Методы развития коммуникативных способностей у детей с заиканием
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Заикание существенно отражается на формировании личности. Хронификация этой речевой патологии часто приводит к патологическим формам поведения и сужению рамок социальной адаптации.

По мнению В.Н. Мясищева, личность раскрывается как сложная система отношений, которая развивается в процессе деятельности человека и общения с другими людьми. Речь тесным образом связана с личностью, т.к. важнейшим проявлением языка является его коммуникативная функция, чаще всего реализуемая в диалоговом взаимодействии. Нарушение общения при заикании меняет условия формирования личности, ее сознание и самосознание.

Поэтому реабилитационные воздействия на заикающегося не могут ограничиваться только воспитанием плановой речи. Значительную роль играет воспитание личности [9, 102].

Цель этого направления реабилитационной работы - развитие у заикающихся социальных взаимоотношений. Детей дошкольного возраста это направление подготавливает к обучению и взаимодействию с учителем и соучениками, к активной общественной деятельности в школе. У подростков и взрослых - это воспитание адекватного отношения к себе, окружающим их лицам и взаимоотношений с ними.

Работа в данном направлении осуществляется с помощью различных психологических, психотерапевтических и коррекционных педагогических воздействий.

Психотерапевтическое направление реабилитационной работы складывается из общей, частной и специальной психотерапии. Психотерапевтические методы воздействия применяются дифференциально, в зависимости от формы заикания и этапа реабилитационной работы.

Общая психотерапия предполагает создание особого положительного эмоционального фона окружающей обстановки, благоприятной для использования приемов частной психотерапии.

Частная психотерапия включает в себя рациональную, суггестивную, тренировочную психотерапию и трудотерапию. Рациональная психотерапия состоит в доступном разъяснении заикающимся сущности их страдания, в воспитании адекватного отношения к речевому дефекту, в возможности их излечения. Рациональная психотерапия проводится индивидуально и коллективно и направляется главным образом на переориентацию личности заикающегося по отношению к своему дефекту как главному фактору, тормозящему реализацию жизненных планов.

Суггестивная психотерапия (термин "суггестия" означает внушение) может проводиться в бодрствующем состоянии или в состоянии дремоты. Заикающимся внушаются мысли о выздоровлении, о возможности плавной речи в любой ситуации и т.д.

Одним из ведущих методов суггестивной психотерапии является аутогенная тренировка, которая направлена на обучение заикающихся навыкам саморегуляции.

Коллективная психотерапия предусматривает лечебное влияние коллектива на каждого члена группы. Она включает специальную работу по устранению отрицательного влияния пациентов друг на друга, оказание помощи заикающимся в утверждении своей роли в коллективе, умении согласовывать свои желания с требованиями коллектива, что в конечном счете ведет к адаптации их к обычным жизненным условиям. Коллективная психотерапия воплощается в таких видах работы, как библиотерапия, трудотерапия, организация соревнований логопедических групп заикающихся по всем разделам обучения и т.д. [21, 155-167].

Для детей дошкольного возраста особенно эффективна общая психотерапия. Она предполагает создание в детском саду и в семье определенной атмосферы взаимоотношений. Сотрудники воспитательного учреждения и родные ребенка выполняют единые требования к его поведению, соблюдению режима и речевого общения в соответствии с конкретным этапом коррекционной работы.

Психологическое воздействие на заикающихся дошкольников осуществляется в основном в игровой деятельности. Игра используется как средство воспитания заикающихся детей и коррекции личностных отклонений [3, 35].

Иная система воспитания и коррекции личности требуется при заикании подростков. Наряду с восстановлением коммуникативной функции речи необходима реконструкция социальной значимости личности, в первую очередь - психолого-педагогическая реабилитация, т.е. адаптация подростка к тем социальным условиям, которые имеют для него особое значение (семья, школа, техникум и т.д.).

Психолого-педагогическая реабилитация включает в себя обучение подростка способам саморегуляции эмоционального состояния, овладение специализированной аутогенной тренировкой, способами самоконтроля, обучение навыкам поведения и общения со сверстниками и взрослыми.

С подростками используются тематические игры, направленные на воспитание адекватных форм психологической защиты. В таких играх создаются модели группового конфликта, например: "ошибка", "неудача", "обида", "застенчивость" и т.п.

Воспитание личности заикающегося подростка осуществляется благодаря использованию различных видов психотерапии (общей, частной и специальной) и психологических тренировок. Кроме этого, каждое логопедическое занятие должно бать пронизано как психотерапевтическими, так и психологическими воздействиями, направленными на психологическую и социальную адаптацию заикающегося.

В этом возрасте, наряду с общим психотерапевтическим воздействием (окружающей обстановкой), особое значение приобретает рациональная психотерапия как один из видов частной психотерапии. Она может проводиться как коллективно, так и индивидуально [12, 236-238].

Процесс воспитания личности заикающихся взрослых связан главным образом с перестройкой нарушенных отношений личности. Многоплановость клинических нарушений заикания у них проявляется в изменении процесса общения в ряде его звеньев. Прежде всего это изменение эмоционального отношения к общению (логофобия), неадекватная оценка коммуникативной ситуации и себя как субъекта общения, избегание ряда речевых ситуаций, сужение круга речевых контактов.

Наряду с логопедической коррекцией существенную роль в реабилитационном процессе приобретает психотерапевтическое и психологическое воздействие на личность заикающихся. Это способствует восстановлению их личностного и социального статуса. Помимо общей и рациональной психотерапии взрослых широко используется специализированная аутогенная тренировка и гипнотерапия [1, 315].

Наиболее подробно ознакомимся с одним из методов частной терапии - сказкотерапией.

 

Дата: 2019-12-22, просмотров: 243.