По выполнению курсовых работ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Менеджмент организации:

Учебное пособие

По выполнению курсовых работ

обучающимися по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент

 

ОРЕЛ - 2016


ДК 005.7(075.8)

ББК 65.291.21я73

   Л 68

 

 

Л-68 Ловчикова Е.И., Грудкина Т.И. Менеджмент организации: учебное пособие по выполнению курсовых работ обучающимися по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент / – Орёл: ООО ПФ «Картуш», 2016. – 156 с.

 

 

Рецензенты:

Зверева Г.П. - к.э.н., доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента в АПК Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Орловский государственный аграрный университет»

Проняева Л.И. - д.э.н., профессор, заведующий кафедрой менеджмента и государственного управления Орловского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»

 

 

Учебное пособие подготовлено с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования к выполнению курсовых работ по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент. В учебном пособии подробно рассмотрены организационные и методические аспекты выполнения курсовой работы обучающегося. Учебное пособие содержит примерную тематику, примерные планы курсовых работ по отдельным темам, аннотации по выполнению наиболее актуальных тем.

Предназначено для обучающихся очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент, преподавателей вузов.

 

Учебное пособие одобрено и рекомендовано к изданию кафедрой экономики и менеджмента в АПК (протокол № 9 от 05 мая 2016 года); методической комиссией по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (протокол № 9 от 16 мая 2016 года); методическим советом ФГБОУ ВО Орловский ГАУ (протокол № 9 от 20 мая 2016 года).

 

УДК - 005.7(075.8)

ББК – 65.291.21я73

 

Авторская редакция, 2016

© ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, 2016




СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие. 4

1 Требования, предъявляемые к курсовой работе и обучающимся 6

2 Проверка и защита курсовых работ. 10

3 Порядок оформления курсовых работ. 11

4 Структура курсовой работы и методика ее выполнения. 17

5 Примерная тематика курсовых работ. 20

6 Примерные планы курсовых работ. 21

7 Методические указания по выполнению курсовых работ на отдельные актуальные темы 31

7.1 Совершенствование структуры управления (на примере сельскохозяйственной организации) 31

7.2 Менеджмент качества зерна (сахарной свеклы, молока и т.д.) и пути его совершенствования (на примере сельскохозяйственной организации) 55

7.3 Система управления и пути ее совершенствования (на примере сельскохозяйственной организации, агропромышленного формирования) 66

7.4 Совершенствование организации управления отраслью растениеводства (животноводства) (на примере сельскохозяйственной организации) 83

7.5 Совершенствование экономического механизма управления (на примере сельскохозяйственной организации) 87

7.6 Формирование управленческого персонала и обоснование затрат на его содержание (на примере сельскохозяйственной организации) 90

7.7 Внедрение научной организация труда руководителей и специалистов (на примере сельскохозяйственной организации) 94

Список литературы.. 105

Приложения. 121


Предисловие

Курсовая работа по дисциплине «Менеджмент организации» представляет собой самостоятельную учебно-исследовательскую работу и предполагает углубленное изучение обучающимися отдельных проблем управления. Работа ведется индивидуально каждым обучающимся на основе изучения научной литературы по проблемам менеджмента организации и собранных во время прохождения производственной практики в конкретном хозяйстве материалов.

Целью курсовой работы является разработка предложений по совершенствованию управления конкретной организацией. Работа может включать в себя как комплексную разработку системы управления сельскохозяйственной организации, его подразделения или службы, так и разработку отдельных разделов по программе курса.

При подготовке курсовой работы можно использовать связанные с управлением разделы из курсовых работ по экономике организации, экономике труда, экономическому анализу, планированию и прогнозированию и др.

При выполнении курсовой работы в зависимости от темы и цели могут быть поставлены и решены следующие задачи:

- проанализировать существующую систему управления на основе изучения факторов, влияющих на организационное устройство и его структуру;

- выявить количественный и качественный состав управленческого персонала и соответствие его нормам трудоемкости управленческих работ;

- определить экономическую эффективность существующей системы управления и оценить работу основных служб хозяйства;

- проанализировать содержание труда экономико-бухгалтерской службы с определением уровня организации управленческого труда;

- разработать проект рациональной системы управления производством, экономичной по содержанию и эффективной по результативности и производительности труда и др.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что в процессе подготовки курсовой работы при постановке и решении конкретных задач по управлению аграрным производством обучающийся должен учитывать реальные задачи, стоящие перед сельским хозяйством, агропромышленным комплексом и перспективы их развития. При этом вопросы управления целесообразно решать с учетом основных направлений развития сельского хозяйства, определяющих аграрную политику.

Настоящее учебное пособие разработано в соответствии с рабочей программой дисциплины «Менеджмент организации» и других управленческих дисциплин. При их подготовке были использованы учебные пособия и методические рекомендации различных ученых, а также собственные разработки авторов.

 




Требования, предъявляемые к курсовой работе и обучающимся

Основные цели и задачи выполнения курсовой работы для обучающихся состоят в следующем:

- углубить и закрепить знания по дисциплине «Менеджмент организации» и другим управленческим и экономическим дисциплинам;

- развить навыки самостоятельной работы с научной и справочной литературой, нормативными документами, материалами, опубликованными в периодической печати и др.;

- приобрести опыт систематизации разрозненной информации и творческого ее использования при решении проблем управления организацией;

- развить умение связывать теоретические положения с условиями современной практики управления;

- расширить представление о проблемах управления, путях и подходах к их решению в условиях рыночной экономики;

- приобрести навыки самостоятельного анализа проблем теории управления, выбора и обоснования принимаемых решений.

Изучение дисциплины «Менеджмент организации» способствует формированию у обучающихся следующих компетенций:

· владение методами принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ОПК-6);

· владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-1).

Соответствие содержания разделов курсовой работы и планируемых результатов освоения компетенций:

