Число малых предприятий в России постепенно растет из года в год. А с принятием изменений в критериях отнесения предприятий к числу малых, их количество еще больше увеличивается. Но законодательство по бухгалтерскому учету в основном направлено на регулирование учета и отчетности крупных предприятий. Встает вопрос о том, как правильно и рационально использовать бухгалтерское законодательство малым предприятиям, так как многие положения по бухгалтерскому учету не ориентированы на специфику малых предприятий. Необходимо решать вопросы о возможности и необходимости применения тех или иных нормативных требований и бухгалтерских стандартов.[14, с. 28]
Вопрос об упрощении бухгалтерского учета для малых предприятий детально обсуждался в разных странах. Так, в Канаде пришли к выводу, что разработка каких либо специальных стандартов учета для малых предприятий нежелательно; их отчетность должна быть подготовлена в соответствии с общими требованиями. Но ИГ СБС (Исследовательская группа Совета по бухгалтерским стандартам) рекомендовала установить, что правила учета и отчетности для малых предприятий могут отличаться от общих в том случае, когда эти общие правила не отвечают потребностям малого предприятия либо затраты на их применение слишком высоки (например, вопрос об учете и отчетности финансовых инструментов, информация об акционерном капитале, связанных сторонах и т.д.).
В Великобританиисуществует похожий подход, уже в 1997 г. был разработан стандарт финансовой отчетности для предприятий малого бизнеса (СФОМБ).В странах ЕС специальных стандартов по бухгалтерскому учету для малых предприятий не разрабатывают, но такие предприятия освобождены от ряда требований по раскрытию информации, предоставлению и публикации отчетности.Таким образом, общим для большинства стран являются более низкие требования к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности, а также предоставлению и публикации бухгалтерской отчетности.[31, с. 212]
В Российской Федерации бухгалтерские стандарты разрабатываются и утверждаются для всех предприятий, хотя некоторые из них могут малыми предприятиями не использоваться (стандарты не отвечают нуждам малых предприятий). Упрощение учета в РФ для малых предприятий в основном касается «технического» аспекта бухгалтерского учета: упрощение идет по направлению сокращения рабочего плана счетов и возможностью применения упрощенной формы бухгалтерского учета с применением небольшого числа бухгалтерских регистров. Предоставление бухгалтерской отчетности малыми предприятиями обязательно, но допускается предоставлять отчетность в сокращенном виде.
Бухгалтерская отчетность предприятий малого бизнеса имеет некоторые особенности, которые помогают упростить отражение информации в бухгалтерском учете и отчетности, тем самым помогая функционировать данной категории представителей рыночных отношений.
Закон № 209-ФЗ пунктом 3 статьи 7 предусматривает упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности.
Организации - субъекты малого предпринимательства составляют и представляют бухгалтерскую отчетность в обычном порядке.
При применении общей системы налогообложения бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с Законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ, Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н), Приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее - Приказ № 67н).
Согласно пункту 2 статьи 13 Закона № 129-ФЗ бухгалтерская отчетность организаций, имеющих статус субъектов малого предпринимательства, за исключением отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательскую деятельность и не имеющих, кроме выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), включает:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о прибылях и убытках;
- приложения к ним, предусмотренные нормативными актами;
- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации, если в соответствии с федеральными законами она подлежит обязательному аудиту.
Годовая бухгалтерская отчетность представляется в адреса и сроки в соответствии с Законом №129-ФЗ.
Несмотря на продолжение процесса реформирования бухгалтерского учета в Российской Федерации остаются нерешенными ряд проблем, в частности:
1) остается спорным вопрос о применении всех требований бухгалтерских стандартов малыми предприятиями;
2) вопрос о разработке специальных стандартов для малых предприятий;
3) вопрос о совместимости финансовых требований с налоговыми (для малых предприятий это имеет большое значение). [30, с. 168]
При решении вопроса о применимости бухгалтерских стандартов необходимо руководствоваться следующими критериями:
1) соответствие финансовой информации и управленческой информации. В финансовом учете операции должны отражаться таким образом, чтобы это соответствовало и управленческим нуждам предприятия;
2) информация, получаемая при использовании соответствующих стандартов должна отвечать потребностям пользователей финансовой отчетности малого предприятия;
3) стандарты должны быть совместимы с требованиями налоговых органов в части расчета налогооблагаемой прибыли. Но, так как в настоящее время бухгалтерский учет и налоговый учет разведены, то выполнение данного критерия невыполнимо. Следовательно, возникает следующая проблема: проблема соотношения бухгалтерского и налогового учета. [36, с. 213]
При решении данного вопроса необходимо исходить из того, что налоговый учет предназначен только для обеспечения правильности расчетов с государством, поэтому, в нем нет необходимости отражать какую-либо дополнительную информацию, не имеющую отношения к налоговым расчетам. Следовательно, налоговый учет должен быть как можно менее трудоемким.
