Техника и этика. Информационный терроризм
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При анализе данной проблемы следует внимательно изучить работу доктора философских наук, профессора Поликарпов В.С., доктора философских наук, профессора Поликарпова В.А. в работе «Этика и технология в начале XXI века».

«На протяжении последних десятилетий в специальной литературе идет обсуждение этических проблем использования компьютерных технологий в деятельности человека[34]. Понятно, что компьютерные технологии влияет не только на функционирование экономики, но и на духовную жизнь. Какое же воздействие оказывает она на человеческое сознание и мораль? Может ли переложить человек ответственность за совершаемые действия и принимаемые решения на компьютеры? Каким этическим оценкам подлежит компьютеризированная деятельность? Все эти вопросы требуют этического и философского осмысления. Традиционная точка зрения исходит из того, «что компьютеры представляют собой рабочее средство, созданное человеком, дабы преодолеть границы своего интеллекта, т.е. чтобы расширить человеческие возможности и лучше овладеть и управлять объективными процессами»[35]. Эта позиция подкрепляется следующей аргументацией, исходящей из значимости роли человека в общественной практики, где первостепенную важность имеют процессы принятия решений. Некоторые звенья этих процессов человек может реализовывать благодаря применению интеллектуальных систем, когда подлежащие решению ситуации поддаются программной реализации. К ним относятся сравнительно простые ситуации, хорошо описывающиеся математическими моделями, что позволяет делегировать принятие решений компьютерам. За человеком в этом случае остаются лишь творческие функции, однако в сложных ситуациях такое программирование невозможно.

Человек работает с компьютером в диалоговом, интерактивном режиме, и наиболее эффективны в этом случае экспертные системы. Используя алгоритм и исторический опыт экспертов в различных областях, можно вырабатывать эффективные решения за относительно короткое время. Так как не все ситуации допускают алгоритмическое решение, особенно ситуации уникальные, сугубо индивидуальные, постольку модели компьютерных решений оказываются ограниченными. Следовательно, человек должен сам принимать решения и нести за них ответственность, в том числе и моральную ответственность. Ведь моральные поступки и оценки не поддаются оптимизации и формализации, ибо они связаны с категориями добра и зла, идеологии, социальных и личностных отношений, в которых оценки, воля, эмоции, противоречия между субъектом и объектом и т.д. постоянно меняются, приводятся в соответствие с меняющимися целями. Таким образом, ответственность за решение в этих ситуациях остается прерогативой человека: «О моральной ответственности субъекта или коллектива речь идет тогда, когда реализуются осознанные или неосознанные духовные ценности»[36]. Так как компьютеры не оперируют подобными категориями, то на них нельзя возложить моральную ответственность. К тому же компьютерные программы, насчитывающие десятки тысяч строк, с технической точки зрения, не могут быть надежными и хорошо контролируемыми. Технические катастрофы последних десятилетий свидетельствуют, что передача ответственности технике не оправдана и чревата тяжелыми последствиями…

Поскольку научно технический прогресс привел к появлению информационного общества, в котором информация является главным фактором управления современным миром и основным инструментом власти, постольку информация является основным источником воздействия на политику. Поэтому очень часто террористические акты имеют политическую окраску, ибо при их помощи пытаются «восстановить справедливость», выдвигая политические требования (политический информационный терроризм). Объектом террористического акта может быть и личность, и общество, и целое государство, и другие социальные объекты системы. В этом случае информационный терроризм квалифицируется как социальный терроризм. Разумеется, в зависимости от того, что берётся за критерий, информационный терроризм можно классифицировать по разному.

В теории и мировой практике известны три основных вида информационного терроризма: «внутренний - соответствующие действия граждан против соотечественников на территории одного государства; транснациональный - соответствующие действия граждан одного государства против соотечественников на территории иностранного государства; международный - соответствующие действия групп граждан, единых или смешанных по национальному составу, против любых лиц на территории различных стран»[37]. Международный информационный терроризм является глобальной угрозой для государств с развитой информационной инфраструктурой. Благодаря всеобщей компьютеризации можно парализовать работу практически всех социальных объектов; тому же, что является самым страшным, получить доступ к воздействию на военные объекты, ибо это может привести к необратимым последствиям. В тех случаях, когда информационное оружие прямо или опосредованно используют во вред психики человека (или социальной группе), то речь можно вести об информационно - психологическом терроризме.

Внутренней структурой информационного терроризма является сам процесс его протекания, то есть совокупность устойчивых связей, обеспечивающих сохранение и функционирование его основных элементов. Успех деятельности террористов во многом определяется эффективностью взаимодействия этих элементов. Среди них можно выделить:

1) организационно-управленческую деятельность: руководство и планирование операции; обучение и переподготовка террористов; изучение опыта деятельности других террористов; установление и поддержание связей с партийными, общественными и государственными структурами;

2) деятельность по подготовке и материально-техническому обеспечению; подбор, создание и охрана мест укрытия;

3) информационно-разведывательную деятельность; вербовка членов организации;

4) непосредственное исполнение операции.

Внутренняя структура информационного терроризма почти зеркально отражает внутреннюю структуру обычной части специального назначения .Это

свидетельствует о большой опасности и значительных трудностях борьбы с данным явлением.

Информационный терроризм имеет внешнюю структуру, которая «служит формой, «оболочкой» этого явления и характеризует главное - условия и причины его возникновения и развития»[38]. Первым элементом является субъект террористической деятельности – физическое лицо, организация физических лиц, при этом уровень их «сплоченности» может быть различным. Индивиды могут быть связаны с государством, то есть состоять на государственной службе в специальных подразделениях, или действовать под руководством и контролем государства, по его заданию – это государственный информационный терроризм. Отдельные группы лиц могут выступать самостоятельно – организованный информационный терроризм. Но на практике в информационной сфере встречаются террористы-одиночки, способные действовать на свой страх и риск – так называемый «аффективный терроризм»[39]. Вторым элементом является мотив террористической деятельности, то есть потребность в различных преобразованиях. Он может отражать интересы отдельных индивидов, организаций, социальных слоев и государства в целом. В основе мотивов могут лежать политические, идеологические, социальные или экономические противоречия. Вместе с тем мотивы на практике чаще всего бывают более сложными, например, социально-политическими, социально-экономическими, и т. д.

