и к условиям формирования самооценки до поступления в школу. По мнению большинства психологов основы «Я-концепции» так же, как и структура личности человека, формируется в первые пять лет его жизни. Поэтому именно в семье ребенок впервые обнаруживает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, будут ли в жизни ему сопутствовать успех или неудачи. В этот период ребенок особенно уязвим и несамостоятелен как физически, так и на социальном, эмоциональном уровнях, зависим от семьи, которая удовлетворяет его потребности полностью или частично.

Р. Бернс выделяет следующие основные моменты появления «Я-концепции» и самооценки. Во-первых, когда самоописание у детей в большей степени связывается с установлением черт отличия от других людей, нежели с установлением каких-то своих неповторимых особенностей. И, во-вторых когда у ребенка возникает способность к рефлексии, и он начинает осознавать, как его воспринимают другие люди. Так же особо важным является момент, когда ребенок начинает относительно свободно владеть языком. При этом показатель растущего чувства собственной индивидуальности является понимание и употребление ребенком местоимений «я», «мне», «мы», «ты». Это достигается примерно к двум с половиной годам и свидетельствует о возросшей способности воспринимать и оценивать себя как отдельного индивидуума, которому свойственны отличительные черты [5].

Первый опыт взаимоотношений с родителями, братьями, сестрами, бабушками и дедушками является для ребенка либо доброжелательным, располагающим к доверию, либо враждебным, в зависимости от того, насколько полно удовлетворяются потребности ребенка в пищи, ласке, комфорте и безопасности. В атмосфере родительской любви и уважения у детей формируется адекватно высокая самооценка.

В исследованиях влияния типа родительского отношения на ребенка Куперсмит (1967) сделал вывод о том, что отношение, сочетающее в себе требовательность и демократизм, более эффективно для формирования самооценки, нежели безоговорочная требовательность. В работах Брунсвика (1948), Гоуфа (1950) и Катнера (1958) было показано, что авторитарный стиль воспитания наносит значительный ущерб «Я-концепции» и самооценке ребенка. С другой стороны безусловное принятие ребенка должно сопровождаться благожелательным, но не чрезмерно снисходительным отношением к нему. Дисциплина должна быть основана на принципах справедливости, на таких стандартах поведения, которое будут доступны и понятны для ребенка, а так же будут соответствовать уровню его реальных возможностей.

Низкая самооценка положительно коррелирует с попытками родителей сформировать у ребенка так называемое приспособительное поведение. Оно выражается в следующих требованиях к ребенку, а именно: послушание, умение приспосабливаться к другим людям, зависимость от взрослых в повседневной жизни, безукоризненная опрятность, бесконфликтное взаимодействие со сверстниками. Так же семьях детей с низкой самооценкой часто встречаются разводы и конфликты между родителями.

Самооценка в некоторой степени связана с размерами семьи и с очередностью рождения среди детей. 70% детей со средним и низким уровнем самооценки не были первенцами. В группе детей с высокой самооценкой не были первенцами лишь 42% [21].

Высокая самооценка развивается у детей, семьи которых отличаются сплоченностью и солидарностью. Уровень притязаний таких детей оказывается существенно выше, чем у их сверстников. Это связанно с тем, что их родители более настойчиво подчеркивают ценность стремления к совершенству. Они ориентируют ребенка на стандарты, необходимые для достижения большого успеха. И ребенок с высокой самооценкой приучается постоянно испытывать свои возможности, узнавая при этом свои сильные и слабые стороны. Важной особенностью детей с высокой самооценкой является то, что они меньше заняты своими внутренними проблемами. Они активны, уверенны в себе, в своих силах и в правильности своих решений. Они способны влиять на других людей, при необходимости противостоять им, а так же легко и открыто высказывать свое мнение [19].

Многочисленные исследования свидетельствуют и о влиянии внешности ребенка на его самооценку. Первые попытки показать, что тип телосложения может стать существенным элементом формирования его «Я-концепции» в двадцатом веке принадлежат Кречмеру (1925) и Шелдону (1942). Данные исследований свидетельствуют о том, что тип телосложения может вызвать у взрослых и у детей сходные предположения о наличии определенных черт личностных черт и особенностей поведения. В эксперименте, проведенном Бродски (1954) мускулистый мезоморфный тип получал в описаниях испытуемых устойчивые положительные оценки. Эндоморфный тип в большинстве случаев оценивался негативно. Высокие и худые силуэты эктоморфного типа занимали в оценке испытуемых промежуточное положение.

Было установлено, что у детей наибольшей популярностью пользуются сверстники мезоморфного и эктоморфного телосложения. Ребенка, обладающего фигурой эндоморфного типа, другие дети выбирают в качестве товарища значительно реже, поэтому у таких детей часто наблюдается негативное отношение к своему телу, неприятие образа своего физического «Я» и в связи с этим – низкая самооценка. Тип телосложения нередко является ориентиром, определяющим отношение к тому или иному ребенку даже для учителя [16].

Так же к факторам, существенно влияющим на самооценку ребенка, следует отнести пол (в некоторых семьях мальчиков любят больше, чем девочек, и наоборот), внешность, этническую принадлежность, наличие физических недостатков. Особо следует подчеркнуть роль последних. Даже самые незначительные отклонения от идеала – веснушки, торчащие уши или лишний вес – способны стать для ребенка тяжким бременем и негативно влиять на его самооценку [16].

Таким образом, к моменту поступления ребенка в школу, в младшем школьном возрасте у него уже сформировалось определенное представление о собственной ценности и ряд ожиданий по отношению к школе, связанных с этим представлением. Атмосфера родительских тепла и любви способствует развитию ожиданий успеха от школьной деятельности. И наоборот, упреки, придирки, недовольство со стороны близких способствуют формированию у него ущербной «Я-концепции» и заниженной самооценки.

