4. Четко обозначать окончательный ответ. Фразу (фразы), которые Вы предлагаете в качестве окончательного ответа к той или иной задаче, обозначьте словом «Ответ».
•
Задание 1. «Рассмотрите таблицу:
Единица труда (1) | Совокупный продукт (2) | Предельный продукт (3) | Цена, руб. (4) | Совокупный доход (5) | Предельный продукт в денежной форме (6) |
0 | 0 | 0 | 3,10 | ||
1 | 10 | 10 | 3,0 | ||
2 | 19 | 9 | 2,90 | ||
3 | 27 | 8 | 2,80 | ||
4 | 34 | 7 | 2,70 | ||
5 | 40 | 6 | 2,60 | ||
6 | 45 | 5 | 2,50 | ||
7 | 49 | 4 | 2,40 | ||
8 | 52 | 3 | 2,30 | ||
9 | 54 | 2 | 2,20 | ||
10 | 55 | 1 | 2,10 |
1. Заполните пустующие колонки.
2. Сколько рабочих Вы задействуете на предприятии при заработной плате:
а) 15,5 руб.в час?
б) 16,0 руб. в час?
в) 20,0 руб. в час?» [6]
Первая специфика этого задания в том, что здесь дано ШЕСТЬ ИМЕН без прописания их символов. Поэтому первое действие решения ― «опредмечивание», то есть воссоединение имени (смысла) и принадлежащего ему символа: единица труда (1) ― L; совокупный продукт (2) ― Q; предельный продукт (труда как фактора производства ) ― MPL; цена – Р; совокупный доход ― Т R; предельный продукт (фактора) в денежной форме ― MRPL (выделенное в скобках обучающиеся должны восстановить благодаря образованности [7], или пониманию контекста задания ― в этом вторая специфика данного задания).
Произведенные действия помогают определиться с бытием задания: оно помогает оценить применение теоретических знаний на практике обучающихся по теме «Теория производительности и предельной производительности фактора».
Второй шаг решения задания ― определение содержания символов, то есть «распредмечивание»:
· L ― труд как фактор производства;
· MPL― совокупный продукт фактора труда ― исчисляется в физических единицах, показывает изменение в объеме выпуска продукции, вызванное использованием дополнительной единицы данного фактора (L) при неизменном количестве всех остальных;
· Т R ― валовая выручка ― исчисляется как произведение количества продукции на цену (Т R= Q* P);
· MRPL ― предельный продукт фактора L в денежном выражении ― произведение предельного физического продукта переменного фактора (L) и предельного дохода, полученного от продажи одной дополнительной единицы продукции (MRPL = MPL* MRQ).
Третий шаг решения задания ― выполнение первого задания (заполнение пустующих колонок), так как необходимую полноту для их заполнения нам помогло восполнить распредмечивание востребованных по условиям задания символов:
Единица труда ( L) | Совокупный продукт ( Q) | Предельный продукт ( MPL) | Цена, руб. (4) | Совокупный доход (Т R) | Предельный продукт в денежной форме ( MRPL) |
0 | 0 | 0 | 3,10 | 0 | 0 |
1 | 10 | 10 | 3,0 | 30 | 30 |
2 | 19 | 9 | 2,90 | 55,1 | 25,1 |
3 | 27 | 8 | 2,80 | 75,6 | 20,5 |
4 | 34 | 7 | 2,70 | 91,8 | 16,2 |
5 | 40 | 6 | 2,60 | 104,0 | 12,2 |
6 | 45 | 5 | 2,50 | 112,5 | 8,5 |
7 | 49 | 4 | 2,40 | 117,6 | 5,1 |
8 | 52 | 3 | 2,30 | 119,6 | 2,0 |
9 | 54 | 2 | 2,20 | 118,8 | ― 0,8 |
10 | 55 | 1 | 2,10 | 115,5 | ― 3,3 |
3. Четвертый шаг решения задания ― выполнение второго задания ― связан с новым видом познавательной деятельности ― анализом табличных данных с аксиологической (оценочной) точки зрения. Мы должны, сравнив ставку заработной платы (MRС) и предельный продукт в денежном выражении (MRР), обратиться к теории производительности, утверждающей, что: MRР должен превышать или, в крайнем случае, быть равным MRС ― иначе производителю будет невыгодно осуществлять найм новых работников.
