Понятие науки. Закономерности развития науки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи для того, чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать ее изменению.

Наука – это творческая деятельность по получению нового знания, и результат этой деятельности: совокупность знаний, в понятийной форме приведенных в целостную систему на основе определенных принципов, и процесс их производства. Собрание сумма разрозненных, хаотических сведений не есть научное знание. Как и другие формы познания, наука есть социокультурная деятельность, а не только "чистое знание", своеобразный социальный институт.

Наука образует единую, взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о его законах. Эта система разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму движения материи они изучают. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе - естествознание, и обществе - обществознание (гуманитарные, социальные науки), о познании, мышлении (логика, гносеология и др.). Отдельную группу составляют технические науки. Очень своеобразной наукой является современная математика. В свою очередь каждая группа наук может быть подвергнута более подробному членению. Так в состав естественных наук входят механика, физика, химия, геология, биология и др., каждая из которых подразделяется на целый ряд отдельных научных дисциплин. Наукой о наиболее общих законах действительности является философия, которую нельзя, однако, полностью относить только к науке.

Могут быть и другие критерии для классификации наук. Так, по своей удаленности от практики науки можно разделить на два крупных типа:

фундаментальные, которые выясняют основные законы и принципы реального мира и где нет прямой ориентации на практику, и прикладные - непосредственное применение результатов научного познания для решения конкретных производственных и социально - практических проблем, с опорой на закономерности, установленные фундаментальными науками. Вместе с тем границы между отдельными науками и научными дисциплинами условны и неподвижны. Тем более, что все чаще происходит соединение научных знаний в форме так называемых «стыковых дисциплин» - физическая химия, биофизика, геохимия и т. п.

Каждая наука и научная дисциплина включают в себя 4 необходимых компонента в их единстве:

а) Субъект науки, ученый – главный элемент. Это и отдельный исследователь, научное сообщество, научный коллектив и – в конечном итоге –общество в целом.

б) Объект (предмет, предметная область), т.е. то, что именно изучает данная наука или научная дисциплина.

в) Система методов и приемов, характерных для последних и обусловленных их предметами.

г) Свой своеобразный язык – естественный или искусственный (знаки, символы, математические уравнения, химические формулы и т.п.).

Научное познание есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. Она выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Структура научного познания может быть представлена в различных ее «срезах» и соответственно – в совокупности специфических своих элементов:

1) фактический материал, почерпнутый из эмпирического опыта; 2) результаты его первоначального обобщения в понятиях и других абстракциях; 3) основанные на фактах проблемы и научные предположения (гипотезы); 4) «вырастающие» из них законы, принципы и теории (альтернативные в том числе); 5) философские установки; 6) методы, идеалы и нормы научного познания; 7) социокультурные основания; 8) стиль мышления.

Научное познание – развивающаяся система знания, которая включает в себя два основных взаимосвязанных, но качественно различных уровня эмпирический и теоретический.

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение.

Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента – понятий, теорий, законов и других форм «мыслительных действий». Живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса.

Основными компонентами, в которых выражается структура теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория.

Проблема – форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.

Гипотеза – форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятностный, а не достоверный характер, и требует проверки, обоснования.

Теория – наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности (подробнее о теории см. ниже).

Любая научная теория – это органическая развивающаяся система истинного знания (включающая и элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций.

В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы теории: 1) Исходные основания – фундаментальные первичные понятия, принципы, законы, постулаты, аксиомы и т.п. 2) Идеализированный объект данной теории – абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых предметов (например, «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и т.п.). 3) Логика теории, нацеленная на прояснение структуры и развития знания, содержащая определенные правила вывода и способы доказательства. 4) Совокупность законов и утверждений, логически выведенных из основоположений данной теории в соответствии с определенными принципами. Ключевой момент теории – закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов, выражающих сущность изучаемого объекта во всей его целостности и конкретности. 5) Философско-методологические установки и ценностные факторы.

К числу основных функций теории можно отнести следующие:

1. Синтетическая – объединение отдельных достоверных знаний в единую, развивающуюся, целостною систему.

2. Объяснительная – выявление причинных и иных связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития.

3. Методологическая – разработка на базе теории многообразных методов, способов и приемов исследовательской деятельности.

4. Предсказательная (функция предвидения) – формулировка представлений о существовании неизвестных ранее фактов, объектов и их свойств, или о тех, существование которых известно, но они пока еще не выявлены.

5. Практическая – быть в конечном счете воплощенной в практику, стать «руководством к действию» по изменению реальной действительности.

