В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая региональная политика. Следует отметить особую важность регионального аспекта экономических реформ, проводимых у нас в стране.
Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий определены подходы к особому развитию экономики каждого отдельного региона России. При этом главными ориентирами будут[39]:
· учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики;
· перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании природных ресурсов;
· децентрализация процессов управления реформой, активизация экономической деятельности на местах;
· необходимость разработки специальных программ проведения реформ в регионах с особо своеобразными условиями.
В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по пространственной интеграции экономики России. К ним относятся создание механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хозяйствования и органов управления, всемерное содействие развитию общероссийского территориального разделения труда и единого рыночного пространства, меры по преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей, экономического и политического сепаратизма.
Одна из главных целей региональной экономической политики – обеспечение достойного уровня благосостояния населения в регионе. Региональная политика направлена на ослабление внутреннего социального напряжения, сохранение целостности и единства общества. Главная цель региональной политики в экономической сфере – это рациональное использование природно-экономических возможностей области, преимуществ территориального разделения труда и экономических связей данного региона.
Стратегические задачи развития российских регионов сводятся к следующим:
1. Реконструкция экономики и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки, приватизации.
2. Преодоление кризисного состояния АПК, возрождение малых городов и сел, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной; производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель.
3. Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств в области, формирование технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорения экономического и социального прогресса.
4. Развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем – транспорта, связи, информатики, обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики.
Государственная поддержка инвестиционной и инновационной деятельности также осуществляется в форме субсидирования процентных ставок и предоставления инвестиционных налоговых кредитов[40].
Таблица 3.5
Индекс объема инвестиций в основной капитал,
% к предыдущему периоду
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | |
РФ | 117,4 | 110,0 | 102,6 | 112,5 | 110,2 |
ЦФО | 113,5 | 97,9 | 100,7 | 107,0 | 109,3 |
Источник: Госкомстат РФ
Например, индекс прироста инвестиций в основной капитал предприятий Калужской области (табл. 3.6) был сравнительно высоким в 2000-2001 годах. В 2005 году прирост общего объема инвестиций в основной капитал предположительно составит не менее 5% к 2004 году, при этом рост капитальных вложений предусматривается как в социальную сферу, так и в реальный сектор экономики.
Таблица 3.6
Распределение инвестиций в основной капитал в Калужской области, % от общего объема
Год | Собственные средства | Привлеченные средства | Из них |
| ||
|
|
| Кредиты банков | Бюджетные средства | Из них | |
Федеральный бюджет | Регион. бюджет | |||||
2000 | 30,4 | 69,6 | 2,0 | 26,4 | 18,8 | 6,0 |
2001 | 31,7 | 68,3 | 7,0 | 23,0 | 17,0 | 4,5 |
2002 | 36,1 | 63,9 | 3,4 | 19,7 | 13,8 | 3,7 |
2003 | 41,2 | 58,8 | 3,8 | 22,7 | 14,0 | 8,7 |
2004 | 45,8 | 54,2 | 4,3 | 22,9 | 12,1 | 10,8 |
Источник: Госкомстат РФ
Можно выделить две тенденции в инвестиционном процессе (табл. 3.6):
· уверенно повышается доля собственных средств предприятий, инвестируемых в основной капитал;
· снижается доля средств, привлекаемых из федерального и регионального бюджетов.
Современное развитие экономических отношений предполагает обеспечение эффективности хозяйственного оборота и экономической безопасности общества. Публичная власть, создавая условия для занятия предпринимательской деятельностью, вправе рассчитывать на то, что субъекты будут осуществлять ее в рамках, очерченных законом, т.е. добросовестно исполнять налоговые обязанности, предоставлять достоверную информацию об учредителях, месте нахождения и т.д. Не случайно в настоящее время все чаще делается акцент на необходимость осознания предпринимателями своей социальной ответственности. Одним из условий социальной ответственности предпринимателя является соблюдение им налогового законодательства.
