О Т В Е Т: 2 916 тыс. пиастров.  
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Задание 6 в процессе своего решения актуализирует умение обучающихся свободно оперировать основополагающими формулами по теме «Макроэкономическое равновесие: кейнсианская модель».

«Предельная склонность к потреблению равна 0,75, автономное потребление составляет 500 млрд руб. Уровень ВВП при полной занятости, или Y*, равен 3 000 млрд руб. Требуется рассчитать разрыв ВВП и дефляционный разрыв». [12]

Решение

1) Рассчитаем равновесный уровень ВВП, или YE.

Исходя из формулы YE = A/(1 ― MPC) = A/MPS, получим:

YE = A/MPS = 500/0,25 = 2 000 млрд руб.

2) При уровне Y* = 3 000 млрд руб. согласно формуле C = Ca + MPCY совокупные расходы составят: 500 + (0,75*3 000) = 2 750 млрд руб.

3) Дефляционный разрыв, то есть превышение совокупного предложения над совокупным спросом на уровне, соответствующем потенциальному ВВП, будет равен величине: 3 000 ― 2 750 = 250 млрд руб.

4) Разрыв ВВП, то есть разницу между равновесным и потенциальным уровнями ВВП, или Y*,

рассчитаем как разницу между Y* и YE, что составляет

 3 000 ― 2 000 = 1 000 млрд руб.

       О т в е т: 1) разрыв ВВП равен 1 000 млрд руб.;

2)дефляционный разрыв равен 250 млрд руб.

 

·

Представив разные виды и типы задач по экономической теории, мы еще раз убедились в том, что:

 1) экономическое содержание (смыслы) необходимо считать «первыми среди равных» условий для нахождения правильных ответов на поставленные в Заданиях вопросы;

2) запись решения Заданий необходимо делать в полноте всех производимых операций, в том числе (при необходимости) прописания содержания символов как таковых соответствующими определениями (см. решение Задания 1). Обучающиеся должны помнить, что преподаватели (эксперты) только при наличии полноты записи решения могут в дальнейшем помочь им произвести продуктивную работу над ошибками.

ПРИМЕЧАНИЯ

6. Сборник задач по экономической теории: микроэкономика и макроэкономика. ― ООО «АССА», 2009. С.94.

7. «Образованным принято называть человека, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности ― системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений»/Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб. заведений. ― М.: Просвещение: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1996. С. 25-26 (Выделено нами ― В.Л.).

8. Селищев А.С. Практикум по микроэкономике. ― СПб.: Питер, 2006. С. 25.

9. Там же. С. 79.

10. Винокуров Е.Ф. Новый задачник по экономике с решениями: Пособие для учащихся 10-11 классов/Е.Ф. Винокуров, Н.А. Винокурова. – М.: Вита-Пресс, 2007. С. 158.

11. Там же, С. 167.

12. Киселева Е.А. Макроэкономика: Курс лекций. ― М.: изд-во Эксмо, 2007. С. 120-121.

Заключение

Представленные в данном учебном пособии «смысловые поля» формул экономической теории для своего более глубокого уяснения предполагают от обучающихся системности мышления, в основе которого должно лежать философское осмысление, прежде всего, диалектики «сущности и явления», а также диалектики «формы и содержания».

Подобно диалектике части и целого, элементов и системы  диалектика формы и содержания конкретизирует представление о структурности как атрибуте материи, связывает структурность с противоречиями, с развитием (быть может, даже больше, чем категории части и целого), отсекает односторонность в их трактовке и выявляет новые грани в проблеме использования этих категорий в практической деятельности людей.

Под «содержанием» в философии понимается все, что содержится в системе. Сюда входят не только субстраты ― элементы, но и отношения, связи, процессы, тенденции развития, все части системы. Для выражения фрагмента содержания системы используется слово «компонент» системы (а не «элемент», часть).

Понятие формы многозначно. Под формой понимается: 1) способ внешнего выражения содержания, иногда при этом указывается, что форма к тому же есть относительная устойчивая определенность связи компонентов содержания и их взаимодействия, тип и структура содержания; 2) внешнее выражение содержания, внешняя конфигурация вещи, предмета, его внешние пространственные и временные границы; 3) способ существования материи (например, когда речь идет о пространстве и времени как атрибутах материи); 4) внутренняя организация, способ связи элементов внутри системы (в данном случае понятие формы совпадает с понятием структуры).

