Российская национальная система бухгалтерского учета и отчетности совершенствуется в направлениях радикального изменения организационных условий функционирования, методики учета в целом и на отдельных участках путем изменения национальных бухгалтерских стандартов и разработки новых.
Основная цель реформирования российского бухгалтерского учета – приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) и требованиями рыночной экономики.
МСФО – это общепринятые правила по признанию, оценке и раскрытию финансово-хозяйственных операций для составления финансовых отчетов. МСФО разрабатываются Международным комитетом стандартизации бухгалтерского учета, состоящим из представителей тринадцати стран и четырех международных организаций, с 1973 года.
Международные стандарты отличаются гибкостью и предполагают, как правило, альтернативные решения одних тех же вопросов. Они не являются строго обязательными для всех стран. Большинство стран на основе международных разрабатывают национальные стандарты.
Можно выделить три основных направления реформы отечественной учетной системы:
1. нормативное и методологическое обеспечение реформы;
2. реорганизация системы управления учетом;
3. подготовка и переподготовка кадров.
Реформирование системы отечественного бухгалтерского учета было начато в 1993 году с принятием Государственной программы «О переходе РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики», разработанной в соответствии с распоряжением Председателя Верховного Совета РФ от 14.01.1992 г.
Другим документом, отражающим изменения системы бухгалтерского учета, явилась Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухучету при Министерстве Финансов РФ 29 декабря 1997г. В ней сформулировано мнение специалистов в области бухгалтерского учета по следующим вопросам:
1. цель бухгалтерского учета;
2. основы организации бухгалтерского учета;
3. содержание и требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете;
4. состав информации, формируемой в бухгалтерском учете для внешних пользователей;
5. критерии признания активов, обязательств, доходов, расходов и их оценка.
Несмотря на работу по сближению российских и международных стандартов финансовой отчетности, правила финансовой отчетности имеют различия. Они определяются назначение отчетности. Если в российской практике основными потребителями отчетной информации являются органы Министерства по налогам и сборам, то компании развитых стран готовят отчетную информацию прежде всего для таких внешних пользователей, как инвесторы, кредиторы, поставщики, покупатели, общественность и других.
В качестве цели на ближайшие 10 лет провозглашено создание условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике Российской Федерации; обозначены следующие направления реформы:
- повышение качества информации, формируемом в бухгалтерском учете и отчетности;
- создание инфраструктуры применения МСФО;
- изменения системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности;
- усиление контроля качества бухгалтерской отчетности;
- повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом, а также пользователей информации.
До 2007 года на МСФО будут переведены общественно значимые экономические субъекты (ОАО и иные организации, имеющие публично обращающиеся ценные бумаги, финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц).
В 2008–2010 г.г. намечен обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов. Будет произведена оценка возможности составления организациями индивидуальной финансовой отчетности непосредственно по МСФО вместо российских стандартов.
На протяжении всего периода намечено повышать и укреплять роль профессиональных общественных объединений в развитии и регулировании бухгалтерской и аудиторской профессии.
В России, в условиях повышенных рисков, признание международных стандартов является важным шагом, направленным на привлечение иностранных инвестиций. Современным российским экономистам следует внимательно изучать отмеченные тенденции развития стандартизации финансовой отчетности, чтобы как можно быстрее устранить отставание нашей страны в данном направлении.
Дата: 2019-12-22, просмотров: 268.