Когда мы говорили о периодизации, то отмечали условность и известную подвижность выделенных периодов. В связи с этим следует обратить внимание на новое явление, которое привело к пересмотру границ между некоторыми возрастными группами. Я имею в виду акселерацию, получившую распространение во всем мире. Акселерация происходит от латинского "акселерацио" - ускорение. Ускорение темпов роста и развития ребенка по сравнению с предшествующими поколениями.
Впервые это явление было замечено в Европе, сначала чисто внешне. В Ленинграде найдены данные по антропологическим исследованиям детей в 1839 г. После сравнения выяснили, что уже при рождении у современных детей на 100- 200 граммов больше масса тела и на 1 сантиметр больше рост. У молодежи рост стал выше на 13-15 см., объем грудной клетки увеличился на 8-10 см, а вес - на 10-12 кг по сравнению с их сверстниками 50-х годов.
Существенных различий в темпах акселерации у детей разных национальностей нет. Ускоряется половое созревание у подростков. По сравнению с девочками XIX века у современных девочек половое созревание начинается на 3 года раньше. У современных детей раньше созревают и психомоторные функции, о чем свидетельствуют более высокие для каждого возраста средние показатели их физической подготовленности и значительное "омоложение" спортивных рекордов в большинстве видов спорта. С начала ХХ века произошло ускорение физического развития детей не менее чем на 2 года.
Кроме того, произошла акселерация и психического развития. Дети получают больший объем информации, могут быстрее ее перерабатывать.
Одна из проблем, связанных с акселерацией, - рассогласование процессов физиологического созревания организма и социализации личности. До появления явления акселерации в 50-60 гг. физическое и духовное развитие детей и подростков было сбалансированным. В результате акселерации, наступившей в середине 70-х гг., физиологическое созревание организма начинает опережать темпы умственного, психического, социального развития. Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быстрее, чем созревают психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социальных, нравственных качеств. К 13-15 годам у девочек, а к 14-16 годам у мальчиков физиологическое развитие организма в основном завершается и почти достигает уровня взрослого человека, чего нельзя сказать о духовном развитии. Выросший организм требует удовлетворения всех "взрослых" физиологических потребностей, в том числе половых, социальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно прогрессирующей физиологией. Возникает напряжение, приводящее к значительным психологическим перегрузкам, подросток ищет пути его устранения и выбирает такие, которые подсказывает его неокрепший ум. В этом основные противоречия акселерации, создавшей немало трудностей, как для самих подростков, не умеющих совладать с происходящими в них переменами, так и для взрослых- родителей, учителей, воспитателей. Если с чисто техническими проблемами акселерации - обеспечением школ новой мебелью, учеников одеждой и т.п. еще как-то справились, перестроили весь курс педагогики и психологии, то в области нравственных последствий акселерации, в первую очередь проявившихся в широком распространении половых контактов среди несовершеннолетних со всеми вытекающими отрицательными последствиями, проблемы остались.
Каковы же причины акселераций. Существует несколько гипотез.
1. Гелеоценная - явление акселерации объясняется усиливающимися реакциями на Солнце.
2. Урбанистская - акселерацию объясняют влиянием проживания в городе (тяга к солнцу, быстрый темп жизни).
3. Улучшения питания - изменение и улучшение питания приводит к физиологическому росту детей.
На основании этих гипотез была сформулирована еще одна.
4. Смешанная гипотеза Хрипковой - на акселерацию оказывают влияние все три фактора: солнце, город, питание. Формулирование этой гипотезы было важно, так как ранее приверженцы трех гипотез не замечали друг друга.
5. Экологическая - радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда; уменьшение количества кислорода в атмосфере влечет за собой расширение грудной клетки, влекущей рост всего организма. Вероятнее всего, акселерация обусловлена комплексным воздействием всех этих факторов.
С середины 80-х гг. акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.
Педагогические особенности работы с детьми разных возрастов.
Дошкольники (первое детство) Не останавливаясь на всех особенностях развития детей этого возраста, ответим только на вопросы: Как нужно готовить ребенка к школе? Надо ли учить читать, считать, писать? Является ли это важным?