В интересующем нас плане форма есть внутренняя и внешняя организация системы.

Существуют различные типы содержания (существенное и несущественное, необходимое и случайное, материальное и «идеальное» и т.п.) и соответственно различные типы формы.

Сами понятия формы и содержания относительны. Например, производственные отношения являются содержанием по отношению к надстройке и формой ― по отношению к производительным силам общества.

Диалектическую позицию в трактовке соотношения формы и содержания достаточно четко выражают следующие положения: 1) неразрывность содержания и формы. Например, выбрав товарищество как организационно-правовую форму ведения предпринимательской деятельности, «товарищи» должны помнить, что, согласно Гражданскому кодексу России, они несет неограниченную ответственность по долгам всем своим имуществом, тогда как в обществах участники вообще не отвечают по долгам, а несут только риск убытков. Из сказанного вытекает, что форма содержательна, содержание оформлено; а также то, что одно без другого не бывает; 2) неоднозначность связи: одно и то же содержание может иметь разные формы, но может быть и иначе: одна и та же форма может иметь различное содержание; 3) противоречивость единства, которая отражает разнонаправленность их тенденций: у содержания преобладает тенденция к изменениям, у формы (как внутренней структуры системы) ― тенденция к устойчивости. Вот почему в периоды преобразования структуры ― при бесконфликтном или конфликтном развитии ― происходит «переход» содержания в форму и формы в содержание (в том смысле, что форма оказывается наиболее тесно связанной с содержанием, близкой к содержанию); 4) оптимальность развития ― при соответствии формы содержанию, содержания ― форме. В данном аспекте речь идет о характере их единства. Форма может не соответствовать (в условиях дисгармоничного и конфликтного развития) измененному содержанию. Правда, и в этих условиях сохраняется единство содержания и внутренней структуры системы. Но возникает потребность в разрушении одной из сторон противоречия как средстве преодоления конфликта. В условиях же гармонии формы и содержания обе стороны противоречия, будучи противоположными по тенденциям своих изменений, объективно содей ствуют укреплению друг друга и системы в целом. Они, таким образом, соответствуют друг другу. Примером сказанному может служить гармоничное сосуществование в фирме как спонтанного (рыночного), так и иерархического (командно-административного) способов координации решений и действий экономических агентов.  

Категория сущности служит для выделения в системе таких ее свойств и отношений, которые обусловливают другие ее свойства и отношения. Нет ни одной системы, которая имела бы одно и не имела бы другого; нет сущности без его проявления. Нет явления, которое есть ничто иное, как форма проявления сущности, как внешнее обнаружение сущности, то есть как внешние свойства и их системная структурированность, без сущности. Сущность и явление неразрывно связаны друг с другом.

Они связаны и тогда, когда сущность проявляет себя неадекватно, в форме видимости (!). Объективная видимость имеет непосредственное полное основание внутри структуры действительности или во взаимодействии таких сущностей. Например:

рынок вовсе не является сущностью капитализма. Будучи самым распространенным принципом буржуазного общества, он отнюдь не служит и его единственной, глубинной основой. Чтобы обменять что-то на рынке, это что-то нужно вначале где-то и как-то произвести. Производственные отношения, основанные на найме работника, с последующим отчуждением его труда и, в конечном счете, личности, как раз и представляют собой тот фундамент, на котором все строится. Рынок же лишь оформляет данные отношения;

• заработная плата, являясь явлением (компонентом) рыночной системы хозяйствования, выступает как оплата всей произведенной работы; на самом же деле по своей сущности она представляет собой денежное выражение стоимости рабочей силы и детерминирована структурой производственных отношений;

• с помощью «эффекта дохода» и «эффекта замещения» в экономической теории объясняют не только обратную зависимость спроса от цены товара, но наличие двух участков («возрастающий» и «понижающий») рисунка «График индивидуального предложения труда», так как отражаемые с помощью этих эффектов сущности разнокачественные. Так, эффект дохода и эффект замещения на товарном рынке, на котором домашние хозяйства выступают со стороны спроса,  связаны с понятиями «номинальный доход» и «реальный доход» и, как следствие, с покупательной способностью покупателя. А на рынке услуг труда как фактора производства, на котором те же домашние хозяйства выступают уже со стороны предложения, эффект дохода и эффект замещения являются следствием выбора собственника фактора производства  «труд» между уровнем заработной платы и свободным временем, которое он может себе позволить, достигнув максимального в его понимании дохода. Приведенные примеры относятся к внутрисущностной видимости.