 Третьим элементом является конечная цель: во-первых, изменение порядка функционирования объекта посягательства: дезорганизация работы и управления; срыв мероприятий, имеющих важное значение; во-вторых, осуществление выгодных террористам тех или иных действий (или бездействия), получение различных уступок; в-третьих, морально-психологическое подавление или ослабление «противника»: возникновение паники; дестабилизация социальной обстановки; в-четвертых, месть за негативную реакцию, агрессивные действия противоборствующей стороны путем привлечения внимания общественности к сути конфликта. Четвертым элементом является арсенал средств, употребляемых террористами. Сейчас они используют компьютерные вирусы «общего и специального назначения, адаптированные к работе в конкретных электронных компьютерных сетях по определённым протоколам (программы, проникающие извне и разрушающие систему)»; логические бомбы – «недокументированный аппаратный набор (микросхема, чип и т. д.), тайно внедряемый в компьютер на этапе заводской сборки, который при активизации парализует работу компьютера»; электронные шпионы «общего и специального назначения, адаптированные к работе конкретных электронных компьютерных сетях по определённым протоколам (программы, проникающие извне и производящие незаметный для пользователя сбор служебной системной и непосредственно личной информации)»[40] и др. Как ни парадоксально, но прогресс в науке и технике только помогает увеличению разнообразия их арсенала.

Из каких бы высоких морально-этических целей что-то не создавалось всегда может найтись «злой гений», который повернет это открытие против людей, руководствуясь личными интересами. Практика свидетельствует, что «в выборе средств реализации преступных замыслов для террористов не существует никаких ограничений – ни материальных, ни моральных»[41]. Пятым элементом является такой объект террористической деятельности, как общественные отношения: с этим объектом тесно связан предмет информационного терроризма, то есть «его собственная материальная сущность»[42]. Это значит, что информационный терроризм наносит удар прежде всего по сути человека, ядром которой является совокупность этических ценностей и принципов, по отношению между индивидами, скрепляемых эфемерными этическими связями. Именно эти эфемерные этические связи обеспечивают выживаемость социума и его нормальное функционирование. Информационный терроризм стремится к уничтожению этих этических связей, что означает распад социума и исчезновение самого человека. Это связано с сущностью самого современного терроризма, которая квалифицируется следующим образом: «Терроризм сегодня – это глобальные интересы производителей и торговцев наркотиками и оружием, его цель – установление контроля за потоками того и другого плюс иногда попытка взять под контроль энергетические ресурсы. В конечном счете это опять борьба за власть, но не за публичную, а за реальную. Терроризм сегодня борется не за чье-либо счастье, как утверждали когда-то его вдохновители, а за безнаказанность зла»[43]. Использование современным терроризмом информационных технологий для достижения своих аморальных целей вполне логично, ибо общество нам Западе уже стало информационным, в России оно становится таковым.

Информационный терроризм использует достаточно эффективно и современные телекоммуникационные технологии, воплощенные прежде всего в Интернете. Резкая интенсификация коммуникационных процессов вследствие широкомасштабного использования компьютерных технологий привела к образованию принципиально новых каналов влияния на социально -политическое и экономическое развитие общества. С появлением Интернета возникла новая, универсальная интерактивная информационная среда. Интернет обычно характеризуют как глобальную информационно -компьютерную сеть, однако, правильнее было бы рассматривать его как частный случай глобальных кибернетических систем: «В отличие от компьютерной информационной сети, которая выступает лишь транслятором данных, кибернетическая система способна оказывать активное воздействие на процессы, протекающие во внешней (внесистемной ) среде»[44]. Ведь Интернет не только служит пространством для разнонаправленных информационных потоков, но и создаёт возможности дистанционного управления объектами, в том числе материальными, обладает определённой внутренней структурой, элементами самоорганизации, интегрирует в себя аппаратные средства, системы коммуникации, людей (пользователей, операторов) и информацию. Иначе говоря, потенциал Интернета как инструмента управления глобальными и локальными процессами гораздо выше, чем может показаться на первый взгляд».

Человек в информационном обществе

Общепризнанно, что наиболее развитые страны в настоящее время функционируют в качестве информационных обществ. В такого рода обществах социально-экономические успехи и сдвиги зависят в первую очередь от производства, переработки, хранения, распространения среди членов общества информации, развития информационной технологии.

Первой основой информационной технологии является рационализация. Компьютеризация общества, прежде всего, выступает как его всемерная рационализация, организация деятельности человека в соответствии с целесообразностью. Истоки рациональности вынуждают вспомнить имена выдающихся философов Нового времени, прежде всего, Лейбница и Декарта. Норберт Винер писал: "Если бы мне пришлось выбирать в анналах истории наук святого – покровителя кибернетики, то я выбрал бы Лейбница". Лейбниц – философ, физик, математик, техник, языковед, логик. Объединяя достижения многих наук, он строит уникальную для своего времени счетную машину. Ссылкой на Лейбница мы желаем подчеркнуть, что истоки информационной технологии восходят к идеям философии Нового времени, впрочем, для их развития понадобились века.

Второй необходимой базой информатизации общества выступает развитой изоморфизм. Изоморфизм – это соответствие между объектами и процессами различной природы.

Становлению информационной технологии предшествовал целый ряд успехов по развитию идеи изоморфизма. Были найдены параллели изоморфного типа между разделами математики, между математикой и логикой, между логикой и языкознанием, между мозговыми процессами и языком, между системами алгебры и логики и техническими системами. Информационная технология выступает как система изоморфизмов, простирающаяся от интеллектуальной деятельности человека до намагничиваний и размагничивании в элементах ЭВМ. Сам факт изоморфизма часто вызывает изумление, кажется невозможным его существование. Неужели ЭВМ изоморфна человеческому мозгу? Между тем изоморфизм существует. Таков уж наш мир, что в нем достаточно много изоморфных связей. Лишь в своей природной основе они имеют естественный характер, чаще же они являются своеобразными следствиями культивирования человеком своей символической деятельности. Зачем человеку считать самому, если он может поручить это машине, что позволит ему сэкономить главный ресурс своего будущего – время. ЭВМ считает для человека, она делает то же, что и он, но в символическом виде.

Третьей необходимой базой информационной технологии является развитие техники. Думается, это положение не нуждается в пространном доказательстве. Информатизация стала явью лишь там, где была развернута мощная материальная база по производству вычислительной техники.

Наконец, информационная технология требует определенных экономических, социальных и политических институтов. В обществе с неразвитыми идеалами свободы и демократии широкое распространение информационной технологии в принципе невозможно. И ясно почему. Информационная технология предполагает неограниченный доступ пользователей к банкам данных, обмен разнообразной информацией, быстрое принятие и осуществление практических решений. Но все это отсутствует в недемократических странах.

Итак, становление и развитие информационной технологии оказалось возможным благодаря комплексу научных, технических и социально-политических достижений. Став одной из господствующих сил, информатизация общества привела к глобальным научным, техническим, социальным, этическим и другим последствиям; видимо, грядут еще более масштабные изменения. С последствиями и перспективами, как желательными, так и нежелательными, компьютерной революции – заметим, что специалисты выделяют несколько, обычно три, компьютерные революции,– читатель может ознакомиться в специальной литературе. Мы же отметим лишь главный философский результат преобладания в обществе информационной технологии. Он заключается в доминировании не искусственно-технического, а информационного подхода.

