Первого курса заочно правового
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Отделения Солонович

Роман Викторович

 Руководитель

Сапунова Н.П.

 

 

Минск 2000.

 

 

План:

  Введение.                                                                                        2-4           

  1.Статус беженца: основания предоставления.                   5-13

  2.Права и обязанности беженца.                                             14-22

  3.Утрата и лишение статуса беженца.                                23-27

  Заключение.                                                                                 28-

  Список использованной литературы.

 

Введение.

Глобальная проблема беженцев и лиц, перемещенных внутри страны, - это один из самых сложных вопросов, стоящих сегодня перед мировым сообществом. Он является предметом активного обсуждения в Организации Объединенных Наций, которая продолжает поиск более эффективных средств защиты этих весьма уязвимых групп населения и оказания им помощи.

В то время как одни призывают к укреплению сотрудничества и координации деятельности учреждений, занимающихся оказанием чрезвычайной помощи, другие указывают на пробелы в области международного нормотворчества и призывают к разработке новых норм. Однако все согласны с тем, что эта проблема носит многосторонний и глобальный характер. Поэтому любой подход к ее анализу и любое ее решение должны быть всеобъемлющими и учитывать все ее аспекты:

от причин массового ухода до разработки необходимых мер реагирования в самых разных ситуациях, возникающих в связи с проблемой беженцев, - начиная от оказания чрезвычайной помощи и кончая мерами содействия репатриации.

В рамках ведущейся дискуссии ряд фактов не вызывает сомнений. Первый состоит в том, что, хотя некоторые массовые перемещения населения и можно предотвратить, ни одно из них не бывает добровольным. Никто не хочет и не стремится стать беженцем. Быть беженцем - это не просто оказаться в чужой стране. Это означает жить в изгнании и зависеть от других в обеспечении себя такими предметами первой необходимости, как продовольствие, одежда и жилье.

Имеется обширная информация о численности беженцев в мире, их географическом распределении и причинах их ухода. Анализируя информацию за последние пять десятилетий, можно сделать вывод о том, что проблема беженцев претерпела за это время существенные качественные и количественные изменения.

С момента своего создания Организация Объединенных Наций предпринимала усилия по защите беженцев в разных районах мира. В 1951 году, когда было создано Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ), его мандат распространялся приблизительно на 1 млн. беженцев. Сегодня их число возросло примерно до 17, 5 млн., еще на 2, 5 млн. беженцев распространяется мандат Ближневосточного агентства Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР); кроме того, насчитывается 25 млн. лиц, перемещенных внутри страны.

В 1951 году большинство беженцев были европейцами. Сегодня большинство составляют беженцы из Азии и Африки. В отличие от прошлого нынешние потоки беженцев все чаще принимают форму массового ухода, а не бегства отдельных лиц. В настоящее время 80% беженцев составляют женщины и дети.

Причины массового ухода также стали более разнообразными, и к ним в настоящее время относятся стихийные бедствия, экологические катастрофы и крайняя нищета. В результате на многих сегодняшних беженцев не распространяется определение, содержащееся в Конвенции о статусе

беженцев. Оно включает жертв преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

Система Организации Объединенных Наций весьма также обеспокоена увеличением за последние годы случаев массовых перемещений населения внутри страны. "Лица, перемещенные внутри страны", - это лица, которые вынуждены покинуть свои жилища, но остаются на территории своей собственной страны. Поскольку эти лица остаются в пределах своих собственных стран, они оказываются исключенными из нынешней системы защиты беженцев. Большинство лиц, перемещенных внутри страны, находятся в развивающихся странах, и их основная часть - это женщины и дети. В некоторых странах перемещенные внутри страны лица составляют свыше 10% населения.

Положение беженцев является классическим примером взаимозависимости международного сообщества. Он наглядно показывает, как проблемы одной страны могут непосредственным образом сказываться на других странах. Положение беженцев - это также пример взаимозависимости различных вопросов.