Диалектика соотношения явления и сущности раскрывается в нескольких планах, наиболее значимыми из которых будут взаимодействие (движение) систем, развитие систем, познание систем.

Вне взаимодействий системы остаются «вещами в себе», «не являются», следовательно, и об их сущности ничего узнать не удается. Только взаимодействие раскрывает их природу, их характер, внутреннюю структуру. Будучи неразрывно связанным со своей сущностью, явление в результате взаимодействия данной системы с другой не только проявляет эту сущность,, но и несет на себе печать другой сущности, отражение специфики явления и сущности другой системы. Явление в известном смысле ― и «для-других-бытие».

Взаимодействуя с множеством других материальных систем, данная система обретает множество проявлений своего бытия («в-себе-бытия»). В каждом из них проявляется одна из сторон сущности системы, одна из ее граней, один из ее моментов. В своей же внутренней структурной взаимосвязи эти моменты, грани, стороны образуют единство (как единое), раскрываясь во множестве связей с другими системами. Сущность одна, явлений множество (заметим, что термин «явление» даже в философской литературе часто употребляется в значениях, тождественных понятиям «событие», «существование», «реальность», «материальный объект», а не только как проявление сущности).

В диалектике сущности и явления в развивающихся системах основная роль принадлежит сущности; проявления же последней, сами по себе многообразные, оказывают влияние на развитие своей основы, своей сущности.

Познание идет от явлений к сущности и от менее глубокой к более глубокой сущности. Но бесконечность познания сущности не есть релятивизм ― признание невозможности полного познания мира и отрицание объективной истины, ведущая к скепсису как пессимистической жизненной установке. Признание многопорядковой сущности предполагает возможность ее объективного отражения и достижения первого ее «абсолютного» рубежа ― основного закона, позволяющего объяснить главные направления развития этой сущности.

 

В процессе познания важно в главном, в основном схватить сущность, выявить ее общую, ведущую структуру, выражаемую основным законом системы. Этим вносится конкретность в диалектику уровней сущностей, указывается основной ее структурный узел, но вместе с тем и не перекрывается дальнейшее движение по уровням сущности, тем более по уровням развивающейся, постоянно модифицирующейся сущности.

Проиллюстрируем последнее схемой «Система категорий товарной формы хозяйства»

Суммируя все сказанное и представленное в данном учебном пособии, мы можем ― вслед за Дж.М. Кейнсом ― утверждать, что: «Квалифицированный экономист должен обладать редкой комбинацией талантов. Он должен достигнуть высокого уровня в нескольких различных областях и должен соединить в себе таланты, которые нечасто можно найти вместе. Он должен быть, в определенной степени, математиком, историком, государственным деятелем, философом. Он должен представлять себе частное в терминах общего и улавливать абстрактное и конкретное в одном и том же полете мысли. Он должен изучать настоящее в свете прошлого для объяснения будущего».

 

     

ЛИТЕРАТУРА

1. Большая экономическая энциклопедия. ― М.: Эксмо, 2008.

2. Курс экономической теории: учебник. ― Киров: «АСА», 2006.

3. Кисилева Е.А. Макроэкономика: Курс лекций. ― М.: Изд-во Эксмо, 2007.

4. Лемешевская Л.В. Экономическая теория: тесты, ситуации, задачи: Учеб. пособие. Мн.: Книжный дом; Мисанта, 2005.

5. Новейший словарь иностранных слов и выражений. ― М.: Современный литератор, 2003.

6. Современный словарь по общественным наукам/Под общей ред. О.Г. Данильяна, Н.И. Панова. М.: Изд-во Эксмо, 2007.

7. Философский словарь по философии/Под ред. И.Т. Фролова. М.: Республика, 2001.

 

Дата: 2019-12-09, просмотров: 204.