1. Учить читать нужно, начиная с 4-5 лет, но только если ребенок сам проявляет желание. Насильно не нужно заставлять.
2. Учить считать тоже желательно. По программе детского сада дети должны уметь считать от 1 до 10 и обратно. Можно научить складывать, но тоже только по желанию. Чем раньше ребенок начинает считать, тем раньше развивается мышление.
3. Учить писать не нужно. Это самая тяжелая нагрузка на физические и психические способности детей. Безотрывное письмо, то есть когда ручка не отрывается от бумаги, это еще большая нагрузка. Результатом слишком раннего обучения письму может стать болезнь - эффект Паркинсона, проявлением которой являются дрожание рук, подергивание щек; тогда нужно срочно сократить нагрузки на ребенка. Из-за этого были вынуждены убрать обучение письму у шестилеток, перенесли на 2-ое полугодие. Вместо обучения письму нужно укреплять мелкую моторику руки рисованием, составлением аппликаций, работой с мелкими предметами, мозаикой. К отрицательным последствиям привела, по мнению психологов, замена пуговиц и шнурков на молнии и липучки в детской одежде.
4. Самым главным при подготовке к школе является увеличение словарного запаса ребенка. Это так важно в связи с тем, что доказано: словарный запас, с которым ребенок приходит в школу, за время обучения увеличивается только в два раза. То есть, чем больше ребенок знает, когда пришел, тем больше он сможет узнать. По словарному запасу можно предвидеть обучаемость ребенка. В таблице приведены сравнительные данные словарного запаса ребенка, необходимого для обучения в школе в разные исторические периоды.
«2-3» | «3-4» | «4-5» | |
70-е гг | 3,5 тыс.слов | 5 тыс.слов | 7,5 тыс.слов |
90-е гг | 5 тыс.слов | 7,5 тыс.слов | >10 тыс.слов |
Но сейчас уже есть дети, словарный запас которых при поступлении в школу составляет больше 15 тысяч слов, т.е. их словарный запас может быть больше, чем у учителей, которые их обучают.
Для увеличения словарного запаса, во-первых, нужно как можно больше разговаривать с ребенком, а во-вторых, дать ему возможность как можно больше говорить самому. До 1964 г. считалось, что словарный запас начинает формироваться у ребенка вместе с началом речи. В 1964 г. путем экспериментов доказали, что словарный запас начинает формироваться с рождения ребенка. Именно по- этому даже с месячным ребенком нужно обязательно разговаривать.
Проанализировать словарный запас ребенка можно попытаться и в домашних условиях. Прочитать текст, выписав новые слова, дать прочитать ребенку, попросить его пересказать близко к тексту и пересказ записать на магнитофон. Потом проанализировать его. Для дошкольника нормально, если он использовал 50-75% слов из текста. Если больше, значит, он опережает в развитии свои возрастные нормы, а если меньше, то отстает в накоплении словарного запаса.
5. Главными авторитетами в этом возрасте являются родители. В связи с этим велика их роль в привитии ребенку правил поведения в обществе, в развитии ребенка.
6. Существует 4 ведущие вида деятельности:
ü игровая,
ü трудовая,
ü учебная,
ü общения.
В этот период ведущей является игровая деятельность, поэтому любое обучение: рисованию, чтению и т.д. должно вестись в игровой форме.
Младшие школьники
1. В этом возрасте ребенка ждет первая серьезная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Изменяется уклад жизни, появляются новые обязанности, новыми становятся и отношения ребенка с окружающими. В первые дни у всех большое желание учиться, но через две недели у большинства такое же большое желание вернуться в детский сад. Это связано с тем, что мы отправляем детей на праздник, но забываем сказать, что это тяжелый труд и надолго.
2. Обучение нужно строить на основе анализа возрастных особенностей. Главная проблема состоит в том, что ведущим видом деятельности в этом возрасте все еще остается игровая, с точки зрения возрастных особенностей, а с позиции школы навязывается учебная деятельность. Идеальный вариант - обучение в игре. Но, к сожалению, нет методик для подобной системы обучения. Но их нужно искать.