Существует очевидная взаимосвязь между проблемой беженцев и вопросом прав человека. Нарушения прав человека являются не только одной из основных причин массового ухода, но и исключают возможность добровольной репатриации до тех пор, пока они не прекратятся. Нарушения прав меньшинств и межэтнические конфликты все чаще становятся причиной, как массового ухода, так и перемещений населения внутри страны,

Еще одним аспектом взаимосвязи между этими двумя вопросами является игнорирование минимальных прав беженцев и лиц, перемещенных внутри страны. Во время поиска убежища все большее число лиц сталкиваются с ограничительными мерами, лишающими их доступа на безопасные территории. В некоторых случаях лица, ищущие убежища, и беженцы задерживаются или насильно возвращаются в районы, где их жизнь, свобода и безопасность оказываются под угрозой. Некоторые подвергаются нападениям вооруженных группировок или призываются в вооруженные силы, где их принуждают воевать в рядах той или иной стороны в гражданских конфликтах. Лица, ищущие убежища, и беженцы являются также жертвами грубейших проявлений расизма.

Беженцы обладают правами, которые должны соблюдаться и до того, как они обращаются с просьбой о предоставлении убежища, и в период рассмотрения их просьб и после их удовлетворения. Уважение прав человека является необходимым условием, как предотвращения сегодняшних потоков беженцев, так и решения связанных с ними проблем. По словам Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев Садако Огаты, "отношение к проблеме беженцев должно стать проверкой приверженности всех правительств и народов делу защиты прав человека".

Революционные технические перемены в области транспорта и связи привели в двадцатом столетии к массовым перемещениям через границы людей, товаров и информации.

Однако не все перемещения населения в этом веке были добровольными. Современная технология привела также к разработке оружия массового уничтожения. В результате насилие стало самым мощным фактором, вынуждающим людей покидать свою родину. Две мировые войны и приблизительно 130 вооруженных конфликтов с 1945 года стали причиной массовых перемещений и ухода миллионов людей во всем мире.

Составители Устава Организации Объединенных Наций помнили о страшном опыте всеобщего насилия и массовых страданий населения и призвали подписавшие его страны "... избавить грядущие поколения от бедствий войны...". Они предложили Организации Объединенных Наций обеспечить "международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера", а также поощрение и развитие "уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка или религии"

Одним из первых вопросов в повестке дня Организации Объединенных Наций стала судьба беженцев, перемещенных лиц, апатридов и репатриантов, вынужденных в результате войны покинуть места своего жительства и нуждавшихся в помощи. Эта проблема, безусловно, носила международный и гуманитарный характер.

Статус беженца с точки зрения международного права занимает правовое пространство, характеризуемое, с одной стороны, принципом суверенитета государств и связанными с ним принципами территориального верховенства и самосохранения, а с другой — конкурирующими гуманитарными принципа­ми, вытекающими из общего международного права (включая цели и принци­пы Организации Объединенных Наций) и из договоров. Тем не менее, нормы международного права, регулирующие положение беженцев, еще не вполне сформированы как система правовой защиты, поскольку не обеспечивают необходимого регулирования ситуаций, которые следует считать чрезвычай­ными. В известной мере они облегчают положение лиц, пострадавших от на­рушений норм в области прав человека или в результате развала существо­вавшего ранее общественного порядка вследствие революций, гражданской розни или агрессии, но они не являются законченными, поскольку беженцам и лицам, ищущим убежища, по-прежнему может быть отказано даже в пре­доставлении временного убежища или временной защиты, в безопасном возвращении в свои дома или в компенсации.

Утверждение международно-правового статуса беженцев неизбежно вле­чет определенные правовые последствия, важнейшее из которых — обязан­ность государств постоянно соблюдать принцип non-refoulement (отказа от принудительного возвращения беженца туда, где ему угрожает опасность). На практике правовое обязательство уважать этот принцип при всей его без­условности и императивности, скорее всего, нелегко будет отделить от поли­тических возможностей, диктующих выбор того или иного решения. Послед­ний неизбежно зависит от политических факторов, в том числе от условий, вынуждающих людей к бегству; однако чтобы решение было удовлетвори­тельным по ключевым моментам, нельзя полностью игнорировать пожелание человека, связанное, например, с наличием у него связей с тем или иным государством.

