Методы воздействия государственных финансов на нефтедобывающую промышленность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Реализация целей государственного регулирования экономики на практике обеспечивается с помощью различных методов:

1.  Экономические:

· Финансовые (лизинг, кредиты, гарантии, валютное регулирование, инвестирование, субсидирование)

· Налоговые (стимулирующие специальные налоговые режимы, амортизация, отчисления на науку, недропользование, подготовку кадров, социальные проблемы)

· Таможенные

· Тарифные (по естественным монополиям)

· Банковские (стимулирование межсекторального перелива капитала, использование резервов и прибыли ЦБ)

2. Институциональные:

· Новые инвестиционные институты (Пенсионные фонды, ссудный фонд промышленности, фондовые облигационные займы, эмиссия ценных бумаг)

· Механизм банкротства

· Управление госимуществом в промышленности

3. Бюджетные и законодательные:

· Федеральные и региональные программы

· Целевые законы

 4. Административные и социально политические:

· Государственное управление (органы и функции, правовой инструментарий)

· Общественно-государственный диалог бизнес-власть (механизм рефлексии)

Одним из главных методов влияния государства на нефтедобывающую промышленность является система налогообложения.

Специфика нефтяной отрасли заключается в том, что объектом ее основной деятельности являются природные ресурсы, а их собственником – государство. В связи с этим при налогообложении данной отрасли государство получает не только «стандартную» долю доходов, необходимую для выполнения общественных функций, но и дополнительную плату за свои природные ресурсы. Другими важными факторами при выборе специфических налоговых режимов для минерально-сырьевого сектора выступают ограниченность и невозобновляемость природных ресурсов. Получение государством дополнительных доходов от нефтяного сектора связано с понятием экономической ренты, которая рассматривается как часть произведенной стоимости, принадлежащая обществу.

Экономическая рента в нефтедобывающем секторе представляет собой разницу между стоимостью произведенной продукции и затратами на ее добычу. Данные затраты, кроме прямых издержек, содержат и некоторую норму прибыли, обеспечивающую инвестиционную привлекательность производства. Таким образом, рента – это часть произведенной нефтяными компаниями прибыли, которая переходит к государству. Вместо понятия «рента» журналисты, а зачастую и экономисты-государственники часто используют термин «сверхприбыль»: по их мнению, задача государства состоит в эффективности изъятии подобной сверхприбыли у нефтяных компаний.[19]

Расчет точной величины экономической ренты является достаточно сложной задачей. Затраты на добычу нефти разнятся по конкретным месторождениям. Кроме того, объективно определить ту часть прибыли, которая должна оставаться у добывающих компаний для дальнейшего инвестирования в производство и которая не входит в состав ренты, практически невозможно. В связи с этим в мире создан целый ряд налоговых механизмов, цель которых - изъятие ренты. Проанализируем российскую систему налогообложения нефтяной отрасли и рассмотрим динамику бюджетных поступлений по соответствующим налогам и сборам.

Налоговые доходы федерального бюджета РФ от нефтяной промышленности можно разбить на «специальные», то есть связанные с добычей и экспортом (таможенные пошлины и платежи за пользование недрами), и «общие» (платежи, относящиеся к налогу на прибыль, налог на добавленную стоимость, которой уплачивается лишь с продукции, идущей на внутренний рынок, и д.р.). Изменяя «специальные» налоги, государство имеет возможность напрямую влиять на поступления от добывающих экспортно-ориентированных секторов экономики, увеличивая налоговую нагрузку на эти отрасли, то есть регулировать уровень изъятия ренты. Правительство также может гибко использовать «общие» налоги для перераспределения налоговой нагрузки между различными отраслями, в том числе между экспортными отраслями и секторами, ориентированными на внутренний спрос.[21]

Структура налоговых платежей нефтяного сектора существенно отличается от общей структуры доходных статей бюджета в силу преобладания «специфических» налогов в суммарных отчислениях. Сравнение доходов консолидированного бюджета от нефтяного сектора с общими доходами бюджета показывает особенности распределения налогов данного сектора.

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей

в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам представлены в Приложении табл. 3.

По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-июле 2009г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 3575,2 млрд. рублей, что на 30,0% меньше, чем за соответствующий период предыдущего года. В июле 2009г. поступления в консолидированный бюджет составили 699,7 млрд. рублей и увеличились по сравнению с предыдущим месяцем в 1,7 раза.

Поступление налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-июле 2009г. составило 758,3 млрд. рублей и сократилось по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 53,9%. В общей сумме поступлений по данному налогу в январе-июле 2009г. доля налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по соответствующим ставкам, снизилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 2,3 процентного пункта и составила 94,7%, доля налога с доходов, полученных в виде дивидендов, увеличилась на 1,8 процентного пункта и составила 4,3%. В июле 2009г. поступление налога на прибыль организаций составило 129,5 млрд. рублей и увеличилось по сравнению с предыдущим месяцем в 2,2 раза.

Верхнечонское, Каменное, Урненское и Усть-Тегусское месторождения, промышленная эксплуатация которых началась в конце 2008г. - начале 2009г., обеспечили более 7% добычи ТНК-ВР по итогам 2009г. Суммарная добыча на этих новых месторождениях в прошлом году составила 5 млн. т., говорится в сообщении компании. «Благодаря прежде всего этим проектам в 2009г. компания сумела увеличить уровень добычи нефти и конденсата, который, по предварительным данным, составил 70,8 млн. т.», - заявил исполнительный вице-президент ТНК-ВР по разведке и добыче Сергей Брезицкий, передает РБК. В частности, в 2009г. на новых месторождениях Уватского проекта - Урненском и Усть-Тегусском - объем добычи достиг 1,973 млн. т., на Каменном - 1,895 млн. т., на Верхнечонском - 1,181 млн. т.

Проекты разработки Вехнечонского и Каменного месторождений, а также месторождений Увата в ТНК-ВР были признаны приоритетными. Этот статус означает, что именно они в среднесрочной перспективе призваны заместить естественное падение объемов добычи на зрелых месторождениях и обеспечить как минимум сохранение уровня добычи в целом по компании. Финансирование работ на этих месторождениях, несмотря на кризис, не сокращалось. Совет директоров ТНК-ВР, начиная со II квартала 2009г., регулярно принимал решения о выделении дополнительных инвестиций на новые проекты, в связи с чем в 2010г. на них ожидается существенный рост добычи.[26].

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 292.