Каждую задачу следует начинать с нового листа.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

4. Четко обозначать окончательный ответ. Фразу (фразы), которые Вы предлагаете в качестве окончательного ответа к той или иной задаче, обозначьте словом «Ответ».

Задание 1. «Рассмотрите таблицу:

 

Единица труда (1) Совокупный продукт (2) Предельный продукт (3) Цена, руб. (4) Совокупный доход (5) Предельный продукт в денежной форме (6)
0 0 0 3,10    
1 10 10 3,0    
2 19 9 2,90    
3 27 8 2,80    
4 34 7 2,70    
5 40 6 2,60    
6 45 5 2,50    
7 49 4 2,40    
8 52 3 2,30    
9 54 2 2,20    
10 55 1 2,10    

 

1. Заполните пустующие колонки.

2. Сколько рабочих Вы задействуете на предприятии при заработной плате:

а) 15,5 руб.в час?

б) 16,0 руб. в час?

в) 20,0 руб. в час?» [6]

 

Первая специфика этого задания в том, что здесь дано ШЕСТЬ ИМЕН без прописания их символов. Поэтому первое действие решения ― «опредмечивание», то есть  воссоединение имени (смысла) и принадлежащего ему символа: единица труда (1) ― L; совокупный продукт (2) ― Q; предельный продукт (труда как фактора производства ) ― MPL; цена – Р; совокупный доход ― Т R; предельный продукт (фактора) в денежной форме ― MRPL (выделенное  в скобках обучающиеся должны восстановить благодаря образованности [7], или пониманию контекста задания ― в этом вторая специфика данного задания).

Произведенные действия помогают определиться с бытием задания: оно помогает оценить применение теоретических знаний на практике обучающихся по теме «Теория производительности и предельной производительности фактора».

Второй шаг решения заданияопределение содержания символов, то есть «распредмечивание»:

· L ― труд как фактор производства;

· MPLсовокупный продукт фактора трудаисчисляется в физических единицах, показывает изменение в объеме выпуска продукции, вызванное использованием дополнительной единицы данного фактора (L) при неизменном количестве всех остальных;

· Т R ― валовая выручка ― исчисляется как произведение количества продукции на цену (Т R= Q* P);

· MRPLпредельный продукт фактора L в денежном выражении ― произведение предельного физического продукта переменного фактора (L) и предельного дохода, полученного от продажи одной дополнительной единицы продукции (MRPL = MPL* MRQ).

Третий шаг решения задания ― выполнение первого задания (заполнение пустующих колонок), так как необходимую полноту для их заполнения нам помогло восполнить распредмечивание востребованных по условиям задания символов:  

 

Единица труда ( L) Совокупный продукт ( Q) Предельный продукт ( MPL) Цена, руб. (4) Совокупный доход (Т R) Предельный продукт в денежной форме ( MRPL)
0 0 0 3,10 0 0
1 10 10 3,0 30 30
2 19 9 2,90 55,1 25,1
3 27 8 2,80 75,6 20,5
4 34 7 2,70 91,8 16,2
5 40 6 2,60 104,0 12,2
6 45 5 2,50 112,5 8,5
7 49 4 2,40 117,6 5,1
8 52 3 2,30 119,6 2,0
9 54 2 2,20 118,8 ― 0,8
10 55 1 2,10 115,5 ― 3,3

 

3. Четвертый шаг решения задания ― выполнение второго задания ― связан с новым видом познавательной деятельности ― анализом табличных данных с аксиологической (оценочной) точки зрения. Мы должны, сравнив ставку заработной платы (MRС) и предельный продукт в денежном выражении (MRР), обратиться к теории производительности, утверждающей, что: MRР должен превышать или, в крайнем случае, быть равным MRС ― иначе производителю будет невыгодно осуществлять найм новых работников.