Несовершенство федерального законодательства и региональных законов является одним из факторов на пути развития экономики и предпринимательства. Налоговая система РФ долгое время (в течение 1990-х гг.) являлась фактором, сдерживающим экономическое развитие страны.
В целях снятия всех налоговых преград на пути экономического роста и превращения налоговой системы в эффективную систему налогообложения Правительством РФ определены приоритетные направления налоговой политики[41]:
· создание стабильной и ясной налоговой системы;
· формирование стимулов к повышению собираемости налогов;
· создание благоприятных условий для повышения эффективности производства;
· укрепление доходной части бюджета.
Основная цель налоговой политики – постоянный поиск путей увеличения налоговых доходов государства.
Поэтому весь смысл проводимой налоговой реформы (согласно Налоговому Кодексу РФ) можно свести к нескольким основным позициям:
1. Снижение налоговой нагрузки.
2. Сокращение числа налогов.
3. Уменьшение количества и упорядочение налоговых льгот[42].
Обсуждалась возможность снижения ставки налога на прибыль до 20% с 1 января 2006 года. По этому поводу среди экономистов возникают жаркие дискуссии. Например, глава департамента макроэкономического прогнозирования Минэкономразвития России Андрей Клепач отметил, что такое снижение может привести к выпадению доходов бюджета в 2006 году в размере 140 млрд. рублей. При этом Клепач подчеркнул, что выгоду от такого снижения получают только рентабельные и высокодоходные отрасли, которые и сейчас находятся в благополучном положении. Он также заметил, что если снизить ставку налога на прибыль, то существенные средства могут потерять территориальные бюджеты, а этого нельзя допустить, так как на них сейчас лежит значительная нагрузка. Из 24% налога на прибыль федеральная ставка составляет только 6,5%.
В Калужской области с 1 января 2006 года ставка налога на прибыль организаций, установленная абзацем третьим пункта 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации, понижается до 13,5 процентов для организаций, вложивших в 2006 году инвестиции в сфере сельскохозяйственного производства[43]. Эта мера реализовалась и в предыдущие года, что позволило увеличить инвестиции в сельскохозяйственном производстве, с 5,5 млн. руб. в 2004 году.
В настоящее время обсуждаются предложения снижения ставки НДС до 18%. По мнению руководителя Экономической Экспертной группы ФНС, Евсея Гурвича, предложение снизить ставки НДС не учитывает реальных экономических механизмов налоговой системы. Это объясняется том, что фактически бремя НДС лежит на населении, т.к. в случае снижения ставки налога, производитель, чтобы не терять прибыль, сможет увеличить цену. Результатом снижения НДС будет увеличение спроса населения, который уже сейчас не обеспечен товарными ресурсами, что приводит к ускорению инфляции. При этом не увеличатся ни инвестиционные ресурсы предприятий, ни стимулы для инвестиций: они формируются так называемыми прямыми налогами, в первую очередь налогом на прибыль.
«Идея о снижении НДС, на мой взгляд, является формой популизма по отношению к бизнесу, хотя бизнес мало выиграет от данной меры. В итоге возрастет инфляция и относительно безобидный НДС мы заменим самым жестким "инфляционным налогом", который сокращает накопления предприятий и снижает инвестиции», - говорит Гурвич[44].
Укрепление доходной базы государства достигается во всем мире в форме широкомасштабных или частичных налоговых реформ, путем отмены старых и введения новых налогов, изменения налоговой базы, изменения соотношения разных видов налогов, манипуляцией с прогрессивным и пропорциональным обложением. Однако поспешное снижение налогов неизменно приводит к печальным последствиям. Например, отмена с 1 января 2004 года налога с продаж, хорошо зарекомендовавший себя в качестве источника пополнения региональных бюджетов. Вместе с тем, бремя этого налога с оборота, главным образом, розничной торговли, распределялось между продавцами и покупателями в соответствии с соотношением эластичности спроса и предложения. В этом смысле, он гораздо справедливее других налогов, отмены которых никто не требует. Не стоит также забывать, что налог с продаж вытеснил целый ряд действительно вредных региональных и местных налогов и сборов, например сборы за уборку территории.
