Правовое и макроэкономическое регулирование инвестиционной деятельности.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Правовая система Украины включает более 100 законов и законодательных актов.

Важнейшие среди них: закон Украины «Об инвестиционной деятельности» от 18.09.91, закон Украины «О гос. программе поощрения иностранных инвестиций в Украину», закон Украины «О хозяйственном обществе», закон Украины «О предпринимательстве», закон Украины «О собственности», закон Украины «Об институтах совместного инвестирования: корпоративных и паевых инвестиционных фондах»; введенные в действие с 01.01.04 Гражданский и Хозяйственныйкодексы; закон Украины «Об ипотеке», закон Украины «О регуляторной политике государства в сфере хозяйственной деятельности», закон Украины «О ценных бумагах и фондовой бирже».

 

Законодательная база устанавливает правовой статус инвесторов, их права и обязанности и регулирует инвестиционную деятельность в ее различных формах:

1) регулирование сфер и объектов инвестирования;

2) налоговое регулирование инвестиционной деятельности;

3) регулирование инвестиций путем проведения денежно-кредитной политики и принятия адекватных законов;

4) законы, регулирующие участие инвесторов в приватизации;

5) обеспечение защиты инвестиций, т.е. законодательное регулирование осуществления ПЗИ

в Украину и инвестиций из Украины.

 

Экономическая теория и практика стран с рыночной экономикой выработала многообразный комплекс мер воздействия на инвестиционный рынок. В зависимости от состояния экономики (темпы роста, стадии экономического цикла, уровень инфляции, дефицит гос. бюджета, состояние платежного баланса) применяются рыночные концепции государственного регулирования, которые основываются на двух целевых установках:

1) конечная цель, где общими макроэкономическими задачами являются рост объемов производства и занятости, стабильность цен, а также оптимальное состояние гос. бюджета, платежного баланса, объем государственных валютных ресурсов, размер внешнего и внутреннего долга;

2) промежуточная цель – состояние инвестиционной сферы и инвестиционного рынка. Главными задачами являются: поддержание стабильности процентной ставки, низкий уровень инфляции, мониторинг за динамикой денежной массы.

 

Существует два крайних подхода вмешательства государства в инвестиционный процесс:

1. Государство берет на себя подавляющую часть функций инвестора, т.е. концентрацию в своих руках инвестиционного капитала, создание и финансирование проектов, материально-техническое снабжение, присвоение подавляющей части доходов от инвестиций. Эта крайность имела место в административно-командной экономике.

2. Максимальная свобода предоставляется частному инвестору и государство влияет на инвестиционный процесс в первую очередь через макроэкономические регуляторы: налоговую, амортизационную, денежно-кредитную и финансовую политику, с помощью этих механизмов государство стремится создать благоприятный инвестиционный климат как для отечественных, так и для иностранных инвесторов.

 

6. На протяжении 90-х годов инвестиционная сфера Украины находилась в состоянии глубочайшего кризиса или даже коллапса. За период с 1990 по 1999 год объем ВВП уменьшился на приблизительно 60%, объем промышленного производства сократился на 49%, а сельскохозяйственного производства – на 51,5%.

 

За 5 лет (1995-1999) объем инвестиций в экономику уменьшился в 5 раз. Важнейшие проблемы, которые можно было решить только с помощью инвестирования, практически не находили своего решения. Среди них:

1) проблема развития и модернизации топливно-энергетического комплекса, создание собственной базы и инфраструктуры энергоносителей, а также внедрение энергосберегающих технологий;

2) проблема структурной перестройки экономики, научно-обоснованная конверсия производства;

3) создание новых экологически чистых производств;

4) проблема инвестирования отраслей и производств, способствующих расширению конкурентной сферы, развития предпринимательства, создания рыночной структуры и инфраструктуры;

5) проблема обновления фондов в отраслях, имеющих значительный инновационный потенциал, которые могут обеспечить технический и технологический прорыв, с учетом эффекта мультипликатора обеспечить существенный прирост объема производства;

6) проблема инвестирования производств, где возможно их эффективное перепрофилирование, санация или вертикальное слияние.

Эти проблемы, обозначенные как стратегические приоритеты нашего социально-экономического развития, еще в середине 90-х годов в значительной степени остались не решенными.

 

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 210.