На вопрос: «Сколько рабочих Вы задействуете на предприятии при заработной плате: а) 15,5 руб. в час? Б) 16,0 руб. в час? В) 20,0 руб. в час?» мы, благодаря табличным данным и теоретическим положениям, получаем ответ: а), б) ― 4 рабочих, в) ― 3 рабочих.

Таким образом, решению данной задачи способствовало наше обращение к сущности (бытию) и содержанию (гносеологии) экономических символов по теме «Теория производства и предельной производительности факторов». Их нахождение и внесение в Таблицу способствовало нахождению ответа и на второй вопрос задания, которое, в свою очередь, предполагало оценочные (аксиологические) мотивы в нашей аналитической деятельности.

·

Задание 2 нашего методологического практикума предполагает трансформацию (преобразование) смыслов языка поэзии на язык экономической теории.

«В конце 1950-х гг. венесуэльский поэт К.А. Леон написал стихотворение «Черная скважина», в котором вскрыл причины бедственного состояния экономики этой латиноамериканской страны ― одного из мировых поставщиков нефти. С чем связана эта бедность…?

Когда тебе встретится каменщик, плотник или слесарь,

       Кузнец или сапожник, иль пильщик крепежного леса, ―

       И те, кто познал у машины всю тяжесть суровой науки,

       И те, кто на рынок труда приносит лишь сильные руки, ―

       И, когда они поведут печальные речи такие:

       «Почему не работают фабрики и закрываются мастерские?» ―

       Ты все объясни им, скажи им, что это неважно,

       Ты скажи: «Ведь у нас есть глубокая черная скважина» [8].

Первый наш шаг, как и при выполнении Задания 1, связан с определением «бытия» поэтических смыслов в одной из тем учебной программы (УП) по экономике. Проявив образованность, мы приходим к выводу, что ответ необходимо искать в положениях концепции эластичности, которая изучается в теме «Рыночный механизм». Именно там подчеркивается, что страны, специализирующиеся на производстве низкоэластичных по доходу продуктов, не могут обеспечить зажиточный уровень жизни своему населению. Выделенное умозаключение и следует записать в качестве ответа на вопрос, поставленный в Задании 2.

·

Задание 3 предлагает нам на практическом примере уяснить последствия ценовой  дискриминации первой степени на монопольном рынке.

«Рыночный спрос формируют 3 покупателя. Покупатель 1 готов заплатить максимальную цену за первую ед. товара 10 левов, а за вторую – 2 лева. Покупатель 2 готов заплатить за единицу товара максимально 8 левов; покупатель 3 желает купить единицу товара максимум за 2 лева.

Определите рыночное равновесие и общую прибыль монополиста, который осуществляет дискриминации первой степени, если средние цены постоянны и равны:

а) 1;

б) 3» [9].

Специфика Задания 3 состоит в том, что «бытие» смыслов экономической теории, необходимых для выполнения данного задания, определено ― это ценовая дискриминация первой степени. Остается «распредметить» это понятие, то есть  вспомнить его смыслы, а именно то, что ценовая дискриминация первой степени ― это продажа каждой единицы блага по ее цене спроса.

И теперь, имея «указующий перст» от теории, мы можем уверенно представить решение Задания 3:

а) монополист продаст товар, если цена будет не ниже издержек производства.

Из условия Задания 3 мы можем безошибочно определить, что:

1) монополист произведет 4 ед. товара: первый покупатель желает приобрести две единицы товара, а второй и третий ― по одной единице. То есть, рыночное равновесие Qd = Qs  будет достигаться при производстве 4 ед. товара. Теперь нам предстоит натуральные единицы измерения спроса и предложения перевести в денежные единицы (в нашем Задании ― в левы), так как по условию Задания 3 ответ должен быть в единицах измерения показателя в денежной форме ― прибыли. (Прибыль ― доход предприятия, превышение доходов от продаж товаров и услуг над затратами на их производство и продажу, который исчисляется разницей выручки от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммы затрат на эту деятельность);

2) общий спрос на товар равен: 10 + 2 + 8 + 2 = 22 лева;

3) издержки на производство  этого  товара равны: 1 лев*4 ед. = 4 левам.

