Роль финансового прогнозирования в разработке модели денежных потоков.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Получение предприятием прибыли не обязательно означает, что денежные средства увеличились, а уве­личение денежных средств не означает, что предприятие получает прибыль. Следовательно, необходимо планировать и контролировать оба параметра. Часто могут существовать большие различия между наличностью и прибылью. Планировать поступление наличности можно путем составления прогноза движения денежных средств (пла­на денежных потоков). В основе построения этого документа лежит метод анализа денежных потоков cash - flow (поток наличности или денежный поток).

Управление денежными потоками является одним из важней­ших направлений деятельности финансового менеджера. Оно вклю­чает расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджетов де­нежных средств.

Финансовый цикл или цикл обращения денежной наличности представляет собой время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота. Продолжительность финансового цикла в днях оборота можно рассчитать как разницу между продолжительностью операционного цикла и временем обращения кредиторской задол­женности. В свою очередь продолжительность операционного цикла равна сумме времени обращения производственных запасов, затрат и дебиторской задолженности. Время обращения производственных запасов и затрат можно определить как отношение средних остатков производственных запасов и затрат к затратам на производство продук­ции, умноженным на длину периода. Время обращения дебиторской задолженности определяется как отношение средней дебиторской за­долженности к выручке от продаж в кредит, умноженное на длину периода. Время обращения кредиторской задолженности определяется как отношение средней кредиторской задолженности к затратам на производство продукции, умноженным на длину периода.

Анализ движения потока денежных средств производится по трем основным направлениям: текущей, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. В основе анализа лежат данные отчета о движении денежных средств (форма № 4 финансо­вой отчетности). В нем отражаются поступления, расход и измене­ния денежных средств в ходе текущей, инвестиционной и финансо­вой деятельности предприятия за определенный период. Основной задачей этого отчета является предоставление пользователям необхо­димой информации о получении и расходовании денежных средств за отчетный период. Отчет о движении денежных средств — важный аналитический инструмент, который может быть использован менед­жерами, инвесторами и кредиторами для определения:

- увеличения денежных средств в результате производственно-хозяйственной деятельности;

- способности предприятия оплатить свои обязательства по мере наступления сроков погашения;

- способности предприятия выплачивать дивиденды в денежной форме;

- величины капитальных вложений в основные фонды и прочие внеоборотные активы;

- размеров финансирования, необходимых для увеличения ин­вестиций в долгосрочные активы или поддержания производствен­но-хозяйственной деятельности на данном уровне;

- способности предприятия получать положительные денежные потоки в будущем.

Отчет о движении денежных средств дает возможность пользо­вателям проанализировать текущие потоки денежных средств, оце­нить будущие их поступления, а также способность предприятия погасить свою задолженность и выплатить дивиденды, определить необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов

При прогнозировании потоков денежных средств необходимо учитывать все возможные источники их поступления, а также направ­ления их оттока. Прогноз разрабатывается по подпериодам в такой последовательности:

- прогноз денежных поступлений;

- прогноз оттока денежных средств;

- расчет чистого денежного потока (излишек или недостаток);

- определение совокупной потребности в краткосрочном финан­сировании.

Все поступления и платежи отражаются в плане денежных пото­ков в периоды времени, соответствующие фактическим датам осу­ществления этих платежей, с учетом задержки оплаты за реализован­ную продукцию, услуги или поставки материалов и комплектующих изделий, условий реализации продукции, а также формирования производственных запасов.

Прогнозирование денежных поступлений предполагает расчет их возможного объема. Основным источником поступления денежных средств является реализация товаров. На практике большинство пред­приятий отслеживает средний период времени, который требуется покупателям для того, чтобы оплатить счета, т.е. определяет средний срок документооборота.

Прогнозирование оттока денежных средств определяет погашение кредиторской задолженности. Считается, что предприятие оплачи­вает свои счета в срок. Если же кредиторская задолженность не по­гашается своевременно, то отсроченная кредиторская задолженность становится дополнительным источником краткосрочного финанси­рования.

Расчет чистого денежного потока осуществляется путем сопо­ставления прогнозируемых денежных поступлений и выплат.

Данные об избытке или дефиците показывают, в каком месяце можно ожидать поступления наличности, а в каком — нельзя, поэтому эти два параметра исключительно важны. Они отражают, быстро или медленно бизнес приносит денежные средства. Конечное сальдо бан­ковского счета ежемесячно показывает состояние ликвидности. От­рицательная цифра не только означает, что предприятию потребуются дополнительные финансовые ресурсы, но и показывает необходи­мую для этого сумму, которая может быть получена за счет исполь­зования различных финансовых методов.