Компе-тенции Раздел (задание) курсовой работы Результаты освоения компетенций
ОПК-6 - владение методами принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций Введение. 1. Теоретические аспекты менеджмента организации в рамках исследуемой проблемы (обзор литературы по соответствующей проблеме исследования). 2. Современное состояние менеджмента организации в рамках исследуемой проблемы (формулировка названия раздела определяется согласно Индивидуальному заданию по согласованию с руководителем курсовой работы). 3. Направления совершенствования менеджмента организации в рамках исследуемой проблемы (формулировка названия раздела определяется согласно Индивидуальному заданию по согласованию с руководителем курсовой работы). Выводы и предложения Знать: научные основы организационно-управленческой деятельности, в том числе зарубежный и отечественный опыт; основные этапы, методы и модели принятия эффективных управленческих решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций; Уметь: применять полученные знания на практике (осознание цели деятельности, планирование путей ее осуществления, подбор средств выполнения, контроль за процессом деятельности и ее результатом); управлять организацией по ее основным функциональным зонам; правильно выбирать средства и методы для решения управленческих задач и нести ответственность за свой выбор; принимать эффективные решения, используя различные модели и методы принятия управленческих решений; Владеть: понятийно-категориальным аппаратом дисциплины; принципами и методами диагностики организационных проблем; современными средствами и методами подготовки, принятия и реализации управленческих решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций.
ПК-1 - владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры Введение. 1. Теоретические аспекты менеджмента организации в рамках исследуемой проблемы (обзор литературы по соответствующей проблеме исследования). 2. Современное состояние менеджмента организации в рамках исследуемой проблемы (формулировка названия раздела определяется согласно Индивидуальному заданию по согласованию с руководителем курсовой работы). 3. Направления совершенствования менеджмента организации в рамках исследуемой проблемы (формулировка названия раздела определяется согласно Индивидуальному заданию по согласованию с руководителем курсовой работы). Выводы и предложения Знать: роль и место менеджера в организации, основные функции, задачи, решаемые менеджерами на различных уровнях управления организацией; основные технологии управления, формы и методы управленческих воздействий для решения стратегических и оперативных управленческих задач, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и власти; основные принципы построения и функционирования структур управления деловой организации; Уметь: использовать зарубежный и отечественный опыт управления современными организациями (теории мотивации, лидерства и власти) для решения управленческих задач; организовывать командное взаимодействие для решения стратегических и оперативных управленческих задач; осуществлять диагностику организационной культуры и проектировать структуру управления организации; Владеть: принципами построения и эффективного функционирования организаций; навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач; методами осуществления групповой работы и современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение людей в организации.

Курсовая работа должна иметь титульный лист, который оформляется по форме, приведенной в приложении 1. Тему курсовой работы обучающийся выбирает самостоятельно из рекомендуемых настоящим учебным пособием тем. Обучающийся может предложить тему курсовой работы самостоятельно и должен согласовать ее с руководителем курсовой работы. Закрепление темы за обучающимся осуществляется на основании его личного заявления о ее утверждении на кафедре (приложение 2) на имя заведующего кафедрой с визой заведующего кафедрой и утверждается распоряжением о закреплении тем курсового проектирования по дисциплине «Менеджмент организации». Форма задания на курсовую работу отражена в приложении 3. Форма рецензии на курсовую работу представлена в приложении 4.

При выполнении курсовой работы обучающемуся необходимо изучить и использовать действующие законодательные акты и постановления Правительства РФ, касающиеся вопросов менеджмента организации. Помощь обучающийся при написании курсовой работы могут оказать статьи, опубликованные в газетах и журналах, таких как «АПК: экономика и управление», «Менеджмент в России и за рубежом» «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций», «Экономика сельского хозяйства России», «Международный сельскохозяйственный журнал», «Экономист», «Вопросы экономики», «Проблемы теории и практики управления», «Российский экономический журнал», «Экономика и жизнь», «Деловой мир», а также во многих других изданиях.

Выполненная курсовая работа свидетельствует об уровне подготовки автора, глубине изучения материала и умении пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач совершенствования управления.

Исходя из этого, в курсовой работе обучающийся должен отразить:

- знание теоретических основ экономических дисциплин и умение проанализировать с позиций управления производственно-хозяйственную деятельность агропромышленных организаций;

-  знания по организационному устройству, структурам управления и организации труда работников аппарата управления;

- умение выявить резервы и возможности улучшения организации производства и управления;

Также обучающийся необходимо:

- выполнить соответствующие проектные разработки;

- рассчитать показатели экономической эффективности совершенствования управления;

- сделать обобщающие выводы и предложения по совершенствованию управления и повышению его эффективности.

Курсовая работа должна показать умение обучающегося делать самостоятельные выводы, анализировать и обобщать статистический материал и другие материалы производственно-хозяйственной деятельности организации, обосновывать собственную точку зрения по изучаемой проблеме, находить пути ее разрешения.

В процессе работы обучающийся должен применять методологию системного и комплексного подхода, широко использовать арсенал современных методов анализа проблем управления организацией.

В курсовой работе должны быть обеспечены: четкость построения и логическая последовательность изложенного материала; убедительность аргументации; краткость и точность формулировок; конкретность изложения материала и результатов работы; доказательность выводов и обоснование рекомендаций.

Объем курсовой работы не должен превышать 40-60 страниц машинописного текста.

Примерная тематика курсовых работ

Тематика курсовых работ по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент» может быть следующей:

1. Совершенствование структуры управления (курсовые работы по этой и всем ниже перечисленным темам выполняются на примере конкретной организации).

2. Формирование рациональной структуры управления.

3. Менеджмент качества молока (зерна и т.д.) и пути его совершенствования.

4. Система управления качеством продукции отрасли растениеводства (животноводства) и пути ее совершенствования.

5. Система управления и пути ее совершенствования.

6. Совершенствование организации управления отраслью растениеводства (животноводства).

7. Совершенствование экономического механизма (экономических методов) управления.

8. Формирование управленческого персонала и обоснование затрат на его содержание.

9. Стратегический менеджмент и эффективные методы выбора стратегии.

10. Формирование эффективной стратегии развития организации.

11. Стратегия повышения конкурентоспособности организации-производителя продукции.

12. Система управления конкурентоспособностью продукции (отрасли, хозяйства) и пути ее совершенствования.

13. Комплексное использование методов управления производством.

14. Рациональное построение организационных структур управления.

15. Разработка и реализация инновационной стратегии развития организации.

16. Совершенствование процесса принятия управленческих решений.

17. Стратегическое планирование и повышение его эффективности.

18. Разработка антикризисной стратегии функционирования организации.

19. Кадровый менеджмент организации и пути его совершенствования.

20. Управление рисками при реализации инновационных проектов организации.

21. Проектирование системы управления маркетингом.

22. Реализация основных функций менеджмента в организации.

23. Управление системой мотивации персонала организации.

24. Корпоративное управление и пути его совершенствования.

25. Совершенствование функционирования экономических служб.

Примечание. По согласованию с ведущим преподавателем допускается замена тем на другие по выбору обучающийсяа.

6 Примерные планы курсовых работ

Приложения

Приложение 1

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Менеджмент организации»

на тему: Стратегический менеджмент
и эффективные методы выбора стратегии

 

Выполнил:

обучающийся 3 курса

группы БМ-371

направление подготовки 38.03.02 Менеджмент

Иванов И.И.

 

Проверил: к.э.н., доцент _____________ Ловчикова Е.И.

 

 

Оценка ________________

 

«______»______________ 20___ г.


