Становление и развитие системы Государственного технического учета в России
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Становление и развитие системы Государственного технического учета в России имеет давнюю историю. Впервые попытку инвентаризации земель предпринял Великий князь Василий Ярославович в 1275г. Однако первая государственная инструкция, содержавшая правила определения площадей и порядок их описания, была создана значительно позднее - 20 сентября 1555 г. Иваном Грозным. В 1556г. была проведена повсеместная опись земель. Она имела большое значение для упорядочения финансовой системы, системы налогов. Составленные «писцовые» книги явились актами дальнейшего закрепощения крестьян. Учетом поместного земельного фонда, регистрацией вотчин и т.д. занимался Поместный приказ. В результате перестройки приказной системы управления Петром I в 1721г. была введена Ревизионная Коллегия, компетенция которой была законодательно определена достаточно четко.

Во второй половине XVIII в. проводилось так называемое «генеральное межевание земель». Это межевание продолжалось около 90 лет, в течение которых в инвентаризационные материалы вносились текущие изменения. Однако эти данные остались совершенно неразработанными и лишь в советское время явились предметом исследования историков-марксистов. В 40-х г.г. XIX в. были произведены работы по земельному устройству государственных крестьян и составлены планы земельных имуществ и определена доходность земель, промыслов, лесов и т.п. Однако материалы эти не обновлялись внесением текущих изменений и вскоре потеряли свое значение. В конце XIX в. была проведена подворная перепись, положившая начало современному подходу к инвентаризации зданий.[1]

В 1905г. московской городской управой были начаты работы по инвентаризации земель, принадлежавших городу (школы, больницы, угодья, свалки и пр.). Городские улицы при этом не учитывались, однако из-за недостатка ассигнований работы были прекращены. Вновь возобновлены в 1914г., но вследствие начавшейся первой Мировой войны были прекращены. Результаты работы быстро устарели и потеряли значение.[2]

В целом об инвентаризации строений в дореволюционной России сведений очень мало. Однако сохранившиеся записи, схематические чертежи и другие материалы отделов городских управ городов и незначительные кадастровые реестры, дают некоторую информацию и позволяют говорить об истории становления ГТУ.

Возникновение БТИ в советской России связано с принятием Постановления Экономического Совещания при СНХ РСФСР (ЭКОСО) «Об инвентаризации имущества местных Советов». В 1930г. ЭКОСО РСФСР было издано новое Постановление «Об инвентаризации имущества местных Советов», согласно которому инвентаризация распространялась на домовой фонд госбюджетных учреждений, кооперативных организаций и частных лиц.[3]

В этих двух важнейших законодательных актах значение инвентаризации основных фондов жилищно-коммунального хозяйства определялось такими народнохозяйственными задачами как получение данных для составления балансов народного хозяйства; обеспечение оценочной базы для правильного воспроизводства основных фондов местных Советов путем амортизационных накоплений и обязательное для налоговых и страховых органов пользование оценками и данными инвентаризации земель и строений.

Для создания финансовой базы, обеспечивающей проведение инвентаризации Правительством РСФСР были изданы постановления, согласно которым инвентаризация земель, строений и других основных фондов коммунального хозяйства в городах и поселках должна была производиться за счет средств частных владельцев, учреждений, предприятий и организаций, распоряжении или пользовании которых находятся жилищно-коммунальные фонды. Объекты, содержащиеся за счет средств местного бюджета (школы, больницы и т.д.), согласно этим постановлениям должны инвентаризироваться за счет бюджетных ассигнований.

В военный период уточнения наличия и состояния домового фонда в городах, рабочих, дачных и курортных поселках в местностях, освобожденных от немецкой оккупации, Наркомхозом РСФСР была издана инструкция «О проведении в освобожденных от немецкой оккупации городах и поселках технической инвентаризации строений» от 22.07.1943г. оценка строений по этой инструкции была проведена по этой методике, установленной еще в 1939г. в дальнейшей истории технической инвентаризации можно выделить следующие этапы:

- 1944-1950г.г.- полная инвентаризация строений и правовая регистрация освобожденных городов и поселков, текущая в «тыловых» районах; восстановление и расширение системы БТИ;

- 1960-1972г.г.– переоценка, определение износа основных фондов страны;

- 1982г.– полная переоценка домового фонда, коммуникаций, земных зон для целей государственного страхования.