Выше уже отмечалось, что техника принесла с собой новый, искусственно-технический подход, чуждый созерцательности рафинированного естественно-научного подхода. В информационном обществе на первый план выходит информационный подход. Его рассматривают обычно как дальнейшее развитие искусственно-технического подхода, не выходящим за его пределы. Если это даже и так, то тем не менее информационному подходу присущи вполне определенные особенности. Суть в том, что достоинства информационной техники не определяются ее вещественно-энергетическими характеристиками, как это имеет место в случае большинства привычных нам артефактов типа архитектурных сооружений, самолетов, автомобилей. В центре информационного подхода находится не энергия, не вещество, а информация, ее потоки, короче, информационная технология. Всякая техника всегда символизирует человека. В полной мере это относится и к информационной технике. Но в информационной технике этот процесс символизации более сложен, он двухступенчатый по своему существу. Инженер понимает, что на пути к информационной технике он вначале – другого пути нет – должен «засимволизироваться» в вещественно-энергетическом смысле, а затем, на уже созданной базе, провести еще одну символизацию, уже непосредственно информационную.

В основе механизма символизации информации находятся два факта фундаментальной значимости. Факт первый: информация как мера неоднородности исходно данных объектов может быть воспроизведена в элементах ЭВМ. Факт второй: обработка информации есть некоторая форма вычислительного процесса, причем независимо от того, имеет ли он место в элементах компьютера или же в голове человека. Два указанных факта вместе означают, что в пределах информационной изоморфности компьютер и человек тождественны друг другу. Благодаря неустанным заботам человека эта область изоморфности постоянно расширяется, в очередной раз посрамляя относящихся с опаской к информационной технологии скептиков и, напротив, радуя компьютерных оптимистов. Компьютеры играют в шахматы, доказывают теоремы, проектируют, переводят тексты с одного языка на другой, общаются с человеком на естественном языке (интерфейс). Успехи компьютеризации показывают, что едва ли не абсолютное большинство происходящих в мире процессов рационально, т.е. при наличии соответствующих программных и аппаратных средств их можно «посчитать, вычислить». В связи с этим вполне естественно возникает вопрос о проблеме так называемого искусственного интеллекта.

Когда стремятся подчеркнуть различие компьютера и человека, то чаще всего указывают на неспособность компьютера оперировать универсалиями и целостными образами, чувствовать и любить, моделировать бессознательную интуитивную и творческую деятельность человека, понимать историко-культурный контекст явлений. На это компьютерные оптимисты отвечают, что нет таких присущих человеку интеллектуальных процессов, которые были бы принципиально непереводимы на язык вычислительных операций. Компьютерным оптимистам и компьютерным пессимистам нелегко прийти к общему мнению. Нам представляется вполне очевидным – в этом вообще мало кто сомневается,– что будущее принесет информационным технологиям новые успехи. В то же время в соотношении человек – компьютер ведущей стороной выступает человек, именно человек символизирует себя в информационной технологии, а не компьютер правит человеком. Компьютер, подобно человеку, владеет информацией, он, вполне возможно – по крайней мере, согласно некоторым концепциям,– понимает человека, но во всех случаях он выступает системой, символически изоморфной человеку, не более того. В широком философском смысле не человек – символ компьютера, а наоборот, компьютер – символ человека. Пока нет сколько-нибудь серьезных оснований утверждать, что асимметричность соотношения человек – компьютер будет когда-либо нарушена. Таким образом, компьютеризация оставляет машине машинное, человеку человеческое.

Развитие информационных технологий ставит перед человечеством массу новых проблем, прежде всего по философскому осмыслению информационного образа жизни и содержания информационного подхода. Сам по себе информационный подход не есть панацея от бед человечества. Широкое использование компьютеров рационализирует деятельность человека, расширяет доступ к информации, способствует быстрому росту компетенции специалистов, позволяет достичь многочисленных положительных экономических эффектов. Но вместе с тем компьютерная революция может приводить к снижению индивидуального начала и общекультурного уровня специалистов, изоляции индивидов, усилению – с использованием банка данных – манипуляции людьми, дегуманизации труда. Чтобы этого не случилось, необходима целенаправленная философская работа, которая не позволила бы подвергнуть забвению гуманитарную составляющую информационного подхода. Наиболее значительными в этом смысле являются этические проблемы, ибо именно в них запросы человека получают свое пиковое выражение.

 

Темы рефератов и докладов

1. Наука в истории общества.

2. Диалектическая взаимосвязь науки и техники.

3. Роль научной картины мира в познании и в формировании мировоззрения.

4. Современная научная картина мира.

5. Новые подходы в философии техники.

 

Литература

1. Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.

2. Ивлиев В.А. Практикум по философии. Таганрог. 2002.

3. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984.

4. Лекн Х. Размышления о современной технике/Пер.с нем. под. ред. В.С. Степина. М., 1996.

5. Кара-Мурза. С.Г. Социальные функции науки в условиях кризиса// Социально-гуманитарные знания. 2003. №4.С.45-63.

6. Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

7. Левикова С.И. Место техники в системе ценностей молодежной культуры//Общественные науки и современность. 2001 №4.

8. Митчем К. Что такое философия техники? М., 1975.

9. Стеклова И.В. Наука среди форм познания//Социально-гуманитарные знания. 2003. №1.С.94-105.

10. Поликарпов В.С. Введение в философию. Уч. пос. для студ. техн. вузов. Ростов-на-Дону – Таганрог. 2003.

11. Поликарпов В.С. История науки и техники. Ростов-н-Д., 1999.

12. Поппер К. Предположения и опровержения: Рост научного знания. М., 2004.

13. Розин В.М. Философия техники: от египетских пирамид до виртуальных реальностей. М., 2001.

14. Современная философия науки: Хрестоматия. М., 1994.

15. Соколов Э.В. Четыре «науки» XXI века//Человек. 2001. №4.

16. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. М., 1995.

17. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М., 2002.



СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ПОНЯТИЙ

Абсолют (лат. absolutus – ничем не обусловленный, существующий сам по себе) – понятие, употребляемое в идеалистической философии и означающее ничем не ограниченную и не обусловленную самостоятельную и самодействующую “сущность”. Напр., у Платона это идеи, у схоластов – Бог, который не обусловлен ничем, но творит все существующее, у Гегеля – мировой дух.

Абстракция – результат процесса абстрагирования, т.е. отвлечения, мысленного выделения какой-либо стороны, аспекта и отбрасывания всего того, что мешает целенаправленному рассмотрению элемента (объекта) исследования.

