Нормативно-законодательная база, регулирующая организацию и ведение учета на малых предприятиях
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В настоящее время систему нормативного регулирования бухгалтерского учета в России составляют документы четырех уровней, в зависимости от назначения и их статуса. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер.

Первый уровень документов включает законы, указы Президента РФ и постановления Правительства, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации.

Второй уровень системы нормативного регулирования составляют стандарты (положения) по бухгалтерскому учету и отчетности, которые устанавливают базовые правила ведения бухгалтерского учета по отдельным разделам (участкам) учета. Единственным регулирующим органом документов этого уровня является Минфин РФ. Учетный стандарт можно определить как свод основных правил, устанавливающих порядок учета и оценки определенного объекта или их совокупности. Учетные стандарты (положения) призваны конкретизировать Закон о бухгалтерском учете и отчетности.

Третий уровень системы нормативного регулирования представлен методическими рекомендациями (указаниями), инструкциями, комментариями, письмами Минфина РФ и других ведомств.

Документами четвертого уровня в системы нормативного регулирования бухгалтерского учета являются рабочие документы по бухгалтерскому учету самого предприятия. Рабочие документы самого предприятия определяют особенности организации и ведения учета в нем. Основными из них являются:

- документ по учетной политике предприятия;

- утвержденные руководителем формы первичных учетных документов;

- графики документооборота;

- утвержденный руководителем рабочий План счетов бухгалтерского учета;

- утвержденные руководителем формы внутренней отчетности. Система нормативно-правовых актов, регламентирующих организацию и порядок ведения учета на малых предприятиях, состоит из следующих документов.

Первый уровень - Законодательный. Основным актом первого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ, утвержденный Президентом РФ 21.11.96 г с изменениями. Закон определяет роль и место бухгалтерского учета в системе законодательных актов Российской Федерации, его цели и задачи, общие методы ведения и нормативного регулирования, обязанности и ответственность организаций порядок и учреждений за состояние бухгалтерского учета и отчетности.

В соответствии с этим законом общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляет Правительство Российской Федерации. Органы, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета (Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, другие различные ведомства), руководствуясь законодательством Российской Федерации, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции требования обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации

С 1 января 2008 г. вступил в силу новый Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон № 209-ФЗ). Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ с нового года утратил силу. Закон № 209-ФЗ установил новые критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства. Также этим Законом введены понятия среднего предпринимательства и микропредприятия.

Важным документом данного уровня является также Налоговый кодекс Российской Федерации, которым устанавливаются правила налогового учета.

В Налоговом Кодексе РФ не установлен такой участник отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, как субъект малого предпринимательства. Малое предприятие участвует в отношениях, определяемых налоговым законодательством, как организация, признаваемая в соответствии с НК РФ налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом. В НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законах о налогах и сборах не предусмотрены какие-либо льготы или особенности исчисления и уплаты налогов и сборов для субъектов малого предпринимательства. Налоговым Кодексом РФ (часть первая, ст. 18) введено понятие «специальный налоговый режим»., который создается в рамках специальной (и не обязательно льготной) системы налогообложения, для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог, как центральное звено, и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом либо нецелесообразно, либо просто невозможно. Специальный налоговый режим, по сравнению с общим режимом налогообложения, можно рассматривать в качестве особого механизма налогового регулирования определенных сфер деятельности. В настоящее время существует практика применения специальных режимов налогообложения, к которым относят:

- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (глава 26.1 НК РФ);

- упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ);

- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3 НК РФ);

- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4 НК РФ).

С точки зрения применения специальных налоговым режимов к субъектам малого предпринимательства, наибольший интерес представляет упрощенная система налогообложения.

К первому уровню системы следует отнести Гражданский кодекс Российской Федерации, части 1 и 2. Гражданский кодекс РФ регулирует правовые отношения, возникающие в процессе хозяйственной и иной деятельности, основанные на праве собственности, договорных, имущественных и других обязательствах участников правоотношений.

Второй уровень - Нормативный. К нему относятся следующие стандарты (положения по бухгалтерскому учету):

1. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» - ПБУ 9/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99 г. № 32н.

Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о доходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.

2. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» - ПБУ 10/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.05.99г. № 33н. [14]

В ПБУ 9/99 и 10/99 указывается, что субъект малого предпринимательства может принять решение об использовании кассового метода учета доходов и расходов; признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.

3. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» - ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07. 1999 г. № 43н (в ред. Приказа Минфина РФ от 19.11.02 г. №114н). Настоящее положение устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций.

4. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ от 24.03.2000 г. №31н). В Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности определено, что предприятия, относящиеся к малым, могут составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме. Субъект малого предпринимательства, не обязанный проводить аудит годовой бухгалтерской отчетности, может принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей Бухгалтерского баланса и статьям Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах. Субъект малого предпринимательства имеет право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма № 3), Отчет о движении денежных средств (форма № 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), пояснительную записку.

5. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» - ПБУ 1/08. Утверждено приказом Минфина РФ от 06.10.2008 г. № 106н, который содержит основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (предания гласности) учетной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций). Согласно этому положению, учетная политика предприятия представляет собой выбранную совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. При этом к способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы, методы и приемы.

Согласно Положению по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008): при организации бухгалтерского учета субъект малого предпринимательства должен исходить из требования рациональности, т.е. его учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации.

Третий уровень - Методический. К этому уровню документов относятся Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. №49. Методические указания устанавливают порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов.

Особое место среди нормативных документов данного уровня отводится Типовым рекомендациям по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными приказом Минфина РФ от 21 декабря 1998 г.

Данным документом установлено, что малое предприятие ведет бухгалтерский учет в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации, положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, а также данными Типовыми рекомендациями.

Малые предприятия могут применять для документирования хозяйственных операций формы, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, ведомственные формы, а также самостоятельно разработанные формы, содержащие соответствующие обязательные реквизиты, предусмотренные Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и обеспечивающие достоверность отражения в бухгалтерском учете совершенных хозяйственных операций.

В рекомендациях представлены особенности организации бухгалтерского учета и его ведения при кассовом методе учета доходов и расходов на предприятиях, относящихся к субъектам малого бизнеса.

Важнейшим документом этого уровня является также План счетов бухгалтерского учета финансово – хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. № 94н.

По Плану счетов бухгалтерского учета и в соответствии с настоящей Инструкцией бухгалтерский учет должен вестись в организациях (кроме кредитных и бюджетных) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.

Четвертый уровень - Организационный. Организации, руководствуясь нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, должны самостоятельно формировать свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности (согласно статье 5 закона «О бухгалтерском учете»).

 Содержание учетной политики предприятия оформляется специальным внутренним документом — приказом об учетной политике. Главный бухгалтер организации ежегодно составляет этот документ и несет ответственность за его формирование, а руководитель – утверждает. Ответственность за содержание приказа об учетной политике возложена на руководителя организации, и именно его подпись делает приказ об учетной политике руководством к действию.

Формируя свою учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах, организация может:

1. Выбрать один из предлагаемых нормативными документами вариантов ведения бухгалтерского учета конкретных хозяйственных операций .

2. Самостоятельно разработать методику бухгалтерского учета конкретных фактов хозяйственной жизни в случае, когда таковая не установлена нормативными документами

3. Применять методику бухгалтерского учета, отличную от предписанной нормативными документами, если, по мнению бухгалтера, содержащаяся в нормативных документах по бухгалтерскому учету методология не позволяет достоверно отразить соответствующие факты хозяйственной жизни. Такое отступление от предписаний нормативных документов должно быть раскрыто и обосновано в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организации.

На основе Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции по его применению организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета, составляет график документооборота.

Особенность документов четвертого уровня состоит в том, что изложенные в них рекомендации и методические положения не должны противоречить нормативным документам 1- 3-го уровней.

В течение последнего десятилетия идет адаптация российского бухгалтерского учета к рыночным условиям его реформирования в соответствие с требованиями МСФО. Накопился определенный опыт и к настоящему времени утверждено и действует 22 положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), а также новый план счетов. В связи с этим был разработан и внедрен новый нормативный документ «Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности РФ на среднесрочную перспективу». Данная концепция разработана по решению правительства РФ, одобрена приказом Минфина от 01.07.04 г. № 180 и направлена на повышение качества информации, формируемой в бух учете и отчетности, а также обеспечение гарантированного действия к ней заинтересованных пользователей.

В целом, стоит отметить, что законодательство о бухгалтерском учете в настоящее время представляет собой самостоятельную отрасль права. При этом состав нормативных актов неуклонно расширяется. Вместе с тем в российской системе нормативного регулирования бухгалтерского учета не решены, на наш взгляд, многие концептуальные вопросы, касающиеся, прежде всего, принципов взаимодействия нормативного регулирования бухгалтерского учета и налогового законодательства.

Для эффективного функционирования предприятий малого бизнеса необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфику малого предпринимательства. Так как несовершенство нормативно-правовой базы в области бухгалтерского учета, аудита и налогообложения применительно к малому бизнесу приводит к не качественному отражению информации в бухгалтерском учете и отчетности малого предприятия и, как следствие, к не адекватному восприятию той или иной информации.

Совершенствование законодательной базы и правового регулирования предпринимательской деятельности через систему законов прямого действия позволит создать условия, способствующие свободе предпринимательства и устранению административного вмешательства в деятельность субъектов малого бизнеса.

Предоставление равных условий всем хозяйствующим субъектам для входа на рынок, устранение административных барьеров, регламентация контролирующих функций государства, усиление государственной поддержки предпринимателей должны стать главными составляющими законотворческой деятельности государства, направленными на активизацию предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 316.