Существование такой категории людей, как беженцы, не только влечет правовые последствия для государств, но и право и ответственность по их защите. В настоящее время данная обязанность возложена на Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам бежен­цев (УВКБ ООН), являющееся представителем международного сообщества, но государства также могут выполнять функции по защите беженцев, хотя это не всегда связано с их материальными интересами и, как правило, они этой проблемой занимаются неохотно. Ныне, после всех событий, происшедших с 1939 г., ответственность стран происхождения основана не столько на концепции о попрании прав, сколько на нарушении, первоначальных обяза­тельств, касающихся прав человека и основных свобод. Тем не менее, право­вая теория остается несовершенной, если учесть отсутствие у субъекта меж­дународного права, уполномоченного осуществлять защиту, прав, которые четко соотносились бы с правами беженцев, а также неопределенность пра­вовых последствий, возникающих, когда нарушение обязательств приводит к исходу беженцев. Долг государств — сотрудничать друг с другом в соответ­ствии с Уставом ООН, но определение метода применения данного принципа в конкретных случаях, связанных с беженцами, требует осторожности. Поощ­рение "программ организованного выезда" как пример сотрудничества пред­полагает известное признание права покидать свою страну и въезжать в другую, которое ныне, как правило, не подкрепляется практикой государств. Принципы возмещения ущерба принимающим государствам также не разработаны. Правило, согласно которому "государства не должны "создавать" бежен­цев", является слишком общим и неполным. Тем не менее, действует неофи­циальный принцип, обязывающий государства проявлять осторожность в своих внутренних делах с учетом законных интересов других государств и сотрудничать в решении проблем беженцев. При необходимости такое со­трудничество может включать помощь в удалении или смягчение действия причин, вызывающих бегство, а также содействие по соглашению с другими государствами – процессам упорядоченного отъезда и воссоединения семей.

Ввиду неопределенного (и, возможно, бесперспективного) правового по­ложения людей после бегства ныне все больше внимания уделяется методам и средствам предупреждения оттока беженцев. Осуществление прав челове­ка и основных свобод зависит, по крайней мере, частично, от способности отдельных лиц и групп участвовать в жизни нации и политической системы и извлекать из них пользу, а также от разумной посылки, согласно которой право властей управлять зависит от волеизъявления народа на периодиче­ских и подлинных выборах. Ответственность государства, в свою очередь, вытекает из факта его контроля над территорией и жителями. A priori отдель­ные лица и группы должны иметь возможность свободно осуществлять права человека на территории, с которой они связаны общественным фактом или принадлежностью, имеющими международное значение; самоочевидно, что такое положение наиболее вероятно не тогда, когда оно навязывается извне, а там, где господствует национальное демократическое и представительное правление, гражданское общество и правопорядок.

Хотя право искать убежища от преследований и угрозы пыток и другого подобного ущерба крайне важно для сохранения людьми жизни и свободы, оно не подменяет требования о наиболее полной защите прав человека на родине. Демографическое давление — явление не только статистическое:

оно связано и с миграцией из сельской местности в города, с военными и социальными конфликтами, слаборазвитостью, недостаточной или непосле­довательной демократизацией и с ощущаемой людьми неспособностью или утратой способности воздействовать на свои жизненные перспективы. Одна­ко столь же ясно, что в ответ относительно развитый мир нередко ограничи­вается принятием мер у своего парадного подъезда или черного хода; отсю­да стремление навесить побольше замков, "завинтить гайки", усилить стены и укрепить заборы, склонность к половинчатым мерам, а не реальным реше­ниям.

Все это создает далеко не радужный фон для спектра норм и принципов, составляющих международно-правовую систему защиты беженцев.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 209.