Приложение 2

 



Задание на курсовую работу

по дисциплине «Менеджмент организации»

Обучающемуся __________________________Группы БМ-____

1. Тема: «___________________________________________________

___________________________________________________________»

2. Краткое содержание курсовой работы: план

Во введении обосновывается актуальность темы, сформулированы цели и задачи курсовой работы, отражен объект, методы, материалы исследования.

В первой главе «____________________________________________»

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

Во второй главе «___________________________________________»

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

В третьей главе «_____________________________________________» ____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

В выводах и предложениях обобщить основные результаты исследования, сформулировать основные выводы и предложения по теме исследования.

 

3. Срок сдачи курсовой работы _____. ______________ 20____г.

4. Задание выдано _____. ______________ 20____г.

Подпись обучающегося_____________________ ______________

    (ФИО)

Подпись руководителя__________________________/____________/


Приложение 4


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.В. ПАРАХИНА»

Экономический факультет


Рецензия на курсовую работу

по дисциплине «Менеджмент организации»

Обучающегося Иванова И.И.

 

1. Оценка содержания и положительных сторон работы (подчеркнуть, указать):

- представленный материал соответствует (не соответствует) теме курсовой работы;

- раскрыта (не раскрыта) актуальность темы работы;

- обоснованность, последовательность и четкость изложения представленного материала соответствуют (не соответствуют) требованиям;

- степень оригинальности работы составляет ____ %;

- стиль изложения основного материала и качество иллюстративного материала соответствует (не соответствует) требованиям стандарта.

 

2. Недостатки в работе и оформлении_____________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

____________________________________________________________

 

3. Выводы и соответствие курсовой работы предъявляемым требованиям.

 

Работа соответствует (не соответствует) требованиям, предъявляемым к курсовым работам. С учетом выше указанных замечаний и оценки содержания работа допускается (не допускается) к защите.

При выполнении курсовой работы обучающийся показал _____________________________ уровень сформированности компетенций.

«высокий»/«продвинутый»/ «пороговый»/ «недостаточный»

 

Предполагаемая оценка курсовой работы: _____________________________

 

Руководитель курсовой работы __________/ _______________

                                           (подпись)          (Ф.И.О.)


Приложение 5

Обеспеченность производственными ресурсами


Показатели

Годы

20…в % к 20…г.

20… 20… 20… Приходится на 100 га сельскохозяйственных угодий:         основных производственных фондов, тыс. руб.         энергетических средств, л.с.         трудовых ресурсов, чел.         Скота, усл. гол.         Приходится на 1 работника:         сельхозугодий, га         пашни, га         основных производственных фондов, тыс. руб.         энергетических средств, л.с.        

 

 


Приложение 6

 

Производственно-экономическая эффективность деятельности
организации

Показатели 20… 20… 20… 20… в % к 20…г.
Производство валовой про­дукции, тыс. руб. на 100 га сельхозугодий на 100 руб. основных производственных фондов на 100 руб. производственных затрат на 1 чел.-час затрат труда        
Выручка от реализации  продукции, тыс. руб. на 100 га сельхозугодий на 100 руб. основных производственных фондов на 100 руб. производственных затрат на 1 чел.-час затрат труда        
Получено прибыли, тыс. руб.: на 100 га сельхозугодий на 100 руб. производственных затрат на 1 чел.-час затрат труда        
Уровень рентабельности, %        

 


Приложение 7

 

Финансовый результат от реализации продукции за 20…-20… гг.

Показатели 20… 20… 20… 20..г.в % к 20..г.
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. - всего по организации    в том числе: продукция растениеводства продукция животноводства прочая продукция, работа и услуги        
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. руб. в том числе: продукция растениеводства продукция животноводства прочая продукция, работа и услуги        
Прибыль (убыток), тыс. руб. в том числе: по растениеводству по животноводству по прочей продукции        
Рентабельность (убыточность) в целом по хозяйству, в % по растениеводству по животноводству по прочей продукции        
Окупаемость затрат (выручка / себестоимость), тыс. руб.        

 

 


Приложение 8

 

Пример организационной структуры сельскохозяйственной
организации (при отделенческой организационной структуре
и структуре управления)

Наименование подразделений Количество
1. Отделение №1: 1
- тракторно-полеводческие бригады 1
- фермы по окорму свиней 1
- молочно-товарные фермы 1
2. Отделение №2: 1
- тракторно-полеводческие бригады 1
- ферма по окорму свиней 1
- ферма по откорму крупного рогатого скота 1
- ремонтная мастерская 1
3. Промышленные подразделения и перерабатывающие отрасли (мельница, сепаратор) 2
4. Центрально-обслуживающие подразделения: 4
- механизированный ток 1
- ремонтная мастерская 1
- автогараж 1
- машинный двор и т.д. 1
5. Подразделения и службы социально-бытового назначения (клуб, детсад, столовая) 3

Примечание: фактические данные для заполнения приложения 8 и 9 берутся в организации, по этим данным строится схема организационной структуры.

 


Приложение 9

Пример организационной структуры сельскохозяйственной
организации (при цеховой организационной структуре
и структуре управления)

Наименование подразделений Количество
1. Основные производственные подразделения 2
Цех растениеводства: 1
- тракторно-полеводческая бригада 3
в том числе: звенья 6
Цех животноводства: 1
- молочно-товарная ферма 2
- свиноферма 1
- ферма по откорму КРС 1
2. Промышленные и перерабатывающие подразделения 3
- мельница 1
- крупорушка 1
- пекарня 1
3. Вспомогательно-обслуживающие подразделения: 4
- ремонтно-механическая мастерская 1
- машинный двор 1
- автогараж 1
- механизированный ток 1
4. Подразделения социально-бытового назначения 3
- клуб 1
- детский сад 1
- библиотека 1

Примечание: при выполнении курсовой работы обучающиеся заполняют только одно приложение - 8 или 9, применительно к организационной структуре исследуемой сельскохозяйственной организации.


Приложение 10

 

Расчет условной уборочной площади

Культуры и сельскохозяйственные угодья Физическая площадь, га Переводные коэффициенты Условная площадь, га
1 2 3 4
Зерновые и колосовые культуры   1,0  
Семеноводческие посевы зерновых   1,25  
Подсолнечник   1,25  
Кукуруза на зерно и силос   2,0  
Прочие силосные культуры   1,5  
Соя, бобы, горох и др.   2,0  
Овощи открытого грунта   10,0  
Овощи закрытого грунта:      
- зимние теплицы (кв. м)   0,20  
- парники (кв. м)   0,15  
- пленочные теплицы (кв. м)   0,06  
Цветы открытого грунта   10,0  
Цветы закрытого грунта:      
- зимние теплицы (кв. м)   0,20  
- парники (кв. м)   0,14  
- пленочные теплицы (кв. м)   0,06  
Овощи на семена   14,0  
Сахарная свекла фабричная   4,0  
Картофель, кормовые корнеплоды   4,0  
Питомник и школа сеянцев плодовых, древесных и ягодных культур   50,0  
Ягодники:      
- молодые   10,0  
- плодоносящие   15,0  
Прочие технические и многолетние культуры   5,0  
Семеноводческие посевы многолетних трав:      
- бобовых   5,0  
- злаковых   3,0  
Посевы трав для производства травяной муки   1,0  

 

Продолжение приложения 10

1 2 3 4
Сеяные травы на корм скоту и культурные пастбища   0,8  
Естественные сенокосы и окультуренные пастбища   0,05  
Семеноводческие посевы однолетних трав   2,0  
Итого   Х  

Примечание: При переводе семеноводческих картофеля, подсолнечника и других культур, не предусмотренных в приложении, в условную уборочную площадь коэффициенты перевода повышаются на 25%.