В начале 90-х годов с принятием Федерального Закона «О приватизации» качественно изменяется его функциональное назначение. В связи с выполнением новых функций увеличивается штатный состав сотрудников предприятия, появляется новый отдел регистраторов прав. В 1998 году меняются функции БТИ.

Переход России в конце ХХ века к рыночной экономике потребовал создания и нового земельного строя. В целях обеспечения равноправного развития всех форм собственности и хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель в 1990 году создан Государственный комитет РСФСР по земельной реформе (Госкомзем России).

Одним из важнейших компонентов структурной перестройки экономики России, направленной на развитие рыночных отношений, стала земельная реформа, реализация которой была начата в 1990 году. Право частной собственности на землю впервые было введено в 1990 году статьей 12 Конституции РСФСР[4]. В ноябре 1999 года в России были приняты законы "О земельной реформе" и "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", закрепившие право частной собственности на землю. Возникла необходимость создания специального государственного органа, ведающего вопросами реализации государственной земельной политики, нацеленной, в первую очередь, на реформирования земельных отношений.

Законом РСФСР, принятым 14 июля 1990 года, "О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР" было предусмотрено создание Государственного комитета РСФСР по земельной реформе, преобразованного впоследствии в Государственный комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Госкомзем России). Целью деятельности Комитета стало осуществление новой земельной политики, создание условий для рационального использования земель, равноправное развитие всех форм хозяйствования при переходе к социально-ориентированной экономике.

За прошедшее десятилетие с развитием рыночных отношений государственная земельная политика претерпевала существенные изменения. Реформирование земельных отношений в России сопровождалось острой борьбой по вопросам собственности на землю, форм хозяйствования на ней.

Первый этап земельной реформы завершился в 1998 году. За данный период в стране произошли значительные изменения. Одним из важнейших итогов стала ликвидация монополии государственной собственности на землю. Передача земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам, а также закрепление прав на землю и иную недвижимость на основе государственной регистрации прав создали предпосылки для развития земельного рынка в России. Заложены основы системы налогообложения земель.

Дальнейшее развитие земельных преобразований в России потребовало создания условий для повышения эффективности использования земель, увеличения социального, инвестиционного и производственного потенциала земельных ресурсов, укрепления конституционных прав граждан на землю, формирования эффективного механизма регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.

В 1999 году начат новый этап земельной реформы, осуществляемый в рамках федеральной целевой программы "Развитие земельной реформы в Российской Федерации принятой постановлением Правительства РФ от 26 июня 1999 г. № 694. Целью Программы является обеспечение разработки и реализации комплекса взаимосвязанных правовых, организационных, финансовых, научно-технических, землеустроительных и других мер, позволяющих завершить, в основном, земельную реформу в России и создать эффективный механизм регулирования земельных отношений и государственного управления земельными ресурсами.

В настоящее время после многочисленных преобразований федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами является Федеральная служба земельного кадастра России, осуществляющая следующие специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие) функции:

- ведение государственного земельного кадастра и государственного учета расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества;

- землеустройство;

- государственная кадастровая оценка земель;

- мониторинг земель;

- государственный контроль за использованием и охраной земель.

История возникновения органов юстиции и их развитие в различные исторические периоды, характеризуется тем фактом, что в своем развитии российское государство существовало в различных политических формах - как великое княжество, царство, империя, республика, буржуазно-демократическая, советская, парламентско-президентская.

Российская государственность имела ряд характерных особенностей в управлении, прежде всего, этатизм – активное вмешательство государства в жизнь страны, в систему управления на всех уровнях, а также патернализм, то есть официально провозглашенный курс государства на поддержку наиболее незащищенных слоев населения.  Поэтому, история российской государственности являет собой непрерывный процесс возникновения и развития идей государственности, становления институтов государства, совершенствования институтов управления в целях более эффективного управления громадными территориями России.

Государственное управление страной осуществлялось и осуществляется с помощью государственных органов, аппарата государственных учреждений (военные, административные, судебные). Государственные органы и учреждения Российского государства с конца пятнадцатого середины шестнадцатого века, вместе с тем, зародились черты бюрократизма, то есть подчинение друг другу учреждений и должностных лиц, бумажное делопроизводство. Сама же государственная служба сформировалась в результате реформ Петра 1.