Абстрагирование – выделение, обычно мысленное, некоторых признаков предмета. Абстрагирование – это, как правило, лишь первый шаг к образованию понятий. Абстракция – это более бедный концептуальным содержанием термин, чем понятие.

Абсолютная истина – полное, исчерпывающее знание либо об отдельных сторонах объекта познания, либо обо всем объекте, либо обо всем мире. Последнее не достижимо, но является целью, идеалом познания.

Агностицизм (греч. аgnostos – непознаваемый) – учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей, не может иметь достоверное знание о них. В истории философии классическими выразителями идей А. были Юм и Кант.

Академики – последователи учения Платона, получившие название от Академии, созданной Платоном.

Аксиология (от греч. axia – ценность и logos – учение) – учение, исследующее духовные ценности и их соотношение с миром реальностей.

Аксиома – исходное положение научной теории, принимаемое в качестве истинного без логического доказательства и лежащее в основе доказательства других положений этой теории.

Акциденция (лат. accidens – случай, случайность) – термин, которым философы (начиная с Аристотеля), искавшие неизменную и вечную сущность бытия, обозначали все изменяющееся и преходящее в вещах. А. они противопоставляли субстанции как существенному, остающемуся неизменным в потоке явлений. Такое противопоставление искажало реальную действительность. Хотя свойства вещей неравноценны (одни более устойчивы, существенны, другие более подвижны, случайны), они неразрывно связаны между собой. Все они подвержены изменению, не существует никакой неизменной основы явлений.

Анализ (греч. analysis – разложение, расчленение) – мысленное или физическое расчленение предмета как некоторой целостности на его отдельные части, составные элементы.

Аналогия – сходство вещей в каком-либо отношении.

Антиномия (греч. antinomia – противоречие внутри закона) – соединение в ходе рассуждения двух прямо противоположных утверждений, каждое из которых может быть одинаково обосновано. Природе А. большое внимание уделял Кант.

Антисциентизм (от греч. anti – против и scientia – знание, наука) – философская позиция, отрицающая прогрессивную роль науки и техники.

Антропный принцип – учение, согласно которому Вселенная рассматривается как “человеко-размерный” объект, и поэтому специфика наблюдателя сказывается на понимании свойств наблюдаемого объекта.

Антропологизм (греч. аnthropos – человек и logos – учение) – философская концепция, представители которой усматривают в понятии “человек” основную мировоззренческую категорию, более важную по своему значению, чем понятия материи и сознания, исходя из которой только и можно разработать представления о природе, обществе, мышлении.

Антропология – учение о природе и сущности человека.

Антропосоциогенез – раздел науки, изучающий процесс социальной эволюции человека.

Апория (греч. aporia – затруднение) – трудноразрешимое положение, возникшее в результате противоречия в рассуждениях. Классическим примером А. считаются парадоксы Зенона Элейского.

Апостериори и априори (лат. a posteriori – из последующего и a priori – изначально) – философские термины, характеризующие знание в зависимости от его источника. Апостериори – это знание, полученное из опыта при помощи чувственного восприятия. Априори – врожденное знание, изначально присущее сознанию.

Архетип – прообраз, первичная форма, образец. В психоаналитической теории Юнга архетипы – это основные элементы коллективного бессознательного, некие априорные формы мифологической фантазии.

Атараксия – отсутствие волнений, идеальное душевное состояние, к которому стремится человек.

Атрибут (лат. attribuo – придаю, наделяю) – необходимое свойство предмета, без которого он перестает быть самим собой.

Базис – понятие в философии марксизма, обозначающее совокупность производственных отношений, являющихся определяющими в системе общественных отношений.

Бессознательное – элемент человеческой психики, играющий важную роль в поведении человека.

Благо – то, что заключает в себе определенный положительный смысл. В наши дни понятие блага вытеснено понятием ценности.

Бог – религиозный образ могущественного существа, обладающего сверхъестественными свойствами, некая высшая сила, стоящая над миром или разлитая в нем. В некоторых религиях Б. считается лишь творцом мира, в других же он не только создает мир, но и управляет всем происходящим во Вселенной, определяет судьбу отдельных людей и всего человечества.

Богочеловечество – понятие христианского мировоззрения, выражающее единство в Иисусе Христе двух природ – божественной и человеческой.

Большой взрыв – событие, предположительно случившееся около 15 – 18 млрд. лет тому назад и обусловившее становление нашей Вселенной. О событиях, случившихся до взрыва, науке ничего не известно.

Бытие 1) понятие, которым в материалистической философии обозначается весь окружающий мир, существующий объективно, независимо от нашего сознания;

2) абстрактное понятие, обозначающее существование чего-либо вообще (как материальных, так и идеальных явлений).

Бытие-в-мире – термин философии экзистенциализма и фундаментальной онтологии М. Хайдеггера, призванный выразить неинтеллектуальные особенности человека, которые несводимы к переживаниям человека, на которых, как считается, лежит печать излишнего психологизма. Термин бытие-в-мире выражает также неразрывность связи человека и мира.

Бытие символическое (знаковое) – все то, что интерпретируется на основе семиотики, теории о знаках. Если А несет информацию о Б, то А есть символическое бытие Б. Так, техника несет информацию о человеке,она есть поэтому символическое бытие человека. Учение о знаках развенчало всю таинственность так называемого инобытия.

Вакуум – определенная физическая среда, физическое поле, изучаемая физикой. Понятие пустоты считается устаревшим в том смысле, что ее нет в природе.

Веданта – наиболее известная и влиятельная система древнеиндийской философии, основа индуизма, одна из шести классических систем индийской философии, ориентирующихся на авторитет Вед.

Вера – такое отношение к событиям, теориям и даже вымыслам, когда они принимаются за достоверные и истинные без доказательства.

Верификация (лат. verus – истинный и facere – делать) – один из способов проверки истинности теоретических утверждений (гипотез, теорий) путем сопоставления их содержания с содержанием полученных в результате опыта эмпирических данных. Термин “верификация” введен представителями неопозитивизма.

”Вещь в себе” – термин, которым в философии обозначают вещи, объекты, существующие сами по себе, независимо от их познания.

Возможность – философская категория, обозначающая совокупность предпосылок, которые стремятся стать действительностью.

Возрождение – идейное и культурное движение в Западной и Центральной Европе (14 – 16 вв.), возникшее в период зарождения капиталистических отношений и направленное против христианско-схоластической идеологии и культуры средневековья. Первоначально В. выступало как “возрождение” античной “светской” науки, философии, искусства.

Волюнтаризм (лат. voluntas – воля) – направление идеалистической философии, сторонники которого отрицают законы природы и общества, видят сущность действительности, а также деятельности человека в ничем не обусловленной воле. Одна из характерных особенностей В. – противопоставление и подчинение разума “свободной”, “автономной” воле.