Таким образом, общая прибыль монополиста равна: 22 ― 4 = 18 левов.

2) Первым действием мы обращаем внимание на то, что в предлагаемом варианте б) средняя цена, оставаясь постоянной, увеличилась до 3-х единиц. Это позволяет нам сделать вывод, что это ― качественное (а не количественное) изменение ситуации во взаимоотношениях между производителем и потребителем, так как в условиях задания оговорены намерения покупателей, которые при новых «привходящих обстоятельствах» кардинально меняют (по отношению к логике решения варианта а)) ход наших рассуждений.

Из сказанного вытекает, что вторым нашим действием будет вычленение из условий Задания ограничений, оговоренных как для покупателя 1 (см. условие: «Покупатель 1… за вторую ― 2 лева»), так и для покупателя 3 (см. условие: «… покупатель 3 желает купить единицу товара максимум за 2 лева»).

Восстановив причинно-следственные связи (логику) задания б), мы безошибочно можем делать вывод, что в данном случае не весь товар монополиста будет реализован, так как издержки производства превышают намерения первого покупателя при приобретении второй партии товара и намерения третьего покупателя.

Поэтому: 1) общий спрос составит: 10 левов + 8 левов = 18 левов;

       2) общие издержки равны: 3 лева*2 ед. =  6 левов.

       3) прибыль монополиста составит: 18 – 6 = 12 левов.

Задание 4  представляет класс экономических задач, для решения которых сам обучающийся «принужден» условием задачи вводить символы для нахождения основополагающего ответа на поставленный в ней вопрос-задачу.

«Снизили импортные пошлины на автомобили. По этой причине чистый экспорт упал с 1 200 млн долл. до 1 100 млн долл.

Как следствие возникшей среди отечественных автомобилестроителей безработицы потребительские расходы снизились на 13 млн долл.

Ввиду падения доходов работников автомобилестроения сумма собранного подоходного налога сократилась на 4 млн долл.

Предельная склонность к импорту равна 0,1.

На какую сумму нужно увеличить трансферты, чтобы компенсировать падение национального дохода?». [10]

Решение

1) Введем обозначения:

dY ― общий прирост национального дохода;

dYx ― прирост национального дохода, связанный с изменением величины чистого экспорта;

dYc ― прирост национального дохода, связанный с изменением потребительских расходов;

dYt ― прирост национального дохода, связанный с изменением налогов;

dYtr ― прирост национального дохода, связанный с изменением трансфертов;

dx ― прирост чистого экспорта;

dc ― прирост потребительских расходов;

dt ― прирост налоговых сборов;

dtr ― прирост трансфертов;

MFT ― мультипликатор внешней торговли;

Мc ― мультипликатор потребительских расходов;

Мt ― мультипликатор налогов;

Мtr ― мультипликатор трансфертов

МРМ ― предельная склонность к импорту.

2) Теперь на основе условий задачи можно записать:

dY = dYx + dYc = dYt

и                                                         dY = ―dYtr,

или, основываясь на определении мультипликатора,

dY = dx*MFT + dc*Mс+ dt*Mt

и                                                         dY = ―dtr*Mtr.

3) На этом этапе решения, обратившись к цифрам из условия задачи и к формулам расчета мультипликатора, имеем:

―594 = (1 100 ― 1 200)*1/MPS + MPМ ― 13*1/MPS ― 4(―MPC/MPS) (1)

и                                             ―594 = ―dtr*MPC/MPS. (2)

4) Учитывая, что по условию МРМ = 0,1, а также тождество МРС + МРS = 1 (3),

переписываем (1) в виде

― 594 = ―100*1/MPS +0,1 ― 13*1/MPS ― 4*(― 1-MPS/MPS),

что после элементарных преобразований приводит к квадратному уравнению относительно MPS:

590 MPS2 ― 50 MPS ― 0,9 = 0.

5) Так как меньший из корней этого уравнения отрицателен и, следовательно, не имеет экономического смысла, для нас актуальным становится больший из корней, который равен 0,1: MPS = 0,1.

