Государство как экономический субъект.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Микроэкономическое регулирование

И его основные инструменты

 

Государственное регулирование может преследовать самые различные цели: сдерживание производства одних товаров и стимулирование выпуска других, сокращение уровня безработицы, выравнивание доходов населения, борьба с инфляцией.

 

·Методы воздействия на микроэкономические субъекты могут быть прямыми и косвенными.

Прямые методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и принуждения, т. е. представляют собой прямое вмешательство государства в экономику предприятий в виде целевого финансирования программ, введения фиксированных цен, государственных заказов. Косвенные методы предполагают использование экономических инструментов.

 

·Государственное вмешательство осуществляется в трех взаимосвязанных формах: правовой, социально- экономической и организационно-институциональной.

 

Правовая форма проявляется в том, что государство определяет правовую основу, в соответствии с которой устанавливаются основные нормы (правила) поведения хозяйствующих субъектов. Социально-экономическая форма реализуется через совокупность конкретных способов (собственность, налоги, трансферты и т. п.) воздействия на процессы, поведение хозяйствующих субъектов и экономическую активность. При организационно-институциональной форме государство регулирует процессы функционирования экономической системы путем создания соответствующих учреждений, институтов и агентств различных направлений и профиля.

 

·Основными экономическими инструментами, влияющими на деятельность фирмы, являются цены, налоги, дотации и субсидии. Т
 
Так, государство устанавливает фиксированные, или предельные, цены на товары с целью стабилизации экономической ситуации.

 

При этом директивная цена может быть установлена на уровне как превышающем цену равновесия, так и ниже ее. В первом случае возникает избыток товаров, во втором – дефицит, активизация черного рынка, очереди, административные формы распределения товаров, снижение их качества и т. д.

 

Государство также может воздействовать на поведение фирмы, используя такие финансовые рычаги, как налоги, льготы, таможенные пошлины, дотации, субсидии, политику ускоренной амортизации.

 

·Установление правительством потоварного налога. Рассмотрим влияние налогов на рынок на примере введения акцизного налога. Условно здесь можно рассмотреть две ситуации: уплата налога продавцом и уплата налога покупателем. Мы остановимся на уплате налога продавцом.

 

Ситуация первая. Налог перечисляется в бюджет государства продавцом (Рис. 23).

0

Рисунок 23. Установление правительством потоварного налога.

 

Р2(цена продавца) = Р3 (цена покупателя) – налог Х(Х=1)

 

Сумма денег, которую получит продавец за (Q1) единиц товара, выражена на графике площадью прямоугольника ОР2СQ1. Сумма денег, которую заплатит покупатель, за Q1 единиц товара показана на графике прямоугольником ОР3Е1Q1. Сумма денег, которая поступит в бюджет государства, показана на графике прямоугольником Р3Е1СР2. Этот налог вносится в бюджет государства продавцом. Часть потерь, равная площади треугольника Е1 Ео С, не компенсируется ничем. Она представляет собой чистые потери для общества от введения потоварного налога. Эти потери вызваны сокращением объема производства данного товара и перераспределением высвобожденных ресурсов в другие отрасли, где они используются с меньшим эффектом.

Плательщиками налогов, как правило, выступают продавцы, поэтому введение новых налогов или увеличение их ставок приводит к нарушению равновесного состояния объема спроса и предложения. При этом налоговое бремя распределяется между продавцом и покупателем: количественное выражение налогового бремени зависит от ценовой эластичности спроса и предложения товаров и услуг, облагаемых налогом.

 

Ситуация вторая. Установление правительством потоварной дотации (Рис. 24).

·Дотации (с лат. dotatio – дар) представляют собой оказание правительством безвозмездной финансовой помощи непроизводственной сфере, а также предприятиям или отраслям с целью стимулирования производства товаров, развития отраслей, снижения уровня безработицы, обеспечения независимости страны от поставок определенных товаров из за границы.

 

Если дотация устанавливается в постоянном размере в расчете на единицу продукции, то ее воздействие на товаропроизводителя можно рассматривать как снижение налога, т. е. кривая предложения сместится вниз на величину дотации. В результате цена, уплачиваемая покупателем (Р1), уменьшается, а цена, получаемая продавцом (Р2), увеличивается, что положительно отразится на объеме производства. Предположим, что правительство уплачивает продавцу потоварную дотацию в размере 1,5 условных единиц на каждую единицу товара.

Дотация - это как бы налог "наоборот". Потоварная дотация устанавливается либо в определенном проценте к цене товара, либо в абсолютной (в рублях) сумме в расчете на единицу товара. Потоварные дотации обычно получают производители, хотя в принципе их непосредственно могут получать и потребители.

На графике (Рис. 24) правительство ввело дотацию из госбюджета производителям данного товара размером У-1,5 руб. в расчете на единицу продукции. Сумма дотации равна площади фигуры: Р2КЕ1Р1.

 

Рисунок 24. Установление правительством потоварной дотации (У=1.5).

 

·Субсидирование (с лат. sub – под что-то) представляет собой получение товаропроизводителями определенной финансовой поддержки из государственного бюджета для производства определенного вида товара или населением – для улучшения жилищных условий в пределах минимальной нормы проживания.
·Внешние эффекты, или экстерналии – прямые воздействия одного экономического контрагента на результаты деятельности другого либо на третье лицо, непосредственно не включенное в рынок данного блага, т. е. не являющееся ни продавцом, ни покупателем.

 

Внешние эффекты могут производиться как при производстве, так и при потреблении благ. При этом внешние эффекты могут быть как отрицательными, так и положительными.

·Положительный внешний эффект (выгода) имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к увеличению полезности каких либо других потребителей или увеличению прибыли каких либо других фирм.

 

Например, на рынке платных медицинских услуг делают прививки от гриппа. В этом случае выигрывают не только потребители этой услуги, но и другие люди, поскольку в итоге общее число заболевших гриппом уменьшается.

 

·Отрицательный внешний эффект (издержки) имеет место, когда потребление или производство одного субъекта приводит к сокращению полезности каких либо других потребителей или уменьшению прибыли каких либо других фирм.

Например, нефтехимический комбинат загрязняет воду в городе, в результате моральные и материальные потери (на лекарства) его жителей увеличиваются. Здесь процесс производства одного предприятия приводит к сокращению уровня потребления многих индивидов.

 

·Теорема Коуза утверждает, что регулирование отрицательных внешних эффектов может производиться без вмешательства государства, в форме компенсаций источника отрицательных внешних эффектов пострадавшей стороне.

 

Раздел 3. Основы макроэкономики

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 287.