Условия для решения учебно-познавательных проблем:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Ввести учащихся в жизненные явления, факты, предметы, требующие теоретического осмысления.

2. Создать жизненную ситуацию при организации определенной практической работы.

3. Побудить учащихся к анализу жизненных явлений с целью выдвижения ими самими проблемы.

4. Сформулировать гипотезу и организовать исследование с целью решения проблемы.

5. Побудить учащихся к предварительному обобщению новых фактов.

6. Разработать исследовательское задание и на его базе выдвинуть проблему.

7. В старших классах возможно и выдвижение проблемы на базе теоретического анализа:

а) побудить учащихся к обобщению понятий, которые изучались на предыдущем уроке;

б) побудить учащихся к обобщению фактического материала, изложенного

самим учителем;

в) провести опыты с целью доказательства ранее изученных законов; г) на базе сравнений и сопоставлений ранее известных понятий вывести новые

понятия и прийти к новым выводам;

д) предварительно поставить эксперимент с целью подведения учащихся к открытию нового закона;

е) побудить учащихся к выводу новых понятий и обобщений по одному учебному предмету, но опираясь на знания из другого предмета;

ж) побудить учащихся к отысканию нового фактического материала для выводов новых теоретических позиций и др.

Учебно-познавательная проблема успешно принимается и осознается учащимися только тогда, когда она вытекает из необходимости познавательного процесса, из логики учебного процесса, из системы знаний, умений и навыков ученика в целом, т.е. когда проблема, выдвинутая учителем, становится проблемой ученика.

Достоинства проблемного обучения:

ü проблемное обучение учит мыслить логично, научно, творчески;

ü проблемное обучение учит самостоятельному творческому поиску нужных знаний;

ü проблемное обучение учит преодолевать встречающиеся затруднения;

ü проблемное обучение делает учебный материал более доказательным;

ü проблемное обучение делает усвоение учебного материала более основательным и прочным;

ü проблемное обучение способствует превращению знаний в убеждения;

ü проблемное обучение вызывает положительное эмоциональное отношение к учению;

ü проблемное обучение формирует и развивает познавательные интересы;

ü проблемное обучение формирует творческую личность.

 

Определено 4 условия, при которых возможно выдвижение проблемы:

ü 1. Наличие проблемной ситуации.

ü 2. Наличие познавательной задачи или вопроса.

ü 3. Наличие познавательного интереса у учащихся.

ü 4. Наличие необходимых знаний у учащихся.

Условия, при которых выдвижение проблемы нецелесообразно:

1. Сложность материала (потребует много времени).

2. Материал абсолютно новый (нет опорных знаний).

3. Материал чисто фактический (нет проблемы).

4. У учащихся нет интереса и нет необходимой базы знаний.

В ходе решения главной проблемы учитель может выдвигать промежуточные проблемы. Разрешая проблему, учитель выдвигает гипотезу, рассуждает, доказывает, опровергает, подтверждает примерами, фактами, опытами.

Потом выдвигается новая проблема. То есть новые знания не должны даваться в готовом виде, а как бы наслаиваться. Знания добываются учеником активно, в процессе решения проблемы.

Для успешного осуществления проблемного обучения, учитель должен выработать у учащихся:

- находчивость,

- сообразительность,

- упорство в работе,

- умение трудиться,

- настойчивость в достижении цели.

У себя учитель должен выработать:

- умение постепенно усложнять познавательные задачи,

- умение привлекать знания из других предметов,

- умение строить процесс динамично, то есть промежуточные проблемы должны вытекать одна из другой,

- научиться изменять структуру учебного процесса.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 253.