6) Теперь, зная, что MPS = 0,1, получаем на основе (2) и (3):

dtr = 594 *MPS/1―MPS = 594*0,1/1―01 = 66 (млн долл.).

       О Т В Е Т: На 66 млн долл.

 

Задание 5 предполагает, что обучающиеся, свободно владеющие экономической теорией, способны реализовать в своей практике максиму философии, согласно которой «абстракция есть высшая форма конкретного». Другими словами, речь идет о задачах, процесс решения которых требует от обучающегося актуализизации его умений и вводить символы, и оперировать  символами теоретических положений, как условие получения уравнения, позволяющего методом подстановки в него цифровых данных из условия задачи прийти к правильному ответу.

«В позапрошлом году предложение денег в стране Капиталии составило 2 500 тыс. пиастров, а в прошлом ― 2 700 тыс. пиастров. Правительство Капиталии пообещало, что в текущем году темп инфляции не превысит прошлогоднего.

    Каково должно быть максимальное предложение денег в текущем году, чтобы это обещание было выполнено, если на протяжении всех трех лет скорость обращения денег и темп роста объема продаж остаются неизменными?». [11]

Все рассуждения, выкладки и вычисления, связанные с решением задачи, базируются на уравнении обмена, которое, справедливо для любого их трех рассматриваемых лет: M* V = P* Q.

   Присвоим позапрошлому году индекс 1, прошлому ― 2, текущему ― 3.

  Тогда для позапрошлого года уравнение Фишера запишется в виде

                                          M1* V1 = P1* Q1.

   Обозначим темпы роста объема продаж в прошлом году по отношению к позапрошлому и в текущем году по отношению к прошлому соответственно через Х2 и Х3, а темпы инфляции (то есть темпы прироста средних цен) в долях ― соответственно Y2 и Y3.

Тогда уравнение обмена для прошлого года запишется в виде

                              M2* V2 = (1 + Y2)* P1*( X2* Q1),

а для текущего ― в виде

                                          M3* V3 = (1 + Y2)*(1 + Y3)* P1*( X23* Q1).

Обратимся к условиям задачи. Из них следует: М1 = 2 500, М2 = 2 700,

                                                      V1 = V2 = V3, X2 = X3.

Поскольку из уравнения вытекает, что темп инфляции и предложение денег находятся в прямой зависимости, максимальное значение величины М3 достигается при наибольшем возможном значении темпа инфляции в текущем году, то есть в случае, когда Y2 = Y3.

  Значит, уравнение обмена для позапрошлого года можно записать в виде

                                                1) 2 500* V1 = P1* Q1,

  для прошлого года ― в виде

                                                2) 2 700* V1 = (1 + Y2)* P1*( X2* Q1),

а для текущего года ― в виде

                                                3) M3* V1 = (1 + Y2)* (1 + Y2)* P1*( X2* X2* Q1).

  Займемся поиском интересующей нас переменной М3.

  В начале поделим уравнение 2) на уравнение 1):

                                    2 700* V1 /2 500* V1 = (1 + Y2)* P1*( X2* Q1),

  откуда, после сокращений получаем равенство

                                                4) (1 + Y2)* X2 = 27/25.

  Теперь поделим уравнение 3) на уравнение 2):

                                    M3*V1/2 700V1 =

                 (1 + Y2)* (1 + Y2)*P1*(X2* X2*Q1)/ (1 + Y2)*P1*(X2*Q1),

   откуда после несложных преобразований получаем:

                                          5) М3 = 2 700 (1 + Y2)* X2                                                               

  Осталось только подставить в 5) равенство 4) и провести арифметический расчет:

                        М3 = 2 700*27/25 = 2 916 (тыс. пиастров).

Дата: 2019-12-09, просмотров: 333.