Воля – способность человека к дополнительным усилиям, необходимым для достижения цели. Волюнтаризм объявляет волю высшим принципом бытия.

Всеединство – в философии Соловьева онтологическое единство и различие Блага, Истины, Красоты (Абсолют, Бытие) и гносеологическая система цельного знания Абсолюта.

Гедонизм (греч. hedone – удовольствие, наслаждение) – философско-этическое учение (в античной философии главный представитель – Эпикур), согласно которому движущей силой, мотивом и целью поступков человека является получение наслаждения.

Гелиоцентризм – учение, признающее центром мира Солнце.

Геоцентризм – учение, признающее центром мира Землю.

Герменевтика ( hermeneia – толкование – объяснение; греч. hermeneutikos – разъясняющий, истолковывающий) – 1) совокупность методов и правил интерпретации, перевода и объяснения смысла, содержания и значения произведений культуры и науки (в первую очередь древних текстов);

2) направление современной философии, представителями которого являются Х.-Г. Гадамер, П. Рикёр и др.

Гилозоизм (греч. hyle – материя, вещество, zoe – жизнь) – философское учение, считающее, что всей материи присуще свойство живого, и прежде всего чувствительность, способность к ощущению, восприятию.

Гипотеза – научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления. В отличие от аксиомы гипотеза должна для своего признания получить опытную проверку.

Глобальные проблемы – проблемы, возникающие в современную эпоху перед всем человечеством (угроза термоядерной войны, экологический кризис, резкое сокращение мировых ресурсов, разрушение человеческой телесности и ряд других).

Гносеология (греч. gnosis – познание и logos – учение) – раздел философии, изучающий процесс познания, пути постижения истины.

Гуманизм (лат. humanus – человечный) – воззрение, рассматривающее человека как высшую ценность, защищающее его свободу и всестороннее развитие. Как более или менее оформленное течение Г. возник в XIV – XVI вв., в эпоху Возрождения.

Движение – изменение вообще; способ существования материи и духа.

Дедукция (лат. deductio – выведение) – один из основных способов рассуждения (умозаключения) и методов исследования. Первоначально в формальной логике (например, у Аристотеля) Д. рассматривалась как движение знания от общего к частному. Так, из предложений: “Все металлы электропроводны” (общее) и “Медь – металл” – следует вывод: “Медь электропроводна” (частное). В настоящее время под Д. понимается доказательство или выведение следствия из посылок, совершаемое на основе законов логики и носящее достоверный характер.

Деизм (лат. deus – бог) – философское учение, согласно которому Бог не вмешивается непосредственно в течение природных и общественных процессов.

Демиург – термин, введенный в философию Платоном для обозначения “творца” Вселенной.

Детерминизм – учение о всеобщей обусловленности природных, общественных и психических явлений.

Диалектика (греч. dialegomia – веду беседу, рассуждаю) – теория и метод познания явлений действительности в их развитии, самодвижении, вызываемом внутренними противоречиями.

Добро – нравственно положительное.

Догма (греч. dogma – мнение, решение, постановление, учение) – утверждение, лежащее в основании доктрины, принимаемое без доказательства.

Долг – один из императивных механизмов морали, форма актуализации индивидуального морального сознания.

Дуализм – признание двух несводимых друг к другу начал. Противоположность дуализма – монизм.

Душа – термин, употребляемый в различных философских и религиозных учениях для обозначения нематериальной сущности человека, совокупности его нравственных качеств.

Единство и борьба противоположностей – основной закон диалектики, описывающий источник изменения, развития как разрешение возникающих противоречий. Основу всякого развития составляет противоречие – борьба (взаимодействие) противоречивых, взаимоисключающих сторон и тенденций, находящихся вместе с тем во внутреннем единстве и взаимопроникновении. Единство противоположностей относительно, их борьба – абсолютна. Единство фиксирует начальную стадию развития противоречия, борьба раскрывает высший этап развития противоречий, после чего наступает период разрешения противоречия, приводящий к качественному преобразованию объекта и возникновению нового противоречия.

Единичное – отдельное, индивидуальное.

Единое – начало и единственный исток всякого множества.

Жизнь (в философии жизни) – интуитивно постигаемая реальность, не тождественная ни материи, ни интеллекту.

Заблуждение – знания, не содержащие в себе истину.

Закон – понятие, которым обозначаются существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между явлениями.

Знак – чувственно воспринимаемый предмет, который в процессе практической и духовной деятельности человека репрезентирует (представляет) другой, отличный от него, предмет.

Идеал – понятие для обозначения совершенства и высшей цели человеческой деятельности.

Идеализация – создание мысленных, абстрактных, идеальных объектов, которыми впоследствие оперирует наука.

Идеализм – философское учение, считающее основным вопросом философии проблему идей. Идеализм субъективный (Беркли, Фихте) занят идеями (мыслями, понятиями, интуициями, чувствами) человека. Идеализм объективный (Платон, Гегель) рассматривает идеи как нечто объективное, на зависящее от людей. Проблематика идей крайне важна для философии, поэтому неудивительно, что идеалисты наработали значительный массив положительного знания. Не следует думать, что великие философы-идеалисты придерживались каких-то абсурдных идей, вроде того, что чувства отдельного человека творят весь мир.

Идеальное – субъективный образ объективной реальности, возникающий в процессе целесообразной деятельности человека, выраженный в формах сознания и воли человека.

Идея – то же, что эйдос, форма, сущность, философский термин, который систематически использовал Платон. Слово идея буквально означает увидеть. Что увидеть? Смысл вещей. Следует признать, что с позиций современного знания понятие идеи не имеет ясного содержания. В науке на смену ему пришел термин понятие.

Изоморфизм – соответствие, существующее между элементами двух множеств.

Интерпретация – установление соответствия между логическим (понятие, умозаключение), словесным и фактуальным материалом. Устаревшее воззрение состоит в абсолютном разведении понятий, слов и фактов, между тем они образуют единство, реализация которого и выступает как интерпретация.

Имманентный (лат. immanens – свойственный, присущий, пребывающий в чем-либо) – то, что внутренне присуще данной вещи, явлению или процессу.

Индетерминизм – философское учение, отрицающее детерминизм, т.е. всеобщую причинную обусловленность явлений.

Индукция (лат. inductio – наведение) – один из основных способов рассуждения (умозаключения) и методов исследования. Индуктивное умозаключение (вывод) – это движение знания от единичных утверждений к общим положениям. Различают полную И., когда вывод о классе предметов в целом получают на основе рассмотрения всех предметов этого класса, и различные виды неполной И., когда вывод о классе предметов делается исходя из рассмотрения лишь некоторых предметов данного класса.