Исторически понимание «науки» меняется, так, а античности «наука» понималась как составная часть деятельности, направленной на достижение какой-то цели, это как бы «теория» деятельности.

Наукой владеет знаток своего дела, он знает, как надо делать и почему надо так поступать. Аристотель выделял три вида наук:

1. теоретические, умозрительные, высшие науки, которые познают свой предмет с помощью разума (философия, физика, математика);

2. практические науки (изучают начала государства: политика, этика, экономика);

3. творческие, ремесленные, низшие науки, которые изучают искусственные вещи: строительство, медицина, военное дело, поварское искусство и т.п.

    Со времени возникновения науки и до начала XVII в. основой целью науки была выработка общего представления о мире и месте в нем человека. Знания для древнего грека ценны орудия изменения духовного мира человека, а не потому что с их помощью можно делать нужные вещи. Такое отношение к знаниям разрабатывается у греческих философов Сократа, Платона, Аристотеля.

    В средневековье наука становится служанкой богословия, она преклоняется перед авторитетами и догматами. Начиная с эпохи Возрождения появляется тенденция к опытному изучению природы. В XVII в. наука становится фактором производственного процесса, который в свою очередь, становится сферой приложения науки. Наука приобретает ряд черт, роднящих её с материальным производством. В конце XVIII в. в процессе продолжающегося процесса дифференциации наук началось отпочкование прикладного знания от теоретического. К середине XIX в. процесс односторонней дифференциации в основном исчерпал себя. Доминирующей тенденцией становится тенденция к интеграции наук. В XX в. наука становится непосредственной производительной силой в ходе научно – технической революции появляется все больше признаков поворота науки в сторону человека. Автоматизация приводит к тому, что человек осуществляет контроль над функционированием машин.

    Развитие науки в XX в. привело к изменению отношения значительной части ученых к проблеме «наука и этика». Перед учеными остро встали вопросы о характере использования открытий науки, о моральной ответственности ученых перед человечеством. Прогресс кибернетики и вычислительной техники, широкое внедрение роботов и компьютеров ставят вопрос о свободе и суверенности личности, о судьбе демократических общественных институтов. И наука рассматривается как деятельность по производству объективно-истинного знания и результат этой деятельности – систематизированное, достоверное, практически проверенное знание.

Наука – попытка увидеть мир, каким он является сам по себе, дать объективную картину реальности.

Сущность науки:

· достоверное обобщение фактов, истинное отражение исследуемых процессов, объективность;

· выявление законов, управляющих процессами в объекте исследования;

· предвидение тенденций развития и функционирования объекта;

· контроль и управление процессами в объекте.

Жизненный смысл науки: знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать.

В XX в. научная деятельность институциализирована, приобрела устойчивые социальные формы, организована.

Как вид деятельности наука характеризуется:

1. определенной системой ценностей: ценности истины, ценность разума, ценность нового знания; ценность независимости суждений и готовности признать свои ошибки;

2. определенным набором технических устройств, аппаратуры, средств, используемых в научной деятельности;

3. совокупностью методов, используемых для получения нового знания;

4. способом организации научной деятельности.

Наука – сложный социальный институт, включает три составляющих:

1. производство нового знания;

2. доведение знаний до их практического использования;

3. подготовка научных кадров.

Научные исследования включают:

· использование методов научного исследования; установление фактов, результатов наблюдений и экспериментов;

· обобщение и объяснение фактов, построение гипотез и их проверка;

· установление закономерных связей между фактами;

· построение теории, законов, принципов;

· философское истолкование данных науки;

· накопление новых опытных данных;

· коррекция, пересмотр прежних теоретических представлений.

Важнейшими закономерностями развития науки являются:

1. обусловленность развития науки потребностями общественно-исторической практики;

2. относительная самостоятельность развития науки;

3. преемственность в развитии идей и принципов, теорий и понятий, методов и приемов науки;

4. постепенность развития науки, чередование периодов эволюционного развития и революционной ломки теоретических основ науки;

5. взаимодействие и взаимосвязь всех составных отраслей науки;

6. свобода критики, свободное столкновение различных мнений, научных гипотез;

7. дифференциация и интеграция научного знания;

8. математизация науки.

Современная наука не только обслуживает запросы производства, но и выступает в качестве предпосылки технической революции, развития производительных сил общества. Объем научной деятельности и продукции в XX в. удваивается каждые 5–10 лет.

По предмету исследования науки делятся на две группы: естественные и общественные (социальные).

По функции, целевому назначению выделяются: фундаментальные науки и прикладные науки (технические).

По методу исследования выделяют: теоретические науки и эмпирические науки.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 261.