Первый этап - становление коллектива. В коллективе есть общие общественно значимые цели, общие задачи и деятельность. Таким обычно бывает вновь созданный коллектив.
На первом этапе руководитель должен выступать в позиции организатора коллектива, от него исходят все требования и проверка их выполнения. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились.
Ошибки первого этапа:
·- торопливость с выбором актива - на этом этапе нужно выбирать или назначать временный актив;
·- создание видимости демократии.
Второй этап развития коллектива: в коллективе есть общие общественно значимые цели, общие задачи, общая деятельность, актив, дисциплина. Дисциплина бывает двух видов: приказа и принуждения, сознания. Дисциплина формируется через принуждение, и только со временем появляется дисциплина сознательная. На втором этапе сознательной дисциплины у всех членов коллектива еще нет.
В этот период усиливается влияние актива, он сам предъявляет требования к членам коллектива. Происходит стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает уже как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Он уже способен требовать от своих членов определенных норм поведения, при этом круг требований постепенно расширяется. Таким образом, на второй стадии развития коллектив уже выступает как инструмент целенаправленного воспитания определенных качеств личности.
Руководитель на втором этапе переходит к позиции опосредованного руководства. Следует отказаться от прямых требований и проверки, действовать только через актив.
Ошибки второго этапа:
- фальшивое опосредованное руководство - когда руководитель создает видимость демократии, но жестко контролирует деятельность как актива, так и коллектива в целом.
Третий этап – расцвет коллектива. Коллектив имеет все признаки. Возможен дополнительный признак - каждый член коллектива предъявляет к себе более высокие требования, чем к своим товарищам. Одно это уже свидетельствует о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек.
Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. На данной стадии коллектив превращается в инструмент индивидуального развития каждого из его членов. Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива этой стадии.
Позиция руководителя - консультант, советчик.
Четвертый этап развития коллектива. Коллектив характеризуется наличием всех признаков. Возможен дополнительный признак - каждый член коллектива предъявляет требование к себе самому, как если бы это было требование коллектива. Все члены коллектива занимаются самовоспитанием. В производственной сфере таких коллективов пока нет. Приближаются к этому уровню коллективы альпинистов.
Проводили исследования в школах г. Кемерово: из 1200 коллективов только 17 находились на третьем этапе, остальные на первом и втором этапах. В вузах коллективов третьего этапа по оценке самих студентов нет.
В социальной психологии имеются различные классификации стилей руководителя. Крупнейший специалист в этой области знаний А.Л. Журавлев различает три основных стиля руководства: директивный (автократический), демократический (консультативный) и либеральный (попустительский).
Директивный стиль. При строгом применении этого стиля руководитель строит свое поведение в соответствии с принципами формальной структуры. Такой руководитель держит дистанцию по отношению к коллективу, старается избегать неформальных контактов. Он берет на себя всю полноту власти и ответственности за происходящее в коллективе, старается лично контролировать весь объем отношений в коллективе, обращая внимание не только на результат, но и на процесс. Решения принимаются им единолично, члены коллектива получают лишь самую необходимую для выполнения работы информацию. Руководитель такого типа, как правило, властен, требователен, ориентирован только на целевую функцию.
Демократический стиль. Этот тип руководства сочетает в своей работе ориентацию как на формальную, так и на неформальную структуру взаимоотношений руководителя и коллектива, поддерживает товарищеские отношения, не допуская при этом фамильярности. Стремится разделить власть между собой и подчиненными, при принятии решений учитывает мнение коллектива, стремится контролировать только конечный результат, не вдаваясь в подробности процесса. Члены коллектива получают достаточно полную информацию о своем месте в выполнении общего задания, о перспективах своего коллектива.
Либеральный стиль. Этот тип руководителя максимально ориентирован на поддержание неформальных отношений с сотрудниками, делегирование им своих полномочий и ответственности. Руководитель предоставляет подчиненным полный простор, они самостоятельно организуют свою деятельность, решения принимаются коллегиально. Руководитель лишь в случае необходимости вмешивается в производственный процесс, осуществляет контроль, стимулирует работу.
Следует отметить, что не существует универсального оптимального стиля руководства коллективом, способного обеспечить решение стоящих перед ним задач и нормальный социально-психологический климат. В различных конкретных ситуациях эффективным может оказаться тот или иной стиль или их гармоничное сочетание.
Исследование, проводившееся в школах г. Кемерово, позволило выделить несколько наиболее часто встречающихся типов классных руководителей.
♦ Первый тип классного руководителя. Сам является центром класса, все делает, имеет хороший контакт с ребятами и на уроках, и во внеклассной работе. Пользуется, как правило, любовью со стороны ребят. Но без него у ребят ничего не получается.
♦ Второй тип классного руководителя. Во всем доверяет ребятам, хорошо знает особенности детей, осуществляет ненавязчивую помощь. Ребятам нравятся такие классные руководители.
♦ Третий тип классного руководителя. Нейтральный тип. Ребятам доверяет в тех случаях, когда его не интересует результат (субботники, дискотека), но контроль учебы, контакт с родителями осуществляет только сам. Ученики их не любят и часто боятся такого классного руководителя.
Проводились эксперименты по назначению в старших классах освобожденных классных руководителей на параллель классов. Но они закончились неудачно.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 262.