Ученые 19 века определяли государственную службу как «Особое публично-правовое отношение служащего к государству, основанное на подчинении и имеющее своим содержанием обязательную деятельность, совершаемую от лица государства и направленную к осуществлению определенной государственной задачи». Такое понятие признано правомерным и на исходе 20 века.

Содержание и функции ГТУ (На мой взгляд, название стоит поменять, т.к. информации о структуре очень мало)

Термин «инвентаризация» в переводе с латинского означает подробную опись наличного имущества.

Понятие техническая инвентаризация означает выявление в натуре и опись состава государственной и муниципальной собственности.

ГТУ как управляемый объект имеет свою организационную структуру. Она обусловлена общественно-политической природой государства, социально-функциональной ролью, целями и содержанием деятельности.

Под организационной структурой ГТУ следует понимать совокупность его подразделений, а в них должностей, схему распределения между ними функций и полномочий, систему взаимоотношений этих подразделений и должностей.

Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы - приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома - интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания.

Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический (оперативный) учет, учет земельных участков и регистрация прав на недвижимое имущество.

Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый независимо от принадлежности жилищного фонда по единой для Российской Федерации системе учета путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений.

Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные органы технической инвентаризации - службы, управления, центры, бюро (далее именуются БТИ). К функциям БТИ согласно Постановлению Правительства РФ от 13.10.97г. за №1301 относят:

• техническую инвентаризацию и паспортизацию жилищного фонда;

• контроль технического состояния жилых строений и помещений;

• оценку и переоценку жилых строений и помещений, в том числе для целей налогообложения;

• информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным техническим учетом жилищного фонда.

Результатом технической инвентаризации является составленный на каждый объект недвижимости технический паспорт, в котором фиксируется наличие объекта в натуре, фактическое его местоположение (адрес), собственник (владелец), границы, состав, назначение, использование, технические характеристики, стоимость, состояние, инвентарный номер, реестровый и кадастровый номера, а также отметка о внесении сведений о данном объекте в реестр объектов недвижимости.

На каждый объект учета открывается инвентарное дело с соответствующим номером. Инвентарное дело представляет собой технический паспорт с приложениями к нему, составленными на основании обследования, пополняется инвентаризационно -технической документацией по мере проведение обследований в порядке регистрации текущих изменений. Инвентарное дело хранится в архиве БТИ, который является частью единого государственного архива РФ и федеральной собственности.

Учетом земельных участков занимается земельный кадастр - установленная государством многоцелевая информационная система формирования, учета, регистрации, оценки земель, оформления документов о правах на земельные участки, которая направлена на регулирование земельных отношений и включает сведения о пространственном положении земель, а также об их хозяйственном, экономическом, природном состоянии.

Государственный земельный кадастр служит основой других ведомственных и отраслевых кадастров. При ведении земельного кадастра составляется следующая земельно-кадастровая документация:

а) базовая документация, состоящая из государственной кадастровой книги и дежурной кадастровой карты. Базовая документация составляется по каждой административно-территориальной единице;

б) учетная документация, состоящая из унифицированных форм, справок и приложений к ним.

в) документы на право владения, пользования, либо аренды земельными участками юридических и физических лиц, состоящие из земельно-кадастровых дел и правоудостоверяющих документов на землю (свидетельств на право владения (постоянного и временного пользования) землей.

Кадастровые документы и содержащаяся в них информация подлежат хранению в архивах органов, осуществляющих ведение земельного кадастра.

В целях исключения дублирования информационных данных, ранее заведенные земельные дела, независимо от границ населенных пунктов, концентрируются в архивах органов, осуществляющих ведение земельного кадастра.

Ведение кадастрового архива предусматривает отбор, оформление, сохранность и учет документов земельного кадастра, кадастровых дел, книг, учетных и оценочных документов, планово-картографического материала, отчетов, земельных балансов.

Регистрацией прав на недвижимое имущество занимается управление федеральной регистрационной службой.

Государственной регистрацией прав на недвижимость это публичный правоустанавливающий юридический акт, с момента совершения которого возникают, переходят соответствующие права на недвижимые вещи.

Особый порядок регистрации прав на недвижимое имущество установлен Постановлением Правительства РФ «Вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности» от 31.08.2000г. № 648. По окончании регистрации выдается «свидетельство о государственной регистрации право»

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 236.