Интеллигибельный (лат. intelligibilis – рассудочный, умопостигаемый) – предмет или явление, служащее объектом постижения только разумом, интеллектуальной интуицией, в отличие от “сенсибильный” – то, что воспринимается с помощью органов чувств.

Интенция (лат. intentio – стремление) – понятие, характеризующее направленность сознания на предмет, его содержательность.

Интуиция – способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства, минуя рефлексию.

Информация – одно из основных понятий кибернетики, биокибернетики и социальной теории. Ряд философов понимают информацию как всеобщий атрибут бытия.

Иррационализм (лат. irrationalis – неразумный) – философское учение, представители которого настаивают на ограниченности познавательных возможностей мышления и видят высший род познания в интуиции, озарении, чувстве, инстинкте. Иррационалисты считают, что человек ни в коем случае не может приобщиться к самым глубоким тайнам бытия с помощью разума.

Иррациональное – не выразимое логическими свойствами.

Истина – знания, которые правильно выражают содержание, свойства, отношения изучаемого объекта.

Катарсис (греч. katharsis – очищение) – термин в древнегреческой философии и эстетике для обозначения сущности эстетического переживания. По Аристотелю, очищение духа при помощи “страха и сострадания” как цель трагедии.

Категории (греч. kategoria – определение, высказывание) – наиболее общие понятия, отражающие основные свойства и закономерности явлений объективной реальности и определяющие характер научно-теоретического мышления эпохи.

Категорический императив (лат. imperativus – повелительный) – основное понятие этики Канта. К.и. гласит: действуй и поступай так, чтобы максимы (правила), которыми руководствуется твоя воля, могли бы стать принципом всеобщего законодательства.

Качество – понятие, выражающее систему важнейших, необходимых свойств предметов и относительную устойчивость предметов и явлений.

Картина мира – образ целостного мира и место человека в этом мире. Различают философскую, научную, религиозную, художественную картину мира.

Количество – понятие, выражающее уровень развития данного качества и изменения, не затрагивающие сущность.

Концептуализм (лат. conceptus – мысль, понятие) – одна из основных точек зрения в решении проблемы общих понятий.

Космос – в греческой философии мир как структурно организованное целое.

Красота – главная (положительная) эстетическая ценность.

Креационизм (лат. creatio – создание ) – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.

Культура (лат. cultura - возделывание, воспитание, образование) - система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях.

Либидо (лат. libido – желание, влечение, сладострастие) – сексуальный инстинкт. В учении З. Фрейда термин либидо получил расширительную трактовку – как влечение ко всему приятному, стремление к удовольствию, уподоблялся платоновскому Эросу.

Личность (лат. persona – маска, роль актера) – понятие, обозначающее социально-культурно-психологический портрет человека.

Логос (греч. logos – слово, понятие, разум, разумное основание, закон) – понятие, употреблявшееся главным образом в античной и средневековой философии, означавшее всеобщий закон бытия, а также мнение, мысль, разум, внутреннее поведение, решение.

Материализм – философское направление, в котором основными вопросом философии считается вопрос о материи. Все реалии рассматриваются как непосредственно производные от материи. Это положение кажется вполне приемлемым, особенно с учетом факта происхождения человека. Существует немало разновидностей материализма. Наряду с диалектическим различают научный, критический, теоретический, прагматический, функциональный материализм. Ни один из них, равно как и любое другое философское течение, не отражает абсолютную истину.

Материя (лат. materia – вещество) – философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них.

Медитация (лат. meditatio – размышление) – глубокое сосредоточение человека на своем внутреннем мире, концентрация сознания на самом себе, на конкретном или воображаемом объекте, что позволяет возможность озарения, ясновидения.

Мера – понятие, выражающее диапазон возможных количественных изменений в рамках данного качества.

Метафизика (греч. meta ta physika – то, что идет за физикой) – 1) часть или область философии, занимающаяся наиболее отвлеченными, умопостигаемыми проблемами бытия и познания; 2) метод мышления, противоположный диалектике.

Методология – учение о методах познания.

Мировоззрение – целостная система взглядов на мир (т.е. на природу, общество и мышление), оказывающих существенное воздействие на ценностную ориентацию и деятельность человека.

Мистика (греч. mystikos – таинственный) – вера в сверхъестественные силы (Бога и вообще духов), в возможность их постижения и общения с ними посредством откровения, своеобразного духовного опыта и т.п.

Модель – мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте.

Монизм (греч. monos – один, единственный) – философский принцип, согласно которому все существующее едино в своей основе, имеет один источник. М. противоположен дуализму и плюрализму.

Мышление – высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека.

Натурфилософия (лат. natura – природа) – умозрительное, основанное главным образом на отвлеченных философских принципах рассмотрение природы в ее целостности. Н. возникла еще в античности, когда не было естественных наук и все знания о явлениях природы развивались в рамках философии.

Наука – сфера познавательной деятельности людей, поиск новых знаний о мире, приведенная в логически непротиворечивую систему сумма знаний на основе выработки научных понятий и научных теорий, формулировки законов, принципов, позволяющих делать верное описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.

Необходимость и случайность: необходимость – это то, что вытекает из самой сущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти (или происходит) в главном так, а не иначе. Случайность же – то, что имеет основание и причину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главных связей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, может произойти так, но может произойти и по другому.

Нирвана (санскр. – остывание, угасание, успокоение) – одно из центральных понятий индийской религии и философии, конечная цель человеческого существования, противоположное сансаре – чувственному миру страданий.

Ноосфера – особая, связанная с развитием человека как мыслящего существа, облекающая земной шар оболочка, все процессы которой испытывают на себе определяющее воздействие человеческой активности.

Онтология (греч. ontos – сущее, logos – слово, учение) – философское учение о бытии вообще, бытии как таковом.

Опредмечивание и распредмечивание – категории философии, характеризующие способ бытия человека в мире и мира в человеке; взаимодополняемые стороны человеческой жизни. Опредмечивание – это процесс реализации человеком своих способностей, своей временной конечности в устойчивых формах предметного бытия. Распредмечивание – это творческий процесс освоения человеком предметного содержания, его превращения в духовные и практические силы человека.

Основной вопрос философии – вопрос об отношении мышления к бытию, идеального, духовного к материальному, к природе. Он имеет две стороны: 1) что первично – материя, природа или же сознание, дух;

2) способно ли сознание правильно отражать мир, познавать его.

Отрицания отрицания закон – закон диалектики, выражающий направленность, преемственность, цикличность развития. Каждый цикл состоит из трех стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность (отрицание), превращение этой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания). Форма процесса развития имеет вид спирали; каждый цикл выступает как виток в развитии, а сама спираль – как цепь циклов.