В течении первых лет обучения в школе образ «Я» ребенка и его самооценка являются еще формирующимися и довольно пластичными структурами, в которые могут быть внесены существенные изменения в результате школьного опыта. Однако педагогам следует считаться с тем, что первоклассники уже имеют определенный жизненный опыт и обусловленную этим опытом самооценку.

Как известно, ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учение. Необходимой задачей учителя является обеспечение такого процесса обучения, который не наносил бы вреда самооценки личности. Что касается ребенка, обладающего низкой самооценкой, то здесь цель учителя заключается в том, чтобы, используя возможности предметного обучения и различные социальные ситуации, возникающие в школе, трансформировать эти представления и развить у ребенка ощущение собственной значимости и компетентности, тем самым, повысив его самооценку.

Возможности влияния школы на самооценку ребенка действительно велики, поскольку в ней ребенок каждый день чему-нибудь учится и приобретает новый социальный опыт. При поступлении в школу значительно расширяется круг социальных контактов ребенка, что также способствует изменениям самооценки в ту или иную сторону. Школа дарит ребенку определенную самостоятельность и независимость от родителей и дает широкий спектр возможностей для изучения окружающего физического и социального мира. Поэтому в школе для ребенка наибольшее значение приобретают его собственные действия, за которые по не писаным канонам он обязан отвечать сам. Поэтому он сразу же становится объектом оценки по поводу своих интеллектуальных, коммуникативных и физических возможностей. Став главным источником впечатлений, школа дает толчок бурному развитию самооценки ребенка. Также существенным моментом является появление еще одной центральной фигуры в жизни ребенка, а именно – его первого учителя [22].

Безусловно, что самооценка возникает задолго до того, как ребенок впервые переступает порог школы, обусловленная факторами семейного воспитания. Однако школа является источником нового опыта, который будет влиять на дальнейшее развитие самооценки. Дети, у которых в дошкольный период сложилась благоприятная самооценка, могут в школе испытывать некоторые затруднения, если сформированные у них представления, ценности и тип поведения не соответствуют школьным правилам.

Доминирующей ценностью в школе, как известно, являются успехи в учебе. Поэтому постепенно на самооценку ребенка начинают влиять ценности и стандарты, связанные с учебными достижениями. Школьники, достигшие значительных учебных успехов, получают всеобщее одобрение и вознаграждение согласно принятой в школе системе оценок. Дети с низким уровнем успеваемости, независимо от того, какими они обладают способностями, получают незначительное одобрение, чаще всего в связи с успехами в какой-либо другой деятельности.

Повторяющиеся на протяжении многих лет как положительные, так и отрицательные оценки не могут не оказать существенного, принципиального влияния на «Я-концепцию» в целом. Положительные подкрепления учебной деятельности школьника существенно повышают вероятность формирования у него высокой самооценки. С другой стороны, если в учебных ситуациях школьник будет получать преимущественно отрицательный опыт, то вполне возможно, что у него возникнет не только негативное представление о себе как об учащемся, но и низкая самооценка.

Дети с высокой и низкой самооценкой по-разному реагируют на ситуации успеха в учебной деятельности. Школьники, обладающие высокой самооценкой, склонны объяснять успехи в учебе как результат собственных достижений и собственных хороших способностей. Дети с заниженной самооценкой, чаще всего, объясняют свой успех случайностью и не расценивают его как личностное достижение. Неудачи в учебе дети в младшем школьном возрасте воспринимают как свидетельство недостатка собственных умений, однако, дети с высокой самооценкой считают их преодолимыми, в отличие от детей, самооценка которых низка.

В школе часто практикуется традиция делать успеваемость учащихся предметом соревнования. При этом страх и тревога ребенка потерпеть в нем поражение используется как основное средство учебной мотивации. В младшем школьном возрасте успеваемость является для большинства учащихся важнейшим критерием самооценки. Оценки относительно успеваемости ребенка, высказываемые другими, имеют тенденцию превращаться в самооценку. Поэтому неуспевающие школьники часто ощущают свою некомпетентность и неполноценность, постепенно теряя природные любопытство и воображение, приобретенные ранее умения и навыки. Получается, что в самой образовательной системе с ее стереотипом успеха и поощрения соперничества заложены условия для формирования у детей низкой самооценки. И это несмотря на то, что адекватно высокая самооценка является важнейшим условием успешной учебы школьника.

 

Выводы по I главе.

 

Самооценка – это отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. Она может быть правильной (адекватной), когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. А может быть неправильной (неадекватной), когда его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие. Если человек недооценивает свои возможности, характерной для него является повышенная самооценка. Как повышенная, так и пониженная самооценка очень затрудняет жизнь человека и конфликтные ситуации, в которых оказывается человек, его неуживчивость очень часто являются следствием этой неправильной самооценки.

Особенно важно учитывать самооценку младшего школьника. Как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.

Этой проблемой занимались, и до сих пор занимаются, такие ученные как: Н.В. Гребенникова, И.В. Мальцева, А.М. Прихожан, Я. Морено, Т.В. Драгунова, Я.Л. Коломенский, А.В. Киричук, А.В. Захаров, А.И. Липкина, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.С. Рубинштейн, М.Н. Скаткин, Л.С. Выготский и многие другие.

Изучение данной темы является актуальным, так как самооценка и способы ее коррекции – это одна из наиболее часто встречаемых проблем, с которой приходится сталкиваться почти каждому педагогу и школьному психологу.

 

 

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 230.