 

 


Приложение 11

Расчет условного поголовья скота

Виды и группы животных Среднегодовое поголовье, гол. Переводные коэффициенты Условное поголовье скота, гол.
Коровы, быки   1,0  
Молодняк крупного рогатого скота и взрослый скот на откорме   0,66  
Свиньи всех возрастов   0,16  
Овцы   0,06  
Лошади   0,66  
Птица:      
- взрослая (на конец года)   0,025  
- молодняк   0,002  
Пчелосемьи (на конец года)   0,2  
Итого   Х  

Примечание: При переводе племенного скота в условное поголовье приведенные коэффициенты по соответствующим видам скота, птицы и т.д. повышаются на 40%.

 

 

Приложение 12

Наличие физических машин с двигателями за последний год

Виды машин Количество, единиц
Тракторы  
Комбайны всех видов  
Автотранспорт всех видов  
Самоходные шасси и специальные машины  
Прочие  
Итого  

 

 


Приложение 13

Качественный состав управленческого персонала

Должность

ФИО

Кому подчиняется

Образование

Год рождения

Стаж работы

Должност-ной оклад

Всего

В том числе

  В хозяйствеве В долж-ности
1 2 3 4 5 6 7 8 9
                 
                 
                 
                 
                 
                 

 

Приложение 14

 

Сведения о работе

Должность ______________________________________________

Специальность ___________________________________________

Образование _____________________________________________

Пол _____________________ Возраст________________________

Стаж работы общий ______________________________________

     в данной должности _________________________________

Кому непосредственно подчинен ___________________________

Кто подчинен ____________________________________________

 

Приложение 15

 

Лист фотографии

                         рабочего дня _____________________________

                                               «_____» _____________20__г.

 

Наименование элемента затрат рабочего времени Время начала операции Продолжи-тельность операции Участники Место провед-ния
1 2 3 4 5
         
         
         
         
         
         
         
         

 


Приложение 16

 

Сводная таблица использования рабочего времени главными специалистами хозяйства

Элементы затрат рабочего времени

Продолжительность работ

Необходимая работа

Работу могут вы-полнить другие работ-ники

Излишние работы, мин.

Дублиро-вание работы, мин

Потери рабочего времени, мин.

Пред-ложения по рациона-лизации

Мин. в % Сокра-тить можно Сокра-тить нельзя
 

 

 

         
 

 

 

         
 

 

 

         
 

 

 

         
 

 

 

         
 

 

 

         
 

 

 

         
 

 

 

         
                   

Приложение 17

Фактическая и проектная численность работников

аппарата управления

Наименование должностей Нормативы и условия для введения должностей Факт Проект
1 2 3 4

Административное и оперативное руководство производством

1.Руководитель хозяйства Один на хозяйство    
2.Заместитель руководителя по производству При плане реализации продукции более 170 тыс. руб.    
3.Заместитель по коммерческим вопросам При плане реализации продукции более 25 тыс. руб.    
4.Заместитель руководителя по хозяйственной части и быту Один на хозяйство, имеющее среднегодовую численность работников свыше 200 человек    
5.Старший диспетчер или диспетчер Один на хозяйство при наличии средств связи, позволяющих организовать диспетчерскую службу, при плане реализации продукции сельского хозяйства, подсобных производств и промыслов свыше 70 тыс. руб. за счет общей численности специалистов    
6.Оператор диспетчерской службы Один на хозяйство, имеющее план реализации продукции сельского хозяйства, подсобных производств и промыслов более 70 тыс. руб. за счет общей численности служащих    
7.Старший юрисконсульт Один на хозяйство, имеющее план реализации продукции более 70 тыс. руб.    
8.Секретарь-машинистка Одна на хозяйство    

Продолжение приложения 17

1 2 3 4
9.Шофер легкового автомобиля Один на хозяйство    
10.Уборщица-курьер Одна на хозяйство, кроме того на каждое отделение, самостоятельную ферму, сельскохозяйственный участок, предусматривается на уборку служебных помещений определенная оплата    

Агрономическая служба

1.Главный агроном Один на хозяйство, имеющее размер условной уборочной площади свыше 2000 га    
или старший агроном (на правах главного) Один на хозяйство, имеющее размер условной уборочной площади от 1000 до 2000 га    
2.Агрономы и старшие агрономы всех специальностей Количество должностей в хозяйстве устанавливается в зависимости от размера условной уборочной площади, исходя из расчета: одна должность на каждые 3,5 тыс. га    
3. Старший инженер-агролесомелиоратор Один на хозяйство, имеющее свыше 700 га лесопосадок    
или инженер- агролесо-мелиоратор Один на хозяйство, имеющее от 300 до 700 га лесопосадок    
или инженер лесного хозяйства Один на хозяйство, имеющее от 3000 до 5000 га леса    
или техник лесного хозяйства Один на хозяйство, имеющее от 1000 до 3000 га леса    

Продолжение приложения 17

1 2 3 4

Мелиоративная служба

1.Главный инженер-гидротехник Один на хозяйство, имеющее более 2000 га орошаемых или 2500 га осушаемых земель или 2500 га земель лиманного орошения    
или старший инженер-гидротехник Один на хозяйство, имеющее от 500 до 2000 га орошаемых земель или 750-2500 га осушаемых или лиманного орошения земель    
или инженер-гидротехник Один на хозяйство, имеющее 200-500 га орошаемых, 350-750 га осушаемых или лиманного орошения земель    
или техник-гидротехник Один на хозяйство, имеющее 100-200 га орошаемых, 150-350 га осушаемых или лиманного орошения земель    
2.Инженер-гидротехник В хозяйстве, имеющем более 1500 га орошаемых или 2000 га осушаемых земель, вводится по одной должности на каждые 750 га орошаемых земель сверх 1500 га, или на каждую 1000 га сверх 2000 га осушаемых земель, имеющих более 1500 га на каждые 750 га вводится по одной должности    

Зоотехническая служба

1.Главный зоотехник Один на хозяйство, имеющее свыше 800 условных голов скота    
или старший зоотехник на правах главного Один на хозяйство, имеющее от 300 до 800 условных голов скота    
2.Зоотехник и старший зоотехник всех специальностей Количество должностей в хозяйстве устанавливается: один на каждую 1000 условных голов скота    

Продолжение приложения 17

1 2 3 4
3.Техник по племенному учету Один на хозяйство, имеющее от 500 до 1500 условных голов племенного скота, и двое- свыше 1500 условных голов    
4.Зоотехник- рыбовод Один на хозяйство, имеющее свыше 100 га зарыбленных водоемов    
или техник рыбовод Один на хозяйство, имеющее от 50 до 100 га зарыбленных водоемов    
5.Заведующий инкубатором Один на хозяйство, имеющее план инкубации яиц свыше 500 тыс. шт.    