На вопрос: «Сколько рабочих Вы задействуете на предприятии при заработной плате: а) 15,5 руб. в час? Б) 16,0 руб. в час? В) 20,0 руб. в час?» мы, благодаря табличным данным и теоретическим положениям, получаем ответ: а), б) ― 4 рабочих, в) ― 3 рабочих.
Таким образом, решению данной задачи способствовало наше обращение к сущности (бытию) и содержанию (гносеологии) экономических символов по теме «Теория производства и предельной производительности факторов». Их нахождение и внесение в Таблицу способствовало нахождению ответа и на второй вопрос задания, которое, в свою очередь, предполагало оценочные (аксиологические) мотивы в нашей аналитической деятельности.
·
Задание 2 нашего методологического практикума предполагает трансформацию (преобразование) смыслов языка поэзии на язык экономической теории.
«В конце 1950-х гг. венесуэльский поэт К.А. Леон написал стихотворение «Черная скважина», в котором вскрыл причины бедственного состояния экономики этой латиноамериканской страны ― одного из мировых поставщиков нефти. С чем связана эта бедность…?
Когда тебе встретится каменщик, плотник или слесарь,
Кузнец или сапожник, иль пильщик крепежного леса, ―
И те, кто познал у машины всю тяжесть суровой науки,
И те, кто на рынок труда приносит лишь сильные руки, ―
И, когда они поведут печальные речи такие:
«Почему не работают фабрики и закрываются мастерские?» ―
Ты все объясни им, скажи им, что это неважно,
Ты скажи: «Ведь у нас есть глубокая черная скважина» [8].
Первый наш шаг, как и при выполнении Задания 1, связан с определением «бытия» поэтических смыслов в одной из тем учебной программы (УП) по экономике. Проявив образованность, мы приходим к выводу, что ответ необходимо искать в положениях концепции эластичности, которая изучается в теме «Рыночный механизм». Именно там подчеркивается, что страны, специализирующиеся на производстве низкоэластичных по доходу продуктов, не могут обеспечить зажиточный уровень жизни своему населению. Выделенное умозаключение и следует записать в качестве ответа на вопрос, поставленный в Задании 2.
·
Задание 3 предлагает нам на практическом примере уяснить последствия ценовой дискриминации первой степени на монопольном рынке.
«Рыночный спрос формируют 3 покупателя. Покупатель 1 готов заплатить максимальную цену за первую ед. товара 10 левов, а за вторую – 2 лева. Покупатель 2 готов заплатить за единицу товара максимально 8 левов; покупатель 3 желает купить единицу товара максимум за 2 лева.
Определите рыночное равновесие и общую прибыль монополиста, который осуществляет дискриминации первой степени, если средние цены постоянны и равны:
а) 1;
б) 3» [9].
Специфика Задания 3 состоит в том, что «бытие» смыслов экономической теории, необходимых для выполнения данного задания, определено ― это ценовая дискриминация первой степени. Остается «распредметить» это понятие, то есть вспомнить его смыслы, а именно то, что ценовая дискриминация первой степени ― это продажа каждой единицы блага по ее цене спроса.
И теперь, имея «указующий перст» от теории, мы можем уверенно представить решение Задания 3:
а) монополист продаст товар, если цена будет не ниже издержек производства.
Из условия Задания 3 мы можем безошибочно определить, что:
1) монополист произведет 4 ед. товара: первый покупатель желает приобрести две единицы товара, а второй и третий ― по одной единице. То есть, рыночное равновесие Qd = Qs будет достигаться при производстве 4 ед. товара. Теперь нам предстоит натуральные единицы измерения спроса и предложения перевести в денежные единицы (в нашем Задании ― в левы), так как по условию Задания 3 ответ должен быть в единицах измерения показателя в денежной форме ― прибыли. (Прибыль ― доход предприятия, превышение доходов от продаж товаров и услуг над затратами на их производство и продажу, который исчисляется разницей выручки от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммы затрат на эту деятельность);
2) общий спрос на товар равен: 10 + 2 + 8 + 2 = 22 лева;
3) издержки на производство этого товара равны: 1 лев*4 ед. = 4 левам.