Для проверки правильности составления прогноза прибыли, и движения денежных средств целесообразно разработать прогнозный баланс. С этой целью используют баланс, составленный на послед­нюю отчетную дату либо на конец финансового года. Такой метод финансового прогнозирования называют методом формальных фи­нансовых документов. В его основе лежит прямая пропорциональная зависимость практически всех переменных издержек и большей ча­сти текущих активов и обязательств от объема продаж, поэтому этот метод иногда называют прогнозированием на основе процента от продаж. В соответствии с ним осуществляется расчет потребности предприятия в активах с целью обеспечения увеличения объема ре­ализации продукции и прибыли. Этот расчет базируется на условии, что активы предприятия возрастают прямо пропорционально росту объема продаж, а, следовательно, для прироста активов предприятию необходимы дополнительные источники финансирования.

Задачей прогнозного баланса является расчет структуры источ­ников финансирования, так как возникшую разницу между активом и пассивом прогнозного баланса необходимо перекрыть за счет до­полнительных источников внешнего финансирования.

Процесс составления прогнозов прибыли и баланса завершается выбором путей привлечения дополнительных финансовых ресурсов и анализом последствий такого выбора. Выбор источников финан­сирования одновременно является и коррекцией баланса.

 

3. Финансовый план как раздел бизнес-плана предприятия.

В настоящее время активизируется роль финансов, усиливается значение финансовых показателей в оценке деятельности предприя­тий. Особую актуальность приобретает финансовое планирование — одна из главных функций финансового менеджмента на предприя­тии. Ее можно определить, как умение предвидеть цели предприя­тия, результаты его деятельности и то, какие ресурсы необходимы для достижения определенных целей. Финансовое планирование охватывает важнейшие стороны финансово-хозяйственной деятель­ности предприятия, обеспечивает необходимый предварительный контроль за образованием и использованием материальных, трудо­вых и финансовых ресурсов, создает условия для укрепления финан­сового состояния предприятия.

В нашей стране сложилось двоякое отношение к финансовому планированию на предприятии. Директивное планирование, прису­щее командно-административной экономике, выработало достаточно негативное отношение к процессу планирования. Преобразования в экономике и построение рыночных отношений, нестабильность экономической конъюнктуры не позволяли оценить значимость и необходимость финансового планирования для деятельности любого хозяйствующего субъекта. Вместе с тем именно неопределенность уси­ливает риск предпринимательской деятельности и, следовательно, необходимость планирования и прогнозирования в условиях рынка возрастают.

Главной целью финансового планирования на предприятии яв­ляется обоснование стратегии его развития с позиции компромисса между доходностью, ликвидностью и риском, а также определение необходимого объема финансовых ресурсов для реализации данной стратегии.

Финансовое планирование как функция управления охватывает весь комплекс мероприятий по выработке и реализации плановых заданий. Финансовое планирование решает следующие задачи:

- конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количе­ственных и качественных показателей развития;

- выявляет резервы увеличения доходов и способы их мобили­зации;

- обеспечивает воспроизводственный процесс необходимыми источниками финансирования;

- определяет наиболее эффективное использование финансовых ресурсов;

- обеспечивает соблюдение интересов инвесторов, кредиторов и государства;

- осуществляет контроль за финансовым состоянием предприя­тия.

Основой финансового планирования на предприятии является составление финансовых прогнозов. Прогнозирование представляет собой определение на длительную перспективу изменений финансо­вого состояния объекта в целом и его частей. Прогнозирование со­средоточено на наиболее вероятных событиях и результатах и в отли­чие от планирования не ставит задачу осуществить непосредственно на практике разработанные прогнозы. Состав показателей прогноза может значительно отличаться.

Сложившаяся в настоящее время система планирования имеет ряд недостатков. Процесс планирования на предприятии в современ­ных условиях является очень трудоемким и мало предсказуемым. В условиях нестабильности российской экономики невозможно до­стоверно проводить сценарный анализ и анализ финансовой устой­чивости предприятия в меняющихся условиях хозяйствования. Процесс плани­рования по традиции начинается с производства, а не со сбыта про­дукции. При планировании объема продаж преобладает затратный механизм ценообразования.

 

Контрольные вопросы:

1. В виде чего разрабатывается финансовая часть бизнес-плана?