Все это – в пользу налогоплательщика.
Согласно внесенным 25 апреля 2005 года изменениям в Закон от 26 ноября 2002 года «О транспортном налоге на территории Калужской области» уменьшены ставки налога на легковые автомобили с большой мощностью двигателя: свыше 150 до 200 лошадиных сил - с 50 до 30 рублей, свыше 200 до 250 лошадиных сил - с 75 до 45 рублей, свыше 250 лошадиных сил - со 150 до 90 рублей. Уменьшены ставки налога на мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя свыше 20 лошадиных сил, а также на катера и моторные лодки. А для автомобилей мощностью двигателя от 80 до 100 лошадиных сил ставка увеличена с 5 до 8 рублей. Изменения в Закон вступают в силу с 1 января 2006 года.
Кроме того, Федеральным законом от 20.10.2005 № 131-ФЗ внесены изменения в главу 28 НК РФ "Транспортный налог". С 1 января 2006 года налогоплательщикам-организациям придется отчитываться ежеквартально и уплачивать авансовые платежи по налогу.
Теперь налогоплательщики-организации должны будут отчитываться по итогам:
· налогового периода - не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом;
· отчетного периода - не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным.
Рассмотрим остальные изменения в налоговой сфере Калужской области, произошедшие в 2005 году.
Проводимая налоговая реформа является основным из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения в Россию полномасштабных иностранных инвестиций.
Таким образом, в 2005 году в налоговое законодательство РФ внесено достаточно много изменений и дополнений. Их общий вектор – сокращение числа налогов, рационализация налоговой системы и дальнейшее снижение налоговой нагрузки.
Объем формируемых налоговых доходов во многом зависит от степени результативности контрольной работы налоговых органов.
В настоящее время проводится реформирование структуры и функций налоговых органов с целью повышения эффективности результатов их работы. В этой связи особого внимания заслуживает определение наиболее действенных форм и методов налогового контроля, значительно повышающих объем налоговых поступлений в бюджетную систему РФ.
Основной формой налогового контроля являются налоговые проверки, которые позволяют наиболее полно проследить за своевременностью, полнотой и правильностью выполнения налогоплательщиком своих обязанностей[45]. Остальные формы налогового контроля используются в качестве вспомогательных методов выявления налоговых правонарушений.
В настоящее время налоговые органы все больше внимания уделяют камеральным проверкам, в том числе сопровождающихся запросом дополнительных документов.
Рассмотрим особенности работы налоговых органов в проверки хозяйственной деятельности налогоплательщиков – юридических лиц в 2005 году на примере данных УМНС РФ по Калужской области. Среди всех проверок, в I квартале 2005 года, 85% являются камеральными; соответственно менее 15% выездные налоговые проверки, что объясняется высокой трудоемкостью их проведения.
Следует отметить, что в I квартале 2005 года около 32% общей суммы дополнительно начисленных платежей по результатам налоговых проверок составляют пени за несвоевременную уплату платежей, взыскиваемые в бесспорном порядке.
При этом в I Квартале 2005 года в ходе проведенной контрольной работы 51% от общей суммы доначислений налогов, штрафных санкций были сделаны по результатам выездных налоговых проверок и 10% - по результатам камеральных налоговых проверок. При этом выездными налоговыми проверками было охвачено около четверти проверяющихся налогоплательщиков - юридических лиц.
Следует отметить, что при проведении налоговых проверок, например по налогу на прибыль организаций, нарушения законодательства выявлены у каждой пятой из проверенных организаций, по НДС – у каждой третьей проверенной организации.
Анализ динамики доли налогов с учетом задолженности в ВВП позволяет выявить фискальный резерв налогов[46]. В целях усиления работы налоговых органов по взысканию задолженности и разработки мероприятий по повышению эффективности необходимо исследовать природу этой задолженности.
Для этого обратимся к данным таблицы 3.7.
Таблица 3.7
Дата: 2019-12-22, просмотров: 258.