Отчуждение - превращение продуктов человеческой деятельности (продуктов труда, социальных и политических отношений, норм нравственности, научных теорий, форм общественного сознания), а также человеческих свойств и способностей в нечто независимое от человека, чуждое ему и господствующее над ним.

Пантеизм (греч. pan – все, theos – Бог) – философское учение, утверждающее, что Бог и природа тождественны, совпадают полностью друг с другом, составляют единое целое.

Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец). – Её определяют, во-первых, как строго научную теорию, воплощенную в системе понятий, выражающих существенные черты действительности, и во-вторых, как признанные всеми научные достижения, дающие научному сообществу модель постановки проблем и их решений в течение определенного исторического периода.

Патристика (от лат. pater – отец) – совокупность богословских (теологических), философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей II – VIII вв., которых принято называть "святыми отцами (и учителями) церкви".

Переход количества в качество – закон диалектики, выражающий общий механизм изменения: медленные количественные изменения ведут к нарушению, разрушению меры, наступает скачок, что приводит к превращению прежнего качества в другое качество. Процесс перехода одновременно прерывен и непрерывен: прерывность выступает в форме качественного скачка, непрерывность – в форме количественного изменения.

Перипатетики (греч. peripatetikos – совершаемый во время прогулки) – сторонники и последователи учения Аристотеля.

Понятие – результат обобщения, выделения общих признаков изучаемых явлений, позволяющий отличать эти явления от других.

Прекрасное – явления, обладающие для человека высшей эстетической ценностью и степенью красоты.

Принцип – основное положение теории.

Провиденциализм (от лат. providentia – провидение) – истолкование исторического процесса как осуществление замысла Бога.

Пространство и время – философские категории для обозначения во всеобщей форме таких эмпирических проявляющихся для человека качеств как протяженность и длительность.

Разум – философская категория, выражающая высший уровень рационального познания.

Рассудок – философская категория, выражающая исходный уровень мышления.

Рациональность (от лат. rationalis – разумный) – характеристика познавательного процесса, связанного с моделированием реальности в системе понятийных конструкций. Важнейший инструмент рациональности – определение понятий.

Реализм – как правило, то же, что материализм. Однако средневековый реализм под это правило не подходит, та как он является разновидностью идеализма.

Силлогизм – вид умозаключения.

Редукционизм (от лат. reductio – возвращение к прежнему состоянию) – методологическая установка на сведение сложного к более простому и построение общей картины мира, основанной на небольшом количестве простых исходных принципов.

Реинкарнация (лат.) – переселение душ в новые тела (греч. – метемпсихоз).

Релятивизм – философское учение, представляющее собой развертывание принципа "все относительно". Этот принцип отрицает абсолютные, субстанциальные элементы вещей, знания, этических и художественных норм.

Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – способности мышления осознавать свои собственные мысли, осознанно ими манипулировать, критически их оценивать.

Русская идея – принятый рядом мыслителей термин для характеристики комплекса проблем и представлений, связанных с определением исторической роли России в составе мирового сообщества, особенностями российской истории, русской культуры, народного характера и менталитета.

Самосознание – осознание человеком самого себя, своих поступков, идеалов, интересов, целей, своего “Я”.

Свобода – способность человека мыслить и действовать в соответствии со своими желаниями, умение властвовать над собой и обстоятельствами, возможность и право выбора поступка.

Семиотика – общая теория знаковых систем.

Сенсуализм (от лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение) – одно из основных направлений в понимании происхождения и сути знания, достоверность которого определяется сферой чувств.

Синтез (от греч. synthesis – соединение, сочетание) – мыслительный процесс, характеризующийся стремлением к объединению в единое целое всех составляющих данного объекта познания.

Смысл жизни – наиболее ценное в жизни, выступающее как высшая цель человеческого бытия, которой должны быть подчинены частные цели.

Совесть – целостное образование (интеллектуальное, эмоциональное, волевое), являющееся духовным сосредоточием нравственной жизни человека.

Сознание – способность человека воспроизводить действительность в идеальных формах, способность понимать свое отношение к миру, способность выражать содержание своего духовного мира в понятийно-языковой форме.

Солипсизм (от лат. solus – один, единственный, ipse – сам, sum – существую) – философский термин, обозначающий такую точку зрения, согласно которой несомненна одна реальность моего сознания.

Сублимация (лат. sublimare – возвышать, возвеличивать) – психический процесс, представляющий собой переключение энергии либидо (полового инстинкта) с непосредственных целей на цели несексуального свойства. Понятие сублимации было теоретически обоснованно З. Фрейдом.

Субстанция (от лат. substantia – сущность, существо, суть) – первооснова; то, что не зависит от другого и порождает другое, первопричина сущего.

Суждение – мысль, выражаемая повествовательным предложением и являющаяся истинной или ложной.

Сущность и явление. Сущность – это отношения или свойства системы, от которых зависят другие её отношения или свойства. Явление – это свойства, признаки и отношения системы, обусловленные её сущностью.

Схоластика (от лат. scholastica, schole – ученая беседа, школа) – средневековая латинская теологическая философия, разрабатывавшаяся и преподававшаяся в придворных, епископальных и монастырских школах, а затем и в университетах Западной Европы.

Теизм (греч. theos – бог) – религиозно-философское мировоззрение, вытекающее из учения о Боге как о сверхъестественном, стоящем над миром существе. С точки зрения Т., Бог – это особая личность, наделенная разумом и волей, всемогущая, вездесущая и всеведущая; он творит мир и управляет им, постоянно вмешиваясь в ход событий, в жизни людей с помощью всевозможных чудес, божественного откровения.

Телеология (греч. teleos – цель, logos – слово, учение) – философское учение о всеобщей целесообразности природы. С точки зрения Т., всякое явление, предмет имеют свою цель, свое разумное предназначение.

Теодицея (греч. theos – бог, dike – право, справедливость) – религиозно-философское учение об оправдании Бога, допускающего в мире зло. Термин “Т.” впервые употреблен немецким философом Лейбницем.

Теология (греч. theos – бог, logos – слово, учение) – богословие, учение о Боге. Особенно большое развитие получила в христианстве.

Трансцендентный – понятие, введенное схоластической философией средневековья для обозначения того, что выходит за пределы нашего чувственного опыта, эмпирического познания.

Триада (греч. trias – троица, тройственность, троичность) – трехступенчатость развития; будучи используемым еще в неоплатонизме, термин этот особенно широко применялся Гегелем. По Гегелю, любое понятие, развиваясь, проходит три ступени: тезис (положение), антитезис (противоположение), синтез (соединение).

Универсалии (лат. univarsalis – общий) – общее, общие понятия.