Ветеринарная служба

1.Главный врач Один на хозяйство, имеющее свыше 800 условных голов скота    
или старший ветврач на правах главного Один на хозяйство, имеющее менее 800 условных голов скота    
2.Старший ветврач, ветврачи (ветфельдшеры) Один на каждые 850 условных голов скота    

Инженерно-техническая служба

1.Главный инженер Один на хозяйство, имеющее свыше 30 физических машин    
или старший инженер Один на хозяйство, имеющее от 10 до 30 физических машин    
2.Старший инженер, инженеры по эксплуатации МТП Менее 50 физических машин – одна должность на каждые 27 машин, от 50 до 100 – один на каждые 33 машины, 100 и более – один на каждые 40 машин    
3.Заведующий машинным двором Один на хозяйство, имеющее более 35 физических машин    
4.Зав. складом запчастей Один на хозяйство, имеющее более 25 физических машин за счет общей численности инженеров    

Продолжение приложения 17

1 2 3 4
5.Инженер по механизации трудоемких процессов в животноводстве Один на хозяйство, имеющее более 1500 условных голов скота    
или техник по механизации трудоемких процессов в животноводстве Один на хозяйство, имеющее от 500 до 1500 условных голов скота    
или техник Один на хозяйство, имеющее свыше 1500 условных голов скота дополнительно к должности инженера    
6.Главный электрик Один на хозяйство, имеющее свыше 1500 условных единиц электроустановок или потребляющих более 1,5 тыс. кВт/ч    
или старший инженер-энергетик Один на хозяйство, имеющее от 1000 до 1500 условных единиц электроустановок или потребляющих более 1 тыс. кВт/ч    
или старший инженер-энергетик Один на хозяйство, имеющее от 501 до 1000 условных единиц электроустановок или потребляющих более 0,5 тыс. кВт/ч    
или инженер-электрик Один на хозяйство, имеющее от 251 до 500 условных единиц электроустановок или потребляющих менее 0,5 тыс. кВт/ч    
или старший техник-электрик Один на хозяйство, имеющее от 10 до 250 условных единиц электроустановок    
или инженер-электрик Один на каждые 110 условных единиц электроустановок    
или старший техник-электрик Одна должность на каждые 650 условных единиц электроустановок    

Продолжение приложения 17

1 2 3 4
7. Старший инженер- теплотехник Один на хозяйство, имеющее площадь теплиц и парников на техническом обогреве более 50 тыс. кв.м или котельную мощностью более 15 т пара в час    
или инженер-теплотехник Один на хозяйство, имеющее площадь теплиц и парников от 20 до более 50 тыс. кв. м или котельную мощностью 5-15 т пара в час    
8.Старший инженер по холодильному оборудованию Один на хозяйство, имеющее объем холодильника для хранения мяса свыше 10 т или плодов – свыше 200 т    
9.Старший радиотехник, радиотехник Один на хозяйство, имеющее радиоузел или диспетчерскую связь    

Планово-экономическая служба

1.Главный экономист Один на хозяйство, имеющее план реализации продукции более 70 тыс. руб.    
или старший экономист на правах главного Во всех остальных хозяйствах    
2.Экономист Один на хозяйство, имеющее план реализации более 170 тыс. руб.    
3.Старший экономист по труду Один на хозяйство, имеющее численность работников более 250 чел.    
4.Экономист по труду Один на хозяйство, имеющее численность работников от 100 до 250 чел.    

Служба бухгалтерского учета и финансовой деятельности

1.Главный бухгалтер Один на хозяйство, имеющее свыше 100 среднегодовых работников    
или старший бухгалтер на правах главного Один на хозяйство, имеющее менее 100 среднегодовых работников    

Продолжение приложения 17

1 2 3 4
2.Кассир Один на хозяйство    
3.Работники бухучета и финансовой деятельности (зам. главного бухгалтера, старший бухгалтер, бухгалтер центральной конторы, ремонтной мастерской) До 200 среднегодовых работников – 1 на каждые 70 чел. или 1 на каждые 10 тыс. руб. реализованной продукции; 200-300 – 1 на каждые 90 чел. или на 15 тыс. руб.; свыше 300 – 1 на каждые 100 чел. или 20 тыс. руб. реализованной продукции. В хозяйстве, имеющем механизированную форму бухучета – по решению вышестоящих органов численность счетных работников может быть сокращена до 30%; должность зам. гл. бухгалтера вводится в хозяйствах, имеющих более 200 чел.    

Комплектование и подготовка кадров

1.Старший инспектор по кадрам Один на хозяйство, имеющее более 200 среднегодовых работников    
или инспектор по кадрам Один на хозяйство, имеющее до 200 чел.    

Охрана труда, техника безопасности и организация пожарной безопасности

1.Старший инспектор по охране труда, технике безопасности и организации пожарной безопасности Один на хозяйство, имеющее свыше 200 чел.    
Или инженер по охране труда, технике безопасности и организации пожарной безопасности Один на хозяйство, имеющее менее 200 чел.    

Продолжение приложения 17

1 2 3 4

Служба материально-технического снабжения и сбыта продукции

1. Старший экономист по материально-техническому снабжению и сбыту продукции Один на хозяйство, занимающееся производством овощей, плодов, имеющее план реализации продукции от 35 до 170 тыс. руб.    
2. Специалист по маркетингу Должность устанавливается при плане сбыта более 140 тыс. руб. за счет общей численности экономистов    
3. Агент-экспедитор Один на хозяйство, имеющее план реализации продукции более 35 тыс. руб.    