2. С чего следует начинать прогноз прибыли и убытков?

3. Что представляет собой Финансовый цикл или цикл обращения денежной наличности?

4. Что определяет прогнозирование оттока денежных средств?

5. Главной целью финансового планирования на предприятии яв­ляется?

6. Какие задачи решает финансовое планирование?

 

Практическое занятие № 9. Инструменты финансового планирования и прогнозирования.

 

1. Бюджетирование как современный инструмент финансового планирования.

2. Модели финансового прогнозирования.               

3. Решение задач.

 

1. Бюджетирование как современный инструмент финансового планирования.

Современная система управления финансами требует координа­ции принимаемых решений путем разработки и контроля исполне­ния системы бюджетов предприятия. Система бюджетов позволяет установить жесткий текущий контроль за поступлением и расходова­нием средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии.

Посредством бюджетирования реализуются текущее и оператив­ное финансовое планирование, обеспечивается их взаимосвязь и подчиненность финансовой стратегии предприятия.

Составление бюджетов является неотъемлемым элементом об­щего процесса планирования, а не только его финансовой части. Процесс бюджетирования — это целостная система планирования, учета и контроля на уровне предприятия в рамках принятой финан­совой стратегии. Бюджет — это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый для определенного перио­да времени, показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, и (или) расходы, которые должны быть понесены в течение этого периода, а также капитал, который необ­ходимо привлечь для достижения данной цели.

Бюджеты нужны предприятиям для достижения многих целей. Они не только помогают в планировании и координации экономи­ческой деятельности, служат основой для оценки эффективности деятельности предприятия, но и используются так же, как средства управления и стимулирования. Проводя финансовый анализ состав­ленных бюджетов предприятия, можно еще на стадии планирования оценить финансовую состоятельность отдельных видов его деятель­ности, а также решить проблему оптимизации денежных потоков, сбалансированности источников поступления денежных средств и их использования, определить объем и формы, условия и сроки внеш­него финансирования.

В основе построения системы бюджетирования заложены опре­деленные принципы.

Принцип согласования целей предусматривает балансирование всех факторов производства для достижения намеченных задач. Осу­ществляется это путем составления бюджетов снизу вверх, так как нижнее звено руководства более реально оценивает ситуацию и мо­жет обеспечить выполнение запланированных показателей бюджета. При этом руководство предприятия следит, чтобы интересы отдель­ных структурных подразделений не вступали в конфликт с интереса­ми всего предприятия. Для этого проводят согласование бюджетных планов и их корректировку.

Принцип ответственности предусматривает передачу ответствен­ности вместе с делегируемыми полномочиями и характеризует роль человеческого фактора в управлении предприятием. Передача ответ­ственности непосредственно увязывается со степенью влияния, ко­торое конкретный руководитель может оказывать на затраты, выруч­ку или другие показатели.

Принцип гибкости предусматривает включение в систему как статичных, так и гибких бюджетов, которые помогают выбрать опти­мальный объем продаж.

Основная цель процесса бюджетирования — разработка опреде­ленной финансовой структуры предприятия. В финансовой структу­ре выделяются центры финансовой ответственности и финансового учета. К центрам финансовой ответственности, как правило, отно­сятся те структурные подразделения, которые реально влияют на общий результат деятельности предприятия.

Фиксирование пониженной или повышенной цены на изделие часто означает дотирование цен за счет внешних источников, внут­реннюю компенсацию потерь за счет собственных и заемных финан­совых ресурсов для обеспечения стратегических целей предприятия. Иногда фиксируются не только цены, но и надбавки (наценки) к ним в связи с коммерческим расчетом, когда специально недополу­чают прибыль из-за неповышения цены. Так, многие торговые орга­низации сегодня живут не за счет повышения торговых наценок (над­бавок), а за счет увеличения торгового оборота по продажам товаров. Такой подход отражает не текущий, тактический характер управле­ния ценой, а часть финансовой стратегии производственно-коммер­ческой структуры.

Таким образом, управление ценами, являясь составной частью краткосрочной финансовой политики, может выражать общую фи­нансовую стратегию предприятия. В зависимости от целевых устано­вок управление ценами на предприятии может быть текущим и стра­тегическим, т.е. осуществляться в рамках краткосрочной и долгосроч­ной финансовой политики. Практическим проявлением ценовой стратегии является долговременная цена, которая подвержена неболь­шим изменениям в течение длительного периода времени.

Дата: 2019-12-22, просмотров: 359.