3. В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них, по сравнению с предыдущим возрастом, замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. При неблагоприятных условиях этот процесс может протекать с большими аномалиями. Вредные влияния могут оказывать физические перегрузки (например, продолжительное письмо, утомительная физическая работа). Неправильная посадка за партой во время занятий может привести к искривлению позвоночника, образованию впалой груди и т.д. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему у ребенка нарастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста.
Повышением мышечной массы, силы и общим развитием двигательного аппарата обусловливается большая подвижность младших школьников, их стремление к бегу, прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе. Поэтому очень важно практиковать на занятиях различные виды учебной работы. Например, чередовать письмо с чтением, с выполнением упражнений и других практических занятий, применять наглядные пособия и т.д. Обязательно необходимо проводить физкультпаузы, в теплое время заниматься при открытых форточках или окнах, а в прохладную погоду чаще проветривать классы и обеспечивать достаточный приток свежего воздуха в рекреационные помещения и коридоры. В хорошую погоду проводить с учащимися прогулки или спокойные игры на свежем воздухе, а после занятий организовывать экскурсии на природу, приучать их ежедневно дома заниматься утренней гимнастикой и т.д.
4. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга. Вес мозга почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 г. Быстро развивается психика ребенка. Изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится более сильным, но по- прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные - на 80%.
Интенсивное развитие нервно-психической деятельности, высокая возбудимость младших школьников, их подвижность и острое реагирование на внешние воздействия сопровождаются быстрым утомлением, что требует бережного отношения к их психике, умелого переключения их с одного вида деятельности на другой.
5. Восприятие младших школьников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, "созерцательной любознательностью". Младший школьник может путать цифры 9 и 6, мягкий и твердый знаки с буквой "р", буквы "з" и "е". На одном из уроков математики я была свидетелем того, как первоклассники путали слова "круг" и "шар". Но в то же время они с живым любопытством воспринимают окружающую жизнь, которая каждый день открывает перед ними что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируется ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, нужно постепенно приучать школьников целенаправленно слушать и смотреть, развивать наблюдательность. Первую ступень школы ребенок завершает тем, что восприятие углубляется и усложняется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер.
6. Внимание младших школьников непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограничено по объему. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка в начальной школе подчинен воспитанию культуры внимания. Школьная жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения.
7. Мышление у детей начальной школы развивается от эмоционально- образного к абстрактно-логическому. Еще К.Д. Ушинский говорил: "Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще". Задача школы первой ступени - поднять мышление ребенка на качественно новый этап, развить интеллект до уровня понимания причинно-следственных связей. В школьный возраст ребенок вступает с относительно слабой функцией интеллекта (сравнительно с функциями внимания и памяти, которые развиты намного лучше). В школе интеллект развивается обычно так, как ни в какое другое время. Здесь особенно велика роль школы, учителя. Исследования показали, что при различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и методов обучения, методики организации познавательной деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления детей младшего школьного возраста.
В связи с тем, что в этом возрасте преобладает конкретный тип мышления, школьникам нужно давать как можно больше примеров, фактов, наглядности. Наглядность в этом возрасте является ведущим принципом обучения. Таблиц не чертят, так как ребенок их не поймет. С этим связано то, что в учебных пособиях для начальной школы очень много картинок.
8. Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью. Влияние школьного обучения проявляется не только в том, что значительно обогащается словарный запас ребенка, но, прежде всего, в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли.
Хорошо запоминают стихи, прозу хуже. Очень сложно дается пересказ. По- этому самые сложные предметы: природоведение и история. В этом возрасте нужно научить учить историю. 50% учебного времени учить в классе: "читайте, пересказывайте".
9. Большое значение в познавательной деятельности школьника имеет память. В этом возрасте она в основном имеет наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Однако ученики начальной школы не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее законам обучения. Много усилий нужно прилагать учителю для выработки умений самоконтроля при заучивании, навыков самопроверки, знаний рациональной организации учебного труда. Кроме того, учитель должен помнить, что у каждого ребенка раз- вит определенный вид памяти: зрительная или слуховая. В связи с этим различен способ запоминания и заучивания. Должен быть учет этого на уроке, то есть на- грузка должна быть на оба вида памяти. Кроме того, этот возраст является сензитивным периодом для развития памяти, поэтому при слабой памяти нужно дополнительно заниматься. Если упустить время, то потом это будет сделать значительно труднее.