Таким образом, общая прибыль монополиста равна: 22 ― 4 = 18 левов.
2) Первым действием мы обращаем внимание на то, что в предлагаемом варианте б) средняя цена, оставаясь постоянной, увеличилась до 3-х единиц. Это позволяет нам сделать вывод, что это ― качественное (а не количественное) изменение ситуации во взаимоотношениях между производителем и потребителем, так как в условиях задания оговорены намерения покупателей, которые при новых «привходящих обстоятельствах» кардинально меняют (по отношению к логике решения варианта а)) ход наших рассуждений.
Из сказанного вытекает, что вторым нашим действием будет вычленение из условий Задания ограничений, оговоренных как для покупателя 1 (см. условие: «Покупатель 1… за вторую ― 2 лева»), так и для покупателя 3 (см. условие: «… покупатель 3 желает купить единицу товара максимум за 2 лева»).
Восстановив причинно-следственные связи (логику) задания б), мы безошибочно можем делать вывод, что в данном случае не весь товар монополиста будет реализован, так как издержки производства превышают намерения первого покупателя при приобретении второй партии товара и намерения третьего покупателя.
Поэтому: 1) общий спрос составит: 10 левов + 8 левов = 18 левов;
2) общие издержки равны: 3 лева*2 ед. = 6 левов.
3) прибыль монополиста составит: 18 – 6 = 12 левов.
Задание 4 представляет класс экономических задач, для решения которых сам обучающийся «принужден» условием задачи вводить символы для нахождения основополагающего ответа на поставленный в ней вопрос-задачу.
«Снизили импортные пошлины на автомобили. По этой причине чистый экспорт упал с 1 200 млн долл. до 1 100 млн долл.
Как следствие возникшей среди отечественных автомобилестроителей безработицы потребительские расходы снизились на 13 млн долл.
Ввиду падения доходов работников автомобилестроения сумма собранного подоходного налога сократилась на 4 млн долл.
Предельная склонность к импорту равна 0,1.
На какую сумму нужно увеличить трансферты, чтобы компенсировать падение национального дохода?». [10]
Решение
1) Введем обозначения:
dY ― общий прирост национального дохода;
dYx ― прирост национального дохода, связанный с изменением величины чистого экспорта;
dYc ― прирост национального дохода, связанный с изменением потребительских расходов;
dYt ― прирост национального дохода, связанный с изменением налогов;
dYtr ― прирост национального дохода, связанный с изменением трансфертов;
dx ― прирост чистого экспорта;
dc ― прирост потребительских расходов;
dt ― прирост налоговых сборов;
dtr ― прирост трансфертов;
MFT ― мультипликатор внешней торговли;
Мc ― мультипликатор потребительских расходов;
Мt ― мультипликатор налогов;
Мtr ― мультипликатор трансфертов
МРМ ― предельная склонность к импорту.
2) Теперь на основе условий задачи можно записать:
dY = dYx + dYc = dYt
и dY = ―dYtr,
или, основываясь на определении мультипликатора,
dY = dx*MFT + dc*Mс+ dt*Mt
и dY = ―dtr*Mtr.
3) На этом этапе решения, обратившись к цифрам из условия задачи и к формулам расчета мультипликатора, имеем:
―594 = (1 100 ― 1 200)*1/MPS + MPМ ― 13*1/MPS ― 4(―MPC/MPS) (1)
и ―594 = ―dtr*MPC/MPS. (2)
4) Учитывая, что по условию МРМ = 0,1, а также тождество МРС + МРS = 1 (3),
переписываем (1) в виде
― 594 = ―100*1/MPS +0,1 ― 13*1/MPS ― 4*(― 1-MPS/MPS),
что после элементарных преобразований приводит к квадратному уравнению относительно MPS:
590 MPS2 ― 50 MPS ― 0,9 = 0.
5) Так как меньший из корней этого уравнения отрицателен и, следовательно, не имеет экономического смысла, для нас актуальным становится больший из корней, который равен 0,1: MPS = 0,1.