Служба ремонтной мастерской

1.Заведующий ремонтной мастерской Один на хозяйство при наличии центральной ремонтной мастерской    
2.Инженер-контролер Один на хозяйство при наличии 50 физических машин за счет общей численности инженеров    
3.Техник-нормировщик ремонтной мастерской Один на центральную ремонтную мастерскую    

Служба автогаража

1.Начальник автогаража или зав. гаражом Один на хозяйство, имеющее свыше 25 машин    
или механик (автомеханик) Один на хозяйство, имеющее 15-25 машин    
2.Инженер автогаража Должность вводится на каждые 30 автомобилей    
3.Диспетчер автогаража Один на каждые 50 автомобилей    

Продолжение приложения 17

1 2 3 4

Служба капитального строительства и ремонта

1.Старший производитель работ Один на хозяйство с объемом строительно-монтажных и ремонтных работ (СМиРР), выполняемых хозяйственным способом, свыше 14 тыс. руб.    
или производитель работ Один на хозяйство с объемом СМиРР от 6 до 14 тыс. руб.    
или мастер Один на хозяйство с объемом СМиРР от 6 тыс. до 14 тыс. руб.    
2. Производитель работ В хозяйствах с объемом СМиРР свыше 17 тыс. руб. вводится дополнительно на каждые 7 тыс. руб. сверх 17 тыс. руб.    
или мастер Один на каждые 6 тыс. руб. СМиРР сверх 17 тыс. руб.    
3.Старший бухгалтер по учету строительных работ Один на хозяйство с объемом СМиРР свыше 20 тыс. руб.    
или бухгалтер по учету Один на хозяйство с объемом СМиРР 3,5-20 тыс. руб.    
5.Заведующий складом Один на хозяйство с объемом СМиРР 30 тыс. руб.    
или кладовщик Один на хозяйство с объемом СМиРР 3,5-30 тыс. руб.    

Для осуществления технического надзора при подрядном способе строительства могут вводиться должности за счет средств, предусмотренных в сметах на технический надзор, исходя из следующих нормативов:

1.Старший инженер-строитель Один на хозяйство с объемом подрядных работ свыше 35 тыс. руб.    
или инженер-строитель Один на хозяйство с объемом подрядных работ до 35 тыс. руб.    
2.Техник строитель Один на каждые 35 тыс. руб. подрядных работ сверх 35 тыс. руб. дополнительно к должности старшего инженера-строителя    

Примечание – Стоимостные факторы могут быть скорректированы.


Приложение 18

Динамика урожайности сельскохозяйственных культур

 

Наименование культур

годы

20.. г. в % к 20.. г.

20.. 20.. 20..
Зерновые        
Сахарная свекла        
Картофель        
Овощи        
Кормовые корнеплоды        
Кукуруза на зеленую массу        
Однолетние травы на сено        
Многолетние травы на сено        
Сенокосы естественные        
Сенокосы улучшенные        

 

 

Приложение 19

Себестоимость 1 ц основных видов продукции растениеводства, руб.

Показатели 20.. г. 20.. г. 20.. г. 20.. г. в % к 20.. г.
Зерно, в среднем*        
Сахарная свекла        
картофель        

Примечание: * -Если в качестве объекта управления взято зерновое хозяйство, то следует указать себестоимость 1 ц всех видов зерновых.

 


Приложение 20

Экономическая эффективность производства

Показатели

Годы

В среднем по области, району, передовой организации

     
1 2 3 4 5
Урожайность, ц/га        
Затраты труда, чел.-час.:        
-на 1 га        
-на 1 ц        
Производственные затраты, руб.:        
-на 1 га        
-на 1 ц        
-на 1 руб. стоимости валовой продукции        
Производство на 1 чел.-час, руб.:        
-валовой продукции        
-валового дохода        
Производство на 1 га, руб.:        
-валовой продукции        
-валового дохода        
-чистого дохода        
Окупаемость затрат выручкой от реализации, руб.        
Прибыль, руб.:        
-на 1 га        
-на 1 ц        
Уровень рентабельности, %        

 


Приложение 21

Структура поголовья скота

Виды скота

20.. г.

20.. г.

20.. г.

20.. г. в % к 20.. г.

Гол. % Гол. % Гол. %
1.Крупный рогатый скот - всего              
в том числе: быки              
Коровы              
Нетели              
телки старше года              
телки до года              
Откорм              
2.Свиньи - всего              
в том числе: хряки              
основные матки              
матки проверяемые              
поросята до 2 месяцев              
поросята от 2 до 4 ме-сяцев              
молодняк ремонтный              
Откорм              

 

 

 


Приложение 22

Основные показатели продуктивности животноводства

Показатели 20.. г. 20.. г. 20.. г. 20.. г. в % к 20.. г.
1 2 3 4 5
Среднегодовое поголовье коров, гол.        
Удой молока на 1 среднегодовую корову, кг        
Среднесуточные привесы, грамм:        
молодняка КРС        
молодняка свиней        
Деловой выход приплода на 100        
маток, гол.:        
телят        
поросят        
волов        
Валовой прирост в живом весе (привес + вес приплода), т        
в том числе: КРС        
свиней        
Валовой надой молока, т        

 

 

Приложение 23

Себестоимость 1 ц основных видов продукции животноводства, руб.

Показатели 20.. г. 20.. г. 20.. г. 20.. г. в % к 20.. г.
Молоко        
Прирост КРС        
Прирост свиней        
Прирост овец        
Шерсть        

 


Приложение 24

Экономическая эффективность производства и реализации молока

Показатели

Годы

В среднем по области, передовой организации

     
Валовое производство молока, ц        
Реализовано молока, ц        
Уровень товарности, %        
Удой от 1 коровы, кг        
Выход телят на 100 коров и нетелей, гол        
Производство на 1 корову, руб.        
-валовой продукции в сопоставимых ценах        
-валового дохода        
-чистого дохода        
Производство на 1 чел.-час, руб.:        
-валовой продукции в сопоставимых ценах        
-валового дохода        
-чистого дохода        
Затраты труда, чел.–час.: -на 1 корову        
-на 1 ц молока        
Производственные затраты, руб.: -на 1 корову        
-на 1 ц молока        
Расход кормов, к. ед.: -на 1 корову        
-на 1 ц молока        
Прибыль, руб.:        
-на 1 корову        
-на 1 ц молока        
Окупаемость затрат выручкой от реализации продукции, руб.        
Уровень рентабельности, %        

 

Приложение 25

Экономическая эффективность откорма крупного рогатого скота

Показатели

Годы

В среднем по области, району, передовому предприятию

     
1 2 3 4 5
Валовой прирост, ц        
Среднесуточный прирост, г        
Прирост на 1 голову на начало года, кг.        
Среднесдаточный вес 1 головы, кг        
Затраты труда, чел.–час.:        
-на 1 среднегодовую голову молодняка        
-на 1 ц прироста        
Производство на 1 чел.-час, руб.:        
-валовой продукции в сопоставимых ценах        
-валового дохода        
-чистого дохода        
Расход кормов на 1 ц прироста, ц к.ед.        
Производственная себестоимость 1 ц прироста, руб.        
Себестоимость 1 ц живой массы, руб.        
Прибыль, руб.:        
-на 1 реализованную голову        
-на 1 ц живой массы        
Окупаемость затрат выручкой от реализации, руб.        
Уровень рентабельности, %        