10. Становление личности маленького школьника происходит под влиянием новых отношений с взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) и общения, включения в целую систему коллективов (общешкольного, классного). У него развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают предпосылки для формирования высоко моральной личности. Основы нравственного поведения закладываются именно в начальной школе, ее роль в процессе социализации личности огромна.
Тот факт, что учитель является основным авторитетом в этом возрасте, накладывает на него определенную ответственность. В начальной школе это проявляется в радостном отношении, желании обратить на себя внимание. Учителю нужно быть очень осторожным по отношению к ученику. Если оттолкнуть его в этот период, то он может замкнуться в себе, а если слишком кого-то приблизить, то это может вызвать нездоровую атмосферу в классе. Должно быть спокойное, ровное, доброжелательное отношение ко всем без выделения "любимчиков" или "плохишей".
11. Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организованный, посильный для них производительный труд, значение которого в формировании социальных качеств личности ни с чем не сравнимо. Работа, которую выполняют дети, имеет характер самообслуживания, помощи взрослым или старшим школьникам. Хорошие результаты дает сочетание труда с игрой, в которых максимально проявляются инициативность, самодеятельность, соревновательность самих ребят. Стремление младшего школьника ко всему яркому, необычному, желание познать прекрасный мир чудес и испытать себя, двигательная активность - все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность.
12. Закладывается фундамент человеческого характера, положительные и отрицательные качества. Очень развита в этом возрасте бывает фантазия, если ее не ввести в правильное русло, может перерасти в лживость; если ее пресечь, то ребенок замкнется в себе, перестанет общаться, не будет высказывать никаких предложений, мыслей. Под понятием "ввести в правильное русло" понимаются следующие приемы: давать больше сочинений, сочинений - миниатюр по заданной теме, но не по учебнику, конкурсы на лучшего фантазера, рассказчика, давать творческие задания, рисовать газеты, придумывать что-то.
VII. Подростковый возраст
Подростковый возраст - переходный от детства к юности. Он характеризуется общим подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой всего организма. Душевный мир подростка Н.К.Крупская характеризовала психологией полуребенка - полувзрослого: в своем развитии он уже "ушел" от детей, но еще не "при- стал" к взрослым. Период трудный как для самого подростка, так и для окружающих его людей. Этот период называют возрастом кризисов и несостоявшихся конфликтов. Родители из «великанов» становятся «пигмеями». Об этом возрасте написано больше всего и изучен он больше всего, но это не значит, что нам проще работать с этими детьми.
Особенности физиологии
1. В этом возрасте происходит бурный рост и развитие всего организма. Наблюдается усиленный рост тела в длину (у мальчиков за год отмечается прирост на 6-10 см, а у девочек - до 6-8 см). Особенно интенсивно растут мальчики 15 лет (прибавляют в росте 20-25 см) и девочки 13 лет. Продолжается процесс окостенения скелета, кости приобретают упругость и твердость. Значительно возрастает сила мышц.
2. Интенсивно растут трубчатые кости, поэтому подростки тонкие и длинные. Рост кожи не успевает за ростом костей, это пригибает подростка вниз, плечи искусственно направлены вперед, в результате чего формируется сутулость. Обязательно нужна гимнастика, физические упражнения, иначе это может сохраниться на всю жизнь.
3. Не хватает крови, ее объем в этом возрасте должен увеличиться на 20-25%. В результате этого дефицита начинаются головокружения, головные боли, быстрая утомляемость.
4. Интенсивно развивается сердце, его объем увеличивается в 2-4 раза. Рост сосудов не успевает за ростом сердца, что ведет к недостатку в притоке крови к отдельным органам и системам. В результате происходит обострение врожденных заболеваний сердца или могут появиться новые.
5. Нарушается хватательный рефлекс, он восстановится к 21 году; появляется общая неуклюжесть.