Бухгалтерский учет должен обеспечить потребность внутренних пользователей (менеджмент) в информации, необходимой им для управленческих целей. В ряде стран, в частности во Франции, особенностью национально плана счетов является двухуровневая система счетов для финансового и управленческого учета. Но система управленческого учета применяется лишь крупными компаниями. В России типовой план счетов двухуровневой системы счетов не предусматривает, предусмотрены лишь счета, на которых может формироваться информация о затратах в разрезе, необходимом для предприятия. . [12, с. 55]
Двухуровневая система счетов финансового и управленческого учета может быть самостоятельно разработана и применена малым предприятием. Это сократит объем учетной работы и повысит оперативность формируемой информации для управленческих целей.
Таким образом, разработка специальных стандартов учета для малых предприятий не является необходимым элементом законодательного регулирования бухгалтерского учета. Такие предприятия вполне могут пользоваться «общими» стандартами (положениями) минуя те, использование которых является затратоемким при одновременном отсутствии информационной необходимости в конкретной информации.
В некоторых стандартах прямо указано, что «данное положение может не применяться малыми предприятиями». К числу таких стандартов относятся ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности», ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам» и ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Это связано с тем, что круг собственников малых предприятий ограничен, так как по организационно-правовой форме — это общества с ограниченной ответственностью или закрытые акционерные общества.
Собственники таких предприятий активно участвуют в хозяйственной деятельности. К активным пользователям финансовой информации малых предприятий, предоставляемой в бухгалтерской отчетности, относятся менеджмент и собственники, а так же налоговые органы и органы государственной статистики. Органы управления и собственники предприятий — это, как правило, одни и те же лица, которые в полной мере осведомлены о ситуации на предприятии. А налоговые и статистические органы не востребованы в объективной и полной информации, содержащейся в отчетности, поэтому малые предприятия предоставляют, как правило, сокращенную бухгалтерская отчетность, а именно Бухгалтерский баланс и Отчет о прибылях и убытках. Поэтому использование вышеуказанных бухгалтерских стандартов для малых предприятий в данном случае не имеет смысла, так как информация, получаемая при их использовании, остается невостребованной. [37, с. 32]
Совсем по-иному обстоит дело у тех предприятий, которые нуждаются в заемных средствах, инвестициях, - у них возникает необходимость публичного размещения ценных бумаг организации. В таком случае, несмотря на возможное наличие относительно больших затрат, связанных с применением некоторых положений бухгалтерских стандартов и раскрытием информации в отчетности (в полном объеме), предприятию выгоднее их осуществить, так как к числу пользователей отчетности добавляются потенциальные кредиторы, инвесторы. Они востребованы в информации и о движении денежных средств, и о капитале организации, и обо всех налоговых обязательствах. В данном случае возникает необходимость предоставления отчетности в полном объеме, содержащей объективную, достоверную информацию, полученную при соблюдении всех требований бухгалтерских стандартов. А затраты предприятия на выполнение всех этих требований могут быть не сравнимы с вложениями, которые они получат в дальнейшем от привлечения заемного или инвестиционного капитала.
В международной и в российской практике нет единого подхода к упрощению системы учета для малых предприятий. Упрощение учета на каждом конкретном предприятии будет зависеть от структуры организации, ее собственников, востребованности информации внутренними и внешними пользователями.[39, с. 64]
Существует и ряд других проблем при организации и ведении бухгалтерского учета на малых предприятиях. Одной из них является составление финансовой отчетности. Важнейшим источником информация в обеспечении финансово-хозяйственной деятельности организации служит бухгалтерская (финансовая) отчетность, являющаяся заключительным этапом учетного процесса.Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей,отражающих имущественное и финансовое положение организациина определенную отчетную дату, а также финансовые результатыее деятельности за отчетный период. Эта отчетность должна быть информационно насыщенной, чтобы обеспечивать возможность пользователям принимать обоснованные выводы и решения. [46, с. 44]
В настоящее время существуют проблемы формирования отчетности малых предприятий с учетом требований к раскрытию информации.
Не всю информацию можно получить из бухгалтерской отчетности. Поэтому организации, в зависимости от целей пользователей отчетности, формируют другие виды финансовой отчетности: для внутренних целей, длягосударственного статистического наблюдения, для кредитной организациии др. Э.С. Хендриксони М.Ф., Ван Бред [45, с. 245]отмечают, что настоящее время ознаменовалось разрастанием финансовыхотчетов и может быть названо «эпохой примечаний».
Отчетность субъектов малого предпринимательства — это набор регламентированных показателей, представленныхв специальных бланках, подлежащих предъявлению в налоговые, статистическиеорганы и соответствующие фонды. В соответствии с НК РФ [1]налогоплательщики обязаны представлятьв налоговые органы информацию в форме налоговой отчетности(налоговые декларации), подтверждающую полноту, своевременностьи правильность расчета подлежащих к уплате налогови характеризующую финансовое состояние предприятия в виде бухгалтерскойотчетности. Российское законодательство не предусматривает случаев полного освобождения от уплаты налогов, поэтому любой субъект малого предпринимательства обязан представлять в налоговые органы налоговые декларации. Состав, сроки, порядок и формыналоговой отчетности зависят от режима налогообложении, видов осуществляемой деятельности, организационно-правовой формы налогоплательщика и иных показателей.