 


Приложение 26

Исходная информация по организации управленческого труда

Наименование показателей 20.. г.
Потери рабочего времени, %  
Численность работников управленческой службы  
Численность работников управленческой службы с высшим и средним специальным образованием  
Соотношение специалистов с высшим и средним специальным образованием в хозяйстве  
Количество подразделений, имеющих утвержденные положения  
Численность работников аппарата управления, всего  
Численность работников с утвержденными должностными инструкциями  
Управляемость, человек: -руководитель  
-главные специалисты  
-руководители вторичных подразделений  
-бригадиры ТПБ  
-заведующие фермами  
Численность работников аппарата управления, имеющих индивидуальные планы  
Численность работников аппарата управления, охваченных общим и планами  
Общее количество документов в управленческой службе за неделю  
Количество забракованных документов за неделю  
Планировка рабочих мест, балл  
Приходится на 1 работника управленческой службы кв.м  
Состояние служебной мебели, балл  
Освещенность рабочих мест, Лк  
Температура воздуха, С  
Уровень шума, Дц  
Окраска: стен  
           полов  
Фактическая стоимость оргтехники на 1 работника отдела, руб  
Численность работников, уволившихся за год  
Количество отработанных человеко-дней (численность работников * дни)  
Количество прогулов за год  
Численность работников, получивших административные взыскания (за год)  

 


Приложение 27

 

Рентабельность производства продукции в 20.. году

Отрасли и продукция Выручка от реализации, тыс. руб. Полная себестоимость, тыс. руб. Прибыль (+), убыток (-), тыс. руб. Уровень рентабельности или окупаемости затрат, %
Зерно, в среднем        
Сахарная свекла        
Картофель        
Растениеводство        
Молоко        
Мясо свиней        
Мясо КРС        
Мясо овец        
Мясо птицы        
Животноводство        
По хозяйству        

 


ДЛЯ ЗАМЕТОК
ДЛЯ ЗАМЕТОК


ДЛЯ ЗАМЕТОК
Ловчикова Е.И., Грудкина Т.И.




































Менеджмент организации:

Учебное пособие

Менеджмент организации:

Учебное пособие

по выполнению курсовых работ

обучающимися по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент

 

ОРЕЛ - 2016


ДК 005.7(075.8)

ББК 65.291.21я73

   Л 68

 

 

Л-68 Ловчикова Е.И., Грудкина Т.И. Менеджмент организации: учебное пособие по выполнению курсовых работ обучающимися по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент / – Орёл: ООО ПФ «Картуш», 2016. – 156 с.

 

 

Рецензенты:

Зверева Г.П. - к.э.н., доцент, доцент кафедры экономики и менеджмента в АПК Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Орловский государственный аграрный университет»

Проняева Л.И. - д.э.н., профессор, заведующий кафедрой менеджмента и государственного управления Орловского филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ»

 

 

Учебное пособие подготовлено с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования к выполнению курсовых работ по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент. В учебном пособии подробно рассмотрены организационные и методические аспекты выполнения курсовой работы обучающегося. Учебное пособие содержит примерную тематику, примерные планы курсовых работ по отдельным темам, аннотации по выполнению наиболее актуальных тем.

Предназначено для обучающихся очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент, преподавателей вузов.

 

Учебное пособие одобрено и рекомендовано к изданию кафедрой экономики и менеджмента в АПК (протокол № 9 от 05 мая 2016 года); методической комиссией по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (протокол № 9 от 16 мая 2016 года); методическим советом ФГБОУ ВО Орловский ГАУ (протокол № 9 от 20 мая 2016 года).

 

УДК - 005.7(075.8)

ББК – 65.291.21я73

 

Авторская редакция, 2016

© ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, 2016




СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие. 4

1 Требования, предъявляемые к курсовой работе и обучающимся 6

2 Проверка и защита курсовых работ. 10

3 Порядок оформления курсовых работ. 11

4 Структура курсовой работы и методика ее выполнения. 17

5 Примерная тематика курсовых работ. 20

6 Примерные планы курсовых работ. 21

7 Методические указания по выполнению курсовых работ на отдельные актуальные темы 31

7.1 Совершенствование структуры управления (на примере сельскохозяйственной организации) 31

7.2 Менеджмент качества зерна (сахарной свеклы, молока и т.д.) и пути его совершенствования (на примере сельскохозяйственной организации) 55

7.3 Система управления и пути ее совершенствования (на примере сельскохозяйственной организации, агропромышленного формирования) 66

7.4 Совершенствование организации управления отраслью растениеводства (животноводства) (на примере сельскохозяйственной организации) 83

7.5 Совершенствование экономического механизма управления (на примере сельскохозяйственной организации) 87

7.6 Формирование управленческого персонала и обоснование затрат на его содержание (на примере сельскохозяйственной организации) 90

7.7 Внедрение научной организация труда руководителей и специалистов (на примере сельскохозяйственной организации) 94

Список литературы.. 105

Приложения. 121


Предисловие

Курсовая работа по дисциплине «Менеджмент организации» представляет собой самостоятельную учебно-исследовательскую работу и предполагает углубленное изучение обучающимися отдельных проблем управления. Работа ведется индивидуально каждым обучающимся на основе изучения научной литературы по проблемам менеджмента организации и собранных во время прохождения производственной практики в конкретном хозяйстве материалов.

Целью курсовой работы является разработка предложений по совершенствованию управления конкретной организацией. Работа может включать в себя как комплексную разработку системы управления сельскохозяйственной организации, его подразделения или службы, так и разработку отдельных разделов по программе курса.

При подготовке курсовой работы можно использовать связанные с управлением разделы из курсовых работ по экономике организации, экономике труда, экономическому анализу, планированию и прогнозированию и др.

При выполнении курсовой работы в зависимости от темы и цели могут быть поставлены и решены следующие задачи:

- проанализировать существующую систему управления на основе изучения факторов, влияющих на организационное устройство и его структуру;

- выявить количественный и качественный состав управленческого персонала и соответствие его нормам трудоемкости управленческих работ;

- определить экономическую эффективность существующей системы управления и оценить работу основных служб хозяйства;

- проанализировать содержание труда экономико-бухгалтерской службы с определением уровня организации управленческого труда;

- разработать проект рациональной системы управления производством, экономичной по содержанию и эффективной по результативности и производительности труда и др.

Вместе с тем, следует иметь в виду, что в процессе подготовки курсовой работы при постановке и решении конкретных задач по управлению аграрным производством обучающийся должен учитывать реальные задачи, стоящие перед сельским хозяйством, агропромышленным комплексом и перспективы их развития. При этом вопросы управления целесообразно решать с учетом основных направлений развития сельского хозяйства, определяющих аграрную политику.