6. Подростки отличаются большой подвижностью, повышенной резвостью, стремлением к деятельности и практическому приложению своих сил в труде, в поднятии тяжестей, в физических соревнованиях, а мальчики и в потасовках друг с другом. Но и мышцы, и кровеносная система еще недостаточно окрепли, поэтому подростки быстро устают, не в состоянии переносить длительное физическое напряжение, а чрезмерные физические нагрузки (например, прыжки в длину и высоту, перепрыгивание канав и других препятствий) нередко приводят к физическим травмам. Вот почему правильное дозирование физических нагрузок составляет важную задачу при организации практической деятельности подростков. Необходимость постоянного внимания и создания благоприятных условий для физического развития подростков (организация ежедневной утренней гимнастики, спортивно-массовых мероприятий, подвижных игр, обеспечение достаточного пребывания на свежем воздухе и т.д.) обусловливается также гиподинамией, т.е. недостаточной подвижностью. Учение, требующее усидчивости, может приводить к застойным явлениям в организме, к недостаточному кислородному питанию и отрицательно сказывается на физическом развитии учащихся.
7. Характерная особенность подросткового возраста - половое созревание организма. У девочек оно начинается с 11лет, у мальчиков - несколько позже, с 12-13 лет. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнедеятельность организма, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания. Кроме того, возникает проблема, о которой мы говорили, когда шел разговор об акселерации - половое созревание происходит раньше, чем у родителей.
Годы | Социальная зрелость | Половая зрелость | |
Мальчики | Девочки | ||
60-е годы | 18 лет | 17 лет | 16 лет |
90-е годы | 18 лет | 13 лет | 12 лет |
То есть увеличивается разница между половой и социальной зрелостью. 30 лет назад эта проблема не стояла, сейчас нужно обязательно вести разговор о половом и сексуальном воспитании. Сложность заключается в том, что должны работать вместе семья и школа, а ни одни, ни другие к этому не готовы.
Особенности психологии
1. В подростковом возрасте продолжается развитие нервной системы. Мозг подростка по весу и объему мало чем отличается от мозга взрослого человека. Возрастает роль сознания, улучшается контроль коры головного мозга над инстинктами и эмоциями. Однако процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения, поэтому для подростков характерна повышенная возбудимость.
2. Восприятие подростка более целенаправленно, планомерно и организованно, чем восприятие младшего школьника. Иногда оно отличается тонкостью и глубиной, а иногда, как заметили психологи, поражает своей поверхностностью. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту. Неумение связывать восприятие окружающей жизни с учебным материалом - характерная особенность учеников среднего школьного возраста.
3. Характерная черта внимания учеников среднего школьного возраста - его специфическая избирательность: интересные уроки или интересные дела очень увлекают подростков, и они могут долго сосредоточиваться на одном материале или явлении. Но легкая возбудимость, интерес ко всему необычному, яркому час- то становятся причиной непроизвольного переключения внимания. Оправдывает себя такая организация воспитательно-образовательного процесса, когда у подростков нет ни желания, ни времени, ни возможности отвлекаться на посторонние дела.
4. В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Мышление становится более систематизированным, последовательным, зрелым. Улучшается способность к абстрактному мышлению, изменяется соотношение между конкретно-образным мышлением и абстрактным в пользу последнего. Стремясь к постижению глубинных причин изучаемых явлений, подростки задают много вопросов при изучении нового материала (иной раз каверзных, "с хитринкой"), требуют от учителя большей аргументации выдвигаемых положений и убедительного доказательства. Развивается критичность мышления, подросток не опирается слепо на авторитет учителя или учебника, он стремится иметь на все свое мнение, склонен к спорам и возражениям. Средний школьный возраст наиболее благоприятен для развития творческого мышления. Чтобы не упустить возможности сензитивного периода, нужно постоянно предлагать ученикам решать проблемные задачи, сравнивать, выделять главное, находить сходные и отличительные черты, причинно-следственные зависимости.
5. Иным, чем в младших классах, должен быть процесс нравственного воспитания. Подростки тяготятся, если их поведение определяется внешним регулированием. Они охотнее соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Вот почему глубокое разъяснение моральных норм и правил и формирование у подрост- ков нравственных взглядов и убеждений должно составлять существенную особенность нравственного воспитания. Вместе с тем не теряет своего педагогического значения и тактично осуществляемая регламентация, а также контроль поведения учащихся как меры, предупреждающие шалости и необдуманные поступки.