В соответствии с Указаниями об объеме форм бухгалтерской отчетности, утвержденными приказомМинистерства финансов РФ № б7н, субъекты малого предпринимательства, не обязанные проводить независимую аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, имеют право не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности формы № 3 «Отчетоб изменениях капитала», № 4 «Отчет о движении денежных средств», № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» и пояснительную записку. Если субъект малого предпринимательства применяет упрощенный режим налогообложения, то Форму № 1 «Бухгалтерский баланс» и Форму № 2 «Отчет о прибылях и убытка» они также не предоставляют.
Если субъект малого предпринимательства подлежит обязательному аудиту, то отчетность представляется в полномобъеме: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибыляхи убытках (форма № 2), отчет об изменениях капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительная записка и аудиторское заключение. Малые предприятия обязаны направлять в органы государственной статистики специальные формы статистической отчетности-«Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия», а также формы годовой бухгалтерской отчетности в установленный для нее срок. [22, с. 697—699].
Законодательство не предусматривает особенностей по срокам представления квартальной и годовой бухгалтерской отчетности для малых предприятий, отличные от сроков представления отчетностидля всех остальных организаций, установленных Законом РФ«О бухгалтерском учете».
Информация, приведеннаяв формах бухгалтерской отчетности, потребляется различными группами пользователей с разносторонними интересами. В таком случае следует акцентировать внимание на точку зрения В.Ф. Палия, по мнению которого, различные пользователи по-разному воспринимаюти интерпретируют информацию бухгалтерских отчетов [36. с. 15]. Удовлетворить все интересы пользователей с помощью типовыхформ невозможно, так как необходимо представлять в них огромное количество показателей. Значительная роль приопределении объема дополнительной информации, включаемой в поясненияк бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах,отводится не столько Министерству финансов РоссийскойФедерации, сколько самой организации, исходя из условий предпринимательской деятельности, достигнутых результатов и интересовотдельных пользователей [34, с. 7- 8].
Потребность в предоставление информации отдельным группам пользователей свидетельствует не об ущемлении интересов одних в пользу других, а о том, что у субъекта малого предпринимательства, в отличие от крупногои среднего бизнеса, свой специфический круг пользователей. В Российской Федерации единственным реальным пользователем представляемой организацией бухгалтерской отчетности являются налоговые органы. По мнению Э.С. Хендриксена и М.Ф. Ван Бреды, проблема «перекоса» учетной информации в сторону налоговых органов лежитв основе соотношения бухгалтерского и налогового законодательства. Такая зависимость бухгалтерской методологии от норм налогового законодательства объясняется влиянием налоговых органов как пользователей учетной информации в конкретной экономической ситуации [45, с. 87].
Как отмечают Д. Блейк и О. Амат, в некоторых странах закон требует, чтобы бухгалтерские отчеты были подготовлены в соответствии с налоговым законодательством. Германия, которая является лидером такого подхода, применяет для этихцелей принцип обязательности. В других странах закон разрешает выбирать между различными системами бухгалтерского учета и отчетности, причем получение определенных налоговых льгот напрямуюзависит от выбранного метода [39, с. 40]. Для нашей страны, по мнению А.С. Бакаева, актуален принцип разделения целей налоговой отчетности и отчетности, составленной в соответствии с требованиями бухгалтерского законодательства [16, с. 7].
Систематизируя вышесказанное, можно сделать выводы о том,что при составлении бухгалтерской отчетности субъектами малого предпринимательства возникает ряд проблем, требующих решения:
1. В нормативно-правовой базе приводится перечень типовых форм бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые являются общими для всех коммерческих организаций, в том числе и для малых предприятий (приказ № 64н). Данный универсальныйподход к составу форм отчетности является не совсем корректнымв силу специфических особенностей деятельности организаций малогобизнеса и круга пользователей отчетности.
2. Существующие формы отчетности недостаточно отражают финансово-хозяйственную деятельность субъекта малого предпринимательства, что приводит к необходимости в дополнительных формах.
3. Ввиду того что одним из основных потребителей информации, приведенной в бухгалтерской отчетности, являются налоговые органы, малым предприятиям придется в большей степени акцентировать внимание на раскрытие показателей налогового учета в пояснительной записке.
4. При составлении форм отчетности для различных групп пользователей субъекту малого бизнеса следует придерживаться последовательности формирования экономической информации.
Анализ содержания форм бухгалтерской отчетности в предприятиях малого бизнеса показывает, что руководители и бухгалтеры таких организаций в своей деятельности практически не пользуются типовыми формами, утвержденными приказом № 67н. Формы бухгалтерской отчетности перегружены показателями, не свойственными малому предпринимательству, и таким образом, регламентированная отчетность оказывается заполненной не более чем на половину всей совокупности данных.
В целях устраненияотмеченного недостатка нужно совершенствовать формы бухгалтерской отчетности: Бухгалтерский баланс (ф. № 1) и Отчет о прибылях и убытках(ф. № 2). [24, с. 54]. Так как данные формы используют во всех субъектах малого бизнеса независимо от действующего режима налогообложенияи обязательности аудита.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 296.