Настоящее учебное пособие разработано в соответствии с рабочей программой дисциплины «Менеджмент организации» и других управленческих дисциплин. При их подготовке были использованы учебные пособия и методические рекомендации различных ученых, а также собственные разработки авторов.

 




Требования, предъявляемые к курсовой работе и обучающимся

Основные цели и задачи выполнения курсовой работы для обучающихся состоят в следующем:

- углубить и закрепить знания по дисциплине «Менеджмент организации» и другим управленческим и экономическим дисциплинам;

- развить навыки самостоятельной работы с научной и справочной литературой, нормативными документами, материалами, опубликованными в периодической печати и др.;

- приобрести опыт систематизации разрозненной информации и творческого ее использования при решении проблем управления организацией;

- развить умение связывать теоретические положения с условиями современной практики управления;

- расширить представление о проблемах управления, путях и подходах к их решению в условиях рыночной экономики;

- приобрести навыки самостоятельного анализа проблем теории управления, выбора и обоснования принимаемых решений.

Изучение дисциплины «Менеджмент организации» способствует формированию у обучающихся следующих компетенций:

· владение методами принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций (ОПК-6);

· владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры (ПК-1).

Соответствие содержания разделов курсовой работы и планируемых результатов освоения компетенций:

Компе-тенции Раздел (задание) курсовой работы Результаты освоения компетенций
ОПК-6 - владение методами принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций Введение. 1. Теоретические аспекты менеджмента организации в рамках исследуемой проблемы (обзор литературы по соответствующей проблеме исследования). 2. Современное состояние менеджмента организации в рамках исследуемой проблемы (формулировка названия раздела определяется согласно Индивидуальному заданию по согласованию с руководителем курсовой работы). 3. Направления совершенствования менеджмента организации в рамках исследуемой проблемы (формулировка названия раздела определяется согласно Индивидуальному заданию по согласованию с руководителем курсовой работы). Выводы и предложения Знать: научные основы организационно-управленческой деятельности, в том числе зарубежный и отечественный опыт; основные этапы, методы и модели принятия эффективных управленческих решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций; Уметь: применять полученные знания на практике (осознание цели деятельности, планирование путей ее осуществления, подбор средств выполнения, контроль за процессом деятельности и ее результатом); управлять организацией по ее основным функциональным зонам; правильно выбирать средства и методы для решения управленческих задач и нести ответственность за свой выбор; принимать эффективные решения, используя различные модели и методы принятия управленческих решений; Владеть: понятийно-категориальным аппаратом дисциплины; принципами и методами диагностики организационных проблем; современными средствами и методами подготовки, принятия и реализации управленческих решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций.
ПК-1 - владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры Введение. 1. Теоретические аспекты менеджмента организации в рамках исследуемой проблемы (обзор литературы по соответствующей проблеме исследования). 2. Современное состояние менеджмента организации в рамках исследуемой проблемы (формулировка названия раздела определяется согласно Индивидуальному заданию по согласованию с руководителем курсовой работы). 3. Направления совершенствования менеджмента организации в рамках исследуемой проблемы (формулировка названия раздела определяется согласно Индивидуальному заданию по согласованию с руководителем курсовой работы). Выводы и предложения Знать: роль и место менеджера в организации, основные функции, задачи, решаемые менеджерами на различных уровнях управления организацией; основные технологии управления, формы и методы управленческих воздействий для решения стратегических и оперативных управленческих задач, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и власти; основные принципы построения и функционирования структур управления деловой организации; Уметь: использовать зарубежный и отечественный опыт управления современными организациями (теории мотивации, лидерства и власти) для решения управленческих задач; организовывать командное взаимодействие для решения стратегических и оперативных управленческих задач; осуществлять диагностику организационной культуры и проектировать структуру управления организации; Владеть: принципами построения и эффективного функционирования организаций; навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач; методами осуществления групповой работы и современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение людей в организации.

Курсовая работа должна иметь титульный лист, который оформляется по форме, приведенной в приложении 1. Тему курсовой работы обучающийся выбирает самостоятельно из рекомендуемых настоящим учебным пособием тем. Обучающийся может предложить тему курсовой работы самостоятельно и должен согласовать ее с руководителем курсовой работы. Закрепление темы за обучающимся осуществляется на основании его личного заявления о ее утверждении на кафедре (приложение 2) на имя заведующего кафедрой с визой заведующего кафедрой и утверждается распоряжением о закреплении тем курсового проектирования по дисциплине «Менеджмент организации». Форма задания на курсовую работу отражена в приложении 3. Форма рецензии на курсовую работу представлена в приложении 4.

При выполнении курсовой работы обучающемуся необходимо изучить и использовать действующие законодательные акты и постановления Правительства РФ, касающиеся вопросов менеджмента организации. Помощь обучающийся при написании курсовой работы могут оказать статьи, опубликованные в газетах и журналах, таких как «АПК: экономика и управление», «Менеджмент в России и за рубежом» «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих организаций», «Экономика сельского хозяйства России», «Международный сельскохозяйственный журнал», «Экономист», «Вопросы экономики», «Проблемы теории и практики управления», «Российский экономический журнал», «Экономика и жизнь», «Деловой мир», а также во многих других изданиях.

Выполненная курсовая работа свидетельствует об уровне подготовки автора, глубине изучения материала и умении пользоваться приобретенными знаниями для решения конкретных задач совершенствования управления.

Исходя из этого, в курсовой работе обучающийся должен отразить:

- знание теоретических основ экономических дисциплин и умение проанализировать с позиций управления производственно-хозяйственную деятельность агропромышленных организаций;

-  знания по организационному устройству, структурам управления и организации труда работников аппарата управления;

- умение выявить резервы и возможности улучшения организации производства и управления;

Также обучающийся необходимо:

- выполнить соответствующие проектные разработки;

- рассчитать показатели экономической эффективности совершенствования управления;

- сделать обобщающие выводы и предложения по совершенствованию управления и повышению его эффективности.

Курсовая работа должна показать умение обучающегося делать самостоятельные выводы, анализировать и обобщать статистический материал и другие материалы производственно-хозяйственной деятельности организации, обосновывать собственную точку зрения по изучаемой проблеме, находить пути ее разрешения.

В процессе работы обучающийся должен применять методологию системного и комплексного подхода, широко использовать арсенал современных методов анализа проблем управления организацией.

В курсовой работе должны быть обеспечены: четкость построения и логическая последовательность изложенного материала; убедительность аргументации; краткость и точность формулировок; конкретность изложения материала и результатов работы; доказательность выводов и обоснование рекомендаций.

Объем курсовой работы не должен превышать 40-60 страниц машинописного текста.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 133.