6. Особое значение в нравственном и социальном поведении подростков играют чувства. Они становятся преднамеренными и сильными (у младших школьников импульсивные). Свои чувства подростки проявляют очень бурно, иногда аффективно. Особенно сильно проявляется гнев. Многие педагоги и психологи считают подростковый возраст периодом тяжелого кризиса. Это объясняет упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева. Подростковый возраст называют также возрастом катастроф. В этот период подростки очень болезненно относятся к грубости и со стороны взрослых, особенно со стороны учителей. Это может привести даже к суицидным попыткам. Поэтому так важно бережно относиться к духовному миру, проявлению чувств подростков.
7. Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одна из самых серьезных проблем среднего школьного возраста - несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением - с другой. Намерения обычно благие, а поступки далеко не всегда благовидные.
8. Нравственные идеалы и моральные убеждения подростков складываются под влиянием различных факторов и поэтому очень разнообразны. Наряду с положительно ориентированными качествами встречается немало ошибочных, не- зрелых и даже аморальных представлений. Подростки - мальчики склонны выбирать своими кумирами сильных, мужественных, смелых людей. Притягательными для них могут стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне земные местные хулиганы, которых "даже милиция боится". Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость оборачивается жестокостью, независимость - подлостью, уважение к себе - насилием над другими. У нынешних девочек - подростков также немало ложных идеалов. Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Некоторые девочки - подростки не осуждают проституцию, спекуляцию, гордятся своими знакомствами с правонарушителями.
9. К концу подросткового периода перед школьниками реально встает проблема выбора профессии. Большинство подростков правильно понимают смысл честного и добросовестного труда, ответственно подходят к будущему. Но исследования последних лет подтверждают, что инфантилизм, безразличие, социальная незрелость прогрессируют. Все больше подростков, не желающих связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще. Идеал честного труженика перестал быть привлекательным.
10. В подростковом возрасте происходит смена авторитета учителя на авторитет сверстника, авторитет взрослого вернется только в юношеском возрасте к 18- 20 годам. Реакция группирования - через общение, познание и оценку себя, утверждение своего достоинства и престижа среди товарищей. Подросток начинает совершать большое количество действий для того, чтобы завоевать внимание ровесников:
- общественно значимые поступки (спорт, учеба, общественная жизнь) - если такой коллектив, который способен направить на это;
- антисоциальные проявления (некорректное поведение, срывы уроков, демонстративное поведение, особенно, если оно поддерживается друзьями). "Первое хамство прощать нельзя, иначе вырастет подлец", - считал А.С.Макаренко.
Если тот или иной подросток не добивается достойного места в коллективе, он тяжело переживает свое положение. Учителям следует внимательно изучать взаимоотношения учащихся со своими товарищами и помогать им завоевывать уважение к себе.
Положение подростка в коллективе сказывается на его отношениях с учителями и взрослыми. Замечено, что в тех случаях, когда создается конфликтная ситуация и нужно сделать выбор между мнением класса и мнением учителя, подросток чаще всего придерживается мнения сверстников. Поэтому при разрешении острых вопросов учителю следует быть весьма осмотрительным и стремиться опираться на мнение коллектива учащихся.
11. Мало учеников, которые в этом возрасте хорошо учатся. Если не удастся создать творческое рабочее отношение в классе, то никто не будет учиться. Нет ученика, который не хотел бы хорошо учиться, но есть пробелы и проблемы, которые нужно исправлять.
12. Вся повседневная жизнь неинтересна, в этот период сильна направленность в будущее, мечты о будущем, о другой, взрослой жизни. Отсюда алкоголь, наркотики, то есть то, что оживляет воображение. Еще одним стимулятором является музыка. Если нет важного, значимого дела, то наступает вакуум, пустота. Дурные привычки и наклонности могут заполнить этот вакуум.
13. В этот период доминирует стремление к риску, преодоление всего, в том числе правил, обычаев.