Факт – общенаучная и философская категория, обозначающая конечные единицы изучаемого предмета, знание о которых должно обладать достоверностью.

Фатализм (от лат. fatalis – роковой, fatum – рок, судьба) – мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию предопределения, судьбы.

Феномен и ноумен (греч phainomenon – являющееся, явление, noumenon – умопостигаемое) – термины, которые в философии Канта служат средством разграничения мира явлений и “вещей в себе”. Согласно Канту, феномен – мир явлений, данный в опыте, в актах чувственного восприятия, существующий в пространстве и времени и воплощающий в себе отношения, определяемые категориями рассудка. Ноумен – абстрактно мыслимая, интеллигибельная (т.е. умопостигаемая) сущность – то, что не может быть дано в любом возможном опыте.

Форма – сущность вещи, ее структура.

Эвдемонизм (греч. eudaimonia – блаженство, счастье) – этическое учение, считающее основой морали стремление к счастью.

Эйдос – то же, что идея, но более образное.

Экзегетика (от греч. exegetike – истолковываю) – то же, что герменевтика как искусство и теория истолкования текстов.

Эмпиризм (от греч. empiria – опыт) – направление в теории познания, считающее чувственный опыт основным источником знания.

Энтелехия (греч. enteles – совершенный, законченный и echo – обладаю, имею) – понятие, употребляемое Аристотелем и означающее достигнутую посредством действия цель, а также деятельное, формирующее начало. У Аристотеля это понятие связано также с понятием формы, которая обладает преобразующей силой по отношению к бесформенной, косной материи, неспособной самостоятельно превращаться в реальные вещи.

Эпистемология – то же, что теория познания.

Эсхатология (в переводе с древнегреческого буквально: учение о последнем, конечном) – учение о конечных судьбах мира и человека. Наиболее последовательно эсхатология выражена в религиозных учениях, например, в христианстве, которое говорит о неизбежном пришествии страшного суда, наказании грешников и воскрешении праведников.



БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991.

2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. М., 1998.

3. Антология мировой философии. Т.1-4.М.: Мысль 1969.

4. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1975.

5. Асмус В.Ф. Декарт. М., 1956.

6. Бестужев-Лада И.В. Альтернативная цивилизация. М., 2003.

7. Богданов В.В. Курс лекций по истории Нового времени. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1998.

8. Богданов В.В. Немецкая классическая философия. Курс лекций. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2001.

9. Великие мыслители Запада. М.: Крон-Пресс, 1998.

10. Велихов Е.П., Зинченко В.П., Лекторский В.А. Сознание: опыт междисциплинарного подхода//Вопросы философии. 1988. №11.

11. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. М., 1999.

12. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Интегральная природа человека: естественнонаучный и гуманитарный аспекты: Учеб. Пособие. Ростов-н/Д., 1994.

13. Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Многомерный мир современного человека. М., 1998.

14. Время и бытие человека. М., 1991.

15. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 2001.

16. Дж. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1-3. ТОО ТК «Петрополис», 1994-1996

17. Демокрит // Лурье С.Я. Демокрит (тексты, переводы, исследования). М., 1970.

18. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983.

19. Ивлиев В.А. Творцы философии. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2002.

20. Ивлиев В.А. Очерки о философии и философах. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2000.

21. Ивлиев В.А. Практикум по философии. Таганрог. 2002.

22. Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М., 1984.

23. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

24. Канке В.А. Философия: Учебник для вузов. Введение М., 2002.

25. Краткая история философии. М.: Олимп,1996.

26. Лекн Х. Размышления о современной технике/Пер.с нем. под. ред. В.С. Степина. М., 1996.

27. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.

28. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема//Вопросы философии. 1990. №10.

29. Новейший философский словарь. Минск, 1998.

30. Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М., 1991.

31. Поликарпов В.С. Введение в философию. Уч. пос. для студ. техн. вузов. Ростов-на-Дону – Таганрог. 2003.

32. Поликарпов В.С. Феномен времени и природа человека. Ростов-на-Дону, 2002.

33. Поликарпов В.С. Философские вопросы естествознания. СПб., 1997.

34. Поликарпов В.С., Поликарпова В.А. Этика и технология в начале XXI века (философские эссе). Ростов-н/Д. – Таганрог. 2003.

35. Поликарпова В.А. Социальная и культурная антропология. (концептуальный аппарат). Ростов-на-Дону – Таганрог: Изд-во ТРТУ. 2003.

36. П.Т. де Шарден. Феномен человека. М., 1987.

37. Рассел Б. Мудрость Запада. М., Республика, 1998.

38. Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы Третьего Российского философского конгресса. В 3-х т., т.1. Ростов-н/Д., 2002.

39. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Ч.1. Античность. СПб., 1994.

40. Русский космизм: Антология философской мысли. М., 1992.

41. Русская философия. Краткий энциклопедический словарь. М.: Наука,1995.

42. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000.

43. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.

44. Стеклова И.В. Наука среди форм познания//Социально-гуманитарные знания. 2003. №1.С.94-105.

45. Современная философия науки: Хрестоматия. М., 1994.

46. Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону : Феникс, 1995.

47. Титаренко И.Н. Философия Луция Аннея Сенеки и ее связь с учением Ранней Стои. Ростов-на-Дону. 2002.

48. Философия. Краткий тематический словарь. Ростов-на-Дону. 2001.

49. Философское наследие античности/Под ред. В.А. Ивлиева. Таганрог, 1999.

50. Философское наследие средневековья. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999.

51. Философский словарь/Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. М.: Республика, 2001.

52. Философская энциклопедия. Т. 1-5.М.: Сов. энциклопедия,1960-1970.

53. Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия,1983.

54. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учеб. для вузов. М., 2001.

55. Хабермас Ю. Будущее человеческой природы. М., 2002.

56. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.

57. Энгельс Ф. Диалектика природы. М., 1982.



ОГЛАВЛЕНИЕ

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ.. 3

Тема 2. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ.. .. 37

Тема 3. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.. .. 82

Тема 4. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ???. . 100

Тема 5. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ......................................................... ......................................................... 116

Тема 6. УЧЕНИЕ О БЫТИИ.. .. 130

Тема 7. Законы и категории диалектики.. .. 150

ТЕМА 8. Взаимодействие человека и природы... ... 164

Тема 9. Сознание и познание.. .. 176

Тема 10. ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ.. .. 201

Тема 11. НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ И СМЕНА ТИПОВ РАЦИОНАЛЬНОСТИ.. .. 219

СЛОВАРЬ ФИЛОСОФСКИХ ПОНЯТИЙ.. .. 226

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. .. 226



ДЕДЮЛИНА Марина Анатольевна

Дата: 2019-12-22, просмотров: 234.