6) Теперь, зная, что MPS = 0,1, получаем на основе (2) и (3):
dtr = 594 *MPS/1―MPS = 594*0,1/1―01 = 66 (млн долл.).
О Т В Е Т: На 66 млн долл.
Задание 5 предполагает, что обучающиеся, свободно владеющие экономической теорией, способны реализовать в своей практике максиму философии, согласно которой «абстракция есть высшая форма конкретного». Другими словами, речь идет о задачах, процесс решения которых требует от обучающегося актуализизации его умений и вводить символы, и оперировать символами теоретических положений, как условие получения уравнения, позволяющего методом подстановки в него цифровых данных из условия задачи прийти к правильному ответу.
«В позапрошлом году предложение денег в стране Капиталии составило 2 500 тыс. пиастров, а в прошлом ― 2 700 тыс. пиастров. Правительство Капиталии пообещало, что в текущем году темп инфляции не превысит прошлогоднего.
Каково должно быть максимальное предложение денег в текущем году, чтобы это обещание было выполнено, если на протяжении всех трех лет скорость обращения денег и темп роста объема продаж остаются неизменными?». [11]
Все рассуждения, выкладки и вычисления, связанные с решением задачи, базируются на уравнении обмена, которое, справедливо для любого их трех рассматриваемых лет: M* V = P* Q.
Присвоим позапрошлому году индекс 1, прошлому ― 2, текущему ― 3.
Тогда для позапрошлого года уравнение Фишера запишется в виде
M1* V1 = P1* Q1.
Обозначим темпы роста объема продаж в прошлом году по отношению к позапрошлому и в текущем году по отношению к прошлому соответственно через Х2 и Х3, а темпы инфляции (то есть темпы прироста средних цен) в долях ― соответственно Y2 и Y3.
Тогда уравнение обмена для прошлого года запишется в виде
M2* V2 = (1 + Y2)* P1*( X2* Q1),
а для текущего ― в виде
M3* V3 = (1 + Y2)*(1 + Y3)* P1*( X2*Х3* Q1).
Обратимся к условиям задачи. Из них следует: М1 = 2 500, М2 = 2 700,
V1 = V2 = V3, X2 = X3.
Поскольку из уравнения вытекает, что темп инфляции и предложение денег находятся в прямой зависимости, максимальное значение величины М3 достигается при наибольшем возможном значении темпа инфляции в текущем году, то есть в случае, когда Y2 = Y3.
Значит, уравнение обмена для позапрошлого года можно записать в виде
1) 2 500* V1 = P1* Q1,
для прошлого года ― в виде
2) 2 700* V1 = (1 + Y2)* P1*( X2* Q1),
а для текущего года ― в виде
3) M3* V1 = (1 + Y2)* (1 + Y2)* P1*( X2* X2* Q1).
Займемся поиском интересующей нас переменной М3.
В начале поделим уравнение 2) на уравнение 1):
2 700* V1 /2 500* V1 = (1 + Y2)* P1*( X2* Q1),
откуда, после сокращений получаем равенство
4) (1 + Y2)* X2 = 27/25.
Теперь поделим уравнение 3) на уравнение 2):
M3*V1/2 700V1 =
(1 + Y2)* (1 + Y2)*P1*(X2* X2*Q1)/ (1 + Y2)*P1*(X2*Q1),
откуда после несложных преобразований получаем:
5) М3 = 2 700 (1 + Y2)* X2
Осталось только подставить в 5) равенство 4) и провести арифметический расчет:
М3 = 2 700*27/25 = 2 916 (тыс. пиастров).
Дата: 2019-12-09, просмотров: 333.