Экстравагантность в одежде, стремление к противоречиям. Независимость в поведении. Склонность к девиантному поведению, то есть отклонениям от нормы. Преступление - тоже как средство заполнить вакуум. Стремление к переживанию сильных эмоций, к предельным переживаниям.
Стремление к романтизму, к приключениям, путешествиям. Желание обнаружить в себе способности и возможности.
То есть, с одной стороны, стремление к независимости, взрослости, а с другой стороны, - негатив. Его протекание у мальчиков и девочек отличается: у девочек - негативные проявления более пассивны, в основном высокая утомляемость, раздражительность, стремление к уединению; у мальчиков – негативные проявления более агрессивны, грубы, выражаются в более жесткой форме.
14. Противоречие между стремлением подростка к взрослости и принижением взрослости подростка со стороны старших. Именно поэтому в этом возрастном периоде нужно перейти с детьми на "Вы". Это может повысить авторитет учителя, если, конечно, учитель сможет естественно это сделать.
15. Большое желание найти свое место в жизни, подросток хочет, чтобы его оценивали по личным достоинствам. Нужно дать ему возможность проявить себя. Возможно несколько вариантов:
- создать атмосферу желания учиться, авторитета хороших учеников. Нельзя завышать оценки, ставить "за красивые глаза" или просто, чтобы подбодрить, так как у детей в этот период гипертрофированное чувство справедливости. Вообще желательно, чтобы был культ знаний, а не оценок;
- создать систему общественной значимости, то есть поручения. Но классные руководители обычно боятся того, что ребята, во-первых, не смогут выполнить задание; во-вторых, что одноклассники их засмеют; в-третьих, что дети хотят одного, а нужно другое. Поручение нужно давать то, которое смогут выполнить, и тем, кто сможет выполнить. Но необязательно, и даже нежелательно, чтобы поручения давал учитель, лучше, чтобы этим занимался актив.
Если не получается ни первый, ни второй вариант, то мы можем потерять ребенка. Тогда нужно сделать хотя бы следующее: подготовить родителей. Для них дети всегда остаются детьми. Поэтому нужно разъяснить им особенности этого возраста и проблемы, которые с этим связаны.
- Подростку нельзя допускать физического переутомления, тяжесть не должна превышать 12,5 кг, причем чем выше подросток, тем меньше должна быть нагрузка. Очень опасны в этот период перегрузки в спорте.
- Стараться не создавать психологического давления. В младшем школьном возрасте ребенок не совершает самоубийства. Только начиная критически оценивать себя и других, подросток совершает свой выбор, и он может быть разным.
VIII. Юношеский возраст
В физическом развитии особых перемен нет. К концу подросткового возраста все приходит в норму, только продолжается рост и расширение грудной клетки.
Выделяются следующие психологические особенности этого периода:
1. Авторитетом является собирательный образ человека, сверстника.
2. Юноши предпочитают книги о будущей профессии, по интересам, у них планированное чтение.
3. Меняется направленность:
ü у младшего школьника направленность на одобрение учителя,
ü у подростка - на одобрение сверстников,
ü у юноши - на профессию, на свое будущее место в жизни. Поэтому в этот период необходимо показывать и доказывать практическое значение и важность изучения предмета.
4. Особенность взаимоотношений между полами:
ü во втором детстве - нет различий;
ü в подростковом периоде - заинтересованность, но вместе с тем обособленность друг от друга. Не нужно искусственно соединять подростков между собой, так как подростковая любовь редко переходит в юношескую. Не стоит обращать на нее пристальное внимание и обсуждать отношения с ребятами;
ü в юношеском возрасте любовь требует уважения, мы не имеем права оскорблять и задевать чувства любящих людей.
5. В этом возрасте формируется абстрактное мышление, если его не удастся сформировать и у ребенка останется только конкретное мышление - это признак отставания в развитии.
6. В этот период начинается и завершается социальная зрелость, появляется большое количество новых социальных ролей, интерес к неформальным молодежным организациям, религии, право вступления в брак, получение паспорта, участие в выборах.
Меняется социальная ситуация:
ü изменяется положение юноши в коллективе, семье, обществе;
ü изменяется система отношений с окружающими;
ü изменяется круг социальных ролей;
ü общество предъявляет к юноше почти все требования как к взрослому; в этом состоял парадокс социалистического общества: подросток рвался к взрослости, а мы ему не давали; в юности все дают, а он уже не хочет;
ü по отношению к младшим - позиция взрослого.
7. Резкий перелом в жизненной линии - окончание школы.
8. Появляется зрелость идейная, психическая, гражданская, изменяется общественное положение, появляется общественная значимость. Изменения в психике продолжаются, но они не столь заметны как у подростков. Поэтому специальных педагогических работ мало, в основном в сравнении с предыдущим возрастом.
9. Быстро нарастающий процесс становления самосознания, период открытия своего внутреннего мира, осознания собственной неповторимости, уникальности. Вместе с этим приходит и чувство одиночества, но оно носит положительный характер.
10. Формируется внутренняя позиция юноши, существенно отличающаяся от внутренней позиции подростка. Юноша сначала подумает, потом скажет, а подросток сначала скажет, а потом подумает.
11. Происходят изменения в содержании мотивов. Новый ведущий мотив - потребность в самоопределении. Подросток определяет будущее, исходя из настоящего; юноша определяет настоящее с позиции будущего.
12. В этом возрасте ведущим видом деятельности становится общение, учебная деятельность отходит на второй план. Взгляд на учебу с позиции будущей трудовой деятельности, т.е. те предметы, которые дальше нужны - учат, а остальные не вызывают интереса.
13. Появляется стремление критически оценивать себя и окружающих. Одни слишком критичны по отношению к себе, т.е. имеют заниженную самооценку, большинство, наоборот, имеют завышенную самооценку, и первый же срыв может привести к трагедии. Самый лучший вариант - адекватная самооценка, но это бывает крайне редко.
14. Юность является сензитивным периодом для формирования нравственной зрелости и самовоспитания.
15. Межличностные отношения: более значимыми становятся отношения личностные, парные, а не групповые.
16. Различия юношей и девушек:
ü девушки более продвинуты во всех отношениях, в отношениях с людьми более тонки, психологичны; у юношей более простой и конкретный характер оценки и взаимоотношений;
ü мужская дружба - это взаимоотношения простые, у девушек - более сложные, тонкие, более качественные;
ü у юношей большая эмоциональная закрытость;
ü у девушек круг общения шире, он выходит за рамки школы и в него включаются люди старше по возрасту; у юношей круг общения школьный и, в основном, среди ровесников;
ü по успеваемости девушки лучше, стабильнее, но рецептивнее, у юношей - более творческое отношение к предмету;
ü у девушек более вербализированный интеллект, легче могут высказаться, оформить свои мысли, больший словарный запас, у юношей больше развит пространственный интеллект.
Крутецкий делит старших школьников на 4 группы по успеваемости и усвояемости:
1 группа: берет памятью, говорит, как учитель. Противоречие между требованиями к интеллекту и собственными возможностями. Говорит и учит по учебнику.
Методы работы с ними:
а) организация индивидуальной работы творческого характера;
б) организация работы по самовоспитанию мыслительных способностей;
в) изучение психологических особенностей и объяснение, рекомендации по самовоспитанию;
г) продумать систему бесед о том, как легче учиться.
2 группа: имеет ярко выраженную практическую направленность, теоретическое мышление отстает.
Методы работы с ними: давать больше заданий теоретического характера.
3 группа: имеет явную склонность к теории, избегает практики, часто делает выводы, не подтвержденные практикой.
Методы работы с ними:
а) есть среди них ребята, которые действительно склонны к теории, но не имеют возможности попрактиковаться в ней - они и так видят свои недостатки и с ними ничего делать не нужно, им необходимы только консультации;
б) есть группа тех, кто просто гордится своей неспособностью применять знания на практике. Их нужно приобщать любыми средствами, объяснять им, что любая теория хороша только тогда, когда она проверена практикой.
4 группа: стремление и к теории, и к практике, высокий интеллектуальный уровень.
Эта классификация не является оригинальной и единственной. Их очень много. Вы можете выбрать для себя любую другую. Отечественные классификации от зарубежных отличаются тем, что наши основываются на тестах и наблюдениях, а западные опираются в